Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Отчет по товароведно-технологической практике на ОАО 1-я Петербургская макаронная фабрика - файл 1.doc


Отчет по товароведно-технологической практике на ОАО 1-я Петербургская макаронная фабрика
скачать (177.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc178kb.02.12.2011 08:08скачать

содержание

1.doc

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

  1. Организационно-производственная структура предприятия……………..…5

  2. Маркетинговая служба предприятия……………………………………..…..8

  3. Ассортимент вырабатываемой продукции………………………………....11

  4. Формирование качества продукции………………………………………….13

    1. Характеристика основного и вспомогательного сырья…………………..13

    2. Технологические операции производства продукции…………….........16

  5. Формы контроля качества готовой продукции…………………………....21

  6. Нормативная документация………………………………………………...25

  7. Причины и характер возможных дефектов………………………………..26

  8. Маркировка, упаковка продукции………………………………………..…27

  9. Режимы и сроки хранения продукции……………………………………...30

  10. Сбытовая деятельность предприятия……………………………………….31

  11. Организация работ по повышению конкурентоспособности продукции...33

  12. Сертификация товаров…………………………………………………..…...35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………......36

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..38

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….40

ВВЕДЕНИЕ

В период прохождения производственной практики на предприятии ОАО «1-ая Петербургская макаронная фабрика». Изучены основные методы организации производства и реализации продукции путем изучения отчетных данных и нормативных материалов.

1-я Петербургская макаронная фабрика, является ведущим производителем и поставщиком макаронных изделий самого высокого качества в Санкт-Петербурге. Предприятие оснащено современным оборудованием из Италии и Швейцарии, на котором ежедневно производится 17 видов короткорезанных и 4 вида длинных макаронных изделий под ТМ "Знатные" как весовых, так и фасованных в высокопрочную полипропиленовую упаковку, которая изготавливается в Италии. Продукция предприятия отмечена Дипломами международных выставок, Золотой медалью Всемирной ярмарки "Российский фермер - 1998", Общественным Знаком качества "Зеленая звезда".

Задачи прохождения производственной практики:

- ознакомление с деятельностью организации;

- специфика работы предприятия;

- изучение передового опыта работы специалистов предприятия;

- изучение структуры организации в данной кампании;

- ассортимент выпускаемой продукции;

- охарактеризовать основное и вспомогательное сырье;

- изучить технологию производства продукции;

- изучить нормативную документацию;

- формы контроля качества;

- хранение и сбыт;

- углубление и закрепление собственных знаний, полученных в процессе обучения.

Деятельность предприятия направлена на применение в процессе производства нового оборудования, сырья и материалов. Инвестиционная деятельность непосредственно связана с инновационной, поскольку предприятие осуществляет капительные вложения в новое оборудование. Кроме того, применяет современные технологии и осуществляет замену оборудования.



  1. Организационно-производственная структура предприятия.

1-ая ПЕТЕРБУРГСКАЯ МАКАРОННАЯ ФАБРИКА основана в 1914 году. Тогда она называлась «Акционерное Общество М. Иванова - Н. Гольдберга» и представляла собой здание в шесть этажей, в котором размещались основные и вспомогательные производства, кладовые и котельная. Макаронный цех был оборудован прессами фирмы «Озолинг», сушильный цех - камерными сушилками, котельная - паровыми котлами системы  «Ланкашир».

После революции 1917г. года на базе Акционерного Общества М. Иванова - Н. Гольдберга была организована Ленинградская макаронная фабрика. В годы первых пятилеток фабрика получила государственные средства на реконструкцию, и уже в 1928г. был построен основной трехэтажный корпус, где было установлено немецкое оборудование фирмы  «Вернер-Пфлейдерер» – ведущего в те годы поставщика оборудования для макаронной промышленности.

Таким образом, из мелкого полукустарного производства фабрика превратилась в крупное высокомеханизированное предприятие. В эти годы производство динамично развивалось: в 1940г. году по сравнению с 1917г. выпуск изделий возрос в 18 раз. Семь гидравлических прессов, которыми была оснащена фабрика, выдавали 22 тонны макарон в сутки каждый. По данным статистики тех лет, фабрика снабжала макаронами почти весь Ленинград и соседние города: Псков, Новгород, Вологду...

С декабря 1941 года по июнь 1943 года в тяжелые дни блокады Ленинграда производственная деятельность по выпуску макаронных изделий была законсервирована. До июня 1942 года на фабрике сушили сухари для фронта, с 1942 года до июня 1943 - изготавливали тару для снарядов. В 1943 году, после восстановления производства, в условиях еще неоконченной войны, предприятие выпускало макаронный полуфабрикат для отправки на фронт.

После окончания войны рабочие, работая 24 часа в сутки, за короткий срок восстановили производство, и уже к 1950 году удалось достичь показателей довоенного выпуска.

В 50-е 70-е годы уже прошлого столетия фабрика постоянно достраивалась, расширялась, обновлялась...

Сегодня «1-ая ПМФ» оснащена современным оборудованием швейцарской фирмы Бюлер, считающейся мировым лидером в производстве мельничного оборудования и оборудования для мучных изделий, а также оборудованием известных итальянских производителей FAVA и Braibanti. Производственные мощности фабрики по выпуску макаронных изделий превышают 40 тыс. тонн в год.

В настоящее время «1-ая ПМФ» выпускает более двадцати наименований макаронных изделий из муки макаронной из твердых сортов пшеницы (дурум), а также из пшеничной муки высшего качества. Аттестованная лаборатория осуществляет контроль над выработкой макаронных изделий в соответствии с требованиями санитарных норм, рецептур и технологических инструкций на всех этапах производства.

Макаронные изделия «1-ой Петербургской макаронной фабрики» отмечены Дипломами крупнейших международных выставок, Золотой медалью Всемирной ярмарки «Российский фермер -1998», Общественным Знаком качества «Зеленая звезда», а спагетти удостоились Золотого диплома специализированной Всероссийской выставки «Макароны-99» как лучшие в России.

ОАО «1-ая ПЕТЕРБУРГСКАЯ МАКАРОННАЯ ФАБРИКА» расположена по адресу г. Санкт-Петербург, ул. Коли Томчака, дом 21.

Акционерное общество «1-ая ПЕТЕРБУРГСКАЯ МАКАРОННАЯ ФАБРИКА» является открытым акционерным обществом и действует на основании Устава. Основными видами деятельности в соответствии с Уставом являются:

- производство макаронных изделий;

- торговая, снабженческо-сбытовая и снабженческо-заготовительная.

ОАО «1-ая ПЕТЕРБУРГСКАЯ МАКАРОННАЯ ФАБРИКА» самостоятельно определяет структуру управления и затраты на их содержание.

Большое значение для хозяйственного руководства имеет установление рациональной производственной структуры предприятия. Для более наглядного рассмотрения представим структуру предприятия в виде схемы. (Приложение 1)

Организационная структура управления предприятием отражает состав и подчиненность линейных и функциональных звеньев управления, на ОАО «1-ая ПМФ» структура управления имеет линейно-функциональный вид. При данном типе организационной структуры предприятия (линейно-функциональная) линейному руководителю, который подчиняется непосредственно директору, в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ и планов помогает специальный аппарат управления, состоящий из функциональных подразделений (отделов, групп). Руководитель в данном случае должен охватывать все стороны деятельности предприятия.

Такие подразделения проводят свои решения либо через высшего руководителя, либо прямо доводят их до специализированных служб или отдельных исполнителей на нижестоящем уровне. Функциональные подразделения не имеют права самостоятельно отдавать распоряжения производственным подразделениям.


  1. Маркетинговая служба предприятия.

Маркетинг затрагивает интересы каждого предприятия и общества в целом. Это процесс, в ходе которого разрабатываются и предоставляются в распоряжение людей товары и услуги, обеспечивающие определенный уровень жизни. Маркетинг включает в себя множество самых разнообразных видов деятельности, в том числе маркетинговые исследования, разработку товара, организация его распределения, установление цен, рекламу и личную продажу. Выживание (благополучие) фирмы может быть обеспечено лишь в случае стратегически верно рассчитанных именно "своих" зон хозяйствования.

Острая конкуренция и другие объективные причины вынуждают предпринимателя постоянно заботиться об освоении новых изделий и продуктов, введения новых технологий в качестве главного условия выживания фирмы и, соответственно, наиважнейшей экономической цели. Исходя из конкретной специализации, состояния и потенциала предприятия, а также факторов внешней окружающей среды, формулируются генеральная и главные цели предприятия.

Согласно концепции маркетинга, весь процесс деятельности предприятия начинается с рыночных исследований и прогноза продаж, которые призваны обеспечить надежный базис для дальнейшего планирования всех деловых операций.

В ходе прохождения практики изучены основные приемы и методы управления предприятием, управление маркетингом, основные направления деятельности на перспективу, методы установления цен на продукцию, организация товародвижения. Изучение осуществлялось на основании устава предприятия, его бизнес-плана, бухгалтерских отчетов и балансов, нормативно-правовой информации и практического наблюдения за работой служб и отделов.

Предприятие осуществляет капитальные вложения в новое оборудование и техническое перевооружение предприятия.

Предприятием проводится стратегическое управление товаром, ценами и издержками производства.

Изучив экономические данные, за последние пять лет и, проанализировав данные рынка, можно сделать вывод, что имеется два возможных пути позиционирования товара. (Приложение 2)

Первый путь – позиционировать уже выпускаемый товар рядом с существующим конкурентом. Успех позиционирования уже выпускаемого товара возможен при определенных условиях:

1) предприятие располагает более значительными ресурсами, чем конкурент; 2) предприятие может выйти на рынок с продуктом, потребительская ценность которого превосходит аналог конкурента; 3) рынок достаточно емкий, чтобы вместить двух и более конкурентов; 4) избранная позиция в максимальной степени соответствует возможностям конкурентных преимуществ предприятия.

Второй путь – разработать новый товар и выйти с ним на рынок. В этом случае предприятию требуется эффективно реализовать инновационную функцию маркетинга. Для этого: 1) необходимо наличие значительного технического задела; 2) экономические возможности реализации на рынке нового товара должны быть достаточно велики, 3) должно быть достаточное число потенциальных покупателей, которые предпочтут новый товар.

ОАО «1-я Петербургская макаронная фабрика» по первому пути расширяет свой рынок сбыта, оснащает производство все более новым оборудованием, а по второму пути отдел маркетинга "1-ой ПМФ" в течение года проводили всесторонние исследования среди потребителей макарон, чтобы разработать продукт, максимально соответствующий вкусам и ожиданиям покупателей.

Результатом этих исследований стал продукт под торговой маркой "Семейный обед", имидж которого отражает теплую, домашнюю атмосферу семьи, кухни, домашнего обеда.

Дизайн пачки очень запоминающийся - его легко и быстро найти на полке любому члену семьи

Торговая марка "Семейный обед" несет в себе идеологию обедов, собирающих всех членов семьи, поддерживая традиции, укрепляющие семьи.

Макароны "Семейный обед" пропагандируют лучшую семейную традицию - семейные обеды, являясь, их неотъемлемой часть. (Приложение 3)



  1. Ассортимент вырабатываемой продукции.


Ассортимент макаронных изделий очень разнообразен. В настоящее время ассортимент вырабатываемых макаронных изделий составляет более 100 видов, которые отличаются как входящими в состав компонентами, так и внешним видом. Несмотря на то, что ассортимент довольно широкий, требуется дальнейшее его расширение за счет выпуска новых изделий с повышенной пищевой ценностью.

Сегодня ОАО «1-ая Петербургская Макаронная Фабрика» специализируется на выпуске более 20 наименований коротких и длинных макаронных изделий и является их крупнейшим производителем в Северо-Западном регионе России. Макаронные изделия под торговыми марками «Знатные», «Дачные», «Семейный обед», выпускаемые на «1-ой ПМФ», занимают ведущее положение на рынке Северо-Западного региона России.

Ассортимент выпускаемых макаронных изделий выпускаемых на «1-ая ПМФ» представлен в таблице 1.

Таблица 1. Ассортимент макаронных изделий выпускаемых на ОАО «1-я Петербургская макаронная фабрика»

Типы

Подтип

Группа

Сорт

Макароны

Макароны соломка, рожки, рожки рифленые, рожки соломка, перья, перья рифленые.
Макароны соломка, рожки, перья

А


В

в/с


в/с

Нитевидные

Вермишель длинная, вермишель, вермишель яичная, вермишель паутинка
Вермишель длинная, вермишель

А

В

в/с


в/с

Ленточные

Лапша длинная

А

в/с

Фигурные

Рожки витые, спираль, рожки с гребешком, лилия, улитки, косички,

Рожки витые, спираль, рожки с гребешком

А
В

в/с
в/с

Из данных таблицы мы видим, что в настоящее время «1-ая ПМФ» выпускает около двадцати наименований макаронных изделий из муки твердых сортов пшеницы (дурум), а также из пшеничной муки высшего сорта. Также для выпуска вермишели яичной в рецептуру добавляется меланж. Выпускают макаронные изделия под такими торговыми марками, как «Знатные», «Дачные», Семейный обед».



  1. Формирование качества продукции.

    1. Характеристика основного и вспомогательного сырья.

Качество макаронных изделий зависит от качества сырья и правильно проведенного технологического процесса.

При производстве макаронные изделий ОАО “1-ая ПЕТЕРБУРГСКАЯ МАКАРОННАЯ ФАБРИКА” используются два основных видов сырья – мука и вода.

Мука. Для производства макаронных изделий используют специальную муку следующих сортов: высший (крупка) и первый (полукрупка). Муку вырабатывают из твердых и мягких стекловидных сортов пшеницы. Лучшей является мука, выработанная из твердых пшениц (дурум). Допускается применение хлебопекарной муки. При использовании твердых сортов пшеницы для производства макаронной муки допускается примесь мягкой высокостекловидной пшеницы не более 15%. К качеству муки предъявляются следующие требования: мука должна обладать хорошим цветом, крупитчатой структурой, содержать 30-34% хорошей, упругой клейковины. Мука с низким содержанием клейковины малопригодна для макаронного производства, так как изделия получаются непрочными, крошащимися. Качество сырой клейковины должно быть не ниже второй группы. Мука с крупитчатой структурой медленнее поглощает воду, образует пластичное тесто.

Важным требованием является минимальное количество свободных аминокислот, редуцирующих сахаров, а также активной полифенолоксидазы. Повышенное их содержание вызывает потемнение теста и ухудшение качества готовой продукции.

Вода является одним из видов основного сырья. Для приготовления теста требуется 40 – 70 л воды на каждые 100 кг муки. Фабрика для технологических и хозяйственных нужд использует воду из городского питьевого водопровода. Питьевая вода должна иметь нормальные органолептические свойства, безвредный химический состав и быть безопасной в бактериальном отношении.

Органолептические показатели воды – это вкус запах, цвет и мутность.

Ощутимый привкус и запах в воде не допускается. Питьевая вода должна быть прозрачной и бесцветной, не содержать пленки или различаемых глазом частиц. При оценке цветности и мутности воды на фотоэлектроколориметре эти показатели должны соответствовать ограничительными нормами.

Вода содержит некоторое количество минеральных и органических веществ, попадающих в нее из почвы, окружающей среды, а также при ее обработке. Некоторые минеральные вещества опасны для здоровья человека, другие могут изменить вкус, запах и цвет воды. Присутствие вредных веществ (мышьяка, селена и других) в воде не допускается или ограничивается специальными нормами. Установлены также предельные нормы содержания хлора, железа, марганца, алюминия и меди так далее эти вещества влияют на органолептические показатели воды.

Содержание растворенных солей кальция и магния характеризуется жесткость воды. Жесткость выражается в миллиметрах – эквивалентах кальция или магния. Жесткость питьевой воды не должна превышать 7, а с разрешения санитарного надзора 10м – экв/л. Высокая жесткость воды, применяемой для бытовых целей или для питания котлов, нежелательна, однако для приготовления теста такая вода не вредна. Соли кальция и магния несколько укрепляют клейковину, что оказывает положительное влияние на качество хлеба при переработке слабой муки.

Бактериальные свойства воды характеризуются общим числом бактерий в 1 мл воды, а также содержанием кишечной палочки.

Повышенное содержание кишечной палочки указывает на загрязненность воды оренальными массами. Вода не должна содержать болезнетворных бактерий.
Для бесперебойного снабжения водой необходимо температуры и создания постоянного напора во внутренней водопроводной сети на фабриках и хлебозаводах устанавливают специальные баки. Вместимость бака холодной воды рассчитывают на распад воды для всех производственных нужд в течении 8 часов. Бак горячей воды должен вмещать запас, необходимый для приготовления теста в течение 5 – 6 часов и питания экономайзеров в течение 3 часов температура горячей воды в этом баке должна быть 70 гр. С. Баки для воды устанавливают в отдельном помещении, расположенном на верхнем этаже здания (для создания необходимого напора).

На макаронную фабрику вода поступает из городского водоснабжения и по системам труб и насосов. Вода поступает на теплообменник, где происходит ее смешивание с паром. При смешивании регулируется только температура пара, для выдачи на линию воды определенной температуры. На линии, прежде чем попасть в тестомешалку, вода проходит через ряд фильтров грубой и тонкой отчистки, а также смешивается с холодной водой, тем самым температура воды опускается до 400 С, что необходимо для замеса. Затем вода попадает в тестомесильную ванну, где смешивается с мукой.

Вспомогательное сырье - составная часть макаронных изделий, применяемая для придания им специфических органолептических и физико-химических свойств. На фабрике при производстве вермишели яичной используется сухой меланж (яичный порошок) по ГОСТ 30363 - 96 Продукты яичные. Общие технические условия.

    1. Технологические операции производства продукции.

Особенностью современного макаронного производства является широкое использование поточных линий, объединяющих в единый комплекс все технологические операции с применением автоматического регулирования и управления процессами. Это позволяет вырабатывать макаронные изделия в широком ассортименте и высокого качества. На каждый ассортимент продукции в компьютер линии заложен рецепт и технологические данные. (Приложение 4)


^ Подготовка сырья

Приготовление теста

Формование макаронных изделий

Разделка





Сушка

Стабилизация и охлаждение продукции

Упаковывание


Рисунок 1. Технологическая схема производства макаронных изделий.

Подготовка сырья. Муку просеивают, смешивают разные партии, пропускают через магниты; воду подогревают до 40 - 50 С. Обогатительные добавки поступают в виде водных суспензий в количествах, предусмотренных рецептурой. Подготовительные операции основного и дополнительного сырья во многом определяют качество и потребительские свойства готовой продукции.

Приготовление теста. Макаронное тесто отличается от других видов тестовых масс тем, что оно замешивается крутым (влажностью 28-32%) и состоит в основном из муки и воды. Подготовленную муку подают в тестомеситель из дозатора тонким слоем непрерывно. Из другого дозатора поступает вода в виде мельчайших струек. Замес теста протекает непрерывно. В смесителях шнековых процессов получают крошковатое тесто. Дальнейшая обработка теста осуществляется в канале шнековой камеры пресса, где крошкообразная масса постепенно уплотняется и пластифицируется, приобретая структуру и свойства, необходимые для последующего формования.

В зависимости от влажности различают три типа замеса теста: твердый – влажностью 28-29%, средний – 29, 5-31, мягкий – 31,5- 32, 5%. Наиболее распространен средний замес. Тесто при этом получается мелкокомковатое, достаточно сыпучее.

На структурно-механические и реологические свойства теста заметное влияние оказывает температура.

Различают три типа замесов в зависимости от температуры воды: теплый замес на воде температурой 55-65 С; горячий – 75-85 С и выше; холодный – 20-25 С. Для повышения качества макаронных изделий дополнительно после замеса проводят вакуумную обработку теста, которая улучшает внешний вид изделий.

Невакуумированные сырые макароны с идеально гладкой и желтой поверхностью постепенно во время сушки становятся матовыми, усеянными мельчайшими белесыми крапинками. Это происходит в результате сохранившихся в тесте во время прессования в виде сильно сжатых микропузырьков воздуха, который разрыхляет структуру поверхности изделий при сушке.

Формование макаронных изделий. Применяют два способа формования: прессование и штампование, основным из которых является прессование. Методом штампования пользуются только для приготовления фигурных изделий сплошной пространственной формы. Для формования макаронных изделий применяют шнековые прессы непрерывного действия, неотъемлемой конструктивной частью которых являются установки для непрерывного приготовления теста – тестомесители. Здесь образуется тесто, которое затем через разгрузочное отверстие поступает в шнековую камеру пресса.

Сформовавшееся в шнековой камере тесто нагнетается далее в небольшое предматричное пространство, заканчивающееся прессовой матрицей, через отверстия которой выпрессовывается благодаря давлению, созданному в шнековой камере.

Форма изделий, получаемых прессованием, зависит от конфигурации поперечного сечения формующих отверстий матрицы. Матрица – основной рабочий орган макаронного пресса, определяющий тип и вид макаронных изделий. Применяемые матрицы могут иметь круглые отверстия без вкладышей, с вкладышами и отверстия в виде щели. Если отверстия матрицы сплошные - изделия получаются нитевидные, если в отверстия вставлены вкладыши, то изделия приобретают вид трубочек. В зависимости от профиля щелевых отверстий через них формуются лапша или фигурные изделия, например ракушки.

Разделка. Выходящие из матрицы пряди нитей, лент, трубок обдувают воздухом и нарезают. Резка изделий необходима для получения продукта определенной длины, обусловленной стандартом. Резка макарон – наиболее ответственная и трудоемкая операция разделки. Короткорезанные изделия – вермишель, лапшу, рожки, фигурные изделия, суповые засыпки – режут специальными механизмами с одним или несколькими ножами, срезающими изделия непосредственно у отверстия матрицы или на весу на некотором удалении от матрицы. Затем короткорезанные изделия поступают на конвейерную ленту сушилок насыпью, длинные - укладывают в кассеты или подвешивают на металлические стержни - бастуны. Обдувка воздухом после прессования снижает пластичность сформованных изделий и препятствует их слипанию и деформации. Однако слишком интенсивная обдувка воздухом ведет к образованию на поверхности трещин, увеличивающихся при сушке, что снижает прочность готовых изделий. Сформованные сырые изделия должны иметь гладкую поверхность, желтый, кремовый или беловато-желтый цвет, однотонный по всей поверхности, хорошо сохранять форму - не меняться, не крошится, не слипаться.

Сушка. Это одна из важнейших операций макаронного производства. Макаронное тесто при сушке утрачивает пластичность и при определенной влажности становится хрупким. Изменения его структурно-механических свойств связанны с постепенным превращением клейковины в прочную, твердую стекловидную массу. Изделия уплотняются, уменьшается их размер - происходит усадка. Удаление влаги следует вести постепенно, так как интенсивная сушка приводит к неравномерной усадке, вызывая растрескивание и искривление изделий. Поэтому выбор режима сушки и правильное его ведение имеют важное значение для качества готовой продукции. Режим сушки складывается из температуры, влажности и скорости движения воздуха, времени сушки и чередования сушки. Выбор его зависит от вида изготовляемых изделий. Короткорезаные изделия сушат в конвейерных ленточных сушилках при температуре 50-70 °С в течение 20-90 мин. Длинные изделия сушат при температуре 30-50 °С в течение 16-40 ч в шкафных или туннельных сушилках с чередованием сушки для выравнивания влаги наружных и внутренних слоев изделий. При чрезмерном интенсивной сушке изделия получаются с трещинами, неравномерные по цвету, нестекловидные в изломе. В процессе сушки влажность доводят до 13%.

Стабилизация и охлаждение продукции. Высушенные изделия направляют в стабилизаторы-охладители, где они медленно охлаждаются воздухом температурой 25-30 °С и относительной влажностью 60-65%. В изделиях выравнивается влажность и снимаются внутренние напряжения сдвига, которые могут остаться при быстром охлаждении продукта, что иногда приводит к растрескиванию и образованию лома и крошки после упаковки. Затем из продукта удаляют изделия, не удовлетворяющие требованиям стандарта, короткорезаные изделия пропускают через магнитные аппараты и направляют на упаковку.

Упаковывание. Процесс упаковывания изделий включает подачу изделий на упаковочные столы или в бункера, сортировку, проверку изделий на магнитных сепараторах (для короткорезанных изделий), укладку в тару, в том числе уплотнение на вибраторе, взвешивание, забивание крышки, маркирование.

Сортировка осуществляется для отбраковки изделий, не удовлетворяющих требованиям стандартов.

Каждая партия короткорезаных изделий после пропускания через магнитный сепаратор подвергается контрольной проверке на содержание металлопримесей.

В одном производственном корпусе находятся две линии – Бюлер и Брайбанти 1, в другом корпусе еще две линии - Брайбанти 3 и Фава. На линиях Бюлер, Брайбанти 3 и Фава вырабатывают короткорезанные макаронные изделия.

  1. Формы контроля качества готовой продукции.

Под контролем качества понимается проверка соответствия количественных или качественных характеристик продукции или процесса, от которого зависит качество продукции, установленным техническим требованиям.

Контроль качества продукции является составной частью производственного процесса и направлен на проверку надежности в процессе ее изготовления, потребления или эксплуатации.

Суть контроля качества продукции на предприятии заключается в получении информации о состоянии объекта и сопоставлении полученных результатов с установленными требованиями, зафиксированными в стандартах, договорах поставки, НТД, ТУ и других документах.

Недостаточный контроль на этапе изготовления серийной продукции ведет к возникновению финансовых проблем и влечет за собой дополнительные издержки.

Формы контроля применяемые ОАО «1-я Петербургская Макаронная фабрика»:

По целям контроля:

- контроль продукции;

- контроль процесса.

По стадии производственного процесса:

- входной контроль;

- контроль транспортирования;

- операционный контроль;

-  приемо-сдаточный контроль (контроль готовой продукции);

-  контроль хранения.

По характеру:

-  инспекционный контроль;

-  летучий контроль.

По принимаемым решениям:

-  активный контроль;

-  пассивный контроль.

По степени охвата продукции:

-  сплошной контроль;

-  выборочный контроль.

По возможности дальнейшего использования продукции:

-  разрушающий контроль;

-  неразрушающий контроль.

По средствам контроля:

-  визуальный контроль;

-  органолептический контроль;

-  инструментальный контроль.

В целом, контроль качества должен подтверждать выполнение заданных требований к продукции. Это включает в себя:

-   входной контроль. Он используется для обеспечения качества закупаемых материалов, комплектующих изделий и узлов, которые поступают на производственное предприятие. Входной контроль зависит от информации, поступающей от субподрядчика-, и их влияния на затраты.

-   промежуточный (операционный) контроль. Он осуществляется в определенных точках производственного процесса, для подтверждения соответствия. Места проведения проверок и их периодичность зависят от значимости характеристик и удобства осуществления проверки в ходе осуществления процесса. Существуют следующие виды проверок: автоматический контроль или автоматические испытания; проверка установочного и первого образца; контрольные проверки или испытания, проводимые станочником; контроль в установленных точках технологического процесса через определенные промежутки времени; периодический контроль конкретных операций, осуществляемый специальными контролерами.

- приемо-сдаточный контроль. Такой контроль является результирующим этапом, подводящим итог всего производственного процесса. По нему можно давать оценку эффективности действующей на предприятии системы качества. Именно он обладает наиболее полной информацией для совершенствования системы управления качеством на предприятии. При этом, могут использоваться две формы проверки готовой продукции, которые могут применяться как вместе, так и по отдельности:

а) приемочный контроль или приемочные испытания для подтверждения соответствия готового товара установленным требованиям. Может быть сделана ссылка на заказ на поставку для проверки соответствия типа и количества поставляемого товара. Сюда можно отнести сплошной контроль всех единиц товара, выборочный контроль партий товара и непрерывный выборочный контроль;

б) проверка качества товара, осуществляемая на выборочных единицах, представительных для укомплектованных партий, на непрерывной или периодической основе.

В целом, приемочный контроль и проверка качества продукции могут использоваться для обеспечения оперативной обратной связи с целью проведения корректирующих воздействий в отношении товаров, процесса или системы качества. Товары, не удовлетворяющие установленным требованиям, необходимо заносить в акты и анализировать, ввозить или анализировать, ремонтировать, принимать с разрешением на отступление от требований или без такового, переделывать, пересортировывать или превращать в лом. Отремонтированные и/или переделанные товары должны подвергаться повторному контролю или повторным испытаниям.

- разрешение на отгрузку продукции, отчеты о проверках и испытаниях (регистрация данных). Продукция может быть отправлена только после того, как будут успешно завершены все работы, оговоренные в программе качества или документированных процедурах, и будет получена и официально утверждена соответствующая информация и документация.

Одной из главных целей и необходимым условием успеха предприятия является высокое качество продукции. Макаронные изделия по органолептическим и физико-химическим показателям должны соответствовать нормам, указанным в ГОСТе 51865 - 2002 «Изделия макаронные. Общие технические условия». (Приложение 5, 6)

На «1-ой ПМФ» внедрена жесткая система контроля качества выпускаемых макаронных изделий и технологии их изготовления. Контроль качества на фабрике осуществляет «Отдел контроля качества и сертификации». Начальнику отдела ежедневно предоставляются отчеты.

При поступлении муки на склад безтарного или тарного хранения её принимают по качеству. Кроме проверки документов (сертификата, удостоверения качества и безопасности, декларации о соответствии и т.д.), в лаборатории фабрики проводят приемочный контроль муки по органолептическим и физико-химическим показателям. (Приложение 7, 8, 9)

  1. Нормативная документация.

Макаронные изделия изготавливаются в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р 51865-02 Изделия макаронные. Общие технические условия., с соблюдением санитарных норм и правил, рецептур и

технологических инструкций, утвержденных в установленном порядке.

Мука должна соответствовать требованиям стандартов:

1. ГОСТ 12306-66 Мука из мягкой стекловидной пшеницы для макаронных изделий. Технические условия.

2. ГОСТ 12307-66 Мука из твердой пшеницы (дурум) для макаронных изделий. Технические условия

3. ГОСТ 16439-70 Мука второго сорта из твердой пшеницы (дурум). Технические условия

ГОСТ 875—69 предусматривает использование в качестве основного сырья макаронного производства пшеничной муки высшего или I сортов.

Вода   питьевая (ГОСТ Р 51232-98 Вода питьевая. Общие требования к методам контроля качества)  применяется   для   приготовления   теста,  должна   отвечать   требованиям,  которые   предъявляются   питьевой   воде,  подаваемой централизованными системами хозяйственно - питьевого  водоснабжения.

Яичный   меланж -   освобожденная   от   скорлупы,  замороженная   при   температуре  15С,  смесь   яичных   белков   и   желтков  в   естественной   продукции (ТУ   10 . 02 . 01  70 -  88).



  1. Причины и характер возможных дефектов.

При нарушении технологии и условий хранения в макаронных изделиях могут возникнуть дефекты вкуса, запаха и внешнего вида: кислый вкус (нарушение режима сушки), горький вкус (в изделиях с обогатителями), посторонние привкусы (из-за высокой адсорбционной способности), трещины, искривления, деформации (нарушение режима сушки), плесневение (из-за высокой гигроскопичности и нарушений условий хранения).

К дефектам внешнего вида относятся:

1) Темный цвет:

- Некачественная мука: повышение содержания свободных аминокислот и редуцирующих сахаров, с повышенной активностью фермента - тирозиназой;

- Длительная сушка изделий: образование меланоидинов, ферментативное окисление;

- Длительное хранение и повышенная температура при хранении (более 18 °С).

2) Непрочные, крошащиеся:

- Некачественная мука: пониженное содержание клейковины, клейковина неэластичная, сильно тянущаяся;

- Отсутствие вакуумирования теста;

- Длительное механическое воздействие и пониженная температура при замесе;

- Чрезмерно интенсивная сушка изделий.


  1. Маркировка, упаковка продукции.

Макаронные изделия фасуют в потребительскую и оптовую тару.

Макаронные изделия массой нетто не более 5 кг фасуют в пачки из картона, бумаги и комбинированных материалов, коробки из картона, пакеты из бумаги, целлюлозной пленки (целлофана) или других термосвариваемых полимерных и комбинированных материалов.

Макаронные изделия массой нетто не более 30 кг, фасованные в потребительскую тару, упаковывают в транспортную тару, разрешенную органами Минздрава России и обеспечивающую сохранность упакованной продукции при ее хранении и транспортировании.

Макаронные изделия массой нетто не более 25 кг фасуют в выстланные внутри оберточной бумагой ящики из гофрированного картона, древесины и древесных материалов, а также в бумажные мешки или другую равноценную тару. Допускается использовать новые ящики из гофрированного картона без оберточной бумаги.

Упаковка фасованной продукции на ОАО «1-я Петербургская макаронная фабрика» осуществляется в полипропиленовую, либо в полиэтиленовую пленку, разной толщины и маркировки, в зависимости от товара и его веса.

Проанализируем маркировку на макаронных изделиях, отобранных нами образцов:

1. Торговая марка «Знатные» - Макароны соломка, из муки твердых сортов пшеницы (дурум), группа А, высший сорт;

2. Торговая марка «Семейный обед» - Пружинки (фигурные), из муки твердых сортов пшеницы (дурум), группа А, высший сорт;

3. Торговая марка «Знатные» - Вермишель яичная, из муки твердых сортов пшеницы (дурум), с добавлением меланжа, группа А, высший сорт;

фасованных в потребительскую тару вырабатываемых на ОАО «1-я Петербургская макаронная фабрика» с требованиями ГОСТа Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» (табл. 2)

Таблица 2 Анализ маркировки

Реквизиты по стандарту

Фактические данные

Образец 1

Образец 2

Образец 3

Наименование продукта

Макаронные изделия

Макароны соломка

Макаронные изделия

Фигурные пружинки

Макаронные изделия

Вермишель яичная

Наименование и местонахождение изготовителя

ОАО «1-я Петербургская макаронная фабрика»

Россия , 196084, г. Санкт-Петербург, ул.Коли Томчака, д.21. Тел.:(812) 334-35-34

Масса нетто

450 г.

400 г.

450 г.

Товарный знак изготовителя

имеется

Состав продукта

Мука из твердой пшеницы (дурум) для макаронных изделий высшего сорта, вода

Мука из твердой пшеницы (дурум) для макаронных изделий высшего сорта, вода.

Реквизиты по стандарту

Фактические данные

Образец 1

Образец 2

Образец 3

Пищевые добавки

отсутствуют

меланж

Группа продукта, класс (сорт)

группа А, высший сорт

Пищевая ценность

Белки - 10,4

Жиры - 1,1

Углеводы - 71,5

Вода - 13,0

Энергетическая ценность - 344 ккал

Белки - 11,4

Жиры - 2,1

Углеводы - 69,5

Вода - 13,0

Энергетическая ценность - 349 ккал

Дата изготовления и дата упаковывания

18 12 09

23 02 10

18 01 10

Срок хранения

24 мес.

12 мес.

Способ приготовления

имеется

Обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт

ГОСТ Р 51865

Информация о подтверждении соответствия

имеется


По данным таблицы, в соответствии с ГОСТом Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» маркировка достаточна для потребителя.

Каждый упаковочный автомат оснащен датирующим устройством, которое проставляет дату, номер партии и номер автомата, на котором фасовалась продукция. Цифры проставляются в специальном окне, которое заложено в дизайн упаковочной пленки. Далее готовая пачка по транспортерной ленте попадает в уже сформированный короб, где укладывается в ряды и короб заклеивается.

После того как короб заклеен, на него наносится этикетка со штрих кодом (в нем имеется вся информация, вплоть до того на какой линии произведен товар), датой и наименованием продукции. (Приложение 10)

Далее короба составляются на поддон, обматываются пленкой и отправляются на склад. Перед тем как поддон попадет на склад, с ее штрих кода сенсором снимают информацию и в конце смены все данные переносятся в компьютер.

Также фабрика выпускает весовые макаронные изделия, которые фасуются в бумажные мешки по 25 кг. Мешок с символикой фабрики (логотип и наименование фабрики). На мешки также наклеиваются этикетки.


  1. Режимы и сроки хранения продукции.

Макаронные изделия хранят в крытых складских помещениях, защищенных от воздействия атмосферных осадков, с относительной влажностью воздуха до 70% и температурой до 30 °С. На складе налажен постоянный контроль за поддержанием оптимальной температуры и влажности воздуха. Не допускается резких перепадов. Работники склада обеспечивают оптимальные режимы хранения.

Помещения для хранения макаронных изделий чистое, сухое, хорошо проветриваемое, не заражено вредителями. Хранение макаронных изделий вместе с товарами, имеющими специфический запах, не допускается.

Всю готовую продукцию укладывают на поддоны. Количество коробок на поддоне зависит от размера. (Приложение 11).

Бумажные мешки укладывают на поддоны по 21 шт. (7 рядов по 3 шт.).

Применяется штабельная прямая укладка поддонов по 6 или 7 рядов, прокладывая между рядами листы ДСП.

В зависимости от ассортимента макаронных изделий, применяемой технологии и оборудования, упакованную продукцию допускается складировать в большее число рядов, позволяющее сохранить качество готовых изделий, при условии нагрузки на нижний ряд упакованной продукции не более 130 г/см.

Срок хранения макаронных изделий со дня изготовления, мес:

3 - с пшеничным зародышем;

5 - молочных и соевых;

12 - яичных и томатных;

24 - глютеновых, морковных, шпинатных и без дополнительного сырья.

  1. Сбытовая деятельность предприятия.


Сегодня ОАО «1-ая Петербургская Макаронная Фабрика» специализируется на выпуске более 20 наименований коротких и длинных макаронных изделий и является их крупнейшим производителем в Северо-Западном регионе России. Макаронные изделия под торговыми марками «Знатные», «Дачные», «Семейный обед», выпускаемые на «1-ой ПМФ», занимают ведущее положение на рынке Северо-Западного региона России.

Предприятие проводит активную политику в области налаживания и закрепления хозяйственных связей. ОАО «1-ая Петербургская Макаронная Фабрика» является постоянным участником специализированных выставок.

Основные приемы стимулирования сбыта: реклама, спонсорство спортивных и развлекательных мероприятий, мерчендайзинг, мотивационные программы для партнеров.

Проводя собственную маркетинговую стратегию, путём рекламирования на ТВ, в прессе, на транспорте, предприятие вышло непосредственно на крупные торговые фирмы, такие как «Пятерочка», «Дикси» и др., эта политика позволила «1-ой ПМФ» значительно увеличить объемы продаж.

Возможным негативным фактором, который может повлиять на сбыт продукции, является: рост курса доллара, что приведет к удорожанию сырья и снижению конкурентоспособности продукции, вследствие роста цен на нее.
Занимается сбытовой деятельностью отдел продаж, который оказывает содействие в реализации произведенной ими продукции.

Отдел продаж при выборе потребителей учитывают: непосредственный контакт, связь с конечным потребителем, платежеспособность заказчика. Весьма актуальным для предприятия стал поиск новых потребителей, освоение новых рынков.

Проанализировав внутреннюю и внешнюю среду «1-ой ПМФ» , можно сделать выводы, что для успешного ее процветания и увеличения прибыли, необходимо:

- Увеличить торговую площадь за счет подсобных помещений;

- В случае необходимости для борьбы с конкурентом применить специально-заниженные цены;

- Сделать акцент на рекламную деятельность.

Для достижения данных целей перед фирмой поставлено ряд конкретных задач:

- В области маркетинга – улучшение сервисного обслуживания и рекламы;

- В области производства – увеличение торговой площади за счет уменьшения подсобных помещений;

- Внедрение новых видов продукции;

- Внедрение новых установок;

- В области финансов – увеличение стабильной прибыли путем снижения издержек и увеличения товарооборота;

- В области персонала – улучшение качества обслуживания и повышение квалификации персонала.



  1. Организация работ по повышению конкурентоспособности продукции.

На российском рынке много производителей и поэтому остра конкуренция между ними. В последнее время наметился переход от ценовой конкуренции к неценовой. Ценовая конкуренция является низшим видом конкуренции, тогда как неценовая присуща более цивилизованному рынку. Неценовая, отличается от ценовой тем, что для лидирования на рынке какого-то производителя важно не только установить цену, которая будет ниже, чем у конкурентов. Нужно также придавать большое значение качеству продукта, его оформлению, реализации, рекламе.

Итак, основные параметры, на которые ориентируется покупатель при выборе макарон это их вид, упаковка, цена, а также страна производитель.

В последние годы значительно возросло производство отечественных макарон, которые являются конкурентоспособными по качеству и доступными по цене.

   В последнее время очень актуальной является тема использования в пищу продуктов, не содержащих генетически модифицированные организмы. Это, в первую очередь, забота о здоровье не столько настоящего, сколько будущего поколения россиян. Многие оте­чественные производители продуктов питания заявляют в своих рекламных сообщениях о том, что они выпускают экологически чистую и безопасную продукцию, в которой нет ГМО и ненатуральных компонентов. К сожалению, далеко не всегда эта информация оказывается правдивой и подкрепленной соответствующими документами. Тем более, что среди производителей бакалейной продукции только единицы производят продукцию, не содержащую ГМО, и имеют официальное тому подтверждение. В число таких предприятий входят фабрики, координируемые ЗАО «1-ая Макаронная Компания», а именно: ОАО «Экстра М» (г. Москва), ОАО «1-ая Петербургская макаронная фабрика» (г. Санкт-Петербург) и ОАО «САОМИ» (г. Смоленск).

На основании документов, отражающих результаты лабораторных исследований по качественному анализу пищевой продукции на отсутствие ГМО, и заключения Комиссии Правительства Москвы по выдаче разрешений на маркировку пищевых продуктов, не содержащих ГМО (протокол заседания Комиссии №7 от 16 октября 2008 года), Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы выдал 16 октября 2008 года каждой макаронной фабрике (ОАО «Экстра М», ОАО «1-ая Петербургская макаронная фабрика» и ОАО «САОМИ») разрешение на использование знака «Не содержит ГМО!». Информация о получении разрешений размещена на сайте Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы. (Приложение 12)

ОАО «1-ая Петербургская макаронная фабрика» успешно конкурирует с другими фабриками России. Основная задача предприятия - удовлетворение запросов потребителей, что подразумевает продажу исключительно качественной продукции, обновление ассортимента, удержание стабильной цены.



  1. Сертификация товаров.

Продукция «1-ой Петербургской макаронной фабрики» выпускается на современном европейском оборудовании. Широкий ассортимент макаронных изделий представлен под торговыми марками «Знатные», «Дачные», «Семейный обед» и др. Вся продукция — высшего сор­та, она вырабатывается в соответствии с требованиями ГОСТа и не содержит генетически модифицированных организмов. Качество и безопасность продуктов проверены специализированными независимыми лабораториями и подтверждены наличием сертификатов соответствия, выданных органами по сертификации продукции и услуг системы Госстандарта России.

При сертификации макаронных изделий подлежат подтверждению такие показатели, как токсичные элементы, микотоксины, пестициды, содержание металломагнитной примеси, зараженность вредителями. (Приложение 13)

Продукция «1-й ПМФ» сертифицирована в соответствии с требованиями системы сертификации ГОСТ Госстандарта России.

Сертификация проведена Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, выданы Санитарно-эпидемиологические заключения:

№ 78.01.08.914.П.006168.09.05 от 30.09.2005г., срой действия до 30.09.2010 года, №0286773

№ 78.01.08.914.П.007376.11.06 от 24.11.2006г., срок действия до 24.11.2011г., №1017487

Сертификаты соответствия ГОСТ Р Госстандарта России.

№ РОСС RU.АЕ45.Н03727 срок действия с 26.07.2007г. по 25.07.2010г., №0549884

Декларации соответствия:

№ РОСС RU.АЕ45.Д14044 от 26.07.2007г., срок действия с 26.07.2007г. по 26.07.2010г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью данной работы являлось рассмотрение процесса производства, хранения и сбыта макаронных изделий на предприятии ОАО «1-ая Петербургская макаронная фабрика», расположенного по адресу г. Санкт-Петербург, ул. Коли Томчака, дом 21.

Товароведно-технологическая практика проходила с 8 февраля по 7 марта, продолжительность практики 4 недели.

«1-ую Петербургскую макаронную фабрику» на сегодняшний день, с моей точки зрения, можно отнести к стабильным предприятиям города. Высокий уровень заработной платы, отсутствие текучести кадров, высокий покупательный спрос.

По словам специалистов, спрос на макаронные изделия традиционно испытывает следующие сезонные колебания: рост в зимние месяцы и

падение спроса летом – в сезон овощей и фруктов.

Что касается реализации рассматриваемого нами товара, то вот лично я не заметила обширной рекламы макарон в СМИ. Возможно, это отчасти из-за того, что макароны действительно популярный продукт, потребляемый очень часто.

При проведении исследования рынка макаронных изделий была обнаружена интересная особенность. Несмотря на то, что макароны являются одним из самых распространенных и известных продуктов на российском рынке и покупают их с разной периодичностью 91% населения, несмотря на то, что существует достаточно широкий выбор различных марок макаронных изделий, 55% респондентов затруднилось назвать хотя бы одну марку. Почему это так? Специалисты считают, что дело здесь в том, что при покупке изделий такого рода, люди больше ориентируются на вид макаронных изделий, их упаковку и цену, а не на марку. И я лично согласна со специалистами, потому что сама покупаю макароны вообще не смотрю на марку, а смотрю на внешний вид и цену. Поэтому из тех респондентов, кто все таки назвал хоть одну марку макарон, наибольшее количество (80%) упомянули «спагетти» как название марки макаронных изделий. А, как известно, это вовсе не марка, а вид макарон.

Ассортимент макарон в магазинах сегодня очень разнообразен. Поэтому часто потребителю непонятно, за продукцию какого именно производителя есть смысл «голосовать рублем». Разброс цен на макаронные изделия отечественного производства достаточно велик. Однако, судя по результатам исследований, высокая цена вовсе не является показателем такого же высокого качества.

Таким образом, в настоящее время наблюдается тенденция повышения эффективности деятельности предприятия.

ОАО «1-я Петербургская макаронная фабрика» соблюдают требования ГОСТ Р 51865-2002. Макаронные изделия из-за невысокой в среднем цены на них можно отнести к социальной группе продовольственных товаров. Сегодня это один из самых безопасных и доступных продуктов питания.

^ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. ГОСТ Р 51865-2002 «Изделия макаронные. Общие технические условия»

  2. ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования»

  3. ГОСТ Р 52377-2005 «Изделия макаронные. Правила приемки и методы определения качества».

  4. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. - М.: Дашков и Ко, 2006

  5. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий. - М.: Дашков и Ко, 2003

  6. Дубцов Г.Г. Товароведение пищевых продуктов. – М.: Академия, 2007.

  7. Елисеева Л.Г., Родина Т.Г. и др. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров. – М.: МЦФЭР, 2006.

  8. Иванова Т.Н. Товароведение и экспертиза зерномучных товаров.- М.: Академия, 2004.

  9. Кондрашова Е.А. Товароведение продовольственных товаров. - М., Альфа-М, ИНФРА-М, 2007.

  10. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Рыжова И.О. Товароведение зерномучных, плодоовощных, кондитерских и вкусовых товаров. – М.: Академия, 2010

  11. Криштафович В.И. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров. Лабораторный практикум. – М.: Дашков и Ко, 2009

  12. Медведев Г.М. Технология макаронных изделий. – СПб.: ГИОРД, 2006.

  13. Нилова Л.П. Товароведение и экспертиза зерномучных товаров. - СПб.: ГИОРД, 2005.

  14. Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К.Коммерческая деятельность. - М.: Маркетинг, 2000

  15. Фурс И.Н. Товароведение зерномучных товаров. – Минск: БГЭУ, 2000

  16. Шепелев А. Ф. Товароведение и экспертиза зерномучных товаров.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

  17. Орлов К. Взрыв на макаронной фабрике // Петербургское качество.- 2007. – №19(163)

  18. Полякова И. МАКАРОНЫ: итальянские традиции жестче российского ГОСTa // Петербургское качество.- 2008. – №10(178)

  19. Не содержит ГМО // Гастрономия Бакалея. – 2009. -№3(293)

  20. Продукция «1МК» отмечена наградами // Гастрономия Бакалея. – 2010. - №4(306)

  21. Веб-сайт «1-я Макаронная компания» http://www.1-mk.ru





Скачать файл (177.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации