Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции по этике деловых отношений - Этика: предмет, определение. Мораль, нравственность.Макроэтика и микроэтика. Принципы - файл 1.doc


Лекции по этике деловых отношений - Этика: предмет, определение. Мораль, нравственность.Макроэтика и микроэтика. Принципы
скачать (880.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc881kb.26.11.2011 10:55скачать

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7
Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Уральский государственный технический университет-УПИ»

Институт образовательных информационных технологий
ЭТИКА ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Методические указания для студентов всех форм обучения

Печатается по решению редакционно-издательского

совета ГОУ ВПО УГТУ-УПИ
Екатеринбург

2005


УДК

ББК


©Автор ст. пр. С. Г. Ермолаева
Научный редактор к.ф.н. О.В. Охотников


Этика деловых отношений: методические указания /

С. Г. Ермолаева. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2005. 80 с.

Методические указания по дисциплине «Этика деловых отношений»

Подготовлено кафедрой социальной антропологии и психологии

и факультетом дистанционного образования.

©ГОУ ВПО «Уральский государственный

технический университет - УПИ», 2005

^ Лекции по дисциплине «Этика деловых отношений (ЭДО)».

Тема лекции

стр.

Тема 1. Этика: предмет, определение. Мораль, нравственность.

4

Тема 2. Структура и функции морали.

6

Тема 3. Виды этики.

10

Тема 4. Основные концепции этики.

11

Тема 5. Моральные стандарты: интегральная теория социальных

контрактов.

13

Тема 6. Моральные стандарты: телеологические принципы.

17

Тема 7. Моральные стандарты: деонтологические принципы.

21

Тема 8. Этика деловых отношений (ЭДО). Принципы этики деловых отношений. ЭДО в России.

24

Тема 9. Макроэтика и микроэтика. Принципы.

27

Тема 10. Основные проблемы этики деловых отношений: макро- и микроэтика.

30

Тема 11. Основные проблемы этики деловых отношений: пять категорий

38

Тема 12. Значение этичного поведения в организации.

45

Тема 13. Формирование нравственного поведения.

50

Тема 14. Формирование этических установок в деловых

отношениях.

54

Тема 15. Этика и социальная ответственность организаций.

55

Тема 16. Аргументы «за» и «против» социальной ответственности

организаций.

57

Тема 17. Корпоративная культура и корпоративная этика.

60

Тема 18. Этические принципы организации.

60

Тема 19. Этика руководителя. Этические принципы хорошего

подчиненного.

61

Тема 20. Этика решения спорных вопросов.

64

Тема 21. Факторы этичных решений

66

Тема 22. Принятие этичных решений.

70

Тема 23. Формы этичного делового общения.

73

Тема 24. Виды деловой беседы. Проведение деловой беседы.

74

Тема 25. Виды совещаний. Проведение совещания.

77

Тема 26. Применение комплимента в деловом общении.

83

Тема 27. Конструктивная критика в деловом общении.

84

Тема 28. Основные приёмы аргументации.

87

Тема 29. Публичное выступление.

89

Тема 30. Общение с конфликтной личностью.

90

Тема 31. Отклоняющееся поведение.

94

Тема 32. Деловой этикет.

95

Библиографический список

97

Словарь

98

^ Тема 1

Этика: предмет, определение. Мораль, нравственность

Природа и сущность этики

Можно ли считать, что деловые люди обязаны действовать в рамках определенных моральных обязательств и соблюдать все разумные требования общества и групп, чьи интересы затрагиваются их действиями?

Может ли поведение крупной коммерческой организации строиться на основе принципов справедливости? В качестве вопросов о роли этики в деловых отношениях возьмём, например, следующие: насколько аморально подвергать сотрудников фирмы принудительному тестированию на предмет употребления наркотиков? Имеют ли предпринимательские организации моральные обязательства по защите и сохранению окружающей среды? Если «да», то каково их содержание?
^ Мораль и этика

Определения.

1. «Мораль (от латинского обычаи, нравы; правильный, нравоучительный), с точки зрения современной социальной философии - это один из важнейших общественных институтов и основных способов нормативной регуляции деятельности и поведения людей.

2. В то же время мораль представляет собой особую форму общественного сознания, вид общественных отношений (моральных отношений) и выступает как предмет специального изучения этики.

3.^ Мораль наряду с другими типами нормативной регуляци (такими, как право, обычаи, традиции, организационные уставы, административные положения и др.) в любом обществе согласует действия громадного множества людей в совокупную массовую деятельность и подчиняет определённым общесоциальным законам.

4.^ Термин «мораль используют для обозначения всей совокупности принципов или правил морального поведения (т.е. поведения, регулируемого с помощью норм, основанных на представлениях о добре и зле, справедливом и несправедливом отношении к другим, правильном и неправильном поведении).

5. ^ Мораль – это социальный институт, состоящий из системы стандартов, признанных и разделяемых членами культурной общности.

Т.о., мораль воплощается в моделях оценочных суждений о добре и зле. Модели передаются из поколения в поколение. Мораль, т.о., имеет объективный статус как совокупность правил поведения индивида. Аналогично политическому устройству общества и родному языку мораль существует до её принятия или непринятия отдельной личностью. Человек не создаёт собственных правил, мораль не может быть в чистом виде личным кодексом поведения.

Мораль – это то, что должен делать человек, чтобы соответствовать общественным нормам поведения, в то время как этика занимается изучением философских доводов «за» или «против» норм морали, существующих в социальной среде.

^ Этика (философия этики, моральная философия) представляет собой научную дисциплину, изучающую социальную мораль. Часто наблюдается смешение языков морали и здравого смысла. Людям деловым безразлично, определяется ли их деятельность соображениями здравого смысла или требованиями морали. Для философов разумное поведение может быть недопустимым с моральной точки зрения. Т.к. бизнес существует в социальной среде, бизнесмены должны оценивать степень моральности своих действий с точки зрения не здравого смысла, а морали. В интересах самого бизнеса нужно поступать морально, т.к. тогда здравый смысл рассматривается как мотив и обоснование этического поведения.

^ Де Джордж Р.Т.: «Предмет изучения этики – нравственность. Нравственность – это термин, употребляемый для характеристики тех форм поведения и деятельности, которые считаются по существу правильными и неправильными; он употребляется для характеристики правил, которыми руководствуются при осуществлении этих форм деятельности, а также для характеристики ценностей, которые внедряются в сознание, обогащаются и реализуются в указанных формах деятельности и поведения».

Общераспространенный нравственный опыт охватывает все наши моральные убеждения, суждения и ощущения, которые мы выражаем на языке нравственности. Моральные суждения включают оценки людей, или их поступков, или институтов в качестве хороших или плохих, правильных или неправильных, справедливых или несправедливых, честных или нечестных и т.д. Они выражают также эмоции, обычно отрицательные по поводу неправильных поступков, или положительные эмоции по поводу правильных поступков.

«^ Этику вообще можно определить как систематическое стремление осмыслить наш индивидуальный и общественный нравственный опыт таким образом, чтобы

- установить правила, которые должны управлять поведением людей,

- выработать ценности, которых стоит придерживаться,

- а также чтобы воспитать такие черты характера людей, какие им полезно в себе развить».

^ Этика – это отрасль философии, которая занимается исследованием природы морали и моральной оценки, вопросов о том, что является добром и что злом.

Отличие морали от этики:

Мораль – это убеждения о добре и зле, посредством которых мы управляем нашим поведением.

Этика – это рефлексивное осознание наших моральных убеждений и правил поведения.

^ Этика – это система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни. (?) Этические нормы служебных отношений базируются на общечеловеческих нормах и правилах поведения, однако имеют отличительные особенности

Особенности этических норм и правил в отличие от других норм и правил, регулирующих поведение людей следующие: 1) нарушение их может угрожать благосостоянию, здоровью и безопасности других людей; 2) этические нормы имеют приоритет по отношению к другим критериям; 3) проблематичным является вопрос об источнике этических стандартов: сложно определить, кто устанавливает моральные нормы.

Нравственность. Гегель рассматривает нравственность через понятие нравов. Для нравов характерно: общественным непререкаемым авторитетом обладает господствующая массовая привычка, установившаяся стихийно практика поведения, которая вследствие своей общепринятости имеет силу «действующего, существующего закона». Гегель рассматривает общеисторический переход от нравов к собственно морали. Гегель был первым, кто установил, что собственно морали предшествует такое состояние, когда общественные нормативы действуют автоматически через стихийную трансляцию от поколения к поколению и от общности к индивиду общепринятых форм поведения, где сам факт существования обычая является достаточным основанием его законности. Переход от нравов к собственно морали совершается, по Гегелю, т.о., что фактически общепринятое уже не имеет непререкаемого авторитета, а «должно оправдывать себя перед мыслью»

^ Этика и этикет

Этикет, как и этика, определённым образом регулирует поведение людей, устанавливая порядок и правила поведения где-либо. Раньше они были необходимы для регулирования поведения при дворах монархов и в дипломатических кругах. В настоящее время этикет означает некий кодекс вежливости. Правила этикета по сути не имеют моральной природы, речь идёт лишь о хороших или плохих манерах.
^ ТЕМА 2

Структура И функции морали

В структуре морали существуют две самостоятельные сферы: моральное сознание и нравственная практика, в процессе которой реализуются нравственные идеи, чувства.

^ Моральное сознание – синтез представлений, чувств. В моральном сознании специфически в понятиях «добро» и «зло», «справедливость», «совесть», «достоинство», в устремленности к высшим ценностям выражаются глубокие, основополагающие стороны человеческого существования – отношения индивида с другими людьми, с обществом и природой в целом.

В зависимости от носителя моральное сознание бывает индивидуальным и общественным.

^ Три базовых компонента индивидуального морального сознания: разум, нравственные чувства и воля. Разум – это понятия, представления о добре и зле, долге, совести, о высших ценностях и др. Разум вырабатывает стратегию нравственного поведения, тактику, анализирует ситуации. Нередки ситуации, когда разума не достаточно, он «дает сбои». Тогда на помощь приходят нравственные чувства. С их помощью мы улавливаем оттенки поступков и ситуаций, они являются мощным стимулятором тех или иных действий. Воля как третий компонент морального сознания проявляется в стойкости, решительности, в определенном психическом настрое и готовности к конкретным поступкам.

Носителем общественного морального сознания является общество в целом, хотя различные социальные группы вносят разный вклад в его развитие. В повседневном моральном творчестве, в утверждении тех или иных нравов, привычек, обычаев проявляется сложное взаимодействие между индивидуальным и общественным сознанием. Общественное моральное сознание имеет структуру и включает обыденное моральное сознание (складывается стихийно, характеризуется размытостью, нечёткостью, противоречивостью) и теоретическое моральное сознание – тмс - (появляются профессии, представители которых рассматривают проблемы нравственной жизни; центральное место в тмс занимает нравственная философия (этика)). тмс - нацелено на центральные вопросы человеческого бытия, характеризуется четкостью, последовательностью, рациональностью и системностью.

Во-первых, очевидно, что в процессе этих отношений воплощаются нравственные ценности, жизнь человека как бы соотносится с высши­ми ценностями. Во-вторых, нравственные отношения возникают не сти­хийно (как, например, нередко бывает с хозяйственными отношения­ми, отношениями к природе и т. д., которые часто осуществляются, можно сказать, механически, без должного осмысления), а целенаправ­ленно, сознательно, свободно. Можно без особых раздумий (конечно, в смысле определения их места в общественной жизни) покупать товары, получать заработную плату, но вряд ли можно стихийно быть добрым, ответственным, справедливым. Последнее требует соотношения конк­ретных поступков, ситуаций с высшими нравственными ценностями. Наконец, в-третьих, нравственные отношения не существуют, как пра­вило, в чистом виде, сами по себе, а являются компонентом, стороной отношений хозяйственных, политических, религиозных и т.д. Добро, например, реализуется в процессе самых разнообразных действий (ка­кая-то помощь, совет, поддержка и др.), а не в виде праздных мечтаний. В этом плане нравственные отношения в значительной степени зависят от характера отношений личности и общества, которые существуют в данной исторической эпохе, в конкретной стране, от политического устройства, основ экономической жизни. На нравственные отношения накладывают свой отпечаток особенности культуры, той или иной ре­лигии (например, нравственная жизнь мусульманина и христианина в деталях, конечно, не будет одинаковой), нации.

Устойчиво повторяющиеся компоненты нравственных отношений (отношение к труду, родителей к детям, отношения мужчин и жен­щин, дружба и др.) часто фиксируются в различных традициях, обря­дах, обычаях и т.д., которые, как правило, приобретают национальную, историческую окрашенность (например, говорят о немецкой пункту­альности, восточном гостеприимстве, известна специфика межлично­стных отношений японцев, американцев и др.).

^ Между моральным сознанием и нравственными отношениями име­ется теснейшая связь. Можно сказать, они не могут существовать друг без друга. С одной стороны, в нравственных отношениях реализуются нравственные чувства и представления. Вместе с тем сами эти чувства и представления могут ничего не стоить, если не будут реализованы в определенных отношениях, не пройдут в них своеобразную обкатку.

Функции морали: оценочная, познавательная, мировоззренческая, воспитательная, регулятивная.

^ Функции морали

Для понимания сущности морали немаловажную роль играет и вы­явление тех функций, которые она выполняет. В процессе становления морали, ее выделения в относительно самостоятельную область куль­туры установился определенный ряд функций, которые для нее присущи в настоящее время. По мнению одного из известных российских исследователей, Л.А.Попова, основные функции морали сводятся к следующим:

^ 1. В качестве исходной выступает оценочная функция морали. Однако, известно, оценочная функция характерна не только для морали, но и для искусства, религии, права, политики и др. В чем же состоит специфика оценочной функции морали? Прежде всего оценка производится через призму особых понятий морального сознания: добро и зло, справедливость, долг, совесть и т.д. В моральном сознании сущее сопоставляется с должным. Моральные оценки носят универсальный характер и распространяются фактически на все действия человека. Этого нельзя сказать о праве. (Например, можно ли с позиций уголовного кодекса осудить бестактность, грубость, неуважительное отношение к кому-либо? Думается, нет.) Точно так же не везде уместны политические оценки. Определенные ограничения существуют лишь там, где действия производят под давлением, угрозой, под влиянием какого-либо аффекта (страха, ревности). Наконец, необходимо отметить, что мо­гильная оценка опирается на моральные убеждения индивида и авто­ритет общественного мнения.

^ 2. Познавательная функция морали. Она не имеет такого же значе­ния, как оценочная, но теснейшим образом с ней связана. В частности, когда индивид оценивает чужие поступки или свои собственные, он неизбежно получает известное (неполное, конечно) представление о внутреннем мире — как собственном, так и других людей. Когда с точ­ки зрения морали дается оценка общего состояния нравов, в опреде­ленной мере нам открывается, насколько соответствуют действия го­сударства высшим общественным ценностям, стратегическому направлению развития истории. Кроме того, следует иметь в виду, что нравственные качества являются необходимым условием всякого по­знания, особенно научного. Ученый, страдающий необъективностью, склонный к обману, к чрезмерной зависти, корыстолюбию, может исказить (под всякими предлогами) результаты опыта, обмануть дру­гих или (под действием чрезмерной одержимости к славе, корысти и т. д.) и самого себя.

Конечно, необходимо помнить, что познавательная функция мо­рали осуществляется несколько иначе, нежели познание в науке. В об­ласти морали в значительной степени все образно, размыто, значи­тельно большую роль играют чувства, вера, интуиция. В научном же познании доминирует разум.

^ 3. Мировоззренческая функция морали. Как мы уже отмечали, мораль не может быть сведена к простым нормам. Она должна обосновывать, «оправдывать» эти нормы, указывать, во имя чего они должны выпол­няться, т. е. моральное сознание неизбежно выходит на высшие ценности, на вопросы, касающиеся смысла жизни. Но для решения таких вопросов очень важно выявить место человека в мире. Однако сделать это невозможно без какого-то (пусть даже наивного, как было в про­шлом) представления о мире в целом.

Представление о мире в целом (мировоззрение) невозможно соста­вить на одних лишь выводах науки, ибо они неполны. Научная картина мира и мировоззрение — это совсем не одно и то же. Мировоззрение не только формируется на основе знания, но и включает сложную гамму чувств, представляет собой своеобразный образ мира. В моральном со­знании (прежде всего в нравственной философии) формируется миро­воззрение через призму специфических понятий: мир рассматривается добрым или злым (или нейтральным, в лучшем случае) по отношению к человеку, упорядоченным или хаотичным и т. д. От характера представ­ления о мире зависит решение вопроса о смысле жизни и счастье чело­века, понимание природы добра и зла, справедливости и т. д.

^ 4. Воспитательная функцияодна из важнейших функций морали. Без процесса воспитания — непрерывного, интенсивного и целенап­равленного — невозможно существование общества, становление от­дельной человеческой личности. Но необходимо подчеркнуть, что в центре воспитания стоит воспитание нравственное, которое и форми­рует духовный стержень личности.

^ 5. Регулятивная функция морали является своеобразным синтезом всех других функций, ибо в конечном счете задача морали состоит в направлении помыслов и действий отдельного человека. Но, как изве­стно, регулирует поведение человека не только мораль, но и право, религия, искусство, политическое сознание и др. Однако именно мо­раль предоставляет человеку наиболее важные, глубинные ориентиры. Только моральные ценности являются центром всего духовного мира личности и оказывают больше воздействие на ее политические пози­ции, на оценку тех или иных религиозных учений или произведений искусства.

Специфика же регулятивной функции морали состоит в следую­щем. Во-первых, мораль регулирует практически все сферы жизнедея­тельности человека (чего нельзя сказать о праве, эстетическом созна­нии, политике). Во-вторых, мораль предъявляет к человеку максималь­ные требования, требует от него четко следовать нравственному идеалу. В-третьих, регулятивная функция морали осуществляется с опорой на авторитет общественного мнения и моральные убеждения (прежде все­го совесть) человека.

Отмечая важность регулятивной функции морали, необходимо в то же время признать, что и мораль не всесильна, об этом свидетельству­ют и многочисленные преступления, и повседневная грубость, бестактность.
^ ТЕМА 3

Виды этики

Когда человек воспринимает этику сквозь призму божественного откровения – например, через посредство Библии или религиозных учений, - речь может идти о теологической или религиозной этике.

Если же трактовать этику, пользуясь лишь аргументами, базирующимися на рациональных принципах в их приложении к нерелигиозному опыту людей, можно говорить о философской этике, которая пытается установить, каких правил и ценностей должно придерживаться. По этой цели её можно отличить от антропологии, психологии и социологии, которые обычно изображают то, как люди себя ведут, но они обычно не предписывают, как они должны себя вести. Этика занимается человеческим поведением, которое здесь означает человеческую деятельность, осуществляемую сознательно и в большей степени добровольно. Она не занимается автоматической реакцией людей на внешние влияния или, например, действиями во сне или под гипнозом.

Некоторые формы поведения могут быть общепринятыми, но оставаться нравственно порочными. Точно так же, как что-либо может быть предписано законом, но все же быть нравственно порочным.

Общая этика (в отличие от специальной) – это три стадии исследования этики: описательная этика, нормативная этика и метаэтика.

Описательная этика – охватывает изучение и описание нравственности народа, культуры или общества. Сопоставляет и различает разные моральные системы, кодексы, виды практической деятельности, принципы и ценности. Дает базисный материал, который нормативная этика призвана объяснять, и даёт также критерий осмысленной морали народа или общества, с которым нормативная теория должна более или менее считаться.

Нормативная этика - строится на всех тех положениях, какие выдвигает описательная этика, и пытается представить и обосновать гармоничную систему нравственности. Обычно нормативная этика стремится выявить, развить, обосновать базисный моральный принцип (или принципы) или базисные моральные ценности нравственной системы, действующей в определенном обществе и ещё шире и идеальнее – в человеческом обществе в целом. Задача нормативной этики тройственная: 1) связать в единое целое различные нормы, правила и ценности нравственной системы общества. Она стремиться придать им возможно большую последовательность и гармоничность и даже выстроить иерархию нравственных норм; 2) пытается выявить основополагающие принципы, из которых можно вывести специфические нормы морали; 3) используя множество методов, стремится обосновать базисный принцип нравственности.

Метаэтика (аналитическая этика) - изучение нормативной этики: 1)метаэтика имеет дело со значением моральных терминов; 2) исследует логику нравственного мышления.

Овладение теорией этики дает в руки необходимые рычаги для разумного ведения личного и общественного анализа нравственных проблем.

^ Специальная этика применяет принципы общей этики 1) для решения конкретных проблем и 2) для исследования принципов морали в специализированных сферах человеческой деятельности. Первое направление специальной этики называется казуистикой. Казуистика – это искусство разрешения трудных нравственных проблем, случаев или дилемм путём вдумчивого применения моральных принципов. Может выродиться в технику наблюдения за тем, насколько близко человек способен подойти к грани, отделяющей нравственный поступок от безнравственного.

Второе направление специальной этики охватывает применение принципов общей этики в специализированных сферах. Сюда входят деловая этика, медицинская этика, техническая этика, этика людей свободных профессий и т.д.
^ ТЕМА 4

Основные концепции этики

Этический релятивизм. Позиция, когда всё, что любой человек считает нравственным, и является таковым. Человек отвергает универсальную характеристику нравственности, т. к. нам свойственно ошибаться в нравственных суждениях. В плюралистическом обществе нормы конвенциональной морали иногда бывают нечеткими. Люди с такой позицией не только отказываются судить других, они отказываются оценивать и собственные действия. Не умея обосновать правильность или неправильность действий, они часто занимают такую позицию: «не существует объективной морали» или «мораль – дело чисто субъективное». Такая позиция смешивает субъективную вину и осуждение с объективной виной и осуждением; из неё следует, что всё, что любой человек считает нравственным, тем самым и является таковым.

^ Описательный релятивизм. Является фактом то, что некое действие считается моральным в одном обществе в одну историческую эпоху и аморальным в другую историческую эпоху или в другом обществе. Является также фактом то, что люди внутри одного общества в данную историческую эпоху расходятся в своих нравственных позициях. Поэтому мы не в состоянии делать никаких иных заключений относительно культуры или общества, кроме того вывода, что отличия действительно существуют. Культурный релятивизм является описательным, его следует отличать от нормативного этического релятивизма.

^ Нормативный этический релятивизм. Нормативный этический релятивизм утверждает, что, когда любые две культуры или любые два народа придерживаются разных нравственных взглядов на какое-либо действие, обе или оба могут быть правы.

Высказывание подразумевает, что ни одно из указанных двух противоположных нравственных суждений не является правильным и не является неправильным, поскольку моральные принципы не являются правильными или неправильными - они просто представляют собой констатацию мнений или ощущений.

Чьей морали придерживаться бизнесменам, делающим свой бизнес в другой стране?

^ Моральный абсолютизм. Поборник морального абсолютизма считает, что существуют вечные моральные ценности и вечные нравственные принципы, которые пригодны для всех времен и для всех стран. Крайние абсолютисты настаивают на том, что все нравственные нормы повсюду и во все времена одинаковы. Другие полагают, что большинство общих принципов морали абсолютны, но что, будучи применены в разных обстоятельствах, некоторые нормы морали более низкого уровня могут претерпевать изменения.

^ Моральный плюрализм. Выделяются 4 уровня нравственного плюрализма:

1. Радикальный моральный плюрализм характеризует то состояние общества, при котором люди придерживаются взаимно непримиримых взглядов на мораль, на то, что означает добро и зло, какие поступки правильны, а какие нет. На базисном уровне должно быть согласие по некоторым вопросам: жизнь надо прожить и др. Иначе люди будут не способны образовать общество.

^ 2. Плюрализм моральных принципов совместим с общественным согласием относительно нравственности многих основных видов практической деятельности. Однако, согласие не обязательно предполагает согласие по нравственным принципам, которыми люди пользуются для оценки практических действий.

^ 3. Нравственность практических действий (множество разных нравственных мнений относительно некоторых из практических действий) может иметь своим источником различия в нравственных принципах. Но может иметь источником различия в фактах или восприятии этих фактов по-разному.

4. Самовыражение (развитие личных способностей). При условии, что члены общества соблюдают основные нравственные нормы, им позволяется свободно выбирать и другие ценности и собственный образ жизни. Это создает разновидность морального плюрализма, так как совершенствование и реализация личных способностей относятся , согласно некоторым воззрениям, к сфере морали.
^ ТЕМА 5

Моральные стандарты: интегральная теория социальных контрактов

моральные стандарты являются инструментами, которыми следует пользо­ваться при оценке принимаемых решений с точки зрения мо­рали. Моральные стандарты — это мерила, критерии деловой этики; на их основе принимают решения о том, правильно или неправильно какое-либо деяние. Эти стандарты можно ис­пользовать и для разоблачения моральной несостоятельности того или иного решения.

Прежде чем идти дальше, необходимо дать определение деловой этики, чтобы не возникало разночтений. Деловая этика — это происходящий либо до, либо после принятия решений процесс оценки решений на основе соотнесения их с мо­ральными стандартами, присущими культуре данного общества. Для того чтобы дать моральную оценку решения, необходимо иметь набор моральных стандартов, который довольно широк, так как должен включать ряд различных критериев.

Обратите внимание на то, что мы не станем говорить непосредственно об этических решениях. Скорее, мы будем обсуждать этические аспекты решений. В экономическом контексте решения имеют ряд составляющих, или аспектов. Пе­ред тем как принимать конкретное решение, надо рассмот­реть один или несколько аспектов — экономический, полити­ческий, технологический, социальный или этический. Какие из них будут приняты во внимание, зависит от природы ре­шаемой проблемы. В решении о вознаграждении сотрудника вы вряд ли найдете технологический аспект, тогда как реше­ние о новой системе связи, вероятно, будет иметь такую со­ставляющую.

Хотелось бы надеяться, что менеджеры будут оценивать моральный аспект решений до того, как примут их. Многие люди обнаружили, что, после того как решения приняты, им трудно найти морально оправданное обоснование. Однако дру­гие, несомненно, дадут моральную оценку решениям после их реализации. Как указано выше, моральные стандарты, исполь­зуемые для оценки решений, тесно связаны с культурой кон­кретного общества. Заметьте, мы не говорим о стандартах, уста­новленных правительствами, — они не от­ражают моральные стандарты, укорененные в культуре. Вспом­ните, какой разрыв существовал в нацистской Германии между моральными стандартами, установленными властью, и исто­рически сложившейся германской культурой.

Как уже сказано, деловая этика предусматривает использо­вание моральных стандартов при принятии деловых решений. Обратите внимание, речь идет именно об использовании, а не об определении стандартов. Деловая этиика — это разновидность прикладной этики, а не нормативная этика, занимающаяся преимущественно определением моральных стандартов, кото­рые состоят из конкретных моральных норм и общих моральных принципов. Моральные нормы воспрещают определенные типы поведения — ложь, воровство, убийство и т.п. Моральные принципы дают более общие основы поведения и могут быть применены к широкому кругу ситуаций, требующих принятия решений. В качестве основы для оценки этического аспекта решений мы используем интегральную теорию социаль­ных контрактов. Затем мы рассматриваем телеологические (консеквенциалистские) и деонтологические (неконсеквенциалистские) моральные принципы, чтобы предоставить разнообразные критерии, которыми можно пользоваться для оценки этических составляющих принятия решений.

^ Интегральная теория социальных контрактов

Томас Дотлдсон и Томас Данфи говорят об интегральной теории социальных контрактов как о «реалистичной, всеобъемлющей и глобальной нормативной теории этики бизнеса». Она учитывает моральное разнообразие различных культур, одновременно обеспечивая определенные универсальные нормы. Эта терпимость к разнообразию снижает этноцентрическую, прозападную предвзятость, проявляющуюся во многих современных работах по этике.

^ Социальный контракт — не формальный, писаный договор. Это неформальное соглашение, касающееся поведенческих норм, которые возникли на основе общих целей, убеждений и позиций групп людей или сообществ. По Доналдсону, компании, занимающиеся предпринимательской или производствен­ной деятельностью, обретают легитимность посредством социального контракта с обществом. Доналдсон утверждает: «Корпорации считаются производительными организациями, существующими для повышения благосостояния общества че­рез удовлетворение интересов потребителей и работников та­ким образом, который подразумевает использование особых преимуществ корпораций и минимизацию их убытков. Это — моральная основа корпорации, рассматриваемой в качестве про­изводительной организации. Социальный контракт также явля­ется инструментом измерения эффективности производитель­ной организации. Это означает, что, когда такие организации выполняют условия контракта, они действуют правильно и в интересах общества. Но если они не соблюдают условия кон­тракта, то общество имеет право морально осудить эти органи­зации».

Гипернормы уни­версальны и поэтому предъявляют к любой деловой активности определенные требования. На глобальном уровне действует макросоциальный контракт, обеспечивающий конкретные условия, в которых могут возникать микросоциальные контракты. Микросоциальные контрактыэто уникальные, присущие конкретным сообществам «договорные обязательства», сформировавшиеся в свободном пространстве, которое обеспечено макросоциальным контрактом. Направляющим и регулирующим деловую активность. Таким образом, этические принципы могут быть адаптированы к потребностям конкретных сообществ.

Гипернормы

Доналдсон и Данфи представляют ряд гипернорм, универсальных норм, которые в равной мере относятся ко всем людям во всём мире. Гипернормы обеспечивают базу для оценки всех остальных норм и представляют собой основополагающие принципы, фундаментальные для человеческого бытия, которые отражены в конвергенции, сближении религиозной, политической и философской мысли. Гипернормы включают:

  • основные права человека, в том числе права на личную свободу, безопасность личности, благосостояние, участие в политической жизни, согласие, основанное на осве­домленности, владение собственностью, средства к су­ществованию;

  • обязательство уважать достоинство каждого человека.

Гипернормы обеспечивают основную моральную структуру и, как таковые, служат основанием для возникновения социальных контрактов.

^ Макросоциальные контракты

Социальные контракты существуют на макро- и микроуровне, макросоциальный контракт обеспечивает соблюдение глобальных норм (гипернорм), а микросоциальные — норм, действую­щих в пределах сообществ. Под сообществами мы подразумеваем как экономические, так и социальные группы и организации, хотя в дальнейшем внимание будет сосредоточено прежде на экономических сообществах. Любая отрасль образует сообщество, так же как и любая фирма или любая церковь. Вместе с тем сообщество образует и любой клуб «львов».

Согласно Доналдсону и Данфи, макросоциальный контракт включает в себя ряд условий:

1. Локальным экономическим сообществам должно быть предоставлено свободное моральное пространство, в ко­тором они могут — через микросоциальные контракты - генерировать обязательные для их членов этические нормы.

2. Микросоциальные контракты, генерирующие эти нор­мы, должны быть основаны на согласии, подкреплен­ном правом выхода из сообществ (и микросоциальных контрактов).

3. Чтобы нормы микросоциального контракта стали обяза­тельными для членов сообщества, они должны быть со­вместимы с гипернормами.

4. Для разрешения конфликтов между конкурирующими, исключающими друг друга нормами микросоциальных контрактов должны применяться правила определения приоритетов, совместимые с принципами 1—3.

Концепция свободного морального пространства касается конкретных моральных сфер, которые не определены макросоциальным контрактом и не исключены гипернормами. Для экономических сообществ это создает возможность посредством микросоциальных контрактов развивать нормы, приспособлен­ные к потребностям этих сообществ. Таким образом, буддист­ские сообщества могут развивать нормы, отражающие их куль­турные предпочтения, а корейцы — нормы своего трудового поведения, соответствующие их культуре. Микросоциальные контракты дают моральные нормы, которые наилучшим обра­зом служат различным сообществам.

^ Микросоциальные контракты

Проистекающие из микросоциальных контрактов уникальные этические нормы должны предоставлять членам сообщества, не согласным с данными контрактами, возможность выхода из сообщества. Нормы микросоциальных контрактов не долж­ны противоречить гипернормам. Конфликт норм может про­изойти, если член какого-либо сообщества решает вести биз­нес в другом сообществе. Например, в странах Азии одной из норм микросоциального контракта может быть непотизм (господство родственных связей, семейственность), а в западном сообществе, как правило, господствует норма равных возможностей. Установление связей между двумя сообществами немедленно порождает прямой конфликт норм. Комплекс правил определения приоритетов необходим для преодоления конфликта двух и более норм. Правила установления приоритетности:

Сделки, совершаемые в пределах одного сообщества и не оказывающие существенного негативного воздействия на других людей или иные сообщества, должны регулироваться нормами того сообщества, в котором они совершаются.

Для определения приоритетности следует применять нормы местного сообщества – до тех пор, пока они не оказывают существенного негативного воздействия на других людей.

Чем обширнее или глобальнее сообщество, являющееся источником определенной нормы, тем более высокий приоритет следует придавать этой норме.

Нормам, имеющим первостепенную важность для поддержания экономической среды, в которой происходит сделка, следует отдавать приоритет перед нормами, потенциально разрушительными для этой среды.

Оплата труда на китайском заводе должна соответствовать уровням заработной платы, считающимся справедливыми Китае, а не сопоставляться с заработками в США. Американские уровни заработной платы исказили бы существующие в китайском сообществе экономические отношения, что имело бы непредсказуемые последствия.

5. Когда приходится иметь дело с множеством конфликтующих норм, основу для определения приоритетов дают модели логической совместимости различных норм.

Американской компании следует отказаться от использования детского труда, даже несмотря на то что это является общепринятой в Китае и других развивающихся странах практике и способствует повышению нормы прибыли. Все развитые и большинство развивающихся стран запрещают детский труд, что обеспечивает логическую последовательность и совместимость норм.

6. Как правило, четко определенным нормам следует отдавать приоритет перед более общими, но менее точно сформулированными нормами.

При строительстве завода в Китае надлежит следовать тем нормам выбросов из заводских труб в атмосферу, которые соблюдают американские промышленные предприятия. Аналогичные стандарты, ныне действующие в Китае, гораздо мягче американских.

К числу экономических сообществ, создающих микросоциальные контракты, относятся неформальные и формальные группы, существующие внутри компаний; сами компании; от­расли; профессиональные ассоциации; национальные и международные организации и т.д. Нормы, обусловленные этими контрактами, могут принимать любые формы, до тех пор пока они соответствуют макросоциальному контракту.
  1   2   3   4   5   6   7



Скачать файл (880.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации