Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекция - История развития нейропсихологии - файл 1.doc


Лекция - История развития нейропсихологии
скачать (50 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc50kb.26.11.2011 09:11скачать

Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...






История развития нейропсихологии

Нейропсихология начала складываться в 1920-40-е гг. в разных странах и особенно интенсивно в России, что вызвано успехами психологии, нейрофизиологии и медицины.

Основная заслуга создания нейропсихологии как самостоятельной отрасли психологии принадлежит А.Р.Лурия, однако первые нейропсихологические исследования проводились еще Л.С.Выготским в 1920-е гг.

  • Л.С.Выготский

    • сформулировал основные положения о развитии ВПФ, о смысловом и системном строении сознания.

    • начал изучение роли различных отделов мозга в осуществлении разных форм психической деятельности.

    • сформулировал принципы локализации ВПФ, принцип «экстракортикальной» организации психических процессов (освоение форм социального поведения → новые «межфункциональные отношения» в КБП). Считал, что человеческий мозг по сравнению с мозгом животных обладает новым локализационным принципом.

→ т.о. Выготским высказана идея о системном строении и системной мозговой организации высших форм психической деятельности.

    • наблюдая за детьми, вывел основную закономерность психического развития: последовательность формирования ВПФ человека и последовательность прижизненного изменения их мозговой организации.

    • сформулировал положение о неодинаковом системном влиянии очаговых поражений мозга на ВПФ на разных этапах психического развития: при расстройствах развития, вызванных каким-л. церебральным дефектом, больше страдает в функциональном отношении ближайший высший по отношению к пораженному центр и относительно меньше низший; при распаде (у взрослого) какого-л. центра больше страдает ближайший к пораженному низший (зависящий от него) и относительно меньше страдает высший.

    • Принципы, сформулированные Выготским:

  • Послужили началом целенаправленных исследований последствий локальных поражений мозга, проводившихся А.Р.Лурия и его сотрудниками;

  • Определили становление отечественной нейропсихологической школы.

        • Важный вклад в отечественную нейропсихологию сделала Б.В.Зейгарник со своими сотрудниками:

  • Были изучены нарушения мышления у больных с локальными и общими органическими поражениями мозга;

  • Описаны основные типы патологии мыслительных процессов в виде различных нарушений самой структуры мышления в одних случаях и нарушений динамики мыслительных актов – в других.

    • С позиций нейропсихологии представляют интерес работы грузинской школы психологов, исследовавших особенности фиксированной установки при общих и локальных поражениях мозга (н-р, Д.Н.Узнадзе).

    • Важные экспериментально-психологические исследования проводились на базе неврологических клиник. Прежде всего, это работы Б.Г.Ананьева, посвященные проблеме взаимодействия полушарий ГМ. В них получен обширный фактический материал, показывающий многообразие взаимодействия полушарий ГМ в таких видах психической деятельности, как осязание, пространственная ориентировка и др.

    • Большую ценность для становления нейропсихологии представляют нейрофизиологические исследования, которые проводились и проводятся в лабораториях. К ним относятся исследования Г.В.Гершуни, посвященные слуховой системе и позволившие по-новому подойти к симптоматике поражения височных отделов КБП у человека.

    • Большой вклад в отечественную нейропсихологию внесли исследования крупных отечественных физиологов (Н.А.Бернштейн, П.К.Анохин, Е.Н.Соколов, Н.П.Бехтерев, О.С.Адрианов и др.).

      • Концепция Н.А.Бернштейна об уровневой организации движений послужила основой для формирования нейропсихологических представлений о мозговых механизмах движений и их нарушениях при локальных поражениях мозга. Положения Н.А.Бернштейна о физиологии активности явились одним из логических «блоков» в построении нейропсихологической модели целесообразного поведения человека.

      • Концепция П.К.Анохина о функциональных системах и их роли в объяснении целесообразного поведения животных была использована А.Р.Лурия для построения теории системной динамической локализации ВПФ человека.

      • Работы Е.Н.Соколова, посвященные изучению ориентировочного рефлекса, также были ассимилированы нейропсихологией для построения общей схемы работы мозга как субстрата психических процессов.

      • В работах Н.П.Бехтеревой, В.М.Смирнова при помощи метода вживленных электродов показана важная роль глубоких структур мозга в осуществлении сложных психических процессов (когнитивных и эмоциональных).

        • Т.о., отечественная нейропсихология сформировалась на стыке нескольких научных дисциплин, каждая из которых внесла свой вклад в ее понятийный аппарат. Комплексный характер знаний, на которые опирается нейропсихология, определяется многоплановым характером ее центральной проблемы – «мозг как субстрат психических процессов».

        • Современная нейропсихология развивается, в основном, двумя путями:



Отечественная нейропсихология

Создана трудами Л.С.Выготского, А.Р.Лурия, продолжается их учениками.

Традиционная западная нейропсихология

Наиболее яркие представители – Р.Рейтан, Д.Бенсон, Х.Экаэн, О.Зангвилл.


Методологические основы отечественной психологии – общие положения диалектического материализма, в который входят следующие постулаты:

  • О материалистическом (естественнонаучном) понимании всех психических явлений;

  • Об общественно-исторической обусловленности человеческой психики;

  • О принципиальной значимости социальных факторов для формирования психических функций;

  • Об опосредованном характере психических процессов и ведущей роли речи в их организации;

  • О зависимости психических процессов от способов их формирования и др.

А.Р.Лурия наряду с др. отечественными психологами (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец, П.Я.Гальперин) непосредственно разрабатывал теоретические основы отечественной психологической науки и на этой базе создал нейропсихологическую теорию мозговой организации ВПФ человека.

А.Р.Лурия отмечал, что американская нейропсихология, достигнув больших успехов в разработке количественных методов исследования последствий мозговых поражений, фактически не имеет общей концептуальной схемы работы мозга, общей нейропсихологической теории, объясняющей принципы функционирования мозга как целого. В теоретическом отношении американская нейропсихология происходит главным образом от бихевиоризма, неврологии и психометрики. Она не идет дальше непосредственного сопоставления нарушений отдельных психических процессов с поражениями определенных участков мозга.

Теоретические представления отечественной нейропсихологии определяют и общую методическую стратегию исследований. Центральной задачей нейропсихологического исследования является определение качественной специфики нарушения, а не только констатация факта расстройства той или иной функции.

В современной американской нейропсихологии главным методологическим подходом к изучению больных с локальными поражениями мозга является применение стандартизированных количественных методов оценки отдельных функций.

В настоящее время как теоретические положения, так и методы отечественной нейропсихологии приобретают все большую популярность у западных исследователей. Богатое научное наследие, оставленное А.Р.Лурия, надолго определило развитие отечественной нейропсихологии и существенно повлияло на развитие мировой нейропсихологии.


Скачать файл (50 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации