Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Ответы на вопросы зачета по дисциплине Основы аудита - файл 1.doc


Ответы на вопросы зачета по дисциплине Основы аудита
скачать (1063.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1064kb.03.12.2011 08:16скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7


1Аудит, понятие, история

В России аудиторская деятельность – явление достаточно новое,

обусловленное переходом к рыночной экономике. В начале 90-х годов, когда по

мере акционирования предприятий сократилась сфера государственного контроля
и ведомственные ревизионные службы прекратили свое существование, начался

процесс массового создания аудиторских фирм.

Аудит – это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов,

касающихся функционирования и положения экономического объекта

(самостоятельного хозяйственного подразделения) или касающихся информации о

таком положении и функционировании, и осуществляемый компетентным

независимым лицом, которое, исходя из установленных критериев, выносит

заключение о качественной стороне этого функционирования. Следовательно,

под аудитом понимается независимая проверка и выражение мнения о финансовой

отчетности предприятия. Главная цель аудита состоит в определении

достоверности и правильности финансовой отчетности субъекта проверки, а

также контроле за соблюдением клиентом законов и норм хозяйственного права

и налогового законодательства.

Потребность в услугах аудитора возникла в связи с обособлением

интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием

(администрация, менеджеры), кто вкладывает средства в его деятельность

(собственники, акционеры, инвесторы), а также государства как потребителя

информации о результатах деятельности предприятий.

Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность

функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и

прогнозировать последствия принятия экономических решений.

Проведение аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не

является обязательной, несомненно, имеет важное значение.

В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие

хозяйствующие субъекты вступают в договорные отношения по использованию

имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций.

Достоверность этих отношений должна подкрепляться возможностью получать и

использовать финансовую информацию всеми участниками сделок. Достоверность

информации подтверждается независимым аудитором.

Собственники и прежде всего коллективные собственники – акционеры,

пайщики, а также кредиторы не в состоянии самостоятельно убедиться в том,

что все операции предприятия, многочисленные и зачастую очень сложные,

законны и правильно отражены в отчетности, так как они обычно не имеют

доступа к учетным записям и соответствующего опыта, а поэтому нуждаются в

услугах аудиторов.

Независимое подтверждение информации о результатах деятельности

предприятий и соблюдение ими законодательства необходимо государству для

принятия решений в области экономики и налогообложения.

Аудиторские проверки необходимы и государственным органам, судьям,

прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их

финансовой отчетности.

«Любая предпринимательская деятельность предусматривает две цели: получение максимальной прибыли и создание доверия к имени фирмы. Обе цели взаимодополняют друг друга, хотя на первый взгляд носят различный характер: первая - чисто коммерческий, вторая - морально-этический. В основе этих целей лежит одно непременное условие - существование жесткой системы контроля, который может быть эффективным в случае, если осуществляется органами, не зависимыми от проверяемой организации (предприятия). Такой контроль может осуществляться только аудиторскими фирмами», - так пишет в предисловии к своей монографии «Доказательства в аудите»] известный аудитор, автор большого числа публикаций и др.) С.М. Бычкова.

Что же это за система контроля и когда она возникла?

Как пишет в своей книге «Практический аудит» Петр Иванович Камышанов, один из известных в нашей стране теоретиков и практиков аудита, "профессия аудитора известна с глубокой древности. Еще примерно в 200 г. до нашей эры квесторы (должностные лица, ведавшие финансовыми и судебными делами) Римской империи, осуществляли контроль за государственными бухгалтерами на местах. Отчеты квесторов направлялись в Рим и выслушивались экзаменаторами. Такая практика и дала термин «аудитор» от латинского «слушать»". Кроме того, согласно в Римской империи была создана специальная налоговая полиция, сотрудники которой прибегали к пыткам женщин и детей для получения сведений об укрываемых от обложения доходах и имуществе.

Ревизионная деятельность так же стара, как и сам бухгалтерский учет. Согласно, она имела место в Вавилоне и Древнем Египте при оценке правильности сбора налогов, в средние века - в сфере торговли.

В древнем мире имела место публично-правовая отчетность. Так, если верить Геродоту, на пирамиде Хеопса вырезано, сколько чеснока, редиски, лука и других продуктов было выдано людям, занятым на строительстве пирамиды, общая стоимость которой составила 1500 талантов. До нас дошел отчет, вырезанный на стене Парфенона, согласно которому стоимость строительства составила 469 талантов

В одной из популярных во всем мире книге по аудиту «Аудит Монтгомери» [4] авторами высказано мнение, что «Ряд форм внутреннего контроля ... описан в Библии, содержание которой, по общему мнению, охватывает период между 1800 г. до н.э., и 95 г. н.э., а логическое обоснование учреждения контроля, заключающееся в том, что если работникам представится случай украсть, то они могут воспользоваться, отражает тот же профессиональный скептицизм, который ожидают от аудиторов и сегодня. Конкретно Библия касается вопросов двойной охраны имущества, необходимости нанимать компетентных и честных работников, ограничения доступа и разделения обязанностей» [4. C. 22-23]. Кроме того, основываясь на публикациях в области истории бухгалтерского учета, авторы «Аудита Монтгомери» указывают на наличие в Афинах в V веке до н.э. контроля доходов и расходов со стороны Народного Собрания, а также, что финансовая система «включала правительственных аудиторов, которые проверяли документы всех должностных лиц по истечении их полномочий» [4. C. 23].

Один из известных российских аудиторов А.А. Терехов в [34. C. 12] пишет, что «многие фундаментальные экономические процессы и механизмы с безусловным признанием важности учета и контроля рассматривались учеными Древнего мира: Платоном, Аристотелем и др. ... Аристотель в своей «Политике» четко разграничивает функции учетные и контрольные, с прямым указанием того, что проверки (аудит, ревизия) есть часть контроля». При этом А. Терехов делает вывод, что «... еще от древних философов идет понимание того, что проверяющий должен быть равноправен главному бухгалтеру (не ниже его по статусу), а кроме того, что он не имеет права впадать в зависимость от проверяемых» [

В англоязычных странах самое древнее упоминание об аудите датируется 1130 г. (документ архива казначейства Англии и Шотландии). Согласно Лондонское Сити подвергалось аудиту по крайней мере уже в 1200-е годы, а в начале XIV столетия в числе выборных должностных лиц значились и аудиторы и начиная с тех пор в архивах множество документов, свидетельствующих о широком признании значения аудита и о регулярном осуществлении аудита отчетов муниципалитетов, частных землевладений и ремесленных гильдий. Согласно 4 марта 1324 г. король Эдуард II подписал указ о назначении трех государственных аудиторов, которые должны испрашивать, проверять и «брать все счета, которые были введены и которые будут введены в провинциях: Оксфорде, Беркенхенде, Саутхемптоне, Уэльсе, Соммерсетшире и Дорсете, делать и обозначать все, что аудиторы со счетами делать должны»

Сам аудит в Великобритании того периода подразделялся на два типа:

  1. «Публичный аудит», - т.е. в буквальном смысле заслушивание аудиторских отчетов в присутствии должностных лиц и граждан. Аудиторские отчеты читал вслух казначей. Такая практика велась с учетом того, что грамотой владели далеко не многие. К середине XVI века в отчетах аудиторов указывалось «выслушано нижеподписавшимися аудиторами».

  2. Детальная проверка счетов уплат управляющих финансами крупных поместий - устный отчет аудитора перед владельцем и советом управляющих поместья. При этом аудитор обычно являлся членом совета, и согласно выводам авторов «Аудит Монтгомери», этот вид аудита является предтечей современного внутреннего аудита.

При этом оба рассмотренных вида аудита были направлены на обеспечение подотчетности государственных и частных должностных лиц в отношении вверенных им средств.

В средние века благодаря введению принципов бухгалтерского учета, основанных на двойной записи, которые францисканский монах Лука Пачоли сумел методично изложить в своем фундаментальном труде, изданном в 1494 году «Сумма арифметики, геометрии, учения о пропорциях и отношениях». Часть первая отдел 9 представляет собой Трактат XI «О счетах и записях» [23]. Понятность, логика изложения, а также необходимость систематизации, назревшая в бухгалтерской практике способствовали тому, что методы ведения учета путем применения двойной записи (во многих источниках говорят «двойная бухгалтерия», однако в наших условиях это словосочетание имеет несколько иной смысл, поэтому мы будем пользоваться термином «двойная запись») распространились по многим странам. Такое распространение было вызвано развитием торговли и промышленности, широким развитием рынков заемного капитала, сложностью ведения расчетов с таможенными и акцизными чиновниками, увеличением объема учетных работ, а также необходимостью проведения контроля за процессом ведения учета и за его правильностью и достоверностью. В главе 17 «О том, как и почему ведутся счета публичными учреждениями, а равно и ссудной камерой, которая управляется сообразно с законами Венеции» Пачоли пишет: «Высокий Сенат жестоко карает неисправных маклеров и регистраторов, и я сам припоминаю многих, с которых в прежнее время строго взыскивали за упущения. Доброе дело сделали, когда для наблюдения за ними назначили лицо, которому поручили расследовать, хорошо или дурно ведутся книги в этих учреждениях» [23. C. 57]. Таким образом, Пачоли дает нам сведения о том, что функции контроля имели место и ранее и подчеркивает их полезность.

Я. Соколов, подготовивший издание «Трактата о счетах и записях», представивший также вместе с трудом Пачоли также и труды других ученых эпохи Возрождения, посвященные ведению бухгалтерского учета, в очерке «Лука Пачоли в России» отмечает, что «трудно сказать, когда о трудах Пачоли стало впервые известно в России. Во всяком случае в духовном училище Киева с незапамятных времен был экземпляр «Summa». В начале 20-х годов XX века его передали в ленинградскую библиотеку Академии наук СССР» [23. C. 234]. Последователи Пачоли публиковали методики ведения учетных регистров, Главной книги, кассовых книг и пр., а следствием развития и формализации методик учета очевидно явились и методики контроля и ревизий, зарождающиеся в то время и основывающиеся на детальной проверке правильности ведения записей и арифметических подсчетов.

П.И. Камышанов [20. C. 10] приводит версию проведения первой аудиторской проверки в Америке, причем описанный факт также явно отражает интерес государства. Речь идет о том, что в 1631 г. из Голландии в Плимут, штат Массачусетс, был послан бухгалтер для выяснения причин возрастающей задолженности колонии.

Дальнейшее становление аудита связано с развитием крупного производства, транспорта, зарождением капиталистических отношений, разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры) и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники, инвесторы, акционеры). Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую предоставляли управляющие и подчиненные им бухгалтеры предприятия. Акционеры хотели быть уверенными в том, что их не обманывают, что отчетность, представленная администрацией, полностью отражает действительное финансовое положение предприятия.
1. Возникновение аудита

Аудит имеет уже достаточно большую историю. Первые независимые аудиторы

появились еще в XIX в. в акционерных компаниях Европы. Слово «аудит» в

разных переводах означает «он слышит» или «слушающий».

Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто

непосредственно занимается управлением предприятием (администрация,

менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники,

акционеры, инвесторы). Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту

финансовую информацию, которую предоставляли управляющие и подчиненные им

бухгалтеры предприятия. Достаточно частые банкротства предприятий, обман со

стороны администрации существенно повышали риск финансовых вложений.

Акционеры хотели быть уверены в том, что их не обманывают, что отчетность,

представленная администрацией, полностью отражает действительное финансовое

положение предприятия. Для проверки правильности финансовой информации и

подтверждения финансовой отчетности приглашались люди, которым, по мнению

акционеров, можно было доверять. Главными требованиями, предъявляемыми к

аудитору, были его безупречная честность и независимость. Знание

бухгалтерского учета не имело сначала основного значения, однако с

усложнением бухгалтерского учета необходимым условием становится и хорошая

профессиональная подготовка аудитора.

Исторической родиной аудита считается Англия, где с 1844 г. выходит серия

законов о компаниях, согласно которым правления акционерных компаний

обязаны приглашать не реже одного раза в год специального человека для

проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами.

Как уже отмечалось, английские ученые внесли большой вклад в развитие теории и методов аудита. Им же современный аудит обязан появлению анкет, позволяющих существенно сократить трудоемкость проверок. В [29. C. 122] описан пример работы двух английских экспертов в Петербурге в 1908 г. Они руководствовались анкетой, содержащей около 150 вопросов, проставляли в качестве ответов числа и «картина состояния дел компании получалась удивительно ясная и полная».

В России звание аудитора было введено Петром 1. Должность аудитора

совмещала в себе некоторые обязанности делопроизводителя, секретаря и

прокурора. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами. Все три

попытки организации института аудита (в 1889, 1912и 1928 г.) оказались

неудачными.

Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. усилил потребность в услугах

бухгалтеров-аудиторов. В это время резко ожесточаются требования к качеству

аудиторской проверки и ее обязательности, увеличивается рыночная

потребность в такого рода услугах. 'После окончания кризиса практически все

страны начинают вводить обязательные требования к объему информации,

содержащейся ..в годовых отчетах, и обязательности публикации этих отчетов

и заключений аудиторов. Аудит становится мощным оружием против

мошенничества.

До конца 40-х гг. аудит в основном заключался в проверке документации,

подтверждающей записанные денежные операции, и правильной группировке этих

операций в финансовых отчетах. Это был так называемый подтверждающий аудит.

После 1949 г. независимые аудиторы стали больше внимания уделять

вопросам внутреннего контроля в компаниях, полагая, что при эффективной

системе внутреннего контроля вероятность ошибок незначительна и финансовые

данные достаточно полны и точны. Аудиторские фирмы начали заниматься больше

консультационной деятельностью, чем непосредственно аудиторскими

проверками. Такой аудит получил название системно-ориентированного.

Третий этап развития аудита — его ориентация на возможный риск при

проведении проверок или при консультировании, предупреждение и избежание

риска; аудит, при котором исходя из условий бизнеса клиента проверка

проводится выборочно, в основном там, где риск ошибки или мошенничества

максимальный. В начале 70-х гг. началась разработка аудиторских стандартов.

В Англии аудиторами именуются любые специалисты в области контроля за

достоверностью финансовой отчетности, в том числе и работающие в

государственных органах. Во Франции в области независимого финансового

контроля действуют две профессиональные организации: бухгалтеров-экспертов,

которые занимаются непосредственно ведением бухгалтерского учета,

составлением отчетности и оказанием консультационных услуг в этой области,

и комиссаров (уполномоченных) по счетам, обеспечивающих контроль за

достоверностью финансовой отчетности. В США проверку достоверности

финансовой отчетности осуществляет дипломированный общественный бухгалтер,

Во всех развитых странах лицам, желающим приобрести профессию бухгалтера-

аудитора, предстоят долгие годы учебы и практической деятельности, а также

многочисленные экзамены. Представители Палаты аудиторов, организации,

объединяющей всех лиц этой профессии, регулярно проверяют их работу, и

исключение из Палаты аудиторов означает запрещение дальнейшей деятельности.

^ 2 История аудита в России

В допетровской России на государственном уровне естественно существовали функции контроля за полнотой уплаты налогов, так как доход государства складывался во многом за счет достаточно развитой системы налогов. Контроль в основном был связан с тем, что налогообложение населения было достаточно обременяющим, поэтому естественно возникали стремления уклониться от налогообложения. В связи с этим постепенно производится совершенствование налоговой системы, позволяющей более точно учесть планируемые государственные доходы и контролировать их поступление. При Алексее Михайловиче и в начале правления Федора Алексеевича составляются по всему государству дворовые списки, называемые «переписные книги», по которым собирали вновь введенные налоги, так называемое «подворное обложение», заменившее существовавшее ранее «сошное письмо», т.е. оплату налогов сельскохозяйственным населением согласно этому древнему поземельному кадастру.

. При Петре I меняется система налогообложения, после проведения поголовной переписи населения вводится система налогообложения, основанная на подушной подати, происходит реформа государственного управления. Во главе финансового управления Петром I поставлен Сенат, для заведования государственными доходами учреждена камер-коллегия, для заведования расходами - штатс-контор-коллегия (или штатс-контора), а для проверки счетов и отчетов - ревизион-контора. Тем не менее, сохранилась специализация сбора налогов с предназначением каждого из них для определенной отрасли управления. Петр I уделял большое внимание совершенствованию государственного управления, а также контролю за государственными доходами и расходами. Один из указов от 1722 года предписывает ежегодно посылать в губернии ревизоров для проведения проверки.

По некоторым данным, звание аудитора в России было введено именно Петром I. Должность аудитора совмещала отдельные обязанности прокурора, делопроизводителя и секретаря. Как отмечает В.Д. Андреев в [2], «институт аудиторов был введен в армии, где они занимались делами, связанными с расследованием имущественных споров».

Как известно, Петр I внес вклад в развитие многих отраслей знания. Свою лепту он внес и в развитие бухгалтерского дела и аудита. П.И. Камышанов в [20] приводит сведения о том, что доказательную силу документа признали давно. Любопытна характеристика роли документа, сформулированная Петром I в письме к А.Д. Меншикову. «Перед важным делом у господ генералов мнение испрашивай письменно. Дабы при проигрыше баталии не говорили, что советовали инако».

Эпоха Петра I характеризовалась также и бездефицитностью государственного бюджета. Введение подушной подати, контроля за сбором и расходованием налоговых средств, роль личности самого Петра привели к тому, что доходы государства постоянно росли и несмотря на огромные издержки, Российское государство обходилось собственными доходами и, как свидетельствует историк С.М. Соловьев [31. C. 136], «не сделало ни копейки долгу». Согласно [27. C. 469], «Петр подчинил административный механизм двойному коронному контролю: тайному над финансами - фискалам и явному над судами - прокуратуре, высшее руководство тем и другим сосредоточилось в руках генерал-прокурора». «первая ревизия произведена в 1719 году».

Преемники Петра I не внесли значительного вклада в дело контроля и ревизии, вследствие постоянного ведения войн, а также по ряду других причин, бюджет государства был дефицитным.

В царствование Александра I были учреждены министерство финансов, государственное казначейство (должность государственного казначея была утверждена еще при Павле I), государственный контроль, комиссия погашения долгов и пр.

В период общегосударственных реформ, связанный с началом правления Александра II, финансовое положение государства было довольно плачевным, бюджет начиная с 1845 г. был дефицитным, в управлении финансами царил беспорядок. Это вызвало необходимость реформирования и в 1859 году были учреждены две комиссии: одна при государственном контроле - для составления правил о порядке счетоводства, отчетности и ревизии, другая - при министерстве финансов - для пересмотра податей и сборов. В итоге 22 мая 1862 года были утверждены правила о составлении, утверждении государственной росписи и финансовых смет министерств и главных управлений, в 1863 г. были изданы так называемые «кассовые правила», т.е. правила о порядке поступления государственных доходов, а также правила счетоводства, введенные повсеместно с 1866 г. При этом установлен новый порядок отчетности и ревизии на основании документов, оправдывающих каждую статью расхода, в 1864 г. открыты новые местные учреждения контроля - контрольные палаты. Сметные кассовые правила создали единство бюджета, направление кредитов по их прямому назначению, а неизрасходованных остатков - в общие государственные средства, ограничение сверхлимитных кредитов и систему единства кассы, по которой общими приходорасходчиками всех казенных управлений стали кассы министерства финансов. Данные принципы были дополнены принципом публичности государственной отчетности (с 1862 года) и с 1866 года - отчетности государственного контроля (до 1862 года количество государственных доходов и расходов являлось строжайшей тайной).

Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами. Однако, в основном в России употреблялись понятия «ревизор», «контролер». Кроме того, термин «ревизия» традиционно применялся в России в значении «перепись населения», итогами переписи являлись «ревизские сказки» - именные списки населения в целях учета и налогообложения. В «ревизские сказки», составляемые по населенным пунктам, включались все жители с указанием возраста и семейного положения и душа в целях налогообложения подушной податью считалась «живой» даже в случае смерти до следующей ревизии. Отсюда и возникла идея «мертвых душ».

18 октября 1889 года в Петербурге состоялось учредительное собрание Общества для распространения коммерческих знаний, с января 1896 г. печатным органом Общества стал журнал «Счетоводство». Одной из замечательных инициатив Общества согласно [29. C. 357] была попытка создания Института присяжных бухгалтеров России. Предполагалось, что в него войдут лица, получившие от специально создаваемых окружных комиссий удостоверения об успешно выдержанных экзаменах. Был подготовлен Устав института. Однако Общество просуществовало до 1917 года, но институт так и не был создан.

2 октября 1892 г. в Москве было создано Общество счетоводов, находившееся в ведении министерства внутренних дел, которое провело три бухгалтерских съезда - в 1891-92 г. в Москве, в 1897 г. в Киеве, в 1989 г. в Москве. В 1916 г. после смерти его основателя Ф.В. Езерского общество прекратило свое существование. Конец XIX века - начало XX века ознаменовался возникновением во многих крупных и средних городах общественных организаций бухгалтеров, способствующих распространению знаний, трудоустройству бухгалтеров, однако, о возникновении аудита как профессии вопрос не поднимался.

Трижды были предприняты попытки организовать профессиональное объединение - институт в 1889-1899, 1907-1912 и 1928-30 годах, однако по разным причинам эти попытки успехом не завершились.

После революции в период государственного регулирования экономики в СССР аудита не было. Постановлением СНК от 15 апреля 1936 г. «О внутриведомственном финансовом контроле и документальной ревизии учреждений, предприятий, хозяйственных организаций и строительств» были определены функции государственного контроля и внутриведомственных контрольных органов.

При Минфине существовало Контрольно-ревизионное управление (КРУ), такие же управления имели министерства и ведомства. В советское время министерства и ведомства на основе типовой инструкции разрабатывали и согласовывали с Минфином отраслевые инструкции о порядке проведения комплексных ревизий (типовая инструкция последний раз была направлена Минфином СССР 14 сентября 1978 г. (письмо № 85). В данном документе предписывалось проведение ежегодных проверок предприятий, состоящих на хозяйственном расчете. Рассмотрим фрагмент этой инструкции для того, чтобы осознать, что в СССР уделялось достаточно внимания развитию контрольно-ревизионной деятельности, которая по нашему мнению весьма близка к некоторым теориям аудита.

«1.3. При проведении ревизий работники министерств, ведомств, объединений и хозяйственных организаций обязаны: строго руководствоваться законами СССР, указами Президиума Верховного Совета СССР, решениями Совета Министров СССР, нормативными актами министерств и ведомств; неуклонно соблюдать интересы государства; принимать меры к устранению нарушений государственной дисциплины, незаконного и непроизводительного расходования денежных средств и материальных ценностей, бесхозяйственности, расточительности, хищений государственных средств и представления недостоверной отчетности; быть объективными, оказывать практическую помощь ревизуемым предприятиям в улучшении их финансово-хозяйственной и производственной деятельности и обеспечении сохранности государственных средств.

1.4. Основными задачами комплексных ревизий являются всесторонняя проверка производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий, выполнения ими установленных планов, соблюдения государственной дисциплины, сохранности денежных средств и материальных ценностей, достоверности отчетных данных, состояния бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля.

При осуществлении возложенных задач ревизии должны обеспечить: выявление и мобилизацию резервов производства, повышение его эффективности и качества работы; усиление режима экономии в использовании денежных средств и материальных ценностей: укрепление государственной дисциплины; выявление причин и условий, способствующих образованию потерь, недостач и совершению хищений; закрытие каналов хищения социалистической собственности; разработку в необходимых случаях предложений о пересмотре действующих норм, расценок, тарифных ставок, цен и тарифов, а также об изменении отдельных нормативных актов министерств и ведомств (положений, инструкций)».

Приведенный фрагмент показывает, что контрольно-ревизионные органы исполняли не только роль «сторожевого пса» государства. В этих органах работали квалифицированные специалисты, что способствовало быстрому росту аудиторских фирм в начальный момент формирования рынка аудиторских услуг в России в конце 80 - начале 90-х годов.

Начало современного этапа развития аудита в России было напрямую связано с переходом на рыночные методы ведения хозяйства. 26 мая 1988 года Верховный Совет СССР принял Закон «О кооперации в СССР», статья 10 которого определяла принципы деятельности кооперативов, статья 32 - организацию учета, отчетности и контроля, проведение внутренних ревизий, а также контроль со стороны финансовых органов. Согласно этому Закону сразу стали появляться экономические субъекты, однако возникла проблема, связанная с тем, что органов налогового контроля как таковых не было, создаваемые экономические субъекты не являлись государственной собственностью. Кроме того, рыночные реформы привели к активизации внешнеэкономической деятельности новых экономических субъектов, появлению совместных предприятий и возникла необходимость в соответствующих структурах, которые бы осуществляли консультационные услуги, а также ревизионную деятельность. Поскольку ревизионные службы присутствовали в каждом министерстве и ведомстве (КРУ), из работников этих служб пытались создать контрольно-ревизионные группы, действующие по принципу хозрасчета, кроме того, появились кооперативы, специализирующиеся на оказании консультационных услуг, в основном состоящие также из бывших работников ревизионных органов. Однако, деятельность этих организаций была незначительна, что во многом объясняется отсутствием нормативной и правовой базы.

Важным шагом в деле становления аудита можно назвать создание акционерного общества «Инаудит». Необходимость его создания была вызвана бурным ростом внешнеэкономической активности, а также созданием совместных предприятий.

Второй этап развития аудита в нашей стране неразрывно связан с процессом экономических преобразований, развитием предпринимательской деятельности, начавшейся бурно и активно во всех отраслях экономики. Активизировался и процесс создания аудиторских организаций. Благодаря вступлению в силу таких законодательных актов, которые оказали существенное влияние на развитие предпринимательской деятельности (Закон «О собственности в СССР» (№ 1305-1 от 06.03.90), Закон «О предприятиях в СССР» от 4.06.1990 (№ 1529-1), а также Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25.12.90 № 445-1, определявший правовые, экономические и социальные основы создания предприятий на территории РСФСР), стали появляться различные аудиторские фирмы, зарегистрированные как ТОО, АОЗТ.

Постепенно шел процесс формирования рынка аудиторских услуг, тон задавали, к сожалению, представители «большой шестерки». Это процесс происходил в основном за счет сложившегося имиджа (ведь в начале 90-х годов клиентами аудиторских фирм были в основном СП и другие предприятия, особенно банки, которым было необходимо предоставить аудиторское заключение западным партнерам, кредиторам, инвесторам), а также за счет отсутствия нормативной базы и методологической основы у «чисто российских» аудиторских фирм. В то же время появляются и общественные организации, объединяющие бухгалтеров-аудиторов, в частности, Ассоциация бухгалтеров и аудиторов СССР, которая в дальнейшем была преобразована в Ассоциацию бухгалтеров и аудиторов.

Третий этап развития аудита в России, на наш взгляд, начался тогда, когда государство, аудиторская общественность, заинтересованные пользователи услуг аудита наконец поняли, что столь важная и общественно-значимая деятельность должна регламентироваться как на государственном уровне, так и на уровне морально-этическом.

Первый вклад в дело регламентации аудита внес Центробанк - 6 февраля 1991 г. утверждено «Положение об аудиторской деятельности в банках»

Наконец наступил момент начала государственного участия в регулировании аудита в России. 22 декабря 1993 г. был подписан Указ Президента РФ № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации», с которого начинается формирование нормативной базы аудита. Этим указом были утверждены «Временные правила аудиторской деятельности в РФ», введена аттестация аудиторов и лицензирование. Кроме того, п. 4 Указа касается образования Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ.

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008№ 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудит – это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Таким образом, аудит - это проверка того, насколько правильно фирма ведет учет и составляет бухгалтерскую отчетность. Такую проверку проводят частные аудиторские компании или индивидуальные предприниматели за счет денег фирмы.

Во исполнение данной Программы Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, Протоколом N 56 от 31.05.2007, был одобрен Кодекс этики аудиторов России.
  1   2   3   4   5   6   7



Скачать файл (1063.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации