Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции по бухгалтерскому учету в коммерческих банках - файл 1.rtf


Лекции по бухгалтерскому учету в коммерческих банках
скачать (1852 kb.)

Доступные файлы (1):

1.rtf1852kb.30.11.2011 14:24скачать

содержание

1.rtf

  1   2   3   4   5   6   7   8
С.Е. Елкин
Бухгалтерский учет в

кредитных организациях
Содержание


Предисловие …………………………………………………………………………………….................




1. Организация бухгалтерского учета в кредитной организации…………………………………..




1.1. План счетов бухгалтерского учета………..………………………………………………..….….




1.2. Характеристика основных разделов плана счетов………………………..………………..…….




1.3. Организация аналитического и синтетического учета …..………………………………..…….




1.4. Документация, документооборот и организация внутрибанковского контроля …………..….




Контрольные вопросы…………………………………………………………………………..…




^ 2. Порядок создания и регистрации кредитных организаций в РФ ……………………………….




2.1. Порядок регистрации кредитных организаций………………………………………….....…….




2.2. Учет операций по формированию уставного капитала..………………………………..……….




2.3. Порядок формирования фондов……………………………………………………..……………




Контрольные вопросы………………………………………………………………..……………




^ 3. Расчетные операции……………..………………………………………………………………..……




3.1. Учет межбанковских расчетов…………………………………………………………….……...




3.2. Учет операций по счетам клиентов ……………………………………………………….……..




3.3. Безналичные платежи и расчеты…………………………………………………………..….......




Контрольные вопросы………………………………………………………………………..……




^ 4. Кассовые операции……………………………………………………..………………………..……..




4.1. Порядок документального оформления движения денежных средств в кассе……………......




4.2. Порядок работы с денежной наличностью по обслуживанию населения………………..…….




4.3. Организация работы с денежной наличностью при использовании банкоматов…………..….




4.4. Инкассация денежной выручки и других ценностей……………………………………...……..




4.5. Ревизия ценностей и проверка организации кассовой работы…………………...……………..




Контрольные вопросы………………………………………………………………………..……




^ 5. Депозитные операции……………..…………………………………………………………….……...




5.1. Учет депозитов юридических и физических лиц…………………………………….………….




5.2. Учет межбанковских депозитов………………………………………………………..…………




Контрольные вопросы……………………….………………………………………...…………..




^ 6. Вексельные операции…………..…………..………………………………………………..…………




6.1. Определение вексельных операций………………………………………………...……….…….




6.2. Учет операций с векселями……………………………………………………………..…………




6.3. Учет операций с собственными векселями банка…………………..…………………………....




Контрольные вопросы……………………………………………………………………………..




^ 7. Учет операций по формированию и регулированию резервов…………………………………...




7.1. Порядок учета обязательных резервов банка, депонируемых в Банке России………………...




7.2. Порядок учета резервов……………………………………………………………………………




7.3. Порядок формирования и расходования резерва на возможные потери по ссудам…………...




7.4. Порядок формирования резервов на возможные потери………………………………………..




Контрольные вопросы…………………………………………………………………..................




^ 8. Кредитные операции…………..……….………………………………………………………………




8.1. Учет кредитов хозяйствующих субъектов…………………………………………….................




8.2. Учет операций по начислению и уплате процентов…………………………………………….




Контрольные вопросы……………………………………………………………………………..




^ 9. Операции с ценными бумагами……………………………….…………………………...................




9.1. Общие положения по учету операций с ценными бумагами……………..…………………….




9.2. Принципы отражения в бухгалтерском учете операций по приобретению и выбытию ценных бумаг………………………………………………………………………………………………..




9.3. Бухгалтерский учет операций с ценными бумагами…………...………………………………..




9.4. Бухгалтерский учет оценки (переоценки) ценных бумаг «оцениваемых по справедливой стоимости через прибыль или убыток» и «имеющихся в наличии для продажи»..................................




9.5. Особенности отражения операций с ценными бумагами в бухгалтерском учете кредитных организаций - профессиональных участников рынка ценных бумаг………...........................................




Контрольные вопросы…………………………………………………………………………..…




^ 10. Учет основных средств и материальных ценностей…………………………….……..................




10.1. Организация учета материальных ценностей…………………………………………………..




10.2. Учет основных средств…………………………………………………………………………...




10.3. Учет нематериальных активов……………………………………………………………..…….




10.4. Учет материальных запасов……………………………………………………………..……….




10.5. Инвентаризация материальных ценностей………………………………………………..…….




10.6. Учет арендных и лизинговых платежей…………………………………………………..…….




Контрольные вопросы……………………………………………………………………...…….




^ 11. Учет доходов, расходов и финансовых результатов……………………………………..……….




11.1. Учет доходов и расходов от банковских операций…..………………………………..……….




11.2. Учет операционных доходов и расходов……………………………………………..…………




11.3. Учет доходов и расходов от переоценки средств в иностранной валюте, драгоценных металлов и ценных бумаг…………………………………………………………………………………..




11.4. Переоценка (перерасчет) активов (требований) и обязательств, содержащих неотделяемые встроенные производные инструменты….……………………………………………………………….




Контрольные вопросы……………………………………………………………………………




^ Список литературы ……………………………………………………………………………………....




Предисловие
Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании лицензии Банка России имеет право осуществлять банковские операции привлечения во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещения указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытия и ведения банковских счетов физических и юридических лиц.

Банки способствуют развитию реального сектора экономики, выполняя расчетно-кассовые операции и функции агента валютного контроля.

Учет в кредитной организации имеет существенные особенности - и по характеру операций, отражающихся в бухгалтерском учете, и по организации учетной работы, по форме и содержанию бухгалтерской и другой учетной документации и, конечно, по основным бухгалтерским проводкам. Всем этим необходимо овладеть бухгалтеру, начинающему свою работу в коммерческом банке.

Опираясь на теоретические знания и практический опыт, составитель учебного пособия ставит целью облегчить путь усвоения студентами приемами ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в кредитных организациях в современных российских условиях.

Основной целью учебного пособия является целостное представление о системе учета и отчетности в банках в соответствии с действующим законодательством.

Изучив данное учебное пособие, можно получить системное представление:

- о сущности и назначении учетно-операционной работы и бухгалтерского учета в банке;

- об организации кассовой, расчетной и кредитной работы;

- о порядке организации учета материальных ценностей и собственных средств банка;

- об осуществлении операций с ценными бумагами и иностранной валютой;

- о значении и порядке составления отчетности банка, в том числе в соответствии с МСФО и т.д.

Все это позволит будущим специалистам приобрести навыки свободного определения характера балансовых и внебалансовых счетов, знания активных и пассивных операций банков, использования учетной информации для подготовки финансовой отчетности банка, а также независимой экспертизы и анализа финансовой отчетности.

Содержание учебного пособия составлено с учетом требований вступающего в силу с 01.01.2008г. Положения Банка России от 26 марта 2007 года № 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ», а также новых законодательных и нормативно-правовых актов в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности кредитных организаций по состоянию на 01.05.2007г.

Книга может быть использована студентами высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и «Финансы и кредит», а также преподавателями, аспирантами и практическими работниками.

^ 1. Организация бухгалтерского учета в кредитной организации
1.1. План счетов бухгалтерского учета
Основой построения бухгалтерского учета в банках является единая система счетов синтетического учета, т.е. План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях РФ. План счетов используется для отражения собственных и привлеченных средств банка и их размещения в кредитные и другие активные операции. План счетов разработан на основании Гражданского кодекса РФ, Федеральных законов от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)», от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности», с использованием международных стандартов бухгалтерского учета.

Правила ведения бухгалтерского учета устанавливают единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, обязательные для исполнения всеми кредитными организациями на территории РФ.

План счетов и Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ, основаны на следующих принципах бухгалтерского учета:

1. Непрерывность деятельности.

Этот принцип предполагает, что кредитная организация будет непрерывно осуществлять свою деятельность в будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации, существенного сокращения деятельности или осуществления операций на невыгодных условиях.

2. Отражение доходов и расходов по методу "начисления".

Этот принцип означает, что финансовые результаты операций (доходы и расходы) отражаются в бухгалтерском учете по факту их совершения, а не по факту получения или уплаты денежных средств (их эквивалентов).

Доходы и расходы отражаются в бухгалтерском учете в том периоде, к которому они относятся.

3. Постоянство правил бухгалтерского учета.

Кредитная организация должна постоянно руководствоваться одними и теми же правилами бухгалтерского учета, кроме случаев существенных перемен в своей деятельности или законодательстве РФ, касающихся деятельности кредитной организации. В противном случае должна быть обеспечена сопоставимость данных за отчетный и предшествующий ему период.

4. Осторожность.

Активы и пассивы, доходы и расходы должны быть оценены и отражены в учете разумно, с достаточной степенью осторожности, чтобы не переносить уже существующие, потенциально угрожающие финансовому положению кредитной организации риски на следующие периоды.

При этом учетная политика кредитной организации должна обеспечивать большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (намеренное занижение активов или доходов и намеренное завышение обязательств или расходов).

5. Своевременность отражения операций.

Операции отражаются в бухгалтерском учете в день их совершения (поступления документов), если иное не предусмотрено нормативными актами Банка России.

6. Раздельное отражение активов и пассивов.

В соответствии с этим принципом счета активов и пассивов оцениваются отдельно и отражаются в развернутом виде.

7. Преемственность входящего баланса.

Остатки на балансовых и внебалансовых счетах на начало текущего отчетного периода должны соответствовать остаткам на конец предшествующего периода.

8. Приоритет содержания над формой.

Операции отражаются в соответствии с их экономической сущностью, а не с их юридической формой.

9. Открытость.

Отчеты должны достоверно отражать операции кредитной организации, быть понятными информированному пользователю и избегать двусмысленности в отражении позиции кредитной организации.

10. Кредитная организация должна составлять сводный баланс и отчетность в целом по кредитной организации. Используемые в работе кредитной организации ежедневные бухгалтерские балансы составляются по счетам второго порядка.

11. Оценка активов и обязательств.

Активы принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости.

В дальнейшем, в соответствии с Правилами и нормативными актами Банка России, активы кредитной организации оцениваются (переоцениваются) по текущей (справедливой) стоимости либо путем создания резервов на возможные потери.

В бухгалтерском учете результаты оценки (переоценки) активов отражаются с применением дополнительных счетов, корректирующих первоначальную стоимость актива, учитываемую на основном счете, либо содержащих информацию об оценке (переоценке) активов, учитываемых на основном счете по текущей (справедливой) стоимости (далее - контрсчет).

Контрсчета предназначены для отражения в бухгалтерском учете изменений первоначальной стоимости активов в результате переоценки по текущей (справедливой) стоимости, создания резервов при наличии рисков возможных потерь, а также начисления амортизации в процессе эксплуатации.

Обязательства отражаются в бухгалтерском учете в соответствии с условиями договора в целях обеспечения контроля за полнотой и своевременностью их исполнения. В случаях, установленных Правилами и нормативными актами Банка России, обязательства также переоцениваются по текущей (справедливой) стоимости.

Положения настоящего пункта не распространяются на переоценку средств в иностранной валюте и драгоценных металлов, изложенную в пунктах 1.17 и 1.18 Части I Правил.

12. Ценности и документы, отраженные в учете по балансовым счетам, по внебалансовым счетам не отражаются.

Основными задачами бухгалтерского учета являются:

- формирование детальной, достоверной и содержательной информации о деятельности кредитной организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

- ведение подробного, полного и достоверного бухгалтерского учета всех банковских операций, наличия и движения требований и обязательств, использования кредитной организацией материальных и финансовых ресурсов;

- выявление внутрихозяйственных резервов для обеспечения финансовой устойчивости кредитной организации, предотвращения отрицательных результатов ее деятельности;

- использование бухгалтерского учета для принятия управленческих решений.

Кредитная организация разрабатывает и утверждает учетную политику в соответствии с Правилами и нормативными актами Банка России.

Подлежат обязательному утверждению руководителем кредитной организации:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета в кредитной организации и ее подразделениях, основанный на Плане счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях;

- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления операций, включая формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности, по которым не предусмотрены в альбомах Федеральной службы государственной статистики типовые формы первичных учетных документов;

- порядок расчетов со своими филиалами (структурными подразделениями);

- порядок проведения отдельных учетных операций, не противоречащих законодательству РФ, в том числе нормативным актам Банка России;

- порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

- порядок и случаи изменения стоимости объектов основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету (переоценка, модернизация, реконструкция и так далее);

- лимит стоимости предметов для принятия к бухгалтерскому учету в составе основных средств;

- способы начисления амортизации по объектам основных средств и нематериальных активов;

- порядок отнесения на расходы стоимости материальных запасов;

- правила документооборота и технология обработки учетной информации, включая филиалы (структурные подразделения);

- порядок контроля за совершаемыми внутрибанковскими операциями;

- порядок и периодичность вывода на печать документов аналитического и синтетического учета. При этом ежедневно распечатываются баланс, лицевые счета, по которым были проведены операции (проведена операция), а также выписки (вторые экземпляры лицевых счетов) по счетам клиентов;

- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет совершаемых операций по счетам клиентов, имущества, требований, обязательств, хозяйственных и других операций кредитных организаций ведется в валюте РФ - в рублях.

Кредитная организация ведет бухгалтерский учет имущества, банковских, хозяйственных и других операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета.

Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

Все операции и результаты инвентаризации подлежат своевременному отражению на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий.

В бухгалтерском учете кредитных организаций текущие внутрибанковские операции и операции по учету затрат капитального характера учитываются раздельно.

Соблюдение Правил должно обеспечивать:

- быстрое и четкое обслуживание клиентов;

- своевременное и точное отражение банковских операций в бухгалтерском учете и отчетности кредитных организаций;

- предупреждение возможности возникновения недостач, неправомерного расходования денежных средств, материальных ценностей;

- сокращение затрат труда и средств на совершение банковских операций на основе применения средств автоматизации;

- надлежащее оформление документов, исходящих из кредитных организаций, облегчающее их доставку и использование по месту назначения, предупреждающее возникновение ошибок и совершение незаконных действий при выполнении учетных операций.

Кредитная организация должна составлять сводный баланс и отчетность в целом по кредитной организации. Используемые в работе кредитной организации ежедневные бухгалтерские балансы составляются по счетам второго порядка.

Активы и пассивы учитываются по их первоначальной стоимости на момент приобретения или возникновения. Первоначальная стоимость не изменяется до момента их списания, реализации или выкупа. Однако активы и обязательства в иностранной валюте, драгоценные металлы и природные драгоценные камни должны переоцениваться по мере изменения валютного курса и цены металла.

Счета номенклатуры баланса банка подразделяются на балансовые и внебалансовые. Счета могут быть активными и пассивными. Балансовые и внебалансовые счета построены по принципу односторонней группировки - в одном разделе могут присутствовать счета любого вида.

На активных балансовых счетах учитываются: денежная наличность в кассах банка, краткосрочные и долгосрочные кредиты, затраты на капитальные вложения, дебиторская задолженность, другие активы и отвлеченные средства.

На пассивных балансовых счетах отражаются: фонды банка, средства организаций и граждан, депозиты, средства в расчетах, прибыль банка, кредиторская задолженность, другие пассивы и привлеченные средства.

Средства на пассивных счетах являются ресурсами банка для кредитования и финансирования организации, а задолженность на активных счетах показывает использование этих ресурсов.

Все счета Плана счетов подразделяются на:

- счета первого порядка - укрупненные;

- счета второго порядка - детализирующие.

Балансовые счета первого порядка обозначаются тремя цифрами от 102 до 708. Счета второго порядка состоят из пяти знаков и строятся путем прибавления двух цифр справа к номеру счета первого порядка. Например, счет 202 «Наличная валюта и чеки (в том числе дорожные чеки), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте», счет 20202 «Касса кредитных организаций», счет 20203 «Чеки (в том числе дорожные чеки), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте», счет 20206 «Касса обменных пунктов» и т.д.

На счетах второго порядка, определенных "Списком парных счетов, по которым может изменяться сальдо на противоположное", открываются парные счета. Допускается наличие остатка только на одном лицевом счете из открытой пары: активном или пассивном. В начале операционного дня операции начинаются по лицевому счету, имеющему сальдо, а при отсутствии остатка - со счета, соответствующего характеру операции. Если в конце рабочего дня на лицевом счете образуется сальдо, противоположное признаку счета, то оно бухгалтерской проводкой на основании мемориального ордера должно быть перенесено на соответствующий парный лицевой счет по учету средств.

Если по каким-либо причинам образовались сальдо на обоих парных лицевых счетах, то необходимо в конце рабочего дня перечислить бухгалтерской проводкой на основании мемориального ордера меньшее сальдо на счет с большим сальдо. Следует помнить, что на конец рабочего дня должно быть только одно сальдо: либо дебетовое, либо кредитовое на одном из парных лицевых счетов.

Внебалансовые счета используются для учета ценностей и документов, не влияющих на актив и пассив баланса, поступающих в банк на хранение, инкассо или комиссию. Учитываются также знаки оплаты государственной пошлины, бланки строгой отчетности, акции, другие документы и ценности.

Все совершенные за рабочий день операции отражаются в ежедневном балансе кредитной организации (ее филиала). Баланс должен отвечать следующим основным требованиям:

- составляется по счетам второго порядка;

- по каждому счету второго порядка суммы показываются отдельно в колонках: по счетам в рублях; по счетам в иностранной валюте, выраженной в рублевом эквиваленте, и в драгоценных металлах по их балансовой стоимости; итого по счету;

- по каждому счету первого порядка, по группе этих счетов, по разделам, по всем счетам выводятся итоги;

- по ряду активных (пассивных) счетов в балансе показываются суммы по контрсчетам и выводится итог за минусом сумм по контрсчетам;

- баланс должен быть читаемый, в заголовке указываются текстом: название кредитной организации, дата, на которую составлен баланс, единица измерения; номера и названия разделов, групп счетов первого порядка, счетов первого, второго порядка, по каким счетам выведены промежуточные итоги; итоговая сумма по балансу должна называться - баланс;

- в одну строчку должны показываться остатки по дебету и кредиту.

Первичные балансы (кредитной организации без филиалов, каждого филиала) составляются в рублях и копейках, сводные (консолидированные) - в единицах, указанных для составления и представления отчетности.

Внебалансовые счета по экономическому содержанию разделены, как и балансовые, на активные и пассивные. В учете операции отражаются методом двойной записи: активные счета корреспондируют со счетом 99999, пассивные - со счетом 99998, при этом счета 99998 и 99999 ведутся только в валюте РФ - в рублях. Двойная запись может также осуществляться путем перечисления сумм с одного активного внебалансового счета на другой активный счет или с одного пассивного счета - на другой пассивный счет. Внебалансовые счета подразделяются на счета первого порядка - укрупненные и счета второго порядка - детализирующие.

План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях представляет собой систему бухгалтерских счетов, предусматривающих их количество, группировку и цифровое обозначение в зависимости от объектов и целей учета.

Ценности и документы, отраженные в учете по балансовым счетам, по внебалансовым счетам не отражаются.

Бухгалтерский учет должен в полной мере использоваться для принятия управленческих решений, способствовать получению прибыли, сокращению финансовой и статистической отчетности.
^ 1.2. Характеристика основных разделов плана счетов
Структура плана счетов основана на выделении в главы, разделы, подразделы однотипных по своему содержанию банковских операций. В плане счетов используются принципы группировки счетов по экономическим однородным признакам ликвидности, срочности, обеспечивается конкретность информации. В нем прослеживается тенденция понижающейся ликвидности статей по активу и уменьшения степени востребования средств по пассиву.

В Плане счетов предусматривается использование единой классификации клиентов при отражении различных операций. Предусматриваются отдельные счета для учета расчетов с филиалами, расположенные на территории РФ и за границей.

Специального раздела в Плане счетов бухгалтерского учета по учету операций с иностранной валютой не выделено. Счета в иностранной валюте открываются на всех счетах, где могут в установленном порядке учитываться операции в иностранной валюте. При этом учет операций в иностранной валюте ведется на тех же счетах второго порядка, на которых учитываются операции в валюте РФ - рублях, с открытием отдельных лицевых счетов в соответствующих валютах.

Совершение операций по счетам в иностранной валюте производится с соблюдением валютного законодательства РФ. Порядок осуществления расчетных операций в иностранной валюте определяется кредитной организацией самостоятельно, с учетом правил совершения расчетов в рублях, а также особенностей международных правил и заключаемых договорных отношений.

Счета номенклатуры баланса банков подразделяются: балансовые, доверительного управления, внебалансовые, учета срочных операций, депозитарного учета.

^ Раздел 1. Капитал и фонды

Назначение счетов этого раздела – учет собственных средств банка, служащих обеспечением его обязательств: уставный, добавочный капиталы, фонды (резервный, накопления и специального назначения).

^ Раздел 2. Денежные средства и драгоценные металлы.

Предназначен для учета сумм наличных денежных средств, а также остатков денежных средств в пути, номинированных в рублях и иностранной валюте, а также вложений в драгоценные металлы и камни. Счета подраздела «Денежные средства» (20202 – 20210) предназначены для учета наличия и движения принадлежащих кредитной организации наличных денежных средств в рублях и иностранной валюте и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте. Счета активные.

Счета второго подраздела «Драгоценные металлы и природные драгоценные камни» предназначены для учета операций с драгоценными металлами в физической форме. Счета 20302, 20303, 20305, 20308, 20311, 20312, 20315 – 20320,20401 - 20403 - активные, счета 20309, 20310, 20313, 20314, 20321 - пассивные.

Операции с драгоценными металлами в физической форме вправе совершать кредитные организации, имеющие лицензию или разрешение Банка России на осуществление операций с ними.

Операции с драгоценными металлами отражаются в балансе кредитной организации и на внебалансовых счетах в рублях по ценам на драгоценные металлы, принимаемым в целях бухгалтерского учета и действующим на дату отражения операций в учете.

Аналитический учет операций с драгоценными металлами ведется по видам драгоценных металлов (золото, платина, серебро и др.) в учетных единицах чистой (для золота) или лигатурной (для платины и серебра) массы металла либо в двойной оценке (в рублях и учетных единицах чистой или лигатурной массы).

^ Раздел 3. Межбанковские операции.

В этом разделе находятся балансовые счета по межбанковским расчетам, кредитам и депозитам. На счетах первого подраздела «Межбанковские расчеты» (301 – 306) отражаются корреспондентские отношения и взаимные расчеты между кредитными организациями и ЦБ РФ.

На счетах подраздела «Межбанковские привлеченные и размещенные средства» открыта группа счетов (312 – 329) по учету межбанковских кредитов и депозитов. На отдельных счетах этого подраздела выделены просроченная задолженность по межбанковским кредитам, предстоящие поступления и выплаты по межбанковским операциям и созданные резервы на возможные потери.

^ Раздел 4. Операции с клиентами.

Данный раздел плана счетов структурирован по видам операций, типам клиентов и содержит следующие подразделы:

- средства на счетах (401 – 409);

- депозиты (410 – 426);

- прочие привлеченные средства (427 – 440);

- кредиты предоставленные (441 – 459);

- прочие размещенные средства (460 – 473);

- прочие активы и пассивы (474 – 479).

^ Раздел 5. Операции с ценными бумагами.

Выделены группы счетов по видам операций: вложения в долговые обязательства (кроме векселей), вложения в акции, учтенные векселя, выпущенные кредитными организациями ценные бумаги.

Счета первого порядка открыты: по вложениям кредитных организаций в ценные бумаги - по укрупненным учетным категориям (портфелям), по учтенным векселям - по группам субъектов, выдавших или авалировавших векселя, по выпущенным кредитными организациями ценным бумагам - по видам ценных бумаг.

Ценные бумаги в портфелях кредитной организации разделены по группам субъектов - эмитентов ценных бумаг.

Учтенные векселя, а также выпущенные кредитными организациями ценные бумаги разделены по срокам их погашения.

Расчеты по операциям с ценными бумагами, в том числе на организованном рынке ценных бумаг (ОРЦБ), сосредоточены в одной группе счетов.

По требованиям и обязательствам, возникающим при совершении срочных сделок с ценными бумагами, открыты внебалансовые счета по срокам исполнения.

Содержит следующие подразделы:

- вложения в долговые обязательства (501 – 505);

- вложения в долевые ценные бумаги (506 – 509);

- учтенные векселя (512 – 519);

- выпущенные ценные бумаги (520 – 525).

^ Раздел 6. Средства и имущество.

- участие (601 – 602);

- расчеты с дебиторами и кредиторами (603);

- имущество (604 – 612);

- доходы и расходы будущих периодов (613 – 614).

^ Раздел 7. Результаты деятельности.

Предназначен для учета результатов деятельности банков. В разделе открываются счета по учету финансового результата текущего года (пассивные – по учету доходов (70601 - 70605), активные – по учету расходов (70606 - 70610)), финансового результата прошлого года (пассивные – по учету доходов (70701 - 70705), активные – по учету расходов (70706 - 70710)); прибыли (70801) и убытка (70802) прошлого года.

^ Глава Б. Счета доверительного управления.

Предназначены для учета средств (в виде наличных денег, драгоценных металлов, ценных бумаг), полученных банком в доверительное управление по соответствующим договорам, операций, связанных с действиями банка в ходе выполнения договоров (движение средств, расчеты, возврат).

Операции по доверительному управлению проводятся в соответствии с Инструкцией Центрального банка РФ от 2 июля 1997 г. № 63 "О порядке осуществления операций доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями РФ".

Бухгалтерский учет операций по доверительному управлению ведется обособленно на специально выделенных счетах. Все операции по доверительному управлению совершаются только между этими счетами и внутри этих счетов. По операциям доверительного управления составляется отдельный баланс.

При присвоении номеров счетов используется трехзначная нумерация счетов первого порядка и пятизначная - второго порядка.

Счета раздела "Б" открываются в банках, выполняющих по договорам доверительного управления функции доверительных управляющих.

Доверительный управляющий представляет учредителю управления отчет о своей деятельности в сроки, порядке и форме, которые установлены договором доверительного управления имуществом.

^ Глава В. Внебалансовые счета.

Предназначены для учета существенно значимой для банка информации, связанной с возможными или уже проведенными операциями банка. На внебалансовых счетах учитываются неоплаченный уставный капитал кредитных организаций, ценные бумаги (неразмещенные и хранящиеся в виде бланков), незавершенные расчетные операции и документы, кредитные операции (обеспечение выданных кредитов, кредитные линии), арендные и лизинговые операции, задолженность списанная и вынесенная за баланс из-за невозможности взыскания.

^ Глава Г. Срочные операции.

Предназначены для ведения учета сделок купли-продажи различных финансовых активов (драгоценных металлов, ценных бумаг, иностранной валюты и денежных средств), по которым дата расчетов не совпадает с датой заключения сделки, а также нереализованные курсовые разницы. Сделки учитываются на счетах с даны заключения до наступления первой по сроку даты расчетов.

В учете сделки делятся на сделки с резидентами и нерезидентами, а также на срочные и наличные.

^ Глава Д. Счета депо.

Предназначены для учета депозитарных операций. Учет на этих счетах ведется в соответствии с «Положением об обслуживании и обращении выпусков федеральных государственных ценных бумаг», утвержденным ЦБ РФ 25.03.2003 № 219-П. На счетах депо отражаются депозитарные операции с эмиссионными ценными бумагами любых форм выпуска, а также депозитарные операции с неэмиссионными ценными бумагами. На счетах депо учитываются ценные бумаги, переданные кредитной организации ее клиентами:

- для хранения или учета;

- для осуществления доверительного управления;

- для проведения брокерских операций;

- ценные бумаги, принадлежащие кредитной организации на праве собственности.

Основой депозитарного учета является аналитический учет ценных бумаг. В аналитическом учете ведутся аналитические счета депо: счета депо депонентов - пассивные счета депо (учитываются ценные бумаги конкретных владельцев) и счета депо мест хранения - активные счета депо. Набор счетов аналитического учета и порядок отражения на них депозитарных операций определяются депозитарием самостоятельно, с учетом требований нормативных актов Банка России.

Для организации учета ценных бумаг в рамках аналитического счета депо открываются лицевые счета. Лицевой счет депо является структурной минимальной неделимой единицей депозитарного учета. На нем учитываются ценные бумаги одного выпуска с одинаковым набором допустимых депозитарных операций.

Для ведения синтетического учета депозитарий самостоятельно устанавливает правила соответствия лицевых счетов депо аналитического учета счетам депо синтетического учета. Эти правила должны быть согласованы с назначением синтетических счетов депо.

Учет ценных бумаг на счетах депо ведется в штуках. Дополнительно к ведению депозитарного учета ценных бумаг в штуках допускается учет ценных бумаг на счетах депо в тех единицах, в которых определен номинал ценных бумаг данного выпуска.

Ценные бумаги на счетах депо учитываются по принципу двойной записи: по пассиву депо - в разрезе владельцев и по активу депо - в разрезе мест хранения. Каждая ценная бумага в аналитическом учете должна быть отражена дважды: один раз на пассивном счете депо - счете депонента и второй раз на активном счете депо - счете места хранения.

Лицевые счета депо могут корреспондировать друг с другом в рамках одного синтетического счета депо.

Аналитический учет депозитарных операций ведется на лицевых счетах, в разделах (учетных регистрах), журналах и картотеках.

Все открываемые счета депо регистрируются в журнале регистрации счетов депо.

Синтетический учет депозитарных операций ведется на сводных карточках выпуска, в балансах депо и оборотных ведомостях.
^ 1.3. Организация аналитического и синтетического учета
В Плане счетов бухгалтерского учета балансовые счета второго порядка определены как только активные или как только пассивные.

Образование в конце дня в учете дебетового сальдо по пассивному счету или кредитового по активному счету не допускается.

Если в установленных законодательством РФ случаях кредитная организация принимает документы от клиентов для списания средств с их расчетных (текущих) счетов сверх имеющихся на них средств, то документы оплачиваются с этих счетов. Поскольку в этом случае возникает операция кредитования счета клиента («овердрафт»), то образовавшееся дебетовое сальдо в конце дня перечисляется с расчетных (текущих) счетов на счета по учету кредитов, предоставленных клиентам. Такие операции проводятся, если это предусматривается в договоре банковского счета.

В Плане счетов бухгалтерского учета принята следующая структура: главы, разделы, подразделы, счета первого порядка, счета второго порядка, лицевые счета аналитического учета. Исходя из этого, а также с учетом кодов валют, защитного ключа, придания счету наглядности определена Схема обозначения лицевых счетов и их нумерации (по основным счетам) (Приложение 1 к Правилам).

Нумерация счетов позволяет в случае необходимости вводить в установленном порядке дополнительные лицевые счета.

Аналитический учет ведется на лицевых счетах, открываемых по каждому контрагенту кредитной организации по сделке в разрезе заключенных договоров.

В аналитическом учете на счетах второго порядка, определенных «Списком парных счетов, по которым может изменяться сальдо на противоположное», приведенным в Приложении 1 к Правилам, открываются парные лицевые счета. Допускается наличие остатка только на одном лицевом счете из открытой пары: активном или пассивном. В начале операционного дня операции начинаются по лицевому счету, имеющему сальдо (остаток), а при отсутствии остатка - со счета, соответствующего характеру операции. Если в конце рабочего дня на лицевом счете образуется сальдо (остаток), противоположное признаку счета, то есть на пассивном счете - дебетовое или на активном - кредитовое, то оно должно быть перенесено бухгалтерской проводкой на основании мемориального ордера на соответствующий парный лицевой счет по учету средств.

Если по каким-либо причинам образовались сальдо (остатки) на обоих парных лицевых счетах, то необходимо в конце рабочего дня перечислить бухгалтерской проводкой на основании мемориального ордера меньшее сальдо на счет с большим сальдо, имея в виду, что на конец рабочего дня должно быть только одно сальдо: либо дебетовое, либо кредитовое на одном из парных лицевых счетов.

В номер лицевого счета, открываемого для учета операций в иностранной валюте и драгоценных металлах, включается трехзначный код соответствующей иностранной валюты или драгоценного металла в соответствии с Общероссийским классификатором валют (ОКВ).

Счета аналитического учета в иностранной валюте могут вестись по решению кредитной организации в рублях по курсу Центрального банка РФ и в иностранной валюте или только в иностранной валюте.

При ведении счетов только в иностранной валюте при выдаче из ЭВМ на печать остатков лицевых счетов в иностранной валюте итог по всем иностранным валютам счета второго порядка должен показываться также в рублях по действующему курсу Центрального банка РФ. Эти данные должны использоваться для сверки аналитического учета с синтетическим.

Все совершаемые кредитными организациями банковские операции в иностранной валюте должны отражаться в ежедневном едином бухгалтерском балансе только в рублях. Для дополнительного контроля и анализа операций в иностранной валюте кредитным организациям разрешается разрабатывать специальные программы и учетные регистры.

^ Аналитический учет – это подробный детальный учет, отражающий банковскую операцию во всех ее деталях. Цели аналитического учета:

- полно, подробно и оперативно отразить все банковские операции на бухгалтерских счетах;

- проконтролировать их по существу и форме, пользуясь данными первичных денежно-расчетных документов, которые являются основанием для бухгалтерских записей в аналитическом учете.

^ Основные регистры аналитического учета в банках: лицевые счета, картотеки документов, операционные журналы.

Организация аналитического учета.

Лицевые счета аналитического учета открываются по каждому балансовому и внебалансовому счету по видам учитываемых средств, ценностей с подразделением их по назначению и по владельцам. Выданные ссуды учитываются на лицевых счетах, открываемых по целевому назначению ссуд в соответствии с кредитными договорами и по заемщикам.

При открытии лицевых счетов они регистрируются в банке в специальной книге регистрации, где для каждого балансового счета второго порядка отводятся отдельные листы. Книга эта является классификатором лицевых счетов, открытых в банке. При регистрации лицевым счетам присваиваются двадцатизначные номера.

Лицевые счета аналитического учета печатаются по установленным стандартным формам, которые входят в унифицированную систему расчетно-денежной документации и являются выходными документами банка.

Общими для всех форм лицевых счетов являются следующие реквизиты:

- дата совершения операции;

- номер документа, на основании которого производится запись;

- номер корреспондирующего счета;

- условное цифровое обозначение вида операций;

- суммы оборота по дебету и кредиту;

- сумма остатка.

В заголовке лицевого счета указываются его номер и справочные данные.

Записи в лицевых счетах и выписки из них производятся одновременно по всем документам данного дня с выводом одной суммы остатка на следующий день исходя из оборотов за день и остатка на начало дня. Дата в лицевом счете печатается один раз при отражении первой операции.

Выписки из лицевых счетов выдаются клиентам в сроки, установленные по согласованию с владельцами счетов.

Ведомость остатков по счетам первого, второго порядка, лицевым счетам, балансовым и внебалансовым счетам (ведомость остатков по счетам кредитной организации). Ведомость составляется ежедневно. По решению руководства банка ведомость остатков в разрезе лицевых счетов по счетам, требующим конфиденциальности, составляется отдельно. В общую ведомость остатков включаются итоги по этим счетам. Ведомость остатков по счетам ведется по специальной форме.

Ведомость остатков размещенных (привлеченных) средств ведется по счетам, по которым определены сроки размещения (привлечения) средств, программным путем ежедневно и выдается на печать из ЭВМ по мере необходимости.

^ Синтетический учет – обобщает данные аналитического учета. Цели синтетического учета:

- сгруппировать данные аналитического учета по определенным признакам (т.е. балансовым счетам);

- проверить правильность ведения аналитического учета.

^ Основные регистры синтетического учета: ежедневные балансы, проверочные ведомости, кассовые журналы.

Организация синтетического учета.

Кассовые журналы содержат записи документов по приходу и расходу кассы, в них указываются номер лицевого счета клиента, символы кассового плана и сумма операции. По окончании операционного времени подсчитываются итоги по кассовым журналам, которые затем сверяются с данными прихода и расхода оборотной кассы банка.

В проверочных ведомостях печатаются итоги оборотов по каждому действовавшему в течение дня лицевому счету и остатки по действующим и недействующим лицевым счетам, а также итоги оборотов и остатков по балансовым счетам и общие итоги по ведомости.

Эти ведомости используются для контроля за правильностью выведенных остатков по лицевым счетам, по их данным составляется баланс в виде оборотной ведомости. В банке сверка аналитического учета с синтетическим производится в процессе обработки информации автоматизированным способом. В проверочных ведомостях печатаются только остатки по лицевым счетам. Эти ведомости используются для оперативного учета движения средств на счете при оплате документов.

Баланс – основной документ бухгалтерского учета в банках. Он составляется ежедневно и отражает состояние привлеченных и собственных средств банка, а также их размещение в кредитные и другие операции. По данным баланса контролируются:

- формирование и размещение денежных ресурсов;

- состояние кредитных, расчетных, кассовых и других банковских операций;

- правильность отражения операций в бухгалтерском учете.
^ 1.4. Документация, документооборот и организация внутрибанковского контроля
Для обеспечения рациональной организации бухгалтерского учета большое значение имеет разработка плана документации и документооборота.

Характер банковских операций, их отличие от операций прочих хозяйствующих субъектов требуют использования специальной документации. Документы разрабатываются и утверждаются Центральным банком и обязательны к применению юридическими и физическими лицами, осуществляющими посредством банков расчетные, ссудные и прочие операции.

В соответствии с требованиями нормативных документов Банка России по вопросам бухгалтерского учета кредитной организацией должны быть утверждены следующие документы в составе Учетной политики или отдельными внутренними распорядительными документами:

- положение о главном бухгалтере кредитной организации и главных бухгалтерах филиалов кредитной организации;

- положение об управлении (отделе) бухгалтерского учета;

- должностные инструкции сотрудников бухгалтерской службы;

- приказ (распоряжение) об установлении продолжительности операционного дня для обслуживания клиентов;

- график документооборота;

- перечень операций, подлежащих дополнительному контролю;

- приказ об утверждении образцов подписей лиц, имеющих право подписания расчетно-кассовых документов;

- приказ об утверждении образцов подписей лиц, выполняющих контрольные функции;

- порядок документооборота между подразделениями кредитной организации;

- порядок документооборота по приходным и расходным кассовым операциям;

- порядок нумерации лицевых счетов;

- порядок открытия и ведения счетов клиентов;

- порядок хранения юридических дел клиентов;

- порядок проведения межфилиальных расчетов;

- порядок принятия документов клиентов в электронном виде;

- перечень первичных учетных документов для оформления операций с основными средствами, нематериальными активами и материальными ценностями;

- приказы о назначении лиц, ответственных за сохранность имущества;

- приказы о перечне сотрудников, имеющих право получения денежных авансов на хозяйственные расходы;

- приказ о создании комиссии для оприходования, определения состояния и списания имущества кредитных организаций;

- приказ о проведении инвентаризации имущества кредитной организации и создании комиссии для проведения инвентаризации;

- порядок хранения документов (положение об архиве) и электронных баз данных;

- положение об экспертной комиссии кредитной организации;

- номенклатура дел кредитной организации с указанием индексов и сроков хранения;

- приказ (распоряжение) об установлении мест хранения документов и порядок выноса документов при чрезвычайных ситуациях;

- порядок хранения бланков и заготовок банковских карт;

- порядок уничтожения бланков;

- книга учета печатей и штампов;

- порядок проведения исправительных проводок;

- журнал учета (ордерная книжка) исправительных мемориальных ордеров.

Перечень может быть дополнен другими документами, регулирующими проведение бухгалтерского учета в кредитной организации, исходя из сложившейся практики и деловых обычаев, а также при появлении новых видов операций и услуг.

Все операции банка (расчетные, кассовые, ссудные) отражаются в бухгалтерском учете на основании денежно-расчетных документов. В банк поступают документы от хозяйственных организаций, а также составляются денежно-расчетные документы самим банком. Документы содержат необходимую информацию о характере операций, позволяющую проверять их законность и осуществлять банковский контроль. Совокупность документов, используемых банком для ведения бухгалтерского учета и контроля, образуют банковскую документацию. Большой объем и многообразие операций требуют рациональной организации банковской документации.

Применение стандартных документов, формы которых построены по единым образцам, облегчают контроль за содержанием операций и правильностью их отражения в учете.

Для сокращения количества бухгалтерских записей по операциям применяются сводные документы, объединяющие несколько однородных операций:

- сводные платежные поручения;

- сводные ордера.

Документы подразделяются на банковские и клиентские.

К банковским документам относятся:

- мемориальные ордера;

- кассовые ордера;

- платежные ордера;

- распоряжения кредитного отдела.

По характеру отражаемых банковских операций денежно-расчетные документы подразделяются на:

- кассовые;

- мемориальные;

- внебалансовые.

Кассовыми документами оформляются прием и выдача наличных денег. Назначение кассовых документов сводится к оформлению права приема и выдачи денежной наличности в рублях и в иностранной валюте.

К приходным кассовым документам относятся:

- объявление на взнос наличными;

- препроводительные ведомости;

- приходные кассовые ордера;

- квитанции о приеме денег.

К расходным кассовым документам относятся:

- чеки на получение денег;

- расходные кассовые ордера.

Мемориальные документы используются для совершения безналичных перечислений по счетам. Основное место среди них занимают расчетные документы.

Расчетные документы используются при взыскании поставщиком платежа за продукцию, выполненные работы, оказанные услуги с их заказчика-покупателя или при погашении обязательств, задолженности перед бюджетом, Пенсионным фондом, прочими кредиторами, при обслуживании банком клиентов или погашении собственных долгов.

Мемориальные документы (мемориальные ордера) выписываются банком при оформлении совершаемых внутрибанковских операций: ссуд выданных, погашенных, процентов начисленных, поступления и выбытия основных средств, начисления износа, заработной платы и различных начислений на нее, при учете произведенных расходов, полученных доходов и расчете прибыли.

Все кассовые и мемориальные документы должны иметь подписи должностных лиц банка. Должностное лицо, подписавшее документ, несет ответственность за законность совершаемой операции и правильное оформление документа.

Перечисленные документы предназначены для регистрации операций, влияющих на балансовые показатели и подлежащих отражению на балансовых счетах.

В то же время немалый объем информации о деятельности банка занимают внебалансовые показатели, свидетельствующие о выданных гарантиях, поручительствах, о различных видах обеспечения по ссудам выданным, об аккредитивах, выставленных на имя клиентов банка, и других операциях.

К внебалансовым документам относятся мемориальные ордера. Этими документами оформляются прием, выдача ценностей и документов, хранящихся в кассе и в бухгалтерии.

Основой организации первичного учета является утвержденный главным бухгалтером график документооборота. Под документооборотом понимают путь, который проходят документы от момента их выписки до сдачи на хранение в архив. В графике документооборота определяется круг лиц, ответственных за оформление документов, и указываются порядок, место, время прохождения документа с момента составления до сдачи в архив.

Порядок прохождения документов по структурным подразделениям банка устанавливается главным бухгалтером в соответствии с основными правилами документооборота и контроля. При совершении безналичных расчетов мемориальные документы проводятся по дебету счетов плательщиков, а затем по кредиту счетов получателей. Каждый документ подвергается предварительному контролю для установления законности операции. В подтверждение проведенной проверки ответственный исполнитель подписывает документ и его копию.

Кассовые расходные операции подвергаются дополнительному контролю. Ответственный исполнитель на основании расходного кассового документа проверяет законность операции и возможность ее совершения с учетом наличия средств на счете. Проверяется правильность оформления документа, сличаются подписи и оттиски печати клиента, номер чека с номером, записанным в карточке образцов подписей, затем документ передается контролеру. Контролер проверяет правильность оформления документа и записывает сумму в расходный кассовый журнал, затем документ направляется в кассу для выдачи наличных денег.

Зачисление денежных средств по приходным кассовым операциям осуществляется только после фактического поступления денег в кассу. Документ регистрируется в приходном кассовом журнале и передается в кассу. Получив из кассы ордер с подписью кассира о приеме денег, ответственный исполнитель осуществляет зачисление денежных средств на счет клиента.

Банки обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.

Ответственность за правильную организацию и соблюдение установленного порядка хранения бухгалтерских документов возлагается на руководителей и главных бухгалтеров банка. Руководитель и главный бухгалтер должны проинструктировать сотрудников банков и вневедомственной охраны по этим вопросам, распределить и закрепить за сотрудниками определенные места для хранения документов в шкафах и других хранилищах, установить на случай необходимости порядок и очередность выноса документов в безопасные места.

Сформированные в установленном порядке и сброшюрованные бухгалтерские документы за рабочий день после составления ежедневного баланса и проведения сплошной проверки передаются на хранение в архив с ограничением к ним доступа.

В архиве документы текущего года и года предшествующего хранятся отдельно в металлических шкафах (сейфах).

После сдачи годового отчета документы года, предшествующего отчетному, передаются в архив для хранения на общих основаниях.

Порядок хранения документов постоянного пользования (юридические и кредитные дела, договоры, контракты, срочные обязательства и т.п.) определяется руководителем банка и главным бухгалтером, имея в виду обеспечение их сохранности.

Бухгалтерские (мемориальные) документы хранятся подшитыми за каждый рабочий день в возрастающем порядке номеров дебетованных балансовых счетов. Подборка документов осуществляется работником, на которого возложено формирование документов дня.

Допускается формирование мемориальных документов по пачкам, формируемым для передачи информации на обработку. При этом документы помещаются в папку вместе с лентами их подсчета.

Документы, затрагивающие по дебету более одного счета, помещаются в конце папки, впереди документов по внебалансовым счетам.

В отдельные папки помещаются кассовые документы, документы по вкладам граждан, по кредитам индивидуальным заемщикам, по операциям с драгметаллами, инвалютой, по хозяйственным и другим операциям банка, с различными сроками хранения.

Сброшюрованные документы подсчитываются, и сумма их сверяется с итогом оборотов по оборотной ведомости. Если общие итоги и итоги по пачкам не совпадают, то производится выверка документов и оборотов по отдельным балансовым счетам.

Мемориальные ордера и другие документы по внебалансовым счетам (кроме документов, учитываемых в книгах хранилища ценностей) подбираются в возрастающем порядке номеров отдельно по дебетуемым и кредитуемым внебалансовым счетам, кроме счетов 99998 и 99999, помещаются в документы дня после мемориальных документов по балансовым счетам и брошюруются вместе с ними.

Документы по внебалансовым счетам также подсчитываются, и суммы их сверяются с оборотной ведомостью.

Работники, на которых возложено формирование документов, должны тщательно проверять наличие в мемориальных ордерах, имеющих приложения, ссылки на количество приложенных листов и наличие самих приложений.

Документы за истекший день после проведения контроля должны быть оформлены в указанном выше порядке и не позднее чем на следующий день переданы в архив. До утра следующего дня несброшюрованные документы должны храниться обязательно в несгораемом шкафу.

На лицевой стороне обложки папки сброшюрованных документов указываются данные о документах, находящихся в папке. Изъять документ можно лишь по письменным требованиям судебных и следственных органов, вышестоящего банка, оформив акт изъятия.

Кредитные организации должны обеспечивать контроль за надлежащим хранением и использованием печатей, штампов и бланков, с тем чтобы исключить возможность их утери или незаконного использования.

Учет печатей и угловых штампов, используемых в кредитной организации, должен вестись в специальных книгах, где указываются фамилии и должности лиц, которым они передаются для использования, и их роспись за получение. Книга хранится у уполномоченного сотрудника кредитной организации, который обеспечивает ее сохранность от утери и несанкционированного доступа третьих лиц.

Рабочие места сотрудников должны быть расположены так, чтобы клиенты и другие посторонние лица не имели доступа к печатям, штампам, документам и бланкам кредитной организации, к мониторам.

При применении технических средств руководителями структурных подразделений кредитных организаций должно быть обеспечено:

- ограничение доступа к совершению операций не уполномоченным на совершение операций лицам;

- конфиденциальность применяемых кодов и паролей;

- невозможность использования аналога собственноручной подписи другим лицом;

- применение программного обеспечения, позволяющего своевременно устранять попытки несанкционированного доступа.

Обязательной и неотъемлемой частью внутрибанковского контроля бухгалтерских операций является проведение последующих проверок бухгалтерской и кассовой работы.

В бухгалтерии кредитной организации должны быть работники, на которых возлагается обязанность осуществления последующего контроля совершенных бухгалтерских, включая кассовые, операций.

Все бухгалтерские операции, совершенные в предыдущем дне, в течение следующего рабочего дня должны быть полностью проверены на основании первичных документов, записей в лицевых счетах, в других регистрах бухгалтерского учета.

По лицевым счетам проверяется, все ли записи подтверждены соответствующими документами, прошедшими контроль со стороны полномочных работников банка и подписанными ими при оформлении операций, правильно ли перенесены в лицевые счета соответствующие реквизиты и суммы документов, правильно ли перенесены из предыдущего дня входящие остатки и выведены исходящие остатки - соответствие их ведомости остатков по счетам, правильность оформления документов, послуживших основанием отражения операций по счетам, соблюдения правил выдачи клиентам выписок по счетам, правильность совершения исправительных записей, если они делались.

Банки должны организовывать и осуществлять внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень надежности, соответствующий характеру и масштабам проводимых бухгалтерских операций.

Контроль осуществляется при открытии счетов, приеме документов к исполнению, а также на всех этапах обработки учетной информации, совершения операций и отражения их в бухгалтерском учете.

Контроль должен быть направлен на:

- обеспечение сохранности средств и ценностей;

- соблюдение клиентами положений по оформлению документов;

- своевременное исполнение распоряжений клиентов на перечисление (выдачу) средств;

- перечисление и зачисление средств в точном соответствии с реквизитами, указанными в платежных (расчетных) документах, принимаемых к исполнению.

Цель внутреннего контроля - защита интересов инвесторов, банков и их клиентов путем контроля за соблюдением сотрудниками банка законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности, урегулирования конфликтов интересов, обеспечения надлежащего уровня надежности, соответствующей характеру и масштабам проводимых банком операций и минимизации рисков банковской деятельности.

Банки осуществляют создание системы внутреннего контроля и формируют службы внутреннего контроля в соответствии с Положением от 16 декабря 2003 г. № 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах".

Сведения о службе внутреннего контроля, о порядке ее образования и ее полномочиях должны быть отражены в уставах банков.

Система внутреннего контроля создается банком в следующих целях:

1) эффективности и результативности финансово-хозяйственной деятельности при совершении банковских операций и других сделок, эффективности управления активами и пассивами, включая обеспечение сохранности активов, управления банковскими рисками, под которым понимается:

- выявление, измерение и определение приемлемого уровня банковских рисков, присущих банковской деятельности типичных возможностей понесения кредитной организацией потерь и ухудшения ликвидности вследствие наступления связанных с внутренними и внешними факторами деятельности кредитной организации неблагоприятных событий;

- постоянное наблюдение за банковскими рисками;

- принятие мер по поддержанию на не угрожающем финансовой устойчивости кредитной организации и интересам ее кредиторов и вкладчиков уровне банковских рисков;

2) достоверности, полноты, объективности и своевременности составления и представления финансовой, бухгалтерской, статистической и иной отчетности (для внешних и внутренних пользователей), а также информационной безопасности (защищенности интересов кредитной организации в информационной сфере, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом отношений);

3) соблюдения нормативных правовых актов, стандартов саморегулируемых организаций (для профессиональных участников рынка ценных бумаг), учредительных и внутренних документов кредитной организации;

4) исключения вовлечения банка и участия его служащих в осуществлении противоправной деятельности, в том числе легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также своевременного представления в соответствии с законодательством РФ сведений в органы государственной власти и Банк России.

Исходя из указанных целей основные задачи внутреннего контроля состоят в том, чтобы обеспечить:

1. Выполнение банком требований федерального законодательства и нормативных актов Банка России.

2. Определение в документах и соблюдение установленных процедур и полномочий при принятии любых решений, затрагивающих интересы банка, его собственников и клиентов.

3. Принятие своевременных и эффективных решений, направленных на устранение выявленных недостатков и нарушений в деятельности банка.

4. Выполнение требований по эффективному управлению рисками банковской деятельности.

5. Сохранность активов (имущества) банка.

6. Адекватное отражение операций банка в учете.

7. Надлежащее состояние отчетности, позволяющее получать адекватную информацию о деятельности банка и связанных с ней рисках.

8. Эффективное функционирование внутреннего аудита банка.

9. Эффективное взаимодействие с внешними аудиторами, органами государственного регулирования и надзора, достоверности учета и отчетности, организации внутреннего контроля, предупреждения и устранения нарушений сотрудниками банка законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности.

Под рисками банковской деятельности следует понимать возможность утери ликвидности и финансовых потерь, связанную с внутренними и внешними факторами, влияющими на деятельность банка.

Внутренний контроль в банках направлен на ограничение рисков и на обеспечение порядка проведения операций и сделок, который способствует достижению установленных банком целевых ориентиров деятельности, при соблюдении требований законодательства, нормативных актов Банка России, стандартов профессиональной деятельности и правил деловых обычаев.

Внутренний контроль рекомендуется осуществлять по линии административного и финансового контроля.

Административный и финансовый контроль осуществляется в предварительном, текущем и последующем порядке.

Административный контроль состоит в обеспечении проведения операций только уполномоченными на то лицами и в строгом соответствии с определенными банком полномочиями и процедурами принятия решений по проведению операций.

Финансовый контроль состоит в обеспечении проведения операций в строгом соответствии с принятой и закрепленной документами политикой банка применительно к разным видам финансовых услуг и их адекватного отражения в учете и отчетности.

Административный и финансовый контроль должны с достаточной степенью надежности удостоверить как минимум следующее:

- доступ сотрудников банка к имуществу банка, к осуществлению операций по счетам клиентов и кредиторов допускается только в строгом соответствии с надлежащим образом удостоверенными полномочиями сотрудников;

- операции отражаются в учете в соответствии с установленными Банком России требованиями, реально отражают состояние активов и пассивов банка и обеспечивают составление установленных форм отчетности;

- данные учета активов и пассивов банка надлежащим образом подтверждаются как с точки зрения их охвата, так и с позиций периодичности проверок соответствия, и при наличии отклонений предпринимаются необходимые действия, направленные на ликвидацию расхождений.

Система внутреннего контроля должна начинаться с контроля за подбором и расстановкой кадров. При этом необходимо исключить возможность принятия решений, затрагивающих финансовое состояние банка, лиц с сомнительной деловой и общественной репутацией, недостаточно компетентных для принятия соответствующих решений. Для достижения этой цели службы работы с персоналом и обеспечения безопасности должны иметь четкие критерии квалификационных (образование, стаж) и личностных характеристик сотрудников применительно к содержанию работы и объему ответственности. Служба внутреннего контроля осуществляет контроль за соблюдением установленных критериев, а по определенному кругу работников, которые в силу служебного положения принимают решения от имени всего банка, согласовывает назначение на должность.

Служба внутреннего контроля проверяет:

- содержание заключенного с работником трудового соглашения (контракта);

- наличие документа (служебной инструкции), строго регламентирующего должностные обязанности сотрудника до того, как он непосредственно приступил к исполнению служебных обязанностей.

В процессе исполнения работником возложенных на него обязанностей службой внутреннего контроля контролируются:

- эффективность и работоспособность систем, контролирующих соблюдение работником установленных правил совершения банковских операций и иных операций, осуществляемых на уровне кредитной организации и соответствующего структурного подразделения. Под эффективностью и работоспособностью систем контроля понимается наличие процедур и механизмов, исключающих выход работника за пределы установленного ему объема и состава банковских операций, соответствие условий осуществляемых работником сделок и операций общей политике привлечения или размещения ресурсов банка;

- соблюдение сотрудником установленных служебных обязанностей.

Объектами внутреннего контроля в обязательном порядке являются:

- соблюдение индивидуальных лимитов открытых позиций дилеров и брокеров;

- объемы выдаваемых и привлекаемых одним лицом ресурсов;

- установление объема операций и сделок, выше которого решения о проведении сделки или операции принимаются вышестоящим руководителем или постоянно действующим коллегиальным органом (кредитным комитетом, правлением и т.п.).

Служба внутреннего контроля контролирует:

- корректность ведения работником первичной документации;

- проведение в полном объеме установленных в банке процедур сверки, согласования и визирования;

- процедуру формирования на базе документов балансовых данных.

Проверка производится с точки зрения полноты, своевременности и правильности отражения в балансе банка и иных формах отчетности (внутренних и установленных Банком России) его операций.

Объектом системы внутреннего контроля является регулярность рассмотрения результатов проведенных работником операций вышестоящим руководителем.

Служба внутреннего контроля осуществляет контроль за эффективностью применения процедур защиты конфиденциальной банковской информации, за доступом работников к имеющейся в банке информации в зависимости от их компетенции, установленной и внутренними регламентирующими документами.

Численность службы внутреннего контроля определяется руководителем банка; она должна быть достаточной для эффективного достижения целей и решения задач внутреннего контроля.

Лица, назначенные на должности в службе внутреннего контроля, не вправе исполнять иные обязанности в банке.

Служба внутреннего контроля и ее сотрудники обязаны:

- организовывать постоянный контроль путем регулярных проверок деятельности подразделений банка и отдельных сотрудников на предмет соответствия их действий требованиям законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности, внутренних документов, регулирующих деятельность и определяющих политику банка, должностным инструкциям;

- обеспечивать постоянный контроль за соблюдением сотрудниками банка установленных процедур, функций и полномочий по принятию решений;

- разрабатывать рекомендации и указания по устранению выявленных нарушений;

- осуществлять контроль за исполнением рекомендаций и указаний по устранению нарушений;

- обеспечивать полное документирование каждого факта проверки и оформлять заключения по результатам проверок, отражающие все вопросы, изученные в ходе проверки, выявленные недостатки и нарушения, рекомендации по их устранению, а также по применению мер дисциплинарного и иного воздействия к нарушителям;

- обеспечивать сохранность и возврат полученных от соответствующих подразделений документов;

- представлять заключения по итогам проверок руководству банка и соответствующих подразделений банка для принятия мер по устранению нарушений, а также для целей анализа деятельности конкретных сотрудников банка;

- своевременно информировать руководство банка:

1) обо всех вновь выявленных рисках;

2) обо всех выявленных случаях нарушений сотрудниками законодательства, нормативных актов, внутренних распоряжений;

3) обо всех выявленных нарушениях установленных банком процедур, связанных с функционированием системы внутреннего контроля;

4) о мерах, принятых руководителями проверяемых подразделений банка, по устранению допущенных нарушений и их результатах.

Контроль за состоянием внутреннего контроля в банках осуществляет Центральный банк РФ.

Банки представляют в территориальное учреждение Банка России "Справку о внутреннем контроле в кредитной организации" один раз в год в составе годового отчета.

Обо всех существенных изменениях системы внутреннего контроля банк в трехдневный срок обязан уведомить территориальное учреждение Банка России.

Банки, имеющие филиалы, представляют отчет о состоянии внутреннего контроля в территориальные учреждения Банка России по местонахождению головного офиса. Отчет о состоянии внутреннего контроля включает информацию о контроле за деятельностью территориальных подразделений банка.
  1   2   3   4   5   6   7   8



Скачать файл (1852 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации