Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Содержание
Кольцова вера александровна
Ученая степень, ученое звание
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА"ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ" 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ
2. Тематический план курса и распределение часов по темам и видам работы
Всего часов
3. Содержание курса
Тема 13. Развитие психологии в России в 20-30 гг. ХХ в.
Основные термины и понятия
Контрольные вопросы для самопроверки
Тематика рефератов и/или курсовых работ
Дополнительная литература
Тема 14. Развитие советской психологии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Основные термины и понятия
Контрольные вопросы для самопроверки
Тематика рефератов и/или курсовых работ
Дополнительная литература
Тема 15. Развитие советской психологии в послевоенные годы (50-е - 90-е гг. XX в.)
Основные термины и понятия
Контрольные вопросы для самопроверки
Тематика рефератов и/или курсовых работ
Дополнительная литература
Тема 16. Современные научные направления и системы в мировой психологии
Основные термины и понятия
Контрольные вопросы для самопроверки
Тематика рефератов и/или курсовых работ
Дополнительная литература
4.Вопросы к итоговому контролю знаний по курсу
Федеральный компонент
Марцинковская Т.Д.
Носкова О.Г.
Соколова Е.Е.
Большакова В.В.
Тема 1. история психологии: теоретические и методологические основания
1.1. Характеристика предметной области истории психологии
Развитие психологического знания как результата творческой познавательной деятельности человека в его целостности и в его реальн
Первый подход
Второй подход в определении предмета истории науки
Третий подход в определении предмета истории науки.
1.2. Принципы историко-психологического исследования
1.3. Методы историко-психологического исследования
1.4. Современные тенденции и перспективы историко-психологических исследований
Словарь терминов
Вопросы для самопроверки
Темы курсовых работ и рефератов
Список литературы
Тема 2. психологические воззрения в античную эпоху
2.1. Причины зарождения рациональных научных идей о психике в период античности
2.1.1. Особенности мифологического мышления
2.1.2. Особенности философского рационального мировоззрения и причины возникновения научных идей о психике в период античности
2.2. Основные этапы развития античной психологической мысли
2.2.1. "Протофилософский" этап развития античной психологии
2.2.2. Античная натурфилософская психологическая мысль
2.2.3. Учение Сократа - поворотный пункт в развитии античной психологической мысли
2.2.4. Учение Платона - истоки объективно-идеалистического подхода в психологии
Доказательства наличия анамнеза
2.2.5. Монистическое учение о душе Аристотеля
2.2.6. Эллинистическая психологическая мысль
Словарь терминов
Вопросы для самопроверки
Темы курсовых работ и рефератов
Список литературы
Тема 3. развитие психологической мысли периода средневековья
3.1. Хронологические рамки и особенности культуры средневековья
3.2. Особенности христианской антропологии
3.2.1. Библия - основной источник изучения христианской антропологии
3.2.2. Основные положения христианской антропологии
Логоса; долг христианина - следовать повелению Бога. То есть на смену античному интеллектуализму приходит волюнтаризм
3.2.3. Основные течения философско-психологической мысли средневековья
2. Учение Ф. Аквинского как представителя реализма.
3. Номиналистические направления европейской средневековой схоластики.
Словарь терминов
Вопросы для самопроверки
Темы курсовых работ и рефератов
Список литературы
ТЕМА 4. "АРАБО-ЯЗЫЧНАЯ СРЕДНЕВЕКОВАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ"
4.1. Культура арабо-язычных народов в период Средневековья
4.2. Антропологическая мысль в господствующих идейных течениях арабо-язычной культуры Средневековья
1. Теологический подход
2. Мистическое течение в исламе
3. К философскому течению
4.3. Общие идейно-теоретические основы арабоязычной перипатетики
4.4. Антропологическое и психологическое учение Ибн Сины
4.4.1. Биография Ибн Сины
4.4.2. Направления научной деятельности Ибн Сины
4.4.3. Особенности и источники развития научного мировоззрения Ибн Сины
4.4.4. Психологические идеи Ибн Сины
4.5. Психологические воззрения Ибн Рушда
4.6. Психологические воззрения Альгазена
Словарь терминов
Вопросы для самопроверки
Темы курсовых работ и рефератов
Список литературы
ТЕМА 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ПЕРИОДА ВОЗРОЖДЕНИЯ (КОНЕЦ XV - НАЧАЛО XVII вв.)
5.1. Исторические, социально-культурные предпосылки появления новых взглядов на человека в период Возрождения и их особенности
5.1.1. Хронологические рамки периода.
5.1.2. Особенности социально-экономического, политического и культурного развития периода Возрождения.
5.1.3. История понятия "Возрождение"
5.1.4. Идеология культуры Возрождения
5.1.5. Культура Возрождения - почва возникновения гуманистических идей о человеке
5.2. Основные направления развития антропологических и психологических идей в культуре Возрождения
5.2.1. Моральная философия как сфера развития антропологических и психологических идей
5.2.2. Сфера педагогических воззрений как область развития гуманистических идей о человеке
5.2.3. Литература и искусство как сферы развития гуманистических традиций
5.3. Развитие сенсуалистических идей в рамках натурфилософской мысли периода Возрождения. Натурфилософские идеи Бернардино Телез
5.4. Идеи ренессанса в русле схоластики. Психологические взгляды Пьетро Помпонацци
5.5. Концепция человека Леонардо-да Винчи
Словарь терминов
Вопросы для самопроверки
Темы курсовых работ и рефератов
Список литературы
ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ НОВОГО ВРЕМЕНИ(период научной революции XVII в.)
6.1.1. Факторы перехода к эпохе Нового времени
6.1.2. Движение Реформации - важный источник духовной революции периода Нового времени
6.1.3. Развитие философии и научной мысли как предпосылка становления культуры и мировоззрения Нового времени; основные черты на
6.1.4. Методология научного познания в концепции Г. Галилея
6.1.5. Вклад Ф. Бэкона в формирование научного мировоззрения XVII в.
1. "Идолы рода"
2. "Идол пещеры"
3. "Идол площади, или рынка"
4. "Идол театра"
6.2. Декарт - основатель современной философии и психофизиологии
6.2.1. Жизненный путь Рене Декарта
6.2.2. Творческое наследие Р. Декарта
1. Правило очевидности
2. Правило простоты
3. Правило перехода от простого к сложному
4. Правило контроля
6.2.3. Философско-психологическая система Декарта
6.3. Томас Гоббс - основоположник сенсуализма
6.3.1. Жизненный путь Т. Гоббса
6.3.2. Философские взгляды Гоббса
6.3.3. Психологические идеи Т. Гоббса
6.3.4. Теория государства Т. Гоббса
6.4. Философско-психологическое учение Бенедикта Спинозы
6.4.1. Жизнь и творческое наследие Спинозы
6.4.2. Философско-психологическая система Б. Спинозы
6.4.3. Этическая система Спинозы
6.5. Эмпирическая психология и сенсуализм Джона Локка
6.5.1. Жизнь и научное наследие Дж. Локка
6.5.2. Теория опытного познания Локка и интроспективное понимание сознания
6.6. Г.В. Лейбниц как создатель идеалистической традиции в немецкой философии и психологии
6.6.1. Жизнь и научное наследие Г.В. Лейбница
6.6.2. Философские и методологические основы учения Лейбница
6.6.3. Монадология Лейбница и концепция восприятий
6.6.4. Соотношение души и тела
6.6.5. Теория познания и концепция врожденных идей Лейбница
Словарь терминов
Вопросы для самопроверки
Темы курсовых работ и рефератов
Список литературы
ТЕМА 7. "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ XVIII ВЕКА"
7.1. Социально-экономические идеологические предпосылки развития европейской психологической мысли XVIII века
7.2. Развитие философско-психологической мысли англии
7.3. Развитие французской философско-психологической мысли
7.4. Философско-психологическая концепция И. Канта
7.5. Психологическая мысль России XVIII в.
Словарь терминов
Вопросы для самопроверки
Темы курсовых работ и рефератов
Список литературы
ТЕМА 8. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В РОМАНТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX в.)
8.1. Общая характеристика развития научного познания в начале XIX в.
8.2. Развитие философско-психологических воззрений
8.3. Достижения в области физиологии, оказавшие влияние на развитие психологического знания
Словарь терминов
Темы курсовых работ и рефератов
Список литературы
ТЕМА 9. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ И ОФОРМЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ (вторая половина XIX в.)
9.1. Общая характеристика состояния общественного развития и состояния научного знания в середине и второй половине XIX века
9.2. Развитие философских идей и общественно-исторической мысли и их значение для развития психологического знания
9.3. Предпосылки формирования научной психологии в различных областях знания
9.3.1. Анатомия, физиология, медицина
9.3.3. Педагогика и языкознание
9.4. Формирование и развитие экспериментальных разделов и прикладных областей психологии
9.4.1. Возникновение психофизики
9.4.2. Создание экспериментальной психофизиологии
9.5. Оформление психологии как самостоятельной области научного знания
Словарь терминов
Вопросы для самопроверки
Темы курсовых работ и рефератов
Список литературы
Тема 10. программа развития психологии как научной дисциплины
10.2. Программа психологии как учения о совершении психических деятельностей на рефлекторной основе И.М. Сеченова
10.3. Программа психологии как науки о внешних (культурных) проявлениях человеческого духа К.Д. Кавелина
10.4. Программа психологии как учения об интенциональных актах сознания Ф. Брентано
10.5. Программа психологии как науки об эволюционных связях между сознанием и внешней средой Г. Спенсера
ТЕМА 11. ПЕРИОД "ОТКРЫТОГО КРИЗИСА" В ПСИХОЛОГИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ В НАЧАЛЕ ХХ в.
11.1. Общая характеристика ситуации в обществе, науке и психологии в начале XX столетия
11.2. Периодизация кризиса в психологии
11.3. Основные научные школы в психологии периода кризиса в психологии
11.3.2. Классический психоанализ
Первый период
Во втором периоде
Третий период.
11.3.3. Французская социологическая школа
Пралогическое мышление
11.3.4. Описательная (понимающая) психология
Словарь терминов
Вопросы для самопроверки
Темы курсовых работ и рефератов
Список литературы
Тема 12. российская психология в начале хх века(предреволюционный период)
12.1. Представления о роли, месте и основных проблемах психологии в общественном сознании
12.1.1. Общая характеристика российской психологии предреволюционного периода
12.1.2. Общественные представления о состоянии и проблемах психологии
12.1.3. Проблема метода в психологических исследованиях
12.1.4. Критика метода самонаблюдения
12.1.5. Замечания к экспериментальному методу
12.1.6. Самостоятельность психологии как науки
12.1.7. Перспективные темы и направления развития психологии
12.2. Показатели роста значения психологических исследований в обществе
12.2.1. Психология в деятельности научных сообществ
12.2.2. Психологическая периодика и ведущие психологические издания
12.2.3. Психологическое образование
12.3. Основные научные течения в российской психологии
12.3.1. Общая характеристика научных направлений
12.3.2. Экспериментальная психология
1. Предпосылки введения эксперимента в психологию.
Второй предпосылкой
2. Особенности развития отечественных экспериментально-психологических исследований.
3. Дискуссии о методе психологического исследования.
4. Взаимосвязь эксперимента и теории.
5. Возможности и границы применения экспериментального метода.
6. Представления о классификации психологических методов и месте эксперимента.
7. Использование аппаратурных методов в исследованиях.
12.3.3. Эмпирическая психология
12.3.4. Русская богословская психология
1. Особенности русского менталитета как концептуальные основания направления.
2. Базовые идеи отечественной духовной психологии.
Рассмотрение душевного, души
Признание психического мира человека
Признание непрерывности процесса сознания
Признание тезиса о тождестве веры и знания
Признание наличия свободы воли у человека
3. Взгляды С.Л. Франка как пример духовно-религиозной психологии.
Франк признает душевную жизнь как особый мир, не сводимый лишь к материально-предметному бытию и отграниченный от предметного ми
4. Организационное оформление отечественной духовной психологии.
12.4. Итоги развития психологической мысли в канун Октябрьской революции 1917 г.
Словарь терминов
Вопросы для самопроверки
Темы курсовых работ и рефератов
Список литературы
ТЕМА 13. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ В 20-30-е годы XX в.
13.1.Общая ситуация в стране после революции 1917 г. и развитие психологии
13.1.1. Отношения государства и научной интеллигенции
13.1.2. Революция и психология
13.2. Формирование и развитие прикладных направлений и научно-практических движений после революции 1917 г.
13.2.1.Развитие советской психотехники
13.2.2. Развитие советской педологии
13.3. Новые направления психологического знания и методологические дискуссии 20-30-х гг.
13.3.1. Поведенчество как фактор формирования материалистических основ в советской психологии в 20-30-е гг.
13.3.2. Методологические дискуссии 20-30-х гг. в советской психологии
13.3.3. Развитие психоанализа в России
13.4. Трагедия прикладной психологии в России в 30-е гг.
13.5. Итоги развития советской психологии в предвоенный период (в конце 30-х гг.)
13.5.1. Формирование методологических основ советской психологии
13.5.2. Вклад С.Л. Рубинштейна в разработку теоретико-методологических основ общей психологии
Словарь терминов
Вопросы для самопроверки
Темы курсовых работ и рефератов
Список литературы
ТЕМА 14. РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 гг.
14.1. Перестройка советской психологии в соответствии с условиями военного времени
14.1.1. Общая ситуация в стране после начала войны
14.1.2. Основные требования к психологическим разработкам и исследованиям в условиях военного времени
14.1.3. Основные задачи психологической науки в условиях военного времени
14.1.4. Организационно-структурное развитие советской психологии в годы войны. Расширение географии психологических центров
14.1.5. Подготовка психологических кадров в годы войны
14.2. Ведущие направления и формы участия психологов в деле защиты Отечества
Кольцова В.А., Олейник Ю.Н.,1990. С. 23
14.3. Тематические планы научно-исследовательской и научно-практической работы психологических центров в годы войны
14.3.1. Деятельность психологических учреждений в системе здравоохранения
14.3.2. Деятельность психологических учреждений в системе образования и просвещения и Академии педагогических наук
14.3.3. Деятельность психологических учреждений в системе физической культуры и спорта и в региональных центрах
14.4. Конкретные проблемы и результаты научных и научно-практических разработок в области психологии в годы войны
14.4.1. Исследования и практические разработки по восстановлению боеспособности раненых
14.4.2. Анализ социально-психологических и личностных качеств бойцов и командиров
14.4.3. Общепсихологические и психолого-педагогические проблемы в структуре научных исследований в годы войны
Исследование познавательной деятельности и проблем психического развития
Разработка проблем психологии воспитания
Проблемы истории психологии в научной литературе военных лет
Словарь терминов
Вопросы для самопроверки
Темы курсовых работ и рефератов
Список литературы
Тема 15. РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ (50-90-е гг. XX века)
15.1. Психология и физиология: дискуссии о предмете психологии в 50-60-е гг. XX века
15.2. Развитие психологической науки в период со второй половины 60-х до конца 80-х гг.
15.2.1. Разработка теоретико-методологических основ психологических исследований
15.2.2. Конкретно-научные исследования в области психологии
Исследование природных основ психики
Лурия А.Р., 1969
Разработка проблем познавательной деятельности человека
15.2.3. Формирование новых направлений и отраслей психологии
15.2.4. Тенденции интеграции психологических исследований, комплексный и системный подходы в психологии
Словарь терминов
Вопросы для самопроверки
Темы курсовых работ и рефератов
Список литературы
Тема 16. современные научные направления и системы в мировой психологии
16.1. Развитие направлений и систем психологии, сформировавшихся в период кризиса в психологии начала XX в.
16.2. Формирование и развитие новых психологических направлений
Словарь терминов
Вопросы для самопроверки
Темы курсовых работ и рефератов
Список литературы
Вопросы и задания для самопроверки и обсуждений (или контрольные вопросы)
Контрольные вопросы для самопроверки к теме 2
Контрольные вопросы для самопроверки к теме 3
Контрольные вопросы для самопроверки к теме 4
Контрольные вопросы для самопроверки к теме 5
Контрольные вопросы для самопроверки к теме 6
Контрольные вопросы для самопроверки к теме 7
Контрольные вопросы для самопроверки к теме 8
Контрольные вопросы для самопроверки к теме 9
Контрольные вопросы для самопроверки к теме 10
Контрольные вопросы для самопроверки к теме 11
Контрольные вопросы для самопроверки к теме 12
Контрольные вопросы для самопроверки к теме 13
Контрольные вопросы для самопроверки к теме 14
Контрольные вопросы для самопроверки к теме 15
Контрольные вопросы для самопроверки к теме 16
Примерный перечень вопросов к зачёту (экзамену)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации