Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Конспект курса лекций Экономическая теория - файл гос регулирование экономики Лекция 15.doc


Конспект курса лекций Экономическая теория
скачать (289.9 kb.)

Доступные файлы (15):

гос регулирование экономики Лекция 15.doc71kb.14.12.2006 17:39скачать
Общественное производство Лекция 2.doc73kb.02.03.2007 12:49скачать
основы теории воспроизводства Лекция 12.doc248kb.16.10.2007 10:24скачать
Предпринимательство Лекция 9.doc69kb.10.04.2007 15:33скачать
предприятие Лекция 11.doc104kb.09.04.2008 20:33скачать
Распределение и формирование доходов Лекция 4.doc146kb.21.02.2001 16:32скачать
РЫНОК Лекция 7.DOC104kb.18.12.2007 17:43скачать
Собственность Лекция 3.doc153kb.21.02.2001 16:42скачать
тенденции развития мирового хозяйства Лекция 16.doc291kb.01.03.2001 16:57скачать
Теория денег Лекция 6.doc103kb.16.10.2006 13:32скачать
Теория экономического цикла лекция 13.doc72kb.11.02.2001 22:00скачать
Товарное производство Лекция 5.doc129kb.09.01.2001 18:53скачать
Финансово-кредитная система Лекция 8.doc91kb.06.04.2007 15:10скачать
формы предпринимательской деятельности Лекция 10.doc104kb.29.01.2001 21:33скачать
Экономическая теория Лекция 1.doc68kb.29.10.2007 16:15скачать

содержание

гос регулирование экономики Лекция 15.doc

Тема: Основы теории государственного регулирования экономики.

Изучение данной темы поможет уяснить сущность и необходимость государственного регулирования рыночной экономики, ознакомиться с его основными формами, методами и инструментами.
План лекции:

  1. Государственное регулирование экономики: сущность, необходимость и экономические функции;

  2. Формы, методы и инструменты государственного регулирования.


Общепризнанно, что современная рыночная экономика не может существовать без государственной хозяйственной деятельности, без вмешательства государства в экономику. Дискутируются лишь масштабы такого вмешательства.

Какими объективными обстоятельствами обусловлена необходимость государственного регулирования и где его пределы?

Рынок, в основном, ориентирован не на производство социально необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги.







Рынок не способствует защите окружающей среды;

Порой игнорирует потенциально негативные последствия принимаемых решений;

Не создаются стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования.

Не гарантирует право на труд и получение дохода;



Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что ему надлежит заботиться об инвалидах, детях, стариках, малоимущих, регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы.


В условиях рынка






^ Полный государственный монополизм в управлении экономикой. Он был характерен для СССР и стран социалистического содружества

Крайний либерализм, признающий эффективным только условия неограниченного частного предпринимательства. Присущ США.

^ Различные сочетания рыночных и государственных регуляторов. Реализован в «японской», «шведской» моделях, в моделях социально-ориентированного рыночного хозяйства в ФРГ, в «китайском» варианте развития


Государственное вмешательство в экономику связано с ограниченностью самого рыночного механизма. Можно выделить три глобальные функции государства:


Государство, используя различные экономические инструменты, призвано создать такой экономический фон, который обеспечил бы эффективное функционирование производства. В частности, большое значение имеет антимонопольная деятельность государства, обеспечение максимально благоприятных условий для действия рыночного механизма, активизации конкуренции;

Чисто рыночное распределение вовсе не гарантирует получение прожиточного минимума. Справедливое, с точки зрения рынка, распределение, несправедливо в общечеловеческом плане. Поэтому государство взяло на себя функцию перераспределения доходов через налоги, а также поддержание нетрудоспособных, регулирование рынка рабочей силы, материальное обеспечение безработных;

Государство вовлекается в макроэкономическую функцию поддержания экономической стабильности, сглаживания циклической формы развития экономики, проведения антиинфляционной политики.



Итак, государственное регулирование дополняет, корректирует чисто рыночный механизм. Как образно пишет Пол Самуэльсон, управлять экономикой в отсутствии того или другого – равно, что пытаться аплодировать одной рукой.

В экономической теории существуют разные точки зрения по поводу допустимых границ вмешательства государства. Ответ на этот вопрос будет различным в зависимости от того, кто отвечает: кейнсианцы или сторонники неоклассической теории. Но в любом случае надо иметь в виду, что экономическими регуляторами следует пользоваться осторожно, не ослабляя рыночный механизм и рыночные стимулы.




Государство, осуществляя регулирование социально-экономических процессов, использует систему способов, форм, методов и инструментов, которые меняются в зависимости от экономических задач и материальных возможностей государства.

Принято деление способов регулирования на правовые (законодательные), административные и судебные.


Состоит в установлении государством правил «экономической игры» для производителей и потребителей. Система законодательных норм и правил определяет формы и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования предприятий, организаций и учреждений рыночной инфраструктуры, взаимные обязательства в области трудовых отношений работодателей и профсоюзов и др.




Включает в себя методы по регулированию, лицензированию, квотированию и т.п. С помощью административных мер (в виде мер разрешения, запрещения, принуждения) осуществляется государственный контроль за ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом;

В случае возникновения конфликтных ситуаций между хозяйствующими субъектами, государством и предпринимателями, производителями и потребителями окончательное решение может быть принято только арбитражными или другими судами












-Бюджетно-налоговая;

- Денежно-кредитная;



  • Амортизационная;




  • Валютная;




  • Таможенная;




  • Антимонопольная;

П


О

Л

И

Т

И

К

А





Т.е. обоснование целей и характера структурной перестройки экономики, определение приоритетных звеньев общественного производства и оптимального соотношения между ними. Ключевыми направлениями структурной политики являются: создание развитого потребительского рынка, преодоление технологической отсталости, свертывание неэффективных сфер использования инвестиций, проведение конверсии, снижение зависимости от импорта.







Это адекватная рыночным отношениям форма макроэкономического планирования. Его показатели не имеют статуса обязательных заданий, а носят рекомендательно-ориентирующий характер. Этим оно отличается от директивного планирования социалистической экономики. Сердцевиной индикативных планов являются экономические программы, направленные на решение наиболее актуальных проблем развития страны.









Призвана, с одной стороны, регулировать процесс создания монопольных структур, с другой – создавать благоприятные условия для того, чтобы конкуренция работала с наибольшей эффективностью.






Является эффективным средством реализации экономической политики государства. Бюджетная политика реализуется через определение оптимальных соотношений между доходами и расходами государства. С ее помощью регулируются такие важнейшие объекты экономики, как совокупный спрос, экономический рост, инфляция. Эффективность бюджетной политики во многом определяет налоговая политика. Государство через уровень налогообложения, налоговые ставки и налоговые льготы определяет, с одной стороны, величину бюджета, с другой – направляет деловую активность хозяйствующих субъектов в соответствии с целями и приоритетами социально-экономического развития страны.





Это мероприятия Национального банка, направленные на изменение денежной массы в обращении, объема кредита, уровня процентных ставок и других показателей, посредством которых государство приобретает способность воздействовать на экономическую конъюнктуру

Как правило, такое воздействие осуществляется в двух формах: кредитной экспансии и кредитных ограничений. Первая применяется в период экономического спада и реализуется с помощью кредитных вливаний в экономику, что достигается снижением процентных ставок. Вторая форма применяется при «перегреве» экономики. Чтобы уменьшить деловую активность, государство идет на «удорожание денег».

К основным методам денежно-кредитного регулирования относятся:

  • изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков;

  • изменение учетной ставки при предоставлении им ссуды;

  • покупка и продажа государственных ценных бумаг




Все эти методы и инструменты требуют комплексного использования и образуют макро-маркетинг экономики.


Скачать файл (289.9 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации