Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Загорюев А.Л. Статистическое обоснование пороговых соотношений диагностических параметров в методике изучения направленности личности - файл 1.doc


Загорюев А.Л. Статистическое обоснование пороговых соотношений диагностических параметров в методике изучения направленности личности
скачать (167 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc167kb.03.12.2011 08:16скачать


1.doc

ЗАГОРЮЕВ А.Л.

г. Екатеринбург,

Уральский институт практической психологии
СТАТИСТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОРОГОВЫХ СООТНОШЕНИЙ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ В МЕТОДИКЕ ИЗУЧЕНИЯ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
Методика изучения направленности личности (методика В.Смекала и М.Кучера) предусматривает определение выраженности личностной, коллективистской и деловой направленности по итогам выбора респондентом одного из трех предложенных окончаний каждого из 30 утверждений [1]. Ответы даются дважды: отмечается наиболее и наименее соответствующий основной жизненной позиции вариант. В процессе обработки данных определяется количество ответов, совпавших с ключом по наиболее () и наименее () приемлемому варианту для каждого i-го типа направленности (индекс i принимает значения от 1 до 3). Затем из количества "плюсов" вычитается количество "минусов" . Эта разница и является интерпретационным показателем (Δi), на основании которого делается вывод о степени выраженности того или иного типа направленности личности респондента. Рекомендуемое прибавление к Δi константы, равной 30, позволяет лишь избавиться от отрицательных чисел на шкале итоговых данных - их диапазон вместо {-30; +30} становится равным {0; +60}.

В руководствах по психодиагностике рекомендуется определять доминирующий тип направленности личности, при этом не ставится вопрос о статистической значимости отличия Δi от нуля, а также Δi друг от друга.

Исходя из характера диагностической процедуры, можно утверждать, что результат диагностики (результат измерения в сырых баллах) представляет собой случайную величину - вероятность соответствия (или несоответствия) направленности личности респондента ключам того или иного типа. При этом сумма и , как и каждый из этих параметров, не может превышать 30 баллов (количество утверждений в анкете), а вероятностные оценки представляют собой частное от деления и на 30

(1)

с абсолютными погрешностями (средними квадратическими отклонениями) соответственно

(2)

Результатом измерения по каждому типу направленности является величина разности

(3)

а ее абсолютная погрешность выразится величиной

(4)

В качестве критерия статистической значимости отличия результата измерения от нуля можно (для вероятности 68%) принять условие

<1

где - относительная погрешность результата измерения. Это условие означает, что полученное значение Δi отстоит от нуля на расстоянии, равном одному среднему квадратическому отклонению .

В таблице 1 приведены значения относительной погрешности результата измерения направленности личности при различных соотношениях большего и меньшего из двух значений и для всех возможных сочетаний.

Так, воспользовавшись таблицей 1 при анализе примера, приведенного в работе [1] на странице 53 (таблица 2), можно установить, что личностная и коллективистская направленность респондента не может считаться имеющей место вообще, а статистически значимо (с вероятностью 68%) установлено наличие слабо выраженной деловой направленности.

Табл. 1. Относительная погрешность результата измерения

направленности личности





Меньшее

Большее

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1































2

1,68




























3

0,96

2,14

























4

0,70

1,16

2,48






















5

0,57

0,82

1,31

2,76



















6

0,48

0,65

0,91

1,44

2,99
















7

0,42

0,54

0,71

0,99

1,54

3,19













8

0,37

0,46

0,59

0,76

1,06

1,63

3,35










9

0,34

0,41

0,50

0,63

0,81

1,11

1,71

3,49







10

0,31

0,37

0,44

0,53

0,66

0,85

1,16

1,77

3,60




11

0,28

0,33

0,39

0,46

0,56

0,69

0,88

1,19

1,82

3,69

12

0,26

0,30

0,35

0,41

0,48

0,58

0,71

0,90

1,22

1,86

13

0,24

0,28

0,32

0,37

0,42

0,50

0,59

0,73

0,92

1,25

14

0,22

0,25

0,29

0,33

0,38

0,44

0,51

0,61

0,74

0,94

15

0,21

0,24

0,27

0,30

0,34

0,39

0,45

0,52

0,62

0,75

16

0,19

0,22

0,25

0,28

0,31

0,35

0,40

0,46

0,53

0,63

17

0,18

0,20

0,23

0,25

0,28

0,32

0,36

0,40

0,46

0,54

18

0,17

0,19

0,21

0,23

0,26

0,29

0,32

0,36

0,41

0,47

19

0,16

0,17

0,19

0,22

0,24

0,26

0,29

0,33

0,36

0,41

20

0,15

0,16

0,18

0,20

0,22

0,24

0,27

0,30

0,33

0,37

21

0,13

0,15

0,17

0,18

0,20

0,22

0,24

0,27

0,30




22

0,12

0,14

0,15

0,17

0,19

0,20

0,22

0,25







23

0,11

0,13

0,14

0,16

0,17

0,19

0,21










24

0,10

0,12

0,13

0,14

0,16

0,17













25

0,09

0,11

0,12

0,13

0,14
















26

0,08

0,10

0,11

0,12



















27

0,07

0,09

0,10






















28

0,06

0,07

























29

0,05





























Продолжение таблицы 1




Меньшее

Большее

11

12

13

14

15

11
















12

3,76













13

1,89

3,82










14

1,27

1,91

3,85







15

0,95

1,28

1,93

3,87




16

0,76

0,96

1,28

1,93




17

0,63

0,76

0,96







18

0,54

0,63










19

0,47














Табл. 2. Результаты исследования направленности личности [1].






НС

ВД

НЗ

Количество "+"

8

10

12

Количество "-"

11

11

8

Разность Δ

-3

-1

4

Относительная погрешность

1,19

3,69

0,90



Если доверительная вероятность 68 % не устраивает исследователя (а в психодиагностике принято пользоваться доверительными вероятностями 95 % и 99 %), то в качестве порогового (предельно допустимого значения) следует принять не 1, а значение, определяемое по формуле

(5)

где - значение критерия значимости Стьюдента для числа степеней свободы, равного 28 и уровня значимости q. Так, для уровня значимости 0,05 предельно допустимым значением относительной погрешности станет



и для того, чтобы направленность НЗ (см.таблицу 2) была статистически достоверна, нужно, чтобы при количестве "плюсов", равном 12, количество "минусов" составило не более 5.

Знание абсолютных среднеквадратических погрешностей результатов измерений степени выраженности различных типов направленности личности позволяет статистически обоснованно (с использованием, например, критерия Стьюдента) решать вопрос и о доминирующем типе направленности.

Изложенный в настоящей работе подход может быть применен к любым методикам психодиагностических измерений, "сырой" результат которых представляет собой вероятность проявления того или иного свойства.
Список литературы:


  1. Реан А.А. Психология изучения личности: Учеб. пособие.-СПб.: Изд. Михайлова В.А., 1999.- 288 с.



Скачать файл (167 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации