Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Иностранные инвестиции - файл 1.doc


Контрольная работа - Иностранные инвестиции
скачать (112 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc112kb.02.12.2011 07:31скачать

содержание

1.doc





I. Позитивное и негативное воздействие транснациональных корпораций (ТНК)

на развитие стран.

I.1.Положительные последствия деятельности ТНК.

ТНК во все большей степени становятся определяющим фактором для решения судьбы той или иной страны в международной системе экономических связей, а также для развития самой этой системы.

Принимающие страны от притока инвестиций выигрывают по многим аспектам.

Широкое привлечение иностранного капитала способствует снижению безработицы в стране, росту доходов государственного бюджета. С организацией производства в стране тех изделий, которые раньше ввозились, отпадает необходимость в их импорте. Компании, выпускающие конкурентоспособную на мировом рынке продукцию и ориентированные в основном на экспорт, в значительной степени способствуют укреплению внешнеторговых позиций страны.

Преимущества, которые несут с собой зарубежные фирмы, не исчерпываются количественными показателями. Важной представляется и качественная составляющая. Деятельность ТНК вынуждает администрацию местных компаний вносить коррективы в технологический процесс, сложившуюся практику производственных отношений, выделять больше средств на подготовку и переподготовку работников, больше внимания обращать на качество продукции, ее дизайн, потребительские свойства. Чаще всего за иностранными инвестициями стоит внедрение новых технологий, выпуск новых видов продукции, новый стиль менеджмента, использование всего лучшего из практики зарубежного бизнеса.

Осознавая выгоды принимающих стран от деятельности ТНК, международные организации прямо предлагают развивающимся странам привлекать ТНК для осуществления технической модернизации, а правительства этих стран, в свою очередь, активно борются за привлечение ТНК в свою экономику, конкурируя друг с другом. В качестве примера можно назвать опыт американской компании «Дженерал моторс», которая выбирала, где ей построить крупный завод по выпуску автомашин и запчастей – на Филиппинах или в Таиланде. По мнению специалистов, Таиланд имел преимущество, так как автомобильный рынок здесь развит лучше. Однако победили Филиппины, предложив «Дженерал моторс» ряд льгот, включая налоговые и таможенные, стимулирующие строительство завода именно в этой стране.

Большую выгоду от деятельности ТНК получают и те страны, из которых международные фирмы вывозят капитал.

Поскольку транснационализация повышает и среднюю прибыль, и надежность ее получения, то держатели акций ТНК могут рассчитывать на высокие и устойчивые доходы. Высококвалифицированные работники, служащие на предприятиях ТНК, пользуются выгодами от формирования мирового рынка труда, переезжая из страны в страну и не боясь остаться без работы.

Самое главное, в результате деятельности ТНК осуществляется импорт институтов – тех «правил игры» (норм трудового и антимонопольного законодательства, принципов налогообложения, практик заключения контрактов и т.д.), которые сформировались в развитых странах. ТНК объективно усиливают влияние стран, вывозящих капитал, на страны, их ввозящие. Например, фирмы Германии в 1990-е подчинили почти весь чешский бизнес, в результате чего, по мнению некоторых экспертов, Германия установила над экономикой Чехии гораздо более эффективный контроль, чем в 1938–1944, когда Чехословакия была захвачена фашистской Германией. Схожим образом экономика Мексики и многих иных стран Латинской Америки контролируется американским капиталом.

Активная производственная, инвестиционная и торговая деятельность ТНК позволяет им выполнить две функции, которые имеют большое значение для всего мирового хозяйства:

– стимулирование экономической интеграции;

– международное регулирование производства и распределения продукции.

ТНК содействуют экономической интеграции, создавая устойчивые экономические связи между разными странами. Во многом благодаря им происходит постепенное «растворение» национальных экономик в едином мировом хозяйстве, в результате чего чисто экономическими средствами, без применения насилия, спонтанно создается глобальная экономика.

ТНК играют очень важную роль в развитии обобществления производства и в развитии плановых начал. Когда в 19 в. коммунисты и социалисты начинали агитацию против рыночной анархии, за централизованное управление экономикой, то они связывали свои надежды с активизацией государственного регулирования. Однако уже в начале 20 в. стало очевидным, что субъектами централизованного управления становятся не только национальные правительства, но и международные фирмы. «Важно подчеркнуть, – пишут современные российские экономисты А.Мовсесян и С.Огнивцев, – что законы свободного рынка не работают внутри ТНК, где устанавливаются внутренние цены, определяемые корпорациями. Если вспомнить о размерах ТНК, то окажется, что только четвертая часть мировой экономики функционирует в условиях свободного рынка, а три четверти – в своеобразной „плановой" системе». Это обобществление производства создает предпосылки для перехода к централизованному регулированию мировой экономикой в интересах всего человечества, для создания «социального мирового хозяйства».

Однако осуществляемое ТНК централизованное регулирование мирового хозяйства порождает и многие острые проблемы.

 I.2.Негативные последствия деятельности ТНК.

Необходимо отметить, что, наряду с положительными сторонами функционирования ТНК в системе мирового хозяйства, существует и их негативное влияние на экономику как тех стран, где они функционируют, так и тех стран, где они базируются.

Необходимо отметить следующие основные отрицательные черты воздействия транснациональных корпораций на экономику принимающих стран, создающие угрозу их национальной безопасности:

– возможность навязывания компаниям принимающей страны неперспективных направлений в международной системе разделения труда, опасность превращения принимающей страны в место сброса устаревших и экологически опасных технологий;

– захват иностранными фирмами наиболее развитых и перспективных сегментов промышленного производства и научно-исследовательских структур принимающей страны, оттеснение национального бизнеса;

– возрастание рисков в развитии инвестиционного и производственного процессов;

– сокращение доходов госбюджета из-за использования ТНК внутренних (трансфертных) цен.

Многие национальные правительства (особенно, в странах третьего мира) заинтересованы в повышении экономической самостоятельности своей страны и в стимулировании отечественного бизнеса. Для этого они хотят либо изменить сложившуюся отраслевую специализацию страны в мировом хозяйстве, либо, по крайней мере, увеличить свою долю от прибылей ТНК. Международные корпорации, обладая огромной финансовой мощью, могут бороться с покушениями на свои доходы путем организации силового давления на принимающие страны, подкупая местных политиков и даже финансируя заговоры против неугодных правительств. Особенно часто в своекорыстной политической деятельности уличали американские ТНК. Так, корпорация «American Fruit» вместе с Госдепартаментом США (а иногда и без Госдепартамента США!) свергала в 1950–1960-е правительства некоторых «банановых республик» Латинской Америки и устанавливала там «свои» режимы, а компания ITT финансировала в 1972–1973 заговор против законного президента Чили Сальвадора Альенде. Впрочем, после скандальных разоблачений вмешательства ТНК во внутренние дела некоторых стран подобного рода приемы стали считаться как мировой общественностью, так и бизнес-элитой «грубыми» и неэтичными.

Транснационализация деятельности снижает экономические риски для корпораций, но повышает их для принимающих стран. Дело в том, что транснациональные корпорации могут довольно легко перемещать свои капиталы между странами, покидая страну, испытывающую экономические трудности, и уходя в более благополучные. Естественно, что в этих условиях ситуация в той стране, из которой ТНК резко уводят свои капиталы, становится еще тяжелее, поскольку дезинвестиции (массовое изъятия капитала) ведут к безработице и прочим негативным явлениям.

Крайне настороженное отношение развивающихся стран к ТНК приводило в 1950–1970-е к национализациям их предприятий под лозунгами борьбы с «империализмом» за экономическую свободу. Однако затем выгоды от общения с ТНК стали рассматриваться как превышающие возможные потери. Одним из проявлений изменения политики явилось сокращение уже во второй половине 1970-х числа проводимых в развивающихся странах операций по национализации: если в 1974 было национализировано 68 филиалов ТНК, а в 1975–1983, то в 1977–1979 в среднем происходило 16 национализаций в год. В 1980-е дальнейшее улучшение отношений между ТНК и развивающимися странами вообще положило конец «антиимпериалистическим» национализациям.

В 1970–1980-е на уровне ООН предпринимались попытки выработать кодекс поведения транснациональных корпораций, который поставил бы их действия в определенные рамки. Эти попытки встретили сопротивление ТНК, и в 1992 переговоры по выработке кодекса поведения транснациональных корпораций были прекращены. Впрочем, в 2002 36 крупнейших ТНК все же подписали заявление о «корпоративном гражданстве», содержащем признание необходимости социальной ответственности бизнеса. Но это добровольное заявление пока остается скорее декларацией о намерениях, чем сводом конкретных обязательств.

Политика развивающихся стран по отношению к ТНК направлена на максимально возможное согласование притока иностранного капитала с решением первоочередных экономических задач. Именно поэтому в своей политике по отношению к ТНК развивающиеся страны сочетают ограничительные и стимулирующие меры, ищут и, как правило, находят необходимый паритет между собственными целями и интересами ТНК.

Принимающие страны склонны считать, что получаемые транснациональными корпорациями прибыли чрезмерно велики. Получая налоги от ТНК, они убеждены, что могли бы получать гораздо больше, если бы транснациональные корпорации не объявляли свои прибыли в странах с низким уровнем налогообложения. Это же мнение о ТНК как о нерадивых налогоплательщиках часто разделяют и налоговые органы «материнских стран». Дело в том, что существенная доля международной торговли (около 30%) состоит из внутрифирменных потоков транснациональных корпораций, причем продажа товаров и услуг одного подразделения ТНК другому часто производится не по мировым, а по условным внутрифирменным, трансфертным ценам. Эти цены могут быть специально занижены или завышены, чтобы, например, уводить прибыль из стран с высокими налогами и переводить ее в страны с либеральным налогообложением.

Помимо налоговых потерь, страны, вывозящие капитал, с развитием ТНК теряют контроль над деятельностью большого бизнеса. ТНК часто ставят свои интересы выше интересов своей страны, а в кризисных ситуациях ТНК легко «меняют лицо». Так, во время Второй мировой войны ряд германских фирм создали ТНК, штаб-квартиры которых базировались в нейтральных странах. Благодаря этому фашистская Германия получала комплектующие для своих торпед из Бразилии, сахар – из Кубы (находившейся под контролем воюющих с Германией США!).

Деятельность сильных ТНК, чья экономическая мощь превосходит потенциал многих государств, качественно меняет саму систему управления мировым хозяйством. Если еще в середине 20 в. главными регуляторами мирового экономического порядка были правительства сильных держав, то к концу 20 в. сложилось своеобразное «троевластие»: помимо национальных правительств на мирохозяйственные отношения влияют суперфирмы-ТНК и надгосударственные организации (такие как Мировой банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд и т.п.). Суверенным государствам (включая Россию) приходится сначала в экономической, а затем и в политической сфере делить власть с этими новыми субъектами мирохозяйственных отношений. Некоторые экономисты полагают, что влияние государств идет на убыль, реальная власть все больше переходит в руки своекорыстных транснациональных корпораций и контролируемых ими международных институтов.

Если национальные правительства находятся под контролем своих граждан, а надгосударственные организации – под контролем их соучредителей, то лидеры транснационального бизнеса никем не избраны и никому не подотчетны. Ради прибыли международные олигархи могут наносить серьезный ущерб экономике даже высокоразвитых стран, уклоняясь при этом от какой-либо ответственности.

Наиболее распространенным заблуждением о последствиях деятельности транснациональных корпораций является мнение, будто в результате международных операций транснациональных корпораций одни страны обязательно выигрывают, а другие несут потери. В реальной жизни возможны и другие результаты: обе стороны могут оказаться в выигрыше или в проигрыше. Баланс выгод и потерь от деятельности ТНК во многом зависит от контроля над их деятельностью со стороны правительств, общественных и наднациональных организаций.

^ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТНК

 

Для принимающей страны

Для страны,

вывозящей

капитал

Для всего

мирового

хозяйства

Позитивные последствия

получение дополнительных ресурсов (капитал, технологии, управленческий опыт, квалифицированный труд); рост производства и занятости; стимулирование конкуренции; получение госбюджетом дополнительных налоговых доходов.

унификация экономических «правил игры» (импорт институтов), рост влияния на другие страны; рост доходов.

1) стимулирование глобализации, рост единства мирового хозяйства; 2) глобальное планирование – создание предпосылок для «социального мирового хозяйства»

Негативные последствия

внешний контроль за выбором специализации страны в мировом хозяйстве; вытеснение национального бизнеса из наиболее привлекательных сфер; рост неустойчивости национальной экономики; уклонение большого бизнеса от налогов.

снижение государственного контроля; уклонение большого бизнеса от налогов.

появление мощных центров экономической власти, действующих в частных интересах, которые могут не совпадать с общечеловеческими

II. Глобальные тенденции прямых иностранных инвестиций.

В последние годы отмечался рост мировых потоков прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Общемировой объем притока ПИИ в 2007 г., по данным ЮНКТАД, вырос на 29,9%, достигнув 1,83 трлн. долл. В связи с мировым финансово – экономическим кризисом в 2008 г., по оценкам ЮНКТАД, отмечено сокращение притока ПИИ на 21% (до 1,45 трлн. долл. Таким образом, завершается период бурного роста ПИИ (в 2004 – 2007 гг. он составлял 30 – 38%).

К основным тенденциям в мировых инвестиционных процессах эксперты ЮНКТАД относят следующие.

Повышается опасность сокращения мировых ПИИ и ухудшения мирового инвестиционного климата, не в последнюю очередь из–за усиления протекционизма в развитых странах.

Операции в сфере трансграничных слияний и поглощения (СиП), остаются локомотивом мировых ПИИ. Они стали главной составляющей мировых ПИИ. На них в 2007г. пришлись 1,64 трлн. долл. или 90% общемирового притока ПИИ.

Возрастает значение частных фондов прямых инвестиций и других коллективных инвестиционных фондов в СиП. Частные инвестиционные фонды, в отличие от прежней ориентации на высокодоходные активы с повышенной степенью риска, теперь проявляют интерес к более крупным, компаниям, акции которых котируются на бирже. В тоже время вложения частных фондов продолжают носить преимущественно краткосрочный характер, свойственный «портфельным инвестициям», что порождает дополнительные риски для принимающих стран.

Новым моментом в динамике мировых ПИИ становится превращение суверенных фондов благосостояния (СФБ) в прямых инвесторов. Эти фонды управляют активами в 5 трлн. долл. К ПИИ имеют отношение лишь 0,2% их совокупных активов. Однако, из 39 млрд. долл. вложенных ими в ПИИ на протяжении 20 лет, более 31 млрд. долл. были инвестированы в последние три года. Почти 75% своих ПИИ эти фонды разместили в развитых странах.

Отмечается рост производства товаров и услуг транснациональными корпорациями (ТНК). Объем производства товаров и услуг иностранных филиалов ТНК в 2007 г. составил 6 трлн. долл.. Совокупный объем их продаж превысил в 2007 г.31,2 трлн. долл. Зарубежные активы ТНК превысили 68,7 трлн. долл., в том числе у ТНК из развивающихся стран и стран с переходной экономикой - 570 млрд. долл. При этом на первом месте в мире по числу действующих филиалов зарубежных ТНК остается Китай.

Основная часть – почти две трети суммарного объема полученных ПИИ – приходится на услуги. В рамках этого сектора растет доля отраслей, связанных с инфраструктурой. Вторым по величине привлеченных ПИИ является сектор обрабатывающей промышленности. Доля добывающей промышленности в общемировом объеме ПИИ росла из – за повышенного в последние годы мирового спроса на энергоносители и минеральное сырье.

На начало 2008 г., по данным ЮНКТАД, общемировой объем накопленных ПИИ составил 15,2 трлн. долл. На долю США приходились 2,1 трлн. долл., Великобритании – 1,35 трлн. долл., специального административного района Гонконг – 1,2 трлн. долл., Франции - 1 трлн. долл.

Россия (324,1 млрд. долл.) занимала по этому показателю 12 место в мире, уступая соответственно Нидерландам (673,4 млрд. долл.), ФРГ (629,7 млрд. долл.), Испании (587,5 млрд. долл.), Италии (364,8 млрд. долл.), Бразилии (328,5 млрд. долл.), Китаю (327,1 млрд. долл.).

Приток ПИИ в развивающиеся страны (РС) и страны с переходной экономикой в 2007 г. вырос на 21% до 499,7 млрд. долл. (в 2008 г, по оценкам ЮНКТАД, рост составил лишь 3,6%).

^ Развитые страны. Приток ПИИ в развитые страны в 2007 г. увеличился на треть, достигнув 1248 млрд. долл. ( при этом в 2008 г, по оценкам ЮНКТАД, их объем упал на треть). Поступления ПИИ в страны ЕС возросли на 43% и превысили 804 млрд. долл. Позиции ведущей принимающей страны сохранили США (суммарный приток ПИИ составил 232,8 млрд. долл). В тройку лидеров вошли также Великобритания (224 млрд. долл.) и Франция (158 млрд. долл.). За ними следуют Канада, Нидерланды, Испания, Германия, Бельгия, Швейцария, Италия. Приток ПИИ в Японию составил всего 22,5 млрд. долл. Наблюдался заметный прирост инвестиций в химическую, фармацевтическую промышленность, банковский и финансовый сектора, сегменты оптовой и розничной торговли развитых стран.

СНГ. Эксперты ЮНКТАД отмечают существенный приток ПИИ в этот регион в 2007 г. (до 74 млрд. долл. США).

Основными получателями ПИИ стали Российская Федерация (52,5 млрд. долл.; в 2008 г., по оценкам ЮНКТАД, - 61,7 млрд.), Казахстан (10,3 млрд. долл.), Украина (9,9 млрд. долл.). По прогнозам международных экспертов в 2009 – 2011 гг. на долю России придется свыше 2% притока мировых ПИИ ( в среднем около 31 млрд.долл. в год).

Около 70% ПИИ, поступивших в данный регион, приходились на ЕС, 9% - на США. Применительно к СНГ иностранные инвестиции направлялись в основном в нефтегазовую отрасль, добычу минеральных ресурсов, металлургию, финансовые, транспортные, телекоммуникационные услуги, а также торговлю.

Азия. Приток ПИИ в азиатские страны достиг в 2007 г. 320,5 млрд. долл. При этом отмечается продолжающееся смещение акцента инвесторов на Восточную (156,7 млрд. долл.), Западную (71,5 млрд.долл.), Юго-Восточную Азию (60,5 млрд. долл.). На Южную Азию пришлось лишь 30,6 млрд. долл. Китай и специальный административный район Гонконг стали крупнейшими получателями ПИИ в используемой ЮНКТАД категории «развивающиеся страны» (в 2007 г. объем привлеченных инвестиций составил, соответственно, 83,5 млрд. долл. и 59,9 млрд. долл.; в 2008 г., по оценкам ЮНКТАД, приток ПИИ в Китай превысил 92,4 млрд. долл.). По прогнозам в 2009 – 2011 гг. на долю Китая придется около 6% притока мировых ПИИ (в среднем около 87 млрд.долл. в год).

На третьем месте находится Индия (36,7 млрд. долл. в 2008 г.). Далее следуют Сингапур, Таиланд, Тайвань, Малайзия, Индонезия, Республика Корея, Пакистан. Интерес иностранных инвесторов (ЕС, США и др.) вызвали, прежде всего, добывающие сектора, химическая и текстильная промышленность, машиностроение, а также сектора финансовых, телекоммуникационных, коммунальных и социальных услуг. В то же время наблюдается снижение притока прямых инвестиций в электронную, пищевую промышленность, транспорт.

^ Латинская Америка. В 2007 г. поступления ПИИ в латиноамериканские страны составили 126,3 млрд. долл. (увеличение на 36%). В Южную Америку поступили 71,7 млрд. долл. Основным получателем ПИИ стала Бразилия (34,6 млрд. долл.). На страны Центральной Америки и Карибского бассейна пришлись соответственно 31,9 млрд. долл. и 22,6 млрд.долл. Основная часть инвестиций направлялась в сектора горнодобычи, энергетики, производства еды, напитков, табака.

Африка. Общий объем ПИИ, поступивший на африканский континент, составил рекордные 53 млрд. долл. Основной интерес иностранных инвесторов из западных стран, азиатских экономик (особенно Китая) и стран СНГ продолжали вызывать добывающие сектора стран данного региона, а также сектора услуг.

Главным источником мирового экспорта ПИИ (2 трлн. долл. в 2007 г.) оставались развитые страны. В то же время ТНК из развивающихся стран и стран с переходной экономикой продолжали развивать свои международные операции, в том числе на рынках западных стран.

На начало 2008 г., по данным ЮНКТАД, накопленные зарубежные прямые инвестиции превысили 15,6 трлн. долл. На долю США приходились 2,8 трлн. долл, Великобритании – 1,7 трлн. долл., Франции – 1,4 трлн. долл., ФРГ – 1,24 трлн. долл., Гонконга – 1,03 трлн. долл.

Россия занимала 13 место (255,2 млрд. долл.), уступая соответственно Нидерландам (851,3 млрд. долл.), Испании (636,8 млрд. долл.), Швейцарии (603,6 млрд. долл.), Японии (542,6 млрд. долл.), Канаде (520,7 млрд. долл.), Италии (520,1 млрд. долл.), Швеции (308,6 млрд. долл.).

Общий объем ПИИ, поступивших из развитых стран, в 2007 г. превысил 1,69 трлн. долл. (84,8% мирового экспорта ПИИ). Западные страны остались в роли нетто-экспортеров ПИИ. Львиная доля экспорта ПИИ пришлась на ЕС (1142 млрд. долл.). Было отмечено оживление потоков ПИИ из США (313,8 млрд. долл.).

Крупнейшими внешними инвесторами из европейских стран в 2007 г стали Великобритания (265,8 млрд. долл.), Франция (224,7 млрд. долл.), Германия (167,4 млрд. долл.), Испания (119,6 млрд. долл.), Италия (90,8 млрд. долл.). На Японию пришлось свыше 73,5 млрд. долл. ПИИ из развитых стран направлялись преимущественно в сектора финансовых, телекоммуникационных, транспортных услуг, химическую и пищевую промышленность, металлообработку и добывающие сектора.

Доля развивающихся стран и стран с переходной экономикой в мировом объеме экспортированных ПИИ в 2007 г. составила 12,7% (253,1 млрд. долл.).

Российская Федерация остается крупнейшим экспортером ПИИ из региона СНГ. На ее долю (45,7 млрд. долл.) приходится 90% регионального экспорта ПИИ. Российские ТНК продолжают возглавлять список ведущих корпораций стран СНГ.

Приток ПИИ из азиатских стран составил в 2007 г. 194,7 млрд. долл. При этом экспорт ПИИ из Восточной, Западной, Юго-Восточной, и Южной Азии составлял соответственно 102,9 млрд. долл., 44,2 млрд. долл., 33,5 млрд. долл., 14,2 млрд. долл.

Лидерами в экспорте ПИИ выступали специальный административный район Гонконг (53,2 млрд. долл.), Китай (22,5 млрд. долл.), Кувейт (14,2 млрд. долл.), Индия (13,7 млрд. долл.), Саудовская Аравия (13,1 млрд. долл.).

Эксперты ЮНКТАД отмечают, что Китай и Индия наращивают инвестиционные операции не только на азиатских региональных рынках, но и в Европе (Великобритания, Нидерланды), СНГ (Россия, Центральная Азия), Африке, Латинской Америке. В перспективе Китай и Индия станут еще более влиятельными игроками на мировых инвестиционных рынках. Сферы интересов ведущих азиатских инвесторов распространяются от добывающих отраслей (ориентация на ресурсы), до производства широкого спектра товаров и услуг (ориентация на новые рынки).

Экспорт ПИИ из стран Латинской Америки составил в 2007 г. 52,3 млрд. долл. США. Крупнейшими региональным экспортером ПИИ стали Мексика (8,3 млрд. долл.), Бразилия (7,1 млрд. долл.), ТНК которых осуществляли операции как на латиноамериканском (МЕРКОСУР), так и на других рынках (Канада, Африка). Экспортерами ПИИ выступали также оффшорные зоны Карибского Бассейна, в частности Британские Виргинские острова (22,6 млрд. долл.), Каймановы острова (2,6 млрд. долл.).

Экспортерами ПИИ выступали также некоторые африканские страны (ЮАР, Египет, Марокко). Хотя объем ПИИ, вывезенных из Африки, оставался незначительным – 6,1 млрд. долл., их географическая направленность выходила за рамки региона (Бразилия, Европа, Австралия).

В краткосрочной и среднесрочной перспективе эксперты ЮНКТАД прогнозируют сокращение инвестиционных потоков, как в развитых государствах, так и в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. При этом Россия названа в пятерке наиболее привлекательных для прямых инвестиций стран наряду с Китаем, Индией, США, Бразилией.

Сохраняются риски, связанные с кризисом в мировой валютно-финансовой системе, падением цен на нефть и другие сырьевые товары, отсутствием единого свода норм и правил в сфере международных инвестиционных соглашений, растущим проявлением инвестиционного протекционизма в ряде стран и регионов.

III. Формирование инвестиционной политики регионов России.

Со второй половины 90-х гг. активно формируется инвестиционная политика регионов. Лидерами в разработке собственной инвестиционной политики региональных инвестиционных программ являются Москва, Санкт-Петербург, Новгородская Нижегородская, Свердловская, Самарская, Псковская области, республики Саха-Якутия, Коми, Татарстан. Правительства Москвы и Санкт-Петербурга разработали и приняли Межрегиональную комплексную программу «Москва—Санкт-Петербург» на 1998—2002 гг. (совместное постановление от 1998 г № 48/7). Субъекты Федерации Сибирского федерального округа также выработали совместную политику для создания благоприятного инвестиционного климата. Это подталкивает данные регионы к выработке единых требований в антимонопольной политике, в регулировании транспортных и энергетических тарифов к формированию системы государственного протекционизма развитию финансовых рынков, а также созданию согласованного льготного режима налогообложения для инвесторов

При содействии федерального центра многие российские регионы довольно успешно осваивают инструменты привлечения инвесторов на свои территории напрямую. Субъекты Федерации проявляют серьезные инициативы в регулировании инвестиционных процессов на местном уровне, вырабатывают свою экономическую политику наилучшим образом соответствующую местным условиям.

Необходимо различать понятия «региональная инвестиционная политика» и «инвестиционная политика регионов»

Под инвестиционной политикой региона понимают систему правовых экономических и организационных мер направленных на разработку и реализацию стратегии и тактики формирования регионального инвестиционного потенциала и управлению ими исходя из социально-экономических интересов региона (данная политика определяется и реализуется непосредственно самими регионами).

^ Региональная инвестиционная политика определяется федеральным центром в соответствии с общей стратегией развития страны. В ходе реализации инвестиционной политики региональные власти стремятся способствовать развитию той отрасли которую они считают перспективной в отношении дальнейшего развития региона и экономического роста. Для выработки действенной инвестиционной политики регионам необходимо определить критерии для выделения тех или иных сфер экономики в качестве приоритетных для государственной поддержки. Например, региональным властям следует уделять особое внимание следующим отраслям: с высокой добавленной стоимостью на одного работающего; играющих роль «связующего звена» в экономике региона; имеющих потенциал роста в будущем.

Повышение благосостояния региона обеспечивается реализацией целей инвестиционной политики, которые заключаются в создании условий для эффективных вложений в экономику региона. Под эффективными вложениями, обычно, понимаются такие инвестиционные вложения, которые помимо платы за риск инвестиций позволяют получить экономическую выгоду, приемлемую и для инвестора и для региона принимающего инвестиции. В этой связи, основным критерием для инвестора будет являться ожидаемая доходность на вложенный капитал в сопоставлении со степенью риска, а для региона — повышение эффективности экономики региона

^ Основными условиями проведения региональными властями разумной и привлекательной для инвесторов политики являются следующие:

· доступная и полная информация об объектах инвестирования;

· прописанная процедура получения прав на инвестирование;

· четкие критерии определения победителей в случае проведения тендеров;

· наличие государственного института регистрации прав;

· государственные меры стимулирования и поддержки инвесторов.

В соответствии с заданными условиями могут быть сформулированы следующие задачи инвестиционной политики региона:

· повышение общей инвестиционной привлекательности региона;

· формирование новых источников налоговых платежей;

· образование новых рабочих мест;

· развитие инфраструктуры;

· формирование здоровой конкурентной среды;

· поддержание благоприятного экологического климата в регионе;

· создание условий для развития малого бизнеса;

· восстановление исторических объектов на территории региона.

Для достижения представленных выше задач регион может использовать предоставленные законодательством полномочия и основывать свою инвестиционную политику на следующих принципах:

— доброжелательности во взаимоотношениях с инвесторами;

— сбалансированности публичных и частных интересов;

— открытости и доступности информации для всех инвесторов;

— ясности и простоты инвестиционного процесса в данном регионе;

— равноправия инвесторов и унифицированности публичных процедур;

— объективности и здравого экономического смысла в принимаемых решениях;

— взаимной ответственности региональных властей и инвесторов.

^ Региональная инвестиционная политика — стратегический план действий на инвестиционном рынке региона. Она имеет цели и приоритеты — стратегические и ближайшие направление и систему взаимосвязанных мер регулирования регионального инвестиционного рынка. Цели и приоритеты инвестиционной политики обусловлены целями развития данного региона. В соответствии с ними рассматриваются приоритетные направления деятельности региональных органов управления на инвестиционном рынке в роли заемщика инвестора или институционального инвестора и методы регулирования.

Причины активного формирования собственной инвестиционной политики регионов связаны с рядом обстоятельств.

В начале 90-х гг. федеральный центр создавая взамен рухнувшей модели монопольного централизованного государственного инвестирования рыночную модель инвестиционного процесса провозгласил принцип его радикальной децентрализации, в том числе и в отношении регионов. Минэкономики России с 1999 г регулярно проводило методические семинары и совещания с субъектами РФ, призванные помочь им в разработке программ привлечения российских и иностранных капиталовложений с учетом местных условий и опыта отечественного и международного инвестиционного сотрудничества.

Резкое сокращение финансирования капитальных вложений из федерального бюджета поставило многие регионы в очень сложное положение, так как большинство субъектов Федерации имели дотационные бюджеты.

Формирование инвестиционной политики регионов происходило в различных стартовых условиях при дифференциации уровней развития и обеспеченности факторами производства разной производственной специализации. Неодинаковыми были и пути преодоления инвестиционных трудностей. В целом анализ пореформенной хозяйственной динамики в крупных экономических районах России выявляет ухудшение инвестиционной ситуации в направлении «северо-запад—юго-восток страны». Эта проблема сохранится, и будет усугубляться при отсутствии действенной государственной региональной инвестиционной политики направленной хотя бы на ослабление территориальных диспропорций. Министерство экономического развития и торговли России признает, что если целенаправленно не распределять инвестиции по всему российскому пространству, неизбежна еще более значительная дифференциация регионов чреватая развалом страны.

Некоторые руководители регионов и сегодня продолжают делать ставку на «выбивание» средств федерального бюджета, другие надеются на свои бюджетные возможности. В ряде российских регионов проводятся активные рыночные реформы, позволяющие им в перспективе рассчитывать на собственные источники инвестирования.

Активизация собственной инвестиционной политики в регионах среди прочего обусловливается ростом в них социальной напряженности, связанным в частности со «сбросом» социальных расходов с федерального на региональные бюджеты не имеющие соответствующей доходной базы (это стало особенно заметным с 1998 г.). О возрастающих социальных рисках в обществе, подавляющих по ряду направлений инвестиционный потенциал свидетельствует то, что в течение 90-х гг. в стране ухудшается весь комплекс показателей отражающих доходы населения и уровень жизни Средние данные по России сильно различаются по регионам характеризуя усиление социально-экономических контрастов между субъектами Федерации. После дефолта в августе 1998 г. число россиян с денежными доходами ниже прожиточного минимума устойчиво превышает четверть общей численности населения продолжает возрастать коэффициент дифференциации доходов групп показывающий колоссальное расслоение общества. Несмотря на некоторый рост реальных доходов населения в условиях экономического оживления они не достигли уровня докризисного 1997 г.
Список использованных источников и литературы.

1. http://www.budgetrf.ru.

2. http://www.vavt.ru.

3. http://www.proatom.ru.

4. http://bigafera.ru.

5. www.gks.ru.


Скачать файл (112 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации