Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции. Государственные финансы Украины - файл 1.doc


Лекции. Государственные финансы Украины
скачать (194 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc194kb.02.12.2011 09:30скачать

содержание

1.doc

«ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ УКРАИНЫ»

Конспект лекций


2003


Конспект лекций по дисциплине «Государственные финансы»

ДИТМ, 2003

ТЕМА 1: Общая характеристика государственных финансов

План


1.1. Содержание государственных финансов.

1.2. Государственные доходы и методы их мобилизации

1.3. Государственные расходы, их экономическое и социальное значение.
Государственные финансы являются важной сферой финансовой системы государства, призванной обеспечить государство денежными средствами, необходимыми для выполнения экономических, социальных и политических функции.

По экономической функции государственные финансы - это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства. Это денежные отношения, связанные:

1) с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий;

2) с использованием государственных средств на затраты по расширению производства;

3) с удовлетворением растущих социально-культурных потребностей, нужд обороны государства, управления;

В состав государственных финансов включается:

- бюджеты разных уровней государственного управления;

- внебюджетные фонды;

- государственный кредит;

- финансы государственных предприятий;

Важную роль в составе государственных финансов играют бюджетные взаимосвязи, которые складываются на федеративном, республиканском и местном уровнях.

Государственные финансы







Федеральные

Республиканские, областные

Местные







Бюджеты

Внебюджетные фонды

Государственные кредиты

Финансы госпредприятий

Рис.1 Структура государственных финансов Украины

Бюджеты разных уровней, (федеральные, республиканские, местные) являются финансовой базой деятельности соответственно для федеральных, республиканских и местных органов власти и управления.

Для выполнения общих функций в Украине формируется государственный бюджет, благодаря которому обеспечивается:

1) осуществление общегосударственных мер по стабилизации экономики;

2) развитие социальной сферы;

3) охрана внешних границ;

4) содержание вооружённых сил;

5) содержание органов управления;

6) выполнение международных экономических и политических соглашений.

^ Республиканский (областной) бюджет распределяется в целях:

- обеспечения прогрессивной структуры общественного производства;

- усиления социальной направленности развития экономики;

- поддержания единого уровня социальной защищенности граждан данной области;

^ Местный бюджет:

- используется для регулирования экономических процессов;

- влияет на размещение производительных сил;

- способствует повышению конкурентоспособности продукции, выпускаемой местными предприятиями, созданию территориальной инфраструктуры, финансированию затрат по воспроизводству трудовых ресурсов;

Отдельное звено в составе государственных финансов образуют внебюджетные фонды. Они. хотя и управляются федеральными, республиканскими и местными властями, тем не менее, организационно отделены от бюджетов и имеют определённую самостоятельность. К внебюджетным фондам относятся:

1) фонд социального страхования;

2)пенсионный фонд;

3) целевые фонды (инновационный, регионального развития,

природоохранный)

Главное назначение внебюджетных фондов любого уровня - финансирование отдельных целевых мероприятий за счёт целевых отчислений.

Автономный статус внебюджетных фондов позволяет гарантировать своевременное финансирование социальных мероприятий, так как использование внебюджетных фондов не нуждается в законодательном оформлении и происходит без участия парламента, поэтому и расходуется в более оперативном режиме.

Внебюджетные фонды выполняют роль финансового резерва, к которому прибегают органы власти в случаях финансовых затруднений. Благодаря внебюджетным фондам повышается маневренность финансовых ресурсов в рамках единой финансовой системы государства.

В настоящее время формирование бюджетных и внебюджетных фондов находится в распоряжении местных органов власти.

Характерна определенная специфика, если на их территории создаётся СЭЗ (свободная экономическая зона), т.е. специальная территория с особым правовым режимом, помогающим привлечь иностранных инвесторов и использовать передовую зарубежную технологию и опыт для эффективного развития экономической и социальной инфраструктуры зоны. Для управления СЭЗ создаётся административный Совет, которому местные исполнительные власти отдают часть своих полномочий.

Административный Совет СЭЗ определяет механизм формирования и использования финансовых ресурсов и устанавливает порядок их регулирования, например, для иностранных и совместных предприятий на территории СЭЗ действует льготный режим налогообложения - полностью или частично в течение некоторого времени может не облагаться налогом:

а) прибыль предприятия;

б) прибыль, инвестируемая на территорию СЭЗ в производство товаров народного потребления, медикаментов и наукоемкой продукции;

в) часть прибыли, направляемая на развитие социальной и экономической инфраструктуры.

Специфической частью государственных финансов выступают денежные отношения, составляющие содержание государственного кредита. Государственные кредитные отношения возникают в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств предприятия, организации, населения и их передачи во времени органам государственной власти для обеспечения финансирования государственных расходов.

Основные формы государственного кредита - займы и казначейские ссуды.

Финансы государственных предприятий мы рассмотрели в курсе «Финансы».
^ 1.2. Государственные доходы и методы их мобилизации.

При функционировании государственных финансов возникают два тесно связанных процесса:

1) мобилизация финансовых ресурсов в распоряжение государственных структур (находит своё выражение в понятии государственных доходов);

2) использование средств на различные государственные потребности (находит свое выражение в понятии государственных расходов).

Государственные доходы представлены той частью финансовых отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства (в лице различных его структур) и государственных предприятий. При этом финансовые ресурсы подразделяются на централизованные и децентрализованные.

Централизованные государственные доходы формируются за счёт:

- налоговых поступлений;

- доходов от внешнеэкономической деятельности;

- платежей населения.

Децентрализованные государственные доходы образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.

В составе централизованных государственных доходов основное место занимают доходы бюджета, за счет которых обеспечивается решение экономических и социальных задач в государстве.

К централизованным государственным доходам помимо бюджетных относятся ресурсы государственных внебюджетных фондов - пенсионного, социального страхования, фонда занятости и др.

Объектом денежных отношений, составляющих содержание понятия государственных доходов, выступает стоимость общественного продукта, которая на разных этапах и стадиях распределения представлена в разных финансовых формах.

Объектом распределения на государственном предприятии выступает выручка от реализации продукции и такие её составные элементы, как прибыль, отчисления на социальное страхование, амортизационные отчисления.

В качестве объекта бюджетных отношений рассматриваются: прибыль, зарплата, налоговые платежи, которые являются источником формирования бюджетных доходов.

Объектом госкредитных отношений являются:

- временно свободные финансовые ресурсы предприятия;

- сбережения населения.

Все источники государственных доходов делят на 2 группы:

1. Внутренние (относят национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри государства и используемые государством для выполнения присущих ему функций;

2- Внешние (относят национальный доход и национальное богатство другого государства, если они заимствуются в форме государственных займов).

В условиях рыночной экономики основными методами мобилизации государственного дохода являются:

- налоги;

- займы;

- эмиссии.

Совокупность всех видов доходов, формируемых разными методами, и их взаимосвязанное применение составляет систему государственных доходов.

Налоги являются главным инструментом перераспределения национального дохода и обеспечивают мобилизацию преобладающей части финансовых ресурсов при формировании бюджета и внебюджетных фондов.

Налоги имеют фискальное, экономическое и социальное значение.

Вторым по фискальному значению доходов являются государственные займы. Они используются:

1) для покрытия бюджетного дефицита,

2) для обеспечения различных капитальных затрат, особенно в части инвестирования средств в государственный сектор;

3) в периоды кризисного состояния экономики, когда усиливается финансовая напряженность разных звеньев финансовой системы (высокий уровень военных расходов, крупные платежи по ранее взятым государственным займам, увеличение государственных расходов, обусловленных растущей социальной программой);

4) для покрытия бюджетного дефицита (на федеральном, областном, местном уровнях);

5) для покрытия расходов государственных предприятий (финансирование капитальных вложений, направленное на модернизацию предприятий, обновление и расширение материально-технических благ (путём реализации общественного займа).

Между налогами и государственными займами существует тесная связь, определяемая тем, что финансовой базой погашения займов выступают налоги. Растущие расходы государства, связаны с погашением займов и выплатой процентов по ним, обуславливают необходимость повышения налогов или выпуск все новых и новых займов.

Третьим методом мобилизации государственных доходов является эмиссия, причём не только бумажно-денежная, но и кредитная. К эмиссии государство прибегает в том случае, если налоговые и займовые поступления не обеспечивают покрытия растущих государственных расходов, а на финансовом рынке складывается ситуация, неблагоприятная для выпуска новых займов. И бумажная и кредитная эмиссия, если они не связаны с потреблением хозяйственного оборота, а обусловлены необходимостью покрытия бюджетного дефицита, ведут к усилению инфляционных процессов в экономике.

  • Охарактеризованные выше методы мобилизации государственных доходов позволяют формировать бюджетные фонды на разных уровнях государственного управления.


^ 1.3. Государственные расходы, их экономическое и социальное значение.

Государственные расходы - это часть финансовых отношений, обусловленная использованием централизованных и децентрализованных расходов государства.

Специфика государственных расходов состоит в обеспечении потребностей государственной сферы деятельности. Поэтому содержание и характер государственных расходов непосредственно связаны с функциями государства -экономической, социальной, управленческой, военной (оборонной).

^ Государственные расходы состоят из:

- прямых расходов государства, осуществляемых через систему бюджетного и внебюджетного финансирования;

- расходов государственных предприятий, органов, учреждений.

^ Специфическим видом государственных расходов являются:

- затраты на инвестиции в действующих или вновь созданных предприятиях (нередко осуществляются на долевых началах);

- расходы, обусловленные выполнением социальной функции государства.

Важную экономическую и социальную роль играют::

- децентрализованные государственные расходы, осуществляемые непосредственно государственным предприятием, объединением;

- затраты, связанные с хозяйственной деятельностью предприятий (текущие и инвестиционные);

- затраты, обусловленные запросами трудового коллектива и отдельных работников (жилищные проблемы).

Выполняя разнообразные функции, государство несет расходы не только по финансированию народного хозяйства и социально-культурных мероприятий, но и на содержание управленческих структур, военные расходы, обусловленные выполнением оборонной функции государства.

Совокупность конкретных видов государственных расходов, тесно взаимосвязанных между собой, составляет систему государственных расходов и организованное построение этой системы базируется на следующих принципах:

- целевое направление средств (означает, что государственные расходы осуществляются строго по целевому назначению в соответствии с направлениями расходования, предусмотренными в государственных планах);

- безвозвратное расходование государственных ресурсов (средства, использующиеся на финансирование народного хозяйства, не нуждаются в обязательном их возмещении);

- соблюдение режима экономии (этот принцип может быть охарактеризован как система форм и методов последовательной минимизации затрат относительно получаемого результата).

Финансирование государственных расходов осуществляется в разных формах:

- самофинансирование (использование для покрытия расходов государственного предприятия за счёт их собственных ресурсов);

- бюджетное финансирование (применяется для обеспечения затрат, имеющих общегосударственное значение);

- кредитное обеспечение (банковские ссуды для покрытия своих, текущих и инвестиционных затрат);

- заимствование денежных средств на финансовом рынке в форме государственного кредита.

Рациональное соотношение между названными формами финансового обеспечения государственных расходов позволяет найти разумный баланс экономический интересов, добиться высокой результативности от применения каждой из форм.
ТЕМА 2: Государственный бюджет.

план

2.1. Сущность государственного бюджета и его роль в социально-экономических процессах.

2.2. Бюджетный дефицит и управление им.

2.3 Бюджетное устройство и бюджетная система.

2.4. Бюджетный процесс
^ 2.1. Сущность государственного бюджета и его роль в социально-экономических процессах.

Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предпринимателями, организациями, учреждениями и населением называются бюджетными.

Бюджетным отношениям присущ объективный характер, он обусловлен тем, что в руках государства ежегодно должна концентрироваться определенная доля национального дохода, необходимая для нужд:

1) расширенного воспроизводства в масштабах всего общества;

2) удовлетворения социально-культурных потребностей граждан;

3) решения оборонных задач;

4) покрытия общих издержек государственного управления.

Сущность государственного бюджета, как экономической категории реализуется через распределительную (перераспределительную) и контрольную функции, которые объективны, как объективна и сама категория.

На проявление присущих бюджету свойств, его использования в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое отражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который:

1) является реальным воплощением бюджетной политики;

2) отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

С помощью бюджетного механизма можно практически использовать бюджет в качестве инструмента:

1) государственного регулирования экономики;

2) стимулирования производственных и социальных процессов.

Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта.

Доходы и расходы бюджета - это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет специфическое общественное значение; доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы - для удовлетворения государственных потребностей.

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями (объединениями), организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда государства.

Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением – денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы с одной стороны являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой – выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.

Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых обществом социально- экономических задач.
^ 2.2. Бюджетный дефицит и управление им.

Бюджетный дефицит - это финансовое явление, не обязательно относящееся к разряду чрезвычайных, исключительных событий.

В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом. Однако качество самого дефицита может быть различным:

а) дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает:

  • государственное регулирование экономической конъюнктуры;

  • стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства.

б) дефицит возникает в результате чрезвычайных обстоятельств (войны, крупных стихийных бедствий), когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода;

в) дефицит может отражать кризисные явления в экономике, её развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию.

Отсюда ясно, что в условиях динамично развивающейся экономики с устойчивыми, а главное - эффективными международными связями бюджетный дефицит (конечно, в количественно допустимых пределах) не страшен. Его не следует излишне драматизировать, ибо в долг жили и продолжают жить многие экономически развитые государства. Правда, при этом количество не должно переходить в отрицательное качество, т.е. сумма полученных государством в долг финансовых ресурсов не должна ложиться тяжким грузом на экономику государства, на плечи налогоплательщиков, сопровождаться сокращением социальных программ.

В Украине за последние 5 лет произошел скачок бюджетного дефицита, он привел к быстрому росту как внутреннего, так и внешнего долга. Если учесть, что положение считается контролируемым при:

1) государственном долге, не превышающем половины валового национального продукта;

2) бюджетном дефиците не выше 2-3%,

то нынешнее финансовое положение государства можно оценить, как тяжелейший кризис, ибо по дефициту бюджета и по государственному долгу превышены предельно допустимые нормы.

Основными причинами резкого скачка бюджетного дефицита в начале 90-ых годов явились:

1) низкая эффективность общественного производства, усугубляемая малой результативностью внешнеэкономических связей;

2) нерациональная структура бюджетных расходов, усиленная стремлением жить не по средствам, осуществляя крупные государственные инвестиции и огромные военные расходы, оказывая помощь (нередко безвозмездно) развивающимся странам;

3) неэффективный бюджетный механизм, не позволяющий государству использовать его в качестве стимула развития экономики и социальной сферы.

Резкое увеличение дефицита государственного бюджета приводит:

1) к нарастанию инфляционных процессов;

2) к росту цен на товары и услуги (так называемая “видимая инфляция”);

3) к резкому повышению уровня неудовлетворенного платежеспособного спроса (подавленная, т.е. скрытая инфляция).

Нарастание инфляционных процессов существенно снизило жизненный уровень населения, привело к обострению социальной напряжённости.

Крайне отрицательные последствия (финансовые, экономические, социальные) огромного бюджетного дефицита настоятельно требуют осуществления системы мер по его преодолению, проведения активной финансовой политики, использования общепринятых в мировой практике методов борьбы с дефицитом.

При выработке стратегии борьбы с бюджетным дефицитом необходимо руководствоваться следующими принципами:

1) нельзя устранять бюджетный дефицит путём чисто математических операций;

2) величина бюджетного дефицита не должна превышать предельно допустимый размер (2-3% ВНП);

3) для покрытия бюджетного дефицита могут использоваться различные формы государственного кредита. Эмиссия в этом случае не допустима, дефицит может покрываться только на заёмной основе путём размещения на финансовом рынке государственных ценных бумаг.

4) для преодоления бюджетного дефицита необходимо “лечение” самой экономики, ибо без обеспечения динамизма в её развитии и реально ощутимой эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости государства.

В программу конкретных мероприятий по сокращению бюджетного дефицита следует включить и последовательно приводить в жизнь такие меры, которые:

1) стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд государства;

2) способствовали сокращению государственных расходов, таких как:

- изменение направления инвестирования бюджетных средств в отрасли народного хозяйства с целью значительного повышения финансовой отдачи от каждой бюджетной гривны;

- резкое сокращение государственного финансирования, полное прекращение правительственной помощи иностранным государствам;

- снижение военных расходов;

- сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ и принятие моратория на внедрение новых социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования;

- запрещение НБУ предоставлять кредиты правительственным структурам любого уровня без надлежащего оформления задолженности государственными ценными бумагами;

- привлечение в государство иностранного капитала (поощрение импорта капитала, довода его до значительных размеров, прямые иностранные инвестиции), создание совместных предприятий. Разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение дохода бюджета и сокращения его расходов -

  • регулирование бюджетного дефицита.

Целенаправленное управление его размером в совокупности с другими антикризисными мерами позволит стабилизировать финансовое положение нашего государства.
^ 2.3: Бюджетное устройство и бюджетная система.

Бюджетное устройство Украины - это организация бюджетной системы, принципы её построения.

Бюджетная система государства представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность республиканского бюджета Украины, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований. Бюджетное устройство в Украине основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов.

Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой с использованием:

- единой бюджетной классификации;

- форм бюджетной документации;

- единой социально-экономической и налоговой политики.

^ Принцип полноты означает, что в каждом звене бюджетной системы доходы и расходы должны отражаться в их полном объёме.

Принцип гласности требует публикации утверждения бюджетов, а также отчетов об их исполнении, сводного отчёта консолидированного бюджета. консолидированных бюджетов территории.

^ Принцип самостоятельности бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования.

К собственным источникам дохода относятся:

1) доходные источники для каждого уровня бюджета (закреплённые законом);

2) отчисления по регулирующим доходам;

3) дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно

представительным органом, местными органами управления. Консолидированный бюджет Украины представляет собой свод республиканского бюджета:

- бюджетов национально-государственных образований;

- бюджетов административно-территориальных образований. Консолидированный бюджет используется для свода статистических показателей и анализа показателей бюджетной системы при установлении нормативов отчислений от федеральных налогов в бюджеты:

- национально-государственных образований;

- административно-территориальных образований.

Наиболее сложной проблемой в бюджетном устройстве является бюджетный федерализм, т.е. бюджетные взаимоотношения центра и региона, которые регулируются:

- Конституцией Украины;

- Законом “О местном самоуправлении”;

- Закон “О краевом, областном Совете народных депутатов, об областной

администрации.

В соответствии с законодательством доходная часть территориальных бюджетов состоит из:

1) закрепленных доходов, поступающих в соответствующий бюджет;

2) регулирующих средств, передаваемых из вышестоящего звена бюджетной системы в нижестоящие сверх закреплённых доходов для покрытия его расходов;

3) дотаций средств, передаваемых из вышестоящего бюджета в твёрдой сумме для сбалансирования нижестоящих бюджетов при их дефиците;

4) субвенции средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов нижестоящим на финансирование строго условного мероприятия;

5) кредитных ресурсов - средств, передаваемых на кредитной основе, т.е. они должны быть возвращены в процентах и без них.
^ 2.4. Бюджетный процесс

Бюджетный процесс- это важнейшая составная часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства.

Экономическая сущность бюджетного планирования состоит в централизованном распределении и перераспределении валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе общенационального социально-экономического развития государства.

Бюджетное планирование включает бюджетный процесс - регламентированная законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению центрального и местных бюджетов.

Бюджетный процесс охватывает следующие стадии бюджетной деятельности:

- составление проекта бюджета;

- рассмотрение и утверждение бюджета;

- исполнение бюджета;

- составление отчёта об исполнении бюджета и его утверждении с продолжительностью около З лет.

- составление проекта бюджета, его рассмотрение и утверждение занимает около 20 месяцев;

- исполнение или бюджетный период (с 1 января по 31 декабря);

- составление отчёта об исполнении бюджета (календарный год) и его утверждение (5 месяцев).

Отчётный период включает в себя финансовый год (бюджетный период) и льготный период (составляет 1 месяц), в течение которого завершаются операции по обязательствам, принятых в рамках по исполнению бюджета.

В условиях экономической реформы происходит коренная перестройка бюджетного процесса, осуществлен переход от командно-административной системы к новым методам управления хозяйством с помощью экономических рычагов (налогообложения).

Ещё необходимо отметить, что принципами организации бюджетного процесса являются:

- единство, выражающееся в единой правовой базе, единой бюджетной классификации;

- самостоятельность бюджетного процесса каждого органа законодательной и исполнительной власти;

- балансовый метод, который включается в установление правильного соотношения между доходами и расходами всех бюджетов.

Это должно обеспечить устойчивость бюджета и необходимые пропорции в распределении средств между сферами хозяйства, экономическими регионами. Важное условие данного метода- соответствие расходов бюджета и его дохода, создание финансовых резервов. Этот принцип является главной целью всей финансовой политики.

Этапы организации бюджетного процесса:

1) составление проектов бюджета, которому предшествует разработка планов-прогнозов территорий и целевых программ, на основе которых органы исполнительной власти разрабатывают постатейно бюджетные расходы и составляют расчёты для определения доходов бюджета;

2) рассмотрение и утверждение бюджетов (осуществляется в законодательных органах - парламенте Украины, местных органах самоуправления);

3) исполнение бюджета (начинается после утверждения бюджета законодательными органами);

4) отчёт об исполнении бюджетов (составляется исполнительными органами власти всех уровней: министерством финансов, ГНА и её налоговыми инспекторами).
Тема 3 Внебюджетные фонды.

План

3.1. Понятие внебюджетных фондов и их значение.

3.2. Фонды государственного страхования.

3.3. Пенсионный фонд.

3.4. Государственный фонд занятости населения.

3.5. Другие внебюджетные фонды.
^ 3.1. Понятие внебюджетных фондов и их значение.

Переход к рыночным отношениям в нашей стране осложняется глубоким кризисом, поразившим практически все сферы и отрасли экономики. Базовые отрасли народного хозяйства требуют замены изношенного оборудования, реконструкции и расширения основных производственных фондов; легкая и пищевая промышленности фактически нуждаются в своем возрождении; существует огромная потребность в поддержке и развитии сельского хозяйства и связанной с ним перерабатывающей промышленности и т.д. Все это сопровождается нарастанием кризиса в финансовой области: растут темпы инфляции, увеличивается дефицит бюджетов, огромных размеров достиг внутренний и внешний долг страны. В этих условиях стремительно падает жизненный уровень народа, особенно социально незащищенных его слоев.

Динамичное изменение экономической обстановки нередко предопределяет необходимость принятия достаточно быстрых управленческих решений, в том числе и в области перераспределения финансовых ресурсов. Между тем использование бюджетных средств регламентируется законодательными органами власти, тогда как внебюджетных фондов - исполнительными органами. Следовательно, во втором случае существует реальная возможность расходования средств внебюджетных фондов в более оперативном режиме. Кроме того, бюджет, утверждаемый в виде Закона, предполагает парламентский контроль; внебюджетные фонды не подлежат непосредственному контролю со стороны законодательных органов, в том числе в части строгого соответствия сумм расходования средств ранее утвержденным показателям. Это также повышает оперативность реагирования внебюджетных фондов на экономическую обстановку.

Немаловажным фактором, обусловливающим целесообразность образования внебюджетных фондов, выступает и дефицит бюджета. Превышение расходов над доходами требует не только изыскания дополнительных финансовых ресурсов для покрытия, но и перегруппировки средств, поступающих от предприятий, организаций, учреждений и населения в покрытие определенных видов расходов.

Наконец, многообразие форм собственности и хозяйствования диктует необходимость применения новых методов перераспределения денежных средств в обществе наряду с бюджетными методами.

Таким образом, внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности. В западных странах число таких фондов колеблется от 30 до 80.

В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные, в соответствии с уровнем управления - на государственные и региональные. С помощью внебюджетных фондов возможно:

  • оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;

  • обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды

  • влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;

  • предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства.

Организация функционирования внебюджетных фондов находится в ведении государственных органов власти - центральных, республиканских и местных.

Источники формирования внебюджетных фондов во многом предопределяются характером и масштабностью задач, для реализации которых они создаются. На разнообразие источников и их величину оказывает влияние экономическое и финансовое положение страны на том или ином этапе развития.

Таким образом, источники формирования внебюджетных фондов имеют как относительно постоянный, так и временный характер. Они могут быть разными на территории государства, различаясь по административно-территориальным единицам.

Направление расходования средств, поступающих во внебюджетные фонды, обусловливается назначением фондов, конкретными экономическими условиями и содержанием разработанных и реализуемых программ. Часть средств направляется на учредительскую деятельность, а также вкладывается в ценные бумаги. Внебюджетные фонды могут выступать инвесторами и участниками финансового рынка в связи с тем, что, во-первых, нередко использование денежных средств не совпадает со временем их образования, а, во-вторых, доходы от инвестиций являются дополнительными источниками финансирования затрат соответствующего фонда.

Внебюджетные фонды по основным направлениям своей деятельности освобождены от уплаты налогов, государственных и таможенных пошлин

Целевые внебюджетные фонды находятся, как правило, в распоряжении государственных органов власти, но оперативное управление ими осуществляется различным, в том числе специально созданным административным аппаратом. Управленческие структуры имеют определенные права и обязанности по использованию фондов, оговоренные законом.
^ 3.2. Фонд государственного социального страхования

Различные виды материального обеспечения лиц, не участвующих в трудовом процессе, финансируются из соответствующих фондов социального обеспечения. Ведущими среди них являются фонды государственного социального страхования и Пенсионный фонд.

^ Фонд государственного социального страхования - централизованный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения, распределяемый как в территориальном, так и в отраслевом разрезах. Создается он страховым методом с обязательным участием средств предприятий и организаций разных форм собственности и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Источники образования фонда разные. Ими являются: страховые взносы предприятий и организаций; средства государственного бюджета; поступления за путевки в санатории и дома отдыха, реализуемые по линии социального страхования; прочие доходы.

^ Величина страховых взносов предприятий и организаций определяется как произведение установленного процента (тарифа) к фонду заработной платы рабочих и служащих. Тарифы страховых взносов устанавливаются правительством на определенный период по каждому профессиональному союзу с учетом условий труда и состава работающих. Размер тарифов должен обеспечить достаточные поступления для покрытия запланированных расходов. Специальные тарифы установлены для страхователей, которыми являются отдельные граждане, использующие труд привлеченных лиц, а также религиозные организации, если трудовой договор с работниками заключен при участии профсоюза.

Каждое предприятие или учреждение уплачивает страховые взносы по тарифу того профессионального союза, на обслуживании которого находятся его рабочие и служащие. Страховые взносы начисляются с большинства видов выплачиваемых вознаграждений, таких как основная заработная плата, премии независимо от источника выплаты; заработная плата и доплаты за работу в сверхурочное время, выходные и праздничные дни и др. В то же время страховые взносы не начисляются на единовременные выплаты из фонда заработной платы и фондов поощрения, премии и вознаграждения за открытия, изобретения, создание и внедрение новой техники.

Взносы по социальному страхованию являются элементом расходов по воспроизводству трудовых ресурсов, используемых предприятиями и организациями и отражаемых в издержках. На предприятиях, функционирующих на коммерческих началах, взносы включаются в себестоимость продукции, работ и услуг и возмещаются из выручки. В организациях торговли они отражаются в составе издержек обращения. В бюджетных учреждениях отчисления на социальное страхование предусматриваются по соответствующей статье финансового плана.

^ Наличие в составе доходных источников фонда социального страхования средств государственного бюджета обусловливается недостаточностью поступлений от предприятий и организаций вследствие высоких темпов роста объема выплат по социальному страхованию. За последние десятилетия прослеживается устойчивая тенденция существенного опережения выплат по социальному страхованию по сравнению с темпами роста других расходов из общественных фондов потребления.

Таким образом, средства государственного бюджета фактически выполняют роль компенсационных платежей предприятиям и организациям по возмещению затрат на воспроизводство трудовых ресурсов.

В условиях рыночной экономики тарифы отчислений на социальное страхование должны периодически пересматриваться по мере изменения расходов на воспроизводство трудовых ресурсов. Привлечение средств государственного бюджета для формирования фонда социального страхования должно носить разовый характер — в случае проведения крупных мероприятий по повышению жизненного уровня нетрудоспособных в общегосударственном масштабе или в рамках крупных отраслей и регионов.

^ Поступления от продажи путевок определяются исходя из их количества, стоимости и размера оплаты членами профсоюза. Сумма этого источника фонда социального страхования планируется исходя из данных за последние три года и ожидаемого исполнения соответствующих показателей за текущий год.

^ Среди прочих доходов наиболее значительными являются поступления от предприятий и организаций в порядке возмещения расходов на пособия по временной нетрудоспособности от трудового увечья или профзаболеваний; пени за неуплату в установленный срок страховых платежей; штрафы, налагаемые инспекторами труда на должностных лиц за нарушение законодательства о труде и правил техники безопасности.

^ Средства фонда социального страхования расходуются на выплату различных пособий(по временной нетрудоспособности, беременности- и родам, единовременных при рождении ребенка, на погребение), финансирование санаторно-курортного обслуживания трудящихся, материального обеспечения деятельности профсоюзов, направленную на защиту интересов трудящихся. Основная доля расходов этого фонда приходится на выплату пособий.

^ Пособие по временной нетрудоспособности выдается работнику при утрате трудоспособности вследствие болезни, увечья, болезни члена его семьи, а также в других случаях. Размер пособия зависит от продолжительности трудового стажа, причины появления нетрудоспособности. Если нетрудоспособность появилась в результате трудового увечья или профессионального заболевания, пособие выдается в размере полного заработка независимо от непрерывности стажа работы.

^ Пособие по беременности и родам имеет целью обеспечить охрану здоровья матери и ребенка. Предоставляется оно в сумме полного заработка (независимо от трудового стажа) в период отпуска по беременности и родам.

^ Пособие на рождение ребенка предназначается для компенсации возникающих дополнительных расходов. По социальному страхованию выплачиваются также пособия на детей малообеспеченным семьям, по уходу за ребенком до достижения им определенного возраста, на погребение.

^ Пособия на детей малообеспеченным семьям назначаются, если средний совокупный месячный доход на члена семьи не превышает установленного минимума. Право на получение пособия имеют все рабочие и служащие государственных, кооперативных, общественных, индивидуальных предприятий и организаций независимо от продолжительности трудового стажа и формы оплаты труда.

^ Государственные пособия многодетным матерям выплачиваются как единовременно, так и ежемесячно. Единовременное пособие выдается при рождении четвертого и каждого следующего ребенка. Размер пособия зависит от того, какой по счету родился ребенок. Ежемесячные пособия выдаются на четвертого и каждого следующего ребенка, начиная со второго года жизни и до достижения им пяти лет.

Расходы по санаторно-курортному обслуживанию трудящихся и их детей связаны с выделением средств социального страхования для бесплатного или на льготных условиях приобретения трудящимися путевок в дома отдыха, турбазы, санатории, пионерские лагеря.
^ 3.3. Пенсионный фонд

Пенсионный фонд - это орган государственного управления финансами пенсионного обеспечения, самостоятельная финансово-банковская система, средства которой не входят в состав государственного бюджета

Пенсионный фонд формируется на государственном уровне и в областях, что позволяет охватить пенсионными выплатами всех граждан независимо от места их прежней работы и проживания, включая членов колхозов и лиц, по разным причинам не имеющих права на трудовую пенсию. Одновременно данная структура Пенсионного фонда гарантирует как текущие, так и чрезвычайные платежи, вызванные изменениями в отдельных регионах или в стране в целом. К ним можно отнести, например, увеличение числа пенсионеров в результате стихийного бедствия, разовое повышение размера пенсий в связи с изменением цен и т.п.

Основными задачами Пенсионного фонда являются:

  • целевой сбор и аккумуляция средств для выплаты пенсий и пособий на детей, а также организация их финансирования;

  • участие в финансировании республиканских, региональных программ по социальной поддержке населения;

  • расширенное воспроизводство средств фонда на основе принципов самофинансирования и коммерческой деятельности.


Средства пенсионного фонда концентрируются в его бюджете, имеющем такие источники формирования как:

  • страховые взносы работодателей - предприятий, учреждений, организаций и кооперативов независимо от используемых форм собственности и хозяйствования;

  • страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов;

  • обязательные страховые взносы граждан;

  • средства из бюджета, предназначенные для выплаты государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, повышения пенсий в связи с изменением индекса стоимости жизни и ростом заработной платы, а также пособий, установленных действующим законодательством;

  • средства, возмещаемые Пенсионному фонду Государственным фондом занятости населения в связи с назначением досрочных пенсий безработным;

  • добровольные взносы граждан, предприятий и общественных организаций;

  • доходы от коммерческих финансово-кредитных операций.

Размер взносов предприятии и организации в пенсионный фонд определяется Верховной Радой по представлению Правления фонда. Страховой тариф устанавливается в процентах к фонду оплаты труда. В оплату труда включаются все виды заработка работников, кроме выплат единовременного характера (компенсация за неиспользованный отпуск, выходное пособие при увольнении, материальная помощь и ряд других).

Постоянно меняющиеся условия социально-экономической деятельности предприятий и организаций вызывают периодический пересмотр тарифов с учетом данных о страховых рисках, обусловленных уровнем развития техники и технологии. Целевые пенсионные взносы, определенные на основе тарифов, включаются в себестоимость продукции, работ и услуг.

Для организаций, работники которых имеют право на пенсию по возрасту на льготных условиях, сверх суммы взносов, начисленных исходя из тарифов взносов на государственное социальное страхование, установлены дополнительные взносы в Пенсионных фонд.

Учреждения, состоящие на бюджетном финансировании, уплачивают взносы за счет выделенных им бюджетных ассигнований для выдачи заработной платы за вторую половину месяца. Остальные организации независимо от форм собственности и хозяйствования перечисляют взносы в сроки выплаты заработной платы, как за первую, так и за вторую половины месяца.

Государственное социальное страхование лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе на условиях индивидуальной (групповой) аренды или в личном крестьянском хозяйстве, производится на добровольной основе. Они получают право на трудовую пенсию при условии выплаты страховых взносов в Пенсионный фонд.

Страховые взносы в Пенсионных фонд уплачиваются занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью с их доходов по тарифам, предусмотренным для исчисления страховых взносов с оплаты труда рабочих, служащих, членов кооперативов, включая обязательные страховые взносы граждан. Страхователи данной группы вносят установленный процент страховых взносов, рассчитанный по доходам за предыдущий год, а уплачивающие впервые - по исчисленному предполагаемому доходу за текущий год. По истечении года или прекращении индивидуальной трудовой деятельности производится перерасчет по фактически полученному доходу. Выявленная разница подлежит взысканию с застрахованных или возврату.

Граждане, ведущие крестьянское хозяйство, вносят страховые платежи в Пенсионный фонд один раз в год после определения окончательной суммы годового дохода для каждого члена крестьянского хозяйства.

Все категории граждан, подлежащие по действующему законодательству государственному социальному страхованию, перечисляют в Пенсионный фонд обязательные страховые взносы в установленном проценте от заработной платы.

Рабочие и служащие уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд с заработной платы; члены кооперативов - со всех видов полученных доходов; граждане, работающие в религиозных организациях, - с доходов, получаемых от работы в них; другие лица, подлежащие государственному социальному страхованию, - с получаемых доходов.

Обязательные страховые взносы граждан исчисляются и удерживаются предприятиями, учреждениями и организациями по месту выплаты заработной платы (дохода), определяемой для расчета взносов в порядке, аналогичном начислению взносов на государственное социальное страхование предприятиями, учреждениями.

Средства Пенсионного фонда концентрируются на счетах местных отделений Государственного банка, из центра поступают только необходимые платежные поручения.

Основные направления использования ресурсов Пенсионного фонда следующие:

  • выплата в соответствии с действующим законодательством государственных пенсий (трудовых по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет), в том числе гражданам, выезжающим за пределы страны в соответствии с межгосударственными и международными договорами;

  • выплата пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;

  • оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

  • повышение пенсий в связи с изменением индексов стоимости жизни и ростом заработной платы;

  • участие на договорной основе в финансировании региональных программ по социальной поддержке пенсионеров, инвалидов, детей;

  • помещение резервов в краткосрочные и долгосрочные государственные и ценные бумаги, а также проведение иных коммерческих операций;

  • финансирование текущей деятельности, содержание органов управления, развитие материально-технической базы фонда;

  • другие мероприятия, связанные с деятельностью Пенсионного фонда.


^ 3.4 Государственный фонд занятости населения

Организационная работа по удовлетворению потребностей народного хозяйства в квалифицированных кадрах и реализации программы занятости во многом возлагается на государственную службу занятости. В ее задачи входит: обеспечение профессионального переобучения и переподготовки кадров; организация и содержание бирж труда; материальная поддержка безработных и многое другое.

^ Источниками образования Государственного фонда занятости населения являются:

  • обязательные отчисления работодателей (предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности и сфер деятельности) в размере 1.5% от суммарной величены заработной платы;

  • обязательные страховые взносы с заработка работников в размере 0.5%;

  • средства государственных и местных бюджетов.

Дополнительными источниками поступлений могут являться добровольные взносы предприятий, общественных организаций и граждан, а также другие средства.

Основные направления расходования Государственного фонда занятости населения определяются в соответствии с задачами программ занятости, которые охватывают также и вопросы трудоустройства молодежи, женщин, инвалидов. Средства Фонда в настоящее время могут использоваться на следующие цели:

  • трудоустройство граждан, не имеющих работу;

  • профориентацию;

  • профессиональное обучение;

  • общественные работы;

  • временные пособия по безработице, стипендии обучающимся и др.

Эффективность решения задач, стоящих перед Фондом занятости, во многом зависит от выработки и соблюдения принципов использования его средств. Так, важнейшим принципом выплаты пособия по безработице является "заработанность" права на него. Это означает, что человек должен иметь трудовой стаж. На размер пособия влияет уровень заработной платы гражданина на последнем месте работы.

Не менее важным принципом предоставления пособия по безработице является ограничение длительности его получения в период пребывания человека в статусе безработного. Пособие устанавливается на определенный срок; при этом, чем дольше человек является безработным, тем размер пособия уменьшается, а при достижении соответствующего предела - полностью прекращается. По законодательству Украины пособие по безработице в течение первых трех месяцев выплачивается по месту работы в размере 100% среднемесячного заработка в течении последующих трех месяцев выплачивается в размере 75% среднемесячного заработка по последнему месту работы, следующие шесть месяцев - 50%. Срок выплаты пособий ограничен 12 месяцами. После этого человек ; теряет право на получение пособия.

Если человеку предложили место работы, соответствующее его уровню образования и профессии, или рекомендовали переучиться, то при двукратном отказе он лишается права на получение пособия. Такой подход призван стимулировать активный поиск работы, чтобы неизбежные по объективным причинам перерывы в работе не носили массового характера.

Средствами Государственного фонда занятости населения распоряжаются государственные и местные органы государственной службы занятости. Они могут направлять их на коммерческие цели, не противоречащие уставу фонда. Доходы, получаемые от коммерческой деятельности, правомерно рассматривать как дополнительный источник Фонда занятости. Фонд освобожден от уплаты налогов, а также от государственных и таможенных пошлин.
^ 3.5. Другие внебюджетные фонды

В большинстве стран с развитыми товарно-денежными отношениями образование внебюджетных фондов получило довольно широкое распространение, что вытекает из разнообразия задач, стоящих перед экономикой. Этот процесс начался и в нашей стране, что способствует более широкому привлечению средств из различных источников для решения общегосударственных социально-экономических задач.

Состав внебюджетных фондов подвижен и зависит от динамичности процессов, происходящих в обществе и в народном хозяйстве. Одни фонды, возникнув, быстро прекращают свое функционирование, другие, напротив, действуют много лет. Общественное назначение фонда может постепенно сужаться; могут конкретизироваться направления расходования средств отдельных фондов вплоть до выделения в составе некоторых из них самостоятельных внебюджетных фондов.

В качестве примеров внебюджетных фондов социального и экономического назначения на Украине следует привести:

  • Чернобыльский фонд

  • Дорожный фонд

  • Инновационный фонд

  • Фонд охраны труда

  • Фонд энергоснабжения

  • Фонд развития средств связи

  • Фонд развития туризма

  • Фонд развития топлено – энергетического комплекса



^

Тема 4. Государственный кредит

План


4.1. Сущность и значение государственного кредита.

4.2. Формы государственного кредита.

4.3. Государственный долг и управление ним.
^ 4.1. Сущность и значение государственного кредита.

В целях бесперебойного финансирования многообразных потребностей общества государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Главным способом их получения является государственный кредит. При осуществлении госкредитных операций внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. В сфере международных экономических отношении государство может выступать как в роли заёмщика, так и кредитора.

Особенность государственного кредита состоит в возвратности, срочности и платности предоставляемых взаймы средств. Однако эти отношения нельзя смешивать с банковским кредитом. Ссудный фонд используется для кредитования предприятий и организаций в целях обеспечения бесперебойности процесса расширенного воспроизводства и повышения его эффективности; кредиты могут получать и частные лица. Использование кредитных ресурсов как капитала создает условия для погашения кредита и выплаты процентов за счет увеличения производимой стоимости прибавочного продукта.

При государственном кредите взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов государственной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета. Государственный кредит, связанный с функционированием политической надстройки и движением бюджетных средств, выражает часть финансовых отношений общества.

Объективная необходимость использования государственного кредита на удовлетворение потребностей общества обусловлена постоянным противоречием между величиной этих потребностей и возможностями государства по их удовлетворению за счет бюджетных доходов. Немалых средств стоит и международная деятельность государства. Между тем доходы государственного бюджета всегда ограничены определенным пределом - уровнем налогообложения установленным действующим законодательством. Поэтому при наличии свободных денежных ресурсов у населения, предприятий и организаций органы власти прибегают к помощи государственного кредита.

Целесообразность использования государственного кредита для формирования дополнительных финансовых ресурсов государства и покрытия бюджетного дефицита определяется значительно меньшими негативными последствиями для государственных финансов и денежного обращения страны по сравнению с монетарными приемами балансирования доходов и расходов правительства (например, эмиссии денег).

Возможность существования государственного кредита вытекает из особенностей формирования и времени использования доходов, получаемых физическими и юридическими лицами. У населения постоянно образуются временно свободные денежные средства прежде всего в связи с неравномерным получением доходов по найму (особенно в отраслях с сезонным характером производства), выплатой гонораров, премий, отпускных, получением наследства и т.п. Население может сознательно ограничивать текущие потребности из-за необходимости накопить денежные средства для покупки товаров длительного пользования с высокой ценой приобретения. Вынужденные сбережения образуются у населения и в связи с такими отрицательными явлениями, как разбалансированность экономики и товарный дефицит.

Аналогичные тенденции имеют место и в движении денежных средств предприятий и организаций. Большие временные колебания в получении выручки от реализации продукции и услуг могут иметь место в связи с длительностью производственного цикла или сезонностью производства.

Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам — все это обусловливает интенсивное развитие международного государственного кредита. В систему госкредитных отношений включается также условный государственный кредит, когда государство выступает в роли гаранта по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным объединениям и т.п.
^ 4.2. Формы государственного кредита.

Внутренний государственный кредит может выступать в следующих формах: государственные займы и обращение части вкладов населения в государственные займы.

^ Государственные внутренние займы классифицируются по нескольким признакам. По праву эмиссии они делятся на выпускаемые центральным правительством, республиканскими правительствами и местными органами власти. Широкое распространение получила практика выпуска государственных займов центральным правительством.

^ По признаку держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на реализуемые только среди населения, среди юридических лиц и универсальные, т.е. предназначенные для размещения среди физических и юридических лиц.

^ В зависимости от формы выплаты доходов займы делятся на процентные, выигрышные, процентно-выигрышные, беспроигрышные и беспроцентные (целевые).

Владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно или 1 раз при погашении займа. По выигрышным займам весь доход держатели облигаций получают в форме выигрышей в момент погашения облигаций. Доход выплачивается не по всем облигациям, а только по тем, которые попали в тиражи выигрышей. Условиями выпуска процентно-выигрышных займов предусматривается выплата части дохода по купонам, а другой части – в форме выигрышей. Беспроигрышные выпуски займов гарантируют, что в течение срока действия займа выигрыш упадет на каждую облигацию. В настоящее время процентно-выигрышные и беспроцентные займы в нашей стране не выпускаются.

Беспроцентные (целевые) займы не предусматривают выплату доходов держателям облигаций, но гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который полностью пока не удовлетворяется. Примером беспроцентной государственной кредитной операции является государственный целевой заем 1990 года. Облигации выпущены достоинством, равным цене соответствующего товара: легкового автомобиля, мотоцикла, цветного телевизора, видеомагнитофона, холодильника, персонального компьютера. Местные органы власти могут проводить целевые займы на строительство дорог, осуществление работ по охране окружающей среды, финансирование других мероприятий, в которых заинтересовано население административно-территориальной единицы.

По срокам погашения займы делятся на краткосрочные (срок погашения до 1года), среднесрочные (срок погашения до 5-ти лет) и долгосрочные (свыше 5-ти лет). В нашей стране предусмотрена возможность функционирования всех видов ценных бумаг государства.

^ По методам размещения займы подразделяются на добровольные, размещаемые по подписке и принудительные. Каждому методу размещения соответствует свой способ реализации. Облигации добровольных займов свободно продаются и покупаются банковскими учреждениями. Принудительные займы распространяются среди кредиторов в силу постановления правительства, предусматривающего строгую ответственность за уклонение от покупки облигаций. Займы, размещаемые среди населения по подписке с рассрочкой платежа, формально являются добровольными. Однако их реализация сопровождается такой массово-политической кампанией давления, которая делает их по существу обязательными. Это возможно в условиях тоталитарного режима. В настоящее время в нашей стране действуют только добровольные займы.

В тесной связи с государственными займами находится вторая форма государственного кредита, функционирование которой опосредуется системой сберегательных учреждений (банков, касс и т.п.): обращение части вкладов населения в государственные займы. В отличие от первой формы государственного кредита, когда физические и юридические лица покупают ценные бумаги за счет собственных временно свободных денежных средств, сберегательные учреждения предоставляют кредит государству за счет заемных средств. Наличие посредника между государством и населением в лице сберегательных учреждений и предоставление займа последним государству за счет заемных средств без ведома их реального владельца (населения ) позволяет выделить эти отношения в качестве особой формы государственного кредита.

Предоставление внешних займов осуществляется за счет бюджетных средств или специальных правительственных фондов. Получателями займов могут быть центральные правительства, республиканские и местные органы власти. Кредиторами могут выступать правительства, финансово-кредитные учреждения и другие юридические лица иностранных государств, частные лица, а также международные финансовые организации.

Государственные внешние займы предоставляются в денежной или товарной форме. Как правило, они бывают среднесрочными или долгосрочными. Денежные займы выпускаются в валюте страны-кредитора, страны-заемщика или валюте третьей страны. Погашение займов по соглашению сторон осуществляется товарными поставками или валютой. Погашение займов и выплата процентов по ним может производиться по истечении льготного периода, предоставляющего отсрочку погашения займа на 3-5 лет после его использования.

Основными кредиторами нашей страны выступают развитые капиталистические страны. Помощь оказывается в форме межправительственных займов и межбанковских кредитов. Обычно они предоставляются для финансирования товарных поставок по межправительственным соглашениям, компенсационных сделок и регулирования платежного баланса. В значительно меньших размерах государственные внешние займы предоставляются восточно-европейскими и некоторыми развивающимися странами. По мере оформления членства в международных финансовых организациях страна может получать займы и кредиты из Международного валютного фонда, Международного банка реконструкции и развития, Европейского банка реконструкции и развития

До 40-х годов наша страна на международной арене выступала преимущественно заемщиком средств. Только Ирану, Турции и Афганистану были предоставлены небольшие займы. В послевоенный период наше государство стало и страной-кредитором. Оно предоставило значительные займы и кредиты для экономического к научно-технического развития восточно-европейским и развивающимся странам. К 1990 г. задолженность по ним достигла 88,2 млрд. руб. Чрезмерная идеологизация внешнеэкономических связей привела к низкой эффективности отношений по линии государственного кредита, что выражается, в частности, в регулярном списании долгов и отсрочке платежей стран-должников. Исправление положения возможно только путем построения финансовых связей с другими странами на условиях мирового денежного рынка.
^ 4.3. Государственный долг и управление государственным долгом

Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга. Капитальный государственный долг представляет всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам, текущий - составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам. Это введет к росту государственного долга - внутреннего и внешнего.

Оценивая финансовое значение государственного кредита, не следует забывать, что мобилизуемые с его помощью государством средства являются антиципированными, т.е. взятыми вперед налогами. Необходимость погашения государственного долга требует взыскания дополнительных ресурсных поступлений в бюджет, а они могут быть получены (если не считать новых займов) только с помощью налогов. К тому же погашение долговых обязательств и процентов по ним отвлекает часть бюджетных доходов от производительного использования, сокращает возможности наращивания производственного и интеллектуального потенциала общества, за что расплачиваются уже будущие поколения. Поэтому государственным долгом необходимо управлять.

Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг

Выплата доходов по займам и их погашение обычно производятся за счёт бюджетных средств. Однако в условиях значительного роста государственной задолженности и нарастающих бюджетных трудностей может прибегнуть и к рефинансированию государственного долга. Под рефинансированием понимается погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. Например, наша страна использовала рефинансирование при погашении задолженности по государственному 3%-ному внутреннему выигрышному займу 1966 г. По истечении срока действия этого займа облигации обменивались в течение одного года на облигации нового займа - внутреннего выигрышного займа 1982 г. без уплаты курсовой разницы.

Активно рефинансирование применяется при выплате процентов и погашений по внешней части государственного долга. Однако непременным условием предоставления новых займов является хорошая репутация страны-должника в кругах международного финансового рынка, ее экономическая и политическая стабильность.

Относительно полное представление об эффективности государственных кредитных операций дает отношение суммы превышения поступлений над расходами по системе государственного кредита к сумме расходов, выраженное в процентах. Эффективность кредита (Э) определяется по следующей формуле:



где: П - поступления по системе государственного кредита;

Р - расходы по системе государственного кредита.

Однако сумма поступлений по системе государственного кредита и превышение поступлений над расходами по кредитным операциям не дают исчерпывающей характеристики их эффективности. Следует учитывать также положительное воздействие государственного кредита на состояние бюджета государства и денежного обращения страны, укрепление доверия населения к финансовой деятельности государственных структур и в итоге на благоприятные тенденции в экономическом развитии общества.

По внешнему государственному долгу определяется коэффициент его обслуживания. Он представляет отношение всех платежей по задолженности к валютным поступлениям страны от экспорта товаров и услуг, выраженное в процентах. Безопасным уровнем обслуживания государственного долга принято считать его значение до 25%. В нашей стране коэффициент обслуживания внешней задолженности значительно превышает допустимые пределы и составляет 35%.

На достижение эффективности государственного кредита направлены такие меры в области управления государственным долгом, как конверсия, консолидация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирование займов.

Под конверсией обычно понимается изменение доходности займов. В целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам.

Под консолидацией понимается изменение условий займов, связанное с их сроками.

Под обменом облигаций по регрессивному соотношению понимают такую процедуру при которой несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации.

Конверсия, консолидация, унификация государственных займов и обмен облигаций государства обычно осуществляются только в отношении внутренних займов. Что касается отсрочки погашения обязательств, то эта мера возможна и по отношению к внешней задолженности. Отсрочка погашения внешних займов, как правило, проводится по согласованию с кредиторами. При этом отсрочка погашения долга может и не повлечь приостановку выплаты процентов по нему.

Под аннулированием государственного долга понимается мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам (внутренним, внешним или по всему государственному долгу). Аннулирование ценных бумаг государства может проводиться по двум причинам. Во-первых, аннулирование государственного долга объявляется в случае финансовой несостоятельности государства, т.е. его банкротства. Во-вторых, аннулирование задолженности может явиться следствием прихода к власти новых политических сил, которые по определенным причинам отказываются признать финансовые обязательства предыдущих властей.


Скачать файл (194 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации