Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекция МЭСИ - Студент в среде e-Learning - файл 1.docx


Лекция МЭСИ - Студент в среде e-Learning
скачать (96.9 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx97kb.26.11.2011 08:55скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

  1   2
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Лекция по курсу: Студент в среде e-Learning

Глава 1 "Понятие e-Learning"

1.1.1. Плюсы

Начнём с приятного - с преимуществ смешанного обучения, а точнее информационных технологий в обучении. На счёт этих преимуществ ведутся серьезные споры между различными исследователями этой области – каждый видит их присутствие по своему. Мы приводим в этом курсе наиболее распространенные и оправданные на практике университетов преимущества.

Преимущества информационных технологий в обучении:

- Преподаватель доступен практически постоянно – есть возможность написать преподавателю по электронной почте и получить ответ в короткий промежуток времени. При смешанной модели обучения нет необходимости «ловить» преподавателя в университете и ждать около кабинета, если нужна личная встреча, то можно назначить точное время по электронной почте, форуме или чате.

- Обучение возможно в независимости от времени и места – можно работать дома, на работе или в Интернет-кафе, а также можно просто скачать необходимые материалы и работать в режиме офф-лайн. Кроме этого, все учебные материалы находятся в одном месте – в СДО – что даёт возможность более эффективно работать.

- Индивидуальный контроль за обучением – у преподавателя есть возможность наблюдать за прогрессом, временем выполнения заданий и ритмом работы отдельных студентов. Это даёт возможность выстраивать определённый график обучения для студентов, и консультировать каждого студента в отдельности. С другой стороны, студенты также имеют возможность контролировать свою успеваемость и вовремя исправлять свои результаты.

- Контент многократного использования. Этот плюс больше относится к университету, так есть возможность не писать каждый раз заново повторяющиеся в нескольких дисциплинах темы, а использовать уже написанные ранее. Это сокращает время и затраты на разработку новых курсов.

- Снижение временных и финансовых затрат на обучение. Это преимущество относится и к университету и к студентам. У университета снижаются затраты на производство учебных курсов и время на разработку, но это происходит постепенно. У студентов же снижаются затраты по времени – нет затрат на дорогу. И в некоторых случаях – если есть не дорогой доступ в Интернет – снижаются затраты. Нет необходимости платить за дорогу в университет и за учебные материалы, так как даже если обучение платное, то все материалы в СДО входят в стоимость обучения.

- Разнообразие дидактических подходов. Все люди учатся по разному – некоторые лучше воспринимают на слух, некоторые предпочитают чтение и проч. При смешанном обучении есть возможность предоставить всем возможность учиться, так как наиболее удобно – можно включать в курс аудио или видео-лекции, различную графику и проч. При этом у студентов остаётся возможность учиться традиционно, так как они привыкли.

Это основные преимущества смешанной модели обучения, они же частично относятся и к онлайн образованию. Возможно, кому-то они не покажутся преимуществами вовсе, однако, по истечении определённого количества времени (1-3года) они станут более очевидными и понятными для многих. Обдумывая эти плюсы смешанного обучения, следует принять во внимание, что образование с помощью Интернет технологий явление новое и для многих неизведанное. Ещё нет культуры общения и работы через Интернет, и поэтому все преимущества и достоинства онлайн или смешанного обучения, выглядят очень сомнительно. Но Интернет технологии постепенно становятся неотъемлемой частью нашей жизни и всё больше и больше людей используют их в повседневной жизни. Вместе с распространением технологий приходит и культура работы с ними, культура общения с их помощью, они становятся незаменимыми и их достоинства очевидны.

1.1.2. и минусы

Но, вместе с достоинствами технологий становятся видны и недостатки. Любое новшество имеет не только полюсы, но минусы. На данный момент уже видны некоторые минусы новых технологий в образовании. Мы приводим здесь самые основные и наиболее часто упоминаемые.

Недостатки информационных технологий в обучении:

- Проблемы использования старых методов обучения при новых технологиях – большинство учебных материалов, подходящих для традиционного обучения, не подходят для использования в онлайн или смешанном обучении.

- Трудности при совмещении природных потребностей человека в общении с новыми технологиями - преподавателям надо прилагать очень много усилий, для того, чтобы курс и его составляющие имели «человеческий облик».

- Многие (большинство) курсы разработаны таким образом, что они могут преподаваться только одним учебным заведением или только одним преподавателем – если преподаватель уходит из университета, то его курс необходимо практически полностью переделывать, что ведёт к новым затратам и потерям времени.

- Проблемы педагогики – удалённый студент, обучаясь только по средствам информационных технологий не получает возможности наработать те необходимые навыки, которые он мог бы нарабатывать на лекциях и семинарах (техника личной презентации, «живая» дискуссия и контроль эмоций и т.д.)

- Недостаток профессионализма при разработке учебных онлайн материалов и необходимость специальной подготовки преподавателей для работы с новыми технологиями – далеко не все преподаватели университета в состоянии самостоятельно осваивать новые образовательные технологии, и без специального обучения преподаватели разрабатывают курсы неудовлетворительного качества.

- Необходимость оснащения университета многочисленными компьютерами и компьютерным оборудованием – новая, значительная статья затрат университета, более того, оборудование требует постоянного обновления и обновление программного обеспечения, установленного на нём.

- Проблемы с производством – очень большое количество курсов разработано одним членом профессорско-преподавательского состава и не соответствуют различным стандартам на интерфейс, графику и проч., а также не имеют достаточного объёма.

- Отсутствие систем поощрения за участие в улучшении качества процесса образования – преподаватели прилагают достаточно много усилий к освоению новых принципов преподавания с технологиями, но университеты не отмечают их специальными наградами.

- Проблемы развития навыков работы с информационными системами у сотрудников и студентов – для успешного внедрения технологий в образовании ими должны уметь пользоваться не только преподаватели, но другие участники процесса.

Многие из этих трудностей внедрения говорят о том, что онлайн обучение имеет некоторые недостатки. Но это относится именно к «чистому» онлайн обучению – только через Интернет без посещения университета. На фоне всех этих проблем очень выгодно смотрится смешанная модель обучения – можно совмещать технологии, есть возможности для реального общения с однокурсниками и преподавателями. У преподавателей и студентов появляется больше времени и возможностей для освоения новых технологий – не все занятия проходят через Интернет, и количество онлайн занятий увеличивается постепенно, начиная с одного-двух в семестр. В смешанной модели обучения появляется возможность для постепенной проектировки курсов, так как для этой модели не нужны полностью интерактивные и мультимедийные курсы. На начальном этапе достаточно просто правильно оформленных текстовых материалов, форума и чата, системы тестирования и системы обмена файлами. Такие курсы не трудно спроектировать и запустить, и постепенно можно работать над усовершенствованием и дополнением их различными дополнительными элементами (видео, аудио, телеконференции, симуляции и проч.). Более того, в России с очень интерактивными курсами торопиться не стоит – Интернет соединения на данный момент оставляют желать лучшего, и только единицы могут позволить себе работу с такими курсами.

Исходя из представленной выше информации можно судить о том, что понятие e-Learning включает в себя достаточно много информации, начиная от формы и модели обучения, и заканчивая элементами мультимедийных курсов. E-Learning это информационное пространство, которое используется для обучения, повышения квалификации и т.д. с использованием Интернет-технологий.

Понятие e-Learning раскрывается в данном учебнике очень подробно и содержательно, в каждом разделе есть как теоретическая, так и практическая информация, которая позволит более эффективно усвоить предлагаемый материал.

^ 1.2. Формы, модели и технологии обучения

Формы обучения - это модели, утвержденные законодательством и принятые на государственном уровне. В законодательстве разных стран могут быть приняты разные формы обучения.

В России различают следующие формы (для каждой формы указаны ее основные характеристики):

Очная

· Каждый слушатель приписан к определенной группе

· Есть утвержденное расписание занятий

· Слушатель посещает очные мероприятия (лекции, семинары)

Заочная

· Каждый слушатель приписан к определенной группе

· Есть утвержденное расписание вводных лекций по дисциплинам

· Слушатель присутствует только на вводных лекциях, а все остальное время изучает материалы самостоятельно

· По завершении обучения слушатель обязан очно присутствовать на экзамене

Очно-заочная

· Слушатель приписан к определенной группе

· Есть утвержденное расписание занятий

· Часть занятий слушатель проходит очно, часть изучает самостоятельно, заочно

Дистанционная

· Слушатель не приписан ни к какой группе

· Обучение проходит на расстоянии (с использование различных технологий, телевидение, радио, почтовая переписка, e-learning)

· По завершении обучения слушатель обязан очно сдать итоговый контроль

· Сформирован список дисциплин, которые обязан изучить слушатель

Экстернат

· Слушатель не приписан к группе

· Слушатель в произвольном порядке сдает дисциплины

· Максимальное количество сдаваемых дисциплин в семестр – 12

Самообучение

· Слушатель самостоятельно приобретает знания

· Нет итогового контроля

· В результате обучения слушатель не получает никаких документов, свидетельствующих о прохождении обучения.

^ 1.1.2. Модели обучения

Модель обучения, как можно догадаться из названия - это, некоторый шаблон или прототип того, что, впоследствии, назовется формой обучения.

Наиболее распространенными моделями обучения в настоящее время являются:

1. традиционная,

2. электронная,

3. смешанная,

4. дистанционная,

5. открытая.

Традиционная модель – модель, к которой мы с вами привыкли со школы. Это очное общение с преподавателем, занятия в аудиториях, контрольные работы, защита докладов и рефератов у доски и т.д.

^ Электронная модель. Такая модель, подразумевает обучения с использованием информационных технологий: использование Интернет-ресурсов, общение с преподавателем в форумах и чатах, просмотр учебных материалов в онлайн режиме, прохождение тестирований на компьютере и т.д.

^ Смешанная модель, как следует из названия, это смешение традиционной и электронной моделей обучения.

Дистанционная модель. Данная модель отчасти схожа с электронной, но не подразумевает использование информационных технологий. Главное, что бы, между преподавателем и слушателем было расстояние (дистанция).

^ Открытая модель. Ее основным отличием от вышеперечисленных моделей является то, что в результате изучения материала от слушателя не требуется подтверждения полученных знаний и прохождения итогового контроля. То есть, слушатель получает знания исключительно для себя, например, человек идет на курсы по изучению Photoshop или на тренинг проведения деловых переговоров, в результате изучения которых, он получает не диплом или аттестат с оценками, а сертификат, о том, что он посетил данное мероприятие.

^ 1.1.3. Технологии обучения

Под технологиями обучения понимают инструменты доставки знаний до обучаемого, т.е. то, при помощи чего человек учится. Это может быть телевидение, радио, почтовая переписка, интернет, КПК и смартфоны, в том числе и e-learning, как технология доставки знаний до обучаемого по средствам ИТ.

Таким образом, за счет развития технологий появляются новые модели обучения, а уже на их основе государство принимает какие-то формы обучения.

Таблица 1

^ Эффективность использования ИТ в обучении

Деятельность

бал

Помогает мне лучше поддерживать связь с преподавателем

3,85

Получение быстрой обратной связи от преподавателя

3,84

Помогает мне поддерживать связь и работать совместно со своей группой

3,64

Первоначально я использую ИТ в курсах для улучшения предоставления моей работы

3,61

Помогает мне применять материал на практике и при необходимости подкреплять материал

3,58

Использование ИТ оправдало мои ожидания

3,54

Помогает мне контролировать мою работу

3,45

Помогает мне разобраться со сложным или абстрактным материалом

3,38

Мне интереснее изучать предмет, в котором используются ИТ

3,25

Помогает мне уделять внимание реальным задачам и примерам

3,23

Я провожу больше времени занимаясь изучением курса, требующего использования технологий

3,22

Я получаю более высокую отметку за курс, в котором исп. ИТ

3,19

Преподавателям необходимо давать нам больше

3,04

Бал: 1-совершенно не согласен 5 – абсолютно согласен

^ 1.3. Понятие e-Learning

В силу того, что термин «e-Learning» впервые появился в 1995 году и пришел к нам с Запада, в России до сих пор нет четкого определения, полностью отражающего суть этого понятия.

Существует определение, которое дали специалисты ЮНЕСКО: «e-Learning – обучение с помощью Интернет и мультимедиа». E-learning вначале зарождался как система поддержки дистанционного обучения. Глобальная сеть являлась тогда единственным коммуникативным средством между студентом и вузом, поэтому сегодня многие называют e-learning дистанционным обучением. Но надо иметь в виду, что E-learning не просто удаленное получение знаний. На текущий момент дистанционное обучение можно назвать одним из вариантов e-Learning. Для подтверждения этого приведем несколько примеров, который также относятся к этому понятию:

  • Слушатели проходят тестирование на компьютерах в аудитории в присутствии преподавателя.

  • Сбор информации для доклада через поисковую систему (Yandex, Rambler, Google и т.д.).

  • Выполнение лабораторной работы на компьютере на практическом занятии.

  • Изучение материалов с диска.

Из предыдущего раздела мы узнали, что e-Learning является технологией получения знаний, поэтому, для того чтобы иметь общее понимание этого понятия, введем свое определение:

e-Learning (или электронное обучение) – это технология получения знаний посредствам использования ИТ.

Таблица 2

^ Предпочтения к применению технологий в предметах

Дисциплина

Без технологий

^ Применение ограничено

Широкое применение

Техника

4,8%

24,4%

67,8%

Бизнес

1,3%

28,2%

64,3%

Биология

4,8%

35,3%

56,3%

Физика

5,7%

40,9%

51,8%

Социология

7,9%

44,4%

44,2%

Обучение

3,5%

47,9%

42,9%

Гуманитарные науки

7,7%

47,9%

40,2%

Искусство

9,0

46,9%

39,3%

^ 1.4. Элементы e-Learning

Понятие e-learning состоит из довольно большого количества составляющих, при этом электронное обучение может работать при использовании как одного, так и нескольких или всех элементов.

Одной из главных частей e-learning считается LMS (Learning Management System) или система дистанционного обучения (СДО). Эта система представляет собой платформу, в которой организуется и происходит весь процесс обучения. СДО состоит из множества инструментов, предназначенных для той или иной работы в сети: форумы, чаты, система тестирования, система обмена файлами, электронная ведомость, виртуальные классные комнаты, блоги, виртуальные лаборатории и т.д.

В случае если организация планирует внедрять электронную форму обучения, то одним из первых этапов является подбор системы дистанционного обучения.

Огромную роль в обучении играют интерактивные учебные курсы – своего рода электронные учебники, наполненные текстом, анимацией, видео, звуком, симуляциями* и тьюториалами*

Если проводить аналогию с очным обучением, то СДО – это рабочий стол и книжная полка, а интерактивные курсы – учебники и рабочая тетрадь.

Совершенно необязательно, чтобы курсы помещались в LMS. Курсы можно записывать на диски и проходить в локальном режиме, не подключаясь к сети Интернет. Так же курсы можно загружать на сайты, на которых пользователи смогут с ними ознакомиться и изучить.

Студенты, преподаватели и сотрудники деканатов тоже являются элементами e-Learning, только называются они несколько по-другому:

· студенты в электронной среде становятся слушателями,

· преподаватели – тьюторами,

· сотрудники деканатов – организаторами.

О роли каждого из участников учебного процесса будет рассказано в следующих разделах.

Появление смартфонов, карманных ПК и коммуникаторов положило начало развитию нового направления электронного обучения, m-Learning (mobile learning). M-Learning подразумевает обучение при помощи мобильных средств связи. Загрузив к себе на телефон курс или подключившись к Интернет через GPRS, люди могут читать материалы, общаться с преподавателями и проходить тестирования.

^ 1.5. История развития технологий доставки знаний

1.1.1. Краткая история дистанционного образования

Впервые дистанционное образование появилось в конце 19-го века и осуществлялось в основном за счёт традиционной почтовой переписки. Первые формы дистанционного образование работали в основном за счёт усилий студентов, которые работали по печатным материалам, полученным по почте из университетов. С развитием технологий образовательные учреждения стали искать возможности их применения в дистанционном образовании. Однако, основном использование технологий ограничивалось фотографиями и кино-роликами, которые в 1910-20гг переросли в видеофильмы. Преградой для более широкого использования технологий были колоссальные затраты на производство новых (технологически) учебных материалов. Именно по этой причине многие университеты продолжали предлагать дистанционное образование по переписке. В 30 годах прошлого века радиотрансляции образовательных программ потерпели неудачу, опять же из-за слишком больших затрат. Одновременно с этим в США прошли запуски телевизионных образовательных программ и каналов. Во время второй мировой войны развитие технологий в образовании приостановилось, но все первые попытки показали, что технологии и образование вещи совместимые и могут работать вместе. В течение уже почти 60ти лет после войны радио и телевизионные технологии успешно используются в образовании, давая студентам возможность обучаться по более индивидуальной и гибкой схеме.

В России дистанционное (заочное) образование получило свое наибольшее развитие через почту. В СССР существовали несколько крупных заочных университетов, которые работали только с дистанционными (удалёнными) студентами. Заочное образование в России работало (и в некоторых случаях до сих пор работает) по следующей схеме: студенты приезжали в университет два раза в год. Сессия заочных студентов была составлена из экзаменов по предметам прошедшего семестра и установочным лекциям на следующий семестр. В университете студентам выдавали учебный материал, а недостающий высылали по почте. Студенты получали контрольные работы, которые они либо высылали в университет в течении семестра, либо привозили с собой на сессию. Такая схема, при отсутствии технологий, представлялась наиболее эффективной, так как студент не просто работал самостоятельно, но и получал возможность лично пообщаться с преподавателями. Оценка успеваемости проводилась в присутствии преподавателя, что позволяло объективно оценивать достижения студентов. Однако, положение студента в данном случае отнюдь не самое выгодное – знания, конечно, получить можно, но для этого надо тратить деньги на дорогу (и не малые) и консультации получить тоже не у кого. Студент остается предоставленный сам себе на полгода и ему приходиться получать все знания самостоятельно.

С развитием компьютерных технологий эти проблемы начали уходить на второй план. Появилась возможность записывать компакт-диски с учебным материалом, тестами и прочей необходимой информацией. Это помогло университетам сделать учебный процесс более эффективным – CD-ROM вмещает огромное количество информации не только в текстовом формате, но и в видео и аудио форматах.

^ 1.1.2. Интернет и Образование

Появление Интернет технологий было революцией в западном дистанционном обучении. С начала 90-х годов наблюдается большой прогресс в использовании Интернет технологий в дистанционном образовании. Дистанционное образование через Интернет даёт и студентам и университетам большое количество преимуществ. Студенты могут учиться независимо от места и времени, дома или на работе, не тратить время на дорогу. Интернет позволяет проводить оценку успеваемости без приезда в университет, а также возможность пользоваться максимально возможным количеством учебных и дидактических материалов. Университеты же могут работать со студентами, которые находятся в различных точках страны (мира). Интернет технологии в образовании также дают возможность набирать большее количество студентов и предоставлять им те же возможности, что и студентам очного отделения.

Идея Всемирной Паутины (World Wide Web) принадлежит Тиму Бернеру-Ли из CERN, европейской лаборатории физики частиц. К тому времени Интернет уже существовал, но Бернер-Ли трансформировал его в транспортное средство для интерактивных документов. В начале работа с WWW значительного объёма знаний в области компьютеров и сетей. Появление первого веб-браузера Mosaic в 1993 году значительно расширило круг пользователей Интернет.

Концепция WWW очень проста: существует некий набор стандартов при использовании которых документ, созданный на одном компьютере, может быть передан на другой, находящейся за тысячи километров от первого. Эти стандарты являются частью двух протоколов: HTTP (протокол передачи гипертекстов) и HTML (язык форматирования гипертекстов). Создание WWW базируется на понятии гипертекста – текста, где расширение идёт не по одному или двум измерениям, а по множественным, через связи, которые соединяют указатель в одном документе с другим документом, который находится в другом месте. Концепция гипертекста возникла за долго до WWW, но именно WWW представляет собой первую полностью внедренную систему гиперстекста.

При использовании Интернет технологий существует значительно меньше ограничений по количеству студентов, которых может обучать один преподаватель. Новые технологии позволяют имитировать реальную классную комнату, реальное присутствие преподавателя и одноклассников.

Возможности Интернет технологий позволяют интегрировать в курс большое количество вспомогательных элементов, которые помогают усваивать новый материал быстрее и формировать более качественные знания. Такими элементами могут быть видео и аудио ролики, анимации, иллюстрированные графики и схемы, интерактивные обучающие игры, ссылки на ресурсы Интернет, симуляции и всевозможные инструменты для общения, групповой работы и обмена информацией.

Для предоставления образования через Интернет большинство университетов используют специально разработанные информационные системы, которые содержат в себе большое количество возможностей для разработки и администрирования учебных материалов и программ со стороны университета, а также дают студентам все необходимые элементы онлайн курса. Подобные информационные системы называются Системами Дистанционного Образования (СДО). Примером таких систем могут служить Web CT, BlackBoard, Прометей и прочие.

^ 1.1.3. Почему университеты внедряют информационные технологии в образование?

В целом, не только новые возможности Интернет технологий привлекают университеты. Существует определённое давление со стороны общества и окружающей стороны университетов, которое стимулирует внедрение новых технологий в образование. Было проведено исследование, которое показало, что существует 6 групп факторов, стимулирующих университеты внедрять новые технологии:

1.Давление со стороны внешней среды университета:

- Новые рынки образовательных услуг

- Появление бизнес образования

- Появление студентов, обучающихся неполный день

- Появление направления «Обучение в течении всей жизни»

- Спрос на тренинги «по запросу»

- Изменение схем финансирования

- Появления партнёрских организаций с другими университетами

- Развитие индивидуальных образовательных продуктов

- Нарастающая конкуренция

- Потребность студентов в более гибком обучении

- Требования работодателей

- Требования учащихся

2.Технологические разработки

- Быстро развивающиеся технологии

- Зависимость от информационных технологий

3.Внутренние условия университетов

- Новая организационная структура

- Постоянное участие в совместных проектах

- Цель на лидерство

4.Образовательные разработки

- Новые концепции обучения

- Новые модели преподавания

- Фокус на студента

- Индивидуальные особенности студентов

- Активный студент

5.Снижение расходов

- Снижение расходов

- Эффективность затрат

- Прибыль

6.Вспомогательные возможности

- Техническая поддержка

- Административная поддержка

- Доступность технологий

- Доступность возможностей

Анализируя эти факторы, можно сделать вывод, что университеты сейчас находятся в стадии постоянного изменения, когда меняется не только внутренняя часть университета, но внешняя – потребности потребителей (студентов и работодателей), необходимость постоянного совершенствования для успешной работы на образовательном рынки и прочие. И, когда весь мир уже не мыслит себя без информационных технологий, университетам просто необходимо внедрять их в свою деятельность. Поэтому многие университеты начинают работу с СДО – это не только позволяет им идти в ногу со временем, но и предоставлять студентам новые возможности, новую гибкость в обучении и качественно новое образование.

^ 1.1.4. Зачем нужно переходить на информационные технологии в образовании?

Существуют три возможные причины для перехода:

  • дешевле

  • быстрее

  • лучше

Дешевле. На самом ли деле информационные технологии делают образование, а точнее его доставку, дешевле не ясно. Очень многие университеты доказали, что это дешевле, но многие также доказали, что нет. Точно известно, что внедрение информационных технологий в университете – дело дорогостоящее. Но многие университеты окупают эти затраты, причём достаточно быстро. Важно правильно оценить возможности университета, как внутренние, так и внешние. Внутренние – с точки зрения возможностей на поддержку системы, разработку курсов и квалифицированную работу со студентами в режиме онлайн. С внутренней – с точки зрения возможностей потенциальных студентов и их готовности учиться по новой схеме. Если всё учтено, то информационные технологии могут сделать доставку образования дешевле.

Быстрее. Коммуникации через Интернет могут передавать информацию почти мгновенно. Все учебные материалы студент может скачать в течение от 2-3 секунд до часа (в зависимости от Интернет соединения), что сильно отличается от времени почтовой пересылки учебных материалов и контрольных работ по почте. Этот фактор очень важен при работе со студентами из дальних городов и зарубежных стран.

Лучше. Вне сомнений, первопричиной перехода на информационные технологии является желание уменьшить расходы и время на доставку. Тем не менее, борьба за качество предлагаемого образования не уходит на задний план. Внедряя информационные технологии, университеты стараются повысить качество курсов и программ. Качество может быть повышено с точки зрения представления учебных материалов, академической и административной поддержки студентов или с точки зрения возможных вариантов общения между преподавателем и студентом. Также качество может быть улучшено за счёт количества вариации в представлении учебного материала.

^ 1.6. Синхронные и асинхронные инструменты

Синхронные коммуникации - средства общения, позволяющие общаться в режиме реального времени. К ним относят:

· Чат

· Аудио конференции

· Видео конференции

· Электронные доски и др.

Асинхронные коммуникации - средства общения, позволяющие обмениваться информацией с задержкой по времени. К ним относят:

· Электронную почту

· Систему обмена файлами

· Тематические рассылки и др.

Асинхронные коммуникации являются элементами большинства курсов в большинстве СДО. Синхронные же коммуникации, за исключением чата, являются пока редкостью. Это обусловлено следующим: синхронные коммуникации требуют очень хорошего Интернет соединения и в большинстве случаев модемное соединение для этого не подходит. Болеет того, использование синхронных коммуникаций требуют высоких технических характеристик компьютера, но не каждый студент может это себе позволить. Поэтому, если в процессе обучения используются синхронные коммуникации (кроме чата), университет должен предупредить студента об этом до зачисления его на курс.

Синхронные и асинхронные коммуникации вместе представляют собой единое целое. В СДО могут быть и те и другие. Как правило, на них возлагают следующие функции:

- Групповая работа. Возможно, это самая важная функция компьютерных коммуникаций для любого курса, в который включены групповые проекты.

- Решение проблем. Вопросы студентов в форуме могут касаться не только дисциплины, но проблем с программным обеспечением, СДО и проч.

- Социальное общение. Студенты могут общаться со студентами из своей группы, студентами того же курса или просто со студентами из своего университета.

- Обсуждение курса. Это может быть общая дискуссия по поводу тем курса или возможность для дебатов и подведения итогов по теме или курсу в целом.

- Более широкое участие. Студенты могут стать частью виртуального университета, если они получают доступ к различным форумам и чатам, не только в рамка одного курса. Такое общение может и не относиться к учёбе, оно может работать для общего развития студентов (форумы по интересам, обсуждение недавних мероприятий).

- Материалы могут храниться в электронной библиотеке и не требуют постоянной выкладки.

- Поддержка преподавателя. Преподаватель может достаточно быстро объяснить непонятные моменты или дать ссылку на информацию по ним. Таким образом, студент не должен ждать следующего урока, чтобы выполнять, к примеру, текущее задание, в котором есть вопросы.

Форум чат и электронная почта являются основными элементами компьютерных коммуникаций, используемых в смешанном обучении. Большинство исследований по онлайн и смешанному образованию сфокусировано именно на компьютерных коммуникациях или, иначе говоря, общению и работе при помощи Интернет коммуникаций. Чем оно отличается от личного общения? Как оно отражается на успехах и поведении студентов? Если предположить, что элементами компьютерных коммуникаций в курсе являются форум и электронная почта, то этот вид общения отличается от личного общения следующим:

- в нём не достаёт необходимых природных составляющих общения – выражения лица, тона голоса, движений, то есть всего того, что является непременными атрибутами общения

- оно асинхронно. Электронная почта и форум не синхронные элементы, хотя во многих случаях используется чат, которые является синхронным

- онлайн общение добавляет общению анонимности. Даже если все знают автора послания, эффект анонимности присутствует. Это раскрепощает некоторых людей, и они в состоянии высказать свою точку зрения.

- Оно более широкое. Сообщение в форуме может быть прочитано большим количеством студентов, чем его услышат в аудитории. Соответственно, студент может получить больше откликов и решить проблему быстрее или лучше.

Вообще, понятие "web 2.0" довольно широкое. В него входят и определенная мода на дизайн сайтов, и использование новых технологий, и даже клиентские приложения, которые довольно трудно отнести к вебу вообще.

Стоит отметить, что web 2.0 не новая технология, а новые способы использования и создания ресурсов сети. Новые web-технологии дают возможность каждому пользователю становиться автором и создателем статей, редактировать и дополнять имеющиеся статьи, размещать и просматривать видео- и фотоматериалы и многие другие возможности.

Возникновение этого понятия принято связывать со статьей «Tim O’Reilly — What Is Web 2.0» от 30 сентября 2005 года. В этой статье Тим О’Рейли привязал появление большого числа сайтов, объединенных некоторыми общими принципами, с общей тенденцией развития интернет-сообщества, и назвал это явление Web 2.0. Есть два варианта этой статьи: на английском и на русском.

^ 1.7. Сравнение очной формы обучения и e-Learning

Дистанционное образование через Интернет (e-learning) даёт и студентам и университетам большое количество преимуществ. Студенты могут учиться независимо от места и времени, дома или на работе, не тратить время на дорогу. Интернет позволяет проводить оценку успеваемости без приезда в университет, а также возможность пользоваться максимально возможным количеством учебных материалов. Университеты же могут работать со студентами, которые находятся в различных точках страны (мира). Интернет технологии в образовании также дают возможность набирать большее количество студентов и предоставлять им те же возможности, что и студентам очной формы обучения.

При использовании Интернет технологий существует значительно меньше ограничений по количеству студентов, которых может обучать один преподаватель. Новые технологии позволяют имитировать реальную классную комнату, реальное присутствие преподавателя и одноклассников.

Возможности Интернет технологий позволяют интегрировать в интерактивный курс большое количество вспомогательных элементов, которые помогают усваивать новый материал быстрее и формировать более качественные знания. Такими элементами могут быть видео и аудио ролики, анимации, иллюстрированные графики и схемы, интерактивные обучающие игры, ссылки на ресурсы Интернет, симуляции, а также обеспечить возможность общения, групповой работы и обмена информацией.

^ 1.8. Смешанная форма обучения

Введение

СДО получили широкое распространение в США и Европе. Это обусловлено наличием хорошего уровня Интернет коммуникаций и уровня компьютерной грамотности населения. Не малую роль сыграло и техническое (компьютерное) оснащение потенциальных студентов онлайн программ. Именно эти три фактора осложняют развитие Интернет образования в России – уровень Интернет коммуникаций сравним с европейским только в Москве и центральных городах России, уровень компьютерной грамотности и оснащения потенциальных студентов достаточно низкий. Поэтому на данный момент внедрение новых технологий в дистанционном образовании России в полном масштабе практически невозможно. Однако, это вовсе не значит, что университеты не должны развиваться и тем самым предоставлять своим студентам актуальные и новые знания и навыки. Новые технологии в образовании должны использоваться и развиваться.

Для решения данной проблемы западными университетами была предложена «смешанная» форма обучения. Суть этой смешанной формы заключается в том, что Интернет образовательные технологии используются в качестве поддержки традиционного очного образования. Студенты получают доступ к СДО университета, в которой находится весь учебный материал, встроена система тестирования, есть доступ к различным онлайн библиотекам и источникам. В смешанной форме обучения часть контрольных мероприятий может проводиться онлайн, а также могут использоваться возможности СДО для групповых коммуникаций для выполнения различных проектов. На сегодняшний день такая форма образования используется во многих европейских университетах и является наиболее подходящей в сложившейся ситуации в России.

Смешанная модель обучения предоставляет студентам новые возможности по изучению дисциплин – можно не только в любое время просмотреть необходимый материал в режиме онлайн, но и пройти тестирования, проверить свои знания по предмету, ознакомится с дополнительными источниками, которые точно соответствуют пройденным темам. СДО в смешанной модели позволяет также использовать различные дополнительные элементы при изучении дисциплин – аудио и видео записи, анимации и симуляции. СДО имеет форум и встроенный e-mail, что позволяет общаться с одногруппниками из дома, а также общаться с преподавателем и задавать все необходимые вопросы, не дожидаясь лекций.

Обучение в классной комнате насчитывает более одной тысячи лет, возраст же онлайн обучения измеряется десятком лет. Но сейчас время смешанных моделей обучения – когда мы соединяем всё самое хорошее, что имеется в сфере обучения и образования. И если все элементы обучения в классе давно знакомы и не требуют особого пояснения, элементы онлайн курса совсем новые и пока не имеют широкого распространения.

Чтобы понять, как работает СДО, основанная на Интернет технологиях, важно сначала разобраться с тем, как устроен онлайн курс и курс, построенный по смешанной модели. В этой теме мы рассмотрим архитектуру смешанного курса, посмотрев сначала на архитектуру традиционного курса очного образования и архитектуру онлайн курса. В двух последних мы выделим те элементы, которые будут использоваться в смешанном курсе.

^ 1.8.1. Традиционная модель обучения

Теперь рассмотрим архитектуру традиционного курса. Итак, вы, студенты, приходите 1 сентября в класс, и у вас начинается лекция. На этой первой лекции вам рассказывают, о чём будет курс, что вам нужно будет сделать в течение семестра (лабораторные работы, курсовые работы, контрольные, тесты, доклады и прочее), какую литературу вам для этого надо использовать (обязательно и дополнительно) и что в итоге нужно будет, чтобы получить зачёт или сдать экзамен. Потом начинаются тематические лекции по курсу, которые чередуются с практическими и семинарскими занятиями, на которых проходят дискуссии по темам, обсуждения различных вопросов и сложных моментов и отработка практических навыков. В течении семестра вы выполняете все необходимые задания, изучаете материалы по курсу и, после консультации с преподавателем, сдаёте зачёт или экзамен. Схема вполне привычная. Теперь выделяем основные элементы традиционного курса:

- лекционные занятия

- семинарские и практические занятия

- практические задания (курсовые и контрольные работы, доклады, рефераты и т.д.)

- контроль и оценка полученных знаний и навыков.

Все эти элементы знакомы практически каждому школьнику и студенту – они составляют основу традиционного процесса обучения, особенно в России. Хотя, вне сомнения, могут быть и другие составляющие процесса, такие какие как практика на производстве, выезд на различные семинары и выставки, в организации, занимающиеся тематикой дисциплины и прочее. Но всё же, вышеуказанные элементы являются наиболее часто используемыми в ходе обучения и именно они в основном влияют на конечную цель обучения – получения необходимых навыков и знаний.

Очень важно отметить, что подобная схема процесса обучения наиболее подходит для молодых людей, выпускников школ и колледжей, которые получают первое образование и в основной массе не работают целый день и могут посвящать большое количество времени посещению университета. Эта схема не очень подходит для взрослых людей, которые по тем или иным причинам хотят получить образование или повысить свою квалификацию. Такие люди уже работают, имеют семьи и не имеют возможность регулярно посещать университет. Именно для этой категории людей были созданы системы заочного (дистанционного) и вечернего образования. Работающие взрослые люди стали основной целевой аудиторией подобных образовательных программ. Со временем к ним присоединились и молодые студенты, которые находятся на большом расстоянии от университета и не могут учиться на дневном отделении.

^ 1.8.2. Электронная модель обучения

С появлением Интернет технологий заочное образование перешло на работу через Интернет, и появилась электронная модель обучения. Онлайн образование характерно тем, что студент учиться полностью через Интернет при помощи компьютера и компьютерных технологий. Студент не приезжает в университет, и в большинстве европейских образовательных онлайн программ посещают университет только для финальной (преддипломной) аттестации в случае получения докторской степени (PhD). Такие программы рассчитаны на взрослых студентов или студентов из других стран и инвалидов. Хотя, вне сомнения, если вы просто хотите учиться дома, вам этого никто не запрещает делать.

Какие же основные элементы электронной модели обучения? Здесь всё очень похоже на традиционную модель, но есть некоторые изменения. Участники процесса всё те же – студенты и преподаватель. Только теперь студенту меньше объясняют и ему больше приходиться делать самому. Но общение с преподавателем и одногруппниками возможно, и в любом удобном количестве. Основными средствами общения становятся чат, форум и электронная почта. Существует так же «виртуальная классная комната», которая является смесью чата и форума. Там преподаватель может при желании читать лекции или проводить виртуальные семинары. Значительную роль в электронной модели играет выполнение групповых заданий – студент не должен чувствовать себя прикованным к компьютеру и иметь возможности развивать навыки совместной работы.

Учебные материалы интерактивных курсов представлены в онлайн обучении в различных форматах: текст, аудио, видео и т.д. Всё это дополняется различными картинками, графиками и схемами, анимацией, симуляциями, фотографиями и ссылками на аналогичные и дополнительные ресурсы.

Оценка успеваемости студентов проводиться в различных формах. Возможно тестирование, а также выполнение различных, в том числе, групповых проектов, написание эссе, докладов и рефератов, выполнение контрольных работ. Всё это передаётся преподавателю для проверки через систему обмена файлами. Проверив работу, преподаватель высылает студенту персональные комментарии по работе и оценку или рекомендации по доработке.

Электронная модель обучения имеет одно главное отличие от традиционной – она более гибкая. У студента нет необходимости ездить в университет каждый день или даже через день, заниматься можно в любом удобном месте и в любое время (всегда есть возможность вернуться к архиву сообщений в форуме и чате или архиву занятий в виртуальном классе), материал более структурирован и, как правило, его проще воспринимать и ещё много разных аспектов гибкости, которые нам не стоит рассматривать в рамках этого курса. Однако, по поводу этой гибкости тоже не стоит обольщаться – сроки выполнения заданий есть, с онлайн программ могут отчислить при невыполнении всех необходимых требований. Ещё раз повторюсь, что в онлайн обучении важна самодисциплина и самоконтроль. Именно поэтому онлайн образование больше подходит для взрослых студентов, и далеко не все выпускники школ могут обучаться по такой схеме.

^ 1.8.3. Смешанная модель

Совершенно не нужно думать, что раз студент молодой, то его стоит обделять новыми технологиями в обучении. Наоборот, такого студента надо обязательно посвятить во всё новое и дать ему тем самым возможность стать первоклассным специалистом. По данным Министерства Образования Австралии, работодатели с наибольшим желанием берут на работу выпускников онлайн или смешанных программ, так как они уже имеют навыки не только работы с новыми компьютерными технологиями, но и навыки самостоятельной работы и обучения. В России на сегодняшний день остаётся некоторое недоверие по отношению к онлайн образованию, но, к счастью, это обусловлено банальным непониманием устройства системы онлайн образования. В ближайшее время, когда в России выпускников онлайн программ станет больше, потенциальные работодатели будут более расположены к выпускникам онлайн и смешанных программ.

Вот, собственно, почему многие западные ВУЗы пришли к выводу, что для выпускником школ и колледжей необходима такая схема, которая совместит элементы традиционного образования с элементами онлайн обучения. Такая схема была названа смешанной (blended education). Что же есть в смешанном обучении? Начнём с тех элементов, которые знакомы нам из традиционного образования, а затем дополним список элементами, которые пришли в смешанную модель из онлайн обучения:

- Лекционные занятия. Только теперь полный материал лекций и слайды к ним есть в СДО и доступны каждому студенту курса. Теперь материал оформлен также, как и материал онлайн курса, то есть может быть легко использован для самостоятельного освоения тематики.

- Семинарские занятия (face-to-face sessions). Они теперь тоже меняются, по сути, и могут быть объединены с лекционными занятиями (что и будет проходить в рамках данного курса). В смешанном обучении на семинарских занятиях проходит обсуждение самых интересных и важных тем курса, а также отработка практических навыков.

- Учебные материалы курса (учебники и методические пособия). Они теперь есть и в печатном и в электронном виде, и в последнем дополнены различными вставками для более успешного освоения дисциплины. То есть для оформления материалов курса используются различные мультимедийные приложения, и он, курс, становится более привлекательным для студентов.

- Онлайн общение. Это совершенный новый элемент процесса, который пришёл в смешанное обучение из онлайн обучения. Тут есть различные инструменты – чат, форум, e-mail – которые дают студентам возможности общаться и работать вместе. Появляется возможность задавать вопросы преподавателю в любое время и в самые короткие сроки получить ответ. Можно также консультироваться с одноклассниками, которые могут помочь в решении проблемы.

- Индивидуальные и групповые онлайн проекты. Такие проекты развивают навыки работы в Интернете, анализа информации из различных источников, а также навыки работать вместе с группой, правильно распределять обязанности и ответственность за выполнение работы. При помощи таких заданий студент может получить навыки, необходимые для работы в компаниях (большинство европейских компаний сейчас активно используют групповые проекты в своей повседневной деятельности – collaboration).

- Виртуальная классная комната. Этот инструмент позволяет студентам общаться с преподавателем по средствам различных средств Интернет коммуникаций. С появлением возможности общаться с преподавателем не только в физическом классе и в кабинете профессора, но через новые коммуникационные средства. Это позволяет студентам получить определённую долю свободы в процессе обучения.

- Аудио и видео лекции, анимации и симуляции. Эти элементы смешанного обучения делают процесс обучения проще и более насыщенным.

Таковы элементы процесса смешанного обучения. Основное преимущество такого подхода – гибкость. Чтобы ещё раз объяснить, что для вас, студентов, эта гибкость будет значить, имеет смысл последовательно описать процесс смешанного обучения и последовательность (примерную) появления и использования всех элементов.

Итак, 1 сентября. Тут почти ничего не меняется – вы приходите в аудиторию и ваш преподаватель рассказывает вам все необходимое для прохождения курса. Вместо списка литературы вы получаете адрес веб-сайта, пароль для входа и названия курса в системе. Там находится вся необходимая информация по курсу, все учебные материалы, ссылки на дополнительные ресурсы и многое другое. В течении лекции вам опять же рассказывают про необходимые работы и задания, доклады и рефераты, а также о том, что будет нужно для сдачи зачёта или экзамена. Подробная информация относительно всех заданий расположена в СДО, там же находятся и сроки выполнения заданий вместе с расписанием занятий, а также информация о том, какие задания, когда будут обсуждать в классе и в форуме. Дальше начинается тематическая лекция, но она будет более краткой и конкретной – всё что вам будет нужно дополнительно (если оно будет нужно) размещено в СДО. Сама лекция сопровождается Power Point презентацией, что помогает быстрее и проще воспринимать материал. Важно отметить, что все презентации также находятся в СДО и их можно всегда повторить и использовать при выполнении заданий.

При смешанном обучении занятий в классе становиться меньше – часть занятий переноситься в режим онлайн. Более того, часть материала курса студенты должны будут изучить самостоятельно. Онлайн занятия могут проходить в форуме, чате или в виртуальной классной комнате. Так же возможно общение с преподавателем и одноклассниками по электронной почте. Онлайн занятия могут проходить по схеме вопрос-ответ или преподаватель может задавать темы для обсуждения, может предлагать студентам задавать тему. Естественно, для онлайн занятий необходимо самостоятельное освоение определённого материала или выполнение заданий. Задания передаются преподавателю либо через встроенную в СДО систему обмена файлами либо по электронной почте. Сроки выполнения заданий в смешанном обучения фиксированные – в расписании стоит точная дата выполнения и только до этого дня (и часа) можно передать задание. Преподаватель в праве не принимать просроченные задания.

Оценка успеваемости студента может проводиться как в режиме онлайн, так и в классе. В режиме онлайн может проводиться тестирование и выполнение различных проектов (групповых) и заданий. Тестирование может проводиться и в классе в присутствии преподавателя. Финальная оценка – зачёт или экзамен – проводится только в классе.

Так выглядит процесс смешанного обучения со стороны студента. Он даёт больше возможностей и гибкости, но в то же время учит самоорганизации - онлайн занятия чётко привязаны к определённому времени и их пропуск считается так же, как и пропуск занятий в классе.

Преимущества смешанного образования подробно описаны в Теме 4 вместе со всеми недостатками этой формы обучения. Однако имеет смысл отметить ещё несколько преимуществ, которые важны именно для студента. Эти преимущества относятся к той части смешанного обучения, которая проходит при помощи Интернет технологий.

Компьютерная часть смешанного обучения:

- оживляет материал и позволяет студенту «общаться» с ним

- даёт больше интерактивности и стимулирует активное обучение

- наглядно демонстрирует некоторые идеи, которые трудно объяснить на лекциях или просто в тексте

- позволяет заглянуть внутрь изучаемых процессов посредством различных симуляций

- развивает навыки самостоятельного обучения и самоконтроля

- позволяет студентам попробовать невозможные, опасные или дорогие сценарии и ситуации, такие как параллельные миры, радиационное оборудование и проч.

Получается, что смешанное обучении более активное со стороны студента, даёт больше интересных возможностей для обучения. По своему опыту, можем сказать, что смешанное обучения более интересное само по себе.

Второй подход к изучению архитектуры курса заключается в выделении основных и самых главных элементов архитектуры курса. Мы коснемся только наиболее важных, на наш взгляд, элементов курса.

^ 1.8.4. "Активный студент"

Одним из важнейших элементов архитектуры смешанного курса является активный студент. Тут важно понять, что это не характеристика отдельного элемента, а термин - Active Student. Таким термином западные исследователи называют студента, обучающегося по смешанной или онлайн модели. Именно обучение по этим моделям примерно на 50% состоит из самостоятельной работы студента – освоение материла, работа в форумах и чатах, общение по электронной почте и проч. При традиционном обучении студента учат, при смешанном студенту помогают учиться. Тут очень важно отметить и ещё одну деталь – различие в подходах к обучению. Традиционный подход западные исследователи называют teacher-centered, то есть сфокусированный на преподавателя. При таком подходе главным действующим лицом является преподаватель, от него многое зависит и он управляет процессом. При смешанной модели подход меняется на student-centered – сфокусированный на студента. Теперь студент много работает сам и его успехи зависят от него самого. Студент также может скорректировать учебный процесс и самостоятельно планировать учебное время. Хотя собственный учебный план подходит больше для взрослых студентов, студенты первых курсов ВУЗа также могут рассчитывать самостоятельно время, необходимое на выполнение заданий, используя заранее составленный график работ (этот график находиться в СДО и показывает полностью все действия и работы курса и их сроки выполнения.).

^ 1.8.5. Оценка успеваемости студентов

Для многих студентов именно оценка успеваемости является непосредственно курсом, и хорошие оценки являются первичной целью обучения. Для преподавателей она означает то, насколько студенты усвоили курс, и измерение прогресс студентов. Оценка успеваемости студентов в смешанном обучении имеет несколько другой характер, нежели в традиционном обучении. Первое, что меняется, - это групповая работа. В смешанном обучении её становится значительно больше – она способствует развитию навыков онлайн общения. Оценка групповых работ может проводиться по следующим схемам:

- Общая оценка за весь проект равна индивидуальной оценке студента-участника. Тут есть некоторые сложности – студенты могут участвовать в работе не наравне. В таком случае в качестве контролирующего элемента используется отчёт по работе студентов в форуме. Если студенты общались в форуме (чате) в равных количествах – оценка одинаковая, если нет, то преподаватель распределяет оценки в зависимости от степени участия. Так же преподаватель может попросить отсылать ему копии электронной почты, которая относится к проекту.

- Проект состоит из двух частей – одна индивидуальная, одна групповая. Студенты получают две оценки – за себя и за группу.

- Проект выполняется индивидуально, но каждая работа должна быть обсуждена в группе и результат обсуждения включён в работы студентов-участников. Студенты получают одну оценку, которая складывается из баллов за самостоятельную работу, а также за работу в группе и её анализ и представление.

Каждый преподаватель балансирует групповую и индивидуальную работу по-своему. Соответственно, и оценка выставляется в зависимости от этого баланса. Сам баланс зависит от конкретной дисциплины или курса. Если дисциплина и работа в её области требует хороших и профессиональных навыков группового общения, то количество совместных работ больше, чем индивидуальных. Если предмет менее нуждается в постоянном групповом обсуждении, то индивидуальные работы составляют большую часть курса.

Смешанное обучение также не исключает экзаменов и зачётов. Эти методы оценки успеваемости студентов существуют очень давно и хорошо проверены не одним поколением преподавателей. Экзамены и зачёты, как письменные, так и устные, дают возможность проверить знания студентов по окончанию курса, и посмотреть на индивидуальный результат каждого студента. Более того, преподаватель сам беседует со студентом или проверяет его ответы, что даёт ему возможность уловить слабые места каждого студента и всей группы в целом. Вопрос оценки знаний лично преподавателем так и остаётся открытым в онлайн обучении, так при компьютерной проверке знаний нет уверенности, что студент продемонстрировал именно те, знания, которые у него были на тот момент, и что это были именно его знания.

Но, тем не менее, автоматическая компьютерная оценка успеваемости студентов присутствует в смешанном обучении. Только в этой форме обучения она больше используется для текущей проверки знаний, а также в качестве обучающего элемента курса. Одним из самых распространённых методов компьютерной оценки знаний является тестирование. Считается, что при компьютерном обучении (или обучении с помощью компьютера) тестирование является наиболее эффективным.

^ 1.8.6. Системы тестирования

Кроме тестирования используются и другие методы оценки – fill-in-blank (когда студентам предлагается заполнить пустые места или написать в специальном окне решение), сортировка объектов или концепций, композиция картинки из маленьких кусочков, игры и прочие. Все эти методы очень хорошо дополняют учебный процесс, делая его более интересным, а также помогают почувствовать предмет на практике.

Ну и конечно, в смешанном обучении остаются оценки за доклады, рефераты и курсовые работы – всё то, что есть в традиционном, только теперь сами эти работы сбалансированы с онлайн работами, и, соответственно, оценки за них также являются частью этого баланса. В основном, в смешанном обучении определяется общая сумма баллов за все работы курса (например, 100). Преподаватель распределяет эти 100 баллов на все работы курса. Если студент набирает положенную сумму за курс, он допускается до прохождения финального зачёта или экзамена. В эту сумму могут не входить некоторые тесты и работы, которые нацелены на текущую проверку знаний студента, чтобы проводить лекции и семинары более сфокусировано и по тем темам, которые вызвали затруднения у учащихся.

^ 1.8.7. Основные форматы учебных материалов, используемых в смешанном обучении

Одним из преимуществ онлайн и смешанного обучения является легкость, с которой различные виды технологий и медиа-средств могут быть интегрированы в учебный материал. В отличии от традиционного дистанционного образования, онлайн образования эти они не отделяются друг от друга (аудиокассеты, видеокассеты, печатные издания и CD-ROMs). Студент может использовать их в любое время и ему не нужно прерывать, к примеру, чтение, чтобы просмотреть видеозапись. Интернет позволяет использовать каждый элемент, в то время, когда это действительно нужно. Студент может во время чтения задать вопрос в форуме или чате или просмотреть видео клип, демонстрирующий изучаемый процесс. Хорошее сочетание технологий может значительно улучшить качество курса.

Нужно понимать, что все технологические элементы курсов лучше в отдельности: книга более удобна для чтения, чем веб-сайт, аудиокассета или DVD диск предлагают записи более высоко качества, чем в Интернет. То, что предлагает Интернет, это комбинация этих технологии таким образом, что студент может использовать их параллельно, в удобное время, в удобном месте и в нужном для получения хороших знаний сочетании.

Текст и изображения.

Это не самые революционные форматы, но именно они являются основной большинства онлайн курсов. Текст в онлайн и смешанном обучении играет ту же роль, что лекции в традиционном. Текст формирует связки между всеми элементами курса и составляет преподавание и сопровождение по курсу. В некоторых случаях он лучше чем лекции – так слушать является пассивным действием, чтение требует участия и усилий. К основному тексту курса могут быть добавлены статьи и отчёты, которые позволяют получать дополнительные знания. В традиционном обучении студентам, как правило, приходится искать дополнительную информацию самим – преподаватель часто не в состоянии распечатать 60 страниц текста в 30 и больше экземплярах. Найденная студентом информация может быть не совсем подходящая, тогда как на веб-сайт курса преподаватель может выложить ту статью, которая необходима и будет полезна для изучения дисциплины. Текст в онлайн курсе может быть приставлен в любых существующих форматах, например: HTML, DOC, AVI, MP3, и т.д.

Достоинства картинок и изображений хорошо известны в образовании. Они могут пояснять концепции, процессы и показывать контекст изучаемой темы. В онлайн и смешанном образовании они очень часто служат и для разбивки текста на мелкие части, которые лучше воспринимаются. Существует лишь две проблеме картинок и изображений в обучении через интернет. Первая - это время на их загрузку. При низкой скорости загрузки изображения могут просто раздражать. Чтобы избежать этого, изображения форматируют специально для доставки через Интернет (JPEG, GIF и проч.). Вторая проблема – доступность. Для смягчения проблемы используются подробные описания картинок или аудио записи этих описаний.

^ 1.8.8. Построение смешанного курса

Смешанный курс, как правило, имеет четкую структуру. Она необходима для мотивации студентов и для обеспечения качества обучения. Занятия в смешанном курсе можно представить в виде трёх циклов работы (обучения) – работа «до», работа «во время» и работа «после».

Работа «во время» является контактной – семинары, форумы и прочие – и требует подготовки и осмысления. Во время этого цикла преподаватель обсуждает задания студентов и их вопросы и комментарии по теме. Задания студентов могут служить темами для обсуждения на занятии. В этом цикле преподаватель объясняет новую тему, но может и заменить лекцию практикой или обсуждении новой темы по вопросам студентов. Но, опять же, для обсуждения новой темы, студент должен быть уже ознакомлен с ней самостоятельно в цикле «до». В течение цикла «во время» студенты получают возможность обсудить задания, которые относились к циклу «после» предыдущего занятия. По окончанию занятия проводится закрепление и проверка полученных знаний, при помощи тестов, вопросов или практических заданий.

Работа «до». Студенты должны подготовиться к контакту с одноклассниками или преподавателем, чтобы иметь возможность обсудить и проработать изученное, а также задать все необходимые вопросы. Как правило, в качестве подготовки используется определённое задание. Такая подготовка очень важна для получения хороших знаний – она делает обучение более продуктивным и уменьшает количество повторов уже известной информации. Если студент подготовлен к занятиям, то на самом занятии он может не только получать информацию, которую он ещё не знает, но и хорошо разобрать все сложные вопросы.

Работа «после». Этот цикл посвящен закреплению нового материала – выполнение домашнего задания, теста и т.д. Преподаватель отвечает студентам на вопросы и даёт комментарии на уже выполненные задания. Но эти комментарии обычно не очень подробны для мотивации самостоятельной работы студентов в течение этого цикла и очередного цикла «до». Некоторые вопросы, которые могут быть интересны всему классу, преподаватель выделяет для обсуждения в следующем цикле «вовремя», и, тем самым, фокусирует студентов при подготовке к занятиям в цикле «до».

Все три цикла повторяются неоднократно в течение одного курса или семестра обучения. Таким образом, студенты учатся целенаправленно, не теряя время на обсуждение и прослушивание не нужной или известной информации. Более того, если студенты в состоянии самостоятельно подготовиться к очередному занятию, то сами занятия становятся более интересными, так как появляется больше времени для практики, дискуссий и выполнения проектов. При таком обучении, студенты развивают не только умение работать самостоятельно, но умение выделять, что важно, интересно, умение работать в группах и умение применять знания на практике.

В этой теме мы рассмотрели все основные элементы смешанного обучения, архитектуру смешанного курса и его основные возможности и цели. Также было помянуто, об основных форматов учебных материалов в смешанном обучении. Главное, что смешанное обучение предоставляет студенту больше гибкости – возможность планировать обучение, возможность работать с различными дополнительными ресурсами и активно участвовать в процессе обучения.

  1   2



Скачать файл (96.9 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации