Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Диагностика уровня тревожности и агрессивности у студентов - файл к.р. психодиагностика.doc


Диагностика уровня тревожности и агрессивности у студентов
скачать (79.5 kb.)

Доступные файлы (7):

к.р. психодиагностика.doc173kb.14.06.2007 05:11скачать
оглавление.doc30kb.14.06.2007 04:34скачать
приложенеи 4.doc34kb.14.06.2007 04:34скачать
приложение 1.doc189kb.14.06.2007 04:34скачать
приложение 3.doc62kb.14.06.2007 04:34скачать
приложение 5.doc31kb.14.06.2007 04:34скачать
приложения 2.doc142kb.14.06.2007 04:34скачать

содержание

к.р. психодиагностика.doc

ВВЕДЕНИЕ

Тема представленной курсовой определяется как: диагностика уровня тревожности и агрессивности у студентов II и III курсов ЕРТТ им. А.С. Попова (с помощью «Шкалы ситуативной и личностной тревожности» Ч. Спилбергера и «Методики исследования агрессивности личности» А.Басса – А.Дарки).

Актуальность данной темы состоит в необходимости проведения конкретного исследования с выдачей практических рекомендаций.

Предметом обследования является диагностика тревожности и агрессивности.

Изучением проблемы тревожности занимались З.Фрейд, Ч. Спилбергер, Н.Д. Левитов, В.П. Астапов, А.В Петровский. Агрессивности изучали Э. Фромм, Н.Д. Левитов, А. Бандура, А. Басс, А. Дарки, Р. Бэрон, Д. Ричардсон.

Объектом изучения в представленной курсовой работе является: 60 человек, в возрасте 15-20 лет, из них 29 девушек и 31 юноша; обследуемые являются студентами II и III курсов ЕРТТ им А.С. Попова, г. Екатеринбурга.

Целью данной курсовой работы является измерение уровня ситуативной и личностной тревожности и уровня агрессивности у студентов II и III курсов ЕРТТ им. А.С. Попова.

Предполагаемый итог данной курсовой работы выявить наличие или отсутствие взаимосвязи между тревожностью и агрессивностью на примере представленной выборки.

Задачи курсовой работы:

  1. Осуществить теоретический анализ работ по проблеме тревожности агрессивности;

  2. Сравнить основные методологические подходы к проблеме тревожности и агрессивности;

  3. Освоить «Методику исследования агрессивности личности» разработанную А. Басом и А.Дарки и «Шкалу личностной и ситуативной тревожности» Ч. Спилбергера;

  4. Продиагностировать уровень тревожности и уровень общей агрессивности у студентов II и III курсов ЕРТТ им. А.С. Попова, г. Екатеринбурга;

  5. Составить диагностическое заключение по уровню тревожности и общей агрессивности, студентов II и III курсов ЕРТТ им. А.С. Попова, г. Екатеринбурга;

  6. Сравнить уровень общей агрессивности у девушек и юношей на выборке учащихся;

  7. Сообщить обследуемым результаты диагностики.

Предметом диагностического исследования выступает агрессивность и тревожность как свойства личности, поэтому можно сделать вывод, что наиболее оптимальным методом сбора эмпирических данных может выступать личностный опросник.

В роли методического инструментария в данной курсовой работе выступает «Методика исследования агрессивности личности» А Басса и А. Дарки (1957) и «Шкала ситуативной и личностной тревожности» Ч. Спилбергера (1980).
^ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ


    1. Тревожность и агрессивность как психические состояния и свойства личности

1.1.1. Понятие тревожности. Ситуативная и личностная тревожность

Тревога и тревожность занимают значительное место в нашей жизни.

Значение ее проявлений являются как отрицательными, так и положительными для нас. Данный параграф представленной курсовой работы посвящен проблеме тревожности.

Трудность определения тревожности заключается в неопределенности терминологии. Многие исследователи используют термин «тревожность» в различных значениях. Поэтому стоит разграничить такие понятия как тревожность, тревога и страх, которые часто используются как синонимичные. Впервые термин «anxiety», который переводится как страх, и как тревожность, был введен З. Фрейдом, который в свою очередь определил его, как «неприятное эмоциональное переживание, когда человек в той или иной степени осознает, что ему угрожает опасность». [Фрейд З. Запрещение, симптом и страх. // Тревога и тревожность/ Под ред. В.М. Астапова. СПб.: Питер, 2001. с.18]

Стоит теперь дать точное определение тревожности, тревоги и страха. В соответствии со словарем: «Тревожность – свойство личности, характеризующее склонность к переживанию тревоги», «Тревога – эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий», «Страх – эмоция, возникающая в ситуации угрозы биологическому или социальному существованию личности и направленная на источник действительной или воображаемой опасности ». [Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1998г.]

Исходя из данных определений, термин «страх» используется для описания процесса, связанного с ощущением напряжения и беспокойства вследствие реальной объективной опасности, исходящей из внешней среды, а тревожность используется для описания эмоциональной реакции, которая рассматривается как «беспредметная», потому что стимулы, порождающие ее, не определены. Еще раз обращаясь к работам З.Фрейда, можно выделить такую тенденцию, которая в характере предвосхищаемой опасности усматривает признак для дифференциации страха, вызываемого конкретной угрозой, и тревоги как реакции на представленную угрозу. Поэтому иногда тревогу определяют как генерализированный, неопределенный и беспредметный страх или как состояние, вызываемое не наличием опасности, а отсутствием возможности ее избежать в том случае, если она вдруг появится. [ Фрейд З. Запрещение, симптом и страх// Тревога и тревожность/ Под ред. В.М. Астапова. СПб.: Питер, 2001. с20]

В данном параграфе представленной курсовой работы мной будут рассмотрены такие феномены как тревожность и тревога, отделимые от понятия страх. Мной уже были даны определения данных понятий с опорой на словарь.

Далее я хочу рассмотреть концептуальные положения различных исследователей относительно этих феноменов.

В представленной курсовой работе я буду использовать терминологию, предложенную Ч. Спилбергером, который разделил тревожность на личностную и ситуативную. Поэтому тревожность можно рассматривать как свойство личности и как психическое состояние. В дальнейшем я буду использовать термины «личностная тревожность» и «ситуативная тревожность».

Ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникает у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений.

Личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное.

Ч. Спилбергер определяет тревожность следующим образом «…термин используется, как правило, в двух основных значениях, которые взаимосвязаны, но относятся к совершенно различным понятиям. Чаще всего термин «тревога» используется для описания неприятного по своей окраске эмоционального состояния или внутреннего условия, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства». Состояние тревоги возникает в определенной ситуации и поэтому носит название «ситуативная тревожность». «Термин «тревожность» используется для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности индивида испытывать это состояние», в этом случае тревожность определяется как черта личности, и отсюда получила название «личностная тревожность». [Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги, 1983 // Тревога и тревожность/ Под ред. В.М. Астапова. СПб.: Питер, 2001. с,89-90]

А. Хекхаузен также разделят тревожность на состояние(Т- состояние) и свойство личности(Т-диспозиция). «Т-состояние характеризуется субъективными, сознательно воспринимаемыми ощущениями угрозы и напряжения, сопровождаемыми или связанными с активацией или возбуждением автономной нервной системы. Т-диспозиция означает мотив или приобретенную поведенческую диспозицию, которая предрасполагает индивида к восприятию широкого круга объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу, побуждая реагировать на них Т-состояниями, интенсивность которых не соответствует величине объективной опасности». [Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. / Пер. с нем., под ред. Б.М. Величковского. - М.: Педагогика, 1986. с 229]

Н.Д. Левитов говорит о тревожности , что это «эмоциональное состояние, при котором важно учитывать особенности ситуации, провоцирующих это состояние так и его внутренних и внешних переживаний, которые существенным образом влияют на его поведение». Так же в своей статье Н.Д. Левитов ссылается на И.П. Павлова высказывания, которого обращают на себя следующие моменты «тревожное состояние – показатель слабости нервной системы, хаотичных нервных процессов». [ Левитов Н.Д. психическое состояние беспокойства, тревоги.: Вопросы психологии. 1969г. - №1.с.132 ]

По В.М. Астапову, «термин «тревожность» в первом случае используется для описания неприятного эмоционального состояния, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, ожидания неблагополучного развития событий. Возникает это состояние в ситуации неопределенной опасности, угрозы; во втором случае тревожность как черта, свойство личности характеризуется относительно устойчивой склонностью человека воспринимать угрозу своему «Я» в различных ситуациях и реагировать на них усилением состояния тревоги». [Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги.: Прикладная психология. 1999г. - №1. с.62]

А.М. Прихожан определяет тревожность, как свойство личности следующим образом: «Тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности». [Прихожан А.М. тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Москва-Воронеж 2000. с23]

Далее я считаю целесообразным определить причины возникновения тревожности как состояния, и наличия тревожности как черты личности. Еще раз я сделаю оговорку на то, что рассматриваю тревожность, а не страх. И так как (из приведенных выше определений) тревожность является беспредметной, т.е. не направлена на определенный объект, привести точные причины ее возникновения сложно.

Ознакомившись с проблемой тревожности, были выявлены следующие причины проявления тревожности.

По словам Левитова «состояние тревожности вызывается изменениями в условиях жизни, в привычной деятельности, нарушением динамического стереотипа». «Состояние тревожности одной из своей причин имеет действие раздражителя, условно связанного с неприятностью, угрозой. В этом состоянии в качестве его компонента выступает чувство тревоги» [ Левитов Н.Д. психическое состояние беспокойства, тревоги.: Вопросы психологии. 1969г. - №1. с134]

Тревожность как психическое состояние вызывается возможными или вероятными неприятностями, неожиданностью, изменениями в привычной обстановке и деятельности, задержкой приятного, желательного и выражающегося в специфических переживаниях и реакциях.
Проблема природных предпосылок тревожности как устойчивого личностного образования, анализ ее соотношения с нейрофизиологическими, биохимическими особенностями организма, является одной из сложнейших. Определенную роль в возникновении эмоционально-личностных нарушений может играть генетически повышенной ранимости. Вместе с тем нельзя не согласиться с автором, что в тех случаях, когда речь идет о социальном поведении, то здесь роль генетического компонента довольно незначительна.
Так же стоит рассмотреть проявления тревожности и ее значении в нашей жизни. Тревожность для человека имеет как положительное, так и отрицательное значение.

Тревожные люди отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых, казалось бы, ничего не грозит. Они отличаются особой чувствительностью и характеризуются низкой самооценкой, в связи с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Тревожные люди очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, в которой испытывают затруднения.

Тревожность имеет и положительную сторону. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Это своего рода адаптация к окружающей среде.
1.1.1. Понятие агрессивности.

Проблема агрессивного поведения всегда являлась актуальной. Часто возникает вопрос: почему люди ведут себя агрессивно по отношению друг к другу. Рассматривая феномен агрессивности, стоит обратиться к понятию агрессия. Многие исследователи разводят понятия агрессии – как специфической формы поведения и агрессивности как психического свойства личности. Целесообразно обратится к словарю. «Агрессия – индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда», «Агрессивность – устойчивая черта личности – готовность к агрессивному поведению». [Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1998г]

Таким образом, агрессию и агрессивность можно рассмотреть как психическое состояние и свойство личности.

Благодаря трудам Фрейда агрессия и агрессивность были превращены в объект научного анализа. Источником агрессивного поведения в психоаналитической трактовке выступает «танатос» – инстинктивное влечение к смерти и разрушению. В своих ранних работах он утверждал, что «все человеческое проистекает из Эроса, или инстинкта жизни, энергия которого направлена на сохранение, упрочнение и воспроизведение жизни. В этом контексте агрессия рассматривалась просто как реакция на блокирование либидонозных импульсов». [ Фрейд З. Введение в психоанализ. М.: Наука, 1989г.]

Первоначально агрессия как таковая не трактовалась Фрейдом как неотъемлемая часть жизни.

Для А. Адлера агрессивность является неотъемлемым качеством сознания, организующим его деятельность. Универсальным свойством живой материи Адлер считает соревновательность, борьбу за первенство, стремление к превосходству. Однако эти базовые влечения становятся аутентичными только в контексте правильно понятого социального интереса. Агрессивное сознание порождает различные формы агрессивного поведения – от открытого до символичного. Агрессивность, вплетаясь в контекст культуры, приобретает символические формы, связанные с причинением боли и унижением. Всякая ответная реакция является естественной сознательной или бессознательной реакцией человека на принуждение, вытекающей из желания индивида ощущать себя субъектом, а не объектом. [Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб: Питер, 2001. — 352 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»). ]

Уилсон определяет агрессию как «физическое действие или угрозу такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи». [Сельченок К.В Психология человеческой агрессивности. Хрестоматия. М: Харвест АСТ 2001]

А.Бандура под агрессией понимает «поведение, усвоенное в процессе социализации посредством наблюдения соответствующего способа действий при социальном подкреплении». Образец поведения рассматривается как средство межличностного воздействия. Поэтому существенное внимание здесь уделяется изучению влияния первичных посредников социализации. [Сельченок К.В Психология человеческой агрессивности. Хрестоматия. М: Харвест АСТ 2001]

Агрессивность рассматривается как некоторая структура, которая является компонентом сложной структуры психического свойства человека.

Агрессивность обозначают как ситуативную или личностную склонность к разрушительному поведению.

Левитов описал состояние агрессивности как «стеническое переживание гнева с потерей самоконтроля». [Сельченок К.В Психология человеческой агрессивности. Хрестоматия. М: Харвест АСТ 2001]

Э. Фромм под агрессивностью понимает «расположенность к действиям, которые причиняют (или намерены причинить) вред другому человеку, животному или неживому объекту». [Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности.М.:1990г.]
А. Басс дает следующее определение: «Агрессивность – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим». [Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб: Питер, 2001. — 352 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»). ]

Агрессивность рассматривается как модель поведения, а не как эмоция, мотив или установка.

Авторы рассматривают агрессивность как человеческое проявление, с одной стороны, и как форму социального поведения, с другой; и критерий «намерения» рассматривают как обязательный для определения агрессии, что исключает любое случайное действие, сопровождающееся повреждением. Их определение термина агрессия предполагает действия, посредством которых агрессор намеренно причиняет ущерб своей жертве. Агрессия имеет место, если результатом действий являются какие-либо негативные последствия.

Для описания агрессии А. Басс предложил концептуальную рамку, включающую три шкалы: физическая – вербальная, активная – пассивная, прямая – непрямая. Он признает агрессивными лишь те действия, которые причиняют вред живым существам; а также те действия, когда реципиент или жертва стремится избежать подобного обращения.

Также следует рассмотреть различные типы агрессии. Э. Фромм выделяет пять основных типов человеческой агрессии: доброкачественную, злокачественную, инструментальную, псевдоагрессию, оборонительную. Он различает агрессию биологически адаптативную, способствующую поддержанию жизни, доброкачественную, и злокачественную агрессию, не связанную с сохранением жизни. Биологически адаптативная агрессивность – это реакция на угрозу витальным интересам индивида; она заложена в филогенезе и свойственна как животным, так и людям. Она носит взрывной характер и возникает спонтанно как реакция на угрозу; а следствие ее – устранение либо самой угрозы, либо ее причины. Биологическая не адаптативная агрессия – это злокачественная агрессивность, то есть деструктивность и жестокость. Она вовсе не является защитой от нападения или угрозы; она заложена в филогенезе и является специфически человеческим феноменом; она приносит биологический вред и социальное разрушение. Главные ее проявления – жестокое истязание или убийство – не имеют никакой иной цели, кроме получения удовольствия, причем они вредны и жертве и агрессору. В основе ее лежит некий человеческий потенциал, уходящий корнями в условия самого существования человека.

Действие, в результате которого может быть нанесен ущерб, но которым не предшествовали злые намерения, Э. Фромм относит к псевдоагрессии. Он различает следующие подвиды псевдоагрессии: непреднамеренная псевдоагрессия; игровая псевдоагрессия (обнаруживается в учебных тренингах на мастерство, ловкость, быстроту реакций); псевдоагрессия как самоутверждение.

В ситуации, когда возникает угроза жизни, здоровью, свободе или собственности проявляется так называемая оборонительная агрессия. Здесь агрессивное поведение является защитной реакцией на любую угрозу жизни – как угрозу самой жизни, так и угрозу потребностям в пище, сексе и т.д. По Ч. Дарвину это филогенетически заложенная агрессия, встречающаяся у людей и животных, есть не что иное, как приспособительная защитная реакция

Анализируя деструктивность, как проявление злокачественной агрессии, Э. Фромм выделяет две формы – спонтанная агрессивность и агрессивность, связанная со структурой личности. Причиной порождения спонтанной агрессивности (деструктивности) являются экстремальные условия – войны, религиозные и политические конфликты, нужда и чувство обездоленности, а также – субъективные причины, такие как групповой нарциссизм на национальной и религиозной почве. [Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности.М.:1990г.]
Агрессивность, связанная со структурой личности, присуща ей (личности) всегда и проявляется во всех формах его жизнедеятельности.


1.1.3 Анализ различных подходов к проблеме взаимосвязи тревожности и агрессивности

В данной части параграфа я рассмотрю взаимосвязь тревожности и агрессивности.

Так как тревожность является в какой-то мере адаптацией к окружающей среде. При наличии угрожающего фактора, или возможности его возникновения, индивид использует различные механизмы защиты. А.М. Прихожан выделил такие механизмы защиты как избегание и нападение. Нападение носит, как правило, агрессивный характер. Он исследовал тревожность у подростков и выявил, что у тревожных подростков чаще прослеживается агрессивное поведение, чем у детей с низким уровнем тревожности.[ Прихожан А.М. тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Москва-Воронеж 2000.]

З. Фрейд в своих работах, посвященных изучению тревожности и агрессивность, выявил взаимосвязь данных феноменов. Он определил агрессивность как некий механизм защиты у людей, с наличием тревожности, независимо от того ситуативной или личностной. Различия заключаются лишь в том что, при личностной тревожности, агрессивность является более устойчивой.[ Фрейд З. Запрещение, симптом и страх// Тревога и тревожность/ Под ред. В.М. Астапова. СПб.: Питер, 2001.]

Р. Берон и Д. Ричардсон рассматривали возникновение агрессии при переносе возбуждения. Тревожность, будь то состояние или свойство личности, вызывает данное возбуждение.[ Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб: Питер, 2001. — 352 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).]

Ознакомившись с работами данных исследователей, можно выявить наличие взаимосвязи между тревожностью и агрессивностью, а именно проявлении агрессивности в поведении при наличии тревожности.
1.2 Диагностика тревожности и агрессивности
1.2.1 Методы диагностики тревожности агрессивности

В этом параграфе я хочу рассмотреть методы, применяемые исследователями при изучении агрессивности и тревожности.

Наблюдение. Разделяется на «полевые» и лабораторные. «Полевые» подразумевает наблюдение за поведением людей в естественных условиях, когда они занимаются повседневными делами и не помышляют об участии в каких-то психологических исследованиях. Полевые наблюдения заключаются в простом наблюдении за естественно протекающим поведением или же подразумевают большее вмешательство со стороны наблюдателя. Сложность, связанная с наблюдением тревожности и агрессивности заключается в том, исследователь может потратить много времени, прежде чем столкнется с проявлением тревожности и агрессивности. Поэтому во многих случаях приходится вмешиваться в ситуацию способом, повышающим вероятность агрессивного поведения. Также исследователь может вмешиваться, чтобы манипулировать независимыми переменными.

Лабораторные наблюдения заключается в наблюдении за поведением в контролируемых лабораторных условиях. У этого метода немало важных достоинств. Во-первых, варьирование независимых переменных. Во-вторых, исключается любая возможность причинения вреда испытуемым, и лица, участвующие в таких исследованиях, предварительно знакомятся с характером действий, которые их попросят предпринять. И наконец, лабораторные исследования зачастую оказываются гораздо более эффективными в смысле затраченного времени и усилий, чем остальные подходы.

Метод наблюдения использовали Д. Хогт и Т. Мэгун, исследуя тревожность

Они наблюдали 8 человек по следующим параметрам:

1. Нервность(грызет ногти, непрерывно курит);

2. Напряженность (дрожат руки, не способен расслабится);

3. Склонность к замешательству (краснеет, заикается);

4. Состояние печали(опасение)

Внутри этого метода включены: метод прямого наблюдения, фотографирование, запись, детальный анализ мимического выражения, оценка внешних проявлений эмоций. [ Л.М Костина. Методы диагностики тревожности СПб 2005.]

Экспериментальный метод направлен на получение определенной информации с помощью исследований, в которых предполагаемые факторы агрессии и тревоги изменяются систематически и явным образом. Исследователь манипулирует одним или несколькими параметрами, которые считаются стимулирующими или подавляющими прямую агрессию, а затем оценивает результаты данной процедуры. Хотя экспериментальный подход позволяет обрести больше уверенности при определении причинно-следственных связей, попытка исследовать таким способом агрессивное поведение порождает ряд встречных вопросов. Как, в конце концов, можно систематически изучать такую опасную форму поведения, исключив при этом малейшую возможность причинения психологического или физического вреда участникам исследования? При экспериментальном методе используется словесный отчет. Выполнение заданий на время, при выполнении которых учитывались эмоциональное состояние, точность, стабильность и активность.

Опрос. Чтобы узнать о наличии тревожности или агрессивности в типичных для них обстоятельствах, ученый может опросить множество различных источников, которые охарактеризуют испытуемого. Намереваясь провести такое исследование, можно расспросить самого испытуемого, с помощью слегка замаскированных вопросов.

Для измерения агрессивности и тревожности психологи разработали множество личностных опросников. Некоторые из них посвящены агрессивности и тревожности, другие же предназначены для изучения данных феноменов в конкретных ситуациях. Во многих случаях опросники составлены так, чтобы испытуемые не знали, на что направлены опросники. В самом деле, если спрашивать прямо, многие люди постесняются признаться, что участвовали в агрессивных действиях. Чтобы получить более достоверную информацию, исследователям часто приходится маскировать направленность вопросов.

Проективные методы, особенно полезны для изучения агрессии и тревожности, так как не раскрывают испытуемым, что именно интересует исследователей. Когда мы применяем проективные методы, то спрашиваем об агрессии косвенным образом: просим испытуемых рассказать о некотором неопределенном стимульном материале. Мы предполагаем, что испытуемые интерпретируют стимулы способом, в котором отразятся их мотивы, потребности и конфликты — что они «спроецируют себя» в своих ответах. Задача психолога, таким образом, интерпретировать эти проекции. Недостаток проективного метода заключается в сложности интерпретации ответов.

Оценивание другими. Еще один вид вербальной информации — оценивание другими — состоит в том, что человека, чья агрессивность нас интересует, оценивают люди, отличные от него. Этот метод наиболее часто используется в исследованиях детской агрессивности. Оценивания обычно делаются людьми, знакомыми с поведением испытуемого Преимущества такого оценивания заключаются в том, что окружающие могут быть более объективны, чем сам испытуемый. С другой стороны, подобные оценивания зависят от восприятия испытуемого окружающими, которое может быть искаженным.

  • Для исследования тревожности и агрессивности можно использовать психофизиологические методы:

  • измерение активности нервной системы;

  • измерение кожногальванической реакции;

  • измерение ЧСС

  • показатели величины кровяного давления, электрической активности мышц, температура поверхности тела, параметры дыхания.


1.2.2. Методики, применяющиеся для диагностики тревожности и агрессивности.

Методики, диагностирующие тревожность:

  1. Методика определения уровня тревожности. Дж. Тейлор

  2. Методика «Выбери нужное лицо».

Методики для диагностики агрессивности.

  1. Рисуночный тест Розенцвейга.(Модификация: «оценка агрессивности»)

  2. Методика диагностики стратегической защиты в общении.


Краткая характеристика методик, применяющихся для диагностики тревожности и агрессивности



Название методики.

Автор

Метод

Возрастные

ограничения.

Тестовые нормы. Рекомендуемая сфера применения

Данные о валидности,

надежности

Литературные источники, в которых опубликована методика

Примечания

1

Методика определения уровня тревожности.

Дж. Тейлор

Личностный

опросник

От 18 лет

По данным автора, методика является валидной и надежной

Диагностика эмоционально – нравственного развития / Под ред.

И.Б. Дершакова.

СПб., 2002.

Шкалы:

основная, шкала лжи.

2.

Методика «Выбери нужное лицо».

Р. Тэммл,

М. Дорки, В.Амен.

Проективная методика

3,5 – 7 лет

Данные о валидности и надежности не указаны.

Р.С. Немов. Психология. Книга 3: Психодиагностика. М.,1998.

Серия рисунков размером

8,5 * 11см.

Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для мальчиков и девочек.

Применятся количественный и качественный анализ.

3.

Методика диагностики стратегической защиты в общении.

В.В. Бойко.

Личностный опросник

От 18 лет

По данным автора методика валидна и надежна.

Райгородский Д.Я. Практическая диагностика. Методики и тесты. Самара, 2001.

Три шкалы:

1.миролюбие,

2.избегание,

3.агрессия.

4.

Рисуночный тест Розенцвейга.(Модификация: «оценка агрессивности»)

Р.Розенцвейг.

Проективная техника

От 12 лет

Ретестовая надежность не высокая.

Высокая валидность.

1. Р.С. Немов. Психология. Книга 3: Психодиагностика. М.,1998.

2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб: Питер, 2001. ил. — (Серия «Мастера психологии.


Содержит 24 рисунка.

^ ГЛАВА 2.ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

2.2 Организация психодиагностического обследования

Обследование проводилось на студентах II и III курсов ЕРТТ им. А.С. Попова, который является государственным средне специальным учебным заведением.

Обследование проводилось в один день 5 мая 2007г. Точное время проведения:

Группа Эп-222 – с 8.30 до 9.10

Группа Рт-317 – с 10.00 до 10.35

Группа Рт-329 – с 11. 40 до 12.20

Выборка 60 человек из них 29 девушек и 31 юноша, в возрасте от 15 до 20 лет (средний возраст 17 лет).

В обследовании приняли участие:

  • группа Эп-222 (22 человека от 15 до 18 лет со средним возрастом 16 лет, из них 16 девушек и 6 юношей);

  • группа Рт-317 (21 человек от 16 до 20 лет со средним возрастом 18 лет, из них 8 девушек и 13 юношей);

  • группа Рт-329 (18 человек от 16 до 20 лет со средним возрастом 18,5 лет, из них 5 девушек и 12 юношей).


Все обследуемые являются студентами II и III курсов ЕРТТ им А.С. Попова.


    1. Описание применяемых психодиагностических методик



Для сбора диагностических данных были использованы : «Шкала ситуативной и личностной тревожности» Ч. Спилбергера и «Методика исследования агрессивности личности» А. Басса, А. Дарки.

«Шкала ситуативной и личностной тревожности» Ч. Спилбергера.

Данная методика является личностным опросником и предназначена для оценки ситуативной и личностной тревожности.

Состоит из двух шкал, оценивающих отдельно ситуативную и личностную тревожность. Каждая из шкал состоит из 20 утверждений. Методика стандартизирована на выборке студентов, состоящей из 389 человек (177 мужчин, 212 женщин). По данным автора методика обладает высоким уровнем конкурентной валидности, что характеризуется наличием статистически значимой связи с другими методиками. Ретестоовая надежность определялась двукратным тестированием с интервалом между первым и вторым опросом 1,5 – 2 месяца. Коэффициент ретестовой надежности 0,81 – 0,89. [Практикум по психодиагностике под ред. В.Н. Карандашева. СПб., 2004.]

«Методика исследования агрессивности личности» А. Басса, А. Дарки.

Данная методика является личностным опросником и предназначена для диагностики агрессивных и враждебных реакций. Состоит из 75 утверждений. С ответами типа да – нет.

Тестовые нормы выявлялись на выборке студентов, Была подтверждена высокая валидность.. Затем, чтобы выявить ретестовую надежность, он был предложен группе университетских студентов дважды, с перерывом в пять недель. Басс обнаружил, что коэффициент корреляции между двумя тестированиями составлял от 0,64 (для «негативизма») до 0,78 (для «нападения»). Общий балл (сумма по всем субшкалам) имел надежность повторного тестирования 0,82. Методика широко распространена в зарубежных исследованиях, в которых подтверждаются высокие показатели валидности и надежности.[Семенова С.Л., Дьяченко Е.В. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие / Под общ. ред. Н.С. Глуханюк. Екатеринбург, 2000.]

Описание психодиагностической методики см. приложение 1
2.3 Описание психодиагностической процедуры
Процедура обследования была провидена 5 мая 2007г. в ЕРТТ им. А.С. Попова

Придя в техникум в 8.00, я встретилась с преподавателем психологии, мы обсудили особенности групп, в которых мне предстоит проводить диагностику.

В 8.30 началась первая пара у группы Эп-222. Ее вела Наталья Юрьевна (преподаватель психологии). Она представила меня группе как студентку II курса факультета психологии РГППУ, после чего передала слово мне.

Группа была заинтересована и внимательно меня слушала.

Я еще раз назвала свое имя и уточнила, что являюсь представителем факультета психологии РГППУ, и что я провожу обследование, участниками которого, я и предлагаю им стать.

«Целью нашей работы является определение нескольких личностных характеристик, знание которых, возможно поможет вам в дальнейшем.

Уверяю вас, что все полученные данные останутся строго конфиденциальными, они не будут представлены посторонним людям.

Участие в предлагаемой работе добровольное.

Если у вас будут возникать какие-либо трудности в процессе выполнения, поднимите руку, и я подойду к вам в индивидуальном порядке.

Если у вас нет возражений, мы начнем…»

Вопросов не последовало.

Я раздала стимульный материал (текст опросника и бланки ответов). Затем попросила заполнить первые графы в бланке ответов, с обязательным указанием пола и возраста, напомнила число проведения работы.

Три человека отказались принимать участие. Объяснив это тем, что сегодня сдают зачет, и хотят подготовиться.

Наталья Юрьевна находилась в кабинете и наблюдала за процедурой.

После того, когда все заполнили необходимые данные, я предложила обратиться непосредственно к инструкции. Громко, четко прочитала инструкцию. Группа преступила к выполнению заданий. Все вели себя тихо, никто не отвлекался. Когда я замечала, что кто-либо подглядывает к соседу, напоминала, что работа выполняется индивидуально.

Как только кто-нибудь из учащихся заканчивал выполнение работы, Наталья Юрьевна давала свое индивидуальное задание, и поэтому не происходило отвлечение от работы других участников.

Когда все работы были закончены и все бланки проверены на наличие всех данных и сданы я поблагодарила группу за участие и напомнила что с полученными результатами желающие смогут познакомиться при следующей нашей встречи, о которой можно будет узнать от Натальи Юрьевны.

Вся процедура заняла в общей сложности не более 40 минут.

В течение обследования не возникало никаких внешних отвлекающих раздражителей. Были заданы вопросы, связанные только с постановкой вопросов в стимульном материале.

Следующая пара проходила в той же аудитории, у группы Рт-317.

Меня также представила Наталья Юрьевна, и оставив меня одну, удалилась. Инструктаж по проведению ничем не отличался от предыдущего.

Можно отметить, что группа Рт-317 вела себя более эмоционально, что скорее было вызвано моим появлением.

Один из студентов отказался принимать участие в работе, никак это не прокомментировав.

Помимо студентов группы Рт-317 в аудитории находились трое учащихся предыдущей группы, которым Наталья Юрьевна разрешила остаться. Данный фактор никак не помешал ходу диагностики, так как они не отвлекали обследуемых.

Как только кто-либо заканчивал работу с методикой, ему предлагалось альтернативное задание, предложенное Натальей Юрьевной.

Собрав все бланки, предварительно проверив их на наличие всей необходимой информации, я поблагодарила участников и попрощалась с ними.

На перемене Елена Степановна (тоже преподаватель психологии) узнав, что я повожу обследование, попросила меня прийти к ней и провести диагностику в группе Рт-329.

Дождавшись, начала следующей пары, я вместе с Еленой Степановной отправилась в ее кабинет.

Для этой группы я предоставила такую же инструкцию, как и в двух предыдущих. Работа прошла, без каких либо затруднений. Все были согласны участвовать в работе. Они были настроены доброжелательно. Студенты с интересом отвечали на задания методики.

После сбора бланков я попрощалась с группой, поблагодарив участников.

Никто из участников диагностики не обратился ко мне с целью получить обратную связь в индивидуальном порядке.


^ ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ.

3.1 Психодиагностическое заключение об уровне тревожности и агрессивности студентов II и III курсов ЕРТТ им. А.С. Попова.

Сводная таблица эмпирических данных и результаты дескриптивной статистики по шкале «общая агрессивность» «методики исследования агрессивности личности» А.Басса, А. Дарки и по шкалам «ситуативной и личностной тревожности» Ч. Спилбергера для групп юношей и девушек с находятся в приложениях 2 и 3 соответственно.

По результатам проведенной диагностики можно сделать следующие выводы.

Значения по показателю общей агрессивности, в который попадает большинство в группе юношей (xср =17; S= 4,75; Мо=13; Ме=17) при сравнении с тестовыми нормами находиться в диапазоне среднего уровня. Это свидетельствует о том, что агрессивность, как свойство личности, у студентов II и III курсов ЕРТТ им. А.С. Попова (юношей) развита и проявляется в поведении в редко.

Для данной группы характерна частично средняя и частично низкая тревожность личностная тревожность (xср=1,97; S=0,41; Мо=1,9; Ме=1,9), и низкая ситуативная тревожность (xср=1,84; S=0,21; Мо=1,65; Ме=1,65).

Группа значений по общему показателю агрессивности в который попадает большинство в группе девушек (xср=17,38; S=4,08; Мо=15; Ме=17) при сравнении с тестовыми нормами частично находиться на среднем уровне, остальная часть - ниже среднего. Это, в свою очередь говорит о том, что агрессивность среди девушек проявляется крайне редко, и по развитию находиться на низом уровне.

Личностная тревожность(xср=2,23; S=0,34; Мо=2,1; Ме=2,2, ) находится на среднем уровне. Ситуативная тревожность(xср=1,86; S=0,47; Мо=2,0; Ме=1,75) находится на низком уровне.

3.2. Сравнительный анализ агрессивности и тревожности у девушек и юношей

Для сравнения двух выборок (девушки и юноши) были выбраны признаки общей агрессивности, ситуативной и личностной тревожности (Приложение 4).

По уровню агрессивности в группе студентов мужского пола 31 учитываемое значение (As=0,41; Ex=-1,067; распределение ненормальное), в группе девушек – 29 значений(As=0,46; Ex=-0,129; распределение нормальное). Можно сделать вывод о том, что при проведении статистического анализа показателя общей агрессивности можно воспользоваться непараметрическим методом: U-критерий Манна-Уитни.

По уровню личностной тревожности: у юношей 31 учитываемое значение (As=0,21; Ex=-0,15; нормальное распределение), в группе девушек – 29 человек (As=0,147; Ex=0,647; распределение ненормальное), поэтому применяется непараметрический метод: U-критерий Манна-Уитни.

По уровню ситуативной тревожности в группе юношей – 31 человек (As=1,02; Ex=-0,325; распределение не нормальное), в группе девушек 29 человек (As=1,04; Ex=3,089; распределение ненормальное), поэтому можно применить непараметрический метод: U-критерий Манна-Уитни.

В результате сравнительного анализа установлено отсутствие значимых значений различия в выраженности феноме6нов общей агрессивности (U=431, Uкр.(р≤0,05)=234, Uкр(р≤0,01)=227), ситуативной тревожности(U=267, Uкр.(р≤0,05)=234, Uкр(р≤0,01)=227) и личностной тревожности(U=413, Uкр.(р≤0,05)=234, Uкр(р≤0,01)=227) у двух групп участников юношей и девушек.

Таким образом, на данной выборке не было обнаружено статистически значимых различий уровня выраженности критерия общей агрессивности, ситуативной и личностной тревожности у девушек и юношей. Такие результаты можно объяснить недостаточностью выборки. Можно предположить, что дальнейшие исследования могут выявить гендерные различия по признакам общей агрессивности, ситуативной и личностной тревожности.
3.3 Выявление наличия или отсутствия взаимосвязи между агрессивностью и тревожности на примере обследованной выборки

Одной из задач данной курсовой работы является выявление взаимосвязи уровня агрессивности с уровнем ситуативной и личностной тревожности.

В целом было обследовано 60 человек по уровню общей агрессивности (As=0,51; Ex=-0,717; распределение не нормальное), и по уровню ситуативной (As=0,2; Ex=-0,530; распределение нормальное) и личностной тревожности (As=1,041; Ex=1,446; распределение ненормальное), поэтому для изучения взаимосвязи между этими признаками можно использовать непараметрический метод корреляционного анализа Спирмена.

Таким образом, на выборке студентов II и III курсов ЕРТТ им. А.С. Попова была обнаружена положительная взаимосвязь между уровнями общей агрессивности и ситуативной тревожности.(r=0,3), и отсутствие взаимосвязи между уровнями общей агрессивности и личностной тревожности.

Можно объяснить эти результаты тем, что агрессивное поведение проявляется при наличии тревожности в определенной ситуации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе мною были рассмотрены основные теории агрессивности и тревожности.

Изучение научно-методической литературы показало, что публикации на эту тему единичны и в основном представляют собой обзор зарубежных исследований.

Целью проведенной работы было измерение общей агрессивности у студентов II и III курсов ЕРТТ им. А.С. Попова, г.Екатеринбурга и последующее установление наличия или отсутствия статистически значимых различий в уровне выраженности агрессивности и тревожности в двух выборках (группа юношей и группа девушек), и взаимосвязи уровня агрессивности и тревожности

Была проведена психодиагностическая процедура по сбору эмпирических данных с использованием «шкалы ситуативной и личностной тревожности» Ч. Спилбергера и «методики исследования агрессивности личности» А.Басса – А.Дарки.

По результатам диагностики можно сделать следующие выводы:

Не было обнаружено статистически значимых различий уровня выраженности критерия общей агрессивности, ситуативной и личностной тревожности у девушек и юношей на выборке 60 человек (от 15 до 20 лет; средний возраст – 17 лет), из них 29 девушек и 31 юноша; все обследуемые являются студентов II и III курсов ЕРТТ им. А.С. Попова, г.Екатеринбурга

Это, в свою очередь говорит о том, что юноши и девушки в возрасте от 14 до 16 лет не отличаются между собой по уровню негативного отношения к окружающим и уровню тревожности как состояния и свойства личности.

Выявлена взаимосвязь между ситуативной тревожностью и агрессивностью, и отсутствие взаимосвязи между личностной тревожностью и агрессивностью на выборке студентов II и III курсов ЕРТТ им. А.С. Попова, г.Екатеринбурга

Была дана обратная связь, что и являлось одной из основных задач проведения данной работы.
^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги.: Прикладная психология. 1999. - №1.

  2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике. СПб., 1999.

  3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб.: Питер, 2001. — (Серия «Мастера психологии»).

  4. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1998.

  5. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб., 2000.

  6. Костина Л.М.. Методы диагностики тревожности СПб 2005.

  7. Левитов Н.Д. психическое состояние беспокойства, тревоги.: Вопросы психологии. 1969. - №1.

  8. Немов Р.С. Психология: Словарь-справочник: в 2 ч. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

  9. Немов Р.С. Психология. Книга 3: Психодиагностика. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

  10. Практикум по психодиагностике под ред. В.Н. Карандашева. СПб., 2004.

  11. Прихожан А.М. тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Москва-Воронеж, 2000.

  12. Румянцева Т.Г. Проблемы и поиски в западной философской науке. М.:1991

  13. Сельчанок К.В. Психология человеческой агрессивности. Хрестоматия. М., Харвест АСТ., 2001.

  14. Семенова С.Л., Дьяченко Е.В. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие / Под общ. ред. Н.С. Глуханюк. Екатеринбург, 2000.

  15. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.,2005.

16.Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги, 1983 // Тревога и тревожность/ Под ред. В.М. Астапова. СПб.: Питер, 2001.

17.Фрейд З. Введение в психоанализ. М.,Наука, 1989.

18.Фрейд З. Запрещение, симптом и страх// Тревога и тревожность/ Под ред. В.М. Астапова. СПб., Питер, 2001.
19.Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. / Пер. с нем., под ред. Б.М. Величковского. - М.: Педагогика, 1986.

21.Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.,1990г.






Скачать файл (79.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации