Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекция №26 - Мотивации и эмоции - файл 1.doc


Лекция №26 - Мотивации и эмоции
скачать (87 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc87kb.01.12.2011 16:44скачать

содержание

1.doc

ЭМОЦИИ (ЧУВСТВА) И ИХ РАЗВИТИЕ В ОНТОГЕНЕЗЕ

Эмоции – это одна из форм психической деятельности. Эмоции – реакции организма на действие внешних или внутренних раздражителей, сопровождаемые ярко выраженными переживаниями (от лат. emoveo, emovere - потрясать, волновать). Эмоции – это субъективные переживания состояний организма, определяемых потребностями и мотивациями.

Внутренние раздра­жители – это патологические процессы (заболевания внут­ренних органов).

Внешние раздражители – это неприятные или приятные ситуации, болевые воздействия и т.д.

^ Классификация эмоций.

Эмоции могут быть положительными и отрицатель­ными.

Эмоции делят на настроения (слабые, длительные), страсти (сильные, длительные), аффекты (сверхсильные и очень кратковременные при ослабленном контроле сознания).

По влиянию на активность организма эмоции делят на стенические и астенические.

Стенические эмоции выра­жаются в повышении жизнедеятельности – физическом, духов­ном подъеме (злость, гнев, радость); астенические эмоции проявляются в угнетении жизнедеятельности, уменьшении духовных и физических сил (ужас, тоска, тревога, благодушие).

Если сопоставить две классификации, то стенические эмоции – это страсти и аффекты, а астенические – настроения.

^ Общебиологическое значение эмоций.

1. Адаптивное (формирует поведение, адекватное условиям среды).

2. Мобилизация физических (защитных) и интеллектуаль­ных ресурсов. Эмоция способствует сосредоточению внимания, обо­стряет мыслительную деятельность и чувствительность анализато­ров, облегчает запоминание большего объема информации и на более длительный срок повышает спортивные достижения и т.п.

^ Положительные стенические эмоции обычно сопровождаются актива­цией деятельности человека и направлены на сохранение и уси­ление этого состояния.

^ Отрицательные стенические эмоции на­правлены на устранение неблагоприятных воздействий на организм.

Отрицательные астенические эмоции (ужас, тоска) возникают при значительном недостатке ресурсов для решения задачи даже в случае максимальной мобилизации сил организ­ма.

3. Эмоции участвуют в оценке значимости раздражителя, повышают чувствительность рецепторов и усиливают ориентировочный рефлекс. Но благоприятно влияют только эмоции средней силы (слишком слабые эмоции не вызывают реакции, а сильные – могут повлечь ошибки поведения).

4. Эмоции стимулируют исследовательское поведение.

5. ^ Информационное (коммуникативное) значение (эмоции – своеобразный язык общения. У животных он на 1 месте, а у человека существует наряду с речью). С помощью эмоций человек общается тоньше и глубже, чем с помощью языка. Существуют люди тактичные и бестактные. Сущность бестактности – у человека заторможен эмоциональный язык, эмоциональная чуткость.

Коммуникативная роль эмоции реализуется с помощью ми­мических и пантомимических движений, позволяющих человеку передавать свои переживания другим людям, сообщать им о своем отношении к объектам, явлениям.

6. Положительные эмоции оказывают благотворное влияние на состояние здоровья человека. Н.И. Пирогов заметил, что солдаты побеждающей армии выздоравливают быстрее. И.П.Павлов от­мечал, что положительная эмоция делает человека здоровым, от­рицательная – разрушает организм. «Прибытие в город паяца для здоровья жителей важнее, чем 10 мулов, нагруженных лекарства­ми» (Т.Сиденгейм, англ. врач, XVII в.). Однако врач должен пом­нить, что для здоровья человека сильные отрицательные эмоции (страх, гнев и др.) опасны, особенно при частых повторе­ниях или достаточной продолжительности.

Для предупреждения отрицательных последствий эмоциональ­ного стресса важное значение имеют физические упражнения, осо­бенно интенсивные (езда на велосипеде, гребля, бег и др.). Такое же антистрессорное значение имеет любая деятельность, вызывающая возникновение положительных эмоций (любимая работа, увлече­ние), которые разрушают отрицательные эмоциональные возбуж­дения и препятствуют их суммации. Большое значение придается не подавлению отрицательных эмоций, а умению не позволять им возникнуть в определенной обстановке.

Состояние организма во время эмоций сопровождается зна­чительными изменениями функций внутренних органов и систем организма.

^ Внешние проявления эмоций делят на двигательные и вегетативные.

Двигательные проявления – это 1) мимика (получила высшее развитие у человека, затем у приматов, затем у других млекопитающих – собак, кошек). У обезьян сильнее проявляются эмоции на лице, но у них меньшее количество эмоциональных оттенков. У человека меньше сила мимических движений.

2) интонации голоса человека и животных (у человека интонации выражаются с помощью междометий и с помощью речи.

3) позы и жесты (у животных они особенно развиты и стоят на 1 месте среди двигательных проявлений эмоций, для человека тоже характерны позы и жесты, но их значение не главное).

Двигательные проявления эмоций могут быть подавлены усилием воли, т.е. человек может с успехом их маскировать (сохранять маску лица и т.д.). Имеются большие расовые отличия (у японцев и китайцев существуют ритуальные улыбки, в Болгарии свои жесты «да» и «нет», русские хлопают в ладоши от радости, а китайцы выражают неодобрение.

Вегетативные проявления эмоций – это изменения ЧСС, колебания АД (кожа бледнеет, краснеет), потоотделения, слюноотделения (пересыхает во рту), сокоотделения, электрического заряда кожи (кожно-гальванический рефлекс), расширение зрачка, пиломоторные реакции (поднятие шерсти, «гусиная кожа»).

Например, стеническая отрицательная эмоция обычно сопровождается возбуждением ЦНС, выбросом в кровь катехоламинов, ведущих к активации ря­да систем организма – усилению деятельности сердечно­сосудистой системы, дыхания, повышению тонуса мышц, двига­тельной активности. Деятельность желудочно-кишечного тракта при этом, как правило, угнетается.

В эмоциях участвуют оба отдела вегетативной нервной системы: и симпатический, и парасимпатический. Имеются индивидуальные особенности (преобладание той или иной системы). При экстремальных ситуациях начинает преобладать симпатическая система.

Вегетативные проявления эмоций волевому контролю поддаются хуже, чем двигательные, поэтому можно заметить истинное состояние человека (расширенные зрачки, учащенное сердцебиение и т.д.).
^ Единой физиологической теории эмоций нет П.К. Анохин и П.В. Симонов создали две теории:

1. П.В.Симонов выдвинул потребностно-информационную теорию, согласно которой в основе появления эмоции лежат по­требность и информация, необходимая для ее достижения.

Если объем информа­ции недостаточен для удовлетворения потребности, возникает отрицательная эмоция.

ИС < ИН → Э(–) - информация существующая меньше необходимой информации, возникает отрицательная эмоция.

Если объем информа­ции достаточен для удовлетворения потребности, возникает положительная эмоция в результате удовлетворения потребности.

ИС ≥ ИН → Э(+)

В этой теории нет ничего физиологического.

2. П.К.Анохин эмоцию выводил из своего представления о решающей роли результата. Эмоция связана с появлением по­требности в каком-либо результате. Если реальный результат лучше ожидаемого, то эмоция положительна. Если реальный результат хуже ожидаемого, то эмоция отрицательная.

Эти две теории нужно рассматривать как единое целое (ожидаемая информация = результат).

Основными структурами, ответственными за проявления эмо­циональных реакций, являются элементы лимбической системы, лобные и височные доли.

В формировании эмоций участвуют старые отделы мозга: гиппокамп (память очень тесно связана с эмоциями, при нарушении гиппокампа наблюдаются нарушения памяти и эмоций), гипоталамус (участвует в формировании потребностей – здесь находятся центры голода, жажды, холода, сна и т.п.).

В эмоциях принимает участие ретикулярная формация ствола мозга (т.к. она оказывает возбуждающее и тормозящее влияние на кору больших полушарий).

Новая кора тоже участвует в эмоциях, ее участие очень сложное. ^ Затылочная доля включается, когда человек зрительно воспринимает какие-либо эмоциональные ситуации (пейзаж и т.п.), за слуховое восприятие отвечает височная кора (удаление височных долей вызывает устранение страха и агрессии.). За системные проявления эмо­циональных реакций отвечает лобная доля коры больших полушарий (ее поражение у человека сопровождается нарушением эмоциональной оценки своих поступков, эмоцио­нальной тупостью и растормаживанием биологических реакций).

Подробное исследование всех структур мозга с применением ме­тода самораздражения показало, что стимуляция практически всей лимбической системы, лобных долей, гипо­таламуса и путей от среднего мозга, моста и верхних отделов про­долговатого мозга вызывает положительные эмоции. Существуют также области мозга, раздражение которых приводит к возникновению отрицательных эмоций. Таких областей значи­тельно меньше. Области, раздражение которых приводит к подкреплению или из­беганию, получили название «центры» удовольствия и неудовольст­вия. Су­ществование подобных центров свидетельствует в пользу гипотезы о том, что положительные и отрицательные эмоции возникают при возбуждении определенных структур головного мозга.

«Правополушарные» люди имеют сдвиг эмоциональной сферы в от­рицательную сторону, а «левополушарные» – в положительную. Лю­ди с поражением правого полушария эмоционально-благодушны, а с поражением левого – тревожны, озабочены.

^ Онтогенез эмоций.

Эмоции врожденные, но спектр врожденных отрицательных эмоций разнообразнее, чем положительных. Поэтому эмоции новорожденного отрицательны по своему характеру, од­нообразны (крик) и всегда рациональны, поэтому служат надеж­ным сигналом любого неблагополучия (мокрые пеленки, голод, болевые ощущения) и прекращаются с устранением причины, вы­звавшей их. Из положительных эмоций врожденной является только эмоция физического комфорта.

Все остальные аспекты эмоций должны пройти становление в онтогенезе путем подражания взрослому (ребенок подражает мимике взрослого и эта мимика вызывает у него возникновение соответствующего ощущения, поэтому необходимо не оставлять ни одного поступка ребенка без эмоциональной оценки).

У ребенка грудного возраста возникают и отрицательные, и положительные эмоции: на втором месяце жизни у ребенка формируется улыбка, в первую очередь как реакция на лицо мате­ри, на третьем месяце к улыбке присоединяются смех и общее двигательное оживление со вскидыванием ручек, перебиранием ножек, радостными возгласами. Ребенок реагирует комплексом оживления не только на лицо человека, но и на вид ванночки с водой, приготов­ление к кормлению.

^ Критическим периодом развития эмоций является возраст до 3-х лет. В условиях эмоциональной депривации эмоциональная сфера ребенка не будет развиваться. До 5-6 лет дети воспринимают мир в основном через эмоции.

ПАМЯТЬ

Память в широком смысле слова – накопление информации и ее хранение.

По отношению к живым системам память – способность организма приобретать, сохранять и использовать информацию и опыт.

Память – индивидуальный жизненный опыт. Наука считает, что индивидуальная память не наследуется.

Биологическое значение памяти состоит в том, что без спо­собности к научению и памяти ни отдельная особь, ни вид в целом не могли бы выжить, поскольку оказались бы невозможными как пла­нирование успешных действий, так и преднамеренное избегание ошибок.

Память состоит из 3 основных процессов:

  1. запечатление (запоминание) информации

  2. хранение информации

  3. воспроизведение информации.

Некоторые выделяют еще забывание.
Классификация.

По формам восприятия информации различают память логически-смысловую и чувственно-образную, которая делится на зри­тельную, слуховую, моторную.

^ По происхождению в фило- и онтоге­незе: филогенетическая - инстинкты и онтогенетическая (условные рефлексы и другие формы приобретенной ин­формации).

^ По дли­тельности хранения информации можно выделить три вида памяти:

• мгновенная память - отпечаток, энграмма внешних воздейст­вий, отражающая явления последействия в анализаторах в виде ощущений;

• кратковременная память, основой которой являются элек­трофизиологические процессы;

• долговременная память - хранение информации в виде струк­турных и биохимических изменений в нейронах головного мозга.

^ Мгновенная и кратковременная память

Мгновенная память. Представления о мгновенной памяти можно получить из следующего опыта. Исследуемый закрывает глаза, затем открывает их и сразу же закрывает. После вторично­го закрытия глаз исследуемый может отметить, что увиденная им картина окружающей обстановки некоторое время сохраняется. Это и есть мгновенная память.

Мгновенная память представляет собой динамический след внешнего воздействия на организм, фактиче­ски - продолжение ощущения на протяжении короткого отрезка времени. На этом основано слитное восприятие изображений в кино, телевидении. Длительность сохранения информации в мгно­венной памяти составляет 0,1-0,5 с, в частности для зрительного анализатора она составляет 0,1-0,15 с.

Мгновенная память не зависит от воли человека, не подверга­ется контролю со стороны сознания. Поскольку мгновенная па­мять связана с ощущениями, ее называют еще сенсорной памятью.

^ Кратковременная память. Наличие кратковременной памяти было доказано в опытах немецкого психолога Г.Эббингауса (1885), проводившего оценку эффективности воспроизведения человеком рядов случайных цифр, букв, символов. Случайные последовательности цифр, букв, символов после однократного чтения, прослушивания можно воспроизвести без ошибок в строго ограниченном количестве единиц.

Память, обеспечивающая удержание и воспроизведение оперативной инфор­мации, получила название кратковременной. Ее объем составляет примерно 7±2 единицы. Основным свойством данной разновидности памяти является ее непродолжительность. Хранение информации в кратковременной памяти длится секунды, минуты.

^ Механизм кратковременной памяти. Единой теории до сих пор не существует. Запоминание любой информации начинается с электрохимических процессов в нейронных сетях головного мозга (возникновение ВПСП, ПД, ТПСП, выделение различных медиаторов - химических веществ в синаптическом аппарате мозга). Поэтому можно утверждать, что в основе меха­низма кратковременной памяти лежит импульсная активность нейронов и, в частности, циркуляция возбуждения по замкнутым нейронным цепям.

Большую роль для выяснения механизмов памяти сыграло при­менение в лечебных целях электрошока - сильного электрического воздействия на головной мозг. Как выяснилось, после электрошока, так же как и после механической травмы мозга в результате сотря­сения, наркоза, ушиба, наблюдается ретроградная амнезия, прояв­ляющаяся в том, что человек полностью забывает о событиях, предшествовавших электрическому или механическому воздейст­вию на мозг. Длительность ретроградной амнезии может дать представление о времени консолидации памяти - времени перехода кратковременной памяти в долговременную. Консолидация памяти начинается обычно через несколько минут, иногда через несколько десятков минут.

Наблюдения за развитием состояния ретроградной амнезии у человека привели к формулировке одной из первых гипотез о меха­низме кратковременной памяти - гипотезе реверберации (цирку­ляции) возбуждения по замкнутым цепочкам нейронов. Считают, что в замкнутых нейрональных цепочках циркуляция длится минуты, сохраняя информацию в виде последовательности импульсов, пере­дающихся от нейрона к нейрону. Пока циркуляция продолжается, сохраняется нейрональный след о воздействии того или иного раздражителя на организм в прошлом. С позиций гипотезы реверберации легко объясняется феномен ретроградной амнезии. Полагают, что развитие амнезии при травмах головного мозга, при электрошоке возникает вследствие грубого нарушения ритмической активности в цепочках взаимосвязанных нейронов.

Кратковременную память можно назвать электрохимической памятью, как и мгновенную (сенсорную) па­мять, их механизмы едины. Различие заключается лишь в про­должительности и наличии ощущений при мгновенной памяти.

Кратковременная память является первым этапом перехода к долговременной памяти, а не самостоятельным видом памяти.

^ Долговременная память

Основой долговременной памяти являются структурные и био­химические изменения в нейронах (синтез белка), длительность - минуты - часы - дни и на протяжении всей жизни при повторении информации; ее объем практически безграничен. Долговременная память устойчива при мозговых нарушениях. Она формируется с помощью механизмов кратковременной памяти, поэтому четкой границы между кратковременной и долговременной памятью нет (синтез белка при поступлении информации в виде нервных им­пульсов и выделении соответствующих медиаторов начинается уже через несколько минут, иногда через несколько десятков минут). Уже за 1 час наблюдается хорошая консолидация памяти. Причем информация запоминается лучше, если она привлекла внимание - мозг сам ее повторяет и лучше усваивает.

^ Роль отдельных структур мозга в формировании памяти

На сегодняшний день ученые считают, что локального центра памяти нет, за память отвечает весь мозг как единое целое. При этом каждый отдел мозга вносит в этот процесс свою специфику, поэтому при нарушении любого отдела мозга память страдает, но характер нарушений зависит от отдела мозга.

В процессе обучения запоминание осуществляется с помощью различных структур мозга, включающих два уровня:

неспецифический (общемозговой) - стволовая ретикулярная формация, гипоталамус, ассоциативный таламус, гиппокамп и лобная кора;

модально-специфический (региональный) - различные отделы новой коры больших полушарий, за исключением лобной коры.

^ Мозговая кора - основной субстрат модуляции памяти. Сле­дует учитывать, что разрушение ее отдельных структур может вызвать расстройство памяти за счет нарушения разных процес­сов: либо запоминания, либо сохранения, либо воспроизведения.

^ Височная кора участвует в запечатлении и хранении образной информации. При нарушении лобных долей отмечаются затруд­нения в организации действий, легкая отвлекаемость, наклон­ность к повторным стереотипным реакциям на раздражители.

Значительная роль в механизмах памяти отводится гиппокампу. Он выступает первым пунктом конвергенции условных и безуслов­ных стимулов, когда мотивационное возбуждение гипоталамуса сопоставляется с информацией, поступающей из окружающей сре­ды. Гиппокамп, с одной стороны, играет роль селективного входного фильтра, выделяя насущные стимулы, под­лежащие хранению в долговременной памяти, устраняя реакции на посторонние для данного момента стимулы. С другой стороны, гиппокамп извлекает из памяти следы под влиянием мотивационного возбуждения, т. е. гиппокамп участвует в фиксации и извлече­нии информации из памяти.

^ Ретикулярная формация оказывает активирующее влияние на структуры, участвующие в фиксации и воспроизведении следов памяти (энграмм). Она также непосредственно включается в про­цессы формирования энграмм; угнетение ее функций (например, нейрофармакологическими средствами) сопровождается наруше­нием процесса консолидации.

^ Таламокортикальная система способствует организации крат­ковременной памяти, при нарушении ядер таламической области затрудняются усвоение нового материала и сохранение ранее заученной информации.

^ В лобную кору основ­ная информация поступает по двум путям: от сенсорных проекци­онных зон и через ассоциативные ядра таламуса. Оба потока им­пульсов в лобных долях обрабатываются и служат основой специфической и интегративной деятельности лобных долей, здесь формируются общие программы поведения и команды для ближайшей подкорки, т.е. лобная кора отчечает за системность памяти. Принарушении лобных долей человек забывает, где живет, путает временное размещение событий.

^ Затылочная область коры отвечает за зрительную память прошлого и за приобретение нового зрительного опыта. Височная область аналогично отвечает за слуховую память. Область передней центральной извилины отвечает за двигательную память. Теменная область – за запоминание соотношений предметов в пространстве и за временную память.

Хотя имеется специализация отдельных структур в запомина­нии и хранении информации и, в частности, в выработке навыков, мозг работает как единое целое.

Попытки локализовать энграмму в мозге млекопитающих дали два основных результата, которые лишь на первый взгляд кажутся противоречивыми. Во-первых, оказалось, что почти все корко­вые и подкорковые отделы головного мозга могут участвовать в запоминании, т.е. следы памяти не накапливаются в одной четко определенной его области. Наиболее яркое свидетельство этого - сохранение у людей и животных даже с обширными поврежде­ниями мозга удивительной способности к научению и запомина­нию. Во-вторых, становится все более очевидным, что различные процессы памяти требуют неодинаковых мозговых структур и ка­ждый конкретный процесс научения затрагивает лишь строго оп­ределенную популяцию нейронов, не влияя на соседние следы па­мяти, и могут охватывать обширные области мозга; их субстраты, очевидно, высокоспецифичны.

^ Возрастные особенности памяти

У детей до 4-6 лет преобладает механическая наглядно-образная память, причем лучше запоминаются эмоционально яркие впечатления, высока продуктивность запомининия деталей, отсутствует или недостаточно выражена способность к обобщению, к систематизации объектов запоминания. Словесная установка на запомининие в этом возрасте тормозит эффективность памяти (следовательно, в обучении детей не надо давать целевые установки).

После 6-7лет к образной памяти прибавляется словесно-логическая. В процессе овладения речью значительно возрастает способность к сложным смысловым ассоциациям, к усвоению абстракций. На первый план выступает произвольная память (непроизвольная сохраняется всю жизнь), формируется способность к обобщению (при запоминании дети группируют материал, запоминают сюжет), но при этом снижается продуктивность запомининия деталей. Словесная установка на запоминание способствует концентрации внимания (т.е. улучшает память). Художественный тип людей сохраняет на всю жизнь хорошую память деталей.

^ Расстройства памяти весьма многообразны и не обязательно связаны с органическим поражением головного мозга; они могут наблюдаться при переутомлении, невротических состояниях, в результате перенесенных инфекций и т.д.

Полная потеря памяти называется амнезией. При черепно-мозговых травмах может наблюдаться ретроградная амнезия - потеря памяти на события, связанные с данной травмой. Напри­мер, больной, попавший под машину, не помнит, как это произошло, хотя может рассказать о событиях, предшествующих не­счастному случаю и следующих за ним. Значительно чаще встре­чается снижение памяти - гипомнезия. Особенно заметно это проявляется в школьном возрасте: родители ребенка, да и сами дети нередко жалуются на плохую память и связанную с ней низ­кую успеваемость. Это может быть следствием чрезмерной отвлекаемости, утомляемости, отставания в психическом развитии и т.д.

В отдельных случаях наблюдается гипермнезия - необычайно хорошая память. Гипермнезия чаще относится к механической памяти, причем ее иногда можно обнаружить у больных, стра­дающих гидроцефалией, слабоумием. Это свидетельствует о том, что механическая память и интеллект не связаны однозначно.

К своеобразным нарушениям памяти относятся ощущения «уже виденного», когда человеку вдруг начинает казаться, что вся данная обстановка, действия, слова и лица когда-то в точности им переживались, что точно в такой же ситуации, во всех ее деталях он уже бывал. Встречается и обратное явление «никогда не виден­ного», когда какой-либо знакомый процесс ощущается словно впервые в жизни. Оба этих феномена могут наблюдаться и у здо­ровых людей, их связывают с возникновением раздражения в ви­сочной доле.

^ ФОРМЫ НАУЧЕНИЯ

Научение делят на:

а) пассивное (реактивное) научение;

б) оперантное научение (operatio - действие);

в) научение с помощью наблюде­ния;

г) инсайт.

^ Пассивное (реактивное) научение имеет место во всех случа­ях, когда организм пассивно (не прилагая целенаправленных уси­лий) реагирует на какие-то внешние факторы и когда в нервной системе формируются новые следы памяти. Пассивным научением являются следующие формы.

1. Привыкание - угасание ориентировочной реакции (рефлекса - «что такое?», по И.П.Павлову). Если раздражитель многократно повторяется и не имеет особого значения для организма, организм прекращает на него реагировать, развивается привыкание. Ориентировочная реакция угасает. Так, человек, живущий на шумной городской улице, не обращает внимания на посторонний шум транспорта ночью и крепко спит.

Привыкание - это не только самая простая, но, вероятно, и са­мая распространенная форма научения у человека и животных. За счет него нам удается игнорировать раздражители, не несущие никакой новизны и не имеющие для нас значения, сосредоточивая внимание на более важных явлениях. Привыкание всегда специ­фично в отношении стимула: если человек не замечает уличного шума, он проснется либо от неожиданного звука на его фоне, ли­бо от внезапно наступившей тишины. Привыкание - это не утом­ление, а особый приспособительный нервный процесс. Его не сле­дует путать и с адаптацией анализаторов, т.е. снижением их чув­ствительности при непрерывной стимуляции.

2. Сенсибилизация - усиление реакции организма на повторяю­щийся стимул, если он вызывает каждый раз неприятные ощуще­ния. Например, повторные капли воды из крана, жужжание на­зойливой мухи или пронзительный писк комара, многократно по­вторяющийся, становятся непереносимыми, неприятными. В данном случае научение носит негативный характер и выражается в соответствующих поведенческих реакциях типа стимул - ответ (после нескольких повторений действия раздражителя).

3. Импринтинг - запечатление в памяти новорожденного окру­жающей действительности. Импринтинг - особая форма ассоциа­тивного научения, основанная на врожденной предрасположен­ности к определенным сочетаниям раздражителей и возникающих ответных реакций в ранний период развития организма. У ребенка социальные связи устанавливаются очень рано и носят глубокий характер. Если индивидуум первые годы жизни находится в изоляции, то это приводит к отклонениям в его поведении иногда значительным.

Различают несколько разновидностей (форм) проявления импринтинга:

запечатление образов и объектов: родителей, братьев, сестер, вида пищи и т. д.;

усвоение поведенческих актов (дети повторяют действия родителей).

реакция следования - «слепое» (автоматическое) следование новорожденного за родителями.

4. ^ Классические условные рефлексы по И.П.Павлову - положи­тельные и отрицательные.

Оперантное научение - это научение, в ходе которого орга­низм добивается полезного результата с помощью активного по­ведения. Имеется три основных подобных вида научения.

1. ^ Инструментальный условный рефлекс - научение действию с помощью вознаграждения (подкрепления). Дети быстро учатся говорить, когда родители одобряют их при пра­вильном произнесении отдельных звуков и слов. В случае непра­вильного произношения слова дети не получают подобного подкрепления и эти слова постепенно исчезают из употребления в результате неподкрепления.

2. ^ Метод проб и ошибок.

3. Самораздражение структур мозга для получения удовольст­вия - положительных эмоций.

Научение путем наблюдения. Различают два вида подобного научения: простое подражание и викарное научение.

1. ^ Простое подражание. Например, обезьяна в общении с иссле­дователями научилась мыть банан перед едой, не понимая, зачем это делает.

2. Викарное научение. Осуществляется также посредством на­блюдения, но при этом результат действия оценивается. Такое научение свойственно только человеку. Особенно часто исполь­зуют научение путем наблюдения дети, причем в раннем онтоге­незе оно является преимущественно подражательным. С возрас­том викарное научение начинает все больше превалировать над подражательным научением.

^ Научение путем инсайта (озарения) - внезапное нестандарт­ное правильное решение задачи: иногда после отдельных проб и ошибок возникает идея результативного действия, которое может совершенствоваться в процессе достижения цели. Этот вид науче­ния является следствием объединения опыта, накопленного в па­мяти, с той информацией, которой располагает индивидуум при решении проблемы. Так, находящаяся в клетке обезьяна в экспе­рименте с недосягаемым для нее бананом сначала пытается дос­тать плод одной палкой в виде трубки, потом другой такой же. Но обе палки были слишком коротки. Тогда она прекратила свои попытки, стала разглядывать находящиеся возле нее предметы и вдруг быстро проделала логическую последовательность дейст­вий: схватила обе палки, вставила их одну в другую, просунула между прутьев клетки и достала банан.


Скачать файл (87 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации