Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Реферат - Взаимосвязь демографической и социальной политики государства - файл 1.doc


Реферат - Взаимосвязь демографической и социальной политики государства
скачать (87 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc87kb.02.12.2011 07:24скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (КСЮИ)

СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ


РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ДЕМОГРАФИЯ»

ТЕМА:

ВЗАИМОСВЯЗЬ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА.


ВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА ГРУППЫ № 2331

……………………………………………………….

ПРОВЕРИЛ:…………………………………….......

…………………………………………………….

…………………………………………………….

КАЗАНЬ 2009
Оглавление.

Введение……………………………………...……………….……..……….....…3

1. Определение демографической политики ….…………….…..…..…..….......4

2. Социальная политика государства ……………………………………....…....6

3.Взаимосвязь демографии и социальной политики России………………….11

Заключение………………………………………………………………………14

Список литературы………………………………………………………………15



Введение.


Анализируя цифры статистики, у меня возник вопрос, что же ожидает человечество в будущем, сохранится ли жизнь на Земле, каковы перспективы развития мира, нашей страны? Тема интересна по нескольким причинам: во-первых, сложность демографической ситуации в мире. Мы наблюдаем «старение наций». Поэтому в своей работе я постараюсь раскрыть само понятие «демография», показать тенденции демографических процессов в мире, постараюсь проанализировать эту ситуацию в России. Во-вторых, демографическая ситуация через демографическую политику тесно связана с социальной политикой государства.

Демография - это наука о законах воспроизводства населения в их общественно-исторической обусловленности. Она изучает закономерности явлений и процессов, из которых в совокупности складывается процесс воспроизводства населения (рождаемость, смертность), половозрастную и брачно-семейную структуры населения, их зависимость от условий жизни, особенностей культуры, факторов природной среды и пр. На этой основе демография познает законы (причины) уровня и динамики демографических процессов, разрабатывает прогнозы будущей численности и состава населения, а также меры по управлению демографическими процессами.

На сегодняшний день большинство ученых считает, что вид Homo sapiens появился около 50 тыс. лет назад в районе Великих рифтовых разломов в Восточной Африке. 35-40 тыс. лет назад на Земле насчитывалось всего около 1 млн. представителей этого вида. С тех пор численность человечества выросла в тысячи раз. В 1987 году на планете появился 5-миллиардный житель. Организация Объединенных Наций объявила 11 июля 1987 года датой рождения пятимиллиардного жителя. Первая оценка численности населения мира была сделана в 1682 году англичанином сэром Уильямом Петти.

^ 1.Определение демографической политики.
Демографическая политика - это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Она призвана воздействовать на формирование желательного для общества режима воспроизводства населения, сохранения или изменения тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.

Демографическая политика - система различных мер, предпринимаемых государством с целью воздействия на естественное движение населения, на решение специфических для данной страны проблем населения.

Необходимость проведения демографической политики - воздействие государства на процессы рождаемости - признана практически всеми странами мира, независимо от демографической ситуации и темпов роста населения. Целью демографической политики является изменение или поддержка существующих в данный период времени демографических тенденций.

В зависимости от демографической ситуации существует 2 основных типа политики: направленная на повышение рождаемости (типична для экономически развитых стран) и на снижение рождаемости (необходима для стран развивающихся). Часто практическое осуществление демографической политики сопряжено с трудностями, как морально-этического плана, так и нехваткой финансовых средств.

Демографическая политика в экономически развитых странах проводится исключительно экономическими мерами и направлена на стимулирование рождаемости. В арсенал экономических мер входят денежные дотации - ежемесячные пособия семьям, имеющим детей, льготы одиноким родителям, пропаганда повышения престижа материнства, оплачиваемые отпуска по уходу за ребенком.

Говоря о высокоиндустриальных странах, в подавляющем большинстве прирост населения в них сильно сократился, а в некоторых равен нулю. В ряде стран в отдельные годы наблюдалась даже депопуляция, т.е. превышение смертности над рождаемостью.

Демографическая политика в экономически развитых странах проводится исключительно экономическими мерами и направлена на стимулирование рождаемости. В некоторых странах, где сильны позиции католической церкви (например, в Ирландии, США, Польше) по ее требованиям в последнее время в парламентах обсуждаются законы, предусматривающие уголовную ответственность для женщины, прервавшей беременность и врача, сделавшего аборт. США запланировали к 2050 году огромные прироста – 75 млн. чел. Вероятно, пройдет немало времени, прежде чем население этих стран осознает необходимость проведения демографической политики.

Каковы же эти пути активизации демографической политики развивающихся стран, направленной на снижение темпов роста населения?

Во-первых, это совершенствование пропаганды целей новой демографической политики через всевозможные каналы массовой информации. Особенное значение имеет просветительская работа среди верующих, с тем, чтобы церковь изменила свои установки на высокую рождаемость. Во-вторых, это распространение противозачаточных средств и повышение их эффективности.

^ 2.Социальная политика государства.

Социальная политика концентрирует в себе все виды политики, направленную на управление существованием, функционированием и развитием социальной сферы. В социальной сфере можно выделить три важнейших составляющих. Во-первых, это социальная структура общества как дифференциация людей по общественным и социальным группам и отношениям между ними. Во-вторых, это социальная инфраструктура как совокупность отраслей, обслуживающих человека, способствующих воспроизводству его непосредственной жизни. В-третьих, это возможности (для каждого конкретного человека, группы, слоя) доступа к ценностям, благам и услугам; гарантий и прав личностей, условия труда человека, быта, досуга, здоровья; возможности определения профессий и места жительства, участия в управлении, социального и профессионального продвижения и перемещения.

Именно концентрация на указанных направлениях должна стать основой социальной политики государства.

Ориентацию социальной политики государства можно конкретизировать по двум линиям: Учет и эффективная реализация основных направлений социальной работы, социальной зашиты людей: социальное обеспечение, социальное страхование, социальная помощь, социальная опека, социальный контроль и т.д.

Направленности на основные социальные объекты, нуждающиеся в социальной защите: пенсионеры, дети-сироты, беженцы, инвалиды, безработные и т.д.

"В свое время английский социолог Чарльз Бут (1840-1916 г.) предложил классификацию населения Лондона, разделив его на три класса - "низший", "средний" и "высший", рассматривая в качестве критерия количество комнат, занимаемых семьей, и число слуг, нанятых ею. Если предложенные критерии и вызывают сомнения, то сам принцип деления населения на три класса вполне приемлем и реально отражает существующую структуру, если иметь в виду количество и качество материальных и духовных благ, доступных тем или иным слоям населения. Не случайно поэтому данная классификация широко используется социологами Запада."

Следует отметить, что соотношение трех названных классов у нас и на Западе является совершенно неизмеримым. Если на Запад самым многочисленным является средний класс, который постепенно поглощает крайние классы, то у нас в России самым многочисленным является низший класс. Что касается среднего класса, то его удельный вес может повышаться при условии нормализации экономических и политических процессов, повышения производительности труда, стабилизации общества в целом.

Представляется, что в современных условиях России социальная политика как раз и должна быть направлена на создание "среднего класса", как фактор стабильности в обществе. От этого выиграет и общество в целом, и значительные слои населения. Чем мощнее "средний класс", тем меньше маргинальных слоев. Этот фактор также в значительной мере способствует решению проблемы социальной защиты, уже не говоря о повышенной социальной стабильности в обществе. А в условиях стабильности легче решать проблемы социального обеспечения, социальной защиты людей.

Социальная политика государства может иметь различные измерения: экономическое, организационное, правовое, собственно социальное, культурологическое, экологическое, личностное. Поэтому возможна количественная и качественная характеристика проводимой государством социальной политики. Среди этих характеристик объективных критериев наиболее важное значение имеют: практическая реализация социальной справедливости в обществе; учет социальных интересов различных групп и слоев населения с точки зрения действительного удовлетворения их рациональных потребностей; и, конечно же, социальная защищенность, как уже отмечалось малоимущих слоев, детей, пенсионеров, безработных, беженцев, тяжело больных и т.д.

Остановимся на одной из важнейших характеристик социальной политики - социальной справедливости. Социальная справедливость является диалектическим понятием, означающим, с одной стороны, степень обоснованного равенства, а с другой - сохраняющегося неравенства. Это проявляется, в частности, в том, что в любом цивилизованном обществе власти стараются контролировать реализацию "потребительской корзины", необходимость обеспечения каждой семье, каждому человеку минимального дохода, дающего возможность физиологического существования и обеспечения наиболее важных материальных и духовных потребностей людей. Неспособность их реализации может приводить к социальным катаклизмам, находящим свое выражение в превышении смертности над рождаемостью, уменьшением численности населения. Если это результат не только объективно действующих условий, а и сознательной политики правящих кругов, то этот процесс получает название геноцида по отношению к собственному народу.

Крайняя степень неравенства способна привести к нестабильности в обществе, социальным взрывам, разрушению производительных сил. Поэтому в цивилизованных обществах политические структуры ведут политику по смягчению социального неравенства, созданию условий для удовлетворения хотя бы минимальных материальных и духовных потребностей людей, что достигается путем налоговой политики, расширением и углублением социальной работы по защите наиболее ущемленных слоев населения.

При освоении зарубежного опыта в сфере социальной поддержки населения необходимо в полной мере учитывать исторические условия и национальные особенности России. Надо иметь в виду уже сложившуюся в нашей стране (и имеющую место в прошлом) систему социального обеспечения населения, а также, естественно, особенности культуры, менталитета, образа жизни российского общества, разумно дополняя ее нововведениями, исходя из новой общественно-политической ситуации. На предстоящий обозримый период целесообразно сохранение преимущественно государственной помощи в сфере здравоохранения, распределения жилья и т.д. в первую очередь для неимущих и обеспеченных слоев населения.

Известно, что в разных странах, сложилась разная система оказания социальной помощи "слабым" слоям населения. Если, к примеру, в США делается акцент на частный сектор, общественные организации, благотворительность, то в большинстве европейских стран главную роль в решении этих проблем решает государство.

Как показывает зарубежный, а теперь и отечественный опыт, одно из наиболее перспективных направлений в решении проблем социальной защиты в нынешних условиях России - сбалансированное сочетание денежных и не денежных видов помощи. Это предопределяется в том числе сегодняшним состоянием финансовой системы страны как следствие всеобщего, системного кризиса.

Социальная политика и социальная работа тесно взаимосвязаны между собой. Обе характеризуются двумя взаимообусловленными сторонами: научно-познавательной и практико-организационной. Социальная работа - это своеобразная форма, способ реализации социальной политики, а социальная политика - стержень, ориентир социальной работы. В этом состоит их единство и различие. Последнее проявляется, в частности, в том, что социальная политика - более широкое понятие, определяющая сторона социальной работы. Социальная политика - ориентир не только для социальной работы, но и для развития социальной сферы в целом. Социальная же работа более динамична, подвижна, богата по своему содержанию в сравнении с социальной политикой. Какова социальная политика, такова и социальная работа. Реализация содержания, форм и методов последней целиком и полностью определяется социальной политикой. В то же время социальная работа - деятельность по социальной защите, поддержке и помощи социально уязвимых слоев и групп, отдельных граждан, населения в целом не может не сказаться, в конечном счете, на ориентирах социальной политики, ее направлениях, целях и задачах.
3. Взаимосвязь демографии и социальной политики России.
^

Три «Д» социальной политики — Дом, Дети, Демография.


Россия вступила в ХХ век с рекордно высоким уровнем рождаемости. Даже в 1915 г., когда значительная часть мужчин была призвана в армию, население страны продолжало расти. В ближайшее время вступает в свой детородный возраст поколение 1980-1987 годов рождения. Последнее многочисленное поколение, способное заместить своих отцов и матерей. Государственная демографическая политика России должна быть направлена на стимулирование рождения второго и третьего ребенка, т.к. это еще остается приемлемой ценностью и возможно при создании соответствующих материальных и бытовых условий. Расходы на демографическую политику должны занять первое место в государственном бюджете. Объем льгот и поощрительных выплат для двух-трехдетных семей должны достичь уровня, при котором такие семьи будут в материально выгоднее однодетных.

Сложившаяся в настоящее время ситуация в области демографии в Российской Федерации характеризуется рядом негативных тенденций. С 1992 года в России отмечается депопуляция населения, которая обусловлена низкой рождаемостью с одной стороны (параметры которой меньше требуемого для замещения поколений почти в 2 раза) и высоким уровнем смертности населения, особенно в младенческом и трудоспособном возрастах. Среди умерших в трудоспособном возрасте мужчины составляют около 80%, что в 4 раза выше уровня смертности женщин. Основные причины смерти – несчастные случаи, отравления и травмы, болезни системы кровообращения и новообразования.

Состояние здоровья и уровень смертности населения отражаются на показателях ожидаемой продолжительности жизни населения страны. Средняя продолжительность жизни населения страны на конец 2000 года составила 65,9 лет. Различия в ожидаемой продолжительности жизни мужчин и женщин составляют 12 лет.

Целью демографической политики на среднесрочную перспективу является проведение мероприятий по снижению уровня смертности населения; создание предпосылок для стабилизации показателей рождаемости.

В связи с этим, основными задачами Правительства Российской Федерации в области демографической политики являются:

- разработка основных направлений действий по реализации демографической политики Российской Федерации на долгосрочную перспективу, включающих конкретные меры по реализации Концепции демографической политики с учетом перспектив социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, отдельных этнических групп населения и региональных особенностей демографических процессов;

- разработка и реализация комплекса федеральных целевых программ по охране здоровья населения, в том числе по профилактике и лечению артериальной гипертонии среди населения Российской Федерации; оказанию онкологической помощи населению Российской Федерации; профилактике и борьбе со СПИДом и др.

- разработка мер, предусматривающих аттестацию рабочих мест с целью выявления неблагоприятных факторов на здоровье работников, а также порядка экономического стимулирования работодателей в улучшении условий и охраны труда;

- разработка и реализация мер по профилактике правонарушений, пьянства и наркомании.

В области создания условий жизнедеятельности семьи, дающих возможность воспитания нескольких детей, основным направлением должно стать обеспечение учета демографического аспекта при разработке и реализации государственной жилищной политики, в том числе:

- поддержание системы жилищных стандартов, обеспечение режима благоприятствования системы жилищных стандартов для семей с детьми;

- содействие развитию рыночных форм обеспечения доступности жилья, наилучшим образом удовлетворяющих жилищные потребности семей, находящихся в активной фазе репродуктивного цикла;

- учет количества детей в семье, нуждающейся в улучшении жилищных условий, при определении размера помощи со стороны государства (безвозмездные субсидии на приобретение жилья, помощь в погашении ипотечных кредитов и т.п.).

Трудности в социально-экономическом развитии стран Третьего мира способствовали росту приоритетности демографической политики. Этому содействовала позиция промышленно развитых стран Запада, которые считают, что контроль над ростом населения является и необходимым условием социально-экономического развития. В совместном коммюнике глав государств и правительств ведущих западных стран в Хьюстоне в 1990 г. отмечалось, что устойчивое развитие в ряде стран требует, чтобы рост населения находился в разумном балансе с экономическими ресурсами, а сохранение дутого баланса является приоритетом стран, поддерживающих экономическое развитие.

Демографическая политика, будучи частью социально-экономической политики, не всегда проявляется четко. С наибольшей определенностью она проводится, когда ее прямой целью выступает воздействие на демографическое развитие.

Демографическая политика оказывает влияние на две стороны репродуктивного поведения населения — на реализацию потребности в детях и на формирование потребности у личности и семьи в таком количестве детей, которое соответствовало бы интересам общества. Это достигается экономическими, административно-юридическими и социально-психологическими мерами. Характерной чертой этих мер является их долговременность в силу того, что демографическим процессам свойственна значительная инерционность, определяемая устойчивостью стандартов демографического поведения.

Заключение.

По приведенным официальным цифрам можно сделать вывод о крайне неблагоприятной демографической ситуации в России, убедиться в прогнозе о «старении нации». Так же, по приведенным документам и статистике, можно сделать вывод о неэффективности демографической политики в нашем государстве. Есть лишь одно средство прекратить стремительное вымирание России – эффективная государственная демографическая политика. Думать, что вымирание прекратиться само собой без вмешательства общества и государства – оснований нет. Тем более что политические кризисы – краткосрочны, экономические – среднесрочны, а демографический кризис имеет долгосрочный характер и является производным от первых двух. Сколько нас, россиян, будет жить через двадцать-тридцать лет, определяется сегодня и поправить демографическую реальность России может только ныне живущее поколение молодых людей.

Причинами уменьшения численности городского населения являются снижение показателей естественного прироста, ухудшение социального уровня жизни населения и отток населения в другие регионы России и зарубежные страны. Значительный удельный вес городского населения приходится на долю больших городов и крупных городских агломераций.

Жизнь и жильё — слова однокоренные. И когда у людей появляется достойное жильё — у них во многом налаживается и жизнь!
Литература.
1.Медков В.М. Демография: учебник.- М.: Инфра-М, 2005.

2.Борисов В.А. Демография: учебник для вузов. М., 2003 г.

3.Вишневский А.Г. Воспроизводство население и общество, М.: Инфра-М, 2003 г.

4. www.demographia.ru


Скачать файл (87 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации