Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лабораторная работа - Техники НЛП - файл 1.doc


Лабораторная работа - Техники НЛП
скачать (618.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc619kb.30.11.2011 00:21скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4
НЛП


Создание транса,нейро-лингвинистическое

програмирование гипнотических состояний.
1Введение

Книга-стенограмма 3-дневного семинара по Эриксонианскому гипнозу
2 цели семинара
-использование (ЭГ) в различных областях деятельности (терапия и др)

-изменение собственной личности.

ЭГ-усваивается также, как и любой другой навык, главное практика.

ЭГ-совокупность различных навыков (как и другие сложные виды дея-

тельности, вождение автомашины, например).Отдельные части нужно до-

вести до автоматизма, чтобы исполнить ЭГ.

Всю жизнь мы моделируем, главная семантическая цель семинара-нау-

чить модели, как делать гипноз.

Цель ЭГ-добиваться лучших результатов в коллективной деятельнос-

ти, гипноз не панацея, но очень эффективное средство.

Процесс обучения ЭГ сложен, ибо главное-заметить то, что во мно-

гом вы уже знаете.
УПРАЖНЕНИЕ 1 Группы по 3 человека: "А"-думает о ситуации, в которую

глубоко вовлечен с ограниченым центром внимания, "Б" и "В", не зная

подробностей, описывают состояние,говорить нужно нарочисто неопре-

деленно (хитро, ловко,искусно, неопределенно,неясно,смутно - пере-

вод). Наблюдают за реакцией, что помогает, а что мешает расслабить-

ся?
АНАЛИЗ: 1 Темп голоса должен совпадать с дыханием.

2 Внимание должно оставаться внутри ограниченного объекта

3 Соответствие модальночстей "А" и "Б","В".

4 Отсутствие избыточности, генерализация.

5 Избегать аппеляции к логике (все другие переживания

исчезают; "А"-подумал:"А какие именно?";что вывело его

из расслабления.

6 Естественность перехода А,В,К-модальностей. Говорить

очевидное для А,В,К.

Незнакоые люди в лифте не ведут себя естественно. Почти всегда

они-в трансе.

Очень важно строить естественную последовательность.Резкий пере-

ход А-В-К и т.п.-разрыв, выход из транса. Замешательство будет

рассмотрено ниже.
УПРАЖНЕНИЕ 2 Аналогично упр.1,но:

-использование неопределенных выражений (неоднозначных, неточных,

неподробных).

-подстраивать речь, дыхание и т.п. "Б","В" с "А";что усиливает

действие.
АНАЛИЗ: Гипноз-использование механизма обратной связи, а

упр.2-ничтожная часть возможностей.

1 Темп речи должен соответствовать содержанию, плюс тон

высота, дыхание, движения и т.п.(предикаты).
Гипноз - не процесс, в котором кто-либо управляет людьми, а про-

цесс, в котором люди получают обычно отсутствующую у них обратную

- 2 -
связь.

Очень важно не то, что говорить, а то, как говорить. Главная за-

дача-заметить, на что человек реагирует естественно.
ПРИМЕР:

- ... меня пытались гипнотизировать много лет, но ничего у них не

вышло. Попробуйте меня гипнотизировать!

-Я не смогу вас гипнотизировать.

-Вы всетаки попытайтесь.

-Я не могу этого сделать. Я вообще ничего не могу сделать. Если я

решил заставить вас не закрывать глаза, то вы не закроете глаза.Я

попробую держите глаза широко открытыми. Будте насторожены и бди-

тельны. Все, что вы делаете, вы делаете здесь и сейчас.

Человек сопротивляется, пока не впадает в транс.
АНАЛИЗ: заметить реакцию пациента и доставить ему контекст, в ко-

тором он может надлежайшим образом реагировать естествен-

ным для него способом.
РАППОРТ - состояние, в котором человек реагирует с большей лег-

костью. Раппорт строят, соразмеряя свое поведение с поведением

человека разногласия мешают. Речь должна соответствовать способнос-

ти слушать. Соответствие модальностей, предикатов, МАИ и САИ. Т.е

подстройка.
Продолжить упр.2, но - подстроиться под нынешние переживания "А".
НАПРИМЕР:"Вы слышите звук моего голоса... и чувствуете тепло там,

где ваша рука лежит на бедре..." Выбор фраз требует некоторого ис-

кусства. В примере человек не осознавал тепло, но оно было, значит

вербализация верна, приобретается доверие, усиливаются переживания.

Если же продолжить кинестетические предложения, а затем сказать:

"Вы слышите шорох, в комнате перелистывают бумагу,"то человек снова

переведет свое сознание, чтобы проверить правильность вербализации

того, что в обычном состоянии не осознается. Т.е строится раппорт и

одновременно тем же маневром меняется сознание.
ГЛУБИНА ГИПНОЗА не является критерием оценки.
ГАЛЮЦИНАЦИИ - средство достижения целей.
ГАЛЛЮЦИНАЦИИ
-положительные (направленные видеть то, чего в настоящее время нет)

-отрицательные (не видеть того, что есть)
Галлюцинации-признак транса и способ введения в транс.
Очень важно-уметь использовать раппорт. Ключ-способность произво-

дить переходы.

(В Калифорнии принимают закон, по которому наводить измененные

состояния можно лишь дипломированному гипнотизеру.)

Нужен приятный способ перевести человека из его нынешнего состоя-

ния в транс (начиная с нынешнего состояния и кончаяя описанием того

состояния, в которое нужно привести. Нужны переходные слова. Напри-

мер: "если","когда","потому что", "и","и вот", "даже сейчас", "пос-

кольку", которые подсказывают наличие связи между двумя утверждени-

ями. "Если вы сидите здесь,то вы можете понять, что я собираюсь кое

-что сказать вам".

- 3 -
Начав с информации, основанной на чувственных переживаниях, вы

получаете затем возможность совершать переходы и вызывать реакции,

наводящие измененные состояния.Сенсорное основание может не при-

сутствовать в сознании, но должно быть чем-то, что человек может

обнаружить.

ПРИМЕР: "Стен, вы чувствуете плотность вашего уса, и если вы про-

ведете по нему пальцем, то заметите, что у вас только что промель-

кнула улыбка. Вы можете даже чувствовать локоть другой рукой и ощу-

щать,как поднемается и опускается ваша грудь, когда вы дышите. И

может быть, вы этого не знаете, но вы сейчас осознаете температуру

вашей правой ноги".

Переходные слова-связь, которая позволяет человеку двигаться без

перерывов от одной идее к другой.

ПРИМЕР:"Когда вы сидите на этом стуле, вы ощущаете тепло вашей

руки, лежащей на вашем плече, и вы чувствуете прикосновение блокно-

та к вашим ногам. Если вы прислушаетесь, вы можете услышать биение

вашего сердца, и вы в самом деле не знаете... в точности... чему вы

должны научиться в ближайшее время, но вы можете себе представить,

что есть много новых идей и есть новые переживания и новое понима-

ние, которые могут быть вам полезны".

Т.е. связывая нечто реальное, но не замечаемое в сенсорном опыте

человека с идеями, которые нужно вести, мы делали их более заслужи-

вающими доверия.

ПРИМЕР: "Вы чувствуете боль в руке, она у вас сильно болит, но вы

ощущаете также биение сердца, движение пальцев на ваших ногах, и вы

слышите шум в своих ушах, когда ваше сердце бьется. Вы ощущаете оч-

ки на вашем носу, и возможно, вы начнете ощущать другую руку, и эта

рука может вызвать у вас очень сильные ощущения. Вы чувствуете ка-

ждый палец, более того, вы можете собрать все ощущения одной руки и

направить их в другую". (Анализ работы с болью).
АНАЛИЗ: предложения не только логичны, но они представляют собой

последовательность указаний на нечто правдоподобное.

Переходы представляют собой механизм облегчения.
КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ ГИПНОЗА - легкость.Трудность указывает на нечто

чего мы не знаем.

В ЭГ можно использовать и разрывы, что будет рассмотренно ниже.

ПРИМЕР: семейная терапия.

-Я хочу, чтоб моя жена оставила меня в покое.

-Хорошо заприте ее в чулан.

-Да нет я этого не хочу.

-Хорошо, так чего вы хотите?

-Я просто хочу, чтобы она перестала говорить мне о покупках.

-Значит вы хотите, чтобы она писала вам письма?
Состояние в гипнозе (неопределенное, скрытое ожидание) - человек

не теряет сознания, но парадигма (правило, образец), который управ-

ляет его сознанием, не действует.В это время можно вводить информа-

цию и т.п. Первый шаг - научиться переводить человека в измененное

состояние, используя мягкие (легкие, постепенные) переходы.
КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ необходимой частоты использования переходов -

глаза человека. В измененных состояниях они иные, чем в трансе

бодрствования. Замечая это, можно заметить, чем создаются разрывы в

переживаниях. Очень важно хорошее зрение, ибо в трансе (измененном

состоянии) обратная связь с человеком затруднена.При этом меньше

поводов заблудиться в сигналах, но и требует лучшего зрения.


- 4 -
Челровеку трудно успокоиться, привести себя в уютное состояние

преднамеренно. Легче успокоиться думая о капле воды на листке кле-

на, чем стараться успокоиться.

Переходы-часть основной структуры английского языка. Они помогают

пользоваться гипнозом.

ПРИМЕР М.Эриксона: он попросил человека сесть и сказал: "И когда

вы там сидите, я хочу чтобы вы рассматривали пятно на стене, и ког-

да вы рассматриваете это пятно, вы можете понять, что делаете тоже

самое, что делали, когда в первые пошли в школу и учились писать

числа и буквы алфавита. Вы учитесь... учитесь чему-то, чего вы в

самом деле не знаете. И если вы даже этого не поняли,ваше дыхание

уже изменилось (темп его голоса замедлился), и вы чувствуете себя

уютней и спокойней".

Переходы помогают строить непрерывность.
Смысл любого предложения - не в содержании, а в вызываемой им ре-

акции.

Если ваш комплимент вызывает оскорбление,то измените способ обще-

ния, а первоначальный вариант можно исполнить при необходимости ос-

корбить.

Используйте вариации голоса (темп, тон и т.д).
Использование модальных операторов и их возможности:

-главное - пациент не должен потерпеть неудачу, т.е. если гипно-

тизер говорит нечто легко поддающееся проверке, то "может".

ПРИМЕР: "Ваша рука, может быть, начинает поднематься". Если про-

верить нельзя - утверждение.

ПРИМЕР: "Это погружает вас глубже в транс". Если после применения

5-6 модальных операторов возможностей, человек реагировал на все,

то можно исполнить слова, означающие приченение.
УПРАЖНЕНИЕ 3 Аналогично упр.2, но добавить три подстроичных пред-

ложения --> переход --> предложение, которые трудно проверить. За-

тем перейти к описанию тех переживаний, которые были в упр. 1 плюс

дыхание, темп речи и т.п. Затем попробывать несколько раз без пере-

ходов и понаблюдать реакцию.

ПРИМЕР: "Вы чувствуете пальцы на клавишах пианино... И вы знаете,

что в этом доме где-то есть кухня"). При всем этом учиться чувство-

вать, видеть и слышать обратную связь, особенно - зрение.
АНАЛИЗИРУЯ первые упражнения, можно сделать вывод: гипноз - про-

цесс усиления, а не внушения, не способ управления.
^ ПРИЕМЫ НЕКОТОРЫХ ГИПНОТИЗЕРОВ:
-левитация руки (Обратите внимание на руку, и вы почувствуете, что

она становится легче. Попробуйте вдохнуть поглубже, и вы почувс-

твуете, что рука становится легче и начинает подниматься..." - это

и естественно, т.к. при вдохе грудь поднемается подтягивает руки в

верх). (Использование формулы три плюс четыре).

-раскачивание часов (в это время предлагается пациенту смотреть на

часы и в это время говорится: "Ваши глаза устают, веки тежелеют и

закрываются" - объясняется аналогично).

Гораздо легче обмануть человека или злоупотребить его волей в

бодрствующем состоянии, чем в любом другом состоянии, в том числе

измененном (трансе).
ГИПНОЗ - биологическая обратная связь, с помощью которой можно

предоставить человеку сообщение шаг за шагом и он будет следовать

- 5 -
естественным и удобным путем. Т.е. он будет реагировать, что люди

делают все время.

В измененном состоянии гораздо легче произвести изменения личнос-

ти, чем в бодрствующем, т.к. может получиться больше выборов.
^ ПРИЗНАКИ ТРАНСА:
-в нормальном состоянии - симетрия лица, затем усиливается асимет-

рия, в трансе - лицо расслаблено и симметрично.

-дрожание пальцев и другие бессознательные, порывистые движения.

-изменение формы дыхания (у визуалистов в нормальном состоянии -

верхнее, грудное дыхание: в трансе - глубже, в области желудка;

у кинестетика в норме - медленное дыхоние животом, в трансе совер-

шенно другая форма.

-кожа становится теплее и краснее (так, как просходит расслабление).

-глаза могут быть и закрыты и открыты.

-изменяется форма нижней губы.

-расширяются зрачки.

-возможно колебание тела.

То-есть необходимо знать нормальное состояние человека.
РЕЗЮМЕ:
а) Транс - усиление реакций и переживаний. Говоря человеку, что в

нем происходит и должно происходить мы усиливаем реакцию.

б) Настройка образует раппорт и лежит в основе перехода в изменен-

ное состояние. Особенно - дыхание,а также - вербализация того, что

уже присутствует.

в) Постепенные переходы дают человеку возможность легко переходить

в измененное состояние. Переходы смегчаются соединительными словами.

г) Общие признаки транса:лицевая ассиметрия --> необычная лицевая

симметрия. Общее расслабление, непроизвольные движения, покраснение

кожи, изменение формы дыхания.
2 ^ ПРОСТЫЕ ФОРМЫ НАВЕДЕНИЯ
Гипноз действует на всех, нужно лишь применять разные способы.

Чем больше способов - тем больше "гипнабельных" людей.

Главное правило наблюдение за физиологическим состоянием. От всех

остальных правил можно отказаться в то, что говорит в данный момент

сенсорная обратная связь. Если ваш конкретный способ не действует,

выбирайте что угодно другое.
Словесная подстройка и ведение: упражнение 5-4-3-2-1.

Принцып: 4 предложения, поддающиеся проверке и одно неподдающее-

ся: затем 3+2; 2+3; 1+4. При этом лучше поддающиеся выбирать во

внешнем мире, а неподдающиеся - внутри человека.
ПРИМЕРЫ несенсорного описания внутреннего переживания.
-И вы вспомните одну приятную историю.

-И вы начнете испытывать приятные ощущения, и вы начнете вспоми-

нать.

-Теперь вы начинаете чувствовать, что значит научиться гипнозу.

-Вам стало уютно, т.е. слова "уют", "спокойствие","легкость",

"умиротворенность","безмятежность","сосредоточение" и т. п.
Полезно выбирать именно те переживания для вербализации, которые

в данный момент не осознаются, пока ему об этом не скажут.

- 6 -
Использование метафор, которые не осмысливаются сознанием, но по-

нимаются подсознанием.

Разделение сознания и подсознания - вербально.

После подстройки - ведение.
ИНКОРПОРАЦИЯ - вербализация того, что пациент уже делает, включе-

ние действия в описании.
Генерализация - "уют","спокойствие" - у каждого свое понемание,

но - общая направленность.
В состоянии транса для дальнейшей работы можно предложить левита-

цию рук и т.п. (см. выше), но лучше давать выбор. Пусть выбирает

подсознание, даже если выбор ложный. В любом случае, если человек

подает знак, что указание неприемленно, нужно предлагать альтерна-

тиву. Знаки - обращения, движение назад признаков транса.
Угадать переживания трудно. Легче предлагать пациенту создавать

переживания ("уют","спокойствие" - расслабление + генерализация).
Сенсорные описания позволяют достигнуть синхронности, а несенсор-

ные описания - предложить пациенту процедуру общего характера, ко-

торое он может исполнить самостоятельно.
Постепенное использование переходов, соединений.
^ Три вида соединений:
-"Х и У" - простейшее.

-более обязательное -"когда Х,У" ("Когда вы слышите звуки моего

голоса, вам становится уютнее").

-самый обязательный - "Х вызывает У" (применение слов "влечет за

собой", "причиняет", "вызывает" - "поднятие рук вызывает у вас при-

ятные воспоминания").

Соединение - очень сильное средство.
Несловесная подстройка и ведение.

Отобрать из невербальной информации то, что неосознано пациентом.

Передать эти сигналы обратно и с помощью телесного отражения. Вна-

чале подстройка, затем - ведение. Пациент либо осознает их, либо

его подсознательные процессы усилятся. Т.е. мы строим несловесный

раппорт, переходим в измененное состояние, следя, чтобы пациент

следовал за нами. Нужно позаботиться о том, чтобы самому выйти из

транса. Эти приемы нужно тщательно отработать.
Перекрывающие системы представлений.

Три основные вида А, В, К. (обоняние и вкус маленькая роль). Пре-

дикаты указывают на сенсорный канал (системму представлений). Сис-

тема представлений человека в нормальном состоянии часто отличается

от системмы представлений в измененном состоянии. Т.е. зная систем-

му представлений в нормальном ененное состояние, следя, чтОбы

пациент следовал за нами. Нужно позаботиться о том, чтобы самому

выйти из транса. Эти приемы нужно тщательно отработать.
Перекрывающие системы представлений.

Три основные вида А, В, К. (обоняние и вкус маленькая роль). Пре-

дикаты указывают на сенсорный канал (системму представлений). Сис-

тема представлений человека в нормальном состоянии часто отличается

от системмы представлений в измененном состоянии. Т.е. зная систем-

му представлений в нормальном ие и

- 7 -
т.п.)
В любом переживании есть В; А и К размерность, то-есть системы

представлений не прерываются, начав с системы представленй, кото-

рые предлагает пациент, в точке перекрытия можно перейти к другой.

ФОРМУЛА: "Когда Х, У", где Х - подстройка, а У - ведение. (Пример:

"Когда вы видите бегущие по небу тучи, вы чувствуете дуновение

брызг на своем лице". Переход от В к К.) Суть наведения - продолже-

ние зрительного восприятия, а затем в перекрывание его кинестети-

ческим. (Но всегда ли нужно приходить к К ?)

Американцы, как правило имеют слабую А систему, кроме музыкантов.

Нет необходимости применять все приемы, использовать все элименты

поведения.Достаточьно тех которые вызывают положительную реакцию.

Возможность инкорпорировать внешние отвлекающие звуки и т.п., ес-

ли пациент заметил их ("Существуют звуки, вызывающие беспокойство,

это бывает даже на пляже". и т.п.)

В начале наведения - выяснить, является ли предлагаемая ситуация

успокоительной для пациента ("Любите ли вы ходить на берег моря?"

Если пациент в 3 года видел на берегу моря, как утонула его семья,

это будет плохая ситуация для успокоения).
^ ДОСТИЖЕНИЕ ПРЕДЫДУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ТРАНСА:

Простейшее наведение - спросить у пациента, находился ли он когда

-нибудь в состоянии транса, попросить описать последовательность

событий. При необходимости задавать уточняющие вопросы для более

подробного воспоминания; усиливать реакции. Можно добавить инкорпо-

рацию команд.
^ ЕСТЕСТВЕННО ВОЗНИКАЮЩИЕ СОСТОЯНИЯ ТРАНСА:

Описать 5-6 очень сильных, постоянно встречающихся состояний

транса. Очень вероятно, что при попытках понять вас и найти примеры

в личном опыте, пациент перейдет в измененное состояние (утомитель-

ная, однообразная езда на автомашине; скучная лекция; церьковь,

прогулка в лесу; медитация в лифте: люди обычно переходят в транс,

ибо вежливо смотреть лишь на схемы или пол; и т.п.). Монотонное

повторение историй, связанных лишь той реакцией, которую необходимо

вызвать.

МЕДИТАЦИЯ и ТРАНС - разные состояния.

Естественно возникающие состояния можно использовать в начале

приема пациента, распросив его об истории болезни, месте рождения и

т.п. При этом желательно хорошенько изучить его и несколько раз

ввести в транс.

Аналогично - в переод лекции о гипнозе.
УПРАЖНЕНИЕ 4 "А" любым способом наводит транс на "Б", "В" - соз-

нательное наблюдение.

(Способы см. выше).

-словесная подстройка и ведение.

-несловесная подстройка и ведение.

-перекрывание системы представлений.

-достижение предыдущего состояния транса.

-описание обычно встречающихся состояний транса.

Если в трансе у пациента начинается дергаться щека и т.п. без ва-

шего прямого указания - инкорпорируйте это событие, даже не зная,

что оно означает.

Если человек не возвращается из транса, значит мы потеряли рап-

порт. Необходимо добиться раппорта вышеизложенными способами и вы-

вести из транса. Если человек в физиологическом сне, то время выво-

да нужно увеличить. Можно выводить на счет (от 10 до 1).

- 8 -
Анорепсия - полное отсутствие аппетита. Часто из-за того, что

человек считает свой вес слишком большим.

Лечение во сне: больше времени на подстройку, более плавное и

медленное ведение, использование пальцевой сигнализации (см. ниже);

непосредственный доступ к подсознанию. Даже в анестетическом сне

люди очень много воспринемают, могут слышать разговор врачей, кото-

рый содержит какую-либо программу. Но даже после сомнамбулического

транса люди, как правило, испытывают амнезию.
ПРИМЕНЕНИЕ "ЯКОРЕЙ" для НАВЕДЕНИЯ ТРАНСА:
Подробно - "ИЗ лягушки в принца", глава 2./Ред./

Каждое из переживаний имеет ряд компонентов. "Якорное" зацепление

означает тенденцию одного из элементов переживания вызвать пережи-

вание в целом. Достижение предыдушего состояния транса - уже ис-

пользование в том числе "якоря".

Если человек может описать свое переживание транса в сенсорных

терминах, то можно использовать "якоря" для построения этого состо-

яния.

Каждый компонент транса (В; А; К) можно заякорить в процессе бе-

седы и т.п. "Якоря" могут быть одинаковые или разные для разных

компонентов переживания. Можно привести их в действие одновременно.

Можно зацепить одним "якорем" разные компоненты разных переживаний

и таким образом конструировать переживания.

ПРИМЕРЫ: В нормальном состоянии - один темп голоса, частота дыха-

ния , телодвижений и т.п., в трансе - другая, которые становятся

"якорями". Это желательно делать всегда, ибо, если нормальный голос

вводит пациента в транс, то вы автоматически введете его в транс и

тогда, когда будете обращаться к его сознанию. Можно использовать

для этого 2 стула, и т.п.
^ АНАЛОГОВЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:
Для введения в транс особенно полезны "якоря" специального вида -

так называемые аналоговые обозначения. Суть - некоторых слов пере-

дают невербальным способом (жестом, голосом, прикосновением,при по-

вороте головы влево и вправо голос звучит по разному, ибо доходит

из разных точек. Подсознание это обязательно отметит... и т.п.)

/Использование - смотри выше. - Ред./

Кроме того сам пациент, не осознавая, может таким же способом вы-

давать различную информацию.
УПРАЖНЕНИЕ 5 Разбиться на пары. Выбрать какую либо очевидную ре-

акцию (почесать нос, встать и т.п.), которые вы хотели вызвать у

партнера. В процессе разговора с помощью аналоговых обозначений

вплести в разговор указания на выбранную реакцию. Если не получи-

лось - инкорпорировать другой набор указаний.
Использование отрицания (см. семинар НЛП - оператор "НЕ"):
Полярная реакция - противоположная. "Вы расслабьтесь", человек

напрягается. На таких людей очень сильно действует оператор "НЕ".

"А вы не расслабляйтесь".

Другой способ - вопрос ярлык: "Не правда ли?", "Не так ли?".

Диагностика человека - невербальная информация на указания.
^ 3 БОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ МЕТОДЫ НАВЕДЕНИЯ.
Рычажное наведение и разрыв шаблонов.

- 9 -
Каталепсия руки - поднять руку пациента и, мягко покачивая, от-

пустить. Одновременно произносить словесное внушение, в котором ка-

талепсию или медленное опускание руки с каким либо убеждением, пе-

реживанием. Особенно влияет на детей.

Поднимать руку нужно в соответствии с ГСД, тогда рука не

прерывает поток переживаний и легче перейдет в каталепсию. Если

расширение зрачков прямо перед собой - можно поднять обе и выбрать.

Бывают и исключения из правил.

Разрыв шаблонов. Например - прерванное рукопожатие (но таких шаб-

лонов сотни, они определяются и общественной культурой и индивиду-

альностью).

Разорвав шаблон примерно 10 секунд можно вводить информацию (при-

меняя, естественно, другие способы гипноза), затем можно продолжить

шаблон.

ПРИМЕРЫ:

1)"Как поживаете?"-"Просто ужасно, страшно" - обычно разрыв.

2) Задержка рукопожатия.

3) Задержка или прерывание прикуривания сигареты.

Можно добиться амнезии разрыва, если в этот промежуток предложить

партнеру другую программу вместо прерванной.

Особенно прочны разрывы ключевой стратегии человека.

Способ проверки стратегии - изменение цифровой разбивки номера

телефона (ХХХ - ХХХ или ХХ - ХХ - ХХ и т.п.). Для "А" - полный раз-

рыв; для "В" - менее сильное действие.

(См. книгу НЛП том 1)

Эффективен разрыв шаблонов в любом виде спорта. Но всегда нужно

следить за обратной связью.

(Если визуалисту представляют другого человека он видимо, "запи-

шет" его имя на лбу, при этом его зрачки будут рассширяться).

ПЕРЕГРУЗКА
Джордж Мимер, работа. "Магическое число 7 плюс, минус 2". Человек

способен сознательно держать в поле своего внимания около 7 "кус-

ков" информации. Все выходящее за 7 плюс, минус 2 обрабатывается

бессознательно.

ПРИМЕРЫ (использование):

1) Предложить клиенту любую сложную задачу: "Считать числа от 200

до 1 через 3; считать попросить в слух"; в это же время руками

вращать его кругом, в ходе выполнения дать альтернативу. ("Вы

можете просто, удобно погрузиться в транс").

2) Взять руку клиента в свою. Предложить ему проверять правиль-

ность называния мною его пальцев при касании, каждый раз когда

я ошибаюсь, у клиента рассширяются зрачки и задерживается ды-

хание,так как ему нужно некоторое время для вычисления. Если

"ошибок" все больше, то партнер перегружается. В этот момент:

"Когда я сейчас коснусь вашего мизинца (снова "ошибка"), вы

почувствуете себя более расслабленно". Продолжая перегружать,

можно ввести дополнительные указания.

3) Предложить дробь, клиент должен представить числитель в одном

цвете, знаменатель - в другом, черту - в третьим, затем другую

дробь, но цвета должны быть иными и т.д. Затем введение. (Кни-

га - "Шаблоны").
К. Кастанеда "Путешествие в Иксленд" - живое описание двойного

наведения или перегрузки, когда дон Хуан говорит в одно ухо, а дон

Енаро - в другое, две информации обрабатываются разными полушария-

ми, что отражается внешне.


- 10 -
^ СПОСОБЫ ВВЕДЕНИЯ В ТРАНС

рычаг;

разрыв;

перегрузка.

СИЛА ЛИЧНОСТИ.
Другой метод наведения - попросту прямая сила личности. Вы просто

говорите другому человеку, убедительно поддерживая это все своим

поведением, чтобы он перешел в транс. Если он переходит в транс -

превосходно , если нет подождите, пока он перейдет. При этом все

поведение должно со стопроцентной убедительностью говорить, что он

перейдет в транс, и он перпейдет. Но при этом же нужно владеть и

всеми вышеизложенными способами.

При этом нельзя ограничевать себя во времени. Оправданно исполь-

зование цитат авторитетов: "Я помню, как М.Эриксон мне сказал -

перейдите в транс и т.д.".
^ ПРЕРЫВАНИЕ РЕАЛЬНОСТЕЙ

(В рамках этого метода можно использовать все остальные)
Начать первую историю; начать вторую историю; начать третью исто-

рию и т.п.

1) Использование силы личности.

2) Использование раппорта.

3) Использование перегрузки сознания.

4) Прямая инкорпорация указаний и т.п. в подсознание.

Можно зарание разработать общую, открытую систему метафор или

историй для наведения транса. Система должна быть открытой для ин-

корпорации любых реакций.
УПРАЖНЕНИЕ 6 "А" вновь изученными методами вызывает транс у "Б",

а "В" - наблюдает. Использовать все 5 методов.

-рычажное наведение;

-разрыв шаблонов;

-перегрузка сенсорных каналов;

-сила воздействия личности;

-перекрывание реальностей.
ЦЕЛЬ упражнения - расширение репертуара, кроме того можно исполь-

зовать следующее:

1)Давать клиенту указания каким либо знаком пометить состояние

транса (кивок головы, поднимание руки и т.п.).

2)Наводить какие либо переживания (лучше приятные), общими не-

конкретными фразами.

3)Указание на обратную связь с подсознанием.

4)Изучать способы выхода и вывода из транса.
Инкорпорация (включение) и работа с абреакцией - (интенсивная,

негативная реакция, очень часто - повторное переживание болезненных

воспоминаний).

Если в переод транса происходит что-либо значимое: в сознании

(неожиданно сильная реакция и т.п.), или из вне (хлопок двери и

т.п.)), необходимо тут же инкорпорировать это в вербализацию. Тем

самым сохраняется раппорт, усиливается доверие клиента и транс.При

этом внимательно наблюдать за обратной связью. Если какая либо ме-

тафора вызывает фобию и т.п., нужно тут же изменить ее, вывести из

нее другую и т.д.

Одно из бессознательных побуждений, заставляющих людей специали-

- 11 -
зироваться в какой либо одной системе представлений, объясняется

тем, что и к системе представлений, вытесненной из сознания, отно-

сится большое количество неприятных или несовместимых переживаний.

такова одна из полезных функцый подсознания.

При появлении абреакции - подстройка (можно просто канстатировать

факт) с целью раппорта; затем переработка содержания в нечто иное и

перевод в приятные переживания (возможно - в диссоциированное сос-

тояние. Подробно изложено - "Из лягушки в принцы", книга "Перера-

ботка" или "Рефреминг" ("Reframing"), объясняется

тем, что и к системе представлений, вытесненной из сознания, отно-

сится большое количество неприятных или несовместимых переживаний.

такова одна из полезных функцый подсознания.

При появлении абреакции - подстройка (можно просто канстатировать

факт) с целью раппорта; затем переработка содержания в нечто иное и

перевод в приятные переживания (возможно - в диссоциированное сос-

тояние. Подробно изложено - "Из лягушки в принцы", книга "Перера-

ботка" или "Рефреминг" ("Reframing")способно

полностью предотвратить абриакцию, можно зарание запрограммировать

на диссоциацию при переживании неприятного.

Принципиальное различие содержание американского бокса и восточ-

ной борьбы. Американский бокс - жесткое противостояние, а восточная

борьба - прием усилия партнера и использование его,изменив направ-

ление. (Айкидо)

Выяснять содержание переживания необязательно. Но если клиент

приучен - удовлетворите его желание.
Напутствие:

Подведение итогов первого дня семинара обрашение к подсознанию,

которое ночью сможет все проанализировать и сделать новые выборы.
4
  1   2   3   4



Скачать файл (618.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации