Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - файл 1.doc


Контрольная работа
скачать (142.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc143kb.01.12.2011 13:41скачать

содержание

1.doc

ГОУ ВПО Донской государственный технический университет

Заочная форма обучения

Контрольная работа №2

по дисциплине «Экономика»

за 2 курс


Студентка

Гомоюнова Елена Сергеевна

Адрес

346880, Ростовская обл., г.Батайск, СЖМ д. 7 кв. 182

Группа

ГЗДS - 11

Шифр

3082099


г. Ростов-на-Дону

2009 г.

План



  1. Функции государства. Применение экономических и административных методов для выполнения этих функций (стр. 3)




  1. Сущность и структура финансовых отношений. Финансовая система государства. Функции финансов (стр. 8)



  1. Решение задачи (стр. 17)



  1. Функции государства. Применение экономических и административных методов для выполнения этих функций.

Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто и никогда не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение в стране. Иначе говоря, все, по сути, сходятся в понимании того, что «невидимая рука» рынка должна дополняться «видимой рукой» государства. Государство призвано корректировать те «несовершенства», которые присущи рыночному механизму. Соответственно оно берет на себя ответственность за создание относительно равных условий для взаимного соперничества предпринимательских фирм, для эффективной конкуренции, за ограничение монополизированного производства.

Государству требуется также направлять экономические ресурсы на удовлетворение коллективных потребностей людей, создавать производство общественных товаров и услуг. Участие государства в экономической жизни диктуется и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, детях, стариках, малоимущих. Как правило, рынок не нацелен на разработки в области фундаментальных наук, ибо это связано с высокой степенью риска и неопределенностью, с огромными затратами. И в этой области требуется вмешательство государства.

Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращение безработицы. На плечи государства ложатся и внешняя политика, регулирование платежного баланса, валютных курсов.

В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов. Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции, важными из которых являются следующие:

создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, направленные на выпуск доброкачественных продуктов и медикаментов и т.д.;

стабилизация экономики. Правительство, используя бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику, стремится преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить безработицу, сгладить инфляционные процессы;

социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство продуктов и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, благоустройства городов и т.д., определяет расходы на оборону, космос, внешнюю политику, формирует программы развития образования, здравоохранения;

обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим, осуществляет индексацию фиксированных доходов в связи с ростом цен и т.д.

Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через:

1) свои расходы; 2) налогообложение; 3) регулирование;

4) государственное предпринимательство.

Государственные расходы считаются одним из важных инструментов макроэкономической политики. Они влияют на распределение как дохода, так и ресурсов. Крупными статьями являются расходы на оборону, образование, социальное обеспечение.

Существенный элемент расходов – трансфертные платежи. Сюда, как уже говорилось, относятся различные виды пособий (по безработице, по нетрудоспособности, на ребенка, на поддержание дохода), пенсии по старости, ветеранам войн.

Другим важным инструментом государственной политики является налогообложение. Налоги играют значительную роль в перераспределении доходов.

Государственное регулирование способствует формированию хозяйственных связей и пропорций, координированию экономических процессов и увязке частных и общественных интересов. Государственное регулирование осуществляется в различный формах — законодательной, налоговой, кредитной, субвенционной. Законодательная форма означает, что принимаются специальные законодательные акты, обеспечивающие относительно равные возможности для соперничества, расширяющие границы конкуренции, препятствующие развитию монополизированного производства, установлению непомерно высоких цен.

Налоговая и кредитная формы регулирования предусматривают использование налогов и кредитов в целях воздействия на национальный объем производства. Изменяя налоговые ставки, льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства, на инвестиционные решения. Варьируя условия кредитования, государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства. Продавая ценные бумаги, оно сокращает банковские резервы, при этом повышаются процентные ставки и соответственно сокращается производство. Скупая же ценные бумаги, государство увеличивает банковские резервы, при этом процентные ставки падают и производство расширяется.

Субвенционная форма регулирования предполагает предоставление государственных субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям, предприятиям (главным образом таким отраслям, как сельское хозяйство, добывающая промышленность, судостроение, транспорт). Доля субвенции в ВНП развитых стран составляет 5—10%. Выделяя субсидии, снижая налоговые ставки, государство тем самым изменяет распределение ресурсов, и субсидируемые отрасли получают возможность возмещать издержки, которые в противном случае они не могли бы покрывать по рыночным ценам.

Некоторые западные экономисты считают, что субвенции нарушают действие рыночного механизма, препятствуют адекватному распределению экономических ресурсов, тормозят реагирование рынка на изменение запросов и доходов на стороне спроса и на изменение издержек и количества произведенной продукции на стороне предложения.

Государственное предпринимательство, как правило, осуществляется в областях, в которых хозяйствование противоречит природе частных фирм или же в которых требуются огромные инвестиции и риск. Государственные предприятия занимают существенные позиции в таких отраслях, как энергетика, черная металлургия, транспорт, связь. Доля государственного предпринимательства варьируется в различных странах, но в названных отраслях она довольно весома, о чем свидетельствуют данные.

Свои регулирующие функции государство выполняет посредством административных и экономических методов. Для командной экономики характерно преобладание административных методов регулирования. Система государственного регулирования рыночной экономики, напротив, базируется на использовании экономических методов. Принципиальное различие между этими двумя группами методов состоит в следующем.

Административные, или прямые, методы регулирования ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта. Например, директивные плановые задания по объему и ассортименту производимой продукции или централизованно устанавливаемые цены на товары и услуги — типичные методы административного регулирования в плановой экономике — лишают предприятие возможности альтернативного использования ресурсов. Оно обязано произвести продукцию в заданном ассортименте и объеме и реализовать ее по заданной цене. В отличие от этого, экономические и косвенные методы государственного регулирования не ограничивают свободы предпринимательского выбора. Например, снижение налогов на бизнес или, скажем, понижение учетной ставки процента являются типичными методами экономического регулирования, направленного на рост производства и усиление инвестиционной активности предприятий. Последние увеличивают капиталовложения и объем производства не потому, что у них нет иного выхода. Они полностью свободны в выборе производственной программы и инвестиционной политики. Просто снижение налогов и учетной ставки процента делают рост производства и инвестиций более выгодным, чем прежде.

Разграничение между административными и экономическими методами государственного регулирования до некоторой степени условно. Для того чтобы задействовать любой косвенный регулятор, необходимо предварительное административное решение соответствующих государственных органов, например решение об изменении налоговых ставок, о предоставлении налоговых льгот или продаже Центральным банком государственных облигаций, в этом смысле любые экономические регуляторы несут на себе печать администрирования. В то же время любой административный регулятор, прямо принуждая хозяйствующих субъектов выполнять те или иные действия, одновременно оказывает вторичное косвенное воздействие на целый ряд сопряженных экономических процессов. Например, административное повышение цен не только прямо определит их новый уровень, но через цены косвенно окажет влияние на состояние спроса и предложения, и в этом смысле можно сказать, что любые административные методы регулирования несут в себе черты, характерные для экономических, косвенных регуляторов. Тем не менее рассмотренный выше критерий позволяет, как правило, без особых проблем отличать на практике экономические методы от административных. Разграничение между ними принципиально важно с точки зрения природы рыночных отношений.

Административные методы регулирования диаметрально противоположны природе рынка, они блокируют действие соответствующих рыночных регуляторов. Если предприятию, например, директивно определены объем производимой продукции и размеры поставок сырья, оно не может отреагировать на изменение рыночной конъюнктуры путем увеличения или сокращения выпуска продукции. Чем шире сфера действия административных методов регулирования, тем уже сфера распространения и ниже эффективность реальных рыночных отношений.

Экономические методы регулирования, напротив, адекватны природе рынка. Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через нее, косвенно, на производителей и потребителей товаров и услуг. Например, увеличение трансфертных платежей изменяет конъюнктуру рынка потребительских товаров, увеличивает спрос, что, в свою очередь, способствует повышению цен и заставляет товаропроизводителей увеличивать объем предложения. Экономические методы управления действуют, таким образом, через рынок посредством рыночных механизмов.

Переход от командной экономики к рыночной сопровождается кардинальными изменениями в системе методов государственного регулирования, разрушением прежней системы административных методов и созданием новой системы экономических регуляторов.

Разрушение системы административно-командных методов управления, блокирующих рыночные механизмы, — необходимое условие формирования и саморазвития рынка. Демонтаж системы административных регуляторов, т. е. предоставление хозяйствующим субъектам свободы в формировании цен, определении объема и ассортимента выпускаемой продукции, установлении хозяйственных связей с поставщиками и потребителями, знаменует собой начало реальных преобразований на пути к рыночной экономике. Это не означает, однако, полного отказа от использования административных методов в переходной экономике.

Для того чтобы уменьшить масштабы кризисного сокращения производства, не допустить катастрофического падения жизненного уровня населения, государство на первых этапах реформы может, например, сохранять административный контроль над производством и реализацией небольшой группы товаров, составляющих основу производственного и личного потреблений нации. Так, в большинстве стран Восточной Европы и бывшего СССР на первых этапах реформы государство административно устанавливало цены на энергоносители и некоторые продовольственные товары (хлеб, обезжиренный творог, молоко и некоторые другие). По мере углубления рыночных преобразований, стабилизации экономической ситуации и овладения экономическими методами регулирования государство постепенно сокращает сферу использования административных рычагов, не отказываясь в то же время полностью от их применения.

Даже на завершающих стадиях перехода к рынку и в условиях сложившейся рыночной экономики административные методы регулирования имеют немаловажное значение. Они используются, в частности, как средство антимонопольной политики. Государственные органы директивно определяют цены, объем и ассортимент продукции или предоставляемых услуг для так называемых естественных монополий, устанавливают систему административных ограничений, препятствующих усилению монополизации рынка. Административное регулирование активно используется с целью защиты прав потребителей и охраны окружающей среды. Многочисленные стандарты, ограничивающие выбросы вредных отходов производства, прямые запреты на использование опасных технологий, производство, реализацию или рекламу вредной для здоровья людей продукции и т. п. ограничивают свободу предпринимательства и относятся к административным методам регулирования. Нередко используется метод регулирования внешнеэкономической деятельности, например импортные квоты, и т. д.

Важнейшей задачей государства на переходном этапе является создание целостной системы экономических методов регулирования. С этой целью все страны, осуществляющие переход к рыночной экономике, проводят радикальные реформы кредитной и налоговой систем.

Создается традиционная для стран с рыночной экономикой двухуровневая банковская система, в рамках которой Центральный банк посредством экономических нормативов осуществляет регулирование деятельности широкой сети коммерческих банков. Манипулируя учетной ставкой процента, изменяя нормы обязательных резервов и другие нормативы, установленные для коммерческих банков, осуществляя операции с ценными бумагами, Центральный банк поучает возможность проводить активную кредитно-денежную политику.



  1. ^ Сущность и структура финансовых отношений. Финансовая система государства. Функции финансов.


Финансы зародились с появлением государства, поэтому сущность финансов, закономерности их развития, роль и сфера действия финансовых отношений определяются общественным экономическим строем, природой и функциями государства.

Задолго до возникновения финансов человечество имело деньги, товарно-денежные отношения, государственное устройство,    но сам термин «финансы» и объясняемые им отношения возникли только в средние века.

Термин –«finansia» возник в ХШ —XV вв. в торговых городах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем он получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством, возникающих в процессе образования государственных фондов денежных средств.

Изначально финансы обеспечивали потребности государства за счет установления повинностей и сборов. Первыми государственными доходами были поступления от военной добычи и дани с покоренных народов; доходы от имущества, находящегося в собственности государства; регалии (монопольное право монархов на отдельные виды промыслов и торговлю определенными товарами); займы, прочие сборы и повинности.

Характерными чертами ранних финансов были неразделение ресурсов монарха и государства и преобладание неденежных источников государственных доходов. В дальнейшем, со становлением капитализма, доля неденежных доходов и повинностей резко сократилась и возросла роль денежных доходов. В XVI в. с выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха возникли понятия государственных финансов {как совокупности законодательно закрепленных доходов и расходов государства), государственного бюджета, государственного кредита и товарно-денежные отношения приобрели всеохватывающий характер. Средства государства стали системно аккумулироваться в государственном бюджете, а важнейшим источником доходов государственного бюджета и основным инструментом перераспределения национального дохода стали налоги. На этом этапе развития государственности и денежных отношений стало возможным распределение созданного продукта в стоимостном выражении. Распределительные отношения — это часть экономических отношений в обществе, и финансы выражают эту объективно существующую сферу экономических отношений. Они имеют ярко выраженное специфическое общественное назначение — формирование и использование денежных фондов государства посредством особых форм движения стоимости. Финансы — историческая категория, так как имеют стадии возникновения, развития, т.е. изменяются во времени.

Неразвитая форма финансов характеризуется непроизводительным использованием бюджета (2/3 расходовалось на военные цели и практически не оказывало воздействия на экономику). Характерной чертой второго этапа этого периода была узость финансовой системы, так как она состояла из одного звена — бюджетного—и количество финансовых отношений было ограничено.

По мере развития государственности и товарно-денежных отношений возникли новые общегосударственные фонды денежных средств и соответственно новые группы денежных отношений, связанных с формированием и использованием этих фондов.

В настоящее время финансы вступили в новую стадию развития. Это обусловлено многозвенностью финансовых систем, высокой степенью их воздействия на экономику, большим разнообразием финансовых отношении. На этой стадии финансы становятся одним из важнейших орудий косвенного воздействия на отношения общественного воспроизводства: материальных благ, рабочей силы и производственных отношений.

Понятие «финансы» часто отождествляется с понятием «деньги», однако такая трактовка выделяет лишь один из признаков финансовых отношений как отношений, имеющих под собой денежную основу. Однако не любые денежные отношения могут быть финансовыми. У финансов есть еще ряд признаков, по которым можно всегда безошибочно выделить их из совокупности денежных отношений:

● субъекты финансовых отношений обладают разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) имеет особые полномочия;

● в процессе этих отношений формируется общегосударственный фонд денежных средств — бюджет, следовательно, можно сказать, что эти отношения носят фондовый характер;

● регулярное поступление средств в бюджет не может быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигается посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.

Исходя из вышеперечисленных признаков финансов можно сформулировать следующее определение. 

Финансы — это система денежных отношений в обществе по поводу образования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в рамках распределения и перераспределения валового национального продукта и национального дохода для решения экономических, социальных и политических задач государства.

Выделяются следующие группы финансовых отношений:
● между отраслью непроизводственной сферы и государственным бюджетом. У отраслей, организующих свою деятельность на принципах хозрасчета, эти отношения складываются по поводу уплаты соответствующих платежей в бюджет. У отраслей, функционирующих за счет средств бюджета, отношения, как правило, односторонние и возникают по поводу предоставления отрасли бюджетного финансирования. Однако в случаях, когда отрасль имеет доходы от хозяйственной или коммерческой деятельности, они приобретают двусторонний характер: появляются финансовые отношения, связанные уплатой в бюджет обязательных платежей;

● между распорядителями бюджетных кредитов по поводу распределения бюджетных ресурсов. Эти отношения многоступенчатые и определяются системой управления финансами отрасли;

между вышестоящей организацией и подведомственными учреждениями по поводу централизации части финансовых ресурсов и их перераспределения;

● между организациями, учреждениями отрасли и их структурными подразделениями по поводу формирования финансовых ресурсов, их распределения и использования;

● между организациями, учреждениями непроизводственной сферы и предприятиями сферы материального призводства по поводу оплаты приобретаемых материальных ценностей;

● между организациями, учреждениями непроизводственной сферы по поводу оплаты оказываемых услуг;

● между организацией, учреждением непроизводственной сферы и коллективом работников по поводу выплаты заработной платы, премии, поощрений;

● между организациями, учреждениями непроизводственной сферы и потребителями услуг: населением - по поводу оплаты стоимости этих услуг; другими предприятиями, организациями, учреждениями сферы материального производства и нематериальной сферы - по поводу перечисления средств за оказанные услуги по договорам;

● между организациями, учреждениями непроизводственной сферы и юридическими и физическими лицами по поводу оказания финансовой помощи и добровольных взносов и пожертвований;

● между организациями, учреждениями непроизводственной сферы и различными общественными фондами по поводу перечисления средств из этих фондов;

● между организациями, учреждениями непроизводственной сферы и внебюджетными фондами по поводу уплаты обязательных платежей в эти фонды в соответствующих случаях.

Сущность финансов проявляется в их функциях, под которыми понимают «работу», выполняемую финансами. В соответствии с этим выделим две функции финансов: образование денежных фондов и использование денежных фондов. Часто категории «финансы» присваивают не свойственные ей функции (аккумулирующая, стимулирующая, контрольная) из-за той роли, которую финансы выполняют в реальной действительности. В данном случае необходимо понять различие между общественным назначением экономической категории «финансы, что выражается через функции категории, и ролью категории в воспроизводственном процессе.

Под ролью финансов следует понимать результаты их действия. Она шире и многообразнее, чем функции финансов. Определяя роль финансов в производственном процессе, нельзя ограничиваться только сферой материального производства, подобное определение существенно снизило бы значимость финансов в национальной экономике. Будучи категорией распределения, финансы обслуживают производственный процесс в целом. Распределение, осуществляемое финансовым методом, начинается в сфере материального производства. Функционируя в этой сфере, финансы обслуживают кругооборот производственных фондов и участвуют в создании новой стоимости; благодаря им распределяется реализованная стоимость и формируются доходы, накопления и отчисления; на их основе образуются денежные фонды целевого назначения, предназначенные для удовлетворения разнообразных общественных потребностей. Финансы могут активно влиять на производство. Формируемые денежные фонды целевого назначения способны создавать предпосылки для изменения структуры и динамики производства.

Начавшееся в сфере материального производства финансовое распределение продолжается в сфере обращения, оказывая и на нее свое влияние. В сфере обращения финансы выступают либо как необходимое условие для начала обменных операций (благодаря финансам у покупателей формируются денежные фонды специального целевого назначения), либо как их закономерное продолжение.

В качестве инструмента распределения финансы действуют и в сфере потребления, где происходит конечное использование ранее созданной стоимости.

Использование финансов в общественном воспроизводстве сопровождается получением определенных результатов, в которых наглядно проявляется роль этой категории. Роль финансов может быть различна в зависимости от изменения реальных условий их функционирования, направлений воздействия на общественное производство и т.п.

Посредством финансов перераспределяется валовой национальный продукт в целом, В этом заключается роль финансов государства.

Финансы предприятий являются определяющим источником и стимулом к расширенному воспроизводству, однако воздействие государственных финансов выражается не только в установлении налогового пространства для производственной сферы, но и в поддержке важных отраслей национальной экономики.

В РФ через систему государственного бюджета и внебюджетных фондов перераспределяется более половины ВНП. В США через государственные финансы распределяется 25 % ВНП. Государство участвует в установлении производственных связей. Перераспределение ВНП осуществляется и между отраслями народного хозяйства, Это играет чрезвычайно важную роль в развитии отраслей и регионов. Финансы играют важную роль в воспроизводстве рабочей силы, так как за счет финансов содержится сфера просвещения и здравоохранения.

В целом можно говорить о таких результатах действия финансов, как аккумулирование, распределение, стимулирование, регулирование, планирование и контроль. Подобные роли присущи как государственным финансам, так и финансам предприятий. Для финансов предприятий можно выделить и другие роли, но любая классификация является условной, поскольку данные роли финансов во многом взаимосвязаны, взаимозависимы и обусловлены многогранностью финансовых отношений.

^ Аккумулирующая роль финансов выражается механизмом концентрации денежных средств в централизованных и децентрализованных фондах в различных секторах экономики и уровнях бюджетной системы. На практике это выражается в формировании целевых фондов денежных средств различного направления использования.

^ Распределительная роль финансов выражается в разделении валового национального продукта между участниками процесса материального производства, отраслями национальной экономики, бюджетами различных уровней. Первичной основой распределения является создание основных (первичных) доходов в различных уровнях финансовой системы в процессе расширенного воспроизводства. При этом под воспроизводством понимают не только расширенное воспроизводство в рамках создания валового национального продукта, но и процесс воспроизводства самих финансовых отношений как непрерывного эволюционного процесса. Сумма этих доходов в рамках всего государства равна национальному доходу.

Распределительная роль характерна для финансов на различных стадиях кругооборота, начиная от процесса материально-технического снабжения и завершая реализацией и потреблением продукта производства и возросшей стоимости.

^ Стимулирующая роль финансов состоит в том, что государство с помощью целой системы финансовых рычагов может оказывать воздействие на развитие предприятий, отраслей в нужном обществу направлении. Имея такой финансовый рычаг, как распределение денежных доходов, государство может эффективно стимулировать или сдерживать развитие любого экономического процесса. Можно назвать следующие рычаги воздействия на экономические процессы: бюджет; цены и тарифы; налоги; экспортно-импортные пошлины.

^ Регулирующая роль финансов определяется основной характеристикой финансов как отношений, санкционированных государством. Посредством финансов и их механизмов регулируются основные макроэкономические пропорции экономики: уровень цен, объем валового национального продукта, процентные ставки и пр. Именно финансы стимулируют расширенное воспроизводство и определяют целесообразную деятельность по созданию централизованных и децентрализованных денежных средств, используемых на производственные и социальные нужды общества.

^ Роль планирования и контроля выражается в формулировании целей и выборе путей их достижения на основании разграничения полномочий и предметов ведения между государством в лице органов государственной власти различного уровня, предприятиями и объединениями, населением в процессе подготовки прогнозов развития отраслей и секторов рынка, подготовке бизнес-планов, смет доходов и расходов домашних хозяйств. Планирование выражается через систему бюджетов и программ развития.

Контроль финансов выражается в деятельности по проверке соответствия фактического распределения валового национального продукта и национального дохода плановым (целевым) показателям. Финансовый контроль охватывает сферу непосредственного производства национального дохода, т. е. деятельность предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей, непроизводственную сферу, где национальный доход не создается, сферу распределения. Основной целью финансового контроля является обеспечение эффективности и рациональности расходования финансовых и экономических ресурсов и соблюдения всеми экономическими субъектами законодательства в области финансов.

В зависимости от того, кто осуществляет финансовый контроль, он может быть общегосударственным, ведомственным, внутрихозяйственным, общественным и независимым (аудиторским).

Государство управляет обществом и состоит из ряда структур: политической, экономической, социальной, религиозной и др.

Основу экономической структуры составляют отношения, возникшие в государстве, в которых участвуют четыре субъекта: государство, регион, хозяйствующий субъект, гражданин. У каждого субъекта свои права и обязанности. Вступая между собой в отношения, они участвуют в товарно-денежных отношениях, что приводит к созданию финансовой системы государства.

Финансовая система Российской Федерации представляет собой 4-блочную систему:

- общегосударственные финансы;

- территориальные финансы;

- финансы хозяйствующих субъектов;

- финансы граждан.

Каждое звено финансовой системы выполняет свои конкретные задачи, и обслуживают определённую группу финансовых отношений.

Задача общегосударственных финансов заключается в концентрации финансовых ресурсов в распоряжении государства и направление их на финансирование общегосударственных нужд. Они формируются за счёт налогов, сборов, государственных пошлин, сумм, полученных от выкупа государственных предприятий и т. п. В состав общегосударственных финансов входят: федеральный бюджет, государственное страхование, государственное кредитование, федеральные внебюджетные фонды.

Территориальные финансы выполняют ту же задачу, что и общегосударственные, но применительно к административно-территориальному образованию, находящемуся на самоуправлении. В их состав входят территориальные бюджеты и территориальные внебюджетные фонды. Формируются за счёт налогов, сборов, штрафов, местных займов, лотерей и др. источников.

Главную роль в финансовой системе государства играют финансы хозяйствующих субъектов, их задача заключается в формировании и использовании своих денежных средств. Они выступают как ведущее звено в финансовой системе, это обусловлено факторами: источники финансовых ресурсов (прибыль, амортизационные отчисления и др.) формируются главным образом в хозяйствующих субъектах; объём их финансовых ресурсов значительно превышает величину денежных средств граждан, используемых в качестве капитала.

Бюджет определяет собой форму образования и государственного расходования денежных средств для обеспечения функционирования государственной власти. Объективных характер бюджетных отношений обусловлен тем, что в руках государства должна концентрироваться часть национального дохода, необходимая для решения задач, возложенных на государство (управление и защита).

Особенности бюджетных отношений проявляются в том, что имеют неэквивалентный характер, т.е. они не находятся под прямым воздействием закона стоимости (закона эквивалентного обмена), что приводит к тому, что бюджетные методы государственного управления имеют принудительный характер и свободны от влияния конкуренции.

Бюджетная система Российской Федерации включает в себя: федеральный бюджет; бюджеты субъектов федерации; местные бюджеты. Бюджетное устройство РФ основано на принципах: единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности.

Одним из методов перераспределения национального дохода государством в пользу определённых социальных групп населения является создание внебюджетных фондов (ВБФ), которые могут быть:

● Социальные внебюджетные фонды: пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования, занятости населения.

● Экономические внебюджетные фонды: дорожные, воспроизводства минерально-сырьевой базы, кредитные.

Эти фонды формируются за счёт:

▬ обязательных взносов в социальные и др. ВБФ, установленные в законодательном порядке;

▬ добровольных взносов и пожертвований граждан и различных хозяйствующих субъектов на соответствующие цели;

▬ суммы штрафов (загрязнение окружающей среды, нерациональное природопользование и пр.);

▬ иных доходов ВБФ в соответствии с законодательством.

Налоги и другие платежи, предназначенные для зачисления в бюджет, не подлежат направлению в ВБФ. Бюджетные фонды не должны перечисляться во ВБФ.

^ Финансовые институты – это финансовые учреждения и все структурные подразделения Государственной налоговой службы РФ.

К финансовым институтам относятся: банки, небанковские кредитные организации, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, лизинговые компании и др. Большинство этих институтов действуют как финансовые посредники.

^ Финансовый посредник – экономический субъект, который аккумулирует денежные средства граждан и хозяйствующих субъектов, преумножает эти средства за счёт прибыльной (доходной) деятельности и эффективности их мобилизации в материальное производство.

Содержание деятельности финансовых учреждений

Банк – кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие операции:

▬ привлечение денежных средств граждан и хозяйствующих субъектов во вклады;

▬ размещение этих средств от своего имени и за свой счёт на условиях возвратности, платности и срочности,

▬ открытие и ведение счетов граждан и хозяйствующих субъектов.

Банк призван накапливать временно свободные денежные средства, предоставлять кредиты, проводить операции с ценными бумагами, взаимными платежами и расчётами между хозяйствующими субъектами и гражданами. В РФ функционирует 2-уровневая банковская система: Центральный банк РФ; коммерческие банки.

^ Небанковская кредитная организация – имеет право осуществлять отдельные банковские операции для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности (например расчётно-кассовые центры Центрального банка РФ).

Биржа представляет собой организованный и регулярно функционирующий рынок по купле-продаже товаров, ценных бумаг и др. активов. Торги биржевыми активами производятся в специально оборудованном помещении и специально обученным персоналом.

Биржа выполняет функции: мобилизации временно свободных денежных средств путём обмена их на биржевой товар; установления рыночного курса финансовых активов.

Биржа создаётся в форме некоммерческого партнёрства (не должна извлекать прибыли от своей биржевой деятельности). Она организует торговлю только между членами биржи. Другие лица могут совершать операции на бирже только через посредство членов биржи.

3. Задача.

Предположим, что национальное производство включает два товара: «Х» (потребительский товар) и «Y» (средство производства).

В текущем году было произведено 500 единиц «Х» (цена за единицу – 2 долл.) и 20 единиц «Y» (цена за единицу – 10 долл.). К концу текущего года пять используемых машин (товар «Y») должны быть заменены новыми.

Рассчитайте:

А) величину ВНП;

Б) величину ЧНП;

В) объем потребления и объем валовых инвестиций;

Г) объем потребления и объем чистых инвестиций.

РЕШЕНИЕ:

 

 



Список литературы.


  1. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. – М.: НОРМА, 2006.




  1. Райзберг Б.Д. Современный экономический словарь. - ИНФРА-М, 2001



  1. Бутырнов Т.В., Венерскина Т.С. Экономика. – М.: Экономика, 2004.




  1. Булатов А.С. Экономика. – М.: Юрист, 2005.





Скачать файл (142.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации