Контрольная работа - Социальная и культурная дезинтеграция российского общества
скачать (83 kb.)
Доступные файлы (1):
1.doc | 83kb. | 01.12.2011 16:42 | ![]() |
содержание
Загрузка...
- Смотрите также:
- Социальная структура общества [ лабораторная работа ]
- Суханова К.Л. Социальная ответственность бизнеса в условиях модернизации российского общества [ документ ]
- Социальная характеристика российских предпринимателей [ лабораторная работа ]
- Интеллигенция и ее роль в развитии российского общества [ реферат ]
- Социальная структура общества [ лабораторная работа ]
- Социальная структура общества [ лабораторная работа ]
- Социальная структура и социальная стратификация [ лекция ]
- Контрольная - Правовая сфера жизни общества [ лабораторная работа ]
- Общество как сложная социальная система [ документ ]
- Социс 2000 №12 [ документ ]
- Казурова О.Ю. Правовая социализация студенческой молодежи в условиях современного российского общества [ документ ]
- по социальной философии [ лекция ]
1.doc
Реклама MarketGid:
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Загрузка...
«Башкирский государственный педагогический университет
им. М.Акмуллы»
Факультет социально- гуманитарный
Специальность: социальная педагогика
Курс 3 ОЗО
Контрольная работа
Социальная и культурная дезинтеграция российского общества.
Уфа 2009
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..….. 3
Основная часть
1. Духовная культура в российском обществе ……………………………………...6
2. Социально-культурные проблемы молодежи как фактор реформирования образовательных систем……………………………………………………………....9
Заключение………………………………………………………………………….…12
Список литературы……………………………………………………………………13
Введение
В последние годы трудно найти страну, которая бы переживала столь стремительные политические, экономические, социальные и культурные изменения, как Россия. В результате радикальных реформ в ней сложилась культурная ситуация, которая не разрешила прежних противоречий, но добавила к ним новые, став еще более уязвимой. Поэтому необходимость в ее позитивной социально-ориентированной трансформации чрезвычайно актуальна, что требует мировоззренческого, методологического обеспечения реформирования этой сферы жизнедеятельности общества.
С течением времени все более становится ясным то, что выход из кризиса возможен только на основе отказа от старых способов мышления и устаревших или слепо заимствованных культурных идеологией - на базе современной методологии, организации социальных процессов, гуманистического мировоззрения, инновационных идей, сформированных с учетом новой реальности. Главная задача сегодня - сохранение самостоятельности и развитие многообразного единства российской культуры.
Заботы о государственной и национальной безопасности являются приоритетными для всех государств, следовательно, и для России, и культура, этот продукт интеллектуальной и вообще духовной деятельности, всегда будет основой в деле защиты интересов государства. Все выдающиеся деятели отечественной культуры были одновременно истинными гражданами и патриотами своей страны и всегда подчеркивали и отстаивали общенациональный и гражданский пафос культуры.
Современное состояние общественной жизни диктует необходимость более углубленной связи между властью и культурой. Такой связи, к сожалению, сейчас нет. Отсюда в значительной степени проистекает большинство проблем и негативных, асоциальных явлений в духовной культуре, которой придается исключительно прикладное, декоративное значение. Понятие «духовная культура» в интерпретации политиков, государственных чиновников сужается до различных жанров искусства, сводится к развлечениям, организации досуга, в то время как духовная культура - предтеча и духовный исток культуры материальной, всего человеческого бытия. Это то, что отличает человека от животного. Сохранение и обеспечение безопасности духовной культуры - необходимое условие, позволяющее России и россиянам отстоять основополагающие принципы, нормы, традиции, уклад, национальное самосознание и культурную самобытность, культурную самоидентификацию, складывавшиеся на всем долгом пути исторического развития. За годы социальных, политических и экономических трансформаций Россия утратила в значительной степени многое из своего культурного достояния, изменились ценностные ориентиры ее граждан прежде всего подрастающих поколений, претерпели изменения международные и внутренние информационно-культурные связи, национальная, традиционная культура народов России испытывает жесткий прессинг извне, со стороны массовой культуры, разрушающей духовный мир человека и традиционные ценности. Некогда целостное российское культурное пространство распадается на отдельные, все менее связанные в культурном отношении сегменты, не объединенные, как прежде, общими ценностями, нормами, а зачастую противостоящие, противоборствующие в культурном, духовном смысле друг другу.
^
Культура оказывает решающее воздействие на формирование личности человека. Без ее влияния невозможно не только его гармоническое развитие, но и полноценное включение в общественный процесс, созидательную деятельность на благо государства и общества.
Особенно влияние культуры, всех форм ее воздействия на духовную жизнь общества в целом и конкретно взятую личность усиливается в переходные периоды развития того или иного общества, в периоды смены векторов, парадигм и целей развития. Такой период в своей истории переживает сейчас наша страна. Драматический переход России в совершенно иную парадигму развития сделал исключительно актуальной проблему глубокого исторического, философского, социологического осмысления пройденного пути, нынешнего состояния и перспектив движения к демократическому, информационному обществу, к правовому, социальному государству. Эта потребность находит свое отражение, прежде всего, в переосмыслении роли, места и возможностей культуры в социализации и духовном воспитании современной молодежи, в поисках его цели и смысла жизни в условиях всеобщей нестабильности и духовного хаоса.
Складывающееся в стране на сегодняшний день положение в области социально-культурной политики и духовном воспитании молодежи ни в какой степени нельзя характеризовать как благополучное. Несмотря на ряд мер, предпринятых в последние годы в сфере социально-культурной политики и духовном воспитании молодежи, в стране по-прежнему действуют разрушительные тенденции, которые сформировались за предыдущие 15 лет.
Продолжается процесс вымывания национальных духовных традиций, деградации культурного сознания подрастающих поколений.
Причины этих явлений разнообразны и многочисленны: экономические, политические, социальные, исторические, экологические, семейно-бытовые и пр. Но главное все-таки, как нам представляется - это отсутствие целостной целенаправленной государственной социально-культурной и воспитательной политики с населением страны в целом, особенно с молодежью, в особенности политики, рассчитанной на длительную перспективу и отвечающей потребностям не элитарной части общества, а всего народа, истинно национальным интересам.
В области экономики продолжается процесс приватизации остатков государственной и общественной собственности, сопровождающийся ростом безработицы, инфляцией цен, утратой населением остатков социальных гарантий, дальнейшим снижением трудовой мотивации и переориентацией сознания молодежи с коллективистского на индивидуалистическое, с преобладанием в индивидуальном сознании ориентиров на материальное обогащение, вседозволенность, авантюризм, культ силы и денег.
В социально-политической сфере продолжается изменение социально-классовой структуры общества, растет социальное расслоение населения по уровню доходов и характеру потребления. Бедные становятся все беднее, богатые - богаче. Столица страны Москва вошла в число мировых лидеров по количеству проживающих в ней самых богатых людей мира. В обществе продолжается неоднозначный, болезненный процесс становления политических партий и демократических институтов.
Продолжаются разрушительные процессы в социально - культурной сфере и в области духовного воспитания. Под видом деиделогизации и свободного обмена ценностями культуры в стране идет широчайшим фронтом процесс распространения масскультуры. Молодежная культура все более утрачивает общекультурные, духовные характеристики, становится все более экстремальной и агрессивной по отношению к внешнему миру и к старшим поколениям. Основными чертами молодежной культуры и искусства становится дегуманизация и демонизация. Нарушается процесс исторической преемственности культур. Извечный конфликт поколений в российском обществе трансформировался в настоящую «войну поколений», разобщенность поколений, утрату национальных традиций, их преемственности.
С переходом на рыночную экономику и утверждением в России «дикого рынка» незащищенные слои населения из «тепличных условий» советского времени окунулись в «ледяную воду» безразличия к ним со стороны государства, лишились всех социальных гарантий, потеряли практически всё. Молодые люди из-за развала экономики оказались без работы, без жилья, без перспектив на будущее. Невозможность удовлетворить потребности за счет добросовестного и честного труда формирует у одних неуверенность в себе, у других - циничное отношение к жизни, установку — «деньги не пахнут», способствует преступному поведению, росту криминала. С распадом СССР российское общество широко открылось для информационного обмена, что принесло как положительные, так и отрицательные последствия. Расширение информационных потоков как внутри страны, так и в международном плане положило начало процессу так называемой западной культурной экспансии. Начался никем ничем не сдерживаемый процесс американизации и западнизации не только духовной сферы, но и всего образа жизни.
Основными проводниками и пропагандистами западной массовой культуры, западного образа жизни выступили демократические средства массовой информации - телевидение, радио, периодическая печать, а также многочисленные зарубежные организации и фонды. Под флагом деиделогизации и борьбы с коммунизмом и коммунистическим идеалом развернулась небывалая в истории дискредитация традиционных духовных ценностей русской национальной культуры и национальных культур народов, населяющих территорию России.
Гибель государства и разложение нации, как показывает история, всегда связаны с разрушением основ культуры и духовности, внедрением ложных идей, уничтожением моральных принципов, подменой ценностей, что лишает возможности формировать адекватный ответ историческим и геополитическим вызовам, обеспечить безопасность не только духовную и культурную, но и военную.
Сегодня духовную угрозу информационно-культурному пространству России несет целый ряд факторов, среди которых: интенсивные модернизационные процессы, некритичное заимствование извне и насильственное внедрение экономических, политических и культурных моделей, разрушение базовых ценностей христианской культуры и экспансия нетрадиционных религий, манипулирование с помощью СМИ общественным сознанием, целенаправленное навязывание асоциальных и противоправных эталонов поведения и стилей жизни.
Современный духовно-нравственный кризис человека, протекающий в форме перманентной внутривидовой войны людей за выживание и человеческое развитие, - это не что иное, как системный кризис нашего видового развития. Этим кризисом охвачены не только каждый из нас, индивидов, составляющих систему уже мировых общественных отношений, но и сам способ организации жизни на всех уровнях ее регуляции. Сердцевину этого кризиса образует кризис способа духовной и интеллектуальной организации как государственных и общественных структур управления, так и каждой человеческой личности. Именно поэтому проблемы общественной безопасности обступают нас со всех сторон и в различных аспектах, а мы вынуждены их решать буквально по всем параметрам обеспечения своего существования и развития. Рассмотрение безопасности общества через призму духовной культуры позволяет выявить не только различные комплексы социокультурных взаимосвязей и дает возможность воссоздать целостную картину общественного развития, но и помогает объяснить многие противоречивые процессы в современной социальной и духовной жизни России. В связи с этим духовная, культурная безопасность является особым предметом, которым пора серьезно озаботить наше общественное сознание. Необходимо найти спасительные для разума пути преодоления системного кризиса.
Исследование процессов развития мировой культуры и культур разных народов ведется уже на протяжении трех столетий. Однако и сегодня знания в этой важнейшей для развития человечества области разрозненны, исследования философов, социологов, культурологов, искусствоведов трудно сопоставимы. Та же ситуация и с исследованием российской культуры, которая является основой развития общественных процессов и во многом, иногда в решающей степени, зависит от состояния коллективной памяти общества, которая и задает определенные стандарты миропонимания. Однако эти стандарты изменяются под воздействием множества различных факторов и в зависимости от этого одни и те же события прошлого и настоящего воспринимаются по-разному, часто получая совершенно противоположные оценки и толкования. Современная российская культура в целом и культура отдельно взятой личности в решающей степени зависят от того, какие культурные артефакты и образцы предлагают им средства массовой информации и коммуникации, какие политические, экономические, культурные и прочие цели и задачи при этом ставят они перед собой.
^
Россия переживает переходный этап своей истории. Меняется культурная ориентация общества. Прежние механизмы поддержания культуры либо разрушены, либо не могут функционировать в новых условиях, а новые механизмы в полной мере не сформированы. Культурная ситуация в России оценивается неоднозначно, она полна противоречий и проблем.
В последние годы заметен спад традиционных форм культурной активности людей. Не менее важно и другое — общество переживает глубокий ценностный кризис. Одни связывают его с «утратой чувства общенациональной перспективы», по мнению других — американская массовая культура вытесняет традиционную советскую культуру. Не обходится без привычного российского черно-белого видения мира, с амплитудой движения от одной крайности («авангард человечества») до другой («все пропало»). Возникающий ценностный, культурный вакуум рождает нигилизм, способный лишь на потрясения и сокрушение. Кризис затрагивает ценностно-мотивационную сферу культуры. Традиционные ценности и идеалы перестают убеждать и воодушевлять. Ощущается апатия, утрачивается смысл жизни и культурная инициатива.
Кризис культуры не ограничивается сферой науки, образования, искусства. Он проявляется и в культуре обыденной жизни, в низком уровне цивилизованности, в упадке трудовой этики, растущей агрессивности, росте преступности, в массовой притерпелости людей к безобразиям, ненормальностям жизни, «беспределу».
Но самым глубинным проявлением этого кризиса выступает деформация личности — становление «человека массового». Такая личность полностью включена в конкретную социальную среду, подчинена достижению внешних, статусных, престижных целей. Она ощущает себя не как «самость», «Я», а как частица различных общностей (в крайнем выражении — как винтик Системы). Ей присуща готовность идти на все (вплоть до самопожертвования) ради достижения общих целей.
Духовно-нравственный кризис современного российского общества наиболее болезненно проявляется в молодежной среде. Социологи выделяют как ключевую характеристику этого кризиса бездуховность молодежи:
неспособность объяснить и понять многогранность и сложность происходящих в обществе процессов, их мистификация и религизация;
тотальное подавление интеллекта и творчества, что порождает пренебрежительное отношение к знаниям, науке и образованию;
распространение негативных стилей экономического поведения («стяжательский», «эксплуатирующий», «торгово-меновой»);
мифологизация и фетишизация массового молодежного сознания;
пренебрежительное отношение к истории и культуре России.
Однако кризис точнее было бы понимать не как упадок всего и вся, а как исчерпанность возможностей определенного развития, прежней социокультурной системы. Обновление культуры — это в значительной мере процесс смены типов актуальной культуры.
Смена типов культуры связана с переоценкой ценностей. Процесс переоценки ценностей — трудный, противоречивый, болезненный. Часто переоценка реализуется не в изменении подходов, методологии и стиля мышления, а в смене знаков: то, что еще вчера было предметом поклонения, сегодня просто отбрасывается. Одни стереотипы и мифы распадаются, на смену им приходит не свобод ное сознание, а новая мифология -
До недавних пор культура в нашей стране развивалась как бы в одном измерении, оставаясь компонентом тоталитарной политики. Сегодня перед ней открываются и новые перспективы, и новые опасности. На смену идеологическому диктату приходит диктат коммерческий. Противоречивость этого процесса особенно сказывается в изменении моделей организации культуры. За последние годы заметно ослаб бюрократический надзор за культурой. Но практически и развалилась централизованная система государственного распространения признанных ценностей, образцов (Госиздат, кинопрокат). Вместе с тем открылись десятки новых издательств, выходят сотни новых газет и десятки новых журналов, альманахов, в том числе и специализированных — от философских и социологических до предпринимательских. Формируется новая культура видеофильмов, опирающаяся на развитую сеть салонов, домашних видеомагнитофонов или кабельное телевидение.
Для многих понятия «культура» и «рынок» представляются антиподами. Во всех экономических системах содержит культуру материально, морально ее стимулирует, прежде всего, государство. Но в условиях рынка делать это гораздо лучше. Да, лучше, хотя, казалось бы, наш опыт это не подтверждает. Серьезное искусство, фундаментальная наука, т.е. ядро культуры, жить на свои доходы, да и просто быть самоокупаемой не могут. Это в развитых странах поняли давно. И результаты развития культуры там, где надежно действуют механизмы цивилизованного рынка, несравненно выше наших. Они финансируют культуру не только потому, что она приносит доходы. Может быть, и богаты они потому, что десятилетиями вкладывали капиталы в культуру, понимая, что это — путь к богатству. Острота проблемы в том, что наше общество, государство крайне медленно осознают: культура в значительной мере определяет, быть государству сильным или слабым. Следует, однако, помнить, что рынок не цель, а средство развития цивилизованного общества, качественного воспроизводства человека. Важно умение и желание поддержать, укрепить культуру, подготовить ее к массовому восприятию. Рынок для культуры — это зритель, читатель, слушатель. Тот, для кого она существует. Рынок может быть благотворен для культуры не только как источник материальной поддержки, но и как инструмент ее общественной оценки.
Заключение.
В российском обществе сложилась ситуация, при которой молодежь оказалась перед альтернативой выбора, ее внутренний мир, духовные запросы раздваиваются, мечутся в поисках правильного пути, выбора между тем, к чему зовут традиции, нормы морали, родители (большая их часть), педагоги, и тем, что предлагает новая окружающая социальная действительность, массированная пропаганда и реклама - между добром и злом, добродетелью и пороком, здоровым духовно и физически образом жизни и гибельным путем удовлетворения элементарных и низменных инстинктов, поиска наслаждений, удовлетворения потребительских интересов. Именно такой путь предлагает им общество потребления, одновременно заманивая сверкающими рекламами и витринами и обманывая, представляя возможность удовлетворения этих инстинктов лишь избранным, не лучшим, недостойным, талантливым, умным, трудолюбивым, целеустремленным, а худшим, циничным, эгоистичным, авантюрным, презирающим подлинные ценности, нормы морали и закона. В результате - большая часть населения оказывается не включенной в активные созидательные процессы, обездоленной духовно и материально, выброшенной на обочину жизни. Все это свидетельствует о том, сколь велика сегодня опасность утраты страной национальных и духовных ценностей, своего сформированного веками национального менталитета вследствие повсеместного подражательства Западу, бездумного копирования наихудших элементов западного образа жизни и поведения.
Социологические исследования показывают, что в современном российском обществе достаточно значительна потребность в знаниях, информации, а также в формировании своего эстетического и этического видения мира, потребность в общении, а также в определенных средствах удовлетворения своих вкусов и наклонностей.

1. Джерелиевская И.К. Социальные отношения и социальный порядок – продукт культуры // Социально-гуманитарные знания №3 -2008 - 38-55 с.
2. Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. - М., 2004 – 456 с.
3. Культурные вопросы населения и оптимизация управления деятельностью учреждений культуры. Информационно-аналитические материалы социиологического исследования - М., 2005 – 112 с.
4. Миронов А.В. Кризис духовных ценностей на социокультурном пространстве
современной России - // Социально-гуманитарные знания №4 -2007 - 38-55 с.
5. Сергеев В.В. О безопасности духовной культуры в российском обществе // Социально- гуманитарные знания №3 -2007 - 43-56 с.
6. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика - М., 2006 – 1176 с.
7. Социология в России / под редакцией В.Л.Ядова. – 2-е изд., испр. и доп. - М., 1998 – 696 с.
8. Социология: учебник для вузов/ под редакцией В.Н.Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп.
– М., 2005 – 448 с.
9. Социология и вызовы современной социо-культурной динамики // Социологические исследования №8 – 2004 - 3-11 с.
Скачать файл (83 kb.)