Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Банковское дело - файл ЛЕКЦІЯ 1.doc


Загрузка...
Лекции - Банковское дело
скачать (367.9 kb.)

Доступные файлы (12):

ЛЕКЦИЯ 10.doc78kb.24.01.2005 20:18скачать
ЛЕКЦИЯ 11.doc61kb.24.01.2005 20:23скачать
ЛЕКЦИЯ 12.doc191kb.24.01.2005 20:31скачать
ЛЕКЦИЯ 5.doc88kb.24.01.2005 20:04скачать
ЛЕКЦИЯ 7.doc245kb.24.01.2005 20:07скачать
ЛЕКЦИЯ 8.doc526kb.24.01.2005 20:09скачать
ЛЕКЦИЯ 9.doc119kb.24.01.2005 20:10скачать
ЛЕКЦІЯ 1.doc172kb.06.03.2006 16:23скачать
ЛЕКЦІЯ 2.doc209kb.08.06.2005 18:47скачать
ЛЕКЦІЯ 3.doc205kb.21.01.2005 20:04скачать
ЛЕКЦІЯ 4.doc401kb.25.05.2005 02:05скачать
ЛЕКЦІЯ 6.doc230kb.24.01.2005 20:05скачать

ЛЕКЦІЯ 1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Дисципліна: “Основи банківської справи”


ЛЕКЦІЯ 1
Поняття і структура банківської системи України


Розглянуті питання:
1. Предмет и цель Закона Украины « О банках и банковской деятельности». Термины и определения Закона. Сфера применения Закона.

2. Создание, государственная регистрация, лицензирование деятельности и реорганизация банков.

3. Капитал, управление, требования к деятельности банков.

4. Временная администрация и ликвидация банков.

5. Обжалование решений Национального банка Украины.

6. Заключительные положения.
Рекомендована література: 2, 3,15, 36, 42, 45, 54,55, 62.

Лекції розроблені : к.е.н., доц.Житний П.Є.

ас. Шаповалова С.М.


План:

1. Дать определения таким понятиям, как: андеррайтинг, афилированное лицо банка, банк, банк с иностранным капиталом, банковская деятельность, банковский кредит, банковская лицензия, банковский платёжный инструмент, государственный реестр, деловая репутация, банковская система.

2. Чем государственные (унитарные) банки отличаются от кооперативных?

3. Что такое: банковские объединения, банковские корпорации, банковская холдинговая группа, финансовая холдинговая группа, банковские союзы и ассоциации? Выделить отличительные особенности этих понятий.

4. Что является необходимым основанием, для того чтобы стать собственником, или участником банка?

5. В чем заключаются требования к наименованию банка?

6. Какие документы учредителям банка необходимо предоставить в Национальный банк Украины, для государственной регистрации?

7. Какие основания могут стать причиной отказа в государственной регистрации?

8. Что может стать причиной отзыва банковской лицензии?

9. В чём заключаются особенности государственной регистрации банка с иностранным капиталом?

10. Перечислить способы реорганизации банка.

11. Что включает в себя капитал банка?

12. Какова величина уставного капитала на момент регистрации должна быть для: а) местных кооперативных банков; б) для коммерческих (областных) банков; в) для всеукраинских банков?

13. Что такое: «существенное участие» и «адекватность капитала»?

14. Перечислить и дать характеристику органам управления (и контроля) банком?

15. Что понимается под защитой интереса банка?

  1. Какова цель и методы управления рисками?

  2. Перечислить требования к деятельности банка, и дать им краткую характеристику.

  3. Как обеспечить сохранность банковской тайны и конфиденциальной информации?

  4. Как банки осуществляют предотвращение и противодействие легализации (отмывания) денег, полученных преступным путём?

  5. Как осуществляется административное и индикативное регулирование банковской деятельности?

  6. Кто относится к лицам, которые могут быть объектом проверки Национального банка?

  7. В каком случае НБУ назначает временную администрацию банка?

  8. Каковы правовые основания для ликвидации банка?

  9. Перечислить особенности и этапы ликвидации банка.

25. С какой целью вводится мораторий?

Успешное проведение рыночных реформ в Украине невозможно без развития и совершенствования банковской деятельности.

Банковская система – это специфическая экономическая и организационно-правовая структура, обеспечивающая функционирование денежного рынка и экономики в целом.

Банки – важные агенты рыночной экономики, деятельность которых обеспечивает рыночные системы инструментами и механизмами регулирования экономических процессов.

Банковская система имеет свое особое предназначение, свои специфические функции в экономике, которые не просто повторяют функции отдельных банков. Банковская система возникает не вследствие механического объединения отдельных банков, а строится по заранее разработанной концепции, в пределах которой отводится определенное место каждому отдельному банку. Организационно-правовым признаком банковской системы является четкое законодательное разграничение прав и обязанностей каждого элемента системы.

Банки как коммерческие предприятия работают ради получения прибыли. Анализ их деятельности позволяет судить как о положении самих банков, так и об общей экономической ситуации в стране. Стабильность экономики во многом зависит от финансовой устойчивости банковских учреждений
^

Банковская система в Украине


Кредитная система Украины состоит из двух уровней: 1 уровень – БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА, включающий НБУ и коммерческие банки; 2 уровень – НЕБАНКОВСКИЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ, включающий ломбарды; кредитную кооперацию; лизинговые, инвестиционные, факторинговые и страховые компании; инвестиционные, пенсионные и благотворительные фонды.

Банковская система Украины сформировалась в 1991 году как двухуровневая система: 1 уровень – НБУ; 2 уровень – коммерческие банки.

Банковская система – законодательно определенная, четко структурированная совокупность финансовых посредников денежного рынка, которые занимаются банковской деятельностью.

Банківська діяльність - залучення у вклади грошових коштів фізичних і юридичних осіб та розміщення зазначених коштів від свого імені, на власних умовах та на власний ризик, відкриття і ведення банківських рахунків фізичних та юридичних осіб (Закон України “Про банки і банківську діяльність” від 20 вересня 2001 року №2740-ІІІ, ст.2 ). .

 Банковская деятельность находится под влиянием:

^ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ:

  1. Влияние со стороны правительства и Верховного Совета Украины представлено общеэкономической законодательной базой и банковской законодательной базой (законы, постановления);

  2. Влияние со стороны НБУ представлено рекомендациями, положениями, инструкциями.

^ ФАКТОРОВ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ:

  1. Устав;

  2. Правила;

  3. Приказы;

  4. Инструкции.

Банковская деятельность состоит из трех основных посреднических функций:

  1. Мобилизация денежных ресурсов от вкладов клиентов;

  2. Предоставление клиентам ссуд и образование новых платежных средств;

  3. Осуществление расчетов между клиентами.
^

Структура банковской системы


Банковская система Украины включает Национальный банк Украины и другие банки, которые созданы и действуют на территории Украины. Банки в Украине могут функционировать как универсальные или как специализированные.

По специализации банки могут быть сберегательными, инвестиционными, ипотечными, расчетными (клиринговыми). Банк самостоятельно определяет направления своей деятельности и специализацию по видам операций. НБУ осуществляет регулирование деятельности специализированных банков с помощью экономических нормативов и нормативно-правового обеспечения осуществляемых ими операций.

Банк приобретает статус специализированного, если более 50% его активов являются активами одного типа. Банк приобретает статус специализированного сберегательного банка, если более 50% его пассивов представлены вкладами физических лиц.

НБУ осуществляет регулирование и банковский надзор в соответствии с Конституцией Украины, Законом Украины “О банках и банковской деятельности”, Законом Украины “О Национальном банке Украины”, другими законодательными актами и нормативно-правовыми актами НБУ.

Банки в Украине могут быть образованы в форме акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью или кооперативного банка.

^ Виды банков и банковских объединений:

  • государственный банк (Закон України “Про банки і банківську діяльність” від20 вересня 2001року №2740-ІІІ, ст.7 ).

  • кооперативный банк (Закон України “Про банки і банківську діяльність” від 20 вересня 2001 року №2740-ІІІ, cт.8).

  • банковское объединение (Закон України “Про банки і банківську діяльність” від 20 вересня 2001 року №2740-ІІІ, ст.9).

  • банковская корпорация (Закон України “Про банки і банківську діяльність” від 20 вересня 2001 року №2740-ІІІ, ст.10).

  • банковская холдинговая группа (Закон України “Про банки і банківську діяльність” від 20 вересня 2001 року №2740-ІІІ, ст.11).

  • финансовая холдинговая группа (Закон України “Про банки і банківську діяльність” від 20 вересня 2001 року №2740-ІІІ, ст.12).

  • банковские союзы и ассоциации (Закон України “Про банки і банківську діяльність” від 20 вересня 2001 року №2740-ІІІ, ст.13).

НБУ является центральным банком Украины и выполняет функции центрального банка:

  • банк банков;

  • эмиссионный центр;

  • расчетный и кредитный центр.

Закон Украины О банках и банковской деятельности (17.01.01.) содержит приведенные ниже разделы. Рассмотрим вкратце каждый из них.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет и цели Закона

Настоящий Закон определяет структуру бан­ковской системы, экономические, организацион­ные и правовые основы создания, деятельности, реорганизации и ликвидации банков.

Целью настоящего Закона является правовое обеспечение стабильного развития и деятельности банков в Украине и создание надлежащей конку­рентной среды на финансовом рынке, обеспече­ние защиты законных интересов вкладчиков и клиентов банков, создание благоприятных условий для развития экономики Украины и поддержки отечественного товаропроизводителя.

Статья 2. Определение терминов

В настоящем Законе термины употребляются в следующем значении:

андеррайтинг — покупка на первичном рынке ценных бумаг с последующей их перепродажей инвесторам; заключение договора о гарантирова­нии полной или частичной продажи ценных бумаг эмитента инвесторам, о полном или частичном их выкупе по фиксированной цене с последующей перепродажей или о наложении на покупателя обязательства делать все возможное, чтобы про­дать как можно больше ценных бумаг, не прини­мая обязательства приобрести какие-либо ценные бумаги, которые не были проданы;

аффилированное лицо банка — любое юриди­ческое лицо, в котором банк имеет существенное участие или которое имеет существенное участие в банке;

банк — юридическое лицо, имеющее исключи­тельное право на основании лицензии Националь­ного банка Украины осуществлять в совокупности следующие операции: привлечение во вклады де­нежных средств физических и юридических лиц и размещение указанных средств от своего имени, на своих условиях и на свой риск, открытие и ве­дение банковских счетов физических и юридичес­ких лиц;

банк с иностранным капиталом — банк, в ко­тором доля капитала, принадлежащая хотя бы од­ному нерезиденту, превышает 10 процентов;

банковская деятельность — привлечение во вклады денежных средств физических и юридичес­ких лиц и размещение указанных средств от свое­го имени, на своих условиях и на свой риск, от­крытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

банковский кредит — любое обязательство бан­ка предоставить определенную сумму денег, любая гарантия, любое обязательство приобрести право требования долга, любое продление срока погаше­ния долга, которое предоставлено в обмен на Обя­зательство должника о возврате задолженной сум­мы, а также на обязательство на уплату процентов и других сборов с такой суммы;

банковская лицензия — документ, выдаваемый Национальным банком Украины в порядке и на условиях, определенных в настоящем Законе, на основании которого банки имеют право осуществлять банковскую деятельность;

банковский платежный инструмент — средство, содержащее реквизиты, идентифицирующие его эмитента, платежную систему, в которой он используется, и, как правило, держателя этого банковского платежного инструмента. С помощью банковских платежных инструментов формируются соответствующие документы по операциям, осуществленным с использованием банковских платежных инструментов, на основании которых проводится перевод денег или предоставляются иные услуги держателям банковских платежных инструментов;

банковские счета — счета, на которых учитываются собственные средства, требования, обязательства банка в отношении его клиентов и контрагентов и которые позволяют осуществлять перевод средств с помощью банковских платежных инструментов;

государственный реестр банков — реестр, который ведется Национальным банком Украины и содержит сведения о государственной регистрации всех банков;

вклад (депозит) — это денежные средства в наличной или в безналичной форме, в валюте Украины или в иностранной валюте, которые размешены клиентами на их именных счетах в банке на договорных началах на определенный срок хранения или без указания такого срока и подлежат выплате вкладчику в соответствии с законодательством Украины и условиями договора;

государственная регистрация банка — предос­тавление банку статуса юридического лица в соот­ветствии с требованиями главы 3 настоящего За­кона;

деловая репутация — совокупность подтвер­жденной информации о лице, что позволяет сде­лать заключение о профессиональных и управлен­ческих способностях такого лица, его порядочнос­ти и соответствии его деятельности требованиям закона;

экономические нормативы — показатели, уста­навливаемые Национальным банком Украины и соблюдение которых обязательно для банков;

идентификация личности — установление на основании документа, удостоверяющего личность владельца, и фиксация в письменной форме фа­милии и имени, даты рождения и адреса лица, осуществляющего сделку, а также наименования, номера и даты выдачи предъявленного документа, наименования учреждения, выдавшего его;

иностранный — связанный с гражданином или юридическим лицом какой-либо страны, кроме Украины;

существенное участие — прямое или косвен­ное, самостоятельно или совместно с другими ли­цами владение 10 и более процентами уставного капитала или права голоса приобретенных акций (паев) юридического лица или независящая от формального владения возможность решающего влияния на руководство либо деятельность юриди­ческого лица;

капитал банка — остаточная стоимость активов банка после вычета всех его обязательств;

капитал подписной — величина капитала, на которую получены письменные обязательства ак­ционеров (пайщиков) банка на внесение денеж­ных средств по подписке на акции (паи);

капитал уставный — оплаченный и зарегистри­рованный подписной капитал;

капитал регулятивный (собственные денежные средства) — состоит из основного и дополнитель­ного капитала, с учетом рисков, определяемых нормативно-правовыми актами Национального банка Украины;

клиент банка — любое физическое или юриди­ческое лицо, пользующееся услугами банка;

контроль — непосредственное или опосред­ствованное владение долей в юридическом лице, единоличное или совместно с другими лицами, представляющее эквивалент 50 либо более про­центов уставного капитала или голосов юридичес­кого лица, или возможность оказывать решающее влияние на управление, либо деятельность юриди­ческого лица на основе соглашения или каким-ли­бо иным образом;

денежные средства — деньги в национальной или иностранной валюте либо их эквивалент;

кредитор банка — юридическое или физичес­кое лицо, имеющее документально подтвержден­ные требования к должнику относительно его имущественных обязательств;

ликвидация банка — процедура прекращения функционирования банка как юридического лица в соответствии с положениями настоящего Закона;

ликвидатор — юридическое или физическое лицо, осуществляющее функции по прекращению деятельности банка и удовлетворению требований кредиторов;

ликвидационная масса — все виды имущес­твенных активов (имущество и имущественные права) банка, принадлежащие ему на праве соб­ственности на день открытия ликвидационной процедуры и выявленные в ходе ликвидации;

мораторий — приостановление выполнения банком имущественных обязательств и обяза­тельств по уплате налогов и сборов (обязательных платежей), срок выполнения которых наступил до дня введения моратория, и приостановление мер, направленных на обеспечение выполнения этих обязательств и обязательств по уплате налогов и сборов (обязательных платежей), примененных до принятия решения о введении моратория;

неплатежеспособность банка — неспособность банка своевременно и в полном объеме выполнить законные требования кредиторов из-за отсутствия средств или уменьшения размера капитала банка до суммы, составляющей менее одной трети мини­мального размера регулятивного капитала банка;

нормативно-правовые акты Национального банка Украины — нормативно-правовые акты, из­даваемые Национальным банком Украины в пре­делах его полномочий во исполнение настоящего и других законов Украины;

подразделение банка – структурная единица банка, не имеющая статуса юридического лица и выполняющая функции, определенные банком;

представительство банка — территориально обособленное структурное подразделение банка, не осуществляющее банковскую деятельность;

реорганизация банка — слияние, присоедине­ние, отделение, разделение банка, преобразование его организационно-правовой формы, следствием которых является передача, принятие его имущес­тва, денежных средств, прав и обязанностей пра­вопреемникам;

расчетные банковские операции — движение денег на банковских счетах, осуществляемое сог­ласно распоряжениям клиентов или в результате действий, приведших в рамках закона к измене­нию права собственности на активы;

родственное лицо — юридическое лицо, имею­щее общих с банком владельцев существенного участия;

системообразующий банк — банк, обязатель­ства которого составляют не менее 10 процентов от общих обязательств банковской системы;

временная администрация — процедура, при­меняемая Национальным банком Украины при осуществлении банковского надзора при обстоя­тельствах, предусмотренных настоящим Законом;

временный администратор — физическое или юридическое лицо, назначаемое Национальным банком Украины для осуществления временной администрации;

уполномоченное лицо банка — лицо, которое на основании устава или соглашения имеет полно­мочия представлять банк и совершать от его име­ни определенные действия, имеющие юридичес­кое значение;

участники банка — учредители банка, акционе­ры банка, являющегося акционерным обществом, участники банка, являющегося обществом с огра­ниченной ответственностью, и пайщики коопера­тивного банка;

филиал банка — обособленное структурное подразделение банка, не имеющее статуса юриди­ческого лица и осуществляющее банковскую дея­тельность от имени банка;

финансовая холдинговая группа — финансовое учреждение, отвечающее требованиям статьи 12 настоящего Закона.

Статья 3. Сфера применения

Настоящий Закон регулирует отношения, воз­никающие при учреждении, регистрации, деятель­ности, реорганизации и ликвидации банков.

Статья 4. Банковская система Украины

Банковская система Украины состоит из Наци­онального банка Украины и других банков, соз­данных и действующих на территории Украины в соответствии с положениями настоящего Закона. и' Банки в Украине могут функционировать как универсальные или как специализированные. По специализации банки могут быть сберегательны­ми, инвестиционными, ипотечными, расчетными (клиринговыми).

Банк приобретает статус специализированного банка в случае, если более 50 процентов его акти­вов являются активами одного типа. Банк приоб­ретает статус специализированного сберегательно­го банка в случае, если более 50 процентов его пассивов являются вкладами физических лиц.

Национальный банк Украины осуществляет регулирование и банковский надзор в соответ­ствии с положениями Конституции Украины, нас­тоящего Закона, Закона Украины «О Националь­ном банке Украины», другими законодательными актами и нормативно-правовыми актами Нацио­нального банка Украины.

Статья 5. Экономическая независимость бан­ков

Статья 6. Организационно-правовая форма банка

Банки в Украине создаются в форме акционер­ного общества, общества с ограниченной ответ­ственностью или кооперативного банка.

Законодательство о хозяйственных обществах распространяется на банки в части, не противоре­чащей настоящему Закону.

Статья 7. Государственные банки

Государственный банк — это банк, сто процен­тов уставного капитала которого принадлежат го­сударству.

Президент Украины назначает семь членов наблюдательного совета государственного банка путем принятия соответствующего Указа.

Статья 8. Кооперативные банки

Кооперативный банк создается в порядке, пре­дусмотренном настоящим Законом. Законодатель­ство о кооперации распространяется на коопера­тивные банки в части, не противоречащей настоя­щему Закону.

Кооперативные банки создаются по принципу территориальности и подразделяются на местные и центральный кооперативные банки.

Минимальное количество участников местного (в пределах области) кооперативного банка дол­жно быть не менее 50 человек.

Органами управления кооперативных банков являются общее собрание участников (пайщиков), наблюдательный совет банка и правление банка. Органом контроля является ревизионная комис­сия банка. Органы управления и контроля коопе­ративного банка создаются и осуществляют свои полномочия в соответствии с настоящим Законом.

Уставный капитал кооперативного банка де­лится на паи.

Каждый участник кооперативного банка независимо от размера своего участия в капитале бан­ка (пая) имеет право одного голоса.

Прибыли или убытки кооперативного банка по результатам финансового года распределяются между участниками пропорционально размеру их пая.

Ограничения, установленные настоящим Зако­ном для операций банка со связанными лицами, не распространяются на операции кооперативного банка.

Статья 9. Банковские объединения

Банки имеют право создавать банковские объ­единения следующих типов: банковская корпора­ция, банковская холдинговая группа, финансовая холдинговая группа. Банки могут быть участника­ми промышленно-финансовых групп с соблюде­нием требований антимонопольного законода­тельства Украины.

Банковское объединение создается по предва­рительному согласию Национального банка Укра­ины и подлежит государственной регистрации пу­тем внесения соответствующей записи в Государ­ственный реестр банков.

Порядок получения разрешения на создание банковского объединения и порядок его государ­ственной регистрации устанавливаются Нацио­нальным банком Украины.

Банк может быть участником лишь одного бан­ковского объединения. Участники банковского объединения перед своим собственным названием указывают название банковского объединения.

Банковское объединение обязано публиковать в официальных печатных изданиях — газете «Урядовий кур'єр» или «Голос Украины»

Статья 10. Банковская корпорация Банковская корпорация — это юридическое лицо (банк), учредителями и акционерами кото­рой могут быть исключительно банки. Банковская корпорация создается в целях концентрации капи­талов банков — участников корпорации, повыше­ния их общей ликвидности и платежеспособности, а также обеспечения координации и надзора за их деятельностью.

Банковская корпорация выполняет функции расчетного центра для банков — членов корпора­ции и не ведет непосредственного обслуживания клиентов (физических и юридических лиц, кроме банков и других финансовых учреждений).

Статья 11. Банковская холдинговая группа

Банковская холдинговая группа — это банков­ское объединение, в состав которого входят ис­ключительно банки.

Материнскому банку банковской холдинговой группы должны принадлежать не менее 50 процен­тов акционерного (паевого) капитала или голосов каждого из других участников группы являющихся его дочерними банками:

Дочерний банк не имеет права владеть акция­ми материнского банка.

Статья 12. Финансовая холдинговая группа

Финансовая холдинговая группа должна состо­ять преимущественно или исключительно из уч­реждений, предоставляющих финансовые услуги, причем среди них должен быть по меньшей мере более 50 процентов акционерного (паевого) капитала каждого из участников финансовой холдинго­вой группы.

Материнская компания финансовой холдинго­вой группы обязана представлять надзорным орга­нам консолидирование-финансовый и статисти­ческий отчеты группы в соответствии с требовани­ями настоящего Закона.

Материнская компания финансовой холдинго­вой группы при осуществлении своей деятельнос­ти по управлению и координации деятельности ее членов на выполнение законодательства и норма­тивно-правовых актов Национального банка Укра­ины вправе устанавливать правила обязательные для членов финансовой холдинговой группы.

Материнская компания финансовой холдинго­вой группы отвечает по обязательствам своих чле­нов в пределах своего взноса в капитал каждого из них, если иное не предусмотрено законом или сог­лашением между ними.

Статья 13. Банковские союзы и ассоциации

В целях защиты и представления интересов своих членов, развития межрегиональных и меж­дународных связей, обеспечения научного и ин­формационного обмена и профессиональных ин­тересов, разработки рекомендаций по банковской деятельности банки имеют право создавать непри­быльные союзы или ассоциации.

Банковские союзы и ассоциации не имеют права заниматься банковской или предпринима­тельской деятельностью и не могут быть созданы с целью получения прибыли.

Ассоциация (союз) банков является договор­ным объединением банков и не имеет права вме­шиваться в деятельность банков — членов ассоци­ации (союза).
Раздел II. СОЗДАНИЕ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ, ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РЕОРГАНИЗАЦИЯ БАНКОВ

^ Глава 2. СОЗДАНИЕ БАНКОВ

Статья 14. Участники банков
Участниками банка могут быть юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты, а так­же государство в лице Кабинета Министров Укра­ины или уполномоченных им органов.

Владельцы существенного участия в банке дол­жны иметь безупречную деловую репутацию и удовлетворительное финансовое положение.

Требования относительно деловой репутации и удовлетворительности финансового положения уч­редителей и акционеров (пайщиков), приобретаю­щих существенное участие в банке, устанавлива­ются настоящим Законом и нормативно-правовы­ми актами Национального банка Украины.

Участниками банка не могут быть юридические лица, в которых банк имеет существенное участие, объединения граждан, религиозные и благотвори­тельные организации.

Статья 15. Наименование банка

Банк имеет полное и сокращенное официаль­ные наименования на украинском и иностранном языках. Наименование банка должно содержать слово «банк», а также указание на организацион­но-правовую форму банка.

Банк имеет печать со своим полным официаль­ным наименованием.

Слово «банк» и производные от него разреша­ется использовать в названии только тем юриди­ческим лицам, которые зарегистрированы Нацио­нальным банком Украины как банк и имеют бан­ковскую лицензию. Исключение составляют меж­дународные организации, действующие на терри­тории Украины в соответствии с международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, и законодатель­ством Украины.

Не разрешается использовать для наименова­ния банка название, повторяющее уже существую­щее название другого банка или вводящее в обман относительно осуществляемых банком видов дея­тельности. Употребление в наименовании банка слов «Украина», «государственный», «централь­ный», «национальный» и производных от них воз­можно только с согласия Национального банка Украины.

Статья 16. Устав банка

Устав банка составляется с учетом положений настоящего Закона, Закона Украины «О хозяй­ственных обществах» и других законов Украины.

Устав банка обязательно должен содержать ин­формацию о:

1) наименовании банка;

2) его местонахождении;

3) организационно-правовой форме;

4) видах деятельности, которые намерен осу­ществлять банк;

5) размере и порядке формирования уставного капитала банка, видах акций банка, их номиналь­ной стоимости, формах выпуска акций (докумен­тарная или бездокументарная), количестве акций, покупаемых акционерами;

6) структуре управления банком, органах уп­равления, их компетенции и порядке принятия ре­шений;

7) порядке реорганизации и ликвидации банка в соответствии с главами 5 и 17 настоящего Зако­на;

8) порядке внесения изменений и дополнений в устав банка;

9) размере и порядке образования резервов и других общих фондов банка;

10) порядке распределения прибылей и покры­тия убытков;

11) положении об аудиторской проверке банка;

12) положении об органах внутреннего аудита банка.

Решение о внесении изменений в устав банка вступает в силу с момента регистрации таких из­менений Национальным банком Украины.

Регистрация изменений в устав банка осущес­твляется в порядке, определенном Национальным банком Украины.

^ Глава 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ БАНКОВ

Статья 17. Государственная регистрация банков.

Государственная регистрация банков осущес­твляется Национальным банком Украины в соот­ветствии с требованиями настоящего Закона и нормативно-правовых актов Национального банка Украины

Процедуре государственной регистрации банков болем подробно будет посвячена 4 лекция.

Статья 18. Основания для отказа в государ­ственной регистрации

Статья 19. Банковская лицензия

Банк имеет право осуществлять банковскую де­ятельность только после получения банковской лицензии.

Без получения банковской лицензии не разре­шается осуществлять одновременно деятельность по привлечению вкладов и других средств, подле­жащих возврату, и предоставлению кредитов, а также вести счета. Лица, виновные в осуществле­нии банковской деятельности без банковской ли­цензии, несут уголовную, гражданскую или адми­нистративную ответственность согласно законам Украины.

Процедуре получения банковской лицензии будет посвячена 5 лекция.

Статья 21. Предварительное разрешение на создание банка с иностранным капиталом

Для создания банка с иностранным капиталом его учредители обязаны получить предварительное разрешение Национального банка Украины.

Статья 22. Особенности государственной ре­гистрации банков с иностранным капиталом
^ Глава 4. ФИЛИАЛЫ И ПРВДСТАВИТЕЛЬСТВА БАНКОВ

Статья 23. Порядок открытия филиалов и пред­ставительств банков на территории Украины

Статья 24. Порядок регистрации представи­тельства иностранного банка на территории Укра­ины

Статья 25. Дочерние банки, филиалы и пред­ставительства украинского банка на территории других государств

^ Глава 5. РЕОРГАНИЗАЦИЯ БАНКА

Статья 26. Способы реорганизации банка Реорганизация банка осуществляется добро­вольно по решению его владельцев или принуди­тельно по решению Национального банка Украи­ны.

Слияние означает прекращение деятельности двух или нескольких банков как юридических лиц и передачу принадлежащих им имущества, денеж­ных средств, прав и обязанностей банку-правопре­емнику, создаваемому в результате слияния.

Присоединение означает прекращение деятель­ности одного банка как юридического лица и пе­редачу принадлежащих ему имущества, денежных средств, прав и обязанностей другому банку.

Раздел означает прекращение деятельности од­ного банка как юридического лица и передачу принадлежащих ему имущества, денежных средств, прав и обязанностей в соответствующих частях банкам, создаваемым вследствие реоргани­зации этого банка путем раздела.

Выделение означает преобразование банка как юридического лица и передачу определенной час­ти принадлежащего ему имущества, денежных средств, прав и обязанностей банку, создаваемому вследствие реорганизации.

Преобразование предусматривает изменение организационно-правовой формы общества.

Статья 27. Условия реорганизации банка

Статья 28. Решение о реорганизации

Статья 29. Соглашение о слиянии или присоединении.

Раздел III. КАПИТАЛ, УПРАВЛЕНИЕ, ТРЕБОВАНИЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ

^ Глава 6. КАПИТАЛ, ФОНДЫ И РЕЗЕРВЫ БАНКА

Статья 30. Структура капитала банка

Капитал банка включает:

1) основной капитал;

2) дополнительный капитал.

Основной капитал банка включает оплаченный и зарегистрированный уставный капитал и рас­крытые резервы, созданные или увеличенные за счет нераспределенной прибыли, надбавок к курсу акций и дополнительных взносов акционеров в капитал, общий фонд покрытия рисков, создаваемый под неопределенный риск при проведении банковских операций, за исключением убытков за текущий год и нематериальных активов. Раскрытые резервы включают и другие фонды такого же ба качества, которые должны соответствовать следующим критериям:

1) отчисления в фонды должны осуществлять­ся с прибыли после налогообложения или с прибыли до налогообложения, скорректированного на все потенциальные налоговые обязательства;

2) фонды и движение денежных средств в них и из них должны отдельно раскрываться в опубли­кованных отчетах банка;

3) фонды должны быть в распоряжении банка для покрытия убытков с целью неограниченного и ли немедленного использования в случае появления убытков;

4) убытки не могут непосредственно покрываться из фондов, а должны проводиться через счет прибылей и убытков.

При условии утверждения Национальным бан­ком Украины дополнительный капитал может включать:

1) Нераскрытые резервы (кроме того факта, что такие резервы не отражаются в опубликованном балансе банка, они должны иметь такие же качес­тво и природу, как и раскрытый капитальный ре­зерв);

2) резервы переоценки (основные средства и нереализованная стоимость «скрытых» резервов переоценки в результате долгосрочного пребыва­ния в собственности ценных бумаг, отраженных в балансе по исторической стоимости их приобрете­ния);

3) гибридные (долг/капитал) капитальные ин­струменты, которые должны отвечать следующим критериям:

они являются необеспеченными, субординиро­ванными и полностью оплаченными;

они не могут быть погашены по инициативе владельца;

они могут свободно участвовать в покрытии убытков без предъявления банку требования о прекращении торговых операций;

они разрешают отсрочку обслуживания обяза­тельств по уплате процентов, если уровень при­быльности не позволяет осуществить такие выпла­ты;

4) субординированный долг (обычные необес­печенные долговые капитальные инструменты, ко­торые по условиям контракта не могут быть забра­ны из банка раньше 5 лет, а в случае банкротства либо ликвидации возвращаются инвестору после погашения претензий всех других кредиторов). При этом сумма таких денежных средств, вклю­ченных в капитал, не может превышать 50 процен­тов размера основного капитала с ежегодным уменьшением на 20 процентов от его первичной стоимости в течение 5 последних лет соглашения.

Национальный банк Украины имеет право оп­ределять своим постановлением иные статьи ба­ланса банка для включения в дополнительный ка­питал, а также условия и порядок такого включе­ния. Дополнительный капитал не может быть больше 100 процентов основного капитала.

Статья 31. Размер уставного капитала на мо­мент регистрации банка

Минимальный размер уставного капитала на момент регистрации банка не может быть меньше:

1) для местных кооперативных банков — 1 миллиона евро;

2) для коммерческих банков, осуществляющих свою деятельность на территории одной области, — 3 миллионов евро;

3) для банков, осуществляющих свою деятель­ность на территории всей Украины, — 5 миллио­нов евро.

Статья 32. Порядок формирования уставного капитала банка

Статья 33. Акции банка и паи банка

Банки осуществляют эмиссию собственных ак­ций и объявляют подписку на паи в соответствии с законодательством Украины о хозяйственных об­ществах и ценных бумагах с учетом особенностей, определенных настоящим Законом.

Статья 34. Существенное участие

Юридическое или физическое лицо, которое намеревается приобрести существенное участие в банке или увеличить его таким образом, что такое лицо будет прямо или опосредствованно владеть или контролировать 10, 25, 50 и 75 процентов ус­тавного капитала банка или права голоса приобре­тенных акций (паев) в органах управления банка, обязано получить письменное разрешение Нацио­нального банка Украины.

Статья 35. Адекватность капитала

Банки, а также владельцы существенного учас­тия обязаны поддерживать норматив соотношения между размером регулятивного капитала и суммой взвешенных по отношению к риску активов — адекватности капитала. От банков требуется под­держивать их регулятивный капитал на уровне, составляющем не менее 8 процентов взвешенных по отношению к риску активов и внебалансовых обязательств. Для банка, начинающего операцион­ную деятельность, этот норматив в течение первых 12 месяцев должен составлять не менее 15 процен­тов, в течение последующих 12 месяцев — не ме­нее 12 процентов. Национальный банк Украины имеет также право устанавливать минимальный коэффициент соотношения регулятивного капитала совокупным активом.

Статья 36. Резервный и другие фонды банка

Банки обязаны формировать резервный фонд на покрытие непредвиденных убытков по всем статьям активов и внебалансовым обязательствам.

Размер отчислений в резервный фонд должен быть не менее 5 процентов от прибыли банка до достижения ими 25 процентов размера регулятив­ного капитала банка.

В случае если деятельность банка может созда­вать угрозу интересам вкладчиков и других креди­торов банка, Национальный банк Украины имеет право требовать от банка увеличения размера ре­зервов ежегодных отчислений к ним.

Банки обязаны формировать другие фонды и резервы на покрытие убытков от активов в соот­ветствии с нормативно-правовыми актами Нацио­нального банка Украины.
^ Глава 7. УПРАВЛЕНИЕ БАНКОМ

Статья 37. Органы управления и контроля бан­ка

Статья 38. Общее собрание участников

Статья 39. Наблюдательный совет банка Наблюдательный совет банка избирается об­щим собранием участников из числа участников банка или их представителей. Члены наблюдатель­ного совета банка не могут входить в состав прав­ления (совет директоров) банка, ревизионной ко­миссии банка..

Статья 40. Исполнительный орган банка

Статья 41. Ревизионная комиссия

Статья 42. Требования к руководителям банков

Статья 43. Обязанности в отношении защиты интересов банка.

Статья 44. Управление рисками

Банк создает постоянно действующее подраз­деление по вопросам анализа и управления риска­ми, которое должно отвечать за установление ли­митов в отношении отдельных операций, лимитов рисков контрпартнеров, стран контрпартнеров, структуры баланса в соответствии с решениями правления (совета директоров) по вопросам поли­тики относительно рискованности и прибыльнос­ти деятельности банка.

Статья 45. Внутренний аудит

Банки создают службу внутреннего аудита, яв­ляющуюся органом оперативного контроля прав­ления (совета директоров) банка.

Служба внутреннего аудита выполняет следую­щие функции:

1) наблюдает за текущей деятельностью банка;

2) контролирует соблюдение законов, норма­тивно-правовых актов Национального банка Укра­ины и решений органов управления банка;

3) проверяет результаты текущей финансовой деятельности банка;

4) анализирует информацию и сведения о дея­тельности банка, профессиональной деятельности ее работников, случаях превышения полномочий должностными лицами банка;

5) представляет правлению (совету директоров) заключения и предложения по результатам прове­рок;

6) иные функции, связанные с надзором и кон­тролем за деятельностью банка.

Статья 46. Обязанности относительно инфор­мирования Национального банка Украины

Правление (совет директоров) банка обязано в течение трех рабочих дней информировать Нацио­нальный банк Украины об:

1) увольнении руководителя (руководителей) банка и о кандидатуре на назначение на эту дол­жность;

2) изменении юридического адреса и местона­хождения банка и его обособленных структурных подразделений;

3) утратах на сумму, превышающую 15 процен­тов капитала банка;

4) падении уровня капитала банка ниже уровня регулятивного капитала;

5) наличии хотя бы одного из оснований для назначения временного администратора или лик­видатора;

6) прекращении банковской деятельности;

7) предъявлении обвинения в совершении ко­рыстного преступления руководителю банка, фи­зическому лицу — владельцу существенного учас­тия или представителю юридического лица — вла­дельцу существенного участия.

Национальный банк Украины имеет право оп­ределить перечень другой информации, являю­щейся важной для целей банковского надзора.
^ Глава 8. ТРЕБОВАНИЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА

Статья 47. Банковские операции.

Статья 48. Ограничения относительно деятель­ности банков

Статья 49. Кредитные операции

Статья 50. Прямые-инвестиции банков

Банки осуществляют прямые инвестиции и операции с ценными бумагами в соответствии с законодательством Украины о ценных бумагах, инвестиционной деятельности и согласно норма­тивно-правовым актам Национального банка Ук­раины.

Банки имеют право осуществлять инвестиции только на основании письменного разрешения Национального банка Украины, которое дается согласно правилам, установленным статьей 47 настоящего Закона.

Статья 51. Расчетные банковские операции

Банковские расчеты проводятся в наличной и безналичной формах согласно правилам, установ­ленным нормативно-правовыми актами Нацио­нального банка Украины.

Безналичные расчеты проводятся на основе расчетных документов на бумажных носителях ли­бо в электронном виде.

Банки в Украине могут использовать как пла­тежные инструменты платежные поручения, пла­тежные требования, требования-поручения, вексе­ля, чеки, банковские платежные карточки и другие дебетовые и кредитовые платежные инструменты, применяемые в международной банковской прак­тике.

Платежные инструменты должны быть офор­млены должным образом и содержать информа­цию об их эмитенте, платежной системе, в кото­рой они используются, правовых основаниях осу­ществления расчетной операции и, как правило, держателе платежного инструмента и получателе средств, дате валютирования, а также иную ин­формацию, необходимую для осуществления бан­ком расчетной операции, полностью отвечающие инструкциям владельца счета или иного предус­мотренного законодательством инициатора рас­четной операции.

При выполнении расчетной операции банк обязан проверить достоверность и формальное со­ответствие документа.

Статья 52. Сделки со связанными с банком ли­цами
Статья 53. Обеспечение конкуренции в банков­ской системе

Банкам запрещается заключать договоры в це­лях ограничения конкуренции и монополизации условий предоставления кредитов, других банков­ских услуг, установления процентных ставок и ко­миссионного вознаграждения.

Статья 54. Достоверность рекламы

Банкам запрещается распространение рекламы в любой форме, содержащей недостоверную ин­формацию об их деятельности в сфере банковских услуг.

Национальный банк Украины имеет право применить меры воздействия к банкам и другим лицам, нарушающим требования настоящей статьи.

^ Глава 9. ОТНОШЕНИЯ БАНКА С КЛИЕНТАМИ

Статья 55. Регулирование отношений банка с клиентом

Статья 56. Право клиента на информацию

Клиент имеет право доступа к информации от­носительно деятельности банка. Банки обязаны по требованию клиента предоставить следующую ин­формацию:

1) сведения, подлежащие обязательной публи­кации, о финансовых показателях деятельности банка и его экономическом положении;

2) перечень руководителей банка и его обособ­ленных подразделений, а также физических и юридических лиц, имеющих существенное участие в банке;

3) перечень услуг, предоставляемых банком;

4) цену банковских услуг;

5) другую информацию и консультации по воп­росам предоставления банковских услуг.

Статья 57. Гарантирование вкладов физических лиц

Статья 58. Ответственность банка по своим обязательствам

Банк отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом в соответствии с законодатель­ством.

Статья 59. Арест, взыскание и приостановле­ние операций по счетам
^ Глава 10. БАНКОВСКАЯ ТАЙНА И КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ

Статья 60. Банковская тайна

Информация о деятельности и финансовом по­ложении клиента, которая стала известной банку в процессе обслуживания клиента и взаимоотноше­ний с ним или третьим лицам при предоставлении услуг банка и разглашение которой может причи­нить материальный или моральный ущерб клиенту, является банковской тайной.

Банковской тайной, в частности, являются:

1) сведения о состоянии счетов клиентов, в том числе состоянии корреспондентских счетов банков в Национальном банке Украины;

2) операции, проведенные в пользу или по по­ручению клиента, осуществленные им сделки;

3) финансово-экономическое положение кли­ентов;

4) системы охраны банка и клиентов;

5) информация об организационно-правовой структуре юридического лица-клиента, его руко­водителях, направлениях деятельности;

6) сведения относительно коммерческой дея­тельности клиентов либо коммерческой тайны, любого проекта, изобретений, образцов продукции и другая коммерческая информация;

7) информация об отчетности по отдельному банку, за исключением подлежащей опубликова­нию;

8) коды, используемые банками для защиты информации.

Информация о банках либо клиентах, собирае­мая при проведении банковского надзора, состав­ляет банковскую тайну.

Положения настоящей статьи не распространя­ются на обобщенную по банкам информацию, подлежащую опубликованию. Перечень информа­ции, подлежащей обязательному опубликованию, устанавливается Национальным банком Украины и дополнительно самим банком по его усмотре­нию.

Статья 61. Обязательства по сохранению бан­ковской тайны

Банки обязаны обеспечить сохранение банков­ской тайны путем:

1) ограничения круга лиц, имеющих доступ к информации, составляющей банковскую тайну;

2) организации специального делопроизводства с документами, содержащими банковскую тайну;

3) применения технических средств для пре­дотвращения несанкционированного доступа к электронным и другим носителям информации;

4) применения предостережений относительно сохранения банковской тайны и ответственности за ее разглашение в договорах и сделках между банком и клиентом.

Статья 62. Порядок раскрытия банковской тай­ны


Глава 11. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДЕНЕГ,

^ ПРИОБРЕТЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ

Статья 63. Предотвращение легализации денег, приобретенных преступным путем

В настоящем Законе под легализацией денег, приобретенных преступным путем, следует пони­мать внесение в банк денег или иного имущества, приобретенных с нарушением требований законодательства Украины, или перевод таких денег ли­бо имущества через банковскую систему Украины в целях сокрытия источников происхождения этих средств или создания видимости их легальности.

Банки обязаны в соответствии с требованиями законодательства Украины предотвращать использование банковской системы в целях легализации денег.

Статья 64. Обязанность относительно идентификации лиц

Банкам запрещается вступать в договорные отношения с анонимными лицами.

Статья 65. Хранение документов

Все документы, являвшиеся основанием для осуществления сделок, указанных в статье 64 нас­тоящего Закона, а также письменные результаты идентификации связанных с ними лиц банк обя­зан хранить в течение пяти' лет со дня выполнения сделки.
^ РАЗДЕЛ IV. РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. БАНКОВСКИЙ НАДЗОР

Глава 12. ПОЛНОМОЧИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА УКРАИНЫ

ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И БАНКОВСКОГО НАДЗОРА

Статья 66. Формы регулирования банковской деятельности

Государственное регулирование деятельности банков осуществляется Национальным банком Украины в следующих формах:

I. Административное регулирование:

1) регистрация банков и лицензирование их де­ятельности;

2) установление требований и ограничений от­носительно деятельности банков;

3) применение санкций административного или финансового характера;

4) надзор за деятельностью банков;

5) дача рекомендаций о деятельности банков. II. Индикативное регулирование:

1) установление обязательных экономических нормативов;

2) определение норм обязательных резервов для банков;

3) установление норм отчислений в резервы на покрытие рисков от активных банковских опера­ций;

4) определение процентной политики;

5) рефинансирование банков;

.6) корреспондентских отношений;

7) управление золотовалютными резервами, включая валютные интервенции;

8) операций с ценными бумагами на открытом рынке;

9) импорта и экспорта капитала.

Статья 67. Цель, организация, основания и объем надзора

Целью банковского надзора является стабиль­ность банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов банка относительно бе­зопасности хранения средств клиентов на банков­ских счетах.

^ Глава 13. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, ОТЧЕТНОСТЬ И АУДИТ

Статья 68. Общие принципы ведения бухгал­терского учета и отчетности в банках

Статья 69. Отчетность банков

Банк обязан представлять Национальному бан­ку Украины финансовую и статистическую отчет­ность о работе банка, его операциях, ликвидности, платежеспособности, прибыльности, а также ин­формацию аффилированных лиц банка с целью оценки финансового положения банка.

Статья 70. Публикация финансового отчета

Банк обязан публиковать квартальные балан­сы, а также отчет о прибылях (убытках) в газете «Урядовий кур'єр» или «Голос Украины» в течение месяца, следующего за отчетным кварталом.

^ Глава 14. ИНСПЕКЦИОННЫЕ ПРОВЕРКИ БАНКОВ

Статья 71. Инспекционные проверки банков

Статья 72. Проверка лиц, охватываемых над­зорной деятельностью Национального банка Укра­ины

Статья 73. Меры воздействия

Статья 74. Порядок применения мер воздей­ствия и санкций за нарушение банковского зако­нодательства

Штрафы на руководителей и должностных лиц банка, физических лиц — владельцев существен­ного участия налагаются в порядке, предусмотрен­ном Кодексом Украины об административных правонарушениях.

Порядок применения мер воздействия, предус­мотренных настоящим Законом, а также размер финансовых санкций, применяемых к банкам и другим юридическим лицам, которые охватывают­ся надзорной деятельностью Национального банка Украины, устанавливаются законами Украины и нормативно-правовыми актами Национального банка Украины.
Раздел V. ВРЕМЕННАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ БАНКОВ

^ Глава 16. ВРЕМЕННАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ

Статья 75. Назначение временной администра­ции

Национальный банк Украины обязан назна­чить временную администрацию в случае сущес­твенной угрозы платежеспособности банка.

Национальный банк Украины имеет право наз­начить временную администрацию банка в случае:

1) систематических нарушений банком закон­ных требований Национального банка Украины;

2) уменьшения размера регулятивного капитала банка на 30 процентов в течение последних 6 ме­сяцев при одновременном нарушении хотя бы од­ного экономического норматива;

3) если банк в течение 15 рабочих дней не вы­полняет 10 и больше процентов, своих просрочен­ных обязательств;

4) ареста или вступления в законную силу об­винительного приговора в отношении преступных деяний руководителей банка;

5) совершения банком действий по сокрытию счетов, каких-либо активов, реестров, отчетов, до­кументов;

6) необоснованного отказа банка в предостав­лении документов или информации, предусмот­ренных настоящим Законом, уполномоченным представителям Национального банка Украины;

7) наличия публичного конфликта в руковод­стве банка;

8) наличия ходатайства банка о назначении временной администрации.

Временная администрация приступает к испол­нению своих обязанностей незамедлительно после принятия решения о ее назначении.

Временная администрация возглавляется руко­водителем, который назначается Национальным банком Украины.

Срок полномочий временной администрации не может превышать одного года со дня ее назна­чения.

Национальный банк Украины имеет право продлевать действие временной администрации для системообразующих банков на срок до одного года.
Статья 76. Требования к временному админис­тратору и условия его назначения

Функции временной администрации выполня­ют лица, назначаемые Национальным банком Ук­раины.

Статья 77. Страхование ответственности, жиз­ни и здоровья временного администратора

Статья 78. Последствия назначения временно­го администратора

Статья 79. Объявление о назначении временно­го администратора

Статья 80. Права и обязанности временного ад­министратора

Статья 81. Предупреждение перевода активов банка до момента назначения временного администратора.

Статья 82. Бесперебойное предоставление услуг

Статья 83. Отчеты временного администратора

Статья 84. Решения Национального банка Ук­раины об отчетности временного администратора

Статья 85. Мораторий

В целях создания благоприятных условий для восстановления финансового положения банка, соответствующего установленным настоящим За­коном и нормативно-правовыми актами Нацио­нального банка Украины требованиям. Нацио­нальный банк Украины имеет право введения мо­ратория на удовлетворение требований кредиторов во время осуществления временной администра­ции, но на срок не более шести месяцев.

Мораторий на удовлетворение требований кре­диторов распространяется на обязательства, сроки выполнения которых наступили до назначения временной администрации.

В течение действия моратория:

1) запрещается взимание на основании испол­нительных документов и других документов, по которым осуществляется взимание в соответствии с законодательством Украины;

2) не начисляются неустойка (штраф, пеня), другие финансовые (экономические) санкции за невыполнение или ненадлежащее выполнение де­нежных обязательств и обязательств по уплате на­логов и сборов (обязательных платежей).

Мораторий не распространяется на обслужи­вание текущих операций, осуществляемых вре­менным администратором, на требования относи­тельно выплаты заработной платы, алиментов, возмещения ущерба, причиненного здоровью и жизни граждан, авторского вознаграждения, а также на удовлетворение требований кредиторов, возникших в связи с обязательствами банка во время осуществления временной администрации банка.

После истечения действия моратория неустой­ка (штраф, пеня), а также суммы ненанесенного ущерба, которые банк был обязан уплатить креди­торам по денежным обязательствам и обязатель­ствам по уплате налогов и сборов (обязательных платежей), могут быть заявлены к уплате в разме­рах, существовавших на дату введения моратория если иное не предусмотрено настоящим законом.
Статья 86. Прекращение деятельности времен­ного администратора

Деятельность временного администратора прекращается в случае:

1) истечения срока действия полномочий вре­менной администрации;

2) отзыва банковской лицензии и принятия ре­шения о назначении ликвидатора;

3) осуществления реорганизации банка в соот­ветствии с главой 5 настоящего Закона;

4) отстранения временного администратора в соответствии с решением Национального банка Украины.
^ Глава 17. ЛИКВИДАЦИЯ БАНКОВ

Статья 87. Правовые основания ликвидации банка

Статья 88. Особенности ликвидации банка в случае его неплатежеспособности

Статья 89. Объявление о ликвидации

Ликвидатором осуществляется опубликование сведений об открытии ликвидационной процедуры в газете «Урядовий кур'єр» или «Голос Украины» за счет банка в сроки, предусмотренные законами Украины, со дня принятия Национальным банком Украины решения об отзыве лицензии либо вла­дельцем банка решения о ликвидации банка.

Статья 90. Требования к ликвидатору и условия его назначения

Статья 91. Последствия назначения ликвидато­ра

Статья 92. Полномочия ликвидатора по осущес­твлению ликвидационной процедуры

Статья 93. Меры по подготовке удовлетворения требований кредиторов

Ликвидатор прекращает прием требований кре­диторов после истечения одного месяца со дня опубликования объявления о начале ликвидацион­ной процедуры.

Статья 94. Оценка имущества банка

Имущество, на которое обращается взыскание в ликвидационной процедуре, оценивается ликвида­тором в порядке, установленном законодатель­ством Украины. Для продаваемого на аукционе имущества оценочная стоимость является началь­ной.

Для осуществления оценки имущества ликвида­тор вправе привлекать на основании договора спе­циалистов с оплатой их услуг за счет ликвидацион­ной массы, если иное не установлено Националь­ным банком Украины.

Статья 95. Продажа имущества

Статья 96. Очередность удовлетворения требо­ваний к банку

Статья 97. Оплата труда лиц, привлеченных к ликвидации

Оплата труда ликвидатора и лиц, привлеченных для помощи ликвидатору, осуществляется согласно порядку, определенному настоящим Законом для временного администратора и привлеченных им специалистов, и должна быть не ниже уровня оп­латы труда работников банка за предоставление аналогичных услуг с учетом объема и сложности работы.

Статья 98. Завершение ликвидации

Ликвидация банка считается завершенной, а банк ликвидированным с момента внесения запи­си об этом в Государственный реестр банков после принятия отчета ликвидатора.
Раздел VI. ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА УКРАИНЫ

Статья 99. Обжалование решений Националь­ного банка Украины

Банк или иные лица, на которые распространя­ются полномочия Национального банка Украины, имеют право обжаловать в суде в установленном законодательством порядке решения, действия или бездеятельность Национального банка Украины либо его должностных лиц, а так же решения, дей­ствия или бездеятельность временного админис­тратора и ликвидатора.

Решения о назначении временного админис­тратора или ликвидатора могут быть обжалованы в суде из-за отсутствия оснований, определенных настоящим Законом.

Обжалование не останавливает выполнение об­жалованного решения или действия.

При рассмотрении в суде дела, возбужденного вследствие или в связи с применением настоящего Закона против Национального банка Украины или его служащего, временного администратора либо ликвидатора, временный администратор, ликвида­тор или специалист, назначенный представлять или помогать временному администратору либо ликвидатору, несут ответственность за ущерб, на­несенный вследствие решений, действий или без­деятельности, выполненных согласно обязаннос­тям и полномочиям или в ходе их выполнения в рамках временной администрации либо ликвида­ции банка, если такие действия или бездеятель­ность были умышленными.

Ущерб, нанесенный вследствие профессиональ­ной ошибки временного администратора или лик­видатора, возмещается согласно законодательству Ук­раины, нормативно-правовым актам Националь­ного банка Украины и договорам о страховании финансового риска.

Обжалование или иное судебное разбиратель­ство, связанное с обжалованием, не останавливают временную администрацию, ликвидацию банка и другие обжалуемые меры и решения.
Раздел VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.


Скачать файл (367.9 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации