Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Внешнеэкономическая деятельность - файл 1.doc


Лекции - Внешнеэкономическая деятельность
скачать (112.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc113kb.26.11.2011 09:07скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Внешнеэкономическая деятельность
Мировое хозяйство



Мировое хозяйство – это совокупность национальных хозяйств отдельных стран, связанных между собой международными экономическими отношениями.

С развитием капитализма начал формироваться рисунок мирового хозяйства.

В XIX в. Рисунок мирового хозяйства был моноцентричным. Центром являлась Европа. В конце XIXв. На карте мира появляется новый центр – США.

В XX в. карта мирового хозяйства приобрела полицентрический рисунок.

В качестве субъектов мирового хозяйства выделяются (объект тот на которого воздействуют):

  1. субъект государство

  2. международные организации

  3. национальные предприятия

  4. транснациональные компании

  5. физические лица

Все государства подразделяются на развитые (у которых высокий уровень жизни), развивающиеся и страны с переходной экономикой.

Развитых - 30-60, развивающихся -130, остальные с переходной
Международные организации:

ООН, МВФ, ВТО, ЕС, СНГ



^ Международное разделение труда

Международное разделение труда – это специализация отдельных стран на выпуске определенной продукции (начало зарождаться в XIX веке)

Международная специализация.
^ Международный маркетинг



Тенденции международного товарообмена.

В товарной структуре международного обмена преобладают промышленные товары, которые занимают 80% товарообмена. В том числе 50% оборудования. Доля товаров в обмене растет ежегодно на 15-20%. При этом сокращается доля торговли сырьем.

Ведущей тенденцией стал рост обмена услугами, который растет и составляет до 30% всех обменом. Основными статьями является финансовые услуги, транспорт и туризм.

Наблюдается также тенденция роста внутриотраслевого обмена.

В международной торговле происходит перераспределение ролей. Прежде лидировали США, сейчас к ним присоединилась Германия и Япония. На эти 3страны приходится 1/3 международного товарообмена. Увеличивается роль Франции, Великобритании, Италии, Канады. С 70-ых годов XX века стали играть роль новые индустриальные страны Азии (Корея, Тайвань), а также Бразилия и Мексика. В 80-е годы появляется новая группа: Индия, Пакистан, Индонезия, в 90-е годы Китай.

Важной тенденцией является интернационализация компаний и торговли. Это связано с расширением коопераций по производству отдельных узлов и деталей. Растет доля внутрифирменного товарообмена.




Ограничения в международной торговле.

Различают следующие основные ограничения в международной торговле:

  1. Таможенный тариф – это налог, которым облагают ввозимые в страну товары.

  2. Квота – это ограничение количества товаров определенной категории, разрешенных к ввозу в страну (норма).

  3. Эмбарго – это запрет на импорт отдельных видов товаров

  4. Валютный контроль – он применяется для регулирования объемов иностранной валюты.


Воздействие среды на международную торговлю.



Экономическая среда.

Планируя выход на внешний рынок необходимо изучить экономику интересующей страны. Привлекательность страны определяется 2-мя характеристиками:

  1. Структура хозяйств страны

  2. Характер распределения доходов в стране


Различают 4 типа хозяйственных структур:

  1. Страны с экономикой типа натурального хозяйства. В этих странах преобладает

простейшее сельскохозяйственное производство. Большую часть продукции они потребляют сами, остатки обменивают на простые товары.

  1. Промышленно-развитые страны. Они экспортируют в основном промышленные

товары, вывозят свои товары в обмен на сырье.

  1. Промышленно развивающиеся страны. В этих странах обрабатывающая

промышленность дает до 20% ВВП (Индия, Бразилия). В этих странах растет импорт стали и тяжелого машиностроения. Уменьшается импорт готовых текстильных изделий, бумажных товаров, автомобилей. Рост среднего класса вызывает потребление новых товаров, часть которых можно только импортировать.

  1. Страны экспортеры ресурсов. Они обладают одним или несколькими видами

природных ресурсов и обделены другими. Эти рынки благоприятны для сбыта добывающего оборудования и промышленных товаров.




^ Характер распределения доходов в стране.

Характер распределения доходов в стране зависит от особенностей хозяйственной структуры и политической системы.

По характеру распределения доходов, страны делятся на 5 видов:

  1. Очень низкий уровень доходов

  2. С преимущественно низким уровнем доходов

  3. Сочень низким и с очень высоким уровнями

  4. С низким, средним и высоким уровнями

  5. С преимущественно средним уровнем


Политическая среда

При решении вопроса о сотрудничестве учитывают следующие факторы:

  1. Отношение к закупкам из-за рубежа

  2. Политическая стабильность

  3. Валютные ограничения (блокирование собственной валюты или запрет ее вывоза за рубеж)

  4. Государственный аппарат


Политико-правовая среда.
Решение вопроса о деловых отношениях учитывают следующие факторы.

Культурная среда, при этом надо выяснить, как потребитель относится к тому или иному товару.

Выход фирмы на внешний рынок.

Фирмы вовлекаются во внешнеэкономическую деятельность 2-мя путями:

  1. Кто-то обращается с просьбой организовать продажи за рубежом.

  2. Фирма сама думает о выходе за границу.

До выхода заграницу фирма должна решить следующие вопросы:

  1. Какой % продаж она будет стремиться реализовать за рубежом.

  2. Будет ли она работать в нескольких или сразу во многих странах.

  3. В странах какого типа она хочет работать.

Составив список возможных зарубежных рынков, фирма занимается их отбором и ранжированием по следующим категориям:

  1. Размер рынка

  2. Динамика роста рынка

  3. Издержки на ведение дел

  4. Конкурентные преимущества

  5. Степень риска

В результате фирма определяет, какой рынок обеспечит ей долговременный доход
Методы выхода на рынок
Решив заняться сбытом за рубежом, фирма должна определить какой способ для неё является наиболее выгодным.

  1. Способ экспорт (самый простой способ выхода). Различают регулярный

(активный) и не регулярный (пассивное вовлечение фирмы на рынок), при этом фирма время от времени поставляет на экспорт излишки продукции. Активный экспорт имеет место, когда фирма задается целью расширить свои экспортные операции на конкретном рынке.

^ Фирма может экспортировать свой товар 2-мя способами:

  1. С помощью независимых международных посредников, так называемый косвенный экспорт.

  2. Проводить экспортные мероприятия самостоятельно – прямой экспорт.

Наиболее распространен косвенный экспорт, т.к. не требует дополнительных затрат.

  1. Совместная предпринимательская деятельность осуществляется совместно

с предприятием страны партнера.

^ Различают несколько путей вовлечения в совместное предпринимательство:

  1. Лицензирование, при этом лицензиар вступает в соглашение с лицензиатом,

предлагая права на использование производственного процесса (патента и т.п.) в обмен на гонорар или лицензионный платеж. Недостаток – недостаточный контроль. В итоге можно вырастить конкурента. Преимущество – минимальный риск.

  1. Подрядное производство, при этом заключается контракт с местными

производителями на выпуск товара. Недостаток – меньший контроль фирмы за процессом производства. Преимущества – возможность быстро и с меньшим риском развернуть деятельность и в перспективе стать партнером местного производителя.

  1. Управление по контракту. В этом случае фирма представляет зарубежному

партнеру передовые разработки в области управления, а партер представляет необходимый капитал.

  1. Совместное владение, при этом создается совместное предприятие для

объединения усилий зарубежных и местных вкладчиков капитала. Недостаток – возможность расхождения во мнениях относительно принципов деятельности.

  1. Прямое инвестирование, т.е. помещение капитала в создание за рубежом

собственного предприятия. При этом фирма экономит на рабочей силе, сырье, транспорте. Устанавливаются взаимоотношения с государственным аппаратом, поставщиками, клиентами и т. д.
^ Стратегии маркетинга.
Фирма выступает на зарубежном рынке, решает на сколько ее комплекс маркетинга должен быть приспособлен к местным условиям. Есть фирмы, которые применяют индивидуализированный комплекс маркетинга, при этом производитель приспосабливает отдельные элементы комплекса к местному рынку.

Между двумя крайними есть много других вариантов.

^ Выделяют 3 стратегии адаптации товара:

  1. Распределение в неизменном виде, при этом товар, выпущенный на

зарубежный рынок. Не вносится никаких изменений.

  1. Приспособление товара, при этом в товар вносятся в изменения в соответствии

с местными условиями.

  1. Изобретение новинки, при этом возможны 2 пути:

  1. Регрессивный (ретро)

  2. Прогрессивный


Товарная политика
Товарная политика состоит в проведении систематического поиска путей, повышении конкурентоспособности производимых товаров за счет улучшения качества, оптимизации ассортимента, создании новых товаров. На основании полученных данных производители вкладывают средства для модернизации производства с целью выпуска товаров, необходимого технического уровня и качества.

Одновременно планируют производство новой экспортной продукции, которое (планирование) проходит следующие этапы:

1-ый этап.

Поиск идей, формулировка задачи нового изделия. На этом этапе производится оценка потребностей ведущих покупателей, условий сбыта и ориентировочный срок вывода нового изделия на рынке.
2-ой этап.

Планирование разработки изделия. При этом производится оценка требований покупателей к цене и услугам, количественные потребности, возможные валютные цены.
3-ий этап.

Разработка изделия до испытания опытного образца. При этом планируют рентабельность, сравнивают с мировыми стандартами, определяют перспективы экспорта, разрабатывают рекламные проспекты, подготавливаются к обслуживанию покупателей.

4-ый этап

Внедрение в производство (до готовности к серийному производству). На этом этапе уточняют и реализуют концепцию вывода изделий на рынок, уточняют и реализуют концепцию вывода изделий на рынок, уточняют цели экспорта, разрабатывают и реализуют концепцию рекламы и технических инструкций, обучают сотрудников, заключают договора на апробацию, подготавливают техническую документацию.

5-ый этап.

Серийное производство. На этом этапе оценивают серийные возможности экспорта, продолжают подготовку сбыта, оценивают предварительную валютную выручку.
6-ой этап.

Выход на рынок. Выйдя на рынок, оценивают реализацию, уточняют стратегию сбыта, разрабатывают указания к дальнейшему развитию изделия.

Данные полученные при изучении рынка позволяют изменить конструкцию, технологию, внешний вид продукции, сделать ее конкурентоспособной

Конкурентоспособность обеспечивается 2-мя путями:

  1. за счет расширения номенклатуры выпускаемых товаров

  2. за счет расширения модификаций выпускаемых товаров, при постоянной и даже меньшей??? номенклатуры.


Жизненный цикл товара.
Наибольший эффект фирма получает при выводе на рынок новой продукции под которой понимают:

  1. товар, которому нет аналогов на рынке

  2. товар, несущий в себе коренные изменения при наличие товаров аналогов

  3. товары новой сферы применения

  4. товар, который хорошо известен на других рынках и является новым на данном рынке.

Каждый товар имеет свой жизненный цикл, в котором выделяют 4 этапа:

  1. Этап выведения товара на рынок – это период медленного роста сбыта по мере выхода товара на рынок. На этом этапе прибыли может не быть.

  2. Этап роста – период быстрого восприятия товара рынком быстрого роста продаж и прибылей.

  3. Этап зрелости – период замедления темпов сбыта.

  4. Этап упадка – это период резкого падения сбыта.



Q

объем

продаж III



II IV
I
время T


  1. Этап выведения на рынок начинается с момента появления товара и

поступления его в продажу. На это требуется время и сбыт и сбыт в этот период растет медленно. Медленный сбыт объясняется:

  1. задержками с расширением производственных мощностей

  2. техническими проблемами

  3. задержками с доведением товара до потребителя

  4. нежеланием клиентов отказываться от привычных схем поведения

На этом этапе фирма несет убытки или имеет очень незначительную прибыль. Затраты на стимулирование достигают наивысшего уровня. Реклама дает максимум информации. Производителей немного. Фирмы делают упор на наиболее подготовленных к покупке потребителей. Цены при этом этапе обычно занижаются.

  1. ^ Этап роста. При этом сбыт начинает расти за счет обычных потребителей,

которые слышат о товаре хорошие отзывы. На рынке появляются конкуренты. Цены могут слегка снизиться. Прибыли растут. Реклама охватывает максимальные слои населения.

  1. ^ Этап зрелости. Этот этап наиболее продолжительный. В этот период

усложняется управление маркетингом. Скапливаются запасы непроданных товаров, обостряется конкуренция, снижаются цены, усиливается реклама, увеличивается число льготных сделок. Слабые выбывают.

  1. Этап упадка. Сбыт резко снижается, что объясняется следующими причинами:

  1. достижения в технологии

  2. изменение вкусов потребителей

  3. обострение конкуренции.


Некоторые фирмы уходят с рынка. Остальные резко сокращают ассортимент и в заключении исключают товар из номенклатуры. Средства направляют на создание (изготовление) новой продукции.

^ Ассортиментные стратегии.
Ассортиментная политика, является составной частью товарной политики, на практике применяют следующие ассортиментные стратегии:

  1. ^ Товарная диверсификация. Она связана с выделением фирмой своих товаров в

качестве особых отличающихся от товаров конкурентов. Это удается за счет высокого количества товаров, надежности их в эксплуатации, преимуществ в организации производства и сбытов товаров, предоставление потребителю набора услуг.

  1. ^ Узкая товарная специализация. Она характеризуется работой фирмы на узком

сегменте рынка и связана с ограничением сферы сбыта продукции. Причинами выбора такой стратегии является недостаточный экономический потенциал и специфика самого товара, требующей глубокой сегментации товаров???

  1. Товарная вертикальная интеграция. Она преследует цель производить товар по одной технологической цепочке:

  • сырье

  • полуфабрикаты

  • узлы и детали

  • готовая продукция

При этом фирма экономит на издержках производства и обращения в связи с использованием сырья и базовых компонентов основной продукции.

Недостатком стратегии является то, что она не применима при резких колебаниях коньюктуры рынка.

  1. ^ Товарная диверсификация. Она подразумевает широкую сферу деятельности

фирмы и производства, несвязанных друг с другом товаров. Такая политика обеспечивает значительную экономическую устойчивость и стабильность в работе рынка.???
^ Сбытовая политика.
При осуществлении сбытовой политики ставятся следующие цели:

  1. создать эффективную сбытовую систему

  2. выбрать методы товародвижения по различным группам товаров и сегментам рынка

  3. определиться с количеством звеньев в каналах сбыта

  4. установить уровень интенсивности продвижения товаров по каналам сбыта

Для достижения этих целей фирмы создают в сети оптовых и розничных магазинов, складов, сервисных предприятий.
Различают простую и сложную систему сбыта товаров, в простой системе товар продается от продавца к потребителю непосредственно. Такая сеть имеет следующие преимущества:

  1. сбытовая сеть ориентирована на реализацию только товаров своей фирмы, что позволяет вести контроль над реализации

  2. система сбыта позволяет поддерживать прямой контакт с компаниями заказчиками продукции

  3. превышается прибыльность операции


В сложной системе сбыта могут быть различные посредники.

При выборе посредника следует обращать внимание на следующее:

  1. необходимо быть уверенным , что посредник не будет продавать товар конкурирующих фирм

  2. предпочтение следует отдавать известным посредническим фирмам, зарекомендовавших себя, как надежный партнер

  3. необходимо выяснить, в каком банке открыт счет посредника, где находится его магазины их количество и качество обслуживания покупателей

В практике международной торговле до 65% товаров продается через посредников.
^ Каналы сбыта.
Каждая группа товаров имеет свою систему реализации. Каждый рынок имеет свои методы реализации. Различают следующие каналы сбыта:

  1. реализация через сеть местных посреднических фирм

  2. реализация через сеть собственных магазинов

  3. смешанный вариант

  4. реализация по каталогам

  5. прямые почтовые отправления

  6. ярмарки и выставки

  7. современные интернет магазины

Основными критериями оценки канала сбыта является следующее:

  1. затраты на создание и использование канала сбыта

  2. уровень интенсивности распространения, т. е. число точек продаж на единицу площади

  3. возможности получения контроля над рынком

  4. вопрос стабильности, т. е. возможность долгосрочного использования данного канала

В зависимости от протяженности следующие каналы сбыта:

  1. прямой:

  • производитель

  • потребитель

  1. укороченный:

  • производитель

  • магазин

  • потребитель

  1. удлиненный:

  • производитель

  • посредник

  • магазин

  • потребитель

  1. длинный:

  • производитель

  • несколько посредников

  • магазин

  • потребитель


В качестве посредников могут выступать:

  • независимые агенты

  • консигнаторы

  • дистрибьюторы


Независимые сбытовые агенты

Не покупают продукцию у производителя и не перепродают ее. Они уполномочены экспортерами, продавать продукцию в качестве их представителей. При этом экспортер оставляет за собой право определять условия реализации товаров и прежде всего, устанавливать уровень цен. Между экспортером и агентом устанавливается агентское соглашение, которое дает широкие полномочия агенту, но при этом вводит ограничения. Между экспортерами и агентами отношения трудового найма не устанавливаются его зарплатой, оно возмещает его расходы и обеспечивает получение запланированной прибыли.
Вознаграждение

платеж платеж


Экспортер

Сбытовой агент

Экспортер
агентское соглашение контракт

поставка поставка




Консигнаторы

При реализации товаров на условиях консигнации экспортер (консигнант) поставляет посреднику (консигнатору) товары на его склад для реализации на рынке в течение определенного срока (≈1 год). Консигнатор расплачивается с консигнантом по мере реализации товара по согласованному графику (≈1 раз в месяц или в квартал). По существу экспортер кредитует посредника на срок реализации товара.

  1. ^ При простой консигнации вознаграждение составляет 8% от суммы

реализованного товара.

С целью повышения надежности сбыта товаров применяют и более сложные виды консигнации:

  1. ^ Частично возвратные консигнации. Она предусматривает куплю

консигнатором, по истечении установленного срока, части нереализованного товара, о которой договариваются заранее (≈ 20% от объема поставок). При этом вознаграждение консигнатором составляет 11% от суммы реализованного товара.

  1. ^ Полностью безвозвратная консигнация. Она лишает консигнатора права

возвращать непроданный товар, который по истечению установленного срока консигнатор обязан выкупить. При этом вознаграждение доходит до 15 % от реализации товаров. Если объем не проданного товара значителен, то стороны анализируют причины низкой конкурентоспособность товара и принимают меры по его повышению. Чаще всего это снижение цен и предоставление покупателям более благоприятных условий.
Дистрибьюторы

Основной объем международной торговли, осуществляется независимыми фирмами дистрибьюторами – это фирмы, осуществляющие сбыт на основе оптовых закупок у крупных фирм производителей готовой продукции. Дистрибьюторы – это относительно крупные фирмы, располагающие собственными складами и устанавливающие длительные контрактные отношения. Они отличаются тем, что сами от своего имени и за свой счет заключают контракты купли продажи с экспортерами и импортерами. При этом с экспортерами устанавливаются отношения длительного сотрудничества на основе соглашений, содержащих комплекс взаимных прав и обязанностей, выходящих за рамки обычных договоров купли продажи. С соглашениями с дистрибьюторами определяют перечень сбываемых товаров, территорию, обязательства по годовым объемам сбыта товара, маркетинговый сервис, создание стабильной сбытовой сети. При этом сбытовая сеть обычно создается другими независимыми фирмами, с которыми дистрибьютор заключает соответствующее соглашение.





Скачать файл (112.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации