Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Реферат - Баскетбол - файл 1.doc


Реферат - Баскетбол
скачать (182.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc183kb.01.12.2011 13:27скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Содержание

1. Введение…………………………………………………………..... 3

2. Баскетбол - основные правила…………………………….…….…4

3. Тренировка………………………………………………………......8



4. Техника игры………………………………………………………..10

5. История баскетбола………………………………………………..14

6. Общая физическая подготовка баскетболистов……………..…..15


Введение

Здоровье и сила, красота гармо­нично развитого человеческо­го тела, хорошая координация движений и выносливость - разве не к этому должен стремится каждый юноша и девушка?

Ощущение здоровья, бодрости и силы помогает учиться и работать, а сознание своей ловкости и неутомимости, способность выполнять трудные и опасные дела делают человека­ смелым и настойчивым. И не страшны такому человеку ни переправы через бурные речки, ни подъемы на высоту, ни спуски в подводные глубины. Физически подго­товленный человек никогда и нигде не расте­ряется, ему по плечу любая работа. Не спасует он и в бою, если потребуется встать на защиту Родины.

Физически развитый человек не только бодр и жизнерадостен, не только хорошо рабо­тает. Он получает удовлетворение от рабо­ты, ощущает радость труда. А удовлетворе­ние, получаемое от труда, вызывает у человека желание работать, и труд превращается у него в потребность.

Физическая сила и закалка необходимы людям, не только занятым физическим трудом, но и посвятившим себя умственной деятель­ности: научным исследованиям, врачебной практике.

Физическое совершенствование, развитие физических сил и способностей - одна из важ­нейших задач воспитания гармонически разви­того человека. Решение этой задачи доступно всем людям независимо от их природных физи­ческих данных, а путь для ее решения - физкультура и спорт.

Заниматься физкультурой - это значит систематически выполнять физические упраж­нения, соблюдать разумный режим жизни и правила гигиены, умело пользоваться солн­цем, воздухом и водой. Главная цель физкуль­туры - укрепление здоровья, физическое раз­витие и закаливание организма.

Спорт - одна из сторон физической куль­ туры. Он также укрепляет здоровье и физи­чески развивает человека. Вместе с тем цель занятий спортом - достижение высоких резуль­татов в определенном виде спорта и повыше­ние спортивного мастерства.

Занятия спортом благотворно влияют на организм человека. Но в спорте необходимо, чтобы нарастание физической нагрузки шло постепенно, был обеспечен регулярный вра­чебный контроль и самоконтроль и соблюдались все указания учителя или тренера. Чрезмер­ная физическая нагрузка, несоблюдение ре­жима, частое участие в соревнованиях без до­статочной подготовки вызывают переутомление и неблагоприятные изменения в организме. Такие спортивные занятия вместо пользы могут принести вред.

Вот почему юным любителям спорта лучше сначала получить разностороннюю физичес­кую подготовку на занятиях физкультурой, укрепить сердце, легкие и другие внутренние органы, научиться основным жизненно важным движениям - бегу, прыжкам и метаниям­ и только после такой подготовки приступать к тренировке по выбранному виду спорта.

Видов спорта очень много. У нас в стране проводятся официальные соревнования по соро­ка шести видам..

Физкультурой можно заниматься и самостоятельно, одному или с товарищами. Это интересно и полезно.

Встав с постели, начните день с гимнастики. Она прогонит остатки сна может организму перейти к активной деятельности.
^

Баскетбол - основные правила.


Баскетбол - игра двух команд по пять человек в каждой - родилась в США в 1891г, и стала популярной во всем мире. Целью игры является овладение мячом и броски в корзину соперника, в то время как другая команда пытается помешать этому. Мяч считается заброшенным, если он попадает в корзину сверху и остается в ней или проходит через сетку. Корзина состоит из сплетенной из белого шнура сетки, не имеющей дна, которая прикрепляется к кольцу с внутренним диаметром 45 сантиметров, изготовленному из металлического прута сечением 20 миллиметров.

Сетка корзины изготовляется таким образом, чтобы мяч свободно проходил через нее. Кольцо подвешено на высоте 3, 05 метра от пола и плотно прикреплено к щиту в 30 сантиметрах от его нижнего края. Щиты обычно делаются из оргстекла или дерева и имеют размеры 1, 8 метра по горизонтали и 1, 2 метра по вертикали. Они устанавливаются вертикально на концах игровой площадки, параллельно лицевым линиям. Нижний край щита поднят над полом на 2, 75 метра.

Щиты вынесены на 1, 2 метра в глубь площадки от середины лицевых линий. Поддерживающие конструкции находятся за пределами игрового поля. Площадка представляет собой прямоугольник с жесткой поверхностью длиной 26 и шириной 14 метров. Она размечается хорошо видимыми линиями шириной 5 сантиметров, которые не выходят отдельно в размеры площадки. В баскетбол играют круглым мячом, изготовленным из кожи, резины, нейлона или другого синтетического материала, покрывающего поверхность резиновой камеры. Окружность мяча 75 - 78 сантиметров, а вес 600 - 650 граммов, Он накачивается воздухом так, чтобы при ударе о жесткую поверхность с высоты 1, 8 метра мог отскочить вверх на 1, 2 - 1, 4 метра. Мяч в идеале должен быть ярко - оранжевого цвета с черными полосками. Каждая команда состоит из пяти играющих и семи запасных игроков. Спортсмены одеты в форму контрастных цветов.

На майке каждого игрока, на груди и на спине, нарисован номер. На международных соревнованиях разрешаются номера от 4 до 15. Два баскетболиста одной команды не могут иметь одинакового номера. Игра начинается с разыгрывания спорного мяча в центральном круге. Два человека, по одному из каждой команды, становятся в центральном круге, каждый в полукруге на своей стороне площадки. Судья подбрасывает мяч между ними так, чтобы выше точке полета его не мог коснуться ни один из прыгнувших игроков, которые стараются отбросить опускающийся мяч в направлении своих партнеров. Спорящие игроки не имеют право ловить мяч. При его разыгрывании остальные восемь спортсменов должны располагаться за пределами центрального круга до тех пор, пока мяч не будет введен в игру. Как только команда овладеет мячом, игроки могут передавать его друг другу. Стоя на месте, игрок не имеет права сделать больше одного шага с мячом в руках. Передачи являются самым простым способом передвижения мяча.

Команда не ограничена в их количестве перед попыткой броска. Обычно перед тем, как бросить мяч в корзину, команда выполняет несколько передач, но это не является обязательным. Другим способом передвижение мяча является ведение. Оно позволяет игроку передвигаться с мячом по площадке без помощи партнеров.

Ведение осуществляется последовательными ударами мяча об пол кистью руки. Игрок не ограничен в количестве ударов мячом при ведении, но, если он поймает его после ведения, снова вести мяч ему не разрешается. Он должен передать мяч партнеру или попытаться забросить его в корзину противника. Техничный игрок умеет вести мяч любой рукой не глядя на него, а наблюдая за действиями других баскетболистов на площадке. В игре нет ограничений, касающихся того, какой игрок и из какой позиции может бросить мяч в кольцо. Каждый владеющий мячом в пределах площадки имеет право выполнить бросок, но, естественно, чем ближе он располагается к корзине, тем больше у него шансов на успех. Мяч может быть направлен прямо в кольцо или в щит, после удара о который он отскакивает в корзину.

При неудачном броске мяч отскакивает от кольца или щита, и любая из команд может попытаться овладеть им. Игроки атакующей команды стараются добить отскочивший мяч в корзину сразу или, овладев им, сделать повторный бросок. Для того чтобы выполнить бросок в корзину, команде предоставляется 30 секунд. При нарушении этого правила мяч передается другой команде. Баскетбол - быстрая игра, и поскольку она проводится на относительно небольших площадках, очень важно, чтобы правила ограничивали возможность столкновений. Каждый игрок должен стараться избегать этого.

В баскетболе первостепенное значение придается ловкости, а не силе. Если игрок, которого толкнули, в это время выполнял бросок и мяч, не попав в корзину, он получает право на два штрафных броска, которые выполняет без помехи из - за линии штрафного броска. Эта линия длиной 3, 6 метра проводится параллельно лицевой линии на расстоянии 4, 6 метра от передней поверхности щита. За успешный штрафной бросок команде присуждается очко. Если одна или обе попытки окажутся не удачными, игрок получает право на дополнительный бросок. Спортсмен должен оставаться за линией штрафного броска до тех пор, пока мяч не коснется кольца или щита.

До этого момента ни один из игроков не имеет права входить в область штрафного броска. Если последний бросок окажется не удачным, участники обеих команд могут бороться за отскочивший от кольца мяч. При желании команда может отказаться от права на пробитие штрафных бросков и ввести мяч в игру из - за боковой линии вместе ее пересечения с центральной линией. За умышленный фол (нарушение правил игры) игрок всегда наказывается двумя штрафными бросками. Особой формой фола является технической фол. Он объявляется игроку на площадке, тренеру или запасному игроку за неспортивное поведение, после чего следует наказание - два штрафных броска, которые выполняет любой участник команды противника. За тем мяч вводится в игру обычным путем.

Тренер или запасной игрок за неспортивное поведение наказываются одним штрафным броском, а мяч остается у бьющей команды, которая вводит его в игру из - за боковой линии вместе пересечения с центральной линией, Игрок, получивший пять персональных замечаний автоматически выбывает из игры. При грубом нарушений правил спортсмен может быть дисквалифицирован. В любом случае выбывший из игры может быть заменен запасным. Остальные нарушения правил, которые не рассматриваются как фол, являются просто ошибками: бег с мячом в руках (пробежка), удары кулаком по мячу, ведение двумя руками, повторное (двойное) ведение, выбивание мяча за пределы площадки, игра ногой. При ошибках или фолах, которые не влекут за собой назначения штрафных бросков, игра возобновляется вбрасыванием мяча из-за боковой линии в точке, ближайшей к месту нарушения.

Спортсмен обязан ввести мяч в игру за пять секунд. После удачного броска с игры или удачного последнего штрафного броска мяч вводится в игру участниками противоположной команды из - за лицевой линии. Баскетбольный матч обслуживают два судьи и секретарский аппарат. Судьи (старший судья или судья) передвигаются на разных сторонах площадки. Они имеют равные права. Секретарский аппарат включает секундометриста, секретаря и оператора 30 - секундного времени. Судьи проводят игру, подавая сигналы свистком и применяя для показа своих решений систему жестов. Секретарь в хронологическом порядке суммирует счет в игровом протоколе.

Он записывает попадания с игры, попадания и промахи при штрафных бросках, регистрирует фолы, получаемые каждым игроком, и немедленно информирует старшего судью, когда баскетболист получает пятое персональное замечание. Он же сообщает судьям о том, когда команда совершает восемь фолов (после этого любой из них наказывается двумя штрафными бросками). Секретарь регистрирует минутные перерывы, взятые каждой командой, и уведомляет через судей тренера, если тот берет второй тайм - аут в одной половине игры. Он показывает число фолов, совершенных игроком, используя пронумерованные указатели, Кроме того, извещает судей в поле о заменах. Секундометрист контролирует игровое время и извещает об окончании периода специальным сигналом. Игра состоит из двух периодов по 20 минут каждый. В случае ничьей назначаются дополнительный 5 - ти минутный период или столько таких периодов, сколько их потребуется для того, чтобы изменить ничейный счет,

Игровые часы регистрируют только чисто игровое время. Когда судья в поле подает сигнал, секундометрист останавливает часы и вновь пускает их в тот момент, когда после введения мяча в игру его коснется кто - либо из баскетболистов на площадке. Часы останавливаются при пробивании штрафных бросков. Оператор 30 - секундного времени следит, чтобы команда владела мячом перед броском не более 30 секунд, и подает сигнал, если это правило нарушено. После окончания первого периода командам предоставляется 10 - минутный перерыв. Второй период начинается разыгрыванием спорного мяча в центральном круге, как и в начале игры. Игра возобновляется спорным мячом так же в тех случаях, когда обе команды имеют равные права на владения мячом, Команда, владеющая мячом, в течение 10 секунд должна продвинуть его на половину противника. После этого мяч нельзя возвращать в свою тыловую зону. Это будет ошибкой.

Каждая команда имеет своего капитана. Если капитан покидает площадку, он должен известить судей, кто из игроков будет выполнять его обязанности, Тактика игры команды обычно контролируется тренером, который решает, кто из баскетболистов начнет игру, кого и когда следует заменить.

Число замен в матче не ограничено. Замена разрешается только тогда, когда мяч " мертвый " (вышедший из игры) и время остановлено, а если это произошло после нарушения правил, то только в том случае, если заменяющая команда будет владеть мячом. Поскольку после забитого с игры мяча сигнал не подается и время не останавливается Замена в этом случае не разрешается.

Кроме замены тренер может попросить минутный перерыв (тайм -аут). Ему разрешается взять два минутных перерыва в каждой половине игры и по одному в каждом дополнительном периоде. Тайм - аут может быть предоставлен только тогда, когда мяч " мертвый " и игровое время остановлено, За удачный бросок с игры команде присуждается два очка. Побеждает тот, кто набрал большее количество очков.

Команде засчитывается поражение, если она отказывается продолжать игру или если в ее составе останется меньше двух игроков.

Тренировка


^ Когда лучше начинать тренироваться
Начинать заниматься баскетболом лучше с 8 лет, а то и младше. Развивается человек, развивается и игрок. Но если вы уже повзрослели, не отчаивайтесь! Начать занятия можно и сейчас, не прибегая к персональным тренерам. Почитайте эту статью и вы станете великим и летучим.

^ Что делать на тренировке
С чего надо начать? Этот вопрос мучает начинающих баскетболистов. Во-первых, нужно научиться водить мяч, несмотря на него. Во-вторых, придется заняться своим телом. В целом вы должны работать и над техникой игры, и над совершенствованием своего тела. Сила, выносливость и быстрота движения - это ваш козырь в игре именуемой Баскетболом.


Вы должны владеть мячом одинаково, как правой, так и левой рукой. Можете для этого совершать прогулки с мячом по улице, поочередно ведя его то правой рукой, то левой.
Научиться, при ведении, совершать пивоты.
Делать, на скорости, два шага - бросок.
Научившись творить с мячом чудо, вы должны отрабатывать различные броски.
Средний бросок, штрафной бросок и дальний бросок. Вам предстоит вложить в это много усилий и силы воли. Рука и кисть, при многократном повторении, запоминает движение, и вскоре вы будете попадать без подготовки.
Следует уточнить, что бросать можно не только просто (из-за головы), но и крюком. При этом броске должно работать все тело.
Переступив эту ступень, вам открывается мир баскетбола.
Но не стоит расслабляться! Займитесь физическим развитием вашего тела.
Об этом вы можете почитать здесь.

^ Где играть
На этот вопрос вы должны ответить сами. Множество баскетбольных коробок во дворах, школы со спортивными залами, институты, платные залы в спортивных комплексах. В общем смотрите сами, выбирайте, благо есть из чего выбрать. Ну и смотрите по погоде.
^ Как разминаться
Разминка - это главное во всех видах спорта. От того, как ты провел разминку зависят и спортивные результаты. Начните разминку с разогревающих движений. Затем растягивание мышц ног и рук. Если вы правильно разомнетесь, то тело само даст об этом знать. Лучшая защита от травм - разминка!

^ Силовая подготовка
Баскетбол становится все более контактной силовой игрой. Около 70% всех движений баскетболиста носит скоростно-силовой характер. Это требует от игроков, особенно центровых, специальной физической подготовки. Они должны обладать взрывной силой - способностью проявлять свои силовые качества в кратчайший промежуток времени. В баскетболе это рывки, прыжки, быстрый пас, борьба на щите, контратаки.
Сильных от природы людей мало; сильными становятся, выполняя специальные упражнения.

^

Профилактика травм



Исследование, проведенное Центрами Контроля и Предупреждения Инфекционных Заболеваний, показало, что при занятиях спортом наибольшее количество травм получают игроки в баскетбол.
В числе наиболее опасных видов спорта также оказались велосипед и футбол. Однако риск получить травму достаточно мал - лишь семь человек из каждой 1 тысяча занимающихся спортом получают травмы. Чаще всего страдают руки и ноги спортсменов, примерно треть всех травм составляют растяжения, 20% - переломы. Статистика также показывает, что мужчины травмируются примерно в два раза чаще, чем женщины.
Внимание! Баскетбол - самая опасная спортивная игра!


^

Техника игры.


Наибольшее удовольствие от игры вы сможете получить, если научитесь правильно выполнять основные приёмы техники игры - передачи, ведение, броски в корзину, защиту, подбор и добивание отскочившего от щита мяча. Сначала у новичка, наверное, не все будет получаться так же гладко, как у опытного спортсмена. Но опыт - дело времени. Самое главное - запомнить первое правило, - владея мячом, удерживай его пальцами рук и никогда не обхватывай ладонями.

Передачи - самый простой и эффективный способ продвижения мяча к корзине противника. Их основные виды: передачи двумя руками от груди, двумя руками снизу, одной рукой от плеча, одной и двумя руками с отскоком от пола. Существуют и другие виды передач, например передача за спиной, но она требует опыта. Чтобы поймать мяч, нужно вытянуть к нему руки с расставленными пальцами и, как только он коснётся пальцев, согнуть руки, притягивая мяч к груди.

Техника самих передач проста. Они требуют, как правило, небольшого замаха и "выстреливающего" движения рукой с мячом в направлении партнёра. Надо стараться выполнять передачи быстро и точно. Их целью должна быть грудь или специально вытянутая рука партнёра. Ведение мяча. Игрок может передвигаться с мячом на площадке лишь последовательно ударяя его об пол одной или другой рукой. Ведя мяч нужно соблюдать несколько простых правил: Толчок мяча в пол осуществляется главным образом движением пальцев и кисти. Удар по мячу ладонью будет ошибкой.

Не следует смотреть вниз на мяч - голову нужно держать поднятой, чтобы видеть других игроков и площадку в целом. Мяч нужно контролировать боковым, периферическим зрением. При ведении правой рукой мяч удерживается слегка сбоку, спереди - справа, а левой сбоку, спереди - слева. Игрок при ведении должен располагаться между мячом и защитником. Ноги его согнуты, а тело наклонено вперёд.

Такое положение укрывает мяч от защитника, обеспечивает достаточную скорость и позволяет избежать ошибок при ведении. Броски мяча в корзину. Существуют следующие способы забросить мяч в корзину: Бросок из под корзины одной рукой сверху Бросок одной рукой с места Бросок в прыжке Бросок с использованием щита Индивидуальные защитные действия. Успех индивидуальных защитных действий определяют две характеристики. Первая - психологическая. Она включает в себя такие качества, как агрессивность, расчетливость, смелость.

Без психологического настроя нельзя успешно защищаться. Вторая характеристика - физическая. Здесь важны стойка, положение тела игрока, его выносливость, позиция на площадке. Стойка. Играя в защите, следует согнуть ноги в коленях и слегка наклониться вперед. Если противник двигается поперёк площадки, защитник сопровождает его в параллельной стойке, во всех других случаях одна нога защитника должна быть выдвинута вперёд. Вес тела равномерно распределяется на обе ноги для сохранения равновесия. Голова поднята, чтобы удобнее было следить за действиями на площадке.

Защитник должен передвигаться приставными шагами и никогда не перекрещивать ног. Ни в коем случае не следует упускать из виду своего подопечного. Иногда защитник может использовать периферическое зрение но в любой момент он должен знать. Где находится подопечный. Защита против игрока с мячом. Держа игрока с мячом, защитник должен встать между охраняемой корзиной и подопечным на расстоянии вытянутой руки от него. Смотреть надо на пояс подопечного. Это позволяет лучше сосредоточится, и избежать потери правильной позиции при выполнении нападающим отвлекающих движений -финтов. Руки должны быть подняты на уровне пояса, ладони повернуты вверх, если нападающий просто держит мяч или ведет его.

Если же он готовится сделать передачу или бросок, защитник должен поднять руки вверх. Это затрудняет действия нападающего. Играющему в защите нужно быть очень внимательным, чтобы не среагировать на ложное движение нападающего. Выпрыгивать вверх защитник должен только тогда, когда убедится, что противник бросает по корзине, иначе нападающий легко уйдет от него. Защита против игрока без мяча. Держа игрока без мяча, надо сместиться в сторону мяча и сделать шаг назад, чтобы иметь возможность помочь партнеру в держании игрока с мячом и сразу же вернуться к своему подопечному, как только у него окажется мяч. Положение тела должно быть таким, чтобы защитник не поворачивая головы мог видеть одновременно и своего подопечного, и игрока с мячом.

При держании игрока без мяча в позиции центрового, когда он располагается неподалеку от корзины спиной к ней, защитник не должен оставаться за спиной нападающего. Он выдвигается сбоку от нападающего со стороны мяча и мешает ему получать передачи. Когда игрок без мяча находится рядом с корзиной, защитник должен держать его спереди, располагаясь между мячом и своим подопечным. Если он останется за спиной подопечного, то не сможет помешать ему получить мяч. А под корзиной это всегда опасно. Важно постоянно видеть мяч и своего подопечного. Если потерять из виду мяч, противник сможет передать его прямо над головой защитника. А потерять из виду подопечного - значит позволить противнику создать численное превосходство под корзиной.

После броска последней обязанностью защитника является блокировка своего подопечного и ловля мяча, отскочившего от щита при неудачном броске. Борьба за мяч, отскочивший от щита. Это одна из самых важных фаз игры. Именно в этот момент нападающий может принести своей команде два очка, а защитник - помешать ему сделать это. Поэтому нужно учиться добивать мяч в нападении и подбирать его в защите. Добивание мяча. Добивание - довольно трудный игровой прием. Чтобы овладеть им, надо придерживаться следующих правил. При каждом броске нападающий обязан выходить к кольцу для добивания. Еще во время полёта мяча он должен постараться определить возможную зону отскока.

При неудачных бросках справа мяч обычно отскакивает в левую сторону и наоборот. Добивать мяч нужно кончиками пальцев вытянутой вверх руки в максимально высоком прыжке. При этом следует использовать щит. Подбор отскочившего мяча в защите. Кто выигрывает щит, тот выигрывает игру - одна из аксиом баскетбола. Позволяя противнику сделать повторный бросок, команда уменьшает свои шансы на победу. Если каждый игрок команды будет следовать правилам защитной блокировки и подбора, даже более высокорослый противник может быть нейтрализован.

После броска противника надо сделать поворот в широкой стойке, чтобы оставить своего подопечного за спиной. Не следует сразу же бежать вслед за брошенным мячом. Сначала надо убедиться, что кратчайший путь противника к щиту перекрыт. Чем ближе к подопечному располагается защитник, тем легче преградить ему дорогу к щиту. Отталкивать противника при блокировке нельзя, надо применять боковые движения. Продолжая удерживать мяч в поле зрения защитник дожидается удобного момента и прыгает вверх, что схватить мяч в высшей точке прыжка. Действовать он должен быстро и уверенно. Тактика нападения состоит в том, чтобы создать условия для броска в корзину одному из игроков команды.

Проще всего сделать это, используя быстрый прорыв, при котором команды при первой же возможности стремиться быстро продвинуть мяч вперед и атаковать корзину противника раньше, чем защита успеет вернуться назад. В результате создается численное превосходство нападающих над защитниками. Игрок может убежать вперед и получить длинную передачу через всю площадку. Численное превосходство возникает и тогда, когда двое нападающих играют против одного защитника, или трое нападающих - против двух защитников. В этих случаях атаку заканчивает партнер, который оказался неприкрытым под корзиной противника.

Если команде не удалось использовать быстрый прорыв, можно применить одну из форм позиционного нападения, при котором нападающие стараются переиграть организованную защиту противника. При этом игровую площадку следует использовать так, чтобы избежать скопления игроков в одном месте. Основным тактическим ограничением при формировании расстановки в позиционном нападении является необходимость иметь, по крайней мере, одного защитника, который должен доставить мяч в зону нападения и начать атаку, а также подстраховать команду в защите против быстрого прорыва противника в случае неожиданной потери мяча.

Действия игроков в позиционном нападении базируется на трех возможных движениях нападающего после передачи мяча - к корзине, к партнеру с мячом, к партнеру без мяча. В первом случае игрок после передачи мяча делает рывок к корзине, стараясь обойти защитника и получить обратную передачу для броска. Во втором и третьем случаях он сам или его партнер освобождается от броска с помощью заслона, при котором нападающий отсекает от своего партнера опекающего его защитника. В игре применяют эти тактики в зависимости от ситуации, возникшей на площадке. Тактика защиты базируется на двух основных системах игры - личной и зонной. При личной защите каждый защитник прикрепляется к определенному игроку нападения.

В случае успешного применения нападающими заслонов важно, чтобы защитники были готовы поменяться подопечными и не оставили противника неприкрытым. Другие принципы лежат в основе зонной защиты, в которой каждый игрок отвечает за охрану определенного участка площадки на подступах к своей корзине и противодействует в нем любому игроку противника. Кроме того, если необходимо, он должен помочь партнеру в соседней зоне.

Выбор защиты зависит от способностей баскетболистов, избранной тактики и сложившейся в игре ситуации. Можно применять принципы личной или зонной защиты или комбинировать те и другие. Кроме того, защита может быть пассивна или оказывать активное давление на соперника. При пассивной защите команда охраняет ближайшие подступы к корзине, разрешая противнику выполнять дальние броски. Если они окажутся неудачными, защитникам легче овладеть отскочившим от кольца мячом.

При активной защите команда стремиться отобрать мяч у нападающих и помешать выполнению бросков. Защита, распространяющая принципы активной игры на всю площадку получила название прессинг. Защитники действуют активно даже за пределами дистанции возможных бросков. Активное давление оказывается на противника сразу же, как только он овладеет мячом.

Прессинг также можно использовать принципы личной, зонной защиты и комбинацию тех или других. Следует помнить, что сила командной защиты определяется индивидуальными действиями каждого игрока.

^

История баскетбола



Итак, зимой 1891 года студенты колледжа Молодежной Христианской Ассоциации из Спрингфилда, штат Массачусетс, просто изнывали от тоски на занятиях физического воспитания, вынужденные выполнять бесконечные гимнастические упражнения, считавшиеся в то время едва ли не единственным средством приобщения молодежи к спорту. Однообразию таких занятий необходимо было срочно положить конец, внести в них свежую струю, которая способна была бы удовлетворить соревновательные потребности сильных и здоровых молодых людей. Выход из казавшегося тупиковым положения нашел скромный преподаватель колледжа по имени Джеймс Нейсмит (Он родился в 1861 году в Рэмсэй (Ramsay) городке, близ Элмонта (Almonte), штат Онтарио, Канада…). В декабре 1891 года он привязал две корзины из-под персиков к перилам балкона спортивного зала и, разделив восемнадцать студентов на две команды, предложил им игру, смысл которой сводился к тому, чтобы забросить большее количество мячей в корзину соперников (именно этим обусловлена высота кольца в 305 см - балконы были на такой высоте). Начало было положено. Мог ли тогда доктор Нейсмит предполагать, какое великое будущее ждет его детище? Вполне прагматично названная «баскетболом» (basket — корзина, ball — мяч), игра, конечно, лишь отдаленно напоминала то феерическое зрелище, которое известно нам под этим именем сегодня. Ведения мяча не существовало (да и сложно было бы пытаться демонстрировать чудеса дриблинга футбольным мячом с торчащим из него соском для накачивания), игроки только перебрасывали его друг другу, стоя на месте, и стремились затем закинуть в корзину, причем исключительно обеими руками снизу или от груди, а после удачного броска один из игроков забирался на приставленную к стене лестницу и извлекал мяч из корзины. С современной точки зрения действия команд показались бы нам вялыми и заторможенными, однако целью доктора Нейсмита было создать игру именно коллективную, в которую можно было бы вовлечь одновременно большое количество участвующих, и этой задаче его изобретение отвечало в полной мере. Уже 12 февраля 1892 года, изучив правила и освоив азы техники, студенты Спрингфилдского колледжа в присутствии ста зрителей провели первый в истории баскетбола «официальный» матч, мирно завершившийся с результатом 2:2. Его успех был настолько оглушительным, а слух о новой игре распространился с такой скоростью, что вскоре две спрингфилдские команды стали проводить показательные встречи, собирая на своих выступлениях сотни зрителей. Их почин подхватили студенты других колледжей, и уже на следующий год весь американский северо-восток был охвачен баскетбольной лихорадкой. Стихийное образование любительских команд и лиг привело к тому, что студенты стремились заниматься исключительно баскетболом, предпочитая его не только таким традиционным игровым видам, как американский футбол и бейсбол, но и горячо любимой попечителями колледжей гимнастике. Чиновники Молодежной Христианской Ассоциации, вняв жалобам противников нового веяния, не стали закрывать глаза на такое вопиющее попирание основ учебного процесса и практически захлопнули перед баскетболом двери студенческих спортивных залов. Однако их стремление запретить стремительно набиравший популярность новый вид спорта было подобно попыткам вручную остановить разогнавшийся поезд.

^

Общая физическая подготовка баскетболистов



Для того чтобы полноценно играть в современный баскетбол, одного таланта не достаточно. Необходимо иметь физически хорошо развитоё тело атлета. Приведу простой пример. Взгляните на баскетболистов в НБА. Ведь своей виртуозностью они обязаны на 70% ОФП (физическая подготовка). Так, баскетболисты НБА, каждую утреннею тренировку протяженностью в 4 часа проводят в тренажерном зале. С уверенностью могу сказать, ни один клуб в мире, кроме НБА, не предает такого значения ОФП. Отсюда делайте выводы: выносливость, легкость в передвижениях и тому подобное.

На данной странице я покажу вам тренировочный процесс для команд. Представляю 3 метода работы на станциях.

  1. Повторный метод (Развитие основной силы рук и ног). Работа на каждой станции 15 секунд, между станциями отдыха нет. Между подходами во время отдыха, выполняются упражнения на растяжку.




Упражнение на станциях

Рабочая нагрузка (максимальная)

Толчок штанги

80 %

Приседание со штангой

80 %

Подъём и толчок штанги

90 %

Приседание с грузом

90 %

Подъём штанги

80 %

Приседание с грузом

80 %
2. Интервальный метод (Развитие взрывной силы) Работа на станциях 20 секунд, отдых между станциями 15 секунд. Отдых между сериями 4 минуты, выполняются упражнения на растяжку. Упражнения на станциях:

    1. Толчок штанги.

    2. Приседания с грузом.

    3. Отжимание.

    4. Прыжки через препятствие.

    5. Поочерёдное выпрямление рук с гантелями.

    6. Приседания.

  1. Продолжительный метод (Развитие выносливости мышц). Работа на каждой станции 15 секунд. Между станциями отдыха нет. Отдых между подходами 1-2 минут, выполняются упражнения на растяжку. Упражнения на станциях:

    1. Толчок штанги от груди.

    2. Приседания с грузом.

    3. Подъем туловища.

    4. Отжимания от препятствия.

    5. Подъем по лестнице.

    6. Подъем туловища, лежа на животе.

    7. Подъём туловища в висячем положении.

    8. Выпрыгивание из приседа.

    9. Повороты туловища с набивным мячом.

На ниже приведенной таблице показаны все три метода, а также все пояснения к работе с ними


Цель тренировки

Тренировочный метод

Количество подходов

Время отдыха между подходами

Темп выполнения упражнений

Количество повторений в упражнении

Рабочая нагрузка *

Развитие основной силы

Повторный метод (метод штангистов)

3-5

5 минут

Безостановочный (спокойный)

8

75-100 %

Развитие взрывной силы

Интервальный метод работа с промежутками

3-6

2-5 минут

Взрывной

6-12

40-70 %

Развитие выносливости

Продолжительный метод

3-5

1-2 минут

Безостановочный (спокойный)

15-30

20-50 %


* Для того чтобы определить рабочую нагрузку, используйте ниже приведенную формулу: х % (по таблице)*максимально поднимаемый вес/100%=рабочая нагрузка

Основные задачи общей физической подготовки (ОФП) - постоянное повышение функциональных возможностей игроков и подведение их к соревновательным нагрузкам.
Баскетболисты, особенно центровые, испытывают в игре большую нагрузку и должны быть готовы к ней. Постоянная контактная, жесткая борьба за место под щитом, на "втором этаже", за подбор мяча в защите, добивание, броски сверху в атаке требуют от игроков высокой выносливости, тем более что в борьбе за мяч в противодействие вступают обычно несколько соперников.

Специальная физическая подготовка направлена на приобретение специальных физических качеств. В данном случае ее задачи решаются средствами баскетбола.

Функциональная подготовка, или попросту выносливость, является основой, базой, на которой строятся и совершенствуются все физические качества.

Однако следует всегда помнить, что интенсивность работы должна соответствовать функциональным возможностям игрока, его способности к восстановлению. Чередование работы и отдыха, массаж, питание, разнообразные условия тренировок - все это способствует быстрейшему восстановлению.

Важное средство для функциональной подготовки - кроссы. В начальной стадии подготовки им следует отводить от 15 до 30 минут, затем доводить до часа (интенсивность сердечной деятельности - до 180 ударов в минуту). Центровому желательно бежать с поднятыми вверх руками, укрепляя при этом силу и цепкость кистей и пальцев, сжимая в кистях эспандер или теннисный мяч. Полезно во время бега периодически двигаться спиной вперед в баскетбольной стойке.

Функциональную подготовку - кроссовый бег или бег на стадионе можно сочетать с жонглированием мячами, вращением мяча за спиной, вокруг ног, пере-кидыванием его с руки на руку. Можно во время бега, кросса передавать мяч в парах, тройках.

Подготовка в условиях среднегорья и высокогорья значительно ускоряет функциональную подготовку и позволяет решать задачи ОФП в более короткое время. Кроме собственно баскетбольной тренировки и кросса, физическая подготовка может включать:

поход в горы, футбол, гандбол, плавание и элементы других видов спорта.

^ Методы развития выносливости:

1) интервальный;

2) повторно-переменный;

3) сопряженных воздействий;

4) соревновательный;

5) круговой.

^ Первый цикл - "втягивающий". Он предусматривает работу с низкой и средней интенсивностью, преимущественно индивидуальной направленности, зависящей от физических кондиций игроков. До начала сбора в горах обычно проводят 8-10 тренировочных дней на равнине, для того, чтобы подготовить игроков физически и не терять на "втягивающий" период более одного цикла драгоценного тренировочного времени.

Тренировка в среднегорье (первый цикл)

1-й день

8.00 - подъем.

8.15 - кросс-поход в горы на 20 мин с чередованием бега в среднем темпе на отрезках по 300-400 м с ходьбой на отрезках по 200-300 м. Частота сердечных сокращений (ЧСС) не должна превышать 150-160 ударов в минуту.

Занятия гимнастикой и акробатикой в борцовском зале:

1. Упражнения на растягивание всех групп мышц с последующей разработкой голеностопного и коленного суставов в течение 12-15 мин.

2. Акробатика (15 мин): кувырки вперед из положения сидя на корточках - 5-6 раз, падения назад на маты из положения стоя - 3-4 раза, гимнастическое "колесо" влево и вправо - 5-6 раз, стойка на голове у стены с подстраховкой партнера - 20-30 с, борцовский мост - 20 с.

9.50-10.00 - завтрак.

11.00 - индивидуально-групповые тренировки. Вся команда разбита на пары по амплуа.Каждая группа из 3-4 таких пар проводит тренировку в течение одного часа на земле. Каждый отдельный игрок или пара игроков работает по индивидуальным планам-заданиям под контролем тренеров.

Для всех без исключения эта тренировка начинается с разминки в виде упражнений на растягивание с акцентом на голеностопный сустав, ахиллово сухожилие, коленный сустав - 10 мин.

1 пара

1. Передачи у щита или стены двумя мячами на вытянутых вверх руках; ловля мяча одной рукой (поочередно левой и правой), упражнение выполняется на частоту и силу передач сериями по 30-40 с в течение 3 мин.

2. Передачи в паре двумя мячами с изменениями расстояния между партнерами от 2-3 до 10-15 м. Игроки сходятся и расходятся на протяжении 5 мин.

3. Передачи в парах одним или двумя мячами в положении лежа на животе - руки и ступни не должны касаться пола. Упражнение выполняется сериями по 30-40 с с паузами между ними по 15-40 с в течение 3 мин.

4. Дриблинг на щите двумя мячами. Выполняется сериями по 20 с, каждый из партнеров имеет 3-4 попытки. Время на упражнение - 3 мин.

5. Ускорения с ведением мяча на 5-10-15 м с остановками по сигналу тренера. После 40 с работы - пауза на 1 мин, выполняются 2-3 серии ускорений. Время на упражнение - 5 мин.

6. Упражнение на отблокирование соперника от кольца при борьбе на щите. Тренер бросает мяч в щит, первым защищается Сабонис, его задача - от-блокировать Ткаченко и подобрать мяч. Упражнение проводится как соревнование, т.е. каждый из игроков имеет по 10 попыток, играя в нападении и в защите. Выигрывает тот, кто больше подобрал мячей. Если мячом завладеет атакующий игрок, он имеет право продолжить атаку и попытаться забить мяч в кольцо. Время на упражнение - 10 мин.

7. Броски по кольцу крюком с дистанции 2-3 м. Упражнение выполняется на количество попаданий - например, по 30 на каждого, т.е. время на упражнение - около 8 мин.

8. Броски по кольцу с пяти точек (с двух углов, с пересечений линии штрафного броска с боковыми линиями трехсекундной зоны и штрафные броски), по 10 бросков с каждой точки. Выигрывает тот, кто наберет больше попаданий из 50 бросков. Упражнение выполняется дважды, время 10-12 мин.

9. Броски в кольцо сверху одной и двумя руками сериями по 30 с. Каждый имеет по две попытки, время - 3 мин.

10. Штрафные броски. После каждого забитого мяча игрок подбирает его и выполняет ускорение к противоположному щиту. Упражнение выполняется до 40 попаданий, время - 5 мин.

Вся техническая тренировка занимает 1 час. ЧСС не должна превышать 150-100 ударов в минуту во время выполнения упражнений и 70 ударов - при восстановлении.

2 пара

1. Передачи у стены тремя мячами поочередно левой и правой рукой. Упражнение выполняется сериями по 40 с, каждый игрок имеет три подхода. Время - 4 мин.

2. Передачи в паре четырьмя мячами стоя на месте и в движении, на расстоянии 3-4 м. Время - 3 мин.

3. Ведение мяча с поворотами (пивотами) одним и двумя мячами через все поле. Упражнение выполняется с сопротивлением, т.е. один игрок нападает, другой защищается, но мяч (или мячи) ведут оба. Каждый из партнеров имеет по три попытки в нападении. Время - 4 мин.

4. Дриблинг на щите двумя мячами на вытянутых вверх руках. Упражнение выполняется в две серии по 25 с каждая, общее время - 3 мин.

5. Борьба за подбор мяча, отскочившего от щита, и отблокирование. Волков защищается. Тихоненко нападает, игроки располагаются в 3-4 м от щита. Тренер бросает мяч в щит, после чего начинается борьба за отскок. Нападающий игрок, овладев мячом, продолжает атаку, защитник же отдает мяч тренеру. Упражнение состоит из 10 попыток в нападении у каждого партнера, тренер ведет подсчет очков: подбор мяча - 1 очко, забитый мяч - 2 очка. Время - 7-8 мин.

6. Проходы под щит с сопротивлением. У каждого игрока - 10 попыток. Мяч передает тренер. Защитник имеет право бороться за получение мяча. Время - 10 мин.

7. Трехочковые броски с 5 точек (из углов площадки, под 45 , в лоб), по 5 бросков с каждой точки. Игроки выполняют две серии таких бросков с определением победителя. Время - 10 мин.

8. Игра в баскетбол 1x1 на счет. Игроки могут использовать броски или проходы, либо и другое по указанию тренера. Время - 5 мин.

9. Игра в "21". Игрок выполняет трехочковый бросок и устремляется на подбор. Подобрав мяч, он уходит в среднюю позицию и бьет, снова идет на подбор и, подобрав мяч, атакует из-под кольца. Дальний бросок - 2 очка, средний и ближний - по 1, мяч считается не забитым и очков не начисляется, если после броска он коснулся пола. Побеждает игрок, который быстрее наберет 21 очко. Время - 5 мин.

10. Броски по кольцу с излюбленных позиций, по 25 бросков с каждой точки. Упражнение выполняется в течение 10 мин, игроки ведут подсчет попаданий.

11. Штрафные броски до 20 попаданий. После каждого броска игрок, подобрав мяч, бежит к противоположному щиту. Время - 5 мин.

3 пара

1. Передвижение в защитной стойке по всей длине поля: без мяча - 2 раза, с одним мячом в руках - 2 раза, с ведением двух мячей - 2 раза. На каждой лицевой линии игроки меняются местами. Время - 7-8 мин.

2. Передачи четырех мячей у стены на расстоянии 3-4 м. Упражнение выполняется на частоту, силу, точность и количество передач в течение 30-40-секундной серии. Игроки выполняют 2-3 серии передач. Общее время - 3 мин.

3. Броски по кольцу из-за шестиметровой линии с излюбленных точек через манекены-чучела, т.е. с пассивным сопротивлением. Игроки забегают на бросок с противоположной стороны площадки и получают пас от тренера. Каждый выполняет 3 серии бросков по 1 мин каждая.

Побеждает тот, кто наберет большее количество попаданий. Время - 10 мин.

4. Проходы под щит с сопротивлением. Разрешен только один удар мяча в пол. Каждый игрок выполняет 10 попыток. Побеждает тот, кто наберет большее количество попаданий. Время - 10 мин.

5. Отблокирование соперника. Защищающийся игрок стремится не дать противнику подобрать мяч, лежащий на полу в центре круга. Нападающий располагается в 3-4 м от мяча, защитник должен удерживать его 20 с, располагаясь лицом к нападающему, и еще 20 с - спиной к нему. Каждому игроку предоставляется по две попытки. Время - 4 мин.

6. Передачи в парах тремя мячами, поочередно левой и правой рукой. Передача выполняется только после удара в пол. Время - 3 мин.

7. Броски по кольцу со средних и дальних дистанций, с трех любимых точек. По 2 мин - с каждой точки. Время 12 мин.

8. Жонглирование двумя-тремя мячами, дриблинг двух-трех мячей одновременно. Время - 3 мин.

9. Штрафные броски по 25 попаданий. После каждого броска - смена щита. Время - 4 мин.

С 18.00-19.00 вся команда играет в футбол (два тайма по 25 мин).

2-й день

8.00 - подъем.

8.15 - зарядка (10 мин): упражнения на растягивание всех групп мышц, разработка голеностопного и коленного суставов. Затем кросс-поход в горы на 30 мин. Бег в среднем темпе на отрезках по 800 м чередуется с быстрой ходьбой на отрезках по 100 м. ЧСС - 160-165 ударов в минуту, восстановление - до 80 ударов. После кросса игроки выполняют упражнения для развития прыгучести: прыжки на прямых ногах с поднятыми вверх руками - сериями по 30 с (2 подхода с интервалом в 45-50 с); прыжки вверх по лестнице толчком обеих ног, поочередно левой и правой ногой - сериями по 20 с (3-6 серий) и т.п. Затем в зале борьбы игроки выполняют акробатические упражнения, начав с растягивания всех мышц и связок:

1. Наклоны вперед. Ноги расставлены гораздо шире плеч, руки скрещены на груди, спортсмен стремится достать мат локтями.

2. Наклоны назад с доставанием пяток пальцами. Ноги на ширине плеч.

3. Наклоны в положении сидя. Ноги широко разведены в стороны, спортсмен должен достать лбом поочередно каждое колено.

4. Шпагат или полушпагат с наклонами корпуса вперед и в стороны.

5. Приседания в парах, спиной друг к другу, руки сплетены в замок. Из положения глубокого приседа следует резкое выпрыгивание.

6. Кувырки вперед - по 3-4 подряд.

7. Кувырки назад.

8. Падения на спину, назад.

9. Падения в стороны с последующим перекатом через локоть и плечо. Встать на ноги без помощи рук.

10. Борцовский мост с поворотом на 360 .

11. Гимнастический мостик.

12. Стойка на голове у стены с переходом в стойку на руках.

13. Вис на шведской стенке, ноги - в положении прямого угла. Упражнение выполняется на время (до 30с).

14. Отжимания от пола сериями по 12-15 раз. Спортсмены выполняют отжимания, касаясь пола только пальцами, или делают хлопок в ладоши после каждого выпрямления рук.

После завтрака, с 11.00, индивидуально-групповая тренировка в течение часа. Эта тренировка посвящена скоростно-силовой подготовке и проходит в зале штанги и тренажерном зале. Она строится по круговому принципу: все игроки разбиты на пары, в которых партнеры подобраны по физическим параметрам.

Обязательная для всех разминка - упражнения на растягивание всех групп мышц - 10 мин. Затем пары игроков расходятся по станциям.

Станция 1

Укрепление мышц спины и брюшного пресса. Игрок ложится бедрами на гимнастического козла лицом вниз, закрепляя ступни в шведской стенке (или их удерживает партнер), за головой - "блин" от штанги весом 15-20-25 кг, в зависимости от собственного веса спортсмена. Сгибание и разгибание туловища в тазобедренном суставе. Выполняется сериями по 30-35 с с небольшой интенсивностью, по 3-4 подхода. На этой же станции может выполняться упражнение для мышц брюшного пресса, когда спортсмен ложится на гимнастического козла лицом вверх, в руках - гиря или "блин" того же веса. Количество подходов - то же, что и на спине.

Станция 2

Жим штанги лежа. Вес штанги 80-100-120 кг. Спортсмен должен быстро выжимать штангу вверх, а затем медленно опускать ее на грудь. Упражнение выполняется до состояния утомления. Каждый из партнеров делает 3-4 подхода.

Станция 3

Передвижения в баскетбольной стойке с тяго-щением в виде "блина" от штанги или гири весом 15-20-24 кг. Игрок передвигается по сторонам квадрата вперед-влево (назад-вправо), по 3-4 шага в каждом направлении. 3-4 подхода по 50 с. Во время передвижения игроки должны имитировать передачи мяча двумя руками от груди - вперед, вверх, в стороны.

Станция 4

Выпрыгивания с отягощением в виде штанги, лежащей на плечах. Спортсмен запрыгивает на гимнастическую скамейку, стараясь не сгибать ноги в коленях, выполняет выпрыгивания поочередно на левой и правой ногах. 2-3 подхода по 30-40 с. Вес штанги - не более 40% от собственного веса атлета.

Станция 5

Приседания с отягощением в виде штанги на плечах. Игрок выполняет приседание максимально медленно, а встает из приседа быстро. Вес штанги - не более 80-85% от собственного веса спортсмена.

После отхода от снарядов игроки прыгают со скакалкой в среднем темпе 35-40 с. В интервалах между станциями полезно выполнять по нескольку бросков с ближних и средних дистанций. Если же колец в зале нет, то целесообразно в паузах работать над передачами и ведением мяча, выполнять жонглирование. Хорошо сочетается с подобной тренировкой и работа над цепкостью пальцев. Для этого достаточно в течение 20-25 с передавать друг другу гирю или "блин" от штанги весом 15-20-25 кг на расстояние 2-3 м. Можно и индивидуально подбрасывать и ловить гирю или "блин", чередуя это с вращением отягощения вокруг корпуса или между ногами.

Вечером проводится тренировка по индивидуальной технике в парах продолжительностью 1 -1,2 ч.
1. Разминка. Упражнения для голеностопного и коленного суставов, растягивание мышц - 10 мин.

2. Передачи и ловля трех - четырех мячей в паре на дистанции 4-5 м, игроки располагаются лицом друг к другу. Время - 3 мин.

3. Передачи и ловля мяча вытянутыми вверх руками после сильного отскока от щита или стены. Каждый партнер выполняет по 3-4 подхода по 30 с каждый. Задано количество передач в серии. Расстояние до щита или стены 1,5-2 м. Общая продолжительность - 3 мин.

4. Броски крюком с пассивным сопротивлением партнера. Нападающий игрок располагается на первых усах трехсекундной зоны и, получив мяч от тренера, выполняет финт на бросок слева и бросок крюком справа. Смена партнеров происходит после каждых 10 бросков. Оба игрока выполняют по 3 серии. Не более 5 мин.

6. Броски крюком с точек, расположенных параллельно лицевой линии на расстоянии 4-5 м от корзины. Игрок выполняет бросок и перебегает на противоположную точку, его партнер подбирает мяч и передает его тренеру. Упражнение продолжается до тех пор, пока бросающий не наберет 10 попаданий, затем спортсмены меняются местами. Каждый из партнеров выполняет по 3 попытки. Общая продолжительность - не более 10 мин.

7. Отблокирование соперника от щита после броска по кольцу. Тренер бросает мяч по кольцу, и партнеры начинают борьбу за отскок. Смена позиций в паре происходит после каждых пяти бросков. Оба игрока по три раза играют в защите. Время - 10 мин.

8. Удержание мяча на крышке кольца в течение 30 с. Каждый партнер выполняет две попытки по 30 с 30-секундной паузой. Конструкция крышки кольца должна быть такой, чтобы мяч постоянно скатывался с нее. Время - 3 мин.

9. Отблокирование соперника от мяча. Мяч находится в центре круга. Каждый из игроков имеет по 3 попытки для атаки. Время - 3 мин.

10. Броски со средней дистанции. Каждый игрок выполняет по 10 бросков с трех точек: в 4-5 м от кольца, под углом в 45 слева и справа от щита, третья точка - с линии штрафного броска. Броски выполняются в прыжке, в высоком темпе. Игроки соревнуются на количество попаданий из 30 бросков. Время - 5-7 мин.

11. Штрафные броски до промаха. Каждый из партнеров выполняет по 3 попытки. Время - 10 мин.

4 пара

1. Разминка. Упражнения на растягивание; разработка голеностопного и коленного суставов; упражнения для укрепления мышц брюшного пресса и спины. Продолжительность - 10 мин.

2. Передвижение в баскетбольной стойке по сторонам квадрата: вперед-влево-назад-вправо, по 3-4 шага в каждом направлении. Выполняя упражнение, игроки ведут два мяча. У каждого - по 3 одноминутные попытки, общее время на упражнение - 5 мин.

3. Передачи у стены тремя-четырьмя мячами поочередно левой и правой рукой. Упражнение выполняется сериями по 40 с на количество выполненных передач. Время - 5 мин.

4. Броски по кольцу с двух точек, расположенных на пересечениях линии штрафного броска с боковыми линиями трехсекундной зоны. Игроки бросают по кольцу в течение 2,5 мин в очень высоком темпе и считают попадания. Побеждает тот, кто наберет больше попаданий в двух, попытках. Время - 10 мин.

5. Обыгрывание противника на ходу. Волков нападает от центра поля с ведением и старается пройти под кольцо. У каждого - по 6 попыток. Время - 5 мин.

6. Игра 1x1 без ведения мяча. Нападающий после получения мяча стремится бросить по кольцу, применяя обманные движения или без них, защитник стремится сделать чистый блок-шот. Время - 8 мин.

7. Броски по кольцу из-за шестиметровой линии, с пяти точек. Игроки должны сделать пять попаданий с каждой точки, расположенной на трехочковой линии. Побеждает тот, кто затратит меньшее количество бросков. Время - 10 мин.

8. Отблокирование соперника от щита. Каждый партнер имеет по 10 попыток в защите. Время - 8 мин.

9. Игра 1x1. Игрок, владеющий мячом, начинает атакующие действия с одной из трех точек, заранее определенных тренером. Если мяч забит в кольцо, то он остается у нападающего, в противном случае мяч переходит к сопернику. Игра ведется на счет до 10 забитых одним из игроков мячей. Время - 10 мин.

10. Штрафные броски до промаха. Каждому игроку дается две попытки. Время - 10 мин.

3-й день

8.00. - подъем.

8.15. - кросс-поход в горы на 20 мин с чередованием бега - 1,5 км и ходьбы - 300 м. Во время кросса тренер дает указания о переходе на бег спиной вперед, на передвижение в баскетбольной стойке с вытянутыми вверх руками и т.д. При переходе на ходьбу игроки выполняют финты корпусом и головой. ЧСС во время бега - 180 ударов в минуту, восстановление в течение 1 мин до 80-90 ударов.

Затем - прыжковые упражнения на одной и двух ногах. 3 серии по 1 мин каждая.

^ Далее - комплекс упражнений в борцовском зале:

1. Гимнастика на растягивание - 5-7 мин.

2. Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса и спины в парах. Партнеры становятся спиной друг к другу и сцепляют руки в замок в локтевых суставах, затем поочередно выполняют наклоны вперед. В этом же положении партнеры садятся в глубокий присед и выполняют выпрыгивания вверх или в сторону, по часовой стрелке. Время - 3 мин.

3. Стойка на голове у стены. Время - 1 мин.

4. Борцовский мост. Время - 1 мин.

5. Гимнастический мостик с переворотом лицом к полу. Время - 1 мин.

6. Кувырки вперед - 5-6 подряд. Время - 1 мин.

7. Кувырки назад - 3-4 подряд. Время - 1 мин.

8. Падения вперед-в-сторону с переворотом через плечо - по 3-4 переворота в каждую сторону. Время - 2-3 мин.

9. Падения назад после толчка партнера с последующим кувырком - 3-4 повтора. Время - 2-3 мин.

10. Подтягивания на перекладине. Задано количество повторений.

С 11.30 - часовая командная тренировка на стадионе:

1. 800 м (2 круга) в медленном темпе.

2. Гимнастика на растягивание. Время - 10 мин.

3. 50 м бег с высоким подниманием бедра, затем 50 м - ускорение, 100 м - успокаивающий бег. Повторить два раза, т.е. в сумме - 400 м.

4. 50 м бег с захлестом голени (стараться ударить пяткой по ягодице), затем 50 м - ускорение и 100 м - успокаивающий бег. Повторить два раза, т.е. в сумме - 400 м.

5. 50 м бег попеременными доскоками с правой на левую ногу и наоборот, затем 50 м - ускорение и 100 м - успокаивающий бег. Повторить два раза, т.е. в сумме - 400 м.

6. 50 м бег в баскетбольной стойке (по 3 шага вперед-влево и вперед-вправо) с работой рук, затем 50 м - ускорение и 100 м - успокаивающий бег. Повторить два раза, т.е. в сумме - 400 м.

7. 50 м бег спиной вперед в баскетбольной стойке с работой рук, затем 50 м - ускорение и 100 м - успокаивающий бег. Повторить два раза, т.е. в сумме - 400 м.

При выполнении всех упражнений этого комплекса ЧСС - 190 ударов в минуту, во время успокаивающего бега - до 90 ударов.

8. Бег с жонглированием мяча, с переводами его вокруг корпуса, ног, шеи, с финтами на передачу - 400 м.

9. Бег с передачами двух-трех-четырех мячей в парах - 400 м.

10. Прыжки через барьеры толчком обеих ног. Игроки преодолевают 8-10 барьеров подряд, расставленных с интервалом в 1 м. Во время прыжков руки подняты вверх - 3-4 попытки.

11. Бег с передачами мяча по "восьмерке" в тройках на длину футбольного поля. 2 раза.

12. Ускорения с мячом в парах. Мяч лежит на земле в 2-3 м от стартующих. По сигналу тренера игроки принимают старт из высокой стойки, стараются овладеть мячом и финишировать максимально быстро 3 раза.

13. Бег с передачами мяча в парах. Один игрок бежит спиной вперед, другой - лицом. Дистанция между ними 5-6 м. Смена позиций происходит через 200 м. Общая сумма пробега - 400 м.

14. Эстафета с ведением мяча. Команда разбивается на две группы в соответствии со скоростными качествами. Первая пара .начинает ведение в максимальном темпе, игроки передают мяч только из рук в руки. Длина этапа - 50 м.

18.00-19.00. Тренировка в плавательном бассейне:

1. Плавание в спокойном темпе. Дистанция - 300 м.

2. Игра в водное поло. Два тайма по 15 мин. После ужина, примерно в 21.30, - индивидуальная бросковая тренировка по желанию.

4-й день

8.00 - подъем.

^ 8.15-9.15 - утренняя тренировка:

1. Гимнастика для голеностопного и коленного суставов - 5-7 мин.

2. Кросс - 30 мин. Чередование бега на 1 км и ходьбы на 200 м. Во время бега игроки по команде тренера переходят на бег спиной вперед, передвижение в баскетбольной стойке с работой рук, выполняют небольшие ускорения. ЧСС - 180-190 ударов в минуту, во время ходьбы - до 90 ударов.

3. Прыжковые упражнения сериями по 1 мин (40 с - интервал). Прыжки выполняются толчками двух ног, попеременно левой и правой ногой, выполняются прыжки-шпагаты, прыжки-ножницы, прыжки с поворотами на 180 и 360 и т.д.

Затем - занятия в борцовском зале (20 мин):

1. Гимнастика на растягивание - 5 мин.

2. Стойка у стены на руках - 1 мин.

3. Гимнастический мостик - 1 мин.

4. Передвижение из положения "гимнастический мостик" вперед, назад, в стороны - 1,5 мин.

5. Кувырки вперед, 3-4 подряд - 30 с.

6. Кувырки назад, 3-4 подряд - 30 с.

7. "Колесо" поочередно влево и вправо - 1 мин.

8. Удары ногой и отбив (блок) удара ногой. Упражнение, заимствованное из тренировки каратистов, - 2 мин.

9. Падения назад, на спину с последующим кувырком назад - 1 мин.

10. Борьба в парах (партнеры подобраны по весу) - 2 мин.

11. Вис на канате и лазание по канату - 2-3 мин.

11.00-12.00 и 12.00-13.00. Групповая тренировка в зале штанги и тренажерном зале, построенная по круговому принципу. Тренировка строится так же, как во втором цикле, только с несколько большей дозировкой упражнений.

18.00-19.00. Общекомандная тренировка в баскетбольном зале:

1. Упражнения на растягивание; разработка голеностопного и коленного суставов - 10 мин.

2. Броски из-под кольца в движении и одновременно - тренировка блок-шотов центровыми игроками. Сабонис располагается под одним щитом, Ткаченко - под другим. По 6-7 игроков работают на каждом щите. Игроки с ведением проходят под кольцо или выполняют броски поочередно с левой и правой стороны. Центровые стараются накрывать каждый бросок, причем обязательно ближней к бросающему рукой. Таким образом, центровые должны противодействовать 18-20 броскам в минуту. После 1 мин такой работы Сабониса и Ткаченко меняют Белостенный и Гоборов. Время на упражнение - 3 мин.

3. Броски в парах с излюбленных позиций с пассивным сопротивлением (манекен-чучело). Один из партнеров бросает по кольцу 2,5 мин, второй подбирает и подает ему мяч. Защитники и крайние нападающие бьют из-за шестиметровой линии, центровые - с дистанции 3-5 м. Время на упражнение - 10 мин.

4. Штрафные броски в парах. Игроки бьют по 3 штрафных подряд. Выигрывает та пара, которая быстрее наберет 18 попаданий. Время - 5 мин.

5. Повторение тактических командных взаимодействий без сопротивления. Каждая пятерка (всего их 3) повторяет по 4 раза:

а) контратаку в два эшелона;

б) "раннее нападение" с завершением атаки центровым игроком;

в) комбинацию для снайпера;

г) комбинацию для разыгрывающего игрока.

6. Игра в баскетбол. 2 тайма по 15 мин. Все пятерки играют челноком. В перерыве между таймами - броски в парах до 20 попаданий на пару.

7. Штрафные броски в тех же пятерках. Выигрывает та, которая быстрее наберет 50 попаданий. Игрок выполняет один штрафной бросок, за каждый промах - штраф: пробежать 1 круг вокруг площадки.

19.45-20.45 - сауна.

В выходной день игроки отдыхают. Длительные сборы (более двух недель) утомляют игроков психологически, они начинают надоедать друг другу. От постоянного присутствия партнеров на тренировках, в гостиничном номере, в столовой устают не меньше, чем от тяжелой работы. Поэтому следует чаще менять пары игроков для тренировок, для проживания в гостиницах и даже за обеденным столом.

Второй и третий циклы работы проходят аналогично уже описанному, первому циклу. Увеличивается объем работы и возрастает ее интенсивность. бычно к концу занятий игроку трудно концентрировать внимание из-за утомления. 1,5 ч - это максимум тренировочного времени, которое мне необходимо. Однако в среднегорье и в высокогорье требуется сокращать его до одного часа. Зато интенсивность на моих тренировках всегда повышенная, игроки на высоте до 1,5 км работают при пульсе до 220-240 ударов в минуту. Ясно, что при такой ЧСС работать долго не целесообразно. 5-7 мин активной работы чередуются с 2-3 мин отдыха в сочетании с упражнениями на технику владения мячом, жонглированием, расслаблением.






Скачать файл (182.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации