Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Реферат - Исследования и внедрения Action research - файл 1.docx


Реферат - Исследования и внедрения Action research
скачать (37.8 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx38kb.03.12.2011 09:20скачать

содержание

1.docx

Оглавление

 2

Введение 3

Определение и область применения 3

Философские основания 5

Методология 7

Методы AR 10

История вопроса 11

Литература: 14




Введение



Action research (AR) — семейство научно-практических мето

дологий, которые на равных основаниях используют методы на

учного познания (опрос, наблюдение, диагностику, экспертизу и др.) и активного вмешательства (изменения, преобразования, улучшения) в объект изучения. AR - относится к классу междис

циплинарных прикладных технологий.

Action research — это спиральный процесс, включающий три этапа: плани

рование, принятие действий, сбор фактов о результатах действия.

Action research — это процесс, в ходе которого практический работник пытается решать стоящие перед ним проблемы научным методом для того, чтобы управлять, корректировать и оценивать свои решения и действия.

Action research — способ, каким группа людей может организовать условия, при которых они могут обучаться на собственном опыте и делать этот опыт доступным для других.
^

Определение и область применения


За рубежом существуют сотни, если не тысячи, институтов, лабораторий, факультетов, кафедр, фондов, ассоциаций, журна

лов, ежегодников, учебных пособий, учебных курсов, центров консультации и тренинга, связанных с AR.

AR представляет собой исследование, главной целью которого является не получение новых знаний, подтверждение гипотез, сбор эмпирических фактов, а решение практической задачи, связанной с улучшением ситуации в той или иной opганизации — школе, колледже, бизнес-организации, семье и т.п. Это очень напоминает те методы, которые обычно применяются в антропологии, этнографии, эвристике, эпистемологии, поскольку главным звеном выступает групповой процесс принятия решений. AR расширяет возможности науки, поскольку от участников не требует высокой квалификации, владения матема

тичес

кой статистикой, полевого опыта и т.п. В нем могут принимать участие не только университетские профессора, но и домохозяй

ки, студенты, чиновники, учителя, врачи, пациенты больниц, пенсионеры и др. AR является не только софт-методологией, но также очень демократичным, доступным для всех слоев населения способом участия в решении важных общественных проблем.

Широкая сфера приложения AR, использование этой техноло

гии в науке, образовании, здравоохранении и медицине, бизнесе и управлении позволяет говорить о ее универсальности, многоце

левом назначении и сложной структуре, в которой уживаются методы, одинаково применимые к столь разным сферам челове

ческой деятельности.

Нацеленность на познание и практику, т.е. две области, ко

торые далеко не всегда удается соединить в гармоничное целое, заставляет думать, что в AR мы обнаружим что-то от экспери

мента, который предполагает как раз познание и преобразова

ние, оценочного исследования, поскольку в AR речь идет об анализе результатов тех или иных практических шагов, а также черты диагностики, экспертизы и еще множества других мето

дов, весьма полезных как в фундаментальной, так и в приклад

ной сферах. В качестве примера можно привести сотрудниче

ство специалистов теоретической медицины и практикующих врачей, исследующих воздействие новой формы лечения в про

цессе клинического обследования больных людей. Другой при

мер — педагог, анализирующий собственную работу в попытках разработать улучшенные способы преподавания своего предме

та. Оба проекта оказывают практическую помощь (пациентам или школьникам) и одновременно вносят вклад в развитие си

стемы научных знаний.

Когда зарубежные специалисты пытаются очертить специфи

ку и функции AR, то говорят о том, что это использующаяся глав

ным образом практическими работниками программа (план, си

стема) сбора и анализа данных, позволяющих им улучшить соб

ственные действия, решения, нововведения, реформы. AR может использоваться в качестве предварительного, или пилотажного, исследования, когда контуры проблемной ситуации неясны. Сво

его рода фирмен

ным знаком AR служит отрицание принципа на

учного нейтралитета исследователя, на котором базируется вся фундаментальная (академическая) социология. В AR ученый обя

зан вмешиваться в наблюдение, изменять и преобразовывать со

циальную реальность (отсюда родство AR с конструктивистской социологией), участвовать в разработке и реализации практичес

ких решений.
^

Философские основания



Теоретико-методологические истоки идеи AR, специалисты видят в:

а) аристотелевском учении о праксисе как единстве познавательной и преобразующей деятельности;

б) прагматической философии ^ Джона Дьюи (1859—1952), провозгласившего, что наилучший способ познания открывается через практические действия с предметами;

в) постпозитивизме, заявившем, что научное познание не сводится исключительно к количественным и математическим методам..

У Аристотеля праксис (от греч. praxis — действие) обозначал искусство социального действия, т.е. общественно-политическую и гражданскую активность греков (выступление на форуме, обличение врагов, участие в общественных работах), благодаря которой знания добывались не для личной, а для коллективной пользы. В этом смысле праксису противостояло понятие «теория», которая также обозначала способ получения нового знания, но оно употреблялось ученым для своих личных нужд. Аристотель не разрывал два процесса — теорию и праксис. Напротив, считал их двумя сторонами одного целого. От сюда, по всей видимости, происходит и единство двух сторон в современном AR: добывать новые знания из нового опыта преобразовывать объекты, чтобы получить такую информацию, которой нельзя достичь пассивным созерцанием. У неоплатоников праксис означал учение о правильном поведении, мистические действия, приближающие индивида путем особых упражнений к высшему знанию и мудрости, т.е. фактически равнялось понятию «йога».



Именно в рамках постпозитивизма возникли два подхода-идеографический и интерпретативистский, — которые сильно повлияли на современную методологию AR.

Важнейшей составной частью AR является принцип социальной интервенции. Исследователю разрешается бесцеремонно вторгаться в процесс наблюдения, превращаться в его активного участника, менять русло событий, провоцировать события, ис

пользовать свои суждения, взгляды и оценки при интерпретации научных результатов, манипулировать поведением участников эксперимента и т.д.

^ Идеографический подход требует рассмотрения каждого случая, как уникального и неповторимого социокультурного события, гуманистического взгляда на участников исследования-внедрения. Не только ученый, но и испытуемые становятся субъектами ис

следования, его равноправными участниками, мнение которых высоко ценится, к нему прислушиваются, его используют на прак

тике. Отсюда традиция считать, например, учащихся не объектом изучения, а субъектом исследования-внедрения, равноправными партнерами, соучастниками.

Теоретико-методологические предпосылки AR специалисты находят также в общей теории систем, кибернетике, а также ме

тодологии информационных систем, восходящей к работам К. Левина и Тавистокского института (Лондон).

Методология



В методологическом плане в AR выделяют две главные части:

практическое действие, привносящее зримое изменение в жизнедеятельность сообщества (группы, общины, поселенческой общности), функционирование организации (школа и школьный класс, колледж или университет, поток или курс, предприятие, банк и др.) или реализацию программы (социальной, образова

тельной, административной и т.д.);



научное исследование, при помощи которого заказчик и ис

полнитель могут проследить ход AR, его исходное, промежуточ

ное и конечное состояния, изменение ценностных ориентации, отношение к внедрению, мотивацию и установки участников.

В зависимости от роли и значения той и другой части AR за рубежом выделяют две стратегии или формы Action research. У них разная методология и разный набор употребляемых методов и тех

ник, разная процедурная логика, цели и результаты.

В первой стратегии ведущим началом выступает практическое действие, а научное исследование играет роль бахромы или оправы. Исследование здесь не направлено, как обычно, на получение новых знаний, имеющих ценность для науки или научного познания. Напротив, оно выполняет служебную функ

цию, поскольку сбор и анализ данных помогают участникам (уче

ным, клиентам, испытуемым) глубже осознать свои поступки, принимаемые решения и их последствия, узнать друг друга, ос

мыслить себя и свои действия, возможно, даже измениться в луч

шую сторону, стать иным.

Во второй стратегии главным выступает исследование, а практи

ческое действие — всего лишь побочный продукт. Изучая поведение и установки забастовщиков методом групповой дискуссии, ученые ничего не внедряют и не реформируют. Они могут лишь спровоцировать людей на то или иное действие для того, чтобы лучше его изучить. Но само событие, а именно забастовку, они организовать не могут. Подобная стратегия используется преимущественно в со

циологии и имеет множество вариаций — от достаточно серьезного вмешательства до почти незаметного присутствия ученого.

Специалисты классифицируют формы AR и по другим критериям. Так, Г. Хузер предлагает различать манипулятивную и партисипативную формы AR. Знаменитые Хоторнские эксперименты, провозгласившие эру «человеческих отношений» в промышленности, а также многочисленные внедрения новых форм организации труда в Европе он относит к манипулятивным AR. Рабочие, над которыми проводились эксперименты, оставались объектом вмешательства 

ученых и администрации, которые все заранее распланировали и лишь в незначительной степени, и то через посредничество профсоюзов, приглашали их к участию. Напротив, исследования местных общин в странах третьего мира надо считать партисипативными AR, поскольку ученые, ничего не зная о жизни и ценностях аборигенов, ак

тивно и на равноправной основе привлекали жителей к участию. Методология партисипативного AR оказалась столь эффективной, что ООН и Международная социологическая ассоциация организовали по этой теме серию семинаров и симпозиу

мов в Колумбии (1977), Перу (1979), Югославии (1980), Мек

сике (1982), Никарагуа (1989). В ряде африканских и азиатс

ких стран партисипативное AR успешно использовалось при ре

шении проблемы раздела земли между сельской знатью и аграрным пролетариатом.

AR можно подразделить на исследовательские, которые были рассмотрены выше, и обучающие, которые широко ис

пользуются в системе среднего образования. Новое знание здесь служит не обогащению науки, а преумножению знаний учителя. Вмешательство действием, к примеру, опробование нового учебно

го расписания, служит здесь способом извлечения новых идей и знаний о том, как будут вести себя при этом учащиеся и как улуч

шатся их знания. Без практической интервенции необходимых школьной администрации новых знаний получить не удалось бы.

От других типов научного исследования AR отличается рядом важных черт:

♦ активным вмешательством ученого в ход исследования, кор

ректированием, управлением, возвращением к началу, отменой отдельных этапов, влиянием на сознание, поведением и мотива

цией респондентов;

♦ максимально полным и активным участием респондентов (испытуемых, участников) в исследовании, в котором они часто видят средство достижения своих собственных целей;

♦ респонденты, занимая активную позицию, превращаются в субъектов исследования, равных ученым и заказчикам;



♦ в процессе исследования происходит обучение, приращение знаний и квалификации, которые респонденты немедленно ин

вестируют опять в исследование, добиваясь еще более высоких результатов;

♦ социальным контекстом: AR происходит в реальной жизнен

ной ситуации и нацелено на решение не экспериментальных, а реальных проблем.

^

Методы AR



Методология AR требует применения не одного, а нескольких методов — в зависимости от целей и задач исследования-внедрения, сложившейся ситуации, эффективности самих методов (от некоторых приходится по ходу дела отказываться и прибегать к другим процедурам). Такую методологию называют мультивариативной.

В процессе проведения AR одинаково эффективно могут использоваться количественные и качественные методы:

♦ стандартизированные тесты интеллекта, профессиональных навыков, способностей учащихся (к письму, решению задач, уме

нию говорить);

♦ интервью и анкетирование, позволяющие установить пер

воначальные ценности, установки и мотивацию учащихся, а так

же конечные, пореформенные результаты;

♦ эксперимент, предполагающий создание экспериментальной группы, подвергшейся вмешательству, и контрольной группы, служащей эталоном сравнения;

♦ глубинное интервью, биографический метод и жизненные истории, семейные хроники, кейсстади, фокус-группы;

♦ наблюдение, позволяющее отследить динамику процесса, например, улучшение деятельности учителя после нововведения, изменение самочувствия учащихся и т.д.;



♦ анализ документов, например дневников учащихся, класс

ного журнала, видео- и аудиоматериалов, школьных сочинений или специально (по заданию ученых) написанных эссе.

Результаты исследования-внедрения могут обрабатываться как вручную, так и с помощью компьютера (чаще всего используют

ся такие программы, как NUDIST, Ethnograph, HyperRESEARCH). При анализе данных сырой материал, например записи интервью, подвергается кодированию, а затем по отношению к нему исполь

зуются логический анализ, контент-анализ, концептуальное кар

тирование, статистические процедуры, включая таблицы и графики. Количественный анализ данных, как прави

ло, используется параллельно и наряду с качественными метода

ми, например оценочной интерпретацией, теоретической выбор

кой, деконструкцией, герменевтикой.

Самостоятельным методом AR считаются исследовательские конференции. Начало им положили Эрик Трист и Фред Эмери, трудившиеся в 1959 г. в Тавистокском институте. Сегодня известны такие модификации исходной методики, как Dannemiller-Tyson's Interactive Strategic Planning, Marvin Weisbord's Future Search Conference, Dick Axelrod's Conference Model Redesign, Harrison Owen's Open Space, ICA 's Strategic Planning. К организации конференций сегодня активно подключают Интернет. В 1991 г. ученые из университета Торонто по заказу Canadian International Development Agency провели серию исследовательских конферен

ций в Гренаде, результатом которых стали практические рекомен

дации и план действий по улучшению туризма.
^

История вопроса



За рубежом AR начали широко применяться, начиная с середи

ны 1920-х гг. и достигли пика своего влияния в конце 1990-х гг.

Перед Второй мировой войной новый метод прочно утвердился в социальной психологии как форма социального исследования, в ходе которого ученый познает групповые процессы, изменяя их, манипулируя процедурой и по

ведением, активно участвуя в самом исследовании. Родоначальником нового метода высту

пает американский психолог ^ Курт Левин (1890—1947), который сказал: «Если вы хотите знать, каковы вещи на самом деле, по

пытайтесь изменить их». Он исследовал национальные мень

шинства в США (евреев и чернокожих) и создал методологию ис

следования, которая с успехом применяется при изучении тра

диционного общества в странах третьего мира. Кроме того, Левин изучал проблемы лидерского стиля (авторитарного и демократического) в малых группах. Позже и эту методологию ученые по

заимствовали у него для изучения процесса формирования малых групп и местных общин в южной Италии и Латинской Аме

рике.

Впервые термин «Action research», характеризовавший «сравни

тельное изучение условий и последствий различных форм социального действия и исследований, ведущих к социальному действию», появился в его статье «Action Research and Minority Problems» (1946). Механизмом AR автор считал «спираль шагов, каждый из которых составлен из циклической последовательности планирования, действия и сбора фактов о результатах действия». Таким образом, у К. Левина AR обозначал особый иссле

довательский подход, посредством которого ученый не только создает новое знание о социальной системе, но и пытается одно

временно изменить ее. Именно поэтому, как рассчитывал ученый, основной сферой использования новой методологии должны стать социальное управление и социальная инженерия. К. Левин утверждал, что осознание и изменение социальных условий возможно лишь в том случае, если на всех этапах своего проекта общество- веды будут привлекать к работе практиков, хорошо знающих реальную жизнь.

Правда, в последнее время «отцовские права» К. Левина на AR серьезно оспариваются. Выясняется, что до него идеи исследования через вмешательство высказывал Дж. Морено. Для него исследовательский процесс выступал составной частью со

циального движения. Левин познакомился с ними, будучи в Америке.



В педагогическую практику термин «Action research» внедрил Стефан Кори в 1949 г. Хотя он не связывал AR с фундаменталь

ной наукой, считая этот метод эффективным способом решения практических проблем, с его легкой руки в обиход вошло поня

тие «учитель-как-исследователь» (teacher-as-researcher). Оно как нельзя лучше описывало специфику новаторского труда учите

ля, постоянно экспериментирующего с новым материалом, на

ходящегося в активном поиске. Из всех научных методов учите

лю ближе всего включенное наблюдение, методология кейсстади и качественные методы. Используя научные методы, школьные учителя получают широкие возможности апробировать свои идеи и инновационные проекты, усовершенствовать мастерство.

После Второй мировой войны большой вклад в эту область внес социальный психиатр ^ Эрик Трист, чья группа в Тавистокском институте человеческих отношений в Лондоне занималась прикладными социальными исследованиями, изучая, в частно

сти, гражданских репатриантов, которые во время мировой вой

ны находились в немецких концлагерях. Он и его коллеги иссле

довали не малые группы, а крупномасштабные социальные про

блемы, связанные с институциональным и организационным контекстом

В 1960—70-е гг. A R успешно применяли социологи и антропо

логи, особенно в Латинской Америке, изучая социальную напря

женность, конфликты и их политические последствия.

Литература:


^ В.И. Добреньков, А.И. Кравченко «МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ» МГУ, М. – 2008 г. 767 с.




Скачать файл (37.8 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации