Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции по предмету Международная торговля - файл 1.doc


Лекции по предмету Международная торговля
скачать (328 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc328kb.30.11.2011 00:28скачать

содержание

1.doc

  1   2   3
УДК 339.9

ББК 65.428

К 78


Рецензенты: О. В. Пугачева, канд. экон. наук, доцент кафедры
коммерческой деятельности и информационных
технологий в экономике Гомельского
государственного университета им. Ф. Скорины;
В. Ю. Друк, канд. экон. наук, доцент кафедры
международных экономических отношений
Белорусского торгово-экономического
университета потребительской кооперации

Рекомендован к изданию научно-методическим советом УО «Белорусский торгово-экономический университет потребительской ко-
операции». Протокол № 2 от 13 декабря 2005 г.


Кравченко, А. Г.

К 78

Международная торговля : курс лекций для студентов специальности 1-25 01 10 «Коммерческая деятельность» дневной и заочной форм обучения / А. Г. Кравченко. – Гомель : УО «Белорусский торгово-эко-
номический университет потребительской кооперации», 2006. – 56 с.

ISBN 985-461-353-4

УДК 339.9

ББК 65.428





 Кравченко А. Г., 2006

ISBN 985-461-353-4

 УО «Белорусский торгово-экономический
университет потребительской кооперации», 2006

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характерной чертой современной мировой экономической системы является усиление глобализации и расширение связей между различными странами. Сейчас практически все государства включены в систему производственных отношений и взаимозависимостей.

Изучающие международную торговлю студенты сталкиваются с разнообразными, разносторонними и вместе с тем взаимосвязанными и взаимозависимыми проблемами. Серьезная трудность обучения заключается и в большой динамичности изучаемого предмета, что требует хорошей восприимчивости к новой информации о мирохозяйственных связях, привлечения дополнительной литературы, более широкого использования экономических данных, в том числе с помощью компьютерной сети.

Главная цель курса – ознакомить студентов с основными положениями теории международной торговли и методами использования инструментария международной торговой политики для принятия обоснованных решений по осуществлению экспортно-импортных операций Республики Беларусь со странами мира.

В процессе изучения дисциплины студенты должны выполнить следующее:

 изучить основы классической теории международной торговли;

 установить взаимосвязь международной торговли с международным разделением труда;

 уметь анализировать тенденции международной торговли в странах с различным уровнем развития, в том числе особенности внешней торговли Республики Беларусь;

 ознакомиться со структурой и целями деятельности Всемирной торговой организации (ВТО), условиями вступления в нее Республики Беларусь;

 изучить особенности использования различных форм международной торговли.

Раздел 1. РОЛЬ И МЕСТО МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
^ В СИСТЕМЕ МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ

Тема 1.1. Предмет, метод, задачи и структура курса
Международная торговля – это сфера товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира. Иначе говоря, международная торговля – это сфера обмена продуктами труда (товарами и услугами) между продавцами и покупателями разных стран.

^ Внешняя торговля – это обмен товарами и услугами между государственно оформленными национальными хозяйствами. Термин «внешняя торговля» применим только к отдельно взятой стране.

Международная торговля связывает национальные экономики в единую систему мирового рынка. Последний имеет следующие принципиальные отличия от внутренних национальных рынков:

 на мировой рынок поступают только конкурентоспособные товары;

 действуют мировые цены, в основе которых лежит интернациональная стоимость (образуется при производстве товара в среднемировых общественно нормальных условиях);

 он в большей степени подвержен монополизации (господство транснациональных корпораций (ТНК));

 решающее влияние могут оказывать не экономические, а политические факторы (например, политика в государстве, эмбарго и т. п.);

 расчеты осуществляются в свободно конвертируемой валюте и в международных счетных единицах.

Становление и развитие международной торговли обусловлено наличием ряда объективных предпосылок.

К таковым можно отнести, прежде всего, переход от натурального хозяйства к товарному и становление товарно-денежных отношений. С одной стороны, это связано с тем, что участие экономических субъектов в торговле обусловлено стремлением к дополнительным прибылям и, таким образом, возможно только в условиях товарно-денежных отношений. С другой стороны, товарно-денежные отношения способствуют формированию национальных и мировых рынков.

Территориальному расширению международной торговли способствовали Великие географические открытия ХV–ХVII вв., благодаря которым начали устанавливаться торговые связи между различными континентами.

Важнейшей объективной предпосылкой становления международной торговли стал качественный скачок в развитии производительных сил, что выразилось в увеличении масштабов производства.

Революционное развитие производительных сил создало и саму возможность для расширения хозяйственных связей различных стран (особенно торговых). Таковым является улучшение условий транспортировки товаров, а именно, средств и путей перемещения товаров.

Углубление и дальнейшее развитие внешнеэкономических связей стран в мировом хозяйстве обусловлено следующими факторами:

 естественными (природными, географическими, демографическими);

 так называемыми приобретенными (производственными, технологическими);

 социальными, этническими, национальными, политическими и нравственно-правовыми условиями, сложившимися в данных странах.

Учитывая, что объектами международной торговли выступают товары и услуги, можно выделить две ее формы: международную торговлю товарами и международную торговлю услугами.

Таким образом, задача курса «Международная торговля» заключается в том, чтобы студентам помочь понять теоретические основы, принципы и особенности международной торговли, усвоить их важнейшие механизмы и методы, разобраться в конкретных формах, тем самым подготовив студентов к ведению аргументированных деловых переговоров с зарубежными и отечественными партнерами по соответствующим вопросам, принятию ответственных и эффективных решений.

^ Тема 1.2. Роль и значение международной торговли
в развитии мирового хозяйства

Международное географическое разделение труда базируется на стремлении человечества к все большей эффективности ведения хозяйства, а в последнем десятилетии – и к обеспечению все большего многообразия предлагаемых на мировом рынке продуктов и товаров, что пришло на смену массовости (серийности) производства. Таким образом, и в международном обмене принцип экономики масштаба начал вытесняться другим принципом – экономики многообразия.

Этот принцип привел к полному отказу, даже в теории, от возможности того, что каждая национальная экономика в состоянии покрыть все разнообразие спроса. Именно поэтому международная торговля развивается и приносит выгоды участвующим в ней странам, которые состоят в следующем:

 благодаря международной торговле преодолевается ограниченность национальной базы ресурсов;

 расширяется емкость внутреннего рынка и устанавливаются связи внутреннего рынка с мировым;

 обеспечивается получение дополнительного дохода за счет разницы национальных и интернациональных издержек производства;

 развивается специализация страны, а, следовательно, повышается производительность использования ресурсов, увеличивается объем производства;

 расширение экспорта способствует повышению занятости. Так, по данным ЮНКТАД, увеличение экспорта промышленных товаров, эквивалентное 1 % валового внутреннего продукта (ВВП), вызывает рост занятости на 0,62–0,78 %;

 активное участие в международной торговле создает условия для ускорения прогрессивных структурных сдвигов в национальной экономике, что наглядно видно на примере новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии;

 вовлечение промышленных предприятий в международную конкуренцию вызывает необходимость постоянного совершенствования организационно-технической базы производства, качества выпускаемых товаров, что является фактором роста производительности труда и эффективности экономики.

Международная торговля также оказывает влияние и на мировую экономику, которая заключается в следующем:

 увеличение внешнеторгового обмена между странами приводит к синхронизации экономических циклов в мировом хозяйстве. Взаимосвязь и взаимозависимость хозяйственных комплексов отдельных стран усиливается настолько, что нарушения в функционировании экономики какого-либо крупного участника мирового рынка неизбежно влечет за собой кризисные тенденции в других странах мира. Например, сокращение поставок нефти на мировой рынок странами ОПЕК в 1975 г. спровоцировало мировой нефтяной кризис;

 через международную торговлю реализуются результаты всех форм мирохозяйственных связей (вывоза капитала, производственной кооперации, научно-технического сотрудничества);

 рост и углубление межрегиональных и межгосударственных взаимосвязей, что выступает важной предпосылкой международной экономической интеграции;

 международная торговля способствует дальнейшему углублению международного разделения труда и интернационализации хозяйственных связей.

Главной особенностью современного этапа функционирования международной торговли в системе международных экономических отношений является ее опережающий рост над производством, который обусловлен увеличением хозяйственной взаимозависимости большинства стран и выравниванием динамики валового внутреннего продукта (ВВП) по регионам. Важными тенденциями современного развития международной торговли являются следующие:

 увеличение экспорта промышленных товаров в большей степени, нежели экспорта сырья;

 рост мирового экспорта услуг на 2,9 % в 2002 г. за счет увеличения спроса на бизнес-услуги;

 повышение в международной торговле роли европейского региона, доля которого составила 45 %;

 активизация отношений в международной торговле услугами Латинской Америки (экспорт вырос на 13 %, импорт – на 20 %).

Определенные особенности на современном этапе имеет и товарная структура международной торговли. Так, с начала XX в. в структуре мирового рынка товаров выделяются два уровня:

1-й уровень – рынок базовых товаров (сельскохозяйственные продукты, лесоматериалы, топливо, минеральное сырье);

2-й уровень – рынок готовых изделий.

Первый уровень – это территория деятельности развивающихся и бывших социалистических стран, специализирующихся на экспорте ресурсо- и трудоемких товаров. На экспорте нефти специализируются 15 развивающихся государств, 43 – на экспорте минерального и сельскохозяйственного сырья.

Товары второго уровня – это прерогатива индустриально развитых стран. В конце XX в. в условиях нового этапа НТР и бурного развития электроники, автоматизации, телекоммуникации, биотехнологии второй уровень разделился на три подуровня:

1) рынок низкотехнологичных изделий (продукты черной металлургии, конструкционные материалы, текстиль, швейные изделия, обувь, другая продукция легкой промышленности);

2) рынок среднетехнологических изделий (станки, транспортные средства, резинотехнические и пластмассовые изделия, продукты основной химии и деревопереработки);

3) рынок высокотехнологичных изделий (аэрокосмическая техника, автоматизированное конторское оборудование и информационная техника, электроника, фармацевтика, точные измерительные приборы, электрооборудование).

Международные организации систематизируют и классифицируют товары, которые являются предметом международной торговли.

В 1983 г. была опубликована Гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГС), разработанная Советом таможенного сотрудничества. Классификация товаров осуществлялась по следующим признакам:

 происхождение товара;

 вид материала, из которого изготовлен товар;

 назначение товара;

 химический состав товара.

Первые две цифры кода обозначают товарную группу, четыре – товарную позицию, шесть – субпозицию.

С ориентацией на ГС была разработана и в 1986 г. опубликована третья редакция Стандартной международной товарной классификации (СМТК) ООН. Классификация товаров на уровне групп осуществлялась по нижеприведенным признакам:

 видам сырья, из которого изготовлен товар;

 степени обработки товара;

 назначению товара;

 месту товара в международной торговле.

На основе третьего издания СМТК можно определить сопоставимые показатели, характеризующие объем и структуру экспорта и импорта различных стран, а также с помощью специального «ключа» производить перегруппировку товаров с СМТК на другие классификации и номенклатуры.

Для статистики международной торговли применяется также Классификатор товаров по укрупненным экономическим группировкам (КУЭГ) ООН. Ныне действующая редакция издана в 1989 г.

КУЭГ основан на товарах, включенных в ГС и СМТК. Все товары, перечисленные в этих классификациях, распределены на семь групп в соответствии с их назначением, а внутри каждой группы – по степени обработки. Кроме того, некоторые товары объединены в группы по принципу промышленного или личного потребления, а некоторые – в зависимости от срока использования. В КУЭГ также определены следующие основные понятия:

^ Сырьевые товары – продукты сельского, лесного хозяйства, рыболовства и охоты или любые полезные ископаемые, стоимость которых лишь в незначительной степени зависит от обработки.

Полуфабрикаты – продукты, требующие дальнейшей обработки или включенные в состав других товаров, прежде чем они стали орудием производства или предметом потребления.

^ Готовые изделия – все промышленные изделия, предназначенные для потребления и использования в домашнем хозяйстве, а также капитальное оборудование для промышленности, сельского хозяйства и транспорта, товары недлительного пользования, применяемые в промышленности в качестве материалов и топлива.

^ Готовые промышленные товары краткосрочного пользования, предназначенные для промышленности, – товары со сроком пользования один год и менее.

Готовые изделия длительного пользования – изделия со сроком потребления свыше одного года, предназначенные для промышленности, а также для государственных и частных учреждений, классифицируются как капитальное оборудование, кроме оружия, которое классифицируется как товары, не отнесенные к другим категориям.

^ Потребительские товары (непищевые) недлительного пользования – товары со сроком потребления один год или менее, включая товары, используемые государственными и частными учреждениями.

^ Товары среднесрочного пользования – товары со сроком пользования от 1 до 3 лет и с относительно низкой стоимостью.

Товары длительного пользования – товары со сроком пользования свыше 3 лет, а также товары со сроком пользования от 1 до 3 лет, но с высокой стоимостью.

Мировой рынок характеризуется множественностью применяемых цен, что объясняется действием различных коммерческих и торгово-политических факторов. Множественность цен означает наличие ряда цен на один и тот же товар или товары одинакового качества в одной и той же сфере обращения (импортные, оптовые, розничные), на одинаковой транспортной базе. В связи с этим обычно выделяют следующие виды цен:

 по обычным коммерческим сделкам с платежом (в свободно конвертируемой валюте, в неконвертируемой или ограниченно конвертируемой валюте);

 по клиринговым соглашениям;

 по программам в рамках государственной помощи и др.

При этой множественности цен под собственно мировыми понимаются цены, по которым производятся крупные экспортно-импорт-
ные операции, в наибольшей степени характеризующие состояние международной торговли конкретным товаром. При этом операции должны соответствовать следующим требованиям:

 осуществляться на регулярной основе, поскольку цены сделок, носящих случайный, эпизодический характер, не являются представительными;

 носить раздельный коммерческий характер, т. е. не учитываются операции встречной торговли, поставки товаров в рамках государственной помощи и т. п., «связанный» характер которых существенно влияет на цены;

 выполняться в условиях свободного торгово-политического режима, т. е. в качестве мировых не могут служить, например, цены, установленные в рамках замкнутых экономических группировок (так называемые цены «закрытого рынка»);

 осуществляться в свободно конвертируемой валюте.

В международной торговле применяются следующие основные виды мировых цен:

 публичные;

 расчетные;

 контрактные;

 базисные.

Среди публичных цен можно выделить следующие:

 справочные – это цены продавца, публикуемые в специализированных изданиях, бюллетенях, а также в периодической печати, в каналах компьютерной информации. Как правило, справочные цены несколько завышены.

 биржевые – это цены на товары, торговля которыми производится на товарных биржах;

 аукционные – цены, полученные в результате торгов;

 статистические внешнеторговые – цены, которые публикуются в различных национальных и международных статистических справочниках. Данные цены, появляющиеся в подобных изданиях, определяются путем деления стоимости экспорта и импорта на объем закупленной или поставленной продукции. Эти цены не показывают конкретную цену конкретного товара. Реальная цена формируется из запрашиваемой цены и скидок.

Расчетные цены применяются при заключении контрактов на поставку нестандартного оборудования, где нет возможности ориентироваться на налог, следовательно, цену нужно рассчитать.

Контрактные цены устанавливаются в процессе переговоров при заключении контракта. Виды контрактных цен различаются по степени их фиксации:

 твердая цена устанавливается на дату подписания контракта и не подлежит изменению до окончания его исполнения;

 твердая фиксированная цена с возможностью последующей корректировки (подвижная цена) фиксируется на момент подписания контракта, однако если в период исполнения она изменяется более чем на 5 % в какую-либо сторону, то оговариваются возможность и условия корректировки цены;

 цена с последующей фиксацией на момент подписания договора не фиксируется, устанавливается только принцип определения цены сторонами;

 скользящая цена (в момент исполнения контракта расчет цены производится с учетом изменений, произошедших с ресурсами).
Вопросы для обсуждения
1. Сущность международной торговли.

2. Предмет и задачи курса «Международная торговля».

3. Необходимость развития международной торговли.

4. Специфические черты и функции международной торговли.

5. Международная торговля в системе МЭО.

6. Товарная структура мирового рынка.

7. Международные товарные номенклатуры.

8. Мировые цены.

Тема 1.3. Теоретические основы международной торговли
Международная торговля развивается благодаря специализации стран на производстве определенного товара или совокупности товаров и продаже их за рубеж, т. е. основой международной торговли является международное разделение труда (МРТ).

Международное разделение труда, отражающее интернационализацию хозяйственной жизни, является естественным продолжением общественного разделения труда внутри отдельных стран. Различают три основных логически и исторически последовательных типа разделения труда: общее, частное, единичное.

Под общим понимается разделение труда по сферам производства (добывающая и обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т. д.), под частным – разделение труда внутри крупных сфер по отраслям и подотраслям, под единичным – разделение труда по видам деятельности внутри отраслей. В связи с вышесказанным международное разделение труда – это сосредоточение ресурсов и усилий отдельных стран на определенных сферах, отраслях хозяйственной деятельности и производствах с учетом внешних потребностей. Международное разделение труда проявляется в международной специализации и кооперировании.

Что касается форм МРТ, то на мировой арене обмен результатами производственной деятельности также происходит между предприятиями, входящими в определенные группы – отрасли, подотрасли, роды производства. И в зависимости от того, между предприятиями каких групп происходит обмен, возникают соответствующие формы МРТ – внутриотраслевая, межотраслевая, межродовая, внешне схожие с теми, что существуют внутри страны. Но на мировой арене вместо межрегиональной формы возникает народнохозяйственная, которая характеризует в целом разделение труда между двумя странами.

^ Внутриотраслевая форма МРТ выражает сосредоточение усилий предприятий разных стран, входящих в какую-либо отрасль народного хозяйства, на производстве определенных предметов, в том числе деталей, агрегатов и узлов, и обмен этими предметами между ними.

^ Межотраслевая форма МРТ представляет собой разделение труда между различными отраслями народного хозяйства, например, автомобилестроением и растениеводством, а не разделением труда между различными отраслями одного и того же рода производства – промышленности, сельского хозяйства или какого-нибудь другого рода производства. При этом межотраслевая форма может иметь несколько вариантов. Самым простым из них является разделение труда между отраслями двух стран, в котором участвуют всего лишь два предприятия – по одному со стороны каждого из двух партнеров.

В отличие от предыдущих двух форм межродовая форма МРТ есть не что иное, как разделение труда между различными родами производства – между промышленностью и сельским хозяйством, между промышленностью и строительством и т. д. В межродовом разделении труда вовсе не должны участвовать все подразделения данного рода производства, скажем, не обязательно все отрасли промышленности данной страны должны обменивать свои товары на продукцию всех отраслей сельского хозяйства другой страны. Если обмен будет происходить только между одним подразделением промышленности данной страны, например, автомобилестроением, и одним подразделением сельского хозяйства другой страны, допустим, растениеводством, то это также будет межродовое разделение труда, так как отрасли, между которыми осуществляется разделение труда, принадлежат не к одному, а к разным родам производства.

Наконец, народнохозяйственная форма МРТ по своему экономическому содержанию соответствует межрегиональной форме разделения труда внутри страны. Обе они схожи в том, что выражают экономические связи не между предприятиями, объединенными в определенные группы на основе общих признаков, а между совокупностью групп предприятий. Разница заключается в том, что при межрегиональной форме внутри страны речь идет о совокупности всех предприятий, расположенных в разных регионах одной страны, а при народнохозяйственной форме разделение труда осуществляется между совокупностью предприятий, расположенных на всей территории стран-партнеров.

МРТ играет всевозрастающую роль в осуществлении процессов расширенного воспроизводства в странах мира, обеспечивая взаимосвязь этих процессов, и это приводит к тому, что в отраслевом и территориально-страновом аспектах формируются соответствующие международные пропорции.

Так, известно, что каждая страна производит, в основном, те товары, которые ей производить наиболее выгодно и дешево. Она их продаст на мировом рынке, а на эти деньги приобретет за рубежом недостающие на внутреннем рынке товары. Таким образом, совершенно необязательно каждому государству производить на собственной территории абсолютно все необходимые ему продукты труда.

Каждая экономика выигрывает от МРТ. Этот выигрыш состоит в следующем: на мировой рынок поступают те товары данной страны, у которых национальные издержки производства ниже мировых, а ввозятся товары, у которых национальные издержки производства выше мировых.

В свое время в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» А. Смит обосновал тезис, в соответствии с которым основой развития международного разделения труда служит различие абсолютных издержек. Он отмечал, что следует импортировать товары из страны, где издержки меньше, а экспортировать те товары, издержки которых ниже у экспортеров. Взгляды А. Смита были дополнены и развиты Д. Рикардо, который сформулировал теорию сравнительных издержек. Он считал возможным взаимовыгодное разделе-
ние и при наличии абсолютных преимуществ одной страны перед другой при производстве всех товаров.

Таким образом, необходимым условием существования МРТ выступают производства в различных странах одних и тех же товаров с различными издержками. Каждой стране целесообразно, согласно взглядам Д. Рикардо, специализироваться на производстве таких товаров, по которым она имеет сравнительно более низкие затраты труда и капитала.

Следовательно, специализация стран должна идти в соответствии с критерием экономии затрат трудовых и затрат капитала.

Под влиянием МРТ в мировой экономике происходят существенные перемены. Одновременно сами процессы международного разделения труда также изменяют свое содержание в зависимости от имеющихся внешних условий. Под влиянием научно-технической революции (НТР) изменилось содержание всех форм международного разде-
ления труда.

В общем МРТ сократилась доля добывающей промышленности и сельского хозяйства среди отраслей, активно вовлеченных в МРТ, доля обрабатывающей промышленности соответственно повысилась.

В частном МРТ происходят следующие изменения:

 оно диверсифицируется, проникая в несвойственные сферы производства;

 интенсивно развивается внутриотраслевое разделение труда, характеризующееся ростом серийного выпуска товаров, производительности труда и качества продукции;

 растет межфирменное разделение труда через совместные контракты, совместные капиталовложения, единый сбыт и снабжение.

Единичное разделение труда превратилось во внутрифирменное разделение труда в рамках транснациональных корпораций.

Изменяется характер МРТ между группами стран в мировом хозяйстве, между блоками стран «Восток» – «Запад»: бывшие соцстраны постепенно вливаются в мировую систему МРТ в качестве полноправных партнеров.

Меняется также содержание МРТ между промышленно развитыми странами, между тремя центрами мирового развития.

Под воздействием ТНК и укреплением собственной промышленности менее развитые страны изменяют свою специализацию, приспосабливаясь к потребностям ТНК, куда они переводят трудо- и энергоемкие производства. Таким образом, развивающиеся страны перестают быть лишь сырьевыми придатками.

В ряде отраслей развивающиеся страны стали «чистыми импортерами» в результате создания собственного промышленного производства. Например, экспорт Индии, Бразилии и Пакистана.

Международная специализация страны все больше зависит и определяется объемом и качеством научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР).

Каждая страна обладает факторами производства в различной степени насыщенности или наделенности. В одной стране существует относительно избыточное количество капитала, в другой – трудовых ресурсов, в третьей – земель (1 станок на 1 человека – наделенность капиталом, 1 человек на 1 станок – насыщенность трудовыми ресурсами).

Суть теории Хекшера-Олина заключается в том, что каждая из стран должна специализироваться в производстве тех товаров, создание которых требует относительно больше факторов производства, какими она располагает. Избыток ресурса всегда означает его дешевизну.

Если в стране большое количество земель, то эта страна специализируется на земледелии; если относительный избыток рабочей силы – страна специализируется в трудоемких отраслях и т. д.

Свое развитие теория Хекшера-Олина получила в теореме Рыбчинского: если при неизменных ценах и наличии только двух факторов производства происходит рост одного из факторов производства, то это неизбежно ведет к увеличению производства того товара, который является более емким по отношению к избыточному фактору и, соответственно, сокращается производство в отрасли, менее емкой к данному фактору.

В. Леонтьев путем нескольких эмпирических исследований доказал, что условия теории Хекшера-Олина на практике не соблюдаются.

В 50-е гг. он изучил внешнюю торговлю США. В то время США обладали избыточным капиталом по отношению к трудовым ресурсам.

Согласно теории Хекшера-Олина, в США должна была быть следующая структура внешней торговли: США – импортер трудоемких изделий и экспортер капиталоемких. Однако в США все было наоборот: США – экспортер трудоемких изделий и импортер капиталоемких.

Появился новый фактор – наукоемкость, который и сыграл решающую роль. Это объяснялось тем, что труд американских работников являлся более сложным, чем труд работников других стран, и они экспортировали товары более высокой степени сложности – высокотехнологические товары.

Парадокс Леонтьева – трудонасыщенные страны экспортируют капиталоемкую продукцию, тогда как капиталонасыщенные – трудоемкую.
Вопросы для обсуждения
1. Сущность и понятие международного разделения труда.

2. Формы международного разделения труда.

3. Виды международного разделения труда.

4. Факторы, определяющие развитие и углубление международного разделения труда.

5. Теория абсолютных и сравнительных преимуществ.

6. Теория Хекшера-Олина. Парадокс Леонтьева.

Тема 1.4. Основные тенденции развития международной
торговли на современном этапе

На современном мировом рынке усилилась конкурентная борьба, стали появляться новые ее методы.

Значительную специфику в новые виды конкурентной борьбы на мировой арене внесла научно-техническая революция. За последние годы корпоративный капитал все более активно переносит центр конкурентной борьбы из области цен в такие сферы, как новизна и технический уровень изделий, качество их изготовления, совершенствование технического обслуживания, развитие и улучшение товаропроводящей сети. Научно-технические разработки являются для корпораций одним из решающих факторов в конкурентной борьбе за внешний рынок, так как на современном рынке победу одерживает тот предприниматель, который наряду с поставкой нового изделия предлагает и новые, наиболее комплексные услуги технического характера, использует более совершенные методы сбыта. Поэтому в современных условиях мирового рынка фактор новизны и совершенства изделия часто главенствует над фактором уровня цен.

Кроме этого, на мировом рынке появились новые обстоятельства, оказывающие существенное воздействие на конкурентоспособность отдельных видов продукции. Речь идет об адаптации многих видов машин к условиям энергетического кризиса, а также приспосабливаемость к мероприятиям по защите окружающей среды, которые все чаще начинают проводить многие страны.

Одновременно с улучшением качества изделий происходит совершенствование системы сбыта. Все чаще обычным явлением в поставках крупных международных корпораций становится продажа оборудования через зарубежные филиалы и подконтрольные предприятия, широкое привлечение ими иностранных фирм к сбыту и техническому обслуживанию своей продукции, экспортируемой на внешние рынки. Например, японские автомобильные компании имеют несколько сот соглашений о техническом сотрудничестве с фирмами других промышленно развитых стран, особенно с США.

Одной из значимых форм сбыта экспортируемой продукции стало использование местных фирм-агентов. Применение подобных посредников обычно не требует крупных инвестиций, создания собственной сбытовой сети на территории соответствующих стран, так как используется материально-техническая база фирм-агентов, включая складскую и торговую сеть.

За последние два десятилетия получила большое распространение укрупненная форма сбыта в виде создания несколькими корпорациями экспортных синдикатов и консорциумов. Эта практика особенно ярко представлена в Великобритании и Франции.

Крупнейшие промышленные объединения применяют и такой вариант реализации продукции, как сотрудничество по взаимному использованию сбытовой сети. В первую очередь это относится к продаже неконкурирующих товаров. Такого рода соглашения заключены, к примеру, между итальянской автомобильной фирмой «Фиат» и французской фирмой «Ситроен».

Корпорации используют новую форму работы по решению проблем рынка. Она получила название «маркетинг» и состоит в том, что компании разрабатывают долгосрочные и краткосрочные планы производства, новые виды машин, изучают рынок, составляют долгосрочные прогнозы его развития. Посредством маркетинга крупные предприниматели и их объединения стремятся воздействовать на характер и темпы развития производства и спроса на рынке.

Наряду с обычными экспортно-импортными операциями, т. е. торговыми контрактами между продавцами и покупателями, за последние два десятилетия на мировом рынке большое распространение получила практика сбыта и покупки товаров на аукционах, биржах и торгах.

^ Международный аукцион – это способ продажи отдельных партий товаров, которые по очереди выставляются для осмотра и считаются проданными тому из присутствующих покупателей, который предложил наивысшую цену. На международных аукционах продаются пушнина, немытая шерсть, табак, чай, некоторые пряности, предметы антиквариата, скаковые лошади и т. д. Аукционный торг начинается с объявления лота – номера партии товара или предмета и отправной цены. Присутствующие покупатели делают свои ставки, набавляя не ниже установленной для данного товара минимальной надбавки. На некоторых международных аукционах аукционист объявляет в качестве отправной наивысшую цену и затем снижает ее, пока один из покупателей не согласится купить данный товар по этой цене. Общим условием всех международных аукционов является отсутствие ответственности продавца за качество выставленного товара.

В России с 1931 г. проводится пушной аукцион в Петербурге, а также конный аукцион в Москве. Международные аукционы располагаются также в Лондоне, Нью-Йорке, Монреале, Амстердаме, Калькутте, Коломбо.

Биржа – организационная форма оптовой, в том числе международной, торговли массовыми товарами, имеющими устойчивые и четкие качественные параметры (товарная биржа), или форма систематических операций по купле-продаже ценных бумаг, золота, валюты (фондовая биржа).

^ Товарная биржа – важная разновидность международного товарного рынка оптовой купли-продажи массовых, преимущественно сырьевых и сельскохозяйственных товаров (зерно, сахар, какао, кофе, каучук, цветные металлы, хлопок и т. п.). Реализация продукции на товарной бирже осуществляется без предварительного осмотра (по образцам и стандартам) при заранее установленных размерах минимальных партий. Товарная биржа не предполагает фактического наличия товара в момент сделки, заключаемой, как правило, на срок от 8 до 14 месяцев с учетом особенностей товара, в том числе сезонности его производства. Так, на Нью-Йоркской хлопковой бирже сделки по купле-продаже хлопка, как правило, заключаются в июле с поставкой в декабре соответствующего года. Для облегчения и лучшей организации расчетов по операциям биржей (с учетом особенностей отдельных товаров) устанавливаются нормативные сроки ликвидации срочных сделок. В частности, по пшенице на Чикагской бирже – март, май, июль, сентябрь и декабрь и т. д. Заключаемые биржей сделки на срок создают возможность игры на разнице цен, что влияет на динамику и уровень биржевых цен и даже на цены других взаимосвязанных товаров, поступающих в международную торговлю.

Развитие международной биржевой торговли в современных условиях носит противоречивый характер. С одной стороны, в связи с резким возрастанием роли ТНК, значение товарных бирж как крупнейших центров международной торговли уменьшается. С другой стороны, предметом биржевой торговли становятся новые группы товаров: пиломатериалы, пряжа, мясо и мясопродукты, шерсть, другие виды полуфабрикатов и даже готовые изделия.

Что касается торгов, то они представляют собой такую форму торговли, когда покупатель машин, транспорта или оборудования объявляет о своем намерении закупить продукцию или выдать заказ на строительство и приглашает фирмы, желающие предложить свои услуги или товары, представить к объявленному сроку свои предложения, из которых покупатель выбирает наиболее выгодное.

Существование и широкое распространение торгов вызвано тем, что они как форма торговли наиболее часто применяются развивающимися странами при закупках многих видов технических изделий. Из всех торгов, организуемых на мировом рынке, 80 % проводятся для развивающихся государств. Эти страны предпочитают торги, так как эта форма закупки позволяет им выбрать продукцию по приемлемой цене. Но нередко развивающиеся страны проигрывают на этом, потому что промышленные объединения, ведущие торги, договариваются об уровне цен, которые предложит одно из них, получив на то согласие других организаций. Выиграв торги, это объединение, как правило, делится частью прибыли с другими, находящимися в сговоре. За последнее время стали появляться торги и в самих развивающихся странах. Это торги Индии, Мексики, Бразилии, Аргентины.

Быстрое развитие международных торгов свидетельствует о том, что эта форма торговли эффективна при сбыте продукции на внешнем рынке.

Таким образом, очевидно, что резкое обострение конкурентной борьбы на мировом рынке, рост монополизации торговли, повышение требований к технико-экономическим показателям товаров побуждают фирмы еще более активизировать работу по совершенствованию производства, форм и методов сбыта, организовывать за рубежом сборочные предприятия, создавать собственные или смешанные торговые фирмы за границей. Особую активность в этом за последнее время проявляют японские и западно-европейские фирмы.

Важнейшей характеристикой мирового внешнеторгового оборота является его товарная структура, которая под воздействием географического разделения труда и научно-технического прогресса претерпела значительные изменения. Так, происходит снижение доли продукции первичного сектора экономики (топлива, сырья, продовольствия) и рост удельного веса продукции квалифицированных отраслей обрабатывающей промышленности, включая высокие технологии, т. е. особо наукоемкие производства.

Радикальные изменения в структуре международного товарооборота произошли именно за последнее десятилетие. Эти изменения сопровождались значительным ослаблением зависимости промышленно развитых стран Запада от импорта сырья из развивающихся стран. Поэтому промышленно развитые страны занимают ведущие позиции в международном товарообороте, специализируясь главным образом на поставках продукции высокой технологии – машин, электронного оборудования, продукции фармацевтики и тонкой химии.

Формирование и развитие системы международной торговли в значительной степени зависит от лидера мировой экономики.

США выступают за либерализацию международной торговли. Но предпринимаемые ими практические меры заставляют торговых партнеров относиться к ним с осторожностью.

Значение таможенных пошлин как инструмента защиты внутреннего рынка уменьшилось, но их по-прежнему применяют для ограждения внешней конкуренции отдельных секторов экономики, для этого активно разрабатывается новый торгово-экономический инструментарий.

По информации Комиссии по международной торговле США, 66 % всех импортируемых в страну товаров облагаются таможенной пошлиной в размере 1 % или менее, 19 % – от 1 до 2; 6 % – по ставке от 2 до 5 и только 9 % – по ставке от 5 % и выше. Средний уровень таможенного обложения импорта в США составляет немногим менее
6 % в адвалорном, т. е. таможенно-стоимостном эквиваленте (в ЕС он составляет почти 7 %, в Японии – средний между CШA и ЕС – 6,5 %).

В США средний уровень таможенного тарифа для всей готовой продукции составляет 4 %, а для готовой одежды – 16,5 %. «Островков» тарифного протекционизма множество. Особенно высокие тарифы существуют для таких товарных групп, как продовольствие, текстиль, обувь, ювелирные и керамические изделия, стекло, грузовые автомобили и железнодорожные вагоны. Ставки на этих «островках», как правило, превышают 30 %.

Подписав соглашение Всемирной торговой организации по информационным технологиям, США тем не менее отказались устранить «пиковые» тарифы на оптическое волокно для производства оптоволоконного кабеля. Кроме того, из числа товаров, пошлины на которые в дальнейшем будут понижаться, были выведены кинескопы для компьютерных мониторов. Но декларируемой целью США в области торговли любыми товарами является полное упразднение пошлин.

В то же время американский рынок – один из крупневших сегментов мирового рынка. Более 1/4 потребления готовой продукции составляют импортируемые товары. Прирост экспорта около 80 стран мира осуществлялся в результате роста поставок в США.

Производственная специализация CШA на выпуске новейшей продукции неизбежно сопровождалась формированием мощнейшего сектора услуг. Его главная составляющая – сфера образования – даже по формальным параметрам является самым крупным народнохозяйственным комплексом страны.

Отрицательное сальдо во внешней торговле товарами, имевшее место в США в течение более чем 20 лет, обусловлено не деградацией отечественного производства и давлением иностранных конкурентов, а наоборот, переключением американской промышленности на выпуск только новейшей продукции, закрытием менее выгодных предприятий, заменой их продукции на импортную. При этом не был нанесен ущерб сфере занятости населения, но произошли заметные изменения в ее структуре.

В рамках международного экономического взаимодействия США широко используют конкуренцию, кооперацию и партнерство. Располагая высшими достижениями в науке и технологиях, эта страна получает неоспоримое преимущество для реализации своих интересов: закрепляет за собой наиболее перспективные рынки сбыта; стремится влиять на формирование приемлемых для себя отраслевых структур экономик стран бывшего социалистического лагеря и т. п.

Японская экономика в последнее время продолжает развиваться высокими темпами. Удельный вес экспорта из этой страны в развитые страны увеличился с 45,6 до 47,8 % (на 2,2 %) при соответствую-
щем уменьшении доли развивающихся государств. Удельный вес последних в импорте увеличивался еще более высокими темпами – за 1973–1983 гг. его прирост составлял 6,1 %, а в 1984–1994 гг. – 8,9 %. Японские фирмы, как и американские, стали размещать производство комплектующих в развивающихся странах с последующей сборкой готовых изделий в Японии, что и отразилось на динамике импорта.

Но наиболее важным фактором, обусловившим возрастание удельного веса импорта из развивающихся стран, был рост мировых цен на нефть и другие энергоносители – с 3,24 доллара за баррель в 1973 г. до 28,55 доллара в 1983 г. В 1980 г. баррель нефти стоил 36,68 доллара, это максимальная цена нефти за последнее тридцатилетие прошлого века. Средняя цена нефти в анализируемое десятилетие составила 23,1 доллара за баррель, это в 7 раз выше уровня 1973 г. Япония в 1985–1995 гг. пока еще продолжала расширять экспорт в развитые страны как наиболее платежеспособные. Доля импорта из развивающихся стран резко сократилась. В определенной степени это связано со снижением цен на энергоносители, но имел место и другой фактор. В связи с ростом доходов населения в новых индустриальных странах, где располагается значительная часть филиалов японских фирм, был взят курс на производство ими готовых изделий и их реализацию на местных рынках, что сократило долю импорта из этих стран. В результате этих процессов удельный вес экспорта в развивающиеся страны уменьшился с 52,2 до 50,8 %, или на 1,4 %. Уменьшение удельного веса развивающихся стран в японском импорте составило 9,9 % – с 68,1 % в 1983 г. до 58,2 % в 1993 г.

В 1984–1993 гг. структура экспорта и импорта стран Западной Европы изменилась. Удельный вес экспорта в развивающиеся страны уменьшился с 25,2 % в 1983 г. до 21,4 % в 1993 г., т. е. на 3,8 %. Аналогичная ситуация сложилась и в динамике структуры импорта, где доля в нем развивающихся стран уменьшилась за это десятилетие с
26 до 19,1 % или на 6,9 %. В некоторой степени сказалось сокращение мировых цен на нефть: они снизились с 23,1 доллара за баррель в среднем за предыдущее десятилетие до 20 долларов в среднем за период с 1984 по 1993 г. включительно.

Но решающее значение в изменении динамики структуры товарооборота стран Западной Европы имело два фактора. Первый из них – резкая активизация интеграционных процессов в рамках Европейского союза, переход от общего к единому рынку. Эта активизация, что является вторым фактором, опиралась на прочную материальную базу, каковой выступают гибкие технологии, индивидуализация производства и потребления, информационная революция.

В общем объеме экспорта из стран Западной Европы удельный вес развитых государств увеличился с 78,6 % в 1993 г. до 80,4 % в 2000 г., т. е. на 1,8 %. Наиболее значимая причина – активизация процессов индивидуализации производства и потребления в связи с успехами в развитии информационных технологий. Для анализируемого периода характерно заметное увеличение в общем объеме импорта удельного веса развивающихся стран – с 19,1 % в 1993 г. до 22,9 % в 2000 г. (на 3,8 %).

Расширение Европейского союза (ЕС) будет способствовать увеличению удельного веса в нем стран, еще не достигших уровня высокоразвитых. Только в Западной Европе в 1963–2000 гг. уменьшился в общем объеме импорта удельный вес развивающихся стран (на 6,2 %).

Тезис о том, что имеет место «замыкание западного мира в самом себе» требует уточнения. Как «замыкание в самих себе» можно воспринимать уменьшение удельного веса товарооборота Западной Европы с развивающимися странами в 1963–1973 гг., о причинах которого сказано выше. В 1984–1993 гг. снизился удельный вес товарооборота с развивающимися странами у западно-европейских государств по причине активизации интеграционных процессов в ЕС, и это единственный реальный повод для утверждения о «замыкании западного мира в самом себе».

Международная торговля для развивающихся стран, особенно для самых бедных, остается наиболее надежным источником внешних доходов. Однако, в связи со снижением материало- и энергоемкости роста промышленно развитых стран роль природного сырья в международной торговле имеет четко выраженную тенденцию к падению.

В 70-е гг. международная специализация развивающихся стран, будучи важнейшей составляющей реструктуризации мирового производства, начала кардинально меняться. Все большее их число выходило на мировые рынки в качестве поставщиков готовых промышленных товаров. В 1990 г. удельный вес развивающихся государств в мировом экспорте промышленных изделий составлял 7,5 %, к концу десятилетия он увеличился до 11,8 %, т. е. в 1,8 раза.

Экспорт промышленных изделий и в последующем увеличивался намного быстрее, чем экспорт всех товаров. Удельный вес экспорта всех товаров составлял в 1990 г. 19 % от мирового экспорта, к 2000 г. достиг 32 % (вырос за десять лет в 1,4 раза).

Еще более высокими темпами рос экспорт машинотехнических изделий. В течение последних 30 лет XX в. его удельный вес в мировом экспорте этой группы товаров не менее чем удваивался за каждые 10 лет, увеличившись с 2 % в 1970 г. до 24,3 % в 2000 г., т. е. более чем в 12 раз (превосходство над экспортом всех товаров по темпам роста удельного веса в мировом экспорте – в 6,7 раза).

Различные темпы роста составляющих всего экспорта предопределили и его структурные изменения. В 1970 г. удельный вес экспорта всех товаров был больше соответствующего показателя в отношении машинотехнических изделий в 9 раз, в 2000 г. – всего лишь в 1,3 раза, сокращение – почти в 7 раз.

Место и роль различных развивающихся стран в увеличении и изменении структуры экспорта отличается большой дифференциацией. В течение анализируемого периода наиболее успешно развивалась экономика и, соответственно, рос экспорт из стран, составляющих «четверку НИС первой волны» (Гонконг, Республика Корея, Сингапур и Тайвань), «тройку из АСЕАН» (Индонезия, Малайзия и Таиланд), а также из Китая, Мексики и Индии.

Удельный вес этой группы стран в экспорте всех товаров развивающихся государств в 1970 г. составлял 26 %, к 2000 г. он увеличился до 56 % (более чем в 2 раза). Особенно велика была доля этих стран в экспорте промышленных изделий: в начале периода она составила 65 %, что в 2,5 раза больше удельного веса в экспорте всех товаров. К 2000 г. она достигла 76 % от всего экспорта промышленных изделий развивающимися странами.

Тенденция развития международной торговли свидетельствует, что в последнее десятилетие быстро растет значимость и объемы разного рода услуг. Развивающиеся страны могут активно использовать и уже используют свои возможности на этом пути. Например, туризм и трудовые услуги, экспорт рабочей силы на выполнение разного рода «грязных» и низкооплачиваемых работ.

Республика Беларусь проводит многовекторную внешнеэкономическую политику, направленную на укрепление роли страны в мировом сообществе, расширение и закрепление перспективных рынков для отечественных товаров и услуг. Создана развитая договорно-правовая база международного сотрудничества – Беларусь является участницей около 2700 международных договоров. Беларусь осуществляет внешнеторговое сотрудничество более чем со 150 странами мира.

Общий объем товарооборота Беларуси со странами, не входящими в СНГ, в 2003 г. составил свыше 8 млрд долл. США и увеличился по сравнению с 1995 г. в 2,2 раза. Доля стран вне СНГ в общем экспорте товаров из Беларуси в 2003 г. составила 37,3 % и в экспорте услуг – 59,0 %.

К основным торговым партнерам Беларуси вне СНГ можно отнести государства, имеющие товарооборот с нашей страной более 50 млн долл. США в год. Таких государств в 2003 г. было 21, в том числе 17 с товарооборотом более 100 млн долл. США. Их удельный вес в товарообороте Беларуси со странами вне СНГ составил соответственно 82,4 и 79,2 %.

Беларусь активно сотрудничает в экономической сфере со странами Европейского союза. На долю последнего (в его прежнем составе до мая 2004 г.) приходилось около 19 % внешнеторгового товарооборота Беларуси. В 2003 г. товарооборот между ЕС и Республикой Беларусь составил 4056 млн долл. США, экспорт – 2279, импорт –
1177 млн долл. США и увеличился по сравнению с 1995 г. соответ
ственно в 2,7, 4,0 и 1,9 раза. Сальдо товарооборота за этот период из отрицательного (–345 млн долл. США) стало положительным (+502 млн долл. США).

Торговля со странами-членами ЕС не только служит для Беларуси надежным источником поступления твердой валюты, но и позволяет привлечь новейшие инновации и технологии, инвестиционные ресурсы, необходимые для модернизации и переоснащения белорусских предприятий.

Расширению интеграционных связей нашей страны с Европейским союзом препятствуют применяемые им импортные квоты и антидемпинговые меры в отношении текстильной, химической и металлургической промышленности. Санитарные и фитосанитарные защитные меры ЕС серьезно затрудняют поступление на европейский рынок сельскохозяйственной продукции.

Ориентация национальной экономики Беларуси на экспорт не позволяет ей замкнуться в узкогеографических границах постсоветского и европейского пространств и требует поиска новых рынков сбыта продукции во всех частях света.

Важными торговыми партнерами Республики Беларусь являются страны Азии, прежде всего Китай и Индия, на долю которых в 2003 г. приходилось соответственно 2,1 и 0,8 % общего товарооборота Беларуси со странами, не входящими в СНГ. Из других азиатских стран следует отметить Турцию, Японию, Республику Корея, Вьетнам, Малайзию, Иран, Объединенные Арабские Эмираты, Израиль, Индонезию. С большинством этих государств Беларусь имеет положительное сальдо в торговле товарами. Отрицательное сальдо – с Японией, Кореей и Турцией.

Особый интерес для расширения внешнеэкономических связей Беларуси представляют страны Африки, которые расположены гораздо ближе, чем Австралия и Океания, Южная и Северная Америка. Из африканских стран наибольший товарооборот приходится на Алжир, Египет, Марокко, ЮАР и Гану.

На американском континенте основными торговыми партнерами Беларуси являются США и Бразилия, на долю которых в 2000 г. приходилось соответственно 3,2 и 2,5 % общего товарооборота республики со странами, не входящими в СНГ. Значительные внешнеэкономические связи налажены также с Кубой, Канадой, Аргентиной. Сальдо торгового баланса с этими государствами, кроме Бразилии, отри-
цательное (особенно с Кубой и США).

Внешнеторговый товарооборот Австралии и Беларуси в 2003 г. составил 3,6 млн долл. США. Сальдо торгового баланса положительное (+1,2 млн долл.).

Совершенствование внешнеэкономических связей Республики Беларусь со странами, не входящими в СНГ, должно быть направлено на наращивание экспорта наукоемкой, высокотехнологичной продукции с низкой материало- и энергоемкостью, а также на расширение сферы услуг. В связи с этим важнейшим направлением внешнеэкономической деятельности является привлечение иностранных инвестиций, прежде всего прямых, в перспективные высокотехнологичные экспортоориентированные и импортозамещающие производства. Важную роль призваны сыграть свободные экономические зоны, создан-
ные в Минске и других областных центрах.

Большинство стран СНГ, став суверенными, активизировали свою внешнеэкономическую деятельность, о чем свидетельствует увеличение доли экспорта товаров и услуг по отношению к ВВП каждой страны. Беларусь имеет наиболее высокий удельный вес экспорта – 10 % ВВП, тогда как Российская Федерация – 35, Украина – 56, а Кыргызстан и Грузия – менее 40 %.

Республика Беларусь имеет наиболее тесные внешнеэкономические связи с Россией, доля которой в суммарном внешнеторговом обороте нашей страны со странами СНГ увеличилась с 77 % в 1995 г. до 89 % в 2000 г. и 92,6 % в 2003 г., тогда как доля Украины уменьшилась соответственно с 17,5 % до 8,6 и 5,2 %.

Товарооборот Республики Беларусь среди стран СНГ за 1995–2003 гг. увеличился с Российской Федерацией (в 2,4 раза), Туркменистаном
(в 9,3 раза) и Арменией (в 2,5 раза), а с другими государствами Содружества уменьшился, больше всего – с Узбекистаном (в 3 раза), Украиной (в 1,7 раза) и Казахстаном (в 1,6 раза).

Большое расстояние и высокие тарифы на перевозки грузов, а также транспортные услуги, приводят к вытеснению третьими странами товаров СНГ с внутренних рынков Содружества. Поэтому в настоящее время для Беларуси продукция из Казахстана, Кыргызстана обходится значительно дороже, чем аналогичная из Польши и Германии. Несмотря на это, Беларусь остается одной из немногих стран, где во внешнеторговой деятельности преобладают связи в пределах СНГ.
Вопросы для обсуждения
1. Современные тенденции развития мирового рынка.

2. Углубление МРТ.

3. Сдвиги в товарной структуре и географическом распределении международной торговли в условиях НТР.

4. Основные направления развития международной торговли в США, Японии, государствах ЕС.

5. Развитие международной торговли в развивающихся странах.

6. Торговые отношения Республики Беларусь с развитыми и развивающимися странами.

7. Внешнеэкономические связи Республики Беларусь со странами СНГ.

  1   2   3



Скачать файл (328 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации