Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Выборы и избирательные системы в РК - файл 1.doc


Лекции - Выборы и избирательные системы в РК
скачать (876.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc877kb.02.12.2011 10:50скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8
Реклама MarketGid:
Загрузка...
ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС «Выборы и избирательные системы в РК»


  1. Выборы - необходимый признак демократического правового государства

  2. Правовая регламентация и законодательное обеспечение выборов в Республике Казахстан

  3. Политический маркетинг и планирование избирательной кампании

  4. Стратегия и тактика избирательной кампании

  5. Организация штаба избирательной кампании

  6. Нормативное регулирование PR

  7. СМИ в избирательной кампании

  8. Политическая реклама в избирательной кампании

  9. Информационные технологии в избирательной кампании

  10. Технологии формирования позитивного имиджа кандидата

  11. Правовые основы организации работы с электоратом

  12. Агитаторы: типология, формирование команды

  13. Технологии проектирования и изучения электората как системы


Лекция 1-2. Выборы - необходимый признак демократического правового государства

Как известно, органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами. Таким образом, выборы дают высшую избирательную легитимность всей структуре органов государственной власти.

Выборы, как и референдум, представляя собой узаконенную форму прямого народного волеизлияния, являются важнейшим проявлением демократии. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами. Гражданское общество, основанное на плюрализме мнений и интересов людей, не в состоянии обеспечить добровольного законопослушания граждан, избежать острых социальных взрывов, а может, и кровавых столкновений, если органы государственной власти не будут образованы на справедливой выборной основе с участием самих же граждан. Демократические выборы - это антипод гражданской войны и силового решения вопроса о власти.

Под избирательной кампанией в формальном значении этого понятия понимается установленный законом период, в течение которого политические партии и организации, а также государственные органы, ответственные за проведение выборов, осуществляют их организацию, пропагандистскую и идеолого-информационную подготовку в соответствии с установленными правилами. Под ней понимается также комплекс организационных, пропагандистских и иных мероприятий, проводимых отдельными партиями и кандидатами. В таких случаях говорят об избирательной кампании той или иной партии, того или иного кандидата и т.д.

Существует целый ряд различий в организации и проведении избирательных кампаний в различных странах. В зависимости от сложившихся в каждой стране традиций Главой государства или Правительства или же Парламентом назначается официальная дата выборов. С этого дня начинается избирательная кампания, в ходе которой каждая партия выдвигает своих кандидатов или список кандидатов, которые должны пройти соответствующую регистрацию. Для проведения выборов вся территория страны или, в зависимости от характера выборов (всеобщие, региональные, местные и т.д.), - области, районы разбиваются на избирательные округа, от которых избирается соответствующее число депутатов. Размер округа зависит от уровня выборов. Если для проведения местных выборов создаются небольшие округа на базе городского района, поселка, деревни, то для проведения выборов областного или местного уровня несколько таких округов объединяются в один большой. Как правило, избирательные округа создаются таким образом, чтобы каждый депутат (в зависимости от властного уровня) избирался от равного числа жителей или избирателей.

^ Типы избирательных систем

Результаты выборов, определяющие победителей и побежденных, во многом зависят от типа избирательной системы. Существуют два основных типа: мажоритарная и пропорциональная.

Мажоритарная система - это способ определения результатов голосования, при котором для получения мандата требуется собрать установленное законом большинство голосов. Главным правилом этой системы является правило «победитель получает все». Разновидностями этой системы являются мажоритарная система относительного большинства и мажоритарная система абсолютного большинства. При системе абсолютного большинства для избрания кандидату требуется получить абсолютное большинство поданных по округу голосов избирателей (более половины или 50% + 1 - 4 голоса). Достоинством этой системы является простота определения результатов и то, что избранный депутат будет представлять абсолютное большинство избирателей. Однако существенны и ее недостатки: высокая непредставительность (в итоге может быть потеряно до 49 % голосов) и вероятность проведения нескольких туров голосования (в случае, если в первом туре ни один из кандидатов не набрал абсолютного большинства голосов).

При мажоритарной системе относительного большинства избранным считается тот кандидат, который набрал голосов больше, чем каждый из его противников в отдельности. Эта система позволяет определить победителя уже в первом туре голосования, однако зачастую избранным оказывается кандидат, получивший весьма незначительный процент голосов и представляющий интересы явного меньшинства электората.

Мажоритарная система утвердилась в Англии, США, Франции, Японии.

Многие континентальноевропейские страны практикуют пропорциональную систему.

Пропорциональная избирательная система - это способ определения результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения мест пропорционально полученным каждой партией количеству голосов. При такой системе создаются большие округа, от каждого из которых избирается несколько депутатов. Часто избирательным округом становится вся страна. Выборы проводятся только на партийной основе: каждая партия выдвигает свой список кандидатов на вакантные должности, и избиратель голосует не за отдельную личность, а за тот или иной партийный список в целом. Внутри списка мандаты распределяются в соответствии с тем порядком, в котором кандидаты расположены в списке. При такой системе невозможно выдвинуть так называемого независимого кандидата, т.е. для того, чтобы быть избранным, нужно попасть в список. После голосования определяется избирательная квота («избирательный метр»). Простейший способ ее определения состоит в том, что общее число поданных по округу голосов делится на количество распределяемых мандатов, затем распределение депутатских мест между партийными списками осуществляется посредством деления полученных каждой партией голосов на квоту. Сколько раз квота уложится в количество полученных партией голосов, столько и будет у нее мандатов. При применении этого метода все места сразу не распределяются, после первой передачи мандатов нужно привлечь еще один способ распределения остатков (например, метод наибольшего остатка).

В ряде стран существует смешанная, мажоритарно-пропорциональная система. Так, в ФРГ половина состава бундестага избирается на основе мажоритарной системы в один тур, а другая - на основе пропорциональной системы. В Австралии палата представителей формируется по мажоритарной системе абсолютного большинства, а сенат - по системе пропорционального представительства. При этом отмечено, что мажоритарная система в один тур способствует установлению двухпартийности, а пропорциональная система, наоборот, - многопартийности, а мажоритарная в два тура - объединению партий в коалиции.

Согласно принятому законодательству, в Республике Казахстан утверждена смешанная избирательная система, на основе которой осуществляются выборы в центральные и местные представительные органы.
^ Регламентация избирательных кампаний

В основе регламентации избирательных кампаний лежат три важнейших принципа. Применение принципов обеспечивает равенство возможностей для всех участвующих в выборах партий и кандидатов: их суть состоит в том, что всем участникам предоставляется равный максимальный лимит расходов на проведение выборов.

Во-первых, ограничиваются суммы пожертвований частных лиц и организаций в фонды избирательных кампаний, более того - во многих странах государство берет на себя финансирование предвыборной кампании. В то же время всем партиям и кандидатам предоставляются равное время на радио и телевидении и т.д.

Во-вторых, так называемый принцип лояльности, в соответствии с которым кандидаты обязаны вести себя лояльно по отношению к своим противникам, не допускать каких бы то ни было фальсификаций, оскорблений противника и т.д.

В-третьих, это нейтралитет государственного аппарата, его невмешательство в ход предвыборной борьбы и т.д.

В избирательной системе важен институт регистрации, который регулируется соответствующими законами.

Кандидаты, чтобы добиваться внесения в избирательные бюллетени, должны соответствовать требованиям, предъявленным законом к претендентам на ту или иную должность. Такие требования могут включать минимальный возрастной ценз, ценз оседлости, профессиональную пригодность для искомой должности и т.д. Например, согласно конституции США, президентом страны может стать американский гражданин по рождению в возрасте не менее 35 лет и проживающий в пределах США не менее 14 лет. Претенденты в члены палаты представителей должны быть жителями штата, но не обязательно конгрессистского дистрикта, от которого они избираются. В ряде штатов кандидатами на такие должности, как судьи, генеральные прокуроры, прокуроры, могут быть только практикующие юристы с определенным стажем по данной профессии. Подобные требования могут предъявляться к претендентам и на другие выборные должности. Для участия в выборах установлен возрастной ценз. До конца 60-х г. нынешнего века во многих странах избирательное право предоставлялось с 21-23 лет. Но в ходе широких молодежных и студенческих движений конца 60- начала 70-х г. этот ценз во многих странах был снижен до 18 лет: в США - в 1971г., ФРГ и Франции - в 1974г., в Италии - в 1975г. и т.д. Для кандидатов же, претендующих на выборные должности, в зависимости от властного уровня установлен более высокий возрастной ценз - скажем, 23-25 лет в нижнюю и 30-40 - в верхнюю палату парламента.

В списки избирателей, как правило, заносятся все граждане, имеющие право голоса. В большинстве индустриально развитых стран списки избирателей составляются местными органами власти. Они автоматически обновляют регистрацию избирателей, и когда эти последние меняют место жительства, регистрация также автоматически следует за ними. По-иному обстоит дело в США, где действует процедура личной регистрации, при которой регистрация для участия в выборах является сугубо личным делом самого голосующего. Она осуществляется специальными уполномоченными для этой цели чиновниками городских округов и графств, а также местными избирательными комиссиями и бюро. Одна из главных целей института личной регистрации избирателей состоит в том, чтобы дать руководителям избирательных участков возможность установить личность голосующего, является ли он жителем данного избирательного округа и обладает ли правом голосовать на предстоящих выборах. В определенной степени этим объясняется введение ценза оседлости в качестве одного из условий допуска граждан к избирательным урнам. От лиц, желающих участвовать в голосовании, требуется предоставить удостоверение личности, места жительства и гражданства. Система личной регистрации предусматривает периодическое обновление избирательных списков. Причем сами избиратели должны также периодически возобновлять свою регистрацию.

^ Формы и методы выдвижения кандидатов

Существуют различные формы и пути выдвижения кандидатов. Например, в Великобритании любой претендент на выборную должность формально вправе участвовать в выборах в качестве кандидата, предварительно подав в соответствующий орган от своего имени заявление, подписанное кроме него самого еще несколькими избирателями. Но все же реально кандидаты почти исключительно выдвигаются партиями. Премьер-министр назначает дату выборов за два месяца до самих выборов. Как правило, руководители всех партий знают о дате выборов задолго до официального заявления премьер-министра и, соответственно, заранее готовятся к решающей пробе сил. Примерно такая же процедура существует в большинстве стран с парламентским режимом.

Как правило, в большинстве стран предвыборная агитации прекращается за сутки до открытия избирательных участков. Это делается для того, чтобы предоставить самим избирателям время и возможность самостоятельно обдумать и всесторонне взвесить свой выбор и принять окончательное решение, за кого и за что именно отдать свой голос.

Срок полномочий выборных должностных лиц ограничивается определенным, строго фиксированным в конституции периодом, как правило, от двух до шести лет в зависимости от страны и должности. Считается, что определенные конституцией срок и порядок избрания должностных лиц достаточны, чтобы избранное лицо могло реализовать свою программу, позволяют обеспечить стабильность и преемственность политического руководства. Учитывается и то, что этот срок не настолько велик, чтобы политик мог забыть о предстоящих выборах и не помнить о своей ответственности перед избирателями.

^ Принцип “австралийского бюллетеня”

Большое значение для развития избирательной системы имело введение в конце XIX века так называемого «австралийского» бюллетеня, призванного обеспечить секретность голосования и уменьшить возможность фальсификации результатов выборов. Представление об этом можно составить на примере США. Здесь раньше каждая партия отпечатывала свои собственные бюллетени, вносила в них лишь собственных кандидатов на каждую должность и привлекала партийных функционеров к распространению своих бюллетеней в избирательных участках. Это, во-первых, затрудняло секретность голосования, поскольку бюллетени партий различались по цвету и партийные функционеры могли легко определить, кто как голосует. Это, в свою очередь, облегчало подкуп избирателей. Во-вторых, поскольку в бюллетень были вписаны кандидатов только одной партии, для избирателей было весьма трудно подавать свой голос за кандидатов разных партий на разные должности.

Официальный «австралийский» бюллетень внес существенные изменения в процедуру голосования. Суть его заключается в том, что после официального выдвижения кандидатов их имена вносятся в специальные избирательные бюллетени. Здесь все бюллетени одинаковы и включали имена всех кандидатов на выборные должности. Эта реформа способствовала обеспечению секретности голосования и уменьшала возможности запугивания и подкупа избирателей. В то же время «австралийский» бюллетень давал избирателям возможность сделать выбор на основе индивидуальных, а не коллективных достоинств кандидата, отдать свой голос тому или иному кандидату, не голосуя за остальных кандидатов той же партии. Поскольку все кандидаты на одну и ту же должность были вписаны в один бюллетень, избиратели более не были вынуждены выбирать сугубо партийный список. Именно введение «австралийского» бюллетеня способствовало появлению феномена раздельного голосования в Америке, при котором избиратель может голосовать за кандидата республиканской партии на пост президента и за кандидата демократов на пост члена палаты представителей или сената, и наоборот.

^ Обеспечение легитимности избирательных кампаний

Для Казахстана первостепенная задача сегодняшнего дня - утверждение принципа легитимности избирательной кампании. Легитимность выборов означает их защищенность, их функционирование на основе закона, принятых в обществе правовых норм и принципов. Легитимность предполагает также признание законности выборов и выборных кампаний и технологий, их необходимости и целесообразности, поддержку и одобрение, признание их и согласие с результатами выборов. Иными словами, это означает, что выборы признаются правомерными, соответствуют ценностным представлениям общества, как в политической области, так и в целом. Наша республика планомерно продвигается на пути к реализации этой задачи, и надо признать, что это процесс длительный и трудоемкий.

Подтверждение легитимности или достоверности выборов

Вопрос подтверждения легитимности или достоверности итогов выборов является одним из основных результатов выборов или проблем выборных процессов. Это осуществляется следующим образом. После второго этапа результаты прогноза и официальные итоги выборов сравниваются между собой. При этом если расхождения допустимые, то делаем вывод, что, выборы проводились объективно, и они являются достоверными, т.е. их итоги являются достоверными. А если расхождения большие, то мы можем сделать определенные выводы о необъективности и фальсификации. А по объему отклонения даже можем определить объем фальсификации. Но ясно, при этом возникает такая же методологическая проблема.

В демократическом государстве при достаточной развитости политической культуры и самодеятельности граждан практически не бывает (скорее, и не может быть) полного единодушия на выборах. Смысл выборов не в том, чтобы продемонстрировать мнимый консенсус между всеми гражданами и социальными слоями, который никогда, кроме чрезвычайные ситуаций, не может быть достигнут в развитом обществе, а в том, чтобы все могли выразить свою волю, а государственная власть - быть созданной и действовать в соответствии с этой волей. Через борьбу на выборах, следовательно, в конечном счете, достигается стабильность и порядок в общественной жизни. Это вполне объяснимо, поскольку граждане, участвующие в выборах, оказываются перед необходимостью не только определить свои интересы в соответствии с предлагаемыми им программами политических партий, но и проявить симпатии или антипатии к конкретным кандидатам.

Во время избирательных компаний обычно наблюдается подъем эмоциональной активности людей, порой сопровождаемый разного рода эксцессами. Тем самым, законодательная регламентация только улучшит качество организации избирательных кампаний и увеличит степень их результативности.

^ Лекция 3. Правовая регламентация и законодательное обеспечение выборов в Республике Казахстан

Источники избирательного права

Характеризуя систему источников любой отрасли права или правового института, следует выделять две их группы: нормы международного права, равно как и международные договоры Республики Казахстан и нормативные правовые акты национального законодательства.

Источники международного избирательного законодательства:

- Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных обязанностях человека от 25 мая 1995 г.;

- Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году;

- Международный пакт о гражданских и политических правах 1996 года;

- Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. с протоколами к ней;

- документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 года;

- Европейская хартия местного самоуправления от 15 ноября 1985 г.;

- Декларация о критериях свободных и справедливых выборов, принятая на 154-й сессии Совета Межпарламентского союза 26 марта 1994 г. и др.

Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных обязанностях человека провозглашает, что каждый человек в соответствии с национальным законодательством имеет право и возможность в государстве, гражданином которого он является:

- принимать участие в управлении и ведении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей;

- голосовать и быть избранным на выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.

Всеобщая декларация прав человека подтверждает право каждого человека принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через свободно избранных представителей. При этом основой власти правительства провозглашается воля народа; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.

Международные договоры в качестве источников казахстанского избирательного права закрепляют обязательства Республики Казахстан не только предоставлять лицам, находящимся под ее юрисдикцией, какие-либо определенные права и свободы на участие в проведении подлинных, справедливых и свободных выборов, но и не посягать на такие права и свободы и принимать соответствующие меры к их осуществлению. Их роль трудно переоценить, поскольку свой регулятивный потенциал они осуществляют, как преломляясь через предписания избирательного законодательства, так и действуя напрямую, если законодательство о выборах расходится с принятыми Казахстаном международными обязательствами. Значение международных договоров в качестве источников казахстанского избирательного права состоит в том, что они закрепляют общепризнанные стандарты подлинных, демократических, свободных, периодических и нефальсифицированных выборов, ориентируют национальное законодательство на безусловное следование соответствующим предписаниям, предполагают возможность применения положений международных обязательств Казахстана в случае возникновения коллизий между нормами международных договоров и положениями избирательного законодательства. Тем самым казахстанское избирательное право получило целостную, признанную международным сообществом систему координат, которые являются существенными для обеспечения демократической реализации избирательных прав граждан.

Национальное избирательное законодательство как источник избирательного права

В этой категории объединяется совокупность нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с осуществлением права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Избирательное законодательство включает в себя основную информацию о правилах, которым должны следовать участники электоральных отношений при реализации конституционных политических прав и граждан Республики. Среди источников национального законодательства:

- Конституция Республики Казахстан;

- Конституционный закон “О выборах в Республике Казахстан”;

- Закон “О республиканском референдуме”;

- Положения и постановления Центральной избирательной комиссии.
^ Конституционно-правовые основы избирательного права

Согласно Конституции, Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.

Основополагающими принципами деятельности Республики являются: общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, включая голосование на республиканском референдуме или в Парламенте.

В Республике Казахстан единственным источником государственной власти является народ. Именно он осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам.

Это гарантированное положение обозначает, что граждане Республики имеют право избирать и быть избранными в государственные органы и органы местного самоуправления, а также участвовать в республиканском референдуме.

Гражданское право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей, а также избирать и быть избранными в государственные органы и органы местного самоуправления и участвовать в республиканском референдуме закреплено в нормативно-правовых актах страны.

В Республике Казахстан нет никаких препятствий к участию женщин на равных с мужчинами правах в политической, социальной и экономической жизни. Граждане Республики Казахстан имеют право граждан Республики Казахстан участвовать в голосовании на выборах по достижении восемнадцатилетнего возраста.

Согласно законодательству, в Республике Казахстан избираются Президент, депутаты Мажилиса Парламента и маслихатов, а также выборные органы местного самоуправления. Приняты все соответствующие меры по обеспечению женщин равными правами голосовать на всех выборах и референдумах и избираться во все публично избираемые органы.
^ Принципы избирательного права

Государство гарантирует свободное волеизъявление граждан на выборах путем защиты демократических принципов.

Принцип всеобщего избирательного права означает, что гражданин Республики Казахстан, достигший 18 лет, вне зависимости от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или любых иных обстоятельств вправе избирать, а по достижении установленного законодательством возраста быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления. Гражданин республики обладает активным и пассивным избирательным правом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии. Однако не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Принцип свободного и добровольного участия гражданина в выборах предполагает, что никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.

Принцип равного избирательного права означает, что каждый избиратель имеет равное число голосов по избирательному округу, и все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. Избиратель не может быть включен в более чем один список избирателей, он голосует лично, предъявив паспорт или другое удостоверение личности, расписывается в получении бюллетеня в списке. Избирательные округа образуются примерно с равной численностью избирателей, чтобы депутаты были избраны от примерно равного числа избирателей, голоса всех имели равный «вес». Однако в соответствии с законом допускаются определенные отклонения от средней нормы представительства.

Принцип прямого избирательного права, который означает, что избиратель голосует на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно, не делегируя свои полномочия кому бы то ни было.

Голосование на выборах является тайным, т.е. исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя. Выборы осуществляются в определенном порядке, который именуется избирательной системой.
^ Гарантии обеспечения свободы выборов

Согласно законодательству, лица, путем насилия, обмана, угроз, подкупа или иным способом, препятствующие свободному осуществлению гражданином Республики Казахстан своего избирательного права, права вести предвыборную агитацию, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах либо совершающие иные действия, порочащие их честь и достоинство, а также лица, проводящие агитацию в день выборов и предшествующий ему день, вмешивающиеся в работу избирательных комиссий и препятствующие голосованию, исполнению обязанностей, связанных с регистрацией кандидата, подсчетом голосов и определением итогов выборов, препятствующие законной деятельности доверенных лиц кандидатов, представителей и наблюдателей на выборах, несут установленную законом ответственность. Суды и органы прокуратуры обязаны принимать заявления членов избирательных комиссий, граждан, представителей зарегистрированных в установленном законом порядке общественных объединений, касающиеся вопросов проведения голосования, в том числе о нарушениях законодательства о выборах, поступившие в период подготовки и проведения выборов, и рассматривать их в пятидневный срок, а поступившие за пять дней до голосования и в день голосования - немедленно. В целях защиты своих прав и законных интересов, а также защиты законных интересов других физических и юридических лиц, общества или государства граждане вправе обращаться в органы и к их должностным лицам.

Обращения граждан рассматриваются и по ним принимаются решения в срок до 1 месяца со дня поступления в органы, а не требующие дополнительного изучения и проверки - не позднее 15 дней. В тех случаях, когда необходимо проведение дополнительной проверки, сроки могут быть продлены руководителем соответствующего органа, но не более чем на 1 месяц, о чем сообщается заявителю. Обращения граждан на действия государственных органов и организаций, не имеющих своих вышестоящих органов, разрешаются в судебном порядке.

Эффективное функционирование института ответственности в избирательном праве возможно только на основе сочетания санкций, установленных избирательным законодательством, с мерами административных взысканий и уголовных наказаний, за нарушение избирательных прав граждан и процедуры выборов.

В лице Президента Республики Казахстан и депутатов Мажилиса Парламента воплощается высшая властеобразующая воля народа и от них дается главный импульс формированию всей исполнительной и судебной власти на государственном уровне. На выборной основе формируются органы государственной власти, а также органы местного самоуправления. Отсюда исключительно важное значение выборов на всех уровнях.
^ Система избирательных комиссий

Организацией выборов занимаются избирательные комиссии. На них возлагаются подготовка и проведение выборов, реализация и защита избирательных прав граждан, контроль за их соблюдением. Избирательные комиссии являются государственными избирательными органами, организующими подготовку и проведение выборов в республике. Их совокупность образует систему избирательных комиссий, куда входят:

1) Центральная избирательная комиссия Республики;

2) территориальные избирательные комиссии;

3) окружные избирательные комиссии;

4) участковые избирательные комиссии.

Срок полномочий избирательных комиссий составляет пять лет. Все решения избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, являются обязательными для исполнения всеми государственными органами организациями, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами на соответствующей территории.

Центральная избирательная комиссия (ЦИК) Республики Казахстан возглавляет единую систему избирательных комиссий страны и является постоянно действующим органом. В ее составе Председатель, заместитель Председателя, секретарь и члены комиссии, избираемые и освобождаемые от должности Мажилисом Парламента по представлению Президента Республики. В полномочия Центральной избирательной комиссии Республики входят:

- осуществление на территории Республики контроля за исполнением законодательства о выборах;

- обеспечение его единообразного применения;

- принятие в пределах своей компетенции решения, обязательного на всей территории Республики;

- организация подготовки и проведения выборов Президента и депутатов Мажилиса Парламента;

- руководство организацией и проведением выборов депутатов Сената Парламента;

- рассмотрение вопроса о допуске политических партий к участию в выборах части депутатов Мажилиса Парламента, избираемых по партийным спискам;

- образование и публикация в средствах массовой информации списков избирательных округов по выборам депутатов Мажилиса Парламента территориальных, окружных избирательных комиссий;

- составление и представление Правительству Республики примерной сметы расходов на проведение избирательной кампании;

- руководство избирательными комиссиями по выборам Президента, депутатов Парламента;

- составление формы и текста бюллетеня для голосования по выборам, формы списков избирателей (выборщиков), образцов урн для голосования и печатей избирательных комиссий и т.д.

Территориальные избирательные комиссии осуществляют на территории административно-территориальной единицы следующую работу:

- контролируют исполнение законодательства о выборах;

- обеспечивают подготовку и проведение выборов;

- руководят деятельностью нижестоящих территориальных, окружных и участковых избирательных комиссий;

- заслушивают отчеты избирательных комиссий, государственных органов и организаций по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, а также информации органов общественных объединений по вопросам соблюдения законодательства о выборах;

- регистрируют кандидатов в депутаты, их доверенных лиц и инициативные группы, выдают им соответствующие удостоверения;

- публикуют в средствах массовой информации сообщения о регистрации кандидатов;

- готовят пункты для голосования, обеспечивая изготовление кабин и урн для голосования;

- подводят результаты голосования на выборах и передают протоколы подведения результатов голосования в Центральную избирательную комиссию для регистрации депутатов;

- образуют избирательные округа, оповещая избирателей о местах нахождения избирательных комиссий;

- обеспечивают изготовление избирательных бюллетеней по выборам депутатов Сената Парламента, маслихатов и членов органов местного самоуправления;

- получают от окружных избирательных комиссий протоколы о регистрации кандидатов в депутаты соответствующего маслихата и обеспечивают опубликование окружными избирательными комиссиями списков зарегистрированных кандидатов;

- подводят итоги выборов депутатов маслихатов, регистрируя избранных депутатов и публикуя сообщения об этом в средствах массовой информации;

- организуют повторное голосование, повторные выборы и выборы вместо выбывших депутатов Сената и маслихатов;

- назначают и организуют выборы членов органов местного самоуправления, повторные выборы и выборы членов вместо выбывших;

- выполняют функции окружной избирательной комиссии по выборам членов органов местного самоуправления, расположенных на территории соответствующей административно-территориальной единицы.

Окружные избирательные комиссии образуются решением Центральной избирательной комиссии по представлениям акимов областей (городов республиканского значения и столицы Республики) и обеспечивают организацию и проведение выборов депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов в избирательных округах. Состав окружных избирательных комиссий публикуется в средствах массовой информации не позднее десяти дней после назначения или объявления выборов.

Окружные избирательные комиссии полномочны:

- осуществлять на территории соответствующего избирательного округа контроль за исполнением законодательства о выборах;

- организовывать проведение выборов депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов, деятельность участковых избирательных комиссий;

- отменять и приостанавливать их решения;

- контролировать создание необходимых материально-технических условий для деятельности участковых избирательных комиссий;

- рассматривать заявления и жалобы на решения и действия участковых избирательных комиссий;

- регистрировать выдвинутых кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента и маслихатов, их доверенных лиц и инициативные группы, выдавать им соответствующие удостоверения, публикует в местных средствах массовой информации сообщения о регистрации кандидатов.

Участковые избирательные комиссии образуются решением соответствующей вышестоящей избирательной комиссии по представлениям соответствующих акимов и обеспечивают организацию и проведение выборов Президента, депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов, членов органов местного самоуправления на соответствующих избирательных участках.

В их полномочия входят:

- проведение на избирательном участке избирательных мероприятий;

- оповещение избирателей о местонахождении участковой комиссии;

- составление списка избирателей на соответствующем избирательном участке;

- ознакомление граждан со списком избирателей;

- оповещение избирателей о дне, времени и месте голосования;

- подготовка помещения, изготовление кабин и урн для голосования;

- организация на избирательном участке голосования в день выборов;

- подсчет голосов и определение результатов голосования на участке;

- рассмотрение заявлений и жалоб по вопросам подготовки и организации голосования и принятие по ним решения.

Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности.
  1   2   3   4   5   6   7   8



Скачать файл (876.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации