Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Обухов Я.Л. Символдрама. Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков - файл 1.doc


Обухов Я.Л. Символдрама. Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков
скачать (1104 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1104kb.30.11.2011 00:23скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


Я.Л. ОБУХОВ




СИМВОЛДРАМА


Кататимно-имагинативная

психотерапия детей и подростков


Обухов, Яков Леонидович:

Символдрама : Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков.
Символдрама (известная также как Кататимное переживание образов (КПО), метод «сновидений наяву» и Кататимно-имагинативная психотерапия) - это метод глубинно-психологически ориентированной психотерапии, который оказался клинически высокоэффективным при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности. В качестве метафоры можно охарактеризовать Кататимно-имагинативную психотерапию как «психоанализ при помощи образов». Из известных на сегодняшний день примерно пятнадцати направлений психотерапии, использующих образы, символдрама является наиболее глубоко и системно проработанным и технически организованным методом, имеющим фундаментальную теоретическую базу.
Обухов Яков Леонидович, род. в 1966 г., психолог, психотерапевт, вице-президент Профессиональной Психотерапевтической Лиги, доцент Института Кататимно-имагинативной психотерапии (Германия), член правления Международного общества Кататимного переживания образов и имагинативных методов в психотерапии и психологии (МОКПО), председатель Московского научного общества психосоматической психотерапии и глубинной психологии (МНОППиГП), член Русского Психоаналитического Общества и Европейской Ассоциации Психотерапии (EAP), ученик создателя метода символдрамы проф. Х. Лёйнера. На протяжении нескольких лет проводит обучающие семинары и тренинги, в рамках которых осуществляется подготовка высококвалифицированных специалистов по методу символдрамы. Разработал курс лекций и обучающих семинаров, прочитанный в МГУ им. М.В. Ломоносова, в Европейском Гуманитарном Университете (г. Минск), в Российском Государственном Гуманитарном Университете (г. Москва), Гуманитарном институте им. Е.Р. Дашковой (г. Москва), Центре ранней социализации в Москве «Зеленая дверца», Институте Психотерапии (г. Москва), Центре развития ребенка в г. Калуге, Городском центре психологической службы г. Ростова-на-Дону, в Иркутском областном институте повышения квалификации работников образования, в Красноярском краевом институте усовершенствования учителей, в Институте психологии (г. Киев), Одесском Институте Сухопутных Войск МО Украины, а также в ходе специальных семинаров в Байкальске, Белгороде, Бресте, Губкине, Иркутске, Калуге, Киеве, Кемерово, Красноярске и Красноярском крае, Минске, Москве, Обнинске, Одессе, Ростове-на-Дону, Сочи, Старом Осколе, Сургуте, Туле, Харькове. Я.Л. Обухов руководит Московским Центром Психосоматической Психотерапии.

Окончил факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова в 1990 г. В 1996 г. окончил Институт Кататимно-имагинативной психотерапии (г. Геттинген, Германия). В ноябре 1996 г. прошел стажировку в ведущей психосоматической и психотерапевтической клинике в Германии “CIRTIUS - KLINIK” в г. Маленте.

Я.Л. Обухов автор книги «Символдрама : Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков» и более 50 публикаций в отечественных и зарубежных психологических, медицинских и психотерапевтических изданиях, автор 4 методических пособий.

Оглавление


^ Я.Л. ОБУХОВ 1

1.1. Зачем детям и подросткам нужна психотерапия? 4

1.2. Какие трудности возникают в ходе психотерапии детей и подростков? 4

^ 2.1. Что такое символдрама и в чем ее преимущество? 4

2.2. Описание метода 6

2.3. Стандартные мотивы 6

2.3.1. Мотив “цветок” 8

2.3.2. Мотив “дерево” 9

2.3.3. Мотив “три дерева” 9

2.3.4. Мотив “семья животных” 10

2.3.5. Мотив получения во владение надела земли 10

2.3.6. Мотив представления себя на 10 лет старше 11

^ 2.3.7. Основные мотивы символдрамы для детей и подростков 11

2.3.7.1. Луг 11

2.3.7.2. Подъем в гору 12

2.3.7.3. Следование вдоль ручья 15

2.3.7.4. Обследование дома 17

2.3.7.5. Встреча с особо значимым лицом 19

2.3.7.6. Наблюдение опушки леса 20

2.3.7.7. Лодка 22

2.3.7.8. Пещера 23

^ 3.1. Первый контакт с ребенком 24

3.1.1. Что делать, когда ребенок приходит на прием к психотерапевту? 24

3.1.2. Сбор анамнеза 24

3.2. Техника проведения психотерапии 24

3.2.1. Предварительные условия 24

3.2.2. Сидя или лежа? 25

3.2.3. Как объяснить ребенку действия психотерапевта? 25

3.2.4. Обязательно ли закрывать глаза? 26

3.2.5. Расслабление и двигательная гиперактивность 26

3.2.6. Голос и интонации психотерапевта 26

3.2.7. Предварительная беседа и последующее обсуждение 26

^ 3.3. Работа с рисунком 27

3.3.1. Символика цвета 28

3.3.2. Символика чисел 30

4.1. Показания и противопоказания 32

4.1.1. Показания для применения символдрамы 32

4.1.2. Противопоказания для применения символдрамы 32

4.1.3. Возраст 33

^ 4.2. Эффективность метода 33

Вместо заключения 35

Луг зеленый 35

Метод символдрамы на “русской почве” 35

Приложение I 37

Приложение II 39



^

1.1. Зачем детям и подросткам нужна психотерапия?


И правда, зачем? Так думают большинство родителей и даже многие специалисты - учителя, школьные психологи, врачи.

Для нас все еще непривычно, что многие проблемы, постоянно возникающие в нашей повседневной жизни, может помочь решить специалист-психотерапевт. Это и стрессы, неотъемлемые спутники современной жизни, и обычные трудности в учебе, и трудности во взаимоотношениях со сверстниками, и многое, многое другое.

Родители часто обеспокоены рассеянностью своего ребенка, жалуются на плохую концентрацию его внимания в школе и дома. Учителей часто беспокоит агрессивное поведение детей. Среди проблем, с которыми наиболее часто обращаются к врачу, можно выделить различные навязчивые состояния, тики и ритуалы, ночное недержание мочи (энурез), а также самые разнообразные страхи и фобии. Нередко встречаются и различные психосоматические расстройства. В подростковом возрасте часто, особенно у девочек, возникают различные нарушения питания, вплоть до анорексии (отсутствие аппетита), ведущей к истощению.

Во всех этих случаях необходима помощь психотерапевта. Квалифицированный специалист-психотерапевт может помочь преодолеть заикание, справиться с различными психосоматическими расстройствами, обрести уверенность в себе и своих силах, даже избавиться от угрей и бородавок...
^

1.2. Какие трудности возникают в ходе психотерапии детей и подростков?


Психотерапевтические методики работы с детьми и подростками ориентируются прежде всего на различные игровые техники и методы разговорной психотерапии. При помощи игры психолог, работающий с ребенком раннего возраста, дошкольником и ребенком младшего школьного возраста, получает самую разнообразную информацию о бессознательных конфликтах, страхах и невротических установках ребенка. В игре часто отражается социальная ситуация, в которой развивается ребенок, а также взаимоотношения ребенка с особо значимыми для него взрослыми. В ходе игры ребенок может находить решения своих проблем, часто даже не прибегая к вербальному толкованию.

Тем не менее, в использовании игровой психотерапии существуют определенные ограничения, связанные, с одной стороны, с возрастными границами, а с другой, с определенными психическими структурами.

В работе с более старшими детьми и подростками игровая психотерапия теряет свою эффективность, и более важное значение приобретает разговорная психотерапия. При этом в значительной мере теряется присущая игровой психотерапии эмоциональная составляющая. В разговорной психотерапии зачастую остается нераскрытой глубинная бессознательная проблематика. Вступающие в действие психологические механизмы защиты и сопротивления скрывают важные бессознательные и предсознательные конфликты и страхи.

Также и другие психотерапевтические техники, хорошо зарекомендовавшие себя в работе со взрослыми пациентами, например, работа со сновидениями или метод свободных ассоциаций, оказываются в основном малоэффективными в работе с детьми, прежде всего в возрасте примерно от 8 лет до конца подросткового возраста. Эти трудности становятся еще более ощутимыми в работе с детьми с различными акцентуациями характера, особенно с шизоидной структурой личности или с чрезмерно интеллектуализированными детьми. У таких детей образуется так называемая “броня характера” [6, с. 30], за которой часто скрывается утонченная впечатлительность и “мимозовая“ чувствительность.

В этих случаях хорошо себя зарекомендовала психотерапия по методу символдрамы, с помощью которой становится возможным работать с глубинными, скрытыми от сознания переживаниями, учитывая одновременно сложную динамику осознаваемых и неосознаваемых психологических механизмов защиты и сопротивления.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15



Скачать файл (1104 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации