скачать (188 kb.)
Доступные файлы (1):
1.doc | 188kb. | 01.12.2011 16:32 | ![]() |
1.doc
Федеральное агентство по образованиюГосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Поморский государственный университет им. М. В. Ломоносова»
Северодвинский филиал
Факультет педагогики и психологии
Специальность 050717 – Специальная дошкольная педагогика и психология
Физкультурный уголок в группе как условие повышения двигательной активности детей с ОНР старшего дошкольного возраста
Контрольная работа
по методике физвоспитания
детей с проблемами в развитии студентки 6 курса
2 группы ОЗО
Усмановой Альфии Нургалиевны
Научный руководитель-
доцент кафедры педагогики
Сокольникова М. Н.
Северодвинск 2008
Введение ………………………………………………………………………. 3
1.Характеристика двигательной активности детей с ОНР старшего дошкольного возраста …………………………………………………………. 4
2. Влияние двигательной активности на здоровье и физическое развитие детей с ОНР старшего дошкольного возраста …………………….. 7
3. Роль физкультурного уголка в повышении двигательной активности детей с ОНР старшего дошкольного возраста ……………………………… 9
4. Характеристика физкультурного уголка в группе ………………… 13
5.Содержание двигательной активности детей с ОНР старшего дошкольного возраста (наблюдение) ……………………………………….. 14
6. Приемы руководства самостоятельной двигательной активностью детей (наблюдение) …………………………………………………………… 16
Заключение ……………………………………………………………………. 17
Список использованной литературы ………………………………………… 18 Приложение …………………………………………………………………… 19
Введение
Психическое развитие ребенка происходит на основе и по мере совершенствования двигательных навыков. Известно, что моторика в значительной мере определяет двигательный облик субъекта и способ его реагирования на внешние раздражители. Двигательные реакции, являясь наиболее распространенной формой взаимодействия личности со средой, имеют большое значение в целостном подходе к личности ребенка.
Однако в ДОУ значение двигательной активности (ДА) как фактора, стимулирующего резервные возможности физического, функционального, двигательного и психического развития детей, учитывается недостаточно. Согласно современным данным, дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой. Более печальная ситуация в группах с нарушениями речи, где основное внимание уделяется развитию и коррекции речевой моторики, психических процессов, а организация самостоятельной ДА детей оставляет желать лучшего.
Повышение ДА ребенка с нарушениями речи возможно при построении такой развивающей предметной и двигательной среды, которая, по Л.С.Выготскому, должна соответствовать « зоне актуального развития» самого слабого и «зоне ближайшего развития» самого сильного ребенка в группе.
Развивающая двигательная среда играет важную роль для укрепления здоровья ребенка, его всестороннего физического и психического развития, а также для реализации потенциальных умственных и двигательных возможностей и стимулирования познавательной и творческой активности.
^
Под термином «общее недоразвитие речи» (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой сторон; при нормальном слухе и интеллекте. У детей с ОНР в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков на слух, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем и, следовательно, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования. Словарный запас отстает от возрастной нормы как по количественным, так и по качественным показателям; оказывается недоразвитой связная речь (В.К. Воробьева, Б.М. Гриншпун, В.П. Глухов, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.). (8. с.5)
В рамках психолого-педагогического подхода Р.Е. Левиной было выделено три уровня речевого развития у детей с речевой патологией:
отсутствие общеупотребительной речи;
начатки общеупотребительной речи;
развернутая речь с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.
Детям с недоразвитием речи наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы.
Этот факт подтверждается анализом анамнестических сведений. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет выполнение движений по словесной и особенно многоступенчатой инструкциям. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, им трудны такие движения, как перекатывания мяча с руки на руку, передачи его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. Типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнении задания. (8. с.16 ) В анализе результатов исследований общей моторики у детей с отклонениями в речевом развитии Герасименко Ю.В отмечает следующие особенности: сниженный интерес к выполнению движений, низкая степень самостоятельности при выполнении двигательных заданий, активное использование помощи взрослого, замедленный темп движений, быстрая утомляемость общая напряженность, скованность, недостаточная согласованность движений рук и ног и др. (1. с.17-21) В качестве причин, обусловливающих трудности выполнения основных движений (ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползанье, бросание, ловля мяча) детьми с низким уровнем двигательного развития, экспериментаторы выделили: нарушение зрительно-моторной координации, нарушение равновесия, низкий уровень выносливости, недостаточность регуляции тонуса мышц конечностей, недостаточность мышечной силы. Недостаточная сформированность у детей с нарушениями речи как наиболее сложных, так и простых форм произвольных движений, рано формирующихся в онтогенезе (ползание, ходьба, прыжки на месте) свидетельствует о нарушении функционирования ЦНС. (1. с.21)
У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук. Это проявляется прежде всего в недостаточной координации пальцев рук (например, при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т. д.).


Дети с большой подвижностью отличаются высокой реактивностью, неуравновешенностью поведения, они чаще других попадают в конфликтные ситуации. Из-за чрезмерной подвижности такие дети не всегда успевают вникнуть в суть игры, в результате чего у них отмечается невысокая степень осознанности своих действий. Как правило, они хорошо выполняют простые упражнения, но избегают движений, требующих точности, сосредоточенности, сдержанности поведения. Движения их резки, быстры, часто бесцельны. Повышенная интенсивность игры вызывает скорое утомление, что сказывается на общем поведении.
Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным, спокойным поведением, умеренной подвижностью. Они эмоциональны, азартны, самостоятельно активны, часто сами становятся инициаторами игр. Движения их обычно уверенные, четкие, целенаправленные.
Малоподвижные дети вялы, пассивны, быстро устают. Они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую большого пространства. Такие дети не решаются вступать в общение со сверстниками, поэтому они нуждаются в постоянной помощи взрослых. Этот недостаток в поведении ребенка чаще всего объясняется слабым двигательным опытом, обусловленным патологией и сформировавшейся привычкой к малоподвижному образу жизни.
Коррекция особенностей моторного развития детей осуществляется путем специальных упражнений и общепринятых способов физического воспитания. Она направлена на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, развитие статической выносливости, упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции, развитие тонких двигательных координаций, необходимых для полноценного становления навыков письма.
^
Двигательная активность является врожденной, жизненно важной потребностью человека, степень удовлетворения которой во многом определяет характер физического развития ребенка. Уровень обменных процессов и формирование органов и систем в каждом возрастном периоде определяются объемом двигательной активности. Существует оптимум для каждого возраста. При двигательной активности в границах ниже оптимума наблюдается задержка роста и развития, снижаются адаптивные возможности организма.
У детей с нарушениями в развитии дефицит движения приводит к выраженным функциональным и морфологическим изменениям. Отмечено, что при гипокинезии (малоподвижности) у детей снижается активность биохимических процессов, ослабевает иммунитет к простудным и инфекционным заболеваниям, сужается диапазон возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой систем, ослабляется нервно-мышечный аппарат, формируются различные дефекты осанки, что приводит к мышечной гипотонии, уменьшению подвижности грудной клетки во всех ее отделах, общему ослаблению организма и снижению жизненного тонуса. (6. с.9) Характерным следствием указанных нарушений в функционировании различных систем и органов является ухудшение физических и психомоторных качеств: координации, точности и быстроты движений, скорости двигательной реакции, подвижности в суставах, равновесия, силы мышц, выносливости и общей работоспособности. Другими словами, организм начинает раньше времени стареть. Здесь уместно вспомнить высказывание русского врача и ученого Е. М. Максимовича-Амбодика: «Тело без движения подобно стоячей воде, которая плесневеет и гниет». . (6. с.9) Единственной мерой предупреждения и ликвидации отрицательных последствий гипокинезии, особенно в условиях логопедических групп является расширение двигательной активности детей, закаливание, широкое применение подвижных игр и игр спортивного характера на свежем воздухе с использованием основных спортивных движений, обеспечивающих оздоровительный, общеукрепляющий эффект. (8. с.152)

Установлено, что на формирование речи влияют такие факторы, как моторика мелких мышц кисти, координационные способности, дыхание, осанка, фонематический слух (т.е. четкое представление ребенком звуковой структуры слова), четкость артикуляции (или звукопроизношения), зрительно-двигательная координация. Для успешной коррекции речевых нарушений недостаточно усилий логопеда, здесь необходимо сочетание элементов речевой подготовки с развитием двигательных способностей детей.
При активном использовании различных видов ДА создаются благоприятные условия для развития тех способностей, от которых зависит формирование правильной речи. Поэтому главными педагогическими задачами в логопедических группах являются следующие:
развивать моторику мелких мышц кисти;
развивать координационные способности;
совершенствовать функцию дыхания в процессе выполнения физических упражнений;
формировать осанку и предупреждать ее нарушение;
развивать устную речь при выполнении физических упражнений;
формировать фонематический слух при помощи физических упражнений в процессе игры;
формировать четкость артикуляции в процессе выполнения физических упражнений;
формировать зрительно-двигательную координацию в процессе выполнения физических упражнений. (6. с. 75)
Таким образом, расширение

^
Физическое воспитание, которому в ДОУ уделяется значительное внимание, направлено на охрану жизни и укрепление здоровья детей, своевременное формирование у них двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств (быстрота, сила, гибкость, выносливость и др.), овладение физическими упражнениями и подвижными играми; воспитание жизнерадостной, жизнестойкой, целеустремленной, волевой, творческой личности.
Решение задач физического воспитания возможно при использовании разных форм организации двигательной деятельности: физкультурные занятия, утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные и спортивные игры, прогулки (как на участке, так и за его пределами), самостоятельная двигательная активность детей, физкультурные досуги, праздники, дни здоровья. (3.с.165) Решению задач физического воспитания способствует создание условий, обеспечивающих подбор и размещение мебели, физкультурного оборудования и инвентаря с учетом педагогических, гигиенических, эстетических требований, предъявляемых к ним, а также нормативных правовых актов (см.: Новые санитарные нормы для школ и дошкольных учреждений). (4. с. 58) Как уже указывалось, для детей с нарушениями речи характерна скованность, плохая переключаемость. Отрицательно сказывается на здоровье детей и то, что немало времени они проводят в сидячем положении. Поэтому многим из них в начале обучения непосильны требования, которые предъявляет программа по физическому воспитанию для детей с нормальным развитием, тем более что в обычных программах не учитываются особенности развития двигательной сферы детей с ОНР.(5.с.53.) В связи с этим важно в I—II периодах обучения уделить серьезное внимание тем видам работы, которые помогли бы детям закрепить моторные навыки, догнать своих сверстников по физическому развитию. Особое место в ряду форм организации двигательной деятельности занимает самостоятельная ДА.
Занимаясь самостоятельно, ребенок сосредоточивает внимание на действиях, ведущих к достижению увлекающей его цели. Добиваясь успешного ее осуществления, он изменяет способы действий, сопоставляя их и выбирая наиболее целесообразные. Следовательно, этот процесс активизирует мысль, проявление настойчивости, целеустремленности. Этот процесс исходит из предварительного ознакомления ребенка с игрой или упражнением при обучении его воспитателем. Однако усвоение и совершенствование двигательных умений может быть самостоятельным. Воспитатель, следя за действиями детей, одному ребенку может предложить правильный способ действий, чтобы не затягивать бесполезные усилия; другому, наоборот, предоставить самостоятельность в решении задачи или даже усложнить задание, чтобы вызвать полезные физические и психические усилия.
Стимулом самостоятельной двигательной деятельности детей всех возрастных групп служит, прежде всего, наличие в группе или на участке различных игрушек, мелких и крупных физкультурных пособий, создание т. н. физкультурного уголка. Поэтому воспитатель, учитывая возрастные и индивидуальные особенности и возможности детей своей группы, предусматривает в ежедневном плане работы использование этих предметов, подбирая их по признаку разнообразия движений и в целях необходимой повторности, закрепления приобретаемых детьми навыков . Для самостоятельной ДА воспитатель подбирает двигательные игрушки, мелкие физкультурные пособия и игры в соответствии с указаниями «Программы воспитания в детском саду». Для упражнений в бросании и метании — мячи различных размеров, мешочки, кольца, разнообразные интересные по конструкции и форме кольцебросы и мячебросы, щиты для метания, обручи, короткие и длинные скакалки, а также трех- и двухколесный велосипеды. Могут быть использованы двигатели с педальным управлением (упряжки, автомашины), способствующие ориентировке в пространстве.(3. С. 203)
Е.Демидова предлагает создавать «полосы препятствий», чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в тоннель и т. п.) (2. с.28) Для детей старших групп, особенно подготовительной, целесообразны игры с элементами спортивных игр — волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, подготавливающие детей к ознакомлению с правилами этих игр и к овладению некоторыми простейшими элементами их в целях подготовки к школе и занятию спортом.
Овладев правильными приемами, дети самостоятельно организуют командные игры с соревнованием. Наблюдая ход игры, воспитатель должен вносить необходимые коррективы. В распоряжение детей необходимо предоставить кегли, серсо, бильбоке, бабки. Вечером или в ненастную погоду могут быть использованы настольные игры, способствующие развитию точности и ловкости движений: «Бирюльки», «Палочки-недотроги», шашки и др. Если дети старшей и подготовительной к школе групп умеют играть в шахматы, развивающие логику и активность мышления, сосредоточенность, целеустремленность, целесообразно поощрять их.
Большое место в самостоятельной деятельности детей должны занимать подвижные игры, они развивают творческую инициативу, организаторские умения, вырабатывают критерии оценки поведения участников и выполнения правил, сближают детей.
^ — одно из самых любимых занятий дошкольников, они предпочитают ее другим формам двигательной активности, т.к. она удовлетворяет естественную потребность в эмоциях, движении и является прекрасным средством самовыражения. И если она правильно подобрана педагогом с учетом возможностей ребят (как физических, так и речевых), с пониманием задач каждого этапа коррекционного процесса при правильном, умелом руководстве со стороны взрослого, то окажет неоценимую помощь в работе с детьми.
Характер подвижной игры, ее содержание должны быть разнообразны. Это может быть сюжетная игра (типа «Поезд», «Самолет») или игра-инсценировка («Теремок»). Возможно проведение подвижных бессюжетных упражнений, игр с предметами (с мячом, бубном, прыгалками). Эти игры дают возможность отработать с ребенком наиболее простые движения (ходьба, бег, прыжки на двух ногах), ребенок учится целенаправленно катать, ловить, бросать сначала большой мяч, потом маленький и т. п., и постепенно подготовить его к овладению более сложными, комбинированными движениями. Подвижные игры, нормализуя моторную функцию ребенка, помогают решить и ряд других коррекционно-воспитательных задач: повышают активность, развивают подражательность, формируют игровые навыки, совершенствуют просодические компоненты речи, поощряют творческую активность детей. (8. 151)
Подвижные игры одновременно помогают успешному формированию речи. Они способствуют также развитию чувства ритма, гармоничности движений, положительно влияют на психологическое состояние детей.
У детей с тяжелой речевой патологией недостаточно сформированы пространственные представления, с трудом формируются не только речевые, но и двигательные стереотипы. Все это требует определенной специфики проведения подвижных игр. Рекомендуется иногда обращаться к игровому материалу, предназначенному детям младшей группы, адаптируя, изменяя его с учетом особенностей работы логопедических групп.(8. С. 153)
Так, прежде чем педагог предложит детям подвижную игру или упражнение с предметом, он должен заблаговременно познакомить их с элементами игры, поупражнять в тех движениях, которые им трудны.
Сам воспитатель принимает активное участие в игре, помогая, подбадривая, отмечая малейшие успехи тех, кто с трудом или частично справляется с заданием. Необходимо проявить терпимость к детям, которые не могут или не понимают и в связи с этим неправильно выполняют задания старшего. Каждый ребенок должен участвовать в игре, выполняя посильные для него игровые действия, по возможности стараясь подражать ведущему и товарищам, выполнять действия вместе с педагогом. Важно, чтобы у детей появилась уверенность в своих силах.
После того, как большинство детей усвоит правила игры и поймет задания ведущего, их можно объединить в группы для проведения игры.
Предлагаемые игры могут сокращаться, дополняться по усмотрению педагогов в зависимости от коррекционных задач каждого периода.
Целенаправленно подобранные подвижные игры развивают у детей с ОНР мелкую моторику, равновесие, координацию и точность движений, улучшают качество внимания, звукопроговаривание, помогают освоению элементарных математических представлений о величине, расстоянии, скорости, весе, объеме, то есть стимулируют развитие физических, психомоторных и интеллектуальных способностей.
Кроме того, игры создают благоприятные условия для приобщения детей с ограниченными функциональными возможностями к систематическим занятиям физическими упражнениями, что является важнейшим фактором интеграции детей в общество здоровых сверстников. Участие педагога в играх, выполнение упражнений вместе с детьми, повышают их интерес к двигательной деятельности. Необходимо поддерживать и поощрять самостоятельность дошкольников в организации подвижных игр и физических упражнений, обеспечивать смену видов деятельности, регулировать нагрузку на детей, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, а также физическую подготовленность. С. Филиппова утверждает, что ДА детей зависит от половых особенностей девочек и мальчиков. Так, например, девочки нуждаются в побуждении в двигательной деятельности, поэтому им требуется организация подвижных игр, а мальчики сами находят развлечения либо сразу присоединяются к организованной двигательной деятельности.(7. с.36)
Таким образом, организуя различные виды ДА, педагог способствует ее оптимизации, осознанному и творческому освоению движений, развитию и коррекции моторной сферы детей с ОНР. А насыщенная двигательная среда является ярким стимулом в повышении ДА.
^
Физкультурный уголок в логопедической группе №3 (старший дошкольный возраст) МДОУ №1 г. Мирный представлен в виде зоны, которая включает в себя:
полку (4 отд.) со спортинвентарем и пособиями;
скамейку;
мягкие модули и обручи.
На полке размещены: 2 кольцеброса с 20 кольцами разных цветов, флажки (18 шт.), бубен, маски для подвижных игр (8 шт.), 2 косынки, кегли (16 шт.), кубики пластмассовые (30 шт.), 1 ракетка, ленты на колечках (14 шт.), «лапти» для подв. игр (12 пар), мячи резиновые (1 большой, 6 маленьких), скакалка, специальные дорожки (3 вида - из палочек, «травка», из пуговиц), массажер «стопа», веревка-канат, буклеты «Подвижные игры» и «Виды спорта». Данному наполнение недостаточно разнообразно и ему требуется корректировка и обновление, т. к. не все виды инвентаря в необходимом количестве (мячи, скакалки, ракетки) и в «рабочем» состоянии (мячи спущены, бубен заклеен скотчем, косынки и флажки выглядят непривлекательно, маскам требуется реставрация). Особо следует отметить, что педагогами создано нетрадиционное оборудование-дорожки, ленты, «лапти».
Расположение предметов соответствует возрасту и росту большинства детей группы (последняя полка на высоте вытянутой руки ребенка), весь инвентарь доступен. (см. Приложение, фото 1)
Размещение физуголка рядом с игровой зоной оправдано: в самостоятельной ДА используется и крупный строительный материал, и мягкие модули. В группе достаточно свободного места для различных видов ДА. (см. Приложение, фото 2-7 )
^
Наблюдение за детьми логопедической группы в МДОУ №1 в течение 3 дней с целью анализа их самостоятельной ДА показало, что ее содержание и организация специфичны вследствие некоторых причин. Так, во 2 половине дня проводится индивидуальная работа воспитателя по заданию логопеда с 4-5 воспитанниками, поэтому ДА остальных детей бывает ограничена. Они заняты «спокойными» играми: шашки, домино, шнуровки и др.
Так же учитывается в группе дозировка ДА, т. к. большая часть детей (10 из 14) гиперактивны, легко возбудимы, расторможены.
Но, несмотря на все перечисленное, у детей присутствует стремление к ДА, они проявляют самостоятельность в выборе инвентаря, подвижных игр и движений. Часто используются дорожки, из которых дети сооружают «полосу препятствий», добавляя к ним модули, крупный строительный материал, кегли. Но движения детей по полосе без руководства воспитателя однообразны – бег, ходьба в одном направлении. (см. Приложение, фото 2, 3)
Также ребята любят играть с веревкой («Удочка»), в кегли, кольцебросы, мяч и обручи. Почти не используются маски (только в играх типа «Догонялки»); совсем не используются флажки, кубики в самостоятельной ДА.
В этой логогруппе для наблюдения были взяты 3 ребенка разной подвижности, данные отражены в таблице 1.
Таблица 1
фамилия, имя ребенка | Время ДА 16:00-19:30 | виды движений, игры | оборудование |
Кирилл (высок. подв.) | 16:20—16:45 18:00—18:15 19:00—19:15 | Бег, отбивание мяча, метание колец, прыжки, ходьба, катание мяча, п\и «Удочка», «Мяч в обруч», полоса препятствий, «Ловишки», «Сбей кегли» (фото 2,4,5,6,7,8) | Мяч, кольцебросы, ленты, маски дорожки, кегли, модули, обруч |
Игорь (сред. подв.) | 16:30—16:45 19:00—19:15 | прыжки, ходьба, катание мяча, п\и «Удочка», «Мяч в обруч»,полоса препятствий, «Сбей кегли» ( фото 2,4.5,6,7,8) | Мяч, обруч, канат, кегли, модули, дорожки |
Настя (мал. подв.) | 16:20—16:35 | Ходьба, «Крутим обруч», «Шашки» (фото 4,8,9) | Шашки, обруч, бубен |
Таким образом, время ДА детей с ОНР старшего возраста колеблется от 20 до 55 минут в течение второй половины дня. Дети высокой подвижности участвуют в ДА совместно с детьми средней подвижности, причем последние берут на себя роли организаторов, ведущих. (см. Приложение, фото 4, 5 )
Виды движений, которые используют дети этой группы, просты, несколько однообразны: бег, ходьба, прыжки на месте, бросание и катание мяча. Это объясняется не только неврологическим статусом диагнозов детей с ОНР, но и специфичными приемами руководства педагогов.
^
В процессе наблюдения за ДА детей с ОНР старшего дошкольного возраста были выявлены следующие приемы руководства педагога по организации деятельности детей в физкультурном уголке:
объяснение (напоминание) правил подвижной игры;
распределение ролей;
создание игровой ситуации;
организация пространства (создание полосы препятствий);
подсказка (использование освоенных видов движений);
руководство игрой;
оценка деятельности (игры);
обеспечение смены видов ДА.
Так, перед проведением подвижной игры педагог поинтересовалась у детей, в какую игру они хотят поиграть; затем напомнила правила выбранной игры «Ловишки с лентами», предложила раздать ленты одному ребенку, по желанию был выбран ловишка. (см. Приложение, фото 6)
Перед игрой «Удочка» (любимая мальчиками этой группы) педагог предложила по считалке выбрать ведущего, затем ему сказала рассказать всем о правилах этой игры. ( фото 5)
Полосу препятствий дети начали выкладывать сами, а педагог предложила сюжет «На поиски принцессы», и подсказала, чем еще можно разнообразить дорожки. Малоподвижную девочку вовлекли в игру с помощью главной роли, но, к сожаленью, она больше стояла, чем двигалась. После окончания игры педагог дала оценку деятельности детей в виде похвалы. ( см. фото 7, 8)
Как уже указывалось, педагоги данной группы соблюдают строгую регулировку двигательной нагрузки от чрезмерного перевозбуждения гиперактивных детей. Но также используют любую возможность для организации ДА детей группы с ОНР (со слов педагогов - посещают физкультурный зал, где стоят различные тренажеры и инвентарь более разнообразен).
Заключение
Ребенок рождается на свет беспомощным, с одной-единственной способностью — всему научиться со временем. Он осваивает непроизвольные движения в процессе жизни, а все произвольные движения возникают у него только в результате обучения.
Обучаясь движениям, дети дошкольного возраста приобретают знания, необходимые для сознательной двигательной деятельности; знакомятся со способами и средствами ее реализации; накапливают опыт творческой двигательной активности. Умение самостоятельно мыслить и действовать дает ребенку возможность реализовать потенциальные природные способности, понять оздоравливающую роль физических упражнений, возможности своего тела. Создание благоприятной психологической обстановки, предметной и двигательной среды побуждает ребенка проявлять ДА, удовлетворять интерес к разнообразным видам движений и потребность в них. Повышение самостоятельной ДА детей может рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья ребенка, улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного потенциала.
Потребность в ДА детей как здоровых, так и с нарушениями в развитии, доказано многими исследованиями. На данный момент требуется разработка программы по физическому воспитанию для детей с ОНР, где будут учтены особенности их двигательной сферы, согласованы нагрузки индивидуальной работы с детьми всех специалистов в пользу всестороннего развития ребенка.
Список использованной литературы
1.Герасименко Ю. В. Исследование состояния общей моторики у детей третьего года жизни с отклонениями в речевом развитии. // Логопед в детском саду.-2005.-№4.-С.17-22.
2.Демидова Е. Организация самостоятельной двигательной активности детей. // Дошкольное воспитание.-2004.-№1.-С.28-33.
3.Кенеман А.В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Учеб. пособие.- М.,1978.-С. 165-203.
4.Методические рекомендации к « Программе воспитания и обучения в детском саду». / Под ред.В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.- М.,2005.-С.58-97. 5. Овчинникова Т. С. Психомоторика дошкольников шести-семи лет с нарушениями речи. // Логопед в детском саду.-2005.-№4.-С. 52-58.
6 Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии / Под ред.Л. В. Шапковой.-СПб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2005.-160
7.Филиппова С. На физкультуру, мальчики! На физкультуру, девочки! // Дошкольное воспитание.-2002.-№6.-С.31-39.
8.Филичева Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.- М.:Айрис-пресс,2005.-224 с.
Скачать файл (188 kb.)