Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Государственно-правовые основы социальной работы - файл 1.doc


Государственно-правовые основы социальной работы
скачать (88 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc88kb.26.11.2011 10:49скачать

содержание

1.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.Г. ПЕТРОВСКОГО

Исторический факультет

Контрольная работа
По предмету:

«Теория социальной работы»

на тему:

Государственно-правовые основы социальной работы в современном обществе.


Работу выполнила:

студентка III курса 1 группы

исторического факультета ОЗО

спец. «Социальная работа»

Захарова София Юрьевна.
Проверил: ст. преподаватель

Ивако Н.В.

БРЯНСК, 2007г.
План
Введение
1. Содержание государственно-правовых основ социальной работы.
2. Основные направления государственно-правового регулирования социальной работы.

Заключение
Список литературы

Введение
Становление в нашей стране новой профессии «социальный работник», развертывание широкой сети учреждений, оказывающих разностороннюю помощь пожилым людям, лицам с ограниченными возможностями, семьям, детям, лишенным попечения родителей, и другим категориям граждан, оказавшимся в трудной жизненной ситуации обязательно должно базироваться на конкретных юридических нормах и законодательных актах, принятых как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Для систематизации знаний по социальной работе в России и, в частности, по социальному законодательству, необходимо подробно рассмотреть правовой инструментарий, которым пользовались и в настоящее время пользуются российские специалисты в области социальной работы.

Социальная политика и социальная работа как средство ее реализации базируются на конституционно-правовых установлениях и гарантиях, провозглашенных Основным законом Российской Федерации и конкретизированных в законах и других нормативно-правовых актах государства.

Данная работа ставит своей целью краткое изложение и характеристику правового инструментария в социальной сфере жизнедеятельности общества.

Одно из основных социально-экономических прав человека – право на социальное обеспечение. Оно закреплено в некоторых важных международных актах, в частности, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции ООН о правах ребенка, в документах всемирных форумов на высшем уровне по социальным проблемам.

Именно эти документы, а также законодательные акты Российской Федерации, и будут кратко освещены в данной работе.

Каждый правовой документ, принятый в современной России, обязательно основывается на международных нормах, но, вместе с тем, обязательно имеет свои, присущие только нашему государству, особенности.
^ 1.Содержание государственно-правовых основ социальной работы
Социальная работа как наука, учебная дисциплина и, в конечном итоге, профессия, впервые появилась в Европе. Соответственно, все первичные нормативно-правовые акты были разработаны именно там.

Международные нормы, которые касаются отношений в сфере социального обеспечения, направлены на усовершенствование системы внутреннего национального права социального обеспечения.

Формами международно-правового регулирования социального обеспечения являются конвенции и рекомендации различных международных организаций, в первую очередь, Международной организации труда. Конвенции являются юридическими документами, которые имеют значение международного договора и вступают в силу при условии их ратификации не менее чем двумя государствами – членами организации. Конвенция приобретает юридическую силу с момента ратификации ее высшим органом государственной власти, когда данное государство берет на себя международно-правовые обязанности.

В России в настоящее время приоритеты международных норм над внутригосударственными закреплены в Конституции РФ (ст. 15, п. 4).

На современном международно-правовом регулировании социального обеспечения базируется и российское законодательство. Государственно-правовые основы социальной работы отражаются в Конституции РФ, а также в нормативно-правовых актах: федеральных законах, актах субъектов Российской Федерации, указах Президента РФ, постановлениях и распоряжениях Правительства, распоряжениях министерств и ведомств, а также актах местной власти.

Социальная политика и социальная работа как средство ее реализации базируется на конституционно-правовых установлениях и гарантиях, провозглашенных в Конституции РФ. Она наделена высшей юридической силой, а поэтому является основой текущего законодательства, в котором закреплены основы государственного и общественного устройства, важнейшие нормы, регулирующие общественные отношения. Особую значимость для осуществления социальной защиты и социальной работы имеет ст. 7 Конституции, в соответствии с которой Российская Федерация провозглашена социальным государством.

Социальным принято называть государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, стремиться влиять на распределение экономических благ в духе принципа справедливости для обеспечения каждому гражданину достойного существования, стремиться к максимально возможному в условиях демократической страны равномерному содействию благу всех граждан и распределению жизненных тягот.

Социальный характер государства предполагает обеспечение каждому гражданину достойного его прожиточного минимума. Для этого каждый взрослый человек должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи. Если такая возможность по разным причинам оказывается нереализованной и жизненно важные потребности не могут быть удовлетворены надлежащим образом, тогда государство, оказывает помощь. В этой связи социальное государство, как правило, предусматривает право на труд. Однако, в Конституции РФ (ст. 37) содержится лишь право «свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию».

В Конституции Российской Федерации закреплены права на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; право выбирать профессию и род занятий; право на защиту от безработицы; право на отдых; право на охрану здоровья и медицинскую помощь, оказываемую бесплатно в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения; право на социальное обеспечение; право на образование; право на государственную защиту семьи.

Укрепление социального потенциала семьи, усиление ее активности во всех сферах общественной жизни, укрепление брачно-семейных отношений – все это имеет самое непосредственное отношение как к социальному развитию страны в целом, так и к организации и содержанию социальной работы в частности. Семья, материнство, отцовство и детство должны находиться под защитой общества и государства и в правовом, и в социальном плане. Вот почему в случаях, когда возможность удовлетворения насущных, жизненно необходимых потребностей превышает силы людей. Государство несет ответственность за доступность для таких семей жизненных благ (продовольствие, жилье, транспорт) и оказывает им социальную помощь.

Одна из важнейших задач социального государства – обеспечение в обществе социального равенства его членов, которое относится к важнейшим благам общественной жизни, важнейшим демократическим признакам общественного строя.

В ст. 39 Основного закона РФ говорится о том, что каждому гражданину «гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». Данная статья закрепляет за государством обязанность оказывать социальную поддержку гражданам, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации. Для осуществления своих функций в этой области государство создало систему социальной защиты населения, которая включает в себя выплату пенсий, компенсаций, оказание медицинской и других социальных услуг, руководит созданием финансовой базы и организационных структур, которые необходимы для реализации права каждого гражданина нашей страны на социальное обеспечение.

Известно, что по своей природе люди не могут быть равными: одни физически или духовно сильные, другие слабее, одни старше. Другие моложе и т.д. Однако социальное равенство как одно из важнейших проявлений справедливости общественного строя вполне достижимо путем установления равенства общественного положения личности, которое определяется ее правами, свободами и обязанностями, закрепленными в нормах морали, правилах общежития, правовых актах.

Права, свободы и обязанности, закрепленные в нормах права, обеспечиваются не только силой общественного мнения, общественным действием, но и силой принуждения правоохранительных органов государства. В целом же права, свободы и обязанности граждан регулируются системой нормативно-правовых актов, издаваемых органами государственной власти или другими компетентными органами.

Непосредственным выражением социального равенства личности, ее общественного положения является идентичность правового статуса граждан. Правовой статус – это правовое положение личности в обществе, определяемое системой равных прав и обязанностей каждого гражданина, установленных законодательством государства. Граждане Российской Федерации равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.

Правовой статус гражданина РФ проявляется посредством равных для всех граждан субъективных прав и юридических обязанностей, установленных Конституцией и другими законами.

^ Субъективное право – это вид и мера возможного поведения правомочного лица.

Юридическая обязанность – это вид и мера должного поведения обязанного лица. Соотношение субъективных прав и обязанностей личности образует юридическую меру ее свободы. Права и обязанности не могут противопоставляться, так как свобода невозможна без ограничений. Свобода одной личности ограничена свободой другой личности, поэтому общественная жизнь предполагает всегда единство и сочетание прав и обязанностей граждан.

Правовой статус человека определяется его гражданством, возможностью оказывать влияние на решение государственных дел, участвовать в осуществлении государственной власти, защищать и отстаивать свои интересы.

Гражданство – это устойчивая правовая связь лица с определенным государством. Порядок приобретения гражданства и его основания определяются российским законодательством. Государство гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за его пределами.

Зафиксированные в Конституции права, свободы и обязанности граждан составляют фундаментальную правовую основу для организации и проведения социальной работы с населением, различными слоями и группами. При этом следует учитывать, что в правовой статус входит конституционное право граждан на защиту своих субъективных прав и законных интересов, в реализации которого важную роль играют специалисты социальной работы. Но специалисты в области социальной работы, реализуя функции социальной защиты населения, имеют дело не только и не столько с конституционными правами и обязанностями граждан, которые являются общими и равными для всех, сколько с субъективными правами и обязанностями, проявляющимися в конкретных общественных отношениях. Последние демонстрируют различные фактические правовые связи людей при равенстве социальных и правовых возможностей, поскольку всегда индивидуализированы, персонифицированы и обусловлены конкретной жизненной ситуацией.

Социальное равенство, равноправие еще не есть фактическое, полное равенство в силу естественного различия между индивидами. Вот почему Основной Закон и другие законы предусматривают определенные правовые льготы отдельным категориям граждан, основное назначение которых состоит в обеспечении социальной справедливости в общественной жизни.

Льготы – это преимущества, устанавливаемые законом в виде дополнительных прав по сравнению с другими или освобождения от определенных обязанностей. Например, Конституция предусматривает меры по охране труда и здоровья женщин, созданию условий, позволяющих сочетать труд женщин с материнством; правовую защиту, материальную и моральную поддержку материнству и детству и многие другие.

Использование гражданами своих прав и укрепление гарантий прав и свобод граждан во многом обусловлено четкостью функционирования социальных служб, вкладом каждого социального работника в выполнение своего гражданского и профессионального долга.

Большое место в социальной работе занимает помощь в реализации дополнительных прав или льгот, предоставляемых законодательством отдельным категориям граждан.

Законодательно закрепленные льготы выполняют важные социальные функции. Во-первых, они могут быть средством достижения социального равенства в обществе. Именно в этом заключается смысл льгот многодетным семьям, женщинам, несовершеннолетним, инвалидам. Во-вторых, они могут быть способом поощрения граждан за особые заслуги перед государством и обществом – например, льготы рабочим и служащим, успешно и добросовестно выполняющим свои трудовые обязанности, льготы для инвалидов и участников ВОВ, для семей погибших военнослужащих, для воинов – интернационалистов. В-третьих, льготы могут быть установлены как компенсация за особые условия деятельности в интересах государства и общества: льготы, устанавливаемые шахтерам, металлургам, железнодорожникам, лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, льготы для военнослужащих, лиц, уволенных с воинской службы, их семей и т.д. В-четвертых, льготы могут быть средством стимулирования видов деятельности, в которых заинтересовано общество и государство: льготы для совмещающих работу с обучением и др. Глубокое изучение и прочные знания нормативно-правовых актов по вопросам социального развития, социальной защиты населения – непременное условие юридически грамотного осуществления социальной работы по полноценной реализации личных прав граждан. С расширением в обществе масштабов социальной работы развивается и законодательная база. Государственно-правовые основы социальной работы наряду с Конституцией РФ конкретизируются в федеральных законах, актах субъектов Федерации, указах Президента России, постановлениях и распоряжениях Правительства, распоряжениях министерств и ведомств, актах местных органов власти. Только за последние годы принят целый ряд законов, имеющих основополагающее значение для организации и наполнения конкретным содержанием деятельности социальных служб и других учреждений социальной защиты населения.

^ 2. Основные направления государственно-правового регулирования социальной работы
Государственное регулирование социальной работы имеет несколько основных направлений. Одним из них является поддержка и совершенствование законодательства в области социального обслуживания населения.

В Законе Российской Федерации «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (1995г.) даны основные понятия, определяющие сущность новой для России отрасли социального обслуживания. Она определяется как деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Важное значение имеет определение Законом понятия «трудная жизненная ситуация», поскольку оно является основополагающим для оказания социальных услуг. Закон подчеркивает, что это такая ситуация, которая объективно нарушает жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, а также сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства и т.д.) и которую человек не может преодолеть самостоятельно.

В ст. 5 Закона закреплены принципы социального обслуживания:

  • Адресность – оказание социальных услуг не по принципу отношения к отдельным группам населения, а по принципу нуждаемости конкретного клиента;

  • Доступность – услуги должны быть максимально приближены к клиентам территориально и быть в необходимом ассортименте;

  • Добровольность – услуги не могут оказываться вопреки воли гражданина за исключением случаев, когда речь идет об угрозе жизни и безопасности, прежде всего детей, пожилых и инвалидов;

  • Гуманность – человек в трудной ситуации прежде всего нуждается в заботливом, внимательном отношении к себе;

  • Приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;

  • Конфиденциальность – неразглашение тайны клиента, бережное отношение к его чувствам;

  • Профилактическая направленность – помощь должна быть оказана не только в то время, когда человек уже попал в трудное положение, но она должна способствовать недопущению такого положения.

Важнейшее положение Закона – установление права граждан на социальное обслуживание в государственной системе служб по основным видам, определяемым законом: материальная помощь, социальное обслуживание на дому, в стационарных учреждениях, предоставление временного приюта, организация временного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, реабилитационные услуги инвалидам, лицам с ограниченными возможностями и гражданам с асоциальным поведением.

В соответствии с Законом социальное обслуживание осуществляется бесплатно по отношению к некоторым категориям граждан. Основаниями для бесплатного обслуживания служат: неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью (при условии отсутствия у обслуживаемого родственников и его малообеспеченности), ситуации, порожденные безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, вооруженными и межэтническими конфликтами. Бесплатные услуги оказываются также несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.

В Законе четко регламентируется перечень учреждений социального обслуживания, порядок управления социальными службами, источники финансирования, а также распространение гарантий и льгот для работников социальной сферы любого уровня.
Базовым документом, на который опирается работа органов социальной защиты населения в отношении ветеранов войны и труда, инвалидов Великой Отечественной войны и боевых действий, и других категорий граждан является Федеральный закон «О ветеранах» (1995г.).

Большую роль в совершенствовании социального обслуживания играет Закон Российской Федерации «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995г.).

В Законе определены формы социального обслуживания:

  • Социальное обслуживание на дому;

  • Полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;

  • Стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);

  • Срочное социальное обслуживание;

  • Социально-консультативная помощь.

Закон определяет права граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания, меры по организации социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в государственном, муниципальном и негосударственных секторах социального обслуживания.

Впервые в Законе Российской Федерации регламентируются вопросы профессиональной деятельности в сфере социального обслуживания.
Социально-правовой основой для развертывания разносторонней социальной работы с инвалидами стал Закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995 г.). В нем определяются понятия «инвалид», «ограничения жизнедеятельности», «реабилитация инвалидов», «обеспечение жизнедеятельности инвалидов».

Большой вклад в нормативно-правовое регулирование социальной работы с инвалидами внесли субъекты Российской Федерации, органы власти на местах.

Проведена большая работа по нормативно-правовому регулированию социальной работы с семьей и детьми. В частности, в апреле 1992 года принимается Закон «О дополнительных мерах по охране материнства и детства», в мае 1992 г. – Указ Президента Российской Федерации «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», в декабре 1993 года – Указ Президента Российской Федерации «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышение их размеров».

Региональными правительствами постоянно принимаются законодательные акты, ставящие своей целью стимуляцию роста рождаемости, повышение уровня жизни семей. В Калужской области с 01.01.2005г. приняты областные законы, регулирующие выплаты компенсаций беременным женщинам, кормящим матерям, семьям с четырьмя и более детьми.

С 01.01.2007г вступил в силу Федеральный закон о «материнском капитале», стимулирующий появление в семьях второго и более ребенка.

Приняты нормативно-правовые акты по регулированию социальной работы с мигрантами, беженцами, вынужденными переселенцами, безработными. Однако еще много жизненно важных проблем в социальной сфере нуждается в правовых нормативных актах, обеспечивающих эффективные организационные и финансовые меры.

Ежегодно рассматриваются и принимаются Федеральные Программы, дающие возможность постепенно преодолевать социальные трудности.

Заключение
Таким образом, Конституция как Основной Закон государства и нормативно-правовые акты, конкретизирующие и наполняющие реальным содержанием социальные права, свободы и обязанности личности, составляют и образуют то правовое пространство, в котором функционирует социальный механизм защиты интересов человека. Действие и действенность этого механизма непосредственно связаны с деятельностью людей и в значительной мере зависят от их добросовестности, профессионализма, компетентности и других качеств. Нередко казенное, равнодушное отношение должностных лиц к своим обязанностям, недостаточная юридическая компетентность граждан и должностных лиц приводят к тому, что правовые нормы защиты личности, ее интересов не срабатывают. Только юридически компетентный социальный работник может надежно защищать права и законные интересы человека.

Социальная работа как наука и, соответственно, профессия «социальный работник» в Российской Федерации в настоящий момент еще только «строится». Поэтому гарантировать надлежащий уровень знаний сотрудников учреждений социальной защиты населения государство пока не в состоянии, что не совсем справедливо по отношению к «клиентам». Это является проблемой, которая постепенно решается при помощи высших учебных заведений и курсов повышения квалификации работников.

Сами посетители учреждений социальной защиты должны стремиться изучить законодательные документы, на которые они могут опереться в разговоре с социальным работником. Социальное законодательство должно быть прозрачным и понятным для любого гражданина Российской Федерации.

Список литературы


  1. Конституция Российской Федерации. М.: 1993.

  2. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995.

  3. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995.

  4. Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.1995.

  5. Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995.

  6. С.В. Тетерский Введение в социальную работу. М.: Академический проект. 2004.

  7. Социальная работа: теория и практика. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М. 2004.









Скачать файл (88 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации