Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Курсовая работа - Гендерные особенности поведения в конфликте - файл 1.doc


Курсовая работа - Гендерные особенности поведения в конфликте
скачать (127 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc127kb.01.12.2011 14:03скачать

содержание

1.doc

Введение

Еще древние философы считали, что конфликт существует повсюду независимо от мнений людей о нем. Весь мир полон противоречий, с ними неизбежно связана жизнь природы, людей и даже Богов. Правда, сам термин «конфликт» они еще не употребляли, но уже видели, что конфликт не исчерпывает собой всей жизни и представляет собой ее часть.

В наше время существует множество определений конфликта, мы же приводим определение отражающее все его необходимые свойства:

конфликт — есть качество взаимодействия между людьми (или эле­ментами внутренней структуры личности), выражающееся в противо­борстве сторон ради достижения своих интересов и целей.

Умение избирать правильную стратегию поведения в конфликте для достижения положительного результата является чрезвычайно важным для адаптации личности в социуме.

Нас привлекла проблема недостаточного исследования вопроса гендерных различий в поведении в конфликтной ситуации.

Целью нашей работы явилось установление различий в поведении в конфликтных ситуациях у юношей и девушек и выявления взаимосвязей в этих различиях.

Объект исследования – личность в конфликтной ситуации.

Предмет исследования – гендерные различия в поведении в конфликтных ситуациях.

Для реализации цели исследования были поставлены следующие задачи: 1) изучение теоретических аспектов проблемы различий в поведении в конфликтных ситуациях;2) организация исследования по выявлению гендерных различий в поведении в конфликтной ситуации.

Для решения задач было проведено исследование с использованием методики по оценке поведения в конфликтной ситуации Дж. Г. Скотт.

Было опрошено 14 студентов ВУЗа. Средний возраст – 18 лет. Самый большой возраст – 19 лет, самый маленький – 17.

Для обработки данных исследования был использован t-критерий Стьюдента.

Глава 1.

Конфликт — это всегда сложный и многоплановый социальный феномен. В нем участвуют самые различные стороны: индивиды, социальные группы, национально-этнические общности, государ­ства и группы стран, объединенные теми или иными целями и интересами. Конфликты возникают по самым различным причи­нам и мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным, религиозным и т.д. Но каждый из нас также знает, что сама личность внутренне противоречива и подвержена посто­янным противоречиям и стрессам.

Конфликт — есть качество взаимодействия между людьми (или эле­ментами внутренней структуры личности), выражающееся в противо­борстве сторон ради достижения своих интересов и целей. В данном определении отражены необходимые свойства вся­кого конфликта.

^ 1.1. Основные модели поведения личности в конфликтном взаимодействии

В литературе выделяются три основные модели поведения личности в конфликтной ситуации: конструктивную, деструктивную и конформистскую.



п/п

Модель поведения

Поведенческие характеристики личности

1

Конструктивная

Стремится уладить конфликт; нацелена на поиск приемлемого решения; отличается выдержкой и самообладанием, доброжелательным отношением к сопернику; открыта и искренна, в общении лаконична и немногословна.

2

Деструктивная

Постоянно стремится к расширению и обострению конфликта; постоянно принижает партнера, негативно оценивает его личность; проявляет подозрительность и недоверие к сопернику, нарушает этику общения.

3

Конформистская

Пассивна, склонна к уступкам; непоследовательна в оценках, суждениях, поведении; легко соглашается с точкой зрения соперника; уходит от острых вопросов.

Каждая из этих моделей обусловлена предметом конфликта, образом конфликтной ситуации, ценностью межличностных отношений и индивидуально – психологическими особенностями субъектов конфликтного взаимодействия. Модели поведения отражают установки участников конфликта на его динамику и способ решения.

Давая общую оценку приведенным выше моделям поведения, отметим, что желательной и необходимой моделью является конструктивная. Деструктивная же модель поведения не может быть оправданной. Она способна превратить конструктивный конфликт в деструктивный.

Опасность конформистской модели поведения заключается в том, что она способствует агрессивности соперника, а иногда и провоцирует ее. Иначе говоря, данная модель по сути дела является деструктивной, только с противоположным знаком. Но конформистская модель может играть и положительную роль. Если противоречия, вызвавшие конфликт носят несущественный характер, то конформистское поведение ведет к быстрому разрешению такого конфликта.

^ 1.2. Стратегии поведения в конфликте

Широкое распространение в конфликтологии получила разработанная К. Томасом и Р. Киллменом двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии. В основе этой модели лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы противоположной стороны.

Оценка интересов в конфликте – это качественная характеристика выбираемого поведения. В модели Томаса – Киллмена она соотносится с качественными параметрами: низким, средним или высоким уровнем направленности на интересы.

Графическая двухмерная модель стратегий поведения в конфликте Томаса – Киллмена представлена на рисунке.



При анализе конфликта на основе рассматриваемой модели важно помнить, что уровень направленности на собственные интересы или интересы соперника зависит от трех обстоятельств:

  1. содержание предмета конфликта;

  2. ценности межличностных отношений;

  3. индивидуально – психологических особенностей личности.

Особое место в оценке моделей стратегий поведения личности в конфликте занимает ценность для нее межличностных отношений с противоборствующей стороной. Если для одного из соперников межличностные отношения с другим не представляют никакой ценности, то и поведение его в конфликте будет отличаться деструктивным содержанием или крайними позициями в стратегии. И, наоборот, ценность межличностных отношений для субъекта конфликтного взаимодействия, как правило, является существенной причиной конструктивного поведения в конфликте или направленностью такого поведения на компромисс, сотрудничество, уход или уступку.

На основе вышеизложенного представляется возможным дополнить двухмерную модель Томаса – Киллмена третьим измерением – ценностью межличностных отношений (МЛО). Схематически она представлена на рисунке.


^ 1.3. Характеристика основных стратегий поведения

  1. Принуждение (борьба, соперничество).

Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего исходит из оценки собственных интересов в конфликте, как высоких, а интересов своего соперника – как низких. Выбор стратегии принуждения в конечном итоге сводится к выбору: либо интерес борьбы, либо взаимоотношения.

Выбор в пользу борьбы отличается стилем поведения, который характерен для деструктивной модели. При такой стратегии активно используется власть, сила закона, связи, авторитет и т. д. Она является целесообразной и эффективной в двух случаях. Во-первых, при защите интересов дела от посягательств на них со стороны конфликтной личности. Например, конфликтная личность неуправляемого типа часто отказывается от выполнения непривлекательных заданий, «сваливает» свою работу на других и т. п. И во-вторых, при угрозе существованию организации, коллектива. В этом случае складывается ситуация «Кто кого…». Особенно часто она возникает в условиях реформирования предприятий и учреждений. Нередко при реформировании организационно-штатной структуры предприятия (учреждения) предполагаемые «вливания» одних подразделений в другие носят необоснованный характер. И в этих случаях человек, отстаивающий интересы таких подразделений, должен занимать жесткую позицию.

  1. Уход.

Стратегия ухода отличается стремлением уйти от конфликта. Она характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника и является взаимной. Это по сути дела взаимная уступка.

При анализе данной стратегии важно учитывать два варианта проявления:

а) когда предмет конфликта не имеет существенного значения ни для одного из субъектов и адекватно отражен в образах конфликтной ситуации;

б) когда предмет спора имеет существенное значение для одной или обеих сторон, но занижен в образах конфликтной ситуации, то есть субъекты конфликтного взаимодействия воспринимают предмет конфликта как несущественный.

В первом случае стратегией ухода конфликт исчерпывается, а во втором случае он может иметь рецидив.

Межличностные отношения при выборе данной стратегии не подвергаются серьезным изменениям.



  1. Уступка.

Человек, придерживающийся данной стратегии, так же как и в предыдущем случае, стремится уйти от конфликта. Но причины «ухода» в данном случае иные. Направленность на личные интересы здесь низкая, а оценка интересов соперника высокая. Иначе говоря, человек, принимающий стратегию уступки, жертвует личными интересами в пользу интересов соперника.

Стратегия уступки имеет некоторое сходство со стратегией принуждения. Это сходство заключено в выборе между ценностью предмета конфликта и ценностью межличностных отношений. В отличии от стратегии борьбы, в стратегии уступки приоритет отдается межличностным отношениям.

При анализе данной стратегии следует учитывать некоторые моменты.

- Иногда в такой стратегии отражается тактика решительной борьбы за победу. Уступка здесь может оказаться лишь тактическим шагом на пути достижения главной стратегической цели.

- Уступка может стать причиной неадекватной оценки предмета конфликта (занижение его ценности для себя). В этом случае принятая стратегия является самообманом и не ведет к разрешению конфликта.

- Данная стратегия может быть доминирующей для человека в силу его индивидуально – психологических особенностей. В частности, это характерно для конформистской личности, конфликтной личности «бесконфликтного» типа. В силу этого стратегия уступки может придать конструктивному конфликту деструктивную направленность.

При всех выделенных особенностях стратегии уступки важно иметь в виду, что оправдана в тех случаях, когда условия для разрешения конфликта не созрели. И в этом случае она ведет к временному «перемирию», является важным этапом на пути конструктивного разрешения конфликтной ситуации.

  1. Компромисс.

Компромиссная стратегия поведения характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Иначе ее можно узнать стратегией взаимной уступки.

Стратегия компромисса не портит межличностные отношения. Более того, она способствует их положительному развитию.

При анализе данной стратегии важно иметь в виду ряд существенных моментов.

- Компромисс нельзя рассматривать как способ разрешения конфликта. Взаимная уступка часто является этапом на пути поиска приемлемого решения проблемы.

- Иногда компромисс может исчерпать конфликтную ситуацию. Это наступает при изменении обстоятельств, вызвавших напряженность. Например, два сотрудника претендовали на одну и ту же должность, которая должна освободиться через полгода. Но через три месяца ее сократили. Предмет конфликта исчез.

- Компромисс может принимать активную и пассивную формы. Активная форма может проявляться в заключении четких договоров, принятии каких-то обязательств. Пассивный компромисс – это нечто иное, как отказ от каких-либо активных действий по достижению определенных взаимных уступок в тех или иных условиях. Иначе говоря, в конкретных условиях перемирие может быть обеспечено пассивностью субъектов конфликтного взаимодействия.

Анализируя стратегию компромисса, следует иметь в виду и то, что условия компромисса могут быть мнимыми, когда субъекты конфликтного взаимодействия достигли компромисса на основе неадекватных образов конфликтной ситуации.

Понятие «компромисс» близко по своему содержанию к понятию «консенсус». Сходство их заключается в том, что и компромисс и консенсус отражают взаимные уступки субъектов социального взаимодействия. Поэтому при анализе и обосновании стратегии компромисса важно опираться на правила и механизмы достижения консенсуса в социальной практике.

  1. Сотрудничество.

Стратегия сотрудничества характеризуется высоким уровнем направленности как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Данная стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений.

Анализирую эту стратегию сотрудничества в конфликтном взаимодействии, следует учитывать некоторые обстоятельства.

- Особое место в выборе данной стратегии занимает предмет конфликта. Если предмет конфликта имеет жизненно важное значение для одного или обоих субъектов конфликтного взаимодействия, то о сотрудничестве не может быть и речи. В этом случае возможен лишь выбор борьбы, соперничества. Сотрудничество возможно лишь в том случае, когда сложный предмет конфликта допускает маневр интересов противоборствующих сторон, обеспечивая их сосуществование в рамках возникшей проблемы и развитие событий в благоприятном направлении.

- Стратегия сотрудничества включает в себя все другие стратегии. При этом стратегии в сложном процессе сотрудничества играют подчиненную роль, они в большей степени выступают психологическими факторами развития взаимоотношений между субъектами конфликта.

Являясь одной из самых сложных стратегий, стратегия сотрудничества отражает стремление противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему.

^ 1.4. Типы конфликтных личностей

Тип конфликтной

Личности

Поведенческие характеристики

Демонстративный

Хочет быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других. Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся. Ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью. Хорошо приспосабливается к различным ситуациям. Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное. Планирование своей деятельности осуществляется ситуативно. Кропотливой, систематической работы избегает. Не уходит от конфликтов.

Ригидный

Подозрителен. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требует подтверждения собственной значимости. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств. Прямолинеен и не гибок. С большим трудом принимает точку зрения окружающих. Почтения со стороны окружающих воспринимает как должное. Выражение недоброжелательности воспринимает как обиду. Мало критичен к собственным поступкам . Болезненно обидчив.

Неуправляемый

Импульсивен, недостаточно контролирует себя. Поведение плохо предсказуемо. Ведет себя агрессивно. Часто в запале не обращает внимание на общепринятые нормы. Высокий уровень притязаний. Несамокритичен. Во всех неудачах обвиняет других. Не может грамотно планировать свою деятельность. Из прошлого опыта извлекает мало уроков.

Сверхточный

Скрупулезно относится к работе. Предъявляет повышенные требования к себе и окружающим. Обладает повышенной тревожностью. Чрезмерно чувствителен к деталям. Иногда разрывает отношения с друзьями и знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели. Страдает от себя сам. Сдержан в эмоциональных проявлениях. Плохо чувствует реальные взаимоотношения в группе.

«Бесконфликтный»

Неустойчив в оценках и мнениях. Обладает легкой внушаемостью. Внутренне противоречив. Характерна непоследовательность в поведении. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях. Плохо видит перспективу. Зависит от мнения окружающих. Излишне стремиться к компромиссу. Не обладает достаточной силой воли. Не задумывается над причинами своих поступков и причинами поступков окружающих.

Глава 2. Гендерные различия в поведении в конфликтной ситуации.

^ 2.1. Организация исследования.

Анализ литературы, сформулированный в Главе 1, позволил сформулировать общую концепцию исследования.

Целью нашей работы явилось установление различий в поведении в конфликтных ситуациях у юношей и девушек и выявления взаимосвязей в этих различиях.

Объект исследования – личность в конфликтной ситуации.

Предмет исследования – гендерные различия в поведении в конфликтных ситуациях.

Для реализации цели исследования были поставлены следующие задачи: 1) изучение теоретических аспектов проблемы различий в поведении в конфликтных ситуациях;2) организация исследования по выявлению гендерных различий в поведении в конфликтной ситуации.

Для решения задач было проведено исследование с использованием методики по оценке поведения в конфликтной ситуации Дж. Г. Скотт. Испытуемым предлагалось проставить баллы (от 1 до 5) по четырем указанным категориям («Использую чаще всего», «Владею лучше всего», «Приносит наилучшие результаты», «Чувствую себя при использовании наиболее комфортно») для пяти стилей поведения («Настойчивость», «Уход», «Приспособление», «Компромисс», «Сотрудничество»).

Было опрошено 14 студентов ВУЗа: 7 девушек и 7 юношей; из них: 5 девушек 1-го курса (2-17 лет, 3 – 18 лет), 2 девушек 2-го курса (18 лет), 4 юношей 1-го курса (2 – 17 лет, 2 – 18 лет), 3 юношей 2-го курса (1 – 18 лет, 2 – 19 лет).

Для обработки данных исследования был использован t-критерий Стьюдента. Формула:

- среднее арифметическое по выборке.
2.2. Результаты исследования

Результаты исследования представлены в таблице:

^ Таблица 1

Гендерные различия в поведении в конфликтной ситуации




В группе девушек



В группе юношей







Стратегия

Настойчивость

64,25

60,03

1,09

0,05

Уход

39,25

55,7

4,5

0,05

Приспособление

48,55

48,58

0,007

0,05

Компромисс

65,7

69,25

0,9

0,05

Сотрудничество

82,25

66,43

2,36

0,05


Данные, приведенные в Таблице 1, показывают результаты исследования по выявлению гендерных различий в поведении в конфликтных ситуациях.

Настойчивость. Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего, исходит из оценки личных интересов в конфликте, как высоких, а интересов своего соперника – как низких. Выбор стратегии настойчивости в конечном итоге сводится к выбору: либо интерес борьбы, либо взаимоотношения. По этой стратегии мы получили следующие результаты: девушки прибегают к ней в 64, 25% случаев, а юноши в 60, 03%. При подсчете достоверности различий t= 1,09, что при уровне значимости 0,05 говорит о недостоверности различий, т.е. и девушки и юноши в конфликтной ситуации активно отстаивают свою собственную позицию.

Уход. Стратегия ухода отличается стремлением уйти от конфликта. Она характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника и является взаимной. Это по сути дела взаимная уступка. Эту стратегию девушки используют в 39,25% случаев, а юноши в 55,7%. Мы подсчитали, что t=4,5, что при уровне значимости 0,05 свидетельствует о достоверности различий. Юноши больше стремятся к взаимной уступке, уклоняясь от участия в конфликте.

Приспособление. Человек, придерживающийся данной стратегии, так же как и в предыдущем случае, стремится уйти от конфликта. Но причины «ухода» в этом случае иные. Направленность на личные интересы здесь низкая, а оценка интересов соперника высокая. Иначе говоря, человек, принимающий стратегию приспособления, жертвует личными интересами в пользу интересов соперника. К приспособлению девушки склонны в 48,55% конфликтных ситуаций, а юноши в 48,57%. Различия в данном случае недостоверны. И девушки, и юноши с одинаковой частотой стараются уступать, идти на встречу партнеру.

Компромисс. Компромиссная стратегия поведения характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Иначе ее можно назвать стратегией взаимной уступки. Эта стратегия не портит межличностные отношения. Более того, она способствует их положительному развитию. В качестве основной стратегии компромисс девушки выбирают в 65,7% случаев, а юноши в 69,25%. При подсчете мы получили результаты: t=0,9, при 0,05, т.е. и юноши, и девушки стараются в конфликтной ситуации найти решение, основанное на взаимных уступках.

Сотрудничество. Данная стратегия характеризуется высоким уровнем направленности как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Стратегия сотрудничества строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений. Девушки применяют сотрудничество в 82,25% ситуаций, а юноши в 66,43%: t=2,36, при 0,05 – различия достоверны. Это говорит о том, что девушки чаще стараются найти решение, максимально удовлетворяющее интересы обеих сторон.

Вывод. Проанализировав результаты исследования, мы можем сказать, что различия в поведении в конфликтных ситуациях у юношей и девушек 17 – 19 лет являются достоверными в стратегиях сотрудничества и ухода. Стратегия сотрудничества является одной из самых сложных, т.к. включает в себя все остальные стратегии, которые выступают психологическими факторами развития взаимоотношений между субъектами конфликта. Эта стратегия требует значительной пластичности поведения. Девушки намного чаще, чем юноши прибегают к этому стилю поведения в конфликтной ситуации, что говорит об их направленности на сохранение межличностных отношений. В то же время юноши стараются избегать конфликтных ситуаций, выбирая стратегию ухода, т.к. не могут проявить достаточную гибкость при разрешении противоречий.


Скачать файл (127 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации