Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции по этике и эстетике. Краткий конспект - файл 1.doc


Лекции по этике и эстетике. Краткий конспект
скачать (387.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc388kb.01.12.2011 16:44скачать

содержание

1.doc

  1   2   3




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ПРИАЗОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

доцент, к.филос.н. Ю.С. Сабадаш

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ «ЭТИКА И ЭСТЕТИКА»

Для студентов всех форм обучения


Мариуполь - 2007


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ПРИАЗОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

доцент, к.филос.н. Ю.С.Сабадаш
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ «ЭТИКА И ЭСТЕТИКА»
Для студентов всех форм обучения

Мариуполь - 2007

УДК 296 – 41 : 18 (076.5)

Сабадаш Ю.С. Конспект лекций по курсу «Этика и эстетика» (для студентов всех форм обучения). /Автор-составитель Ю.С. Сабадаш. – 2-е изд. перер. и доп. – Мариуполь: ПГТУ, 2007. – 55с.

Данное методическое пособие содержит краткий конспект лекций к основным темам по дисциплине «Этика и эстетика», тесты и вопросы для самоконтроля.

Составитель: доц., к.филос.н. Ю.С.Сабадаш

Рецензент: доц., к.пед.н. Попович Е.В.

Ответственный за выпуск заведующий кафедры философских наук:

доц., к.филос.н. А.П.Афонов

Утверждено на заседании кафедры философских наук:

протокол № 13 от 14 марта 2007г.
Утверждено на заседании методической комиссии инженерно-педагогического факультета

протокол № 3 от 10 апреля 2007 г.


СОДЕРЖАНИЕ


  1. ^ КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ОСНОВНЫМ ТЕМАМ:

Тема 1: Происхождение и содержание терминов «этика», «мораль», «нравственность».

Тема 2: Предмет этики.

Тема 3: Структура этического значения. Основные категории.

^ Тема 4: Функции морали.

Тема 5: Мораль в рабовладельческом обществе, античная философия.

Тема 6: Индивидуалистически ориентированные этические учения античной эпохи.

Тема 7: Этический субъективизм в эпоху античности.

^ Тема 8: Корпоративная мораль Средневековья.

Тема 9: Философско-этическая мысль эпохи Возрождения (итальянские гуманисты).

Тема 10: Мораль буржуазного общества, ее особенности.

Тема 11: Развитие этической мысли Нового и Новейшего времени.

^ Тема 12: Учителя человечества. Конфуций.

Тема 13: Учителя человечества. Будда.

Тема 14: Учителя человечества. Иисус Христос.

Тема 15: Учителя человечества. Мухаммед.

^ Тема 16: Категории этики. Идеал.

Тема 17: Категории этики. Совесть.

Тема 18: Эстетика как наука.

Тема 19: Категории эстетики.

  1. ^ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ СТУДЕНТОВ.

  2. ТЕСТЫ.

  3. СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.



I. КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ОСНОВНЫМ ТЕМАМ.
Тема 1: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ТЕРМИНОВ «ЭТИКА», «МОРАЛЬ», «НРАВСТВЕННОСТЬ».

  1. Происхождение терминов.

  2. Содержание терминов.

    1. Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «этос» - дом, гнездо. Аристотель ввел термин «этический» для обозначения душевный качеств, свойств характера человека – этических добродетелей.

Этические добродетели следует отличать от:

  • природных аффектов – свойств тела (страх и т.п.);

  • дианоэтических добродетелей – свойств ума (память и т.п.).

Этикой Аристотель называл:

  • совокупность этических добродетелей;

  • особую науку, область философского знания.

Латинские аналоги греческих терминов (перевод сделал Цицерон):

  • moralis – моральный (этический);

  • moralitas – мораль (этика);

  • моральная философия (этика как область знания).

Важнейшим условием выживания человечества является саморегуляция общества, которая заключается в:

  • согласовании интересов людей, их действий;

  • определении обязанностей людей перед другими членами общества;

  • соблюдение определенных норм поведения и т.д.

В процессе исторического развития взаимные обязанности членов общества осмысливались людьми (развивалось моральное сознание) и получили теоретическое обоснование. Первая систематическая работа – «Никомахова этика» - была написана Аристотелем в IV в. до н.э.

Большинство этических учений античной эпохи существовало в виде практических моральных наставлений и философских дискуссий.


    1. В общекультурной лексике слова «этика», «мораль», «нравственность» взаимозаменяемы.

В этике как области знания за ними закреплен следующий смысл:

      • этика – наука, область знания;

      • мораль (нравственность) – предмет, изучаемый этикой.

Наиболее распространенными являются следующие толкования категорий этики:

  • мораль – субъективные оценки индивидами своей деятельности; нормы обыденного поведения людей;

  • нравственность – объективные оценки поступков людей; высокие принципы (например, библейские заповеди).

Однако до сих пор не выработано устойчивых, общезначимых определений этих понятий.

Несмотря на то, что этика – устойчивая система знаний, она предусматривает выбор индивидуальной позиции по той или иной проблеме. Явления, осмысливаемые этикой, чрезвычайно сложны и многогранны. Большинство этических проблем носит дискуссионный характер.


Тема 2: ПРЕДМЕТ ЭТИКИ.

  1. Мораль. Концепции ее происхождения.

  2. Варианты структуры морали.

  1. Этика – наука, область знания, предметом которой является мораль. Основными условиями существования и развития человеческого сообщества являются:

    • гармонизация структуры общества;

    • согласование интересов членов общества, их действий;

    • определение взаимных обязанностей членов общества и т.д.

В ходе исторического развития общества нормы поведения людей, их взаимные обязанности приняли устойчивые формы, осмысливались людьми, становились предметом нравственного сознания, получали теоретическое обоснование.

Мораль – это:

  • совокупность норм, правил поведения людей (реализуется в их поступках);

  • универсальная форма отношений людей в обществе.

Выделяют три типа теорий происхождения морали.

Идеалистические, креационистские концепции морали, которые включают представления о:

  • божественном происхождении морали (религиозная мораль);

  • «априорной сущности» морали (идеи И.Канта);

  • «абсолютной идеальной заданности морали» (Платон) и др.

Согласно данной концепции мораль имеет трансцедентальную заданность и не зависит от психических или физических свойств людей. Следовательно, этика не пересекается с науками, изучающими человека.

Натуралистические (гуманистические) концепции утверждают:

  • биологическую заданность нравственных свойств людей;

  • эволюционное происхождение морали (в процессе развития человека).

Натуралистическая этика взаимосвязана с психологией, антропологией и другими науками, изучающими человека. Сторонниками натуралистических концепций были Л.Фейербах (XIX в.), Э.Фромм (ХХв.).

Социально-исторические концепции морали включают в себя различные вариации:

  • теорию антропосоциогенеза;

  • диалектико-материалистическую теорию этики;

  • теории, основанные на принципе историзма в развитии морали.




  1. Структура морали. Существуют разные подходы к рассмотрению структуры морали:

    • нормативный (изучение морали как системы предписаний);

    • философский;

    • личностный (изучение морального сознания индивида);

    • биологический (изучение предпосылок нравственности на природном уровне);

    • социологический (изучение роли морали в обществе);

    • психологический (изучение психологических механизмов морали).

Элементами структуры морали являются:

  • сознание (убеждения, намерения и пр.);

  • деятельность (поступки);

  • взаимоотношения между сознанием и деятельностью;

  • нравственные нормы (простейшая форма утверждений, например 7 библейских заповедей и т.п.);

  • нравственные качества человека (добродетели), которые проявляются в его поступках;

  • нравственные принципы, составляющие моральную ориентацию человека (эгоизм, альтруизм и т.п.);

  • нравственные идеалы (цель развития личности);

  • высшие моральные ценности (свобода, счастье и т.п.), общечеловеческие моральные ориентиры.

Нравственные представления людей историчны (зависят от жизни общества, его культуры в данное время) и переменчивы (меняются на каждом этапе исторического развития общества).

Тема 3: СТРУКТУРА ЭТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ.

  1. Структура этики. Моральное сознание и практика.

  2. Законы морали.

  3. Категории этики.

  1. Основные составляющие этики:

    • содержание этики, общая теория морали;

    • теоретическое обоснование развития морали, этические учения.

Содержание общей теории морали (ее предмет):

  • сущность нравственности;

  • индивидуальная и общественная заданность нравственности;

  • развитие ценностных ориентиров.

Многочисленные этические учения различают по их мировоззренческой основе и определению природы морали.

Элементами структуры этического знания являются совокупность моральных качеств личности, а также моральные нормы общественной жизни.

Эти элементы выражаются в таких понятиях, как:

  • моральное сознание;

  • моральная практика;

  • законы нравственности;

  • категории этики.

Моральное сознание человека социально (реализуется в системе общественных отношений) и выражается в:

  • теоретическом осмыслении нравственных норм и правил;

  • субъективном обосновании нравственности (понимание человеком моральных норм, его моральные чувства);

  • оценке явлений окружающей действительности;

  • нравственном сопереживании и т.п.

Моральное сознание человека неразрывно с его моральной практикой. Основной формой моральной практики являются моральные отношения.

Моральные отношения реализуются в моральных действиях (поступках), которые составляют нравственное поведение людей.

Моральные действия могут быть сознательными и интуитивно-чувственными.
2. Важным элементом структуры этического знания являются законы морали. Оно одновременно:

  • объективны, универсальны, общезначимы, подчиняют все процессы жизни общества;

  • субъективны, являются осознанным и добровольным выбором каждого человека.


3. Категории этики определяют:

  • цели развития человека и общества;

  • универсальные значения нравственности и т.п. (понятия «добро», «справедливость», «счастье» и т.д.);

  • содержание морального сознания индивидов (понятия «честь», «совесть» и др.).

Другие категории фиксируют отрицательные нравственные принципы (общее понятие «зло»).

Категория «добро» - системообразующее начало нравственных понятий и этического знания.

Категория нравственного долга выражает индивидуальное проявление добра и мотив нравственных поступков.

Категории «честь», «совесть» и т.п. раскрывают содержание моральной заданности человека.

Тема 4: ФУНКЦИИ МОРАЛИ.


  1. Воспитательная

  2. Ценностно-ориентирующая

  3. Коммуникативная

  4. Познавательная

  5. Регулятивная

  6. Гуманизирующая




  1. К основным функциям морали относится воспитательная функция, которая заключается в:

    • формировании у ребенка нравственных установок, привычек, внушении моральных запретов;

    • самовоспитании взрослого человека (на протяжении всей жизни), осознанном выборе нравственных ориентиров.

Воспитательные функции могут выполнять не только люди, но и средства массовой информации, литература, искусство, взаимоотношения окружающих людей.

  1. Ценностно-ориентирующая функция. Мораль играет важнейшую роль в развитии личности, дает нравственную ориентацию личности (установка на «добро»).




  1. Коммуникативная функция морали состоит в:

  • ритуализации человеческого общения, создании его нормативов (этикет и пр.);

  • гуманизации общения, стремлении сделать общение максимально приятным для всех сторон (ориентация на добро в общении).




  1. Познавательная функция морали заключается в том, что она является средством познания внутреннего мира человека, дает человеку этические познания, помогающие ему решать моральные вопросы, управлять своим поведением, чувствами и т.д.




  1. Регулятивная функция морали (является самой важной функцией) заключается в регуляции поведения людей и общества в целом посредством:

  • Ограничения негативных устремлений людей;

  • Саморегуляции индивида и социальной среды;

  • Управления общественными отношениями;

  • Воплощения в жизнь гуманистических норм морали и т.д.

Регулятивная функция «высокой морали» является тенденцией, устремлением. Реальную регуляцию осуществляет синтез общечеловеческих нравственных представлений и социально-конкретных представлений.

Мораль регулирует поведение и взаимоотношения людей при помощи одобрения или порицания со стороны общественного мнения и моральной самооценки личности.


  1. Гуманизирующая функция заключается в:

  • стремлении морали совершенствовать человека;

  • обязательности нравственных правил для всех людей, их равенстве и т.д.



Тема 5: МОРАЛЬ В РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ,

^ АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

  1. Мораль классового общества

  2. Философия античной эпохи

  1. В классовом обществе произошла смена коллективной морали на мораль классового общества. Этика формировалась путем:

    • приспособления старых норм и принципов морали к новым социальным условиям;

    • создания норм и принципов, соответствующих рабовладельческому обществу.

Можно выделить мораль:

  • господствующего класса, свободных людей;

  • рабов.

Единая мораль, отстаивающая интересы угнетаемого класса, не была сформирована вследствие разобщенности рабов, их принадлежности к разным национальностям (языковой барьер и т.п.).

Рабы приравнивались к рабочим животным. Считалось, что рабам не присущи положительные моральные качества.

Мораль господствующего класса была признана главенствующей в обществе. Нормы и ценности, отражающие интересы рабовладельцев, преподносилось как всеобщие.


  1. В начале своего становления этика была тесно связана с философией. Основой философии была так называемая предфилософия – единство знания, мифологии и обыденного сознания, осмысления нравственных проблем.

Философия возникла в 1-й половине I тыс.до н.э. в Китае, Индии и Греции как «мировоззренческое мышление», распространение мышления на все мироздания. В круг вопросов философии входили и вопросы нравственности.

Особенности философии Востока и Запада:

  • Философия Индии была частью мифологического мировоззрения;

  • Философия Китая была тесно связана с обыденным, нравственным сознанием;

  • Философия Древней Греции была отделена от предфилософии.

Эти различия были обусловлены разным соотношением элементов предфилософии, национальными особенностями, спецификой способов производства и др.

В философии Древней Греции:

  • формулируются основные общие понятия;

  • преодолевается синкретизм мышления (единство преданий, символики, образов-архетипов);

  • начинается отделение от мифологических представлений.

В античной философии и этике были поставлены важнейшие этические проблемы (место человека в мире, противоречие интересов индивида и общества и т.п.), намечены варианты решения этих проблем, возникли почти все типы мировоззрения, которые развивались в последующие эпохи.

Характеристики античной этики:

  • понимание моральности (мышления, поведения) как разумности;

  • ориентация этики на человека («Человек есть мера всех вещей». Протагор);

  • провозглашение нравственной самооценности и суверенности личности;

  • стремление к достижению гармонии (в душе человека, в обществе).


Тема 6: ИНДИВИДУАЛИСТИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ АНТИЧНОЙ ЭПОХИ

  1. Софизм

  2. Абсолютизм

  3. Киники

  4. Идеализм Платона

  5. Этика Аристотеля

  1. Одним из учений античной этики был софизм (V-VI вв. до н.э.). Софисты (Протагор, Горгий, Антифонт);

    • отрицали безусловность и общезначимость морали, ее догматизм;

    • провозглашали ценность человека, его моральный релятивизм (наличие у каждого индивида своих моральных представлений);

    • считали добродетелями все достоинства человека (ум, профессионализм и т.п.);

    • считали справедливым все, что приносит пользу (утилитаризм).




  1. Противником софистов был Сократ (469-399 гг. до н.э.), провозгласивший абсолютизм морали (догматизм, ригоризм). Основные положения этики Сократа:

  • единство морали и права («…Что законно, то и справедливо», справедливо все то, что предписано государством);

  • ограниченность моральных оценок людей («Человек знает то, что ничего не знает»);

  • главное в морали – добродетели (мудрость, справедливость, умеренность, мужество);

  • мудрость является важнейшей добродетелью, с ее помощью достигается цель жизни.

Сократ был основоположником эвдемонистической традиции. Он считал, что:

  • высшее благо для человека – достижение счастья;

  • счастьем является разумная моральная жизнь;

  • задача этики – сделать человека моральным (то есть счастливым);

  • основой моральности является знание (любая добродетель – это вид знания);

  • моральные ценности осуществляют регулятивные функции только тогда, когда осмыслены человеком.




  1. Противниками гедонизма были киники (циники) Антисфен (435-375 гг. до н.э.) и Диоген Синопский (?-300 г. До н.э.). Они провозглашали:

  • аскетический образ жизни как цель деятельности человека;

  • отрицание удовольствий и элементарных удобств;

  • приоритет духовных ценностей;

  • духовную свободу как высшее благо, презрение к ценностям общества («свобода от общества»);

  • законы природы как законы общества и т.д.

Идея нравственной свободы была доведена до крайности. Позиция киников привела к отрицанию элементарных моральных норм общества.
^ 4. Ученик Сократа Платон (427-327 гг. до н.э.) развивал идеи своего учителя, систематизировал этические идеи на объективно-идеалистической основе.

Согласно Платону мир дуалистичен. Он включает в себя:

  • мир явлений (видимый мир);

  • гармоничный мир вечных идей – эйдосов (в нем пребывают души людей до рождения в видимом мире). Идеи являются прообразами всего существующего в видимом мире.

Составляющие концепции Платона.

  • Индивидуальная этика – учение о совершенствовании человека (нравственном, интеллектуальном), гармонизации души человека. Платон считал, что смысл жизни человека заключается в приближении к миру идей путем самосовершенствования.

Добродетели основаны на сторонах души человека:

    • Мудрость (разумная сторона);

    • Мужество (волевая сторона);

    • Умеренность (аффективная сторона).

Добродетели являются врожденными качествами, душа человека вспоминанием то, что знала до рождения.

      • Социальная этика. В утопическом трактате «Государство» Платон обосновывает моральную иерархию, которая соответствует иерархии социальной.

Каждая добродетель присуща тому или иному сословию:

        • мудрость – правителям;

        • мужество – воинам;

        • умеренность – крестьянам и ремесленникам;

        • справедливость является добродетелью государства (но не качеством личности), реализуется с помощью жесткой политической иерархии;

        • рабы лишены добродетелей вообще.

Платон утверждал приоритет социальной гармонии. Интересы индивида отходят на задний план. Нравственность индивида должна быть социально значимой. Человек согласно Платону становится нравственным тогда, когда подчиняет свою жизнь интересам общества в целом.

В труде «Законы» Платон утверждал, что добродетель народа является истинной, она присуща правителям. Мудрец, философ должен стремиться к выходу за пределы чувственного мира, воссоединению с миром вечных идей.
5. Аристотель (384-322гг. до н.э.) из города Стагира:

      • ввел термин «этика»;

      • классифицировал этические понятия;

      • обосновал этику как систему научного знания;

      • написал первые этические труды «Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика»;

      • обобщил этические взгляды предшественников в синтетическую теорию морали;

      • сформулировал основные проблемы этики и т.д.

Согласно Аристотелю этика – это прикладная наука, изучающая нравственность, добродетели, цель которой – сделать человека моральным (а значит, счастливым).

Этике Аристотеля присущ эвдемонизм: высшая цель человека – блаженство, счастье, которое заключается в разумной деятельности (благо – не только результат морального действия, но и само действие), чувстве удовлетворения от моральной деятельности.

Аристотелю чужд идеализм Платона. Он считал, что человек должен обрести счастье в эмпирическом, видимом мире. Поэтому задачами этики являются: дать человеку моральные знания, научить его моральному поведению.

Аристотель утверждал, что добродетели:

  • являются не врожденными, а благоприобретенными в процессе воспитания качествами;

  • в основе имеют природные страсти (страх и т.п.), которые морально нейтральны;

  • возникают тогда, когда человек дает оценку страстям.

Воспитание, по Аристотелю, - борьба с крайностями в проявлении страстей. Добродетель – это «золотая середина» между крайностями. Например, добродетель – щедрость, крайности – скупость и мотовство – добродетелями не являются.

Главная добродетель – справедливость. Аристотель выделял справедливость:

  • распределяющую (политическую): разделение благ соответственно достоинству людей;

  • уравнивающую (экономическую).

«…Мерило достоинства…граждане демократии видят…в свободе, олигархия – в богатстве, аристократия – в добродетели» (Аристотель).

Согласно Аристотелю человек способен достичь счастья, только руководствуясь разумом.

Аристотель разделял добродетели на дианоэтические (интеллектуальные) и этические (волевые). Истинно нравственным поведение является тогда, когда разум согласован с чувствами (единство этических и дианоэтических добродетелей).

Поступки могут быть:

  • добровольными, преднамеренными – их характеризуют наличие мотивов, сознательный выбор. Только добровольные поступки можно оценивать этически (одобрять или порицать);

  • недобровольными, которые совершаются без свободного волеизъявления (могут вызывать сочувствие и т.п.).

Аристотель считал, что гармония во взаимоотношениях человека и общества возможна при выполнении следующих условий:

    • со стороны индивида – разумно ограничивать потребности, ориентироваться на общественное благо;

    • со стороны государства – защищать интересы граждан, учитывать потребности человека.

Аристотель также рассматривал проблемы, имеющие большое значение для развития этики:

  • общения (учение о дружбе);

  • единства этики и политики;

  • ответственности в морали и т.д.



Тема 7: ЭТИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТИВИЗМ В ЭПОХУ АНТИЧНОСТИ

  1. Эпикурейство

  2. Стоицизм

  1. Эпикур (341-270 гг. до н.э.) создал философскую школу, которая просуществовала 600 лет. Он был последователем традиции эвдемонизма. Согласно Эпикуру счастье – это свобода от физических и душевных страданий, самодостаточность индивида, свобода от внешнего мира.

Условия, необходимые для счастья:

    • атараксия – безмятежность, невозмутимость духа;

    • правильное отношение к удовольствиям;

    • избавление от страхов;

    • равнодушие к внешнему;

    • дружба.

Эпикурейцы считали, что человек должен:

      • отдавать предпочтение духовным удовольствиям;

      • соблюдать меру в удовольствиях;

      • избегать неестественных удовольствий.

Эпикур выделял удовольствия:

        • естественные, необходимые (еда, питье, одежда и пр.);

        • естественные, не необходимые (вкусная еда и т.п.);

        • неестественные, не необходимые (власть, слава, богатство).

Естественные потребности (в отличие от неестественных) легко удовлетворяются, их удовлетворение не сопряжено с опасностями, нарушением душевного равновесия.

Для счастья и покоя человеку необходимы только естественные удовольствия. Эпикур говорил: «Живи незаметно».

В иерархии удовольствий высшими являются духовные удовольствия, в том числе занятия философией. Философия помогает людям избавиться от страхов:

      • перед богами: боги, достигнув высшего блаженства, замкнуты на себе и не проявляют никакого интереса к миру людей, не вмешиваются в их жизнь;

      • страха смерти: смерть не зло, а переход в небытие, отсутствие всяких ощущений (в том числе страданий). Счастье определяется качеством жизни, а не ее продолжительностью;

      • страха перед необходимостью, перед судьбой: человеку предоставлена свобода выбора поведения (и судьбы), эта свобода – проявление общеприродной закономерности.

Достижению счастья способствует дружба. Это межличностное общение, происходящее по доброй воле, взаимному желанию и приносящее участникам общения удовольствие.

Государство является благом, оно обеспечивает безопасность и независимость людей.

Человек, по мнению Эпикура, должен соблюдать законы (что позволит избегать страданий), не заниматься политической активностью, поскольку она ведет к желанию неестественных удовольствий (власти и др.).

Живущий в обществе человек может уклониться от всего негативного, происходящего извне, сам стать источником моральных ценностей. Независимость – одно из условий счастья.


  1. Стоики Зенон из Китиона (33-262 гг. до н.э.) и Хрисипп (281-208 гг. до н.э.) развивали ригористические идеи киников. Основные положения этики стоиков:

        • человек должен:

          • осознать необходимость, сквозную причинность – выражение высшего, разумного начала;

          • сознательно подчиняться необходимости, безропотно принимать свою судьбу;

          • в процессе подчинения не утрачивать чувство достоинства;

          • жить разумно, добродетельно, в гармонии с природой;

            • люди должны преодолевать такие страсти, как желание, наслаждение, страх, скорбь.

Отрешенность от страстей – важнейшее условие внутренней свободы человека:

  • достигший полного покоя (апатии) мудрец обладает добродетелями: мужеством, справедливостью, умеренностью, рассудительностью;

  • мудрец должен быть искренним, бесстрастным, деятельным, строгим, гордым, лишенным жалости (прежде всего к себе самому), ставить благо общества выше личного, руководствоваться чувством долга;

  • стоики не ценили:

    • внешние блага;

    • человеческие привязанности;

    • здоровье и даже жизнь, если она не нравственна. («Лучше достойно умереть, чем недостойно жить». Сенека.)

В этике стоиков существуют только добродетель и порок, нюансы не входят в рамки нравственности. Человек волен сам решать, будет он добродетельным или порочным.


Тема 8: КОРПОРАТИВНАЯ МОРАЛЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

  1. Христианская мораль Средневековья

  2. Сословно-корпоративный характер средневековой морали

  3. Августин Блаженный

  4. Фома Аквинский

  1. Этика средневековой Европы V-XI вв. (период феодализма) складывалась в жестких рамках религии. В основу этической мысли легла идея Бога как морального абсолюта. Бог – объективный, безусловный, единственный источник морали.

Средневековая этическая мысль отрицает античную моральную философию, основывается на вере, а разуму и воле человека отводит второстепенную роль.

Для христианской этики Средневековья характерны:

  • пессимистический взгляд на земную жизнь людей;

  • оптимистическое упование на Царство Божие;

  • утверждение ригоризма, аскетизма и полного подчинения воле Божией.

Центром христианской этики является идея любви к Богу. Эта идея:

  • придает морали общечеловеческий статус;

  • является универсальным принципом морали;

  • рождает новую добродетель – милосердие, нравственное отношение к ближнему.

Идея любви к Господу и ближнему получает выражение в «золотом правиле морали»: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…» (Евангелие от Матвея).

Для феодального общества характерна слитность морального сознания с другими формами общественного сознания (религией, философией, наукой и др.). Теология Средневековья включает религиозную, философскую, этическую проблематику. Решение этих проблем ограничено христианской догматикой.

Религия является господствующей идеологией феодального общества. Главенство религиозной идеологии закреплялось интересами правящих классов, монополией церкви в духовной культуре общества.

Церковь монополизировала и образование:

  • начальные школы существовали при храмах и монастырях;

  • богословский факультет был главным в университетах;

  • духовенство являлось самым образованным сословием.

Образование носило схоластический характер.

Религиозные тексты не подтвердились рациональному осмыслению.


  1. Феодальный строй – иерархия, в основе которой лежат:

    • корпоративные связи (цеха ремесленников, купеческие гильдии, крестьянские общины, рыцарские ордена);

    • социальная зависимость людей (закрепление крестьян землевладельцами, вассальная служба феодалов);

    • общинная порука.

В феодальном обществе идеалы раннего христианства претерпели изменения: официальная религиозная идеология преследовала инакомыслящих (еретиков), оправдывала богатство, освящала социальное неравенство.

Человек находился в моральной зависимости от общности, к которой принадлежал. Существовать вне системы взаимозависимостей люди не могли.

Была сформирована корпоративная мораль, которая:

  • включала представление о справедливости по сословному признаку;

  • указывала человеку место в сословной иерархии, образ жизни, размеры богатства, стиль поведения и пр.;

  • определяла ценность человека в зависимости от сословной принадлежности;

  • устанавливала сословную субординацию.

Осмысление сословно-корпоративной морали проходило в рамках религиозного мировоззрения. Церковь освящала сословное неравенство, проповедовала терпимость, покорность, непротивление злу. Несправедливость, жестокость общественных отношений объясняла греховностью каждого человека.

Официальная религиозная идеология объявляла труд уделом черни, обслуживающей «благородные» сословия, и одновременно средством спасения души. Она осуществляла внеэкономическое принуждение к подневольному труду.

В общественном сознании важное место занимали традиции. Они, как и религия, закрепляли корпоративные связи и социальное неравенство.

Нормы морали были различны для разных сословий и групп. Они были оформлены в виде нравственных кодексов (уставы цехов и гильдий, кодексы рыцарских орденов и др.), которые содержали жестко регламентированные права и обязанности.

Все сословия объединяло христианство:

  • каждый человек – раб Божий, обладающий бессмертной душой;

  • убийство любого человека – смертный грех.

Ценность человеческой жизни выросла. В отличие от рабовладельца феодал не мог безнаказанно убить крепостного крестьянина. Это не относилось к инакомыслящим, еретикам. Они были вне морали. Убийство еретика не осуждалось официальной религиозной моралью.


  1. Августин Аврелий Блаженный (345-430) был обращен в христианство в 30-летнем возрасте. Одной из основных тем его философии стало духовное перерождение, просветление человека под воздействием благодати Божьей.

Августин Блаженный утверждал:

  • человек греховен и слаб;

  • Господь всесилен, абсолютен, совершенен, самодостаточен; Бог – это добро, благо;

  • высшим благом является воля Господа;

  • заповеди Божьи не изменяются человеческими мерками, они абсолютно совершенны;

  • спасение человека заключается в искренней вере.

Августин Блаженный считал, что все, созданное Богом, не должно подвергаться сомнению и является абсолютным благом.

Человек – венец творения, он находится на вершине природной иерархии. Тело человека – не «сосуд греха», оно прекрасно, так как сотворено Богом.

Августин Блаженный считал, что:

  • земные блага и чувственные удовольствия имеют право на существование, но они играют второстепенную роль, поскольку богатство, удовольствия и прочее отвлекают от мыслей о Боге;

  • интеллектуальные и эстетические блага помогают человеку постичь Бога;

  • мораль должна быть обращена к Богу, корни морали – в Божественном начале;

  • судьбы людей предопределены, поскольку:

    • человек создан способным к безгрешной жизни;

    • человеку дана свобода морального выбора;

    • свобода человека изначально направлена на добро (заповеди Божьи);

      • зло не коренится в бытии, так как бытие – творение Бржье, а представляет собой отказ от добра, нарушение воли Бога;

      • человек сосредоточился на вторичных земных благах, отступил от велений Господа, впал в гордыню, возомнил, что может быть как Бог.

Августин Блаженный пытался дать ответ на вопрос об источнике зла (входило ли грехопадение человека в замысел Божий?). В итоге Августин утверждал, что эта тема непостижима для человеческого ума.

Августин оправдывал социальное неравенство в феодальном обществе. Он говорил: «Первейшая и повседневная власть…- это власть господина над рабом. Церковь должна заботиться не о том, чтобы сделать рабов свободными, но чтобы сделать их добрыми».


  1. Фома Аквинский (1225-1274) попытался преодолеть конфликт между верой и знанием, совместить мораль и религию.

Фома Аквинский утверждал, что:

  • предметы теологии и философии совпадают;

  • в религии присутствуют догматы, которые могут быть доказаны теоретически;

  • научное обоснование догматов христианства укрепляет веру;

  • ряд христианских догматов недоступен уму людей.

Бог является благом. Высшим благом для человека является единение с Богом, интеллектуальное созерцание Бога. Блаженство единения с Господом не связано с эмпирическим, чувственным блаженством, а является результатом интеллектуальной деятельности.

Блаженство в эмпирическом мире ограничено, поскольку познание Господа через его выражение в земных явлениях искажено чувственным началом человека. Полным и вечным блаженство может быть только в загробной жизни.

Фома Аквинский считал, что все, что создано Богом, является абсолютным благом, поэтому абсолютного зла не может существовать. Оно рождается в деятельности человека.

Причины зла:

  • неподчинение человека правилам, законам;

  • несовершенство воли человека;

  • неверный моральный выбор.

Нравственность реализует добродетели. Добродетельный поступок – действие, выражающее сознательный выбор, волю индивида. Добродетели Фома Аквинский подразделял на:

  • умственные – интеллектуальные и практические (ум и благоразумие);

  • нравственные, основанные на чувствах и тесно связанные с умственными добродетелями (справедливость и т.п.);

  • богословские (вера, надежда и важнейшая добродетель – любовь).

В сознательных, свободных поступках человек руководствуется не страстями, а разумом.

Страсти человека:

  • являются свойствами низшей, чувственной природы;

  • морально нейтральны;

  • приобретают моральные характеристики только тогда, когда подчинены (или не подчинены) разуму.

По мнению Фомы Аквинского, человеческий разум является низшей ступенью высшей разумности и тесно связан с абсолютным Божественным разумом.

Божественный разум руководит людьми посредством:

  • благодати (Божьего промысла, участия в жизни людей);

  • закона, указывающего высшее благо, задающего направление деятельности людей.

Фома Аквинский выделял:

  • «вечный закон, Божественную премудрость». Он выражается в религиозных заповедях, в совести людей;

  • «естественный» закон – стремление всего сущего к добру, желание избежать зла;

  • «человеческий» закон – законы государства.



  1   2   3



Скачать файл (387.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации