Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Права и обязанности психолога на промышленных предприятиях и в организациях - файл 1.doc


Права и обязанности психолога на промышленных предприятиях и в организациях
скачать (77.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc78kb.01.12.2011 15:17скачать

Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу: «Правовые основы деятельности психолога»

на тему: «Права и обязанности психолога на промышленных предприятиях и в организациях»

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Права и обязанности психолога на промышленном предприятии и в организации…………………………………………………………………..…..5

2. Этические и квалификационные стандарты психолога………………….…10

3аключение…………………………………………………………………….…14

Литература………………………………………………………………………15
Введение

Психологи, как и представители других наук, делятся на две категории: одни заняты поисками новых знаний, а другие – их приложением. Первых интересуют теоретические аспекты; они наблюдают изучаемые явления в естественной обстановке или в лаборатории, стараются интерпретировать полученные результаты и систематизировать их, с тем, чтобы создать схемы, объясняющие поведение. Именно к ним относится главным образом все то, что говорилось до сих пор.

Психологи второй категории более многочисленны. Это к ним непосредственно обращаются люди, которые с трудом приноравливаются к различным сторонам повседневной жизни, как интеллектуальным, так и эмоциональным. Некоторые из этих психологов, кроме того, призваны помогать своими советами при организации управления различными видами человеческой деятельности. В своих действиях они опираются на накопленные теоретические знания и в своей повседневной практике проверяют обоснованность этих знаний и выявляют в них слабые места.

Среди психологов, непосредственно обслуживающих своих ближних, одни занимаются проблемами отдельных людей в случаях эмоциональных или социальных кризисов, другие стремятся помочь решению проблем, возникающих в области образования или производственной деятельности, третьи создают программы для привлечения внимания людей к различным общественным мероприятиям или непосредственно участвуют в таких мероприятиях. Некоторые работают в собственных частных кабинетах, а другие – в школьных управлениях, в общественных, правительственных или частных учреждениях. Кроме того, нельзя забывать обо всех тех, кто преподает психологию в средних специальных учебных заведениях, институтах и университетах, иногда совмещая это с научно-исследовательской работой или с помощью обществу.

Опишем функции школьного и промышленного психологов.

Эти психологи-консультанты, работающие в двух разных областях, выполняют в сущности довольно сходные функции: помогают учащимся или служащим выбрать специальность или работу, наиболее соответствующую их интересам и способностям. Чаще всего их рекомендации – бывают основаны на результатах собеседований или психологических тестов.

Школьному психологу иногда приходится оказывать психологическую поддержку учащимся, у которых возникают трудности, связанные с процессом адаптации; психолог либо помогает учащемуся разрешить свои проблемы, либо рекомендует соответствующую психотерапию.

Что же касается промышленного психолога, то ему иногда поручают организацию программ обучения, направленных на повышение производительности труда и чувства сопричастности к делу предприятия у служащих и рабочих. Он может выступать также в роли консультанта как рабочих, так и предпринимателей и играть важную роль в разрешении конфликтов между ними.

В будущем его все чаще и чаще будут привлекать к пробуждению добросердечия у людей при распределении работы и разделении времени, связанных с реорганизацией деятельности предприятий.

С другой стороны, накопление знаний о мотивациях потребителей приводит к тому, что управляющие предприятиями по производству и торговле потребительскими товарами обращаются к психологам за помощью в стремлении создать оптимальные условия для продвижения товаров на рынок, для рекламы и наилучшего использования торговых площадей.
1. Права и обязанности психолога на промышленном предприятии и в организации

Психолог в организации работает в соответствии с Положением о психологической службе, имеет права и выполняет обязанности, предусмотренные должностной инструкцией психолога в организации, а также этическими стандартами психолога.

Положение о психологической службе предусматривает:

1. Общие положения

1.1. Психологическая служба – один из компонентов системы.

1.2. Психологическая служба является структурным подразделением отдела кадров организации.

1.3. Психологическая служба имеет двойное подчинение: начальнику отдела кадров и генеральному директору организации.

1.4. Деятельность психологической службы ориентирована на администрацию и работников, психологическую поддержку и обеспечение их психического здоровья.

1.5. Основной целью деятельности службы является психологическое сопровождение личностной и социальной адаптации людей, а также психологическое обеспечение индивидуализации.

1.6. Сотрудники психологической службы осуществляют свою деятельность, руководствуясь запросами администрации, настоящим Положением, программой психологической службы, кодексом психолога.

1.7. Сотрудники психологической службы осуществляют свою деятельность в тесном контакте с коллективом и администрацией.

2. Ответственность сотрудников психологической службы

2.1. Сотрудники психологической службы несут персональную ответственность за:

точность психологического диагноза;

адекватность диагностических и коррекционных методов;

ход и результаты работы с клиентом;

обоснованность выдаваемых рекомендаций.

2.2. Сотрудники психологической службы несут ответственность за оформление и сохранность протоколов обследований и другой документации Службы.

3. Обязанности сотрудников психологической службы

3.1. Отчитываться о ходе и результатах проводимой работы перед администраций.

3.2. Рассматривать запросы и принимать решения строго в пределах своей профессиональной компетенции.

3.3. Участвовать в работе семинаров самой службы, а также в работе, проводимых вышестоящими организациями психологических конференций и семинаров; постоянно повышать свой профессиональный уровень.

3.4. В решении всех вопросов исходить из интересов клиента.

3.5. Руководствоваться уставом, программой психологической службы, кодексом психолога, настоящим Положением.

3.6. Работать в контакте с администрацией и коллективом.

3.7. Хранить в тайне сведения, полученные в результате диагностической и консультативной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления коррекционной работы.

Должностная инструкция психолога организации содержит:

I. Общие положения

1. Психолог относится к категории специалистов.

2. На должность:

психолога назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (педагогическое) образование без предъявления требований к стажу работы;

психолога II категории – лицо, имеющее высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога не менее 3-х лет;

психолога I категории – лицо, имеющее высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога II не менее 3-х лет.

3. Назначение на должность психолога и освобождение от нее производится приказом директора предприятия.

4. Психолог должен знать:

4.1. Постановления, распоряжения, приказы и другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к вопросам психологии.

4.2. Психологию труда и управления, инженерную и социальную психологию.

4.3. Методы изучения психологических особенностей трудовой деятельности работников.

4.4. Технические средства, применяемые при изучении условий труда.

4.5. Передовой отечественный и зарубежный опыт работы психологов.

4.6. Законодательство о труде.

4.7. Гражданский и административный кодексы.

4.8. Правила внутреннего трудового распорядка.

4.9. Правила и нормы охраны труда.

4.10.___________________________

5. Психолог непосредственно подчиняется начальнику отдела кадровой службы.

6. На время отсутствия психолога его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора предприятия, которое несет ответственность за надлежащее их исполнение.

7.______________________________

II. Должностные обязанности

Психолог обязан:

1. Изучать влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников предприятия в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы.

2. Выполняет работу по составлению проектов планов и программ социального развития, определению психологических факторов, оказывающих влияние на работающих.

3. Проводит совместно с физиологом обследования индивидуальных качеств работников, особенностей трудовой деятельности рабочих и служащих различных профессий и специальностей, а также связанные с профотбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенностью трудом.

4. Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психическое состояние работающих.

5. Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работника во время его работы.

6. Совместно с социологом и другими специалистами предприятия участвует в определении задач социального развития.

7. Осуществляет выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушение трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути устранения причин, их вызывающих.

8. Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего, дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей.

9. Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых специалистов и рабочих.

10. Готовит рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в производственную практику, а также мероприятия по конкретным направлениям совершенствования управления социальным развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности, осуществляет контроль за их выполнением.

11. Анализирует причины текучести кадров, их подбор и расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством, разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников.

12. Принимает участие в формировании трудовых коллективов, в проектировании систем организации труда (организации рабочего времени, рационализации рабочих мест) с учетом психологических факторов и эргономических требований.

13. Консультирует руководителей предприятия по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами.

14. Выполняет отдельные служебные поручения своего непосредственного руководителя.

15._____________________________________

III. Права

Психолог имеет право:

1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

2. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.

3. В пределах своей компетенции сообщать непосредственному руководителю обо всех выявленных в процессе деятельности недостатках и вносить предложения по их устранению.

4. Запрашивать лично или по поручению руководства предприятия у руководителей подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения должностных обязанностей.

5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет – то с разрешения руководителя предприятия).

6. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении должностных обязанностей.

7._________________________________.

IV. Ответственность

Психолог несет ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности – в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ.

3. За причинение материального и морального ущерба – в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.
2. Этические и квалификационные стандарты психолога

Этика работы психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях, на положениях Конституции Российской Федерации, защищающих права человека. Предпосылки свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания гуманного общества являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы и правила работы психолога формируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает.

В своей работе психолог руководствуется следующими принципами и правилами:

1. Принцип ненанесения ущерба испытуемому.

Организация работы психолога должна быть такой, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили ущерба его здоровью, состоянию или социальному положению.

2. Принцип компетентности психолога.

Психолог имеет право браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и наделен соответствующими правами и полномочиями выполнения психокоррекционных или других воздействий.

3.Принцип беспристрастности психолога.

Недопустимо предвзятое отношение к испытуемому, какое бы субъективное впечатление он ни производил своим видом, юридическим и социальным положением.

4.Принцип конфиденциальности.

Материал, полученный психологом в процессе его работы с испытуемым на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению и должен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни испытуемого, ни заказчика, ни психолога, ни психологическую науку.

5. Принцип осведомленного согласия.

Необходимо извещать испытуемого об этических принципах и правилах психологической деятельности.

6. Правило взаимоуважения психолога и испытуемого.

Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации. Работа допускается только после получения согласия испытуемого в ней участвовать.

7. Правило безопасности применяемых методик.

Психолог применяет только такие методики исследования, которые не являются опасными для здоровья испытуемого.

8. Правило предупреждения неправильных действий заказчика.

Психолог информирует испытуемого о характере передаваемой заказчику информации и делает это только после получения согласия испытуемого.

9. Правило сотрудничества психолога и заказчика.

Психолог обязан уведомить заказчика о реальных возможностях современной психологической науки в области поставленных заказчиком вопросов, о пределах своей компетентности и границах своих возможностей.

10. Правило профессионального общения психолога и испытуемого.

Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психологического воздействия на таком уровне, который позволял бы, с одной стороны, эффективно решать поставленную задачу, а с другой – поддерживать у испытуемого чувство удовлетворения от общения с психологом. Выполнять психотерапевтическую работу с больным разрешается только при наличии специализации по медицинской психологии, полученной в ЛГУ, МГУ, НИИ им. В.М.Бехтерева, ГИДУВе.
11. Правило обоснованности результатов исследований психолога.

Психолог формулирует результаты исследования в терминах и понятиях, принятых в психологической науке.

12. Правило адекватности методик.

Применяемые методики должны быть адекватны целям исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого, условиям эксперимента.

13. Правило научности результатов исследования.

В результатах исследования должно быть только то, что непременно получит любой другой исследователь такой же специализации и квалификации, если он повторно произведет интерпретацию первичных данных, которые предъявляет психолог.

14. Правило взвешенности сведений психологического характера.

Психолог передает заказчику результаты исследований в терминах и понятиях, известных заказчику, в форме конкретных рекомендаций. Он не передает никаких сведений, которые могли бы ухудшить положение испытуемого, заказчика.

15. Правило кодирования сведений.

На всех материалах психологического характера указываются не фамилия, имя, отчество испытуемых, а присвоенный им код, известный только психологу.

16. Правило контролируемого хранения сведений психологического характера.

Психолог должен предварительно согласовать с заказчиком список лиц, имеющих доступ к материалам, характеризующим испытуемого, а также место и условия их хранения, цели использования и сроки уничтожения.

17.Правило корректного использования сведений психологического характера. Сведения психологического характера об испытуемом ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению кому-либо вне форм и целей, рекомендованных психологом.

Заключение
В различные области человеческой деятельности все больше и больше проникают психологи других специальностей.

Психология рекламы занимается оценкой нужд или ожиданий потребителей, создавая, если представится случай, спрос на подлежащий сбыту продукт, будь то зубная паста или избирательная программа политического деятеля.

Юридическая психология стремится гуманизировать взаимоотношения между исправительными учреждениями и заключенными или между последними и их семьями. Знания о поведении человека, которыми владеют специалисты, дают им возможность помогать судам назначать преступникам такие меры наказания, которые способствовали бы их возврату в общество.

Военная психология разрабатывает главным образом способы совершенствования методов командования или укрепления связей между разными группами. Она занимается также изучением методов, применяемых партизанами, и способов внедрения в войска агентов противника.

Психология религии пытается понять и объяснить поведение верующих в целом или представителей различных сект.

Экологическая психология занимается изучением наиболее эффективных способов улучшения условий в населенных пунктах и различных местах, где протекает деятельность человека. Особое внимание она уделяет проблемам шума, загрязнения среды токсичными веществами и накопления отбросов, характерного для нашего общества потребления.

Существуют также специалисты по психологии творчества, стремящиеся понять опыт художника и его формирование у индивидуума. Во всех этих областях трудно отделить теоретиков от практиков; нередко одни и те же люди изменяют и свои взгляды на данную проблему, и используемые методы в зависимости от получаемых результатов.
Литература.
1. Трудовой кодекс Российской Федерации. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – 256 с.

2. Гражданский Кодекс Российской Федерации: Части первая, вторая и третья. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – 461 с.

3. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1. М.: Мир, 1992. – С. 101-110.


Скачать файл (77.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации