Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Аладышев А.В. Основы медицинской информатики - файл Теор3.doc


Аладышев А.В. Основы медицинской информатики
скачать (714.9 kb.)

Доступные файлы (1):

Теор3.doc2899kb.29.01.2008 19:32скачать

содержание

Теор3.doc

  1   2   3   4   5
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайский государственный медицинский университет

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

ОСНОВЫ

МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАТИКИ

(учебно-методическое пособие для студентов лечебного,

педиатрического и медико-профилактического факультетов)


Барнаул – 2008

УДК 616.002.6(075.5)

ББК 52.73
Кафедра медицинской информатики
Авторы: Аладышев А.В., Субботин Е.А.
Рецензенты: Колядо В.Б., доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой общественного здоровья и организации здравоохранения АГМУ;

Волков В.И., доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой медицинской и биологической физики АГМУ.


^ Основы медицинской информатики: учебно-методическое пособие / Аладышев А.В., Субботин Е.А. – Барнаул : Издательство Алтайский государственный медицинский университет, 2008. – 140 с.


Методическое пособие составлено на кафедре медицинской информатики Алтайского государственного медицинского университета. Рекомендовано студентам лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов, а также курсантам ФУВ, врачам, аспирантам.

©Алтайский государственный медицинский

университет, 2008

© Аладышев А.В., Субботин Е.А., 2008

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

^ ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

И ОБРАБОТКА ДАННЫХ

1.1. ПОНЯТИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

1.2. ВИДЫ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

1.3. ПРИРОДА МЕДИЦИНСКИХ ДАННЫХ

^ 1.4. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

1.5. НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

1.6. СПЕЦИФИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ ДАННЫХ

1.7. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ МЕДИЦИНСКИХ ДАННЫХ

^ 1.8. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БАЗАМИ ДАННЫХ ACCESS

1.9. СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ДАННЫХ С ПОМОЩЬЮ

ПРОГРАММЫ STATISTICA 6

ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ФУНКЦИИ И СВОЙСТВА

^ МЕДИЦИНСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ (МИС)

2.1. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

2.2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ МИС

2.3. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МИС

^ 2.4. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕДИЦИНСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ

СИСТЕМ

2.5. МИС БАЗОВОГО УРОВНЯ «АРМ ВРАЧА ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ»

2.6. ЭКСПЕРТНЫЕ СИСТЕМЫ

2.7. СПРАВОЧНЫЕ СИСТЕМЫ

^ ГЛАВА 3. СТАНДАРТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

3.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

3.2. НАПРАВЛЕНИЯ СТАНДАРТИЗАЦИИ В МЕДИЦИНСКОЙ

ИНФОРМАТИКЕ

3.3. СТАНДАРТИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ

^ 3.4. СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПЕРЕДАЧИ МЕДИЦИНСКОЙ

ИНФОРМАЦИИ

3.5. ИНТЕГРАЦИЯ СТАНДАРТОВ

3.6. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИИ СЕМ/ТС 251

ГЛАВА 4. ПОИСК МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

^ 4.1. ГЛОБАЛЬНАЯ СЕТЬ - INTERNET. БРАУЗЕР INTERNET EXPLORER

4.2. ПОИСК ИНФОРМАЦИИ В ИНТЕРНЕТ.

ВВЕДЕНИЕ В ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ. ПОИСК МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАЦИИ.

4.3. ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ

^ 4.4. СОВЕТЫ ПО ПОИСКУ
ГЛАВА 5. ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В МЕДИЦИНЕ

5.1. ТЕЛЕМЕДИЦИНА

5.2. ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИЕ ЦЕНТРЫ И РЕСУРСЫ INTERNET ПО

ТЕЛЕМЕДИЦИНЕ

^ 5.3. ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА

5.4. РАДИОТЕЛЕМЕТРИЯ И МОНИТОРИНГ

5.5. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


5
7

7

8

10

11

12

13

14

15

39
44
44

46

47

51
59

62

67

73

73

75
77

82
85

86

87

87

92

96

98

100
100
113

119

123

132

136

137


ВВЕДЕНИЕ

Медицина всегда была на переднем крае прогресса. Многие технические достижения внедрялись впервые в медицине. Так было и с перспективными разработками в области электроники.

История применения компьютеров в медицине ведет отсчет с 1967 года, когда Олдендорф использовал примитивный ламповый ПЭВМ в первом магнитно-резонансном сканирующем томографе. Серийно же компьютеры стали применяться с 1971 года в томографах Хаусфилда - инженера музыкальной компании EMI.

В то же время консерватизм врачей не позволял глубоко внедриться компьютерам в повседневную практику. Изменения произошли с появлением персональных компьютеров. Их вторжение, полезное для всей медицины в целом, сопряжено с преодолением множества барьеров, одним из которых является психологическая неготовность медика к работе с компьютером. Среди практических врачей есть несколько категорий пользователей ПК:

  • врачи, которые резко отрицательно относятся к любым попыткам автоматизации их деятельности. Чаще всего, это пожилое поколение, но есть немалая часть врачей пенсионного возраста, которые с огромным интересом осваивают компьютер;

  • вторая категория врачей активно внедряет новые информационные технологии в свою практику;

  • третья категория – врачи, занявшие нейтральную или выжидательную позицию, но много людей из этой категории в последнее время склоняются к сторонникам ПК.

Мир переживает настоящий компьютерный бум. Персональные компьютеры (ПК или PC) прочно входят в нашу жизнь и становятся вещью первой необходимости. И медицина на данном этапе развития уже не может обойтись без "электронного помощника".

Возможности, которые предоставляет ПК, рано или поздно станут такими же обыденными, как и стетоскоп, и их придется осваивать.

Для кого предназначено это пособие? В целом можно определить круг читателей, как "Медицинский работник".

^ Студенты медицинских вузов начинают активно приобщаться к информационным технологиям. Сейчас, наверное, это самая "компьютеризированная" часть медицинских работников. Преподавание элементов информатики проводится на начальных курсах, и в дальнейшем, при обучении, студент-медик соприкасается в той или иной мере с персональным компьютером.

Из собственных наблюдений скажем: 80% медиков – пользователей компьютеров применяют ПК исключительно в качестве печатной машинки. Это, конечно же, необходимое применение компьютера, но не единственно возможное. Особенно с появлением доступного Internet.

Надеемся, что данное пособие будет полезно как начинающему пользователю, так и людям, которые уверенно используют компьютер.

ГЛАВА 1

^ ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАТИКИ

И ОБРАБОТКИ ДАННЫХ
1.1. ПОНЯТИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
Любая деятельность человека представляет собой процесс сбора и переработки информации, принятия на её основе реше­ний и их выполнения. С появлением современных средств вы­числительной техники информация стала выступать в качестве одного из важнейших ресурсов научно-технического прогресса.

Понятие информации является одним из базовых общена­учных понятий. Поэтому дать точное определение информации через другие понятия невозможно.

Существует множество определений информации. Например, общая теория информации определяет её так (Янковский, 2000): «Любое взаимодействие между объектами, в процессе кото­рого один приобретает некоторую субстанцию, а другой её не теряет, называется информационным взаимодействием. При этом передаваемая субстанция называется Информацией.»

Своеобразное определение информации дано Н. Винером (1968): «Информация есть информация, а не материя и не энергия».

Простое и понятное каждому определение информации даёт­ся в энциклопедии (Ожегов и Шведова, 1999): «Информация — это: 1) све­дения об окружающем мире и протекающих в нём процессах; 2) сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-либо».

Наряду со множеством определений понятия информации существует множество классификаций информации, одна из ко­торых приведена для примера в табл. 1.
^ Виды информации

Таблица 1

По способам

восприятия

По форме

представления

По широте

адресации

По общественному значению


Визуальная

Аудиальная

Тактильная

Обонятельная

Вкусовая


Текстовая

Числовая

Графическая

Звуковая


Массовая

Специальная

Личная


Обыденная

Общественно-политическая

Эстетическая

Научная

Производственная Техническая

Управленческая

Знания, умения

Прогнозы, планы

Чувства, интуиция



В современной литературе за словосочетанием «медицинская информация» скрывается два понятия. Медицинская информация в широком смысле – это лю­бая информация, относящаяся к медицине. А в узком смысле – это информация, относящаяся непосредственно к человеку как к пациенту, то есть информация о его здоровье, особенностях организма, перенесённых заболеваниях и т. д. В последнее вре­мя термин «медицинская информация» всё чаще употребляется именно в узком смысле. Далее в тексте мы будем придерживать­ся именно такого понимания медицинской информации.

^ 1.2. ВИДЫ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
Все виды медицинской информации можно разделить на че­тыре основные группы:

1. Алфавитно-цифровая информация;

2. Визуальная информация:

а) статическая;

б) динамическая;

3. Звуковая информация;

4. Комбинированные виды информации.
Алфавитно-цифровая информация

Алфавитно-цифровая информация является основой почти всех форм печатных и рукописных документов (кроме случаев, когда документ представляет собой график или схему). Она составляет большую содержательную часть медицинской инфор­мации.
^ Статическая визуальная информация

К этой категории медицинской информации относятся раз­личные изображения (рентгенограммы, эхокардиограммы и т.д.). В зависимости от технических средств и других особенностей полученная информация может быть серошкальной (например, рентгеновское изображение) или цветной (например, эндоско­пическое изображение).
^ Динамическая визуальная информация (видео)

Примерами подобной информации являются походка паци­ента, мимика или судороги, сухожильные рефлексы, реакция зрачка на свет, генерируемое диагностическим оборудованием динамическое изображение.
^ Звуковая информация

Звуковая информация включает речь, усиленные техническим способом естественные звуки человеческого организма и звуковые сигналы, генерируемые медицинским оборудованием.

Примерами речевой информации являются комментарий ле­чащего врача, речь пациента с неврологической или психической патологией, речь пациента с патологией гортани.

Примерами усиленных техническим способом звуковых сигналов являются тоны, шумы, хрипы и другие элементы аускультации, слышимые с помощью фонендоскопа.

Примерами звуковых сигналов, генерируемых медицинским оборудованием, являются доплеровские сигналы кровотока при эхокардиографии, флоуметрические сигналы, сигналы от фетальных мониторов и др.

Некоторые виды или отдельные случаи звуковой информации могут входить в состав комбинированных видов медицинской информации (например, в сочетании с визуально-графической информацией).
^ Комбинированные виды информации

Комбинированной называется медицинская информация, представляющая собой любую комбинацию алфавитно-цифровой, визуально-графической и звуковой информации.

Наиболее популярным комбинированным видом информации является сочетание динамической визуальной информации со звуковой. Однако на практике широко применяются и другие сочетания: например, статической визуальной информации со звуковой, статической визуальной информации совместно с ал­фавитно-цифровой и прочие.

^ 1.3. ПРИРОДА МЕДИЦИНСКИХ ДАННЫХ
В медицинской практике часто используются выражения «сбор данных» или «получение информации». Эти выражения могут трактоваться неверно на основе предположения, что ме­дицинская информация содержится в реальном мире в состоя­нии доступности для использования её в диагностических или лечебных целях. На самом деле некоторые объективные пара­метры, такие как биологическая дозировка, могут интерпретиро­ваться или, другими словами, становиться информацией только в контексте, например, мотивации назначения, условий получе­ния образца крови, используемого для измерений метода, и так далее. Симптом клинический или радиологический признак – это результат комплексного процесса принятия решений.

Следовательно, медицинская информация как таковая суще­ствует только в интерпретируемой среде и должна постоянно об­новляться, чтобы избежать диагностических и терапевтических ошибок. Возникающие у врачей гипотезы определяют направле­ние сбора данных и критерии оценки «полезности» информации. Субъективность играет преобладающую роль в медицине. Эта ситуация частично объясняет неисчерпаемую природу медицин­ской информации. Информация может отсутствовать потому, что пациенту не был задан вопрос, или потому, что ответ пациента не был записан. Считается (Bentsen, 1976), что до 40% проблем, идентифицированных в ходе исследований, были связаны с тем, что медицинская информация не была корректно сохранена.

Следовательно, оценка качества медицинских данных очень важна и должна в первую очередь позволять оценить их инфор­мационное значение.

1.4. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ

^ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
Характерной особенностью медицинской информации являет­ся её конфиденциальность. Права граждан на конфиденциаль­ность информации о факте обращения за медицинской помо­щью и иных передаваемых ими при обращении за медицинской помощью сведений, на информированное добровольное согласие как предварительное условие для медицинского вмешательства и отказ от него установлены Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.93 №5488-1 (Постановление N 5488-1).

Этические нормы и правила обращения с медицинской ин­формацией также регламентируются «Этическим кодексом рос­сийского врача» (Кодекс, 1994).

В соответствии со ст. 30 «Права пациента» Основ, при обра­щении за медицинской помощью и её получении пациент имеет право на сохранение тайны информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, в соот­ветствии со ст. 61 Основ, а также на выбор лиц, которым в ин­тересах пациента может быть передана информации о состоянии его здоровья (п. 6.9 ст. 30).

Статьёй 31 «Права граждан на информацию о состоянии здоровья» установлено, что информация, содержащаяся в меди­цинских документах гражданина, составляет врачебную тайну и может предоставляться без согласия гражданина только на основаниях, предусмотренных ст. 61 Основ. Также эта статья утверждает, что каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить информацию о состоянии своего здо­ровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства и их последствиях и результатах лечения.

Согласно ст. 61 «Врачебная тайна», информация о факте об­ращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья граж­данина, диагнозе и иные сведения, полученные при его обсле­довании и лечении, составляют врачебную тайну. Гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности пере­даваемых им сведений. С согласия гражданина или его законно­го представителя допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в интересах обследования и лечения пациента, для прове­дения научных исследований, публикаций в научной литературе, использования этих сведений в учебном процессе и иных целях (ч. 3, 4 Основ).

Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя до­пускается:

  • в целях обследования и лечения гражданина, неспособно­го из-за своего состояния выразить свою волю;

  • при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;

  • по запросу органов дознания и следствия, прокурора и су­да в связи с проведением расследования или судебным разбирательством;

  • в случае оказания помощи пациенту в воз­расте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей;

  • при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинён в результате противоправ­ных действий.

Право граждан на конфиденциальность передаваемых ими сведений при получении медицинской помощи, а также иной информации, составляющей врачебную тайну, порождает ответ­ственность медицинских работников и иных лиц за её разгла­шение. Эта ответственность может быть административной, дис­циплинарной или уголовной в соответствии с законодательством РФ, республик в составе РФ.

1.5. НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ

^ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
Уровень, на котором медицинские наблюдения можно оцени­вать как успешные, зависит от методов, используемых для из­мерения (аналитическая неоднозначность), операторов, или тех, кто производит наблюдение (интра- и интероператорная неодно­значность), и объекта наблюдения (интра- и интериндивидуаль­ная неоднозначность) (Degoulet and Fieschi, 1997).

Медицинские данные не всегда обеспечивают актуальную информацию и не могут служить для однозначной идентифика­ции заболевания. Результаты измерений (значения медицинских переменных) могут отклоняться от актуальных (реальных) зна­чений из-за неточности и/или погрешности (см. рис. 1).


Рис. 1.2. Эффект отклонения значений медицинских переменных
Точность измерения клинической информации установить сложно, так как она в значительной степени, прямо или кос­венно, зависит от точки зрения врача на каждый клинический случай.

^ 1.6. СПЕЦИФИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

МЕДИЦИНСКИХ ДАННЫХ
Вероятностная природа медицинской информации позволяет утверждать следующее: повышение качества оказания медицин­ской помощи может происходить за счёт увеличения объёмов од­новременно оцениваемой информации (объёмов статистической выборки) и количества принимаемых во внимание параметров (тестов). Другим способом повышения качества диагностики за­болевания и, следовательно, качества лечения становится уве­личение качества сохраняемых в информационной системе ме­дицинских данных, которое стало возможным в контексте изме­нения взгляда на управление данными, происходящего в мире информационных технологий в последние годы.

Пользователям информационных систем теперь требуется больше, чем быстрый доступ и манипулирование простыми, ал­фавитно-цифровыми данными. Экономические отношения, всё больше затрагивающие сегодня ЛПУ, становятся более интел­лектуальными, предприятия должны думать о завтрашнем дне и непрерывно адаптироваться к новым условиям рынка, обращая в капитал преимущества новых технологий и возможностей, как только эти возможности возникают в поле их зрения.

Управление и полноценное использование всей сложной ин­формации, которая постоянно проходит через различные подраз­деления, должно стать основой предприятия завтрашнего дня. Для представления информации необходима надёжная и адекват­ная информационная система, которая ориентирована не только на алфавитно-цифровые данные, но и на видео, звук, документы, пространственную информацию, изображения и которая позволит принимать своевременные и адекватные решения. Полная и всесторонняя информация может обеспечивать критичное по­нимание происходящих процессов, позволяя оценивать и посто­янно улучшать способы работы внутри предприятия. Особенно это утверждение актуально для медицинских информационных систем, так как медицинские данные, полученные в процессе диагностики и лечения, являются чаще всего мультимедийными.

Кроме того, существует ряд проблем в области представления медицинской информации. Можно выделить следу­ющие основные проблемы в этой области:

  • большое количество не связанных между собой специали­зированных терминологических систем;

  • различия в толковании используемых понятий и терминов;

  • недостаточное внедрение технологий отражения смыслового значения терминов;

  • трудности с повторным использованием кодированных данных в различных медицинских контекстах.



^ 1.7. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ МЕДИЦИНСКИХ ДАННЫХ
В общем, интерпретация данных основывается на механизме аргументации. Аргументация начинается с появ­ления (формирования) гипотез, которые могут объяснить про­исходящие явления и процессы, с последующей верификацией каждой из них на предмет подтверждения или отмены. Сло­ва, используемые для описания ситуации, симптомов, призна­ков и отношений, устанавливаемых между этими признаками, в значительной степени влияют на процесс аргументации. Этот феномен комбинируется с неопределённостью, свойственной раз­личным диагностическим процедурам. Именно этой комбинацией объясняется интра- и интероператорная неоднозначность меди­цинской информации.

Отсутствие стандартизованного медицинского словаря свя­зано с нечёткостью медицинских наблюдений. Использование близких, но не абсолютно синонимичных терминов для одних и тех же понятий или для понятий, близких к данным терми­нологически, – источник семантической неоднозначности и по­грешности.

В медицинской литературе, так же как и в описании клини­ческих случаев, часто встречается количественная и качествен­ная неопределённость, например, термины «часто» и «в общем» используются для определения одних и тех же ситуаций. Ко­личественные признаки также часто являются субъективными и могут интерпретироваться по-разному.



^ 1.8. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БАЗАМИ ДАННЫХ ACCESS
1.8.1. Понятие базы данных и ее создание
База данных – это набор сведений, относящихся к определенной теме или задаче, такой как отслеживание заказов клиентов или хранение коллекции звукозаписей. Если база данных хранится не на компьютере или на компьютере хранятся только ее части, приходится отслеживать сведения из целого ряда других источников, которые пользователь должен скоординировать и организовать самостоятельно.

Предположим, например, что телефоны поставщиков сохраняются в разных местах: в каталоге телефонов поставщиков, в картотеке сведений о товарах и в электронной таблице, содержащей сведения о заказах. Если телефон поставщика изменился, придется обновить эти данные в трех местах. В базе данных достаточно обновить информацию только в одном месте – телефон поставщика будет автоматически обновлен при его дальнейшем использовании в базе данных.

База данных может состоять из нескольких таблиц, в каждой из которых хранится какая-либо информация. Таблицы связываются между собой ключами. Ключ – поле, которое однозначно определяет соответствующую запись.

Создание базы данных (БД) состоит из трех этапов:

  1. Проектирование БД. Это теоретический этап работы (без компьютера). На этом этапе определяется:

какие таблицы будут входить в состав БД,

структура таблиц (из каких полей, какого типа и размера будет состоять каждая таблица),

какие поля будут выбраны в качестве первичных (главных) ключей каждой таблицы и т. д.

  1. Создание структуры. На этом этапе с помощью Microsoft Access описывается структура таблиц, входящих в состав БД.

  2. Ввод записей. Заполнение таблиц базы данных конкретной информацией.

Таблицу можно создать тремя способами: с помощью мастера таблиц, конструктора и путём ввода данных. Она должна содержать различные поля с занесённой в них информацией (по сути дела, таблица – это набор полей). Поле называется ключевым, когда оно используется для создания связи между двумя таблицами и более. Ключи – это поля, которые являются общими для этих таблиц. Поля могут быть различных типов:

  • текстовый;

  • поле MEMO;

  • числовой;

  • дата/время;

  • денежный;

  • счетчик;

  • логический;

  • поле объекта OLE.


Характеристики типов данных
Текстовый — одна строка текста (до 256 символов).

Поле MEMO — текст, состоящий из нескольких строк, которые затем можно будет просмотреть при помощи полос прокрутки (до 65 535 символов).

Числовой — число любого типа (целое, вещественное и т. д.).

Дата/время — поле, содержащее дату или время.

Денежный — поле, выраженное в денежных единицах (рубли, доллары и т. д.).

^ Счетчик — поле, которое вводится автоматически с вводом каждой записи.

Логический — содержит одно из значений TRUE (истина) или FALSE(ложно) и применяется в логических операциях.

^ Поле объекта OLE — содержит рисунки, звуковые файлы, таблицы Excel, документ Word и т. д.

Базы данных имеет следующие свойства:

  1. Каждый элемент таблицы — один элемент данных.

  2. Все столбцы в таблице являются однородными, т. е. имеют один тип (числа, текст, дата и т. д.).

  3. Каждый столбец (поле) имеет уникальное имя.

  4. Одинаковые строки в таблице отсутствуют.

Порядок следования строк в таблице может быть произвольным и может характеризоваться количеством полей, количеством записей, типом данных.

Над базой данных удобно производить следующие действия:

  • сортировку данных (например, по алфавиту);

  • выборку данных по группам (например, по датам рождения или по фамилиям);

  • поиск записей (например, по фамилиям) и т. д.



^ 1.8.2. Редактирование структуры базы данных
Прежде чем редактировать структуру таблицы, следует переключиться в режим конструктора, предназначенный для внесения изменений.

Существуют следующие варианты редактирования структуры базы данных.

^ Изменение имени поля. Щёлкнуть на нужном имени поля в верхней части окна конструктора, изменить имя и нажать клавишу Enter.

Изменение типа данных. Щёлкнуть в разделе Тип в верхней части окна конструктора против нужного имени поля. Раскрыть, щёлкнув на кнопке с направленной вниз стрелкой, список типов данных и выбрать нужный тип.

^ Изменение шаблона данных. Щёлкнуть на нужном имени поля в верхней части окна конструктора. Щёлкнуть в нижней части окна конструктора в разделе Маска ввода и изменить шаблон данных.

^ Добавление нового поля справа. Щёлкнуть по строке, расположенной непосредственно под последним именем поля в списке имён полей в верхней части окна конструктора, ввести имя нового поля, тип данных этого поля и, если нужно, в нижней части окна конструктора – шаблон данных.

^ Добавление нового поля внутрь базы. Выделить в списке имён полей строку с именем поля, слева от которого надо вставить новое (для выделения следует щёлкнуть мышью слева от имени поля). Выполнить команду Вставка, Поле. Щёлкнуть в появившейся пустой строке, ввести имя нового поля, тип данных и, если нужно, шаблон данных.

Удаление поля. Выделить строку с именем удаляемого поля в списке имён полей и нажать клавишу Delete.

^ 1.8.3. Фильтрация данных в режиме таблицы
Иногда бывает необходимо увидеть на экране не все записи базы данных (строки таблицы), а лишь те из них, которые отвечают определённым условиям. Этот процесс называется фильтрацией или выборкой данных.

Чтобы осуществить выборку необходимых данных, следует:

  1. Выполнить команду Записи, Фильтр, изменить фильтр.

  2. Щёлкнуть на имени требуемого поля в списке и ввести условие (маску) выбора.

  3. Выполнить команду Фильтр, Применить фильтр.

В условиях помимо математических равенств и неравенств можно использовать знак «*», который заменяет собой любую последовательность символов, или знак «?», заменяющий один символ.

Пример 1: необходимо выбрать из списка сотрудников тех, кто получает зарплату более или равную 4000 руб. Условие будет таким: Зарплата: >=4000.

Пример 2: необходимо выбрать сотрудников, имена которых начинаются на букву С. Условие: Имя: с*.

^ 1.8.4. Файлы баз данных Microsoft Access
Microsoft Access позволяет управлять всеми сведениями из одного файла базы данных. В рамках этого файла используются следующие объекты:

  • таблицы для сохранения данных;

  • запросы для поиска и извлечения только требуемых данных;



Рис. 1

  • формы для просмотра, добавления и изменения данных в таблицах;

  • отчеты для анализа и печати данных в определенном формате;

  • страницы доступа к данным для просмотра, обновления и анализа данных из базы данных через Интернет или интрасеть.

1. Данные сохраняются один раз в одной таблице, но просматриваются из различных расположений. При изменении данных они автоматически обновляются везде, где появляются.

2. Отображение данных в запросе.

3. Отображение данных в форме.

4. Отображение данных в отчете.

5. Отображение данных на странице доступа к данным.

Для хранения данных создайте по одной таблице на каждый тип отслеживаемых сведений. Для объединения данных из нескольких таблиц в запросе, форме, отчете или на странице доступа к данным определите связи между таблицами (см. рис. 2).

1. Сведения о клиентах, которые когда-то хранились в списке почтовой рассылки, теперь находятся в таблице «Клиенты».

2. Сведения о заказах, которые когда-то хранились в электронной таблице, теперь находятся в таблице «Заказы».


Рис. 2
3. Уникальный код в поле «Код Клиента» позволяет отличить одну запись в таблице от других. После добавления поля уникального кода в другую таблицу и определения связи Microsoft Access позволяет сопоставить родственные записи из обеих таблиц и совместно вывести их в форме, отчете или запросе.

Для поиска и вывода данных, удовлетворяющих заданным условиям, включая данные из нескольких таблиц, создайте запрос. Запрос также может обновлять или удалять несколько записей одновременно и выполнять стандартные или пользовательские вычисления с данными.



Рис. 3
1. В этом запросе выполняется доступ к разным таблицам для отображения кода заказа, названия компании, города и даты исполнения для заказчиков из определенного города, сделавших заказы, которые следует выполнить в одном месяце.

Для простоты просмотра, ввода и изменения данных непосредственно в таблице создайте форму. При открытии формы Microsoft Access отбирает данные из одной или более таблиц и выводит их на экран с использованием макета, выбранного в мастере форм или созданного пользователем самостоятельно в режиме конструктора.



Рис. 4
1. В таблице одновременно отображается несколько записей, но для просмотра всех данных в одной записи может потребоваться прокрутка. Кроме того, при просмотре таблицы невозможно одновременно обновить данные в нескольких таблицах.

2. В форме внимание сосредоточено на одной записи и могут отображаться поля из нескольких таблиц. Кроме того, форма позволяет отображать рисунки и другие объекты.

3. Форма может содержать кнопки, выполняющие печать, открывающие другие объекты или автоматически выполняющие другие задачи.

Для анализа данных или представления их определенным образом в печатном виде создайте отчет. Например, можно напечатать один отчет, группирующий данные и вычисляющий итоговые значения, и еще один отчет с другими данными, отформатированными для печати почтовых наклеек.



Рис. 5
1. Создание почтовых наклеек с помощью отчета.

2. Отображение итоговых значений на диаграмме с помощью отчета.

3. Расчет итоговых значений с помощью отчета.

Чтобы сделать данные доступными через Интернет или интрасеть для создания отчетов в интерактивном режиме, ввода данных или их анализа используйте страницы доступа к данным. Microsoft Access извлекает данные из одной или нескольких таблиц и отображает их на экране с использованием макета, разработанного пользователем в режиме конструктора или созданного с помощью мастера страниц.

1. Щелкните индикатор развертывания...

2. …для отображения данных и панелей перехода по записям для следующего уровня группировки.


Рис. 6

3. Для переходов между записями, сортировки и отбора записей, а также для вызова справки пользуйтесь кнопками панели переходов по записям.

Таблица содержит набор данных по конкретной теме, такой как товары или поставщики. Использование отдельной таблицы для каждой темы означает, что соответствующие данные сохранены только один раз, что делает базу данных более эффективной и снижает число ошибок при вводе данных.

Запросы используются для просмотра, изменения и анализа данных различными способами. Запросы также можно использовать в качестве источников записей для форм, отчетов и страниц доступа к данным. В Microsoft Access есть несколько типов запросов.

^ 1.8.5. Выполнение запросов
Запросы на выборку

Запрос на выборку является наиболее часто используемым типом запроса. Запросы этого типа возвращают данные из одной или нескольких таблиц и отображают их в виде таблицы, записи в которой можно обновлять (с некоторыми ограничениями). Запросы на выборку можно также использовать для группировки записей и вычисления сумм, средних значений, подсчета записей и нахождения других типов итоговых значений.
Запросы с параметрами

Запрос с параметрами — это запрос, при выполнении отображающий в собственном диалоговом окне приглашение ввести данные, например, условие для возвращения записей или значение, которое требуется вставить в поле. Можно разработать запрос, выводящий приглашение на ввод нескольких единиц данных, например, двух дат. Затем Microsoft Access может вернуть все записи, приходящиеся на интервал времени между этими датами.

Запросы с параметрами также удобно использовать в качестве основы для форм, отчетов и страниц доступа к данным. Например, на основе запроса с параметрами можно создать месячный отчет о доходах. При печати данного отчета Microsoft Access выводит на экран приглашение ввести месяц, доходы за который должны быть приведены в отчете. После ввода месяца Microsoft Access выполняет печать соответствующего отчета.
Перекрестные запросы

Перекрестные запросы используют для расчетов и представления данных в структуре, облегчающей их анализ. Перекрестный запрос подсчитывает сумму, среднее, число значений или выполняет другие статистические расчеты, после чего результаты группируются в виде таблицы по двум наборам данных, один из которых определяет заголовки столбцов, а другой заголовки строк.
Запросы на изменение

Запросом на изменение называют запрос, который за одну операцию изменяет или перемещает несколько записей. Существует четыре типа запросов на изменение.

^ На удаление записи. Запрос на удаление удаляет группу записей из одной или нескольких таблиц. Например, запрос на удаление позволяет удалить записи о товарах, поставки которых прекращены или на которые нет заказов. С помощью запроса на удаление можно удалять только всю запись, а не отдельные поля внутри нее.

^ На обновление записи. Запрос на обновление вносит общие изменения в группу записей одной или нескольких таблиц. Например, на 10 процентов поднимаются цены на все молочные продукты или на 5 процентов увеличивается зарплата сотрудников определенной категории. Запрос на обновление записей позволяет изменять данные в существующих таблицах.

^ На добавление записей. Запрос на добавление добавляет группу записей из одной или нескольких таблиц в конец одной или нескольких таблиц. Например, появилось несколько новых клиентов, а также база данных, содержащая сведения о них. Чтобы не вводить все данные вручную, их можно добавить в таблицу «Клиенты».

^ На создание таблицы. Запрос на создание таблицы создает новую таблицу на основе всех или части данных из одной или нескольких таблиц. Запрос на создание таблицы полезен при создании таблицы для экспорта в другие базы данных Microsoft Access или при создании архивной таблицы, содержащей старые записи.

Формы – электронный аналог бумажного бланка, используемый для внесения в базу данных информации, ее изменения и просмотра на экране. Их можно использовать для ввода, редактирования и просмотра информации, а можно и распечатывать. В большинстве случаев поля формы соответствуют полям используемой таблицы. Но можно создать также вычисляемые поля, содержащие данные, высчитываемые на основании значений других полей. Такие поля будут существовать только в форме.

Формы являются типом объектов базы данных, который обычно используется для отображения данных в базе данных. Форму можно также использовать как кнопочную форму, открывающую другие формы или отчеты базы данных, а также как пользовательское диалоговое окно для ввода данных и выполнения действий, определяемых введенными данными.

1. Форма для ввода данных

2. Кнопочная форма

3. Пользовательское диалоговое окно


Рис. 7
Большинство форм являются присоединенными к одной или нескольким таблицам и запросам из базы данных. Источником записей формы являются поля в базовых таблицах и запросах. Форма не должна включать все поля из каждой таблицы или запроса, на основе которых она создается.

Присоединенная форма получает данные из базового источника записей. Другие выводящиеся в форме сведения, такие как заголовок, дата и номера страниц, сохраняются в макете формы.


Рис. 8

1. Графические элементы, такие как линии и прямоугольники, сохраняются в макете формы.

2. Данные поступают из полей в базовом источнике записей.

3. Результаты расчетов поступают из выражений, которые сохраняются в макете формы.

4. Поясняющий текст сохраняется в макете формы.

Связь между формой и ее источником записей создается при помощи графических объектов, которые называют элементами управления. Наиболее часто используемым для вывода и ввода данных типом элементов управления является поле.


Рис. 9
1. В надписях выводится поясняющий текст.

2. В полях отображаются данные из таблицы и вводятся данные в таблицу.

3. Поле использует выражение для расчета итогового значения.

Формы можно также открывать в режиме сводной таблицы или в режиме диаграммы для анализа данных. В этих режимах пользователи могут динамически изменять макет формы для изменения способа представления данных. Существует возможность упорядочивать заголовки строк и столбцов, а также применять фильтры к полям. При каждом изменении макета сводная форма немедленно выполняет вычисления заново в соответствии с новым расположением данных (см. рис. 10).

1. В режиме сводной таблицы имеется возможность просматривать исходные данные или сводные данных, упорядочивая поля в областях фильтра, строк, столбцов и данных.



Рис. 10

2. В режиме сводной диаграммы можно визуально представлять данные, выбрав тип диаграммы и упорядочивая поля в областях фильтра, рядов, категорий и данных.

^ 1.8.6. Работа с формами
Создание формы

Быстро создать форму помогают команда «Автоформа» или мастер. С помощью автоформ можно создавать формы, в которых выводятся все поля и записи базовой таблицы или запроса. Мастер выводит на экран вопросы и создает форму на основании ответов пользователя. После этого пользователь имеет возможность доработать и изменить форму в режиме конструктора.
Настройка формы в режиме конструктора

В режиме конструктора используются следующие способы настройки формы.

^ Источник записей. Смена таблиц или запросов, на основе которых создаются формы.

Контроль за действиями пользователей и помощь им. Существует возможность определить свойства формы, позволяющие или запрещающие пользователям добавлять, удалять или изменять записи, выводящиеся в форме. Можно также добавить в форму собственный файл справки, помогающий пользователям работать с формой.

^ Окно формы. Имеется возможность добавить или удалить кнопки Развернуть и Свернуть, контекстные меню и другие элементы окна формы.

Разделы. В форме имеется возможность добавлять, удалять, скрывать или изменять размеры заголовка, примечание и области данных. Можно также задавать свойства разделов, определяющие вид формы на экране и при печати.

^ Элементы управления. Пользователь может перемещать элементы управления, изменять их размеры и задавать свойства шрифта для элементов. В форму можно также добавлять элементы управления для отображения вычисляемых значений, итогов, текущей даты и времени и других полезных сведений.
Настройка формы в режиме сводной таблицы или диаграммы

В режиме сводной таблицы или сводной диаграммы используются следующие способы настройки формы.

^ Добавление, перемещение или удаление полей. В режиме сводной таблицы имеется возможность добавлять поля в областях фильтра, строк, столбцов и данных, а в режиме сводной диаграммы в областях фильтра, рядов, категорий и данных. Можно также перемещать поля из одной области в другую и удалять поля из представления.

^ Фильтры для записей. Для применения фильтра к отображаемым данным можно добавлять или перемещать поля в область фильтра. Можно также применять фильтр к полю в области строк или столбцов.

^ Сортировка записей. Элементы в полях строк или столбцов можно сортировать по возрастанию и по убыванию. В режиме сводной таблицы допускается также произвольная сортировка элементов.

^ Группировка записей. Имеется возможность группировки элементов в полях строк или столбцов по интервалам, а также создания специальных групп.

Форматирование элементов и изменение подписей. В режиме сводной таблицы допускается изменение настроек шрифта, выравнивания, цвета фона и формата чисел. Можно также изменять подписи полей и специальных групп. В режиме сводной диаграммы имеется возможность изменить тип диаграммы, формат маркеров данных и пр.

^ 1.8.7. Представление отчетов
Отчет является эффективным средством представления данных в печатном формате. Имея возможность управлять размером и внешним видом всех элементов отчета, пользователь может отобразить сведения желаемым образом.



Рис. 11

1. Создание почтовых наклеек.

2. Отображение итоговых значений на диаграмме.

3. Группировка записей по категориям.

4. Расчет итоговых значений.

Большинство отчетов являются присоединенными к одной или нескольким таблицам и запросам из базы данных. Источником записей отчета являются поля в базовых таблицах и запросах. Отчет не должен включать все поля из каждой таблицы или запроса, на основе которых он создается.

Присоединенный отчет получает данные из базового источника записей. Другие данные, такие как заголовок, дата и номера страниц, сохраняются в макете отчета.



Рис. 12

1. Заголовок отчета и заголовки столбцов сохраняются в макете отчета.

2. Данные поступают из выражений, которые сохраняются в макете отчета.

3. Данные поступают из полей базовой таблицы, запроса или инструкции SQL.

4. Итоговые значения поступают из выражений, которые сохраняются в макете отчета.

Связь между отчетом и его источником данных создается при помощи графических объектов, называемых элементами управления. Элементами управления являются поля, в которых отображаются имена и числа, надписи, в которых отображаются заголовки, а также декоративные линии, графически структурирующие данные и улучшающие внешний вид отчета (см. рис. 13).

1. Декоративные линии.

2. В надписях выводится поясняющий текст.

3. В полях выводятся данные из запроса.

4. Поле использует выражение для расчета итогового значения.



^ Рис. 13
Создание отчета

Мастера помогают быстро создать отчеты различных типов. Мастер наклеек используется для создания почтовых наклеек, мастер диаграмм помогает создать диаграмму, а мастер отчетов создавать стандартные отчеты. Мастер выводит на экран вопросы и создает отчет на основании ответов пользователя. После этого пользователь имеет возможность доработать и изменить отчет в режиме конструктора.
Настройка отчета

Можно настроить отчет следующими способами.

Источник записей. Измените таблицу или запрос, на котором основан отчет.

^ Сортировка и группировка данных. Можно сортировать данные по возрастанию и по убыванию. Также можно группировать записи по одному или нескольким полям и отображать промежуточные и общие итоги в отчете.

^ Окно отчета. Можно добавить или удалить кнопки Развернуть и Свернуть, изменить текст заголовка и другие элементы окна отчета.

Разделы. Можно добавить, удалить, скрыть или изменить размер подписи, примечания и области данных отчета. Можно также задавать свойства разделов, определяющие вид отчета на экране и при печати.

^ Элементы управления. Пользователь может перемещать элементы управления, изменять их размеры и задавать свойства шрифта для элементов. В отчет можно также добавлять элементы управления для отображения вычисляемых значений, итогов, текущей даты и времени и других полезных сведений.
^ 1.8.8. Режимы страниц
Страницы доступа к данным. Режим страницы в Microsoft Internet Explorer

Страницы доступа к данным представляют специальный тип веб-страниц, предназначенный для просмотра и работы через Интернет или интрасеть с данными, хранящимися в базах данных Microsoft Access. Страница доступа к данным может также включать данные из других источников, таких как Microsoft Excel.

Использование страниц доступа к данным для ввода данных аналогично использованию форм ввода данных: пользователь имеет возможность просматривать, вводить, редактировать и удалять данные в базе данных. Однако страницу можно использовать за пределами базы данных Microsoft Access, предоставляя пользователям возможность обновлять или просматривать данные через Интернет или интрасеть.

Ниже показан внешний вид страницы доступа к данным «Товар», используемой для ввода и обновления сведений о товарах, в режиме страницы и в Microsoft Internet Explorer версии 5 или более поздней.

См. рис. 14.

1. Для ввода сведений о товаре используются поля, раскрывающийся список и флажок.

2. Для переходов между записями, а также для добавления, удаления, сохранения, сортировки и отбора записей и для вызова справки пользуйтесь кнопками панели переходов по записям.



^ Рис. 14
Страница в режиме конструктора

Ниже показана страница доступа к данным «Товары» в режиме конструктора.


Рис. 15


  1. Заголовок страницы в основном тексте страницы

  2. Заголовок группы для уровня группировки «Товары»

  3. Раздел переходов по записям для уровня группировки «Товары»


Составные части страницы доступа к данным

Основной текст. Область основного текста является главным элементом страницы доступа к данным в режиме конструктора. На странице доступа к данным, поддерживающей ввод данных, область основного текста используется для отображения информационного текста, элементов управления, присоединенных к данным, и разделов.

Разделы. Разделы используются для отображения текста, данных из базы данных, а также панелей инструментов.

Существует два типа разделов, обычно используемых на страницах, поддерживающих ввод данных: разделы заголовка группы и перехода по записям. Страница может также содержать разделы примечаний группы и подписей.

  • ^ Заголовок и примечание группы. Используются для отображения данных и вычисления значений.

  • Переход по записям. Используется для отображения кнопок перехода по записям для уровня группировки. Раздел перехода по записям для группы отображается после раздела заголовка группы. Помещать в раздел перехода по записям присоединенные элементы управления нельзя.

  • Подписи. Используется для отображения подписей полей и других элементов управления. Отображается непосредственно перед заголовком группы. Помещать в раздел подписей присоединенные элементы управления нельзя.

Каждый уровень группировки на странице доступа к данным имеет источник записей. Имя источника записей отображается в строке заголовка каждого раздела для данного уровня группировки.
Разработка различных типов страниц доступа к данным

Страницы доступа к данным разрабатываются в режиме конструктора в Microsoft Access. Страница представляет собой отдельный файл, хранящийся за пределами Access; однако при создании этого файла Microsoft Access автоматически добавляет ярлык к нему в окно базы данных. Разработка страниц доступа к данным аналогична разработке форм и отчетов: используется список полей, панель элементов, элементы управления и т.д. Тем не менее, разработка страниц доступа к данным имеет ряд существенных отличий от разработки форм и отчетов. Способ разработки страницы зависит от ее предназначения.

  • ^ Интерактивные отчеты. Страницы доступа к данным этого типа часто используются для объединения и группировки сведений, хранящихся в базе данных, а также для публикации сводок данных. Например, страница может публиковать сводки по продажам для каждого региона, в котором проводятся операции. С помощью маркеров развертывания можно перейти от общей сводки данных, такой как список всех регионов и общий объем продаж по ним, к подробностям по продажам отдельных товаров в каждом регионе. Страница может также содержать кнопки панели инструментов, позволяющие сортировать и фильтровать данные, а также добавлять, редактировать и удалять на некоторых или всех уровнях группировки.

  • ^ Анализ данных. Страницы доступа к данным этого типа могут включать сводные списки, аналогичные сводным отчетам Microsoft Excel, которые позволяют реорганизовывать данные для их анализа различными способами. Страница может содержать диаграммы для анализа тенденций, закономерностей и выполнения сравнений между данными в базе данных или электронные таблицы, в которые можно вводить и редактировать данные, а также использовать формулы для выполнения некоторых вычислений, выполняемых в Microsoft Excel.

После создания в базе данных Microsoft Access отдельных таблиц по каждой теме необходимо выбрать способ, которым Microsoft Access будет вновь объединять сведения таблиц. Первым делом следует определить связи между таблицами. После этого можно создать запросы, формы и отчеты для одновременного отображения сведений из нескольких таблиц. Например, следующая форма включает сведения из четырех таблиц:


Рис. 16
1. Таблица «Клиенты»

2. Таблица «Заказы»

3. Таблица «Товары»

4. Таблица «Заказано»
1.8.9. Связи между таблицами
Принципы работы связи между таблицами

В приведенном примере поля в четырех таблицах должны быть скоординированы таким образом, чтобы отображать сведения об одном и том же заказе. Эта координация осуществляется путем установления связей между таблицами. Связь между таблицами устанавливает отношения между совпадающими значениями в ключевых полях, обычно между полями, имеющими одинаковые имена в обеих таблицах. В большинстве случаев с ключевым полем одной таблицы, являющимся уникальным идентификатором каждой записи, связывается внешний ключ другой таблицы. Например, для связывания сотрудников с заказами, за которые они отвечают, следует создать связь между полями «Код Сотрудника».


Рис. 17
1. Поле «Код сотрудника» отображается в двух таблицах — как поле первичного ключа.

2. Как внешний ключ.
Отношение «один-ко-многим»

Отношение «один-ко-многим» является наиболее часто используемым типом связи между таблицами. В отношении «один-ко-многим» каждой записи в таблице A могут соответствовать несколько записей в таблице B, но запись в таблице B не может иметь более одной соответствующей ей записи в таблице A.


Рис. 18
1. Один поставщик

2. может поставлять несколько товаров

3. но у каждого товара может быть только один поставщик
Отношение «многие-ко-многим»

При отношении «многие-ко-многим» одной записи в таблице A могут соответствовать несколько записей в таблице B, а одной записи в таблице B несколько записей в таблице A. Этот тип связи возможен только с помощью третьей (связующей) таблицы, первичный ключ которой состоит из двух полей, которые являются внешними ключами таблиц A и B. Отношение «многие-ко-многим» по сути дела представляет собой два отношения «один-ко-многим» с третьей таблицей. Например, отношение «многие-ко-многим» между таблицами «Заказы» и «Товары» определяется путем создания двух отношений «один-ко-многим» с таблицей «Заказано». В одном заказе может быть много товаров, а каждый товар может появляться в нескольких заказах.


Рис. 19
1. Первичный ключ из таблицы «Заказы»

2. Первичный ключ из таблицы «Товары»

3. Один заказ может содержать несколько товаров

4. Каждый товар может содержаться в нескольких заказах
Отношение «один-к-одному»

При отношении «один-к-одному» каждая запись в таблице A может иметь не более одной связанной записи в таблице B и наоборот. Отношения этого типа используются не очень часто, поскольку большая часть сведений, связанных таким образом, может быть помещена в одну таблицу. Отношение «один-к-одному» может использоваться для разделения таблиц, содержащих много полей, для отделения части таблицы по соображениям безопасности, а также для сохранения сведений, относящихся к подмножеству записей в главной таблице. Например, можно создать таблицу для отслеживания участия сотрудников в благотворительных спортивных мероприятиях. Каждому игроку в таблице «Футболисты» должна соответствовать одна запись в таблице «Сотрудники».


Рис. 20
1. Каждому футболисту соответствует одна запись в таблице «Сотрудники».

2. Данный набор значений представляет подмножество для поля «Код Сотрудника» и таблицы «Сотрудники».
Определение связей между таблицами

Тип отношения в создаваемой Microsoft Access связи зависит от способа определения связываемых полей.

  • Отношение «один-ко-многим» создается в том случае, когда только одно из полей является полем первичного ключа или уникального индекса.

  • Отношение «один-к-одному» создается в том случае, когда оба связываемых поля являются ключевыми или имеют уникальные индексы.

  • Отношение «многие-ко-многим» фактически является двумя отношениями «один-ко-многим» с третьей таблицей, первичный ключ которой состоит из полей внешнего ключа двух других таблиц.

Имеется возможность связать таблицу саму с собой. Это полезно, когда нужно создать поле подстановок со значениями из этой же таблицы. Например, в таблице «Сотрудники» можно определить связь между полями «Код Сотрудника» и «Подчиняется» и отображать в поле «Подчиняется» данные о сотруднике, из связанного поля «Код Сотрудника».
Целостность данных

Целостность данных означает систему правил, используемых в Microsoft Access для поддержания связей между записями в связанных таблицах, а также обеспечивающих защиту от случайного удаления или изменения связанных данных. Установить целостность данных можно, если выполнены следующие условия.

  • Связанное поле главной таблицы является ключевым полем или имеет уникальный индекс.

  • Связанные поля имеют один тип данных. Здесь существуют два исключения: поле счетчика может быть связано с числовым полем, свойство которого Размер поля (FieldSize) имеет значение Длинное целое, а также поле счетчика, свойство которого Размер поля (FieldSize) имеет значение Код репликации, можно связать с числовым полем, у которого свойство Размер поля (FieldSize) имеет значение Код репликации.

  • Обе таблицы принадлежат одной базе данных Microsoft Access. Если таблицы являются связанными, то они должны быть таблицами формата Microsoft Access. Для установки целостности данных база данных, в которой находятся таблицы, должна быть открыта. Для связанных таблиц из баз данных других форматов установить целостность данных невозможно.

При использовании условий целостности данных действуют следующие правила.

  • Невозможно ввести в поле внешнего ключа связанной таблицы значение, не содержащееся в ключевом поле главной таблицы. Однако в поле внешнего ключа возможен ввод значений Null, показывающих, что записи не являются связанными. Например, нельзя сохранить запись, регистрирующую заказ, сделанный несуществующим клиентом, но можно создать запись для заказа, который пока не отнесен ни к одному из клиентов, если ввести значение Null в поле «Код Клиента».

  • Не допускается удаление записи из главной таблицы, если существуют связанные с ней записи в подчиненной таблице. Например, невозможно удалить запись из таблицы «Сотрудники», если в таблице «Заказы» имеются заказы, относящиеся к данному сотруднику.

  • Невозможно изменить значение первичного ключа в главной таблице, если существуют записи, связанные с данной записью. Например, невозможно изменить код сотрудника в таблице «Сотрудники», если в таблице «Заказы» имеются заказы, относящиеся к этому сотруднику.


Каскадное обновление и удаление

Для отношений, в которых проверяется целостность данных, пользователь имеет возможность указать, следует ли автоматически выполнять для связанных записей операции каскадного обновления и каскадного удаления. Если включить данные параметры, станут возможными операции удаления и обновления, которые в противном случае запрещены условиями целостности данных. Чтобы обеспечить целостность данных при удалении записей или изменении значения первичного ключа в главной таблице, автоматически вносятся необходимые изменения в связанные таблицы.

Если при определении отношения установить флажок ^ Каскадное обновление связанных полей, любое изменение значения первичного ключа главной таблицы приведет к автоматическому обновлению соответствующих значений во всех связанных записях. Например, при изменении кода клиента в таблице «Клиенты» будет автоматически обновлено поле «Код Клиента» во всех записях таблицы «Заказы» для заказов каждого клиента, поэтому целостность данных не будет нарушена. Microsoft Access выполнит каскадное обновление без ввода предупреждающих сообщений.


^ 1.9. СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ДАННЫХ

С ПОМОЩЬЮ ПРОГРАММЫ STATISTICA 6
1.9.1. Причины применения

непараметрической статистики в медицине
Изучая математическую статистику на 1 курсе, Вы познакомились с оценкой значимости различия средних в выборках. По терминологии математической статистики, процедуры, выполняемые при таких оценках, называются проверкой статистических гипотез.

Возможно, Вы вспомните, что:

во-первых, всегда делалось допущение о нормальном распределении (или близком к нормальному) изучаемых случайных величин (СВ) и равенстве их дисперсий;

во-вторых, все СВ, с которыми Вы имели дело ранее, являлись количественными признаками объектов наблюдения (число килограммов, число сантиметров и др.);

в-третьих, большинство встречавшихся Вам ранее СВ являлись непрерывными величинами, то есть их значения могли сколь угодно мало отличаться друг от друга;

и, наконец, все СВ были представлены абсолютными значениями (килограммы, сантиметры и др.).

При соблюдении перечисленных условий для оценки значимости различий должны применяться параметрические критерии, каким и является t-критерий Стьюдента, знакомый Вам по ручным расчетам и работой с программой Excel. Параметрическим он называется потому, что для его корректного использования необходимо учитывать параметры распределения, сравниваемых СВ, а именно:

  • распределение СВ должно быть достаточно нормальным;

  • дисперсии должны быть достаточно одинаковыми.

Однако значительная часть СВ, встречающихся в сфере медицины и здравоохранения не отвечает выше перечисленным условиям:

во-первых, известно много параметров организма и процессов, не соответствующих закону нормального распределения.

В качестве примеров можно привести индивидуальный уровень двигательной активности в популяции человека и животных, концентрацию некоторых гормонов в крови, количество принимаемых медикаментов населением (как правило, люди либо не принимают медикаменты совсем, либо принимают одновременно несколько видов препаратов и в значительных дозах) Например, является ли доход нормально распределенной величиной? - скорее всего, нет. Случаи редких болезней не являются нормально распределенными в популяции, число автомобильных аварий также не является нормально распределенным, как и многие переменные, интересующие исследователя.

Более того, в большинстве случаев тип распределения СВ неизвестен, либо его невозможно определить вследствие малого объема выборки;

во-вторых, очень часто врачу приходится иметь дело с качественными (категориальными) признаками, для которых можно определить лишь частоту встречаемости. Это, например, наличие или отсутствие у пациента какого-либо симптома, исходы лечения (выздоровление, хронизация заболевания и др.), степень тяжести больного, оценка результатов лабораторного теста (низкий, нормальный, высокий уровень показателя) и др.;

в-третьих, многие СВ, которые нужно оценить являются по своему смыслу дискретными, то есть величинами имеющими строго раздельные значения, между которыми других значений быть не может. Сюда относятся многие диагностические признаки: число баллов, полученных при анкетировании, число приступов заболевания, число случаев выздоровления и др.;

в-четвертых, очень часто при статистическом анализе в медицине приходится сравнивать относительные СВ, отражающие долю (проценты, промилле и др.). Так, например, в здравоохранении принято выражать рождаемость, заболеваемость, смертность и многие другие явления в показателях интенсивности. Это число случаев, приходящихся на 1000, 10 000, 100 000 человек.

Поэтому применение параметрических критериев в медицине, в частности t-критерия Стьюдента, далеко не всегда оправдано. При невыполнении четырех выше указанных условий для проведения корректного исследования и получения верных выводов необходимо использовать непараметрические методы статистической обработки. Свое название они получили в связи с тем, что данных методы не требуют учета параметров распределения СВ, например, его симметричности, пикообразности и других.

С другой стороны, непараметрические тесты имеют меньшую статистическую мощность (менее чувствительны), чем их параметрические аналоги, и если важно обнаружить даже слабые отклонения (например, является ли данная пищевая добавка опасной для здоровья), следует особенно тщательно выбирать статистический критерий и проводить многократные испытания.

Кроме того, непараметрические методы наиболее приемлемы, когда объем выборок мал. Если данных много (например, n>100), то появляется возможность проверки типа распределения признаков. И если распределение близко к нормальному, то нет смысла использовать непараметрические критерии. В таких случаях параметрические методы будут более чувствительными.

Таким образом, для получения верного вывода, чрезвычайно важен выбор адекватного метода статистической обработки данных.

^ 1.9.2. Краткий обзор непараметрических методов

По существу, для каждого параметрического критерия имеется, по крайней мере, один непараметрический аналог. Эти критерии можно отнести к одной из следующих групп:

  • описательные статистики;

  • критерии различия между независимыми выборками (группами);

  • критерии различия между зависимыми выборками;

  • критерии зависимости между СВ.


Описательные статистики
Наиболее важными параметрами описательной статистики, в изучаемом контексте, являются критерии проверки типа распределения, прежде всего на предмет соответствия его нормальному типу. Существует значительное число критериев согласия, предназначенных для данной цели. Наиболее популярны из них показатели асимметрии и эксцесса, критерии Шапиро-Уилка, Колмогорова-Смирнова.

Дело в том, что если данные не являются нормально распределенными, то вычисление обычных описательных статистик (например, среднего, стандартного отклонения) не слишком информативно. Например, в психофизиологии известен закон Вебера-Фехнера, согласно которому, воспринимаемая интенсивность стимулов (например, субъективно воспринимаемая яркость света) представляет собой логарифмическую функцию реальной интенсивности (яркости, измеренной в объективных единицах – люксах). В данном примере, обычное среднее арифметическое не дает верного представления о среднем значении действительной интенсивности стимула. Здесь скорее следует вычислить среднее геометрическое. В подобных случаях вычисляются и другие непараметрические описательные показатели: медиана, мода, гармоническое среднее, геометрическое среднее, квартильный размах и т.д.
^ Различия между независимыми выборками
Обычно, когда имеются две выборки (например, мужчины и женщины), средние которых нужно сравнить, используется t-критерий для независимых выборок (в программе Excel это ТТЕСТ). Непараметрической альтернативой этому критерию является, например, U-критерий Манна-Уитни.

Если сравниваются частоты качественных признаков, то используется, например, критерий хи-квадрат.

Если нужно сравнить несколько групп, то используется дисперсионный анализ. Его непараметрическим аналогом является ранговый дисперсионный анализ Краскела-Уоллиса.
^ Различия между зависимыми группами
Если нужно сравнить две СВ, относящиеся к одной и той же выборке (например, количество лейкоцитов в начале и в конце лечения), то обычно используется t-критерий для зависимых выборок.

Альтернативным непараметрическим тестом является парный W-критерий Вилкоксона. Если рассматриваются качественные признаки, категориальные по своей природе (т.е. представлены в виде частот случаев, попавших в определенные категории), то подходящим будет критерий хи-квадрат Макнимара.

Если рассматривается более двух переменных, относящихся к одной и той же выборке, то обычно используется дисперсионный анализ (ANOVA) с повторными измерениями. Альтернативным непараметрическим методом является ранговый дисперсионный анализ Фридмана или Q-критерий Кочрена. Последний применяется также для оценки изменений частот (долей).
Зависимости (связи) между переменными
Для оценки зависимости между двумя переменными (например, между дозой лекарства и его фармакодинамическим эффектом), обычно вычисляют линейный коэффициент корреляции Пирсона r. Его непараметрическим аналогом является коэффициент Спирмена R..

Если две рассматриваемые переменные по природе своей категориальны, то подходящими непараметрическими критериями для тестирования зависимости будут: Хи-квадрат и точный критерий Фишера.

Для оценки зависимости между несколькими переменными применяется коэффициент конкордации Кендалла. Этот тест часто используется для оценки согласованности мнений независимых экспертов, выраженных в баллах, выставленных одному и тому же субъекту.
^ 1.9.3. Программное обеспечение

для непараметрической статистики
В настоящее время существует значительное количество специализированных компьютерных программ, позволяющих быстро, точно, всесторонне и наглядно произвести статистическую обработку данных.

К наиболее популярным программам, позволяющим провести обработку с помощью непараметрических критериев, относятся англоязычный программный пакет Statistica 5 производства корпорации StatSoft, его русскоязычная версия Statistica 6, БИОСТАТ, SPSS, MegaStat - небольшая программная надстройка для Excel, содержащая набор исключительно непараметрических методов.

На практическом занятии мы рассмотрим примеры использования программного пакета Statistica 6 в медико-биологических исследованиях, требующих применения непараметрических методов.


  1   2   3   4   5



Скачать файл (714.9 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации