Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Курсовой проект (вариант 1, задание 15) - файл (1-15).DOC


Курсовой проект (вариант 1, задание 15)
скачать (220 kb.)

Доступные файлы (3):

(1-15).DOC420kb.26.03.2004 02:00скачать
NEW.CDW
Спецификация.SPW

содержание

(1-15).DOC






Министерство образования Российской Федерации

Уфимский Государственный Авиационный Технический Университет



Кафедра Автоматизированных Технологических Систем

Курсовой проект


по дисциплине
«Электромеханические системы»
на тему:

Проектирование

автоматизированного

электропривода

Выполнил: студент группы АУ-416


Проверил: Коуров Г.Н.

Уфа – 2004


Содержание


2 Выбор мощности электродвигателя 7

4 Определение передаточной функции электродвигателя 12

5 Определение передаточной функции тахогенератора 15

7 Определение передаточной функции тиристорного преобразователя 16
Задание


^ По исходным данным необходимо:

  1. Выбрать тип и рассчитать требуемую мощность электродвигателя с учётом переходных процессов при пуске, торможении и изменении режимов работы двигателя;

  2. В соответствии с исходными данными (мощностью, диапазоном регулирования скорости и другими параметрами), выбрать тип преобразователя;

  3. Разработать принципиальную схему силовой части электропривода;

  4. По паспортным данным, принципиальной схеме и характеристикам, приведённым в приложении к данной методике, рассчитать передаточные функции всех элементов электропривода (электродвигателя, преобразователя и т.д.) и составить его структурную схему;

  5. ^ Исследовать устойчивость и качество переходных процессов.


Основные требования к оформлению работы
Пояснительная записка должна быть выполнена на бумаге формата А4 по ГОСТ 2.301-68 (графики и схемы можно выполнить на формате А3), в которой отражаются:

все проведённые расчёты;

принципиальные и структурные схемы электропривода, выполненные в соответствии с ЕСКД;

графики переходных процессов;

список использованных источников.

Выбор того или иного типа преобразователя, электродвигателя и т.д. должен быть обоснован.
Вариант 1, задание 15


задания

момент сопротивления на валу механизма

Момент инерции механизма

^ Минимальное время цикла работы

Максимальный коэффициент относительной продолжительности цикла

Статическая погрешность поддержания скорости

Максимальная скорость вращения механизма

^ Диапазон регулирования скорости

1

Н*м

кг*м^2

с

---

%

Об/мин




макс

мин

15

1000

500

1.5

60

0.9

1

1000

100

Электропривод должен обеспечить плавное регулирование скорости вращения механизма. Статическая погрешность регулирования скорости не должна превышать заданной во всём диапазоне регулирования.

Введение
Современные автоматизированные электроприводы представляют собой сложные динамические системы, включающие в себя линейные и нелинейные элементы, обеспечивающие в своём взаимодействии разнообразные статические и динамические характеристики. Приобретение навыков проектирования, расчёта и анализа подобных систем имеет большое значение при подготовке специалистов в области автоматизации и механизации современного производства.

Электроприводом называется электромеханическое устройство, предназначенное для преобразования электрической энергии в механическую энергию вращательного, либо поступательного движения и включающее электромеханический преобразователь (двигатель) и устройство управления двигателем.

Современные электроприводы металлорежущих станков являются основным звеном автоматизированных систем управления технологическим процессом. Механическая энергия, необходимая для создания относительного перемещения инструмента и заготовки, в основном поступает от электрического двигателя - силовой части электропривода. Задающие и информационные системы в технологическом процессе проходят через информационную часть системы управления электроприводом.

^ Свойства автоматизированного электропривода определяют важнейшие показатели металлорежущих станков, а также качество и эффективность технологического процесса.
Цель данного проекта - разработать автоматизированный электропривод следящей системы, обеспечивающей заданную точность слежения механизма при изменении момента сопротивления.
1 Функциональная схема САР положения
Упрощённая функциональная схема САР положения приведена на рисунке:



^ Рис. Функциональная схема САР
На рисунке:

ДС - тахогенератор

РС - регулятор скорости

ДТ - датчик тока

РТ - регулятор тока

ДВ - двигатель

ТП - тиристорный преобразователь
^

2 Выбор мощности электродвигателя



Выбор мощности электродвигателя произведём по методу эквивалентных величин.

По заданию

Tцикла=60с - минимальное время цикла.

Мощность выбираемого электродвигателя должна удовлетворять условию:



^ Где Рдв – мощность двигателя

Мсмах – максимальный момент сопротивления

Wмах – максимальная скорость перемещения механизма

ред – КПД редуктора
Скорость вращения механизма максимальная = 1000*2Пи/60 = 105 рад/с

Рдв >= 1000*1000*2Пи/60/0.5>= 210 кВт
По справочнику выбираем электродвигатель с номинальной мощностью не менее 210 кВт:

^ Двигатель ПТ с НВ 2ПФ315LУХЛ4 на 220 В со встроенным тахогенератором ТС-1М.



Наименование параметра

Значение

Частота вращения, n, об/мин

1500

Мощность номинальная Рн, кВт

220

^ Ток номинальный Iн , А

175

Момент номинальный Мн , Н м

1400

КПД, %

91

Частота вращения мах nmax,, об/мин

2400

Момент инерции, кг*м^2

0.3

Кратность пускового тока In/Ip

4

Сопротивление якоря, Rя, Ом

0,032

Сопротивление дополнительной обмотки , Rд, Ом

0,016

^ Индуктивность цепи якоря, мГн

21


Проверку двигателя проведём по методу эквивалентных величин:

Мдв ном >= Мэкв, где

Мэкв – эквивалентный момент

М дв ном – номинальный момент двигателя

Величину эквивалентного момента высчитывают по формуле:

, где

^ Мп – пусковой момент

Мт – момент торможения

М*мах – максимальный приведённый момент

М*мин – минимальный приведённый момент

tп – время пуска

tт – время торможения

- коэффициент, учитывающий условия охлаждения

- коэффициент, учитывающий условия охлаждения во время паузы
Для данного типа двигателя примем

Коэффициент можно вычислить по формуле:

, получим =0.975
Расчёт моментов пуска и торможения произведём по формулам:

^ Мп = -Мт = 4*Мном, получаем

Мп = 1400*4 = 5600 Н*м

Мт = -5600 Н*м
Максимальный приведённый момент равен:

М*мах = Ммах*I ред, где

I ред – передаточное отношение редуктора

I ред = w мех / w двиг, где

w мех – скорость вращения механизма

w двиг – скорость вращения двигателя

W двиг = 2*П*n / 60 = 2*3.14*500 / 60 = 52 рад/с

I ред = 105/52 = 2.02

Тогда М*мах = 1400/2 = 700 Н*м
Минимальный приведённый момент равен

М*мин = 0.1*М*мах

М*мин = 0.1*700 = 70 Н*м
Время пуска и торможения вычислим по формулам:

, где

w дв – скорость вращения вала двигателя

J* - приведённый суммарный момент инерции
J* = Jдв+Jред+Jмех*iред^2, где

Jдв – момент инерции ротора двигателя

Jред – момент инерции редуктора

Jред = 0.2*Jдв = 0.06 кг*м^2

Тогда:

J* = 0.3 + 0.06 + 1.5/2^2 = 0.735 кг*м^2
Тогда времена пуска и торможения:

tn = 0.0027 с

tт = 0.0024 с
Режим работы механизма повторно-кратковременный, нагрузочная диаграмма выглядит следующим образом:


^ Рис. Нагрузочная диаграмма механизма
Относительный коэффициент продолжительности цикла:

,

Откуда tp=54 с – время рабочего периода

Тогда tр1 = tр2 = (tр – tn - tm)/2 = (12.6-0.18-0.19)/2 = 26.95 с

Время паузы:

to = tцикла – tраб = 60 – 54 = 6 с
Произведём расчёт эквивалентного момента:
Н*м
1400 > 1360, значит, двигатель выбран правильно.
Нагрузочная диаграмма двигателя приведена на рисунке.



^ Рис. Нагрузочная диаграмма двигателя

3 Выбор комплекта электропривода
В качестве привода главного движения выберем электропривод, в состав которого входят следующие элементы:

-двигатель 2ПФ315LУХЛ4;

-тахогенератор встроенный ТС-1М;

-трансформатор ТТ 25;

-тиристорный преобразователь рода тока ПТТР-230-100.
Технические данные элементов электропривода:
^ Технические данные тахогенератора ТС-1М

Наименование параметра

Значение

Напряжение номинальное, Uн,В

100

Частота номинальная, nн об/мин

1500

Мощность номинальная, Pн, Вт

5

Сопротивление якоря, Rя , Ом

200



Технические данные трансформатора ТТ25

Наименование параметра

Значение

Мощность номинальная Рн, кВА

25

^ Напряжение первичной обмотки Uв.н, В

380

Напряжение вторичной обмотки Uн.н.,В

104/208/416

Мощность холостого хода Pх.х., Вт

200

Мощность короткого замыкания ,Pк.з., Вт

580

Ток номинальный Iн, А

38

^ Напряжение короткого замыкания Uк, %

10

Ток холостого хода Iх.х., А

0,15*Iн



Технические данные тиристорного преобразователя ПТТР 230-100

Наименование параметра

Значение

Напряжение номинальное Uн, В

230

Ток номинальный Iн, А

50

Ток длительный допустимый I длит.доп, А

63

Ток максимальный допустимый I max.доп, А

100

Мощность длительная, Рдлит, кВт

18,5

^

4 Определение передаточной функции электродвигателя



Двигатель постоянного тока при управлении изменением напряжения якоря представляют в виде следующей системы:

^ Рис. Структурная схема двигателя
Постоянную времени якорной цепи Тя определяют по следующей формуле:

,

где Lя.ц - индуктивность якорной цепи;

Rя.ц - сопротивление якорной цепи.

Индуктивность якорной цепи вычисляют по формуле:

,

где Lтр - приведенная индуктивность трансформатора:

Lя.д.- индуктивность якоря двигателя

Приведенную индуктивность обмотки трансформатора определяют по формуле:

,

где Zтр - полное приведенное сопротивление обмоток трансформатора;

Rтр - приведенное активное сопротивление трансформатора.
Полное приведенное сопротивление обмоток трансформатора вычисляют по формуле:

,

где Uк - напряжение короткого замыкания;

Pн - номинальная мощность трансформатора;

Uн - номинальное напряжение вторичной обмотки.

Подставив численные значения, получим:
^ Ом
Приведенное активное сопротивление трансформатора определяют по формуле:

,

где Pк.з.- потери при коротком замыкании.

Подставив значения в данную формулу, получим следующее значение:

^ Ом

Подставив полученные значения в формулу, получим значение приведенной индуктивности обмотки трансформатора


^ Приведенную индуктивность трансформатора определяют по формуле:

Гн

Индуктивность якоря двигателя определяют по формуле:

мГн,



Полное сопротивление якорной цепи вычисляют по формуле:



Сопротивление якоря двигателя:

,

где Rя - сопротивление якорной обмотки;

Rд.п - сопротивление дополнительной обмотки;

Rщ - сопротивление щеточного контакта.

Сопротивление щеточного контакта определяют по формуле:
Ом,

Подставив значения в формулу, получим значение сопротивления якоря двигателя:

Ом

Динамическое сопротивление тиристора

,

где Uт=1В - классифицикационное падение напряжения на тиристоре;

Iт.н - среднее значение тока через тиристор при номинальном моменте сопротивления на двигателе.
Среднее значение тока через тиристор определяется по формуле:

^ А

Подставив полученное значение в формулу, получим:

Ом
Коммутационное сопротивление тиристора определяют по формуле

,

где m- число фаз преобразователя (для мостовой 3-фазной схемы m=6)

Ом

Подставив полученные значения в соответствующие формулы получим следующие результаты

Ом;

Гн;

с.


^

5 Определение передаточной функции тахогенератора



Так как в обратную связь принято подавать напряжение 10 В, то передаточная функция тахогенератора имеет вид

(В*с/рад)

6. Определение передаточной функции датчика тока
Передаточная функция определяется следующим образом:

,

где - падение напряжения на шунтовом сопротивлении,

- пусковой ток,

- номинальный ток двигателя.
(В/А)
Сигнал с датчика тока нужно подать на сумматор, выполненный на базе операционного усилителя. Так как в обратную связь принято подавать 10 В, то необходимо согласующее устройство:



Передаточная функция датчика тока с согласующим устройством:

(В/А)

^

7 Определение передаточной функции тиристорного преобразователя



Технические данные тиристорного преобразователя ПТТР представлены в таблице 4

Передаточная функция тиристорного моста вместе с системой импульсно-фазового управления СИФУ, как правило, апроксимируется апериодическим звеном первого порядка с постоянной времени Тт.п.=0,01 с., что обусловлено дискретностью подачи отпирающих импульсов и особенностью работы управляемого тиристорного выпрямителя.
,
где Uт.п - выходное напряжение тиристорного преобразователя;

Uу - напряжение, подаваемое на вход СИФУ тиристорного преобразователя;

Кт.п - коэффициент передачи тиристорного преобразователя.



^ Техническая реализация:




8 Определение коэффициента разомкнутой системы
Статическая ошибка разомкнутой системы:



^ Статическая ошибка разомкнутой системы в относительных единицах:

,

где D – диапазон регулирования скорости = 100

β – жёсткость механической характеристики системы,

дельтаМ – возможный перепад момента сопротивления.


ΔМ=500, тогда:

Δωр=8.33

Δωр%=7933%

Тогда:

Крс= Δωр% / Δωз% - 1=7932

9. Настройка контура тока
Рассмотрим контур тока:



Переходный процесс:



Как видно, переходный процесс в контуре тока (при номинальном моменте сопротивления) носит колебательный характер. Для устранения этого и более плавного регулирования применим регулятор следующего вида:


^ Техническая реализация:



T1=L1/R2

T2=T1*(1+R2/R1)
Примем L1 = 10^2 мГн, тогда

R2= 2 мОм

R1= 1 Ом
Переходный процесс примет вид:



10 Настройка контура скорости
Рассмотрим контур скорости:


^ Частотные характеристики такого контура без промежуточного усилителя имеют вид:


Т.к. коэффициент разомкнутой системы составляет 6, а необходимый коэффициент разомкнутой системы должен быть равен 7930. Применим промежуточный усилитель, реализация и расчёт которого:


^ Для такого усилителя имеем:

Кп = R2/R1

R2 = 80 кОм

R1 = 10 Ом
Для достижения нужных свойств в контуре скорости необходимо приподнять ЛАХ, для большей устойчивости опустим ЛЧХ опустить вниз. Применим ПИ-регулятор, передаточная функция которого:

^ Техническая реализация такого регулятора на базе операционного усилителя приведена на рисунке.


Примем C= 10 мкФ, тогда

R2= T/C= 10 кОм

R1= R2= 10 кОм
Применив такой регулятор, получаем следующие логарифмические характеристики:

^ Как видно из графиков, запас устойчивости по модулю порядка 12 дб, по фазе порядка 60 градусов.
12 Структурная схема САР скорости

Структурная схема САР положения будет выглядеть следующим образом:



13 Исследование и анализ переходных процессов
Исследование качества переходного процесса произведём при ступенчатом изменении управляющего воздействия задания скорости от нуля до 0.1 номинальной.

^ При отсутствии момента сопротивления переходный процесс имеет следующий вид:


Время переходного процесса 16 секунд.


При появлении максимального момента сопротивления на 18 секунде, график переходного процесса примет вид:

^ Система плавно регулирует скорость вращения механизма, имеет небольшое время переходных процессов..

Как видно из графиков, выходная координата отклоняется не больше, чем на один процент.

13 Заключение



В результате проектирования был разработан автоматизированный электропривод следящей системы, обеспечивающей заданную точность слежения скорости механизма при максимальном моменте сопротивления. Исследованы и проанализированы переходные процессы.

Спроектированная система удовлетворяет всем поставленным требованиям.

^

Список литературы




  1. Справочник по автоматизированному электроприводу / Под ред. В.А. Елисеева и А.В.Шинянского.-М.:Энергоатомиздат, 1983.



  1. Башарин А.В., Новиков В.А., Соколовский Г.Г. Управление электроприводами: Учебное пособие для вузов.-Л.: Энергоиздат. Ленингр.отд-ние, 1982.



  1. Зориктуев В.Ц. Автоматизированный электропривод металлорежущих станков: Учебное пособие. Уфа: УАИ, 1981.



  1. Автоматизированный электропривод. Методические указания к курсовому проектированию по курсу «Автоматизированный электропривод», составители: Г.Н.Коуров, В.Ц. Зориктуев, УАИ, 1989 г.



Скачать файл (220 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации