Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Местные финансы - файл 1.doc


Лекции - Местные финансы
скачать (464.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc465kb.26.11.2011 07:45скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Министерство образования и науки Украины

Приазовский государственный технический университет

Кафедра «Финансы и банковское дело»


Краткий конспект лекций

По курсу « Местные финансы»

Для студентов 5 – 6 курсов специальности «Финансы»

Всех форм обучения.


Ст. преподаватель Вангельева Е.К.

г. Мариуполь 2007 г.
Конспект лекций

по курсу «Местные финансы»

Содержание




Тема 1. Местные финансы в составе финансовой системы Украины.
Тема 2. Местные бюджеты – определяющее звено местных

финансов.
Тема 3. Финансовые ресурсы местного самоуправления.
Тема 4. Планирование и порядок финансирования расходов

местных бюджетов.
Тема 5. Межбюджетные отношения, их составляющие.
Тема 6. Управление финансами и финансовый контроль на

региональном уровне.
Тема 7. Финансовое обеспечение предприятий коммунальной

собственности.
Тема 8. Основы организации финансов местных органов власти в

зарубежных странах.


Тема 1. Местные финансы в системе финансовой системы Украины.
Вопросы для рассмотрения:
1.Формирование науки о местных финансах.

2.Сущность местных финансов.

3.Местные финансы как система.

4.Функции местных финансов.

5.Территориальная громада: понятие, функции, роль, правовой статус.

6.Основы финансовой автономии местных органов власти.

7.Международные стандарты организации местных финансов.
Изложение вопросов темы:
1.Формирование науки о местных финансах.
Наука о местных финансах является самостоятельной отраслью финансовой науки. Процесс ее формирования состоялся в двух основных направлениях:

1. Во-первых, сначала возникла наука о государственных финансах, а затем от нее самостоятельно выделилось учение о местных финансах.

2. Во-вторых, учение местных финансов как науки возникло также в процессе расширения понятия предмета финансовой науки, когда финансовое хозяйствование общин и других территориальных коллективов, которое до этого считалось частным, было включено в состав публичного финансового хозяйства.

В конце 19 столетия местные финансы выделились в самостоятельную отрасль финансовой науки. Это было связано с завершением становления в большинстве стран Западной Европы и Южной Америки органов местного самоуправления и региональных органов власти, конституциональным признанием прав коммун, общин муниципалитетов, регионов, провинций, штатов и других административно-территориальных образований.

В России процесс формирования местных финансов как отдельной отрасли финансовой науки начался после земской реформы 1864 года.

В Украинской Народной Республике под руководством Центральной Рады в 1917-1918 годах делались попытки украинизации земского и местного самоуправления с сохранением его институтов и финансовых основ. Однако после ликвидации Центральной Рады работа приостановилась. Возрождение местных финансов началось в последнем периоде горбачевской перестройки в 1990 году, когда в СССР был определен институт местного самоуправления.

До начала 90-х годов местных финансов в УССР не было, и теоретически они не выделялись как составные финансовой системы. Наличие в финансовой системе современного правового государства - местных финансов как самостоятельной, объективно необходимой составной является закономерностью. Финансы местных органов власти есть не во всех государствах. Их нет в странах с тоталитарными режимами.

Местные финансы в бывших СССР и УССР были ликвидированы в 30-х годах, в следствие деформации финансовой системы, связанных командно-административными методами управления.

^ 2.Сущность местных финансов.
На начало 90-х годов в Украине сложились объективные условия для возрождения местных финансов в процессе становления национальных финансов, основанием институтов местного самоуправления, разграничением функций и задач центральных и местных органов государственной власти и местного самоуправления, одолением деформаций финансовой системы.

В конце 19 - в начале 20 столетий более расширилось определение местных финансов как местного финансового хозяйства административных единиц или как совокупность материальных мер, которые имеются в распоряжении этих единиц для достижения их цели.
Термин «местное финансовое хозяйство» стал приживаться наряду с термином «государственное финансовое хозяйство», которым определялись государственные финансы. Экономисты давали такое определение местных финансов: Финансы - это совокупность материальных мер, имеющихся в распоряжении государства и относящихся к ней единиц самоуправления для достижения цели.
В современных правовых государствах местные органы власти входят в общую систему организации государственной власти, и их компетенция определяется центральной властью. Однако и на сегодня остается и возрастает перечень таких вопросов, которые правовое государство считает полностью передать для разрешения местным органам власти. Для этого необходимы определенные ресурсы. Это и является объективной причиной для функционирования местных финансов.
Основные теории, поясняющие суть и природу местного самоуправления, как форму местных органов.
1. ^ Теория природных прав общины. Она сформировалась в годы Великой Французской революции 1789 года. Теория основывается на той идее, что есть природные права общины, по аналогии к природным правам человека и гражданина.
2. ^ Государственная теория местного самоуправления, сформирована в середине 19 столетия немецкой школой юристов. В ее основе лежит утверждение, что органы местного самоуправления являются органами государственного управления и создаются государственной властью для реализации ее функций и задач на местном уровне. Таким образом, они находятся в структуре государственной власти и ее подчиненности.
3. ^ Теория общественного самоуправления. Появилась также в Германии во второй половине 19 столетия, позже была названа теорией муниципального дуализма. Она синтезирует идеи двух предыдущих. В основе этой теории лежит утверждение, что органы местного самоуправления имеют собственную, природную, а также, суверенную компетенцию только в сфере неполитических отношений.

В 20 столетии произошли значительные изменения в организации местного самоуправления в большинстве европейских стран и его полная унификация.

В 1985 году подписана Европейская хартия о местном самоуправлении, которая заложила общеевропейские принципы организации местного самоуправления.

В октябре 1996 года к Европейской хартии о местном самоуправлении присоединилась Украина.

Таким образом, если причиной функционирования финансов, в общем, является появление государства и товарно-денежных отношений, то причиной возникновения местных финансов является наличие территориальных коллективов, разделение функций и задач, которые возлагаются на их органы власти.
^ 3.Местные финансы как система.
Местные финансы - это система формирования, распределения и использования денежных и других финансовых ресурсов для обеспечения местными органами власти возложенных на них функций и задач, как собственных, так и делегированных центральным органом.

Финансы местных органов власти как система включают в себя несколько взаимосвязанных структурных основных элементов:

  • расходы;

  • доходы;

  • способы формирования доходов;

  • институты системы;

  • субъекты системы;

  • объекты системы;

  • отношения между субъектами системы, системою и другими звеньями финансовой системы государства,

а именно:
Система местных финансов

^ Элементы системы

Структура элементов системы

Расходы

Текущие, развитие, на финансирование собственных полномочий, обязательные, факультативные, на финансирование делегированных полномочий

Доходы

Собственные, закрепленные, переданные, налоговые, неналоговые

Способы формирования доходов

Местные налоги и сборы; части общегосударственных налогов; коммунальные платежи; доходы от имущества и земли, принадлежащие местным органам власти; доходы коммунальных предприятий; кредиты; коммунальные займы; трансферты

Местные финансовые институты

-общественные услуги;

-самостоятельные местные бюджеты;

-коммунальная форма собственности;

-внебюджетные валютные и целевые фонды;

-местные налоги и сборы;

-коммунальный кредит;

-финансы коммунальных предприятий;

-коммунальные платежи

Субъекты

Территориальные громады; городские, сельские и поселковые советы; головы городов, поселков и сел;

областные, Киевская и Севастопольские городские, районные, районные в городах Киеве и Севастополе государственные администрации и советы; Совет Министров и Верховная Рада АРК; Министерство финансов Украины; Кабинет Министров и ВРУ

Объекты

Финансовые ресурсы в фондовой и не фондовой формах

Взаимоотношения

Между субъектами системы, между местными финансами и другими звеньями финансовой системы государства



Главным ключевым элементом местных финансов являются расходы, которые отражают функции и задачи, возложенные на местные органы.
Расходы местных органов власти, в зависимости от их задач, делятся на несколько функциональных видов:

- обязательные расходы, направленные на выполнение обязательных заданий в масштабах всей страны. Сюда также относятся расходы местных органов власти, связанные с долговыми обязательствами, кредитами и займами;

- расходы, которые осуществляются для реализации задания добровольных или факультативных обязательств;

- расходы для реализации делегированных центральным органом власти задач;

- кроме функционального распределения расходы делятся по экономическому назначению. В связи с этим реализуются две большие группы расходов:

  1. текущие (административные расходы);

  2. капитальные (инвестиционные расходы).


Доходы местных органов власти могут классифицироваться по их источникам и по экономической природе.

По источникам доходы местных органов власти подразделяются на:

- налоговые доходы;

- неналоговые доходы (платежи, доходы от имущества, принадлежащие местной власти и от хозяйственной деятельности предприятий коммунальной (муниципальной) формы собственности);

- доходы за счет кредитов и займов;

- трансферты от центральной власти и органов власти высшего территориального уровня.
По экономической структуре (природе) доходы местных органов власти делятся на:

1) ^ Собственные доходы, которые мобилизуются местными органами власти самостоятельно на основе самостоятельных решений и за счет источников, определенных местными органами власти. К собственным доходам относятся:

- местные налоги и сборы;

- доходы от имущества;

- доходы, которые принадлежат местным органам;

- доходы от хозяйственной деятельности коммунальных (муниципальных) предприятий,

- коммунальные платежи;

- доходы за счет коммунальных кредитов и займов.

2) ^ Переданные доходы - это доходы, которые передаются местной власти центральной властью или органам власти высшего территориального уровня.

В Украине по экономической структуре доходы местных органов власти, согласно с законодательством, подразделяются на:

А) собственные;

Б) закрепленные доходы - это одна из форм переданных доходов местных органов власти на стабильной, долгосрочной основе;

В) регулированные доходы – это также одна из форм доходов, которые передаются центральной властью местным органам власти или с бюджетов территорий высшего административного уровня в бюджеты низшего административного уровня.

^ Основным способом формирования доходов местных органов власти в большинстве развитых стран являются местные налоги и сборы. Важными способами являются коммунальные платежи, доходы от коммунального имущества и земли, доходы от деятельности коммунальных предприятий, привлечения кредитных ресурсов и мобилизация средств за счет коммунальных займов. Большую роль играют дотации и другие трансферты, закономерным явлением являются переход в большинстве стран от специальных (целевых) трансфертов к общим субсидиям.
В Украине основным способом формирования доходов местных органов власти в настоящее время являются отчисления от регулированных доходов.

Местные налоги и сборы, кредиты и другие способы формирования доходов местных органов власти, характерные для развитых индустриальных стран, в Украине играют незначительную роль.

Под институтами в системе местных финансов, с одной стороны, следует понимать совокупность норм права, обычаев, традиций, культурных образцов, с другой - это совокупность организационных структур, которые обеспечивают функционирование местных финансовых систем. В системе местных финансов появились и развиваются такие институты, как самостоятельный местный бюджет, внебюджетные, валютные и целевые фонды, коммунальная собственность, местные налоги и сборы, коммунальный кредит, коммунальные займы, финансовые ресурсы коммунальных предприятий, коммунальные платежи, текущие расходы и расходы развития, текущий бюджет и бюджет развития и другие.

В отдельных странах к таким институтам относят и коммунальное страхование. В зарубежных странах ключевая роль также принадлежит институту общественных услуг.

^ Главным субъектом местных финансов в Украине является территориальная громада и органы местного самоуправления, правовой статус которых закреплен в Конституции Украины.

В других странах главными субъектами финансовых отношений в сфере местных финансов являются муниципалитеты, коммуны, регионы, департаменты, провинции, области, округи и другого административно - территориального образования.

^ Объектами системы местных финансов являются финансовые ресурсы, которые мобилизуются, распределяются и используются местными органами власти для выполнения положенных на них функций и задач. Финансовые ресурсы местных органов власти формируются как в фондовой, так и в не фондовой формах.

^ Главными финансовыми фондами местных органов власти являются: местные бюджеты, резервные, внебюджетные валютные и целевые фонды, фонды денежных ресурсов коммунальных предприятий и другие. Ресурсы, которые создаются местными органами власти в виде банковских кредитов, от размещения местных займов, и некоторых других, как правило, находятся в не фондовой форме.
^ 4.Функции местных финансов.
Основные формы влияния (функции) местных органов власти, их финансов на экономику и социальную сферу государства:

1) До финансовых систем местных органов власти мобилизуется значительная часть ВВП. Местные органы власти подобно государству не ограничиваются распределением и перераспределением части ВВП, в сфере своей компетенции осуществляют также и нормативное (правовое) регулирование социально – экономической деятельности, то есть они устанавливают правила поведения хозяйствующих объектов.

2) Местные финансы являются фискальным инструментом. Это позволяет обеспечивать ресурсами развязывание задач, которые возлагаются на местные органы власти.

3) Финансы местных органов власти являются инструментом обеспечения общественных услуг. Местное самоуправление, как и государство, является инструментом, который предоставляет общественные услуги.

4) Местные финансы являются инструментом обеспечения экономического роста.
Кроме указанных форм влияния на экономику и социальную сферу могут оказывать и другие, связанные с выполнением делегированных полномочий центральной власти. В этой сфере - проблемы охраны правопорядка, обороны, соблюдения законности, государственной регистрации и другие.
^ 5. Территориальная громада: понятие, функции, роль, правовой статус.
Территориальный коллектив – союз людей публичного характера или местный публичный союз. Таким образом, территориальный коллектив является формой организации.

В Конституции Украины, принятой в 1996 году, территориальный коллектив назван территориальной громадой.
^ Территориальная громада – это совокупность граждан Украины, которые проживают в городской или сельской местности, имеют коллективные интересы и определенный законом правовой статус.

Функции территориальной громады отображаются в Конституции Украины (ст.143). Территориальные громады непосредственно или через свои органы местного самоуправления осуществляют:


  • управление имуществом, которое является коммунальной собственностью;

  • утверждение программы социально–экономического и культурного развития, контролируют их выполнение;

  • утверждение бюджетов соответствующих административно–территориальных единиц и контролируют их выполнение;

  • устанавливают местные налоги и сборы согласно с законом;

  • обеспечивают проведение местных референдумов и реализацию их результатов;

  • создание, реорганизацию и ликвидацию коммунальных предприятий, организацию и учреждение, а также контролируют их деятельность;

  • разрешают другие вопросы местного значения, отнесенные законом к их компетенции.


Территориальная громада имеет такие правовые признаки:

1) наделяется правом юридического лица;

2) может быть субъектом цивильно – правовых отношений;

3) имеет право осуществлять хозяйственные операции, приобретать и отчуждать имущественные права, входить в обязательства, вести процессы, взыскивать со своих членов принудительно сборы на удовлетворение общественных потребностей;

4) имеет право на формирование собственного бюджета, образование внебюджетных, валютных, страховых, резервных и других целевых фондов денежных ресурсов;

5) являться субъектом предпринимательской деятельности в сфере предоставления громадских услуг;

6) имеет право быть создателем предприятий, иметь часть в уставных фондах хозяйственных товариществ, получать доходы от дивидендов;

7) являться субъектом финансово – кредитных отношений, могут размещать местные займы, получать кредиты в банковских учреждениях и давать кредиты физ. и юр. лицам, имеют право создавать коммунальные банки, доверительные и страховые товарищества, пенсионные фонды и другие коммунальные финансово – кредитные учреждения, выступать гарантом кредитов;

8) территориальная громада пользуется, владеет и распоряжается имущественной коммунальной собственности. Имущество коммунальной собственности принадлежит территориальной громаде на правах коллективного владения ее членами.


^ 6.Основы финансовой автономии местных органов власти.
План:

1) Понятие финансовой автономии местных органов власти.

2) Граничные и количественные показатели финансовой автономии.

3) Взаимосвязь местных и государственных финансов.
1) Понятие финансовой автономии местных органов власти.

Финансовая автономия - это база самоуправления территориальных коллективов, самостоятельности всех уровней местной власти.

^ Финансовая автономия – это самоуправление в сфере финансов.

Как уже известно, финансы местных органов власти – это система формирования, распределения и использования местной властью финансовых ресурсов для обеспечения возложенных на нее функций и задач.

^ Принцип автономности реализуется потому, что такую систему каждый местный орган власти создает сам: подбирает ее модель, внутреннюю структуру, определяет соотношения между отдельными элементами.

Финансовая автономия является основной формой реализации принципов местного самоуправления. Выделение от задач центральной власти задач, которые возлагаются на местную власть, приводит к потребности в таких финансовых источниках, на которые может влиять местная власть. Именно такой подход предусматривает Европейская хартия о местном самоуправлении. Для стран, которые подписали хартию, установлено требование признавать наличие органов местного самоуправления, уполномоченных принимать решения, которые пользуются широкой автономией относительно компетенций, порядка осуществления этих компетенций и мерах необходимых для выполнения своей миссии.

^ Финансовая автономия местных органов власти – это финансовая независимость этих органов при выполнении возложенных на них функций.

Финансовая независимость в совокупности с организационной и административной независимостью является предисловием эффективного развязывания местными органами власти возложенных на них задач. Таким образом, главным критерием, который удостоверяет финансовую автономию местных органов власти, является наличие у них прав принятия решений в сфере собственных финансов. Если такого права не предусмотрено в законодательстве, то местные органы финансовой автономии не имеют. Право принятия решений является главным условием финансовой автономии местных органов власти.
2) Граничные и количественные показатели финансовой автономии.

Уровень финансовой автономии местных органов власти может быть определен также системой количественных показателей:

- показатель удельного веса расходов на реализацию собственных полномочий. Характеризует объем функций, которые обеспечиваются органами местного самоуправления за пределами прямого государственного контроля;

- показатель удельного веса основных расходов. Характеризует объем задач, которые обеспечиваются местными органами власти под контролем государственной власти на уровне установленных его единых государственных стандартов;

- показатель удельного веса расходов на финансирование делегированных полномочий. Отражает объем задач государственной власти, которые делегируются ею для обеспечения местными органами власти;

- показатель удельного веса собственных доходов в доходах местных бюджетов. Указывает на степень зависимости доходных источников местных органов власти от их собственной деятельности и собственных решений и является наибольшим универсальным показателем уровня самостоятельности местных бюджетов;

- показатель удельного веса собственных и закрепленных доходов в доходах местных бюджетов. Показывает уровень самостоятельности местных бюджетов с учетом переданной им государством на долгосрочной основе дополнительной доходной базы;

- показатель удельного веса доходов местных бюджетов от местных налогов и сборов. Характеризует часть доходов бюджета, которые формируются за счет налогов и сборов, которые устанавливаются местными органами власти;

- показатель удельного веса несвязанных субсидий в доходах местных органов власти. Отражает объем финансовой помощи местным органам власти со стороны государственной власти, которая не ограничивается конкретной целью и задачами. Такая помощь может рассматриваться как способ для укрепления собственной доходной базы местных органов власти.

Важным показателем финансовой автономии является коэффициент налогоспособности административно-территориальной единицы:

Кп =

где Пт – налогоспособность отдельной территории;

Пс – средняя налогоспособность в пределах страны.

^ Налогоспособность территории – это показатель, который характеризует абсолютный объем ВВП, который производится в ее границах на душу населения и который может быть объектом коммунального налогообложения:

если Кп > 1 – территория является финансовым донором,

Пп < 1 – территория получает финансовую помощь в процессе финансового выравнивания.

^ Коэффициент налогоспособности является показателем автономии местного органа власти от способов финансового выравнивания его доходов и расходов, которые осуществляются центральной властью.


  1. Взаимосвязь местных и государственных финансов.

Местные финансы и государственные финансы – это нетождественные понятия. Местные финансы не включаются в состав государственных финансов, хотя и тесно связаны с ними. Финансы местных органов власти подчинены государственным финансам, поскольку государство определяет объем функций местного самоуправления и правовое поле местных финансов.

Государственные финансы и местные финансы являются институтами реализации функций институтов организации общественной жизни государства и местного самоуправления. И те и другие финансы обслуживают не частные, а общественные интересы. Как государственные финансы, так и местные финансы имеют публичный характер.

Государственные финансы во многих переходных формах проникают в финансы местных органов власти, принимают участие в их формировании.

Основной функцией государственных финансов является сбалансированность финансов местных органов власти.

На данном этапе в Украине важно найти такие формы взаимодействия государственных и местных финансов, по которым будет гарантирована финансовая автономия местной власти и эффективность всех публичных финансов.
^ 7. Международные стандарты организации местных финансов.
Украина как суверенное государство стала в 1995г. членом Совета Европы. Таким образом, она взяла на себя обязательства строить местные финансы в соответствии с международными стандартами их организации. Такие стандарты являются важной составной частью учения о местных финансах.

Европейская хартия о местном самоуправлении

(принятая в октябре 1985 г.)

1. Органы местного самоуправления имеют право в пределах общегосударственной экономической политики свободно распоряжаться достаточными собственными средствами (местные органы власти не могут быть лишены свободы определять первоочередные расходы).

2. Финансовые ресурсы органов местного самоуправления нужно определять соответственно компетенциям, предусмотренным Конституцией и законом.

З. Хотя бы часть финансовых ресурсов органов местного самоуправления должна поступать за счет местных сборов или налогов, ставки которых эти органы определяют в границах закона.

4. Финансовые системы, которые обеспечивают поступление финансовых ресурсов органов местного самоуправления, должны быть достаточно разнообразными и гибкими для сохранения соответствия реальным расходам при осуществлении их полномочий.

5. Устанавливается необходимость введения процедур финансового выравнивания или эквивалентных мероприятий, предназначенных для коррекции последствий неравномерного распределения потенциальных источников финансирования, а также их финансового груза для защиты финансово слабых органов местного самоуправления.

6. Устанавливается необходимость соответствующим образом согласовывать с органами самоуправления выделение им перераспределенных средств.

7. По возможности, субсидии, которые предоставляются органам местного самоуправления, не могут предназначаться для финансирования определенных проектов.

8. С целью финансирования инвестиций органы местного самоуправления имеют право на доступ к внутреннему рынку заемного капитала.
Всемирная декларация местного самоуправления(Сентябрь 1985 г.)

Аналогичные основным принципам Европейской хартии о местном самоуправлении.
Декларация о принципах местного самоуправления

в странах СНГ (1993 г.)

1. Органы местного самоуправления имеют право на материальные финансовые ресурсы, что отвечает их полномочиям, а также достаточные, чтобы обеспечивать государственные социальные стандарты для населения.

2. Устанавливается право представительского органа местного самоуправления самостоятельно принимать местный бюджет.

3. Существует необходимость финансового выравнивания.

Отсутствующие пункты 3,6,7 Европейской хартии о местном самоуправлении
Европейская хартия городов и Европейская декларация

прав городов (1992 г.)

1. Местные органы власти обязаны обеспечивать экономическое развитие своих регионов.

2. Экономическое и социальное развитие взаимосвязаны.

3. Город в экономическом и социальном плане является частью своего региона.

4. Экономический рост и развитие зависит от инфраструктуры, достаточной для организации, поддержки и развития такого роста.

5. Сотрудничество между частным и государственным секторами является важным компонентом в городском экономическом росте и развитии.


Тема 2. Местные бюджеты – ведущая отрасль местных финансов.
Вопросы для рассмотрения:
1. Структура системы местных финансовых институтов.

2. Понятие самостоятельности бюджета. Система местных бюджетов.

3. Виды местных бюджетов.
Изложение вопросов тем:


  1. Структура системы местных финансовых институтов.


Процесс становления местных финансов Украины, который начался в 90-х годах, сопровождается значительными изменениями во всей финансовой системе государства. Система местных финансовых институтов в Украине еще не имеет завершенного характера. Особенность Украины в том, что большинство местных финансовых институтов создаются сверху, а не на основе эволюционного развития их согласно местных интересов. Поэтому система местных финансовых институтов является фактически однотипной во всех территориальных коллективах.
^ Схема. Местные финансовые институты.


Финансы коммунальных предприятий

Коммунальный кредит

Коммунальные платежи

Коммунальная форма собственности





Система местных финансовых институтов





Внебюджетные фонды

Самостоятельные местные бюджеты

Институт громадских услуг

Местные налоги и сборы


^ 1.1 Институт громадских услуг.

В зарубежных странах указанный институт является ключевым институтом в системе местных финансов. Он определяет модель местных финансов. Объем и формы местных финансов выделяются распределением ответственности государства и местной власти по предоставлению громадских услуг, их перечнем, структурой, объемом, качеством.

Украина находится в стадии становления системы местных финансовых институтов.

Принятие в 1996 году Конституции Украины, закрепление в ней института местного самоуправления и его материальной и финансовой основы обусловило необходимость неотложного практического развязывания проблем становления местных финансов, организации финансовой системы на принципиально новых основах, что следует отметить особенно. Однако местные финансы есть только в странах, которые взяли за основу модель «относительной автономии», т.е. если государство определяет право на автономию местных органов власти, если она разграничивает функции и задачи, которые возлагаются на центр и территории.
^ 1.2 Самостоятельные местные бюджеты.

Местные бюджеты являются фондами, в которых мобилизуется основная часть финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения громадских услуг. Особенно важное значение для ее становления имеют такие институты, как:

- текущие бюджеты;

- бюджеты развития;

- расходы;

- собственные и закрепленные доходы.
^ 1.3 Местные налоги и сборы.

Обеспечивают фискальные возможности самостоятельности местных бюджетов в части формирования их доходов.
1.4 Коммунальный кредит.

Коммунальный кредит в условиях рыночной экономики – главный и по сути единственный источник финансовых ресурсов для инвестиционных программ, которые разрабатываются и осуществляются органами местного самоуправления.
^ 1.5 Финансы коммунальных предприятий.

По объему ресурсов коммунальных предприятий в большинстве зарубежных стран можно поставить в один ряд с местными бюджетами. В Украине реальный процесс становления финансов коммунальных предприятий начался лишь после принятия Конституции 1996г., когда коммунальные предприятия были разгосударствлены.
^ 1.6 Внебюджетные валютные и целевые фонды органов местного самоуправления и коммунальные платежи.

Внебюджетные валютные и целевые фонды органов местного самоуправления и коммунальные платежи дают локальным финансовым системам большую гибкость, что содействует стабилизации местных финансов.
^ 1.7 Институт коммунальной формы собственности.

Коммунальная форма собственности на финансовые ресурсы и имущество местных органов власти является необходимым условием автономного действия местных финансов.
^ 2. Понятие самостоятельности бюджетов.

В 1990г. в Украине начался процесс становления системы местных бюджетов, осуществления на новой основе их расходов, внедрения новых способов формирования доходов.

^ Система местных бюджетов – совокупность самостоятельных местных бюджетов, которые не включаются в состав государственного бюджета и один в один.

Система местных бюджетов включает два вида бюджетов:

- бюджеты территориальных громад и других органов местного самоуправления;

- бюджеты государственных образований, которые являются субъектами федерации (например, бюджеты земель ФРГ, штатов в США, субъектов федерации в России).

^ В унитарных странах понятие местные бюджеты сочетается с понятием бюджеты местного самоуправления. В федеративных государствах используются два вида местных бюджетов. Украина является унитарной страной. Поэтому местными бюджетами здесь следует считать бюджеты органов местного самоуправления.

Конституция Украины не выделила характер республиканского бюджета АРК, областных и районных бюджетов. Однако, их, безусловно, следует считать местными, поскольку в правовой унитарной стране может быть лишь один государственный бюджет – бюджет центрального правительства.

Местный бюджет может рассматриваться в трех аспектах:

- во-первых, это правовой акт, согласно с которым органы власти получают легитимное право распоряжаться ценными фондами денежных средств;

- во-вторых, это план (смета) расходов и доходов соответствующего местного органа власти или самоуправления;

- в-третьих, это экономическая категория, поскольку бюджет является закономерным экономическим атрибутом любой самостоятельной территориальной единицы, наделенной соответствующим правовым статусом.
^ 3. Виды местных бюджетов.

В Украине действует система так называемых сводных бюджетов. Они используются в процессе бюджетного планирования и бюджетного регулирования.

К местным сводным бюджетам в Украине относят:

- бюджет Автономной Республики Крым;

- бюджет области;

- бюджет города с районным делением;

- бюджет района.

^ Бюджет Автономной Республики Крым объединяет республиканский бюджет автономии и бюджеты районов городов республиканского подчинения этой автономии.

Бюджет области складывается из областного бюджета и бюджетов районов и городов областного подчинения.

^ Бюджет района объединяет районный бюджет, бюджет городов районного подчинения, бюджеты сельских и поселковых советов.

Бюджет города с районным делением объединяет городской бюджет и бюджеты районов в городах.

^ Свободных консолидированный бюджет Украины – это совокупность всех бюджетов, которые входят в состав государственного и местных бюджетов.
  1   2   3   4



Скачать файл (464.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации