Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - правовое обеспечение предпринимательской деятельности - файл 1.doc


Лекции - правовое обеспечение предпринимательской деятельности
скачать (920 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc920kb.03.12.2011 09:20скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4   5

  1. Понятие и признаки юридического лица


Юридическим лицом называется организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Любому юридическому лицу присущи следующие признаки:

  1. организационное единство. Этот признак заключается в том, что любое юридическое лицо имеет определенную внутреннюю структуру и органы управления. Организационное единство заключается в уставе юридического лица, либо в уставе и учредительном договоре, либо общем (типовом) положении об организациях данного вида;

  2. обособленное имущество. Наличие этого признака означает, что имущество юридического лица обособляется от имущества других юридических лиц (в том числе вышестоящих) от имущества его учре­дителей. Имущество может быть обособлено на основании права соб­ственности, хозяйственного ведения, оперативного управления. Внешним выражением имущественной обособленности является на­личие у организации уставного капитала (хозяйственные общества), складочного капитала (хозяйственные товарищества), уставного фон­да (государственные и муниципальные унитарные предприятия). Учетно-бухгалтерским отражением имущественной обособленности является наличие самостоятельного баланса или сметы;

  3. самостоя­тельная имущественная ответственность. В соответствии с этим при­знаком юридическое лицо отвечает по своим обязательствам только собственным имуществом. Учредители (участники) или собственники юридического лица не отвечают по его долгам, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителей (участников) или собственни­ков, за исключением случаев, предусмотренных законом или учреди­тельными документами;

  4. выступление в гражданском обороте от своего имени предполагает возможность юридического лица от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неиму­щественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица приобретают права и несут обязанности через хвои органы, которые действуют на основе закона и учредительных до­кументов.

Юридические лица должны иметь официальное место нахождения (юридический адрес), которое обычно определяется местом его госу­дарственной регистрации и обязательно указывается в его учреди­тельных документах.


  1. Образование юридических лиц


Традиционно существуют три способа образования юридичес­ких лиц: распорядительный, разрешительный и явочно-нормативный.

^ Распорядительный порядок предполагает образование юриди­ческого лица в силу прямого распоряжения государственного орга­на или органа местного самоуправления (государственные и муни­ципальные унитарные предприятия).

^ При разрешительном порядке инициатива исходит от учредителей юридического лица, однако не­обходимо согласие соответствующих государственных или муници­пальных органов на его создание (например, создание банков).

^ Явочно-нормативный порядок означает, что согласие на создание таких юридических лиц уже дано в нормативных актах. После созда­ния учредительных документов достаточно лишь «явиться» для реги­страции. В ходе регистрации проверяется, соответствует ли образо­ванное юридическое лицо надлежащим нормам права и соблюден ли порядок его создания.

Отказ в государственной регистрации по моти­вам нецелеобразности не допускается (хозяйственные общества и то­варищества).
Основные этапы создания субъектов предпринимательской деятельности.

^ Учредители коммерческой организации. Первым ша­гом к созданию коммерческой организации является определение состава ее учредителей, проведение общего собрания, выработка и подписание учреди­тельных документов.

Законодательством Российской Федерации предусмотрены правила о со­ставе и количестве учредителей.

Хозяйственное общество может быть создано одним лицом, о чем прямо говорится в п. 1 ст. 66 Гражданского кодекса РФ. При этом предусматривает­ся одно ограничение: учредителем хозяйственного общества не может быть другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица (п. 2 ст. 88, п. 6 ст. 98 ГК РФ). Для подтверждения выполнения этого требования к учреди­тельным документам общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества, создаваемого одним юридическим лицом, должны быть приложены копии учредительных документов учредителя.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. «Об акци­онерных обществах» число акционеров закрытого общества не должно превы­шать пятидесяти. В случае, если число акционеров закрытого общества превы­сит установленный предел, указанное общество в течение одного года должно преобразоваться в открытое, в противном случае оно подлежит ликвидации в судебном порядке. Число акционеров открытого общества не ограничено. В со­ответствии со ст. 4 Федерального закона от 8 мая 1996 г. «О производственных кооперативах» число членов кооператива не может быть менее пяти.

Полными товарищами в полных товариществах и товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере -граждане и юридические лица. Государственные органы и органы местного са­моуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками товариществ на вере, если иное не установлено законом.

Хозяйственные товарищества и общества могут быть учредителями (участ­никами) других хозяйственных товариществ и обществ, за исключением случа­ев, предусмотренных законодательством. Так, ст. 11 Закона РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» запрещает участие в учреждении товарной бир­жи банков и иных кредитных организаций, страховых и инвестиционных ком­паний и фондов, общественных, религиозных и благотворительных объедине­ний и фондов.

В соответствии со ст. 66 ГК РФ определенные ограничения могут быть ус­тановлены законом на участие отдельных категорий граждан в хозяйственных обществах и товариществах, кроме открытых акционерных обществ. Так, ст. 9 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятель­ности на товарных рынках» запрещает должностным лицам органов государст­венной власти и государственного управления заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью, занимать должности в органах управле­ния хозяйствующего субъекта. Аналогичное ограничение содержится и в Фе­деральном законе «О государственной службе». Согласно ст. 11 данного Зако­на государственный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы на­ходящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале ком­мерческих организаций.

^ Организационно-правовая форма. Учредители могут создать коммерческую организацию в любой организационно-правовой форме, кроме случаев, установленных за­конодательством. Так, например, в соответствии с п. 8 Временных правил ау­диторской деятельности в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента РФ аудиторские фирмы могут иметь любую организационно-пра­вовую форму, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за исключением формы открытого акционерного общества. В соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности в РСФСР» кре­дитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

^ Учредительные документы. При создании юридического лица разрабатываются учредитель­ные документы (учредительный договор или устав либо и то, и дру­гое). В них должны быть определены наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления его деятельностью и т.д. Предмет и цели деятельности указываются в учредительных до­кументах некоммерческих организаций и унитарных предприятий. Что касается учредительных документов хозяйственных обществ и товариществ, то в них предмет деятельности может и не указываться, поскольку последним разрешено заниматься любой деятельностью.

Учредительный договор должен включать обязательство о созда­нии юридического лица, в том числе порядок совместной деятельнос­ти по его созданию, условия передачи в собственность юридического лица имущества создателей и участие в его деятельности. В учреди­тельном договоре также фиксируются условия и порядок распределе­ния прибыли и убытков между учредителями (участниками), порядок управления деятельностью юридического лица, условия выхода из со­става учредителей (участников).

Изменения, внесенные в учредительные документы, приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации, а в слу­чаях, установленных законом, — с момента уведомления органа, осу­ществляющего такую регистрацию, о внесенных изменениях. Для юридического лица и его учредителей такие изменения обязательны с момента их внесения в учредительные документы.

^ Наименование организации. Согласно ст. 51 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его органи­зационно-правовую форму. Указание на характер деятельности должно со­держаться в обязательном порядке только в наименовании унитарных предприятий (ГОУ ВПО «РГТЭУ»), а также в иных случаях, установленных законодательством.

Назначение фирменного наименования состоит в идентификации ком­мерческой организации, индивидуализации ее деятельности в хозяйственном обороте. Для того, чтобы фирменное наименование выступало средством ин­дивидуализации лица, то есть являлось оригинальным, неповторяемым, введен порядок обязательной предварительной проверки наимено­ваний коммерческих организаций в регистрационном реестре при первой регистрации организации; смене ее наименования или организа­ционно-правовой формы; а также юридического адреса из других регионов.

Проверку наименований на неповторяемость осуществляют несколько коммерческих организаций, имеющих доверенность РП. За проведение та­кой проверки взимается дополнительная плата. После проверки выдается справка, в которой указывается номер заявки, дата проведения проверки, полное наименование организации, дата, до которой наименование может быть использовано для регистрации.

Кроме указания на организационно-правовую форму, фирменное наиме­нование может быть представлено именем или фамилией, либо характеризо­вать предмет деятельности, либо быть произвольным.

Фирменное наименование полного товарищества должно содержать либо имена (наименования) всех его участников и слова «полное товарищество», либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов «и компания» и слова «полное товарищество» (ст. 69 ГК РФ).

Фирменное наименование товарищества на вере должно содержать либо имена (наименования) всех полных товарищей и слова «товарищество на ве­ре» или «коммандитное товарищество», либо имя (наименование) не менее чем одного полного товарища с добавлением слов «и компания» и слова «то­варищество на вере» (ст. 82 ГК РФ).

Фирменное наименование хозяйственного общества должно содержать указание на организационно-правовую форму.

Фирменное наименование приравнено по правовому режиму к объектам интеллектуальной собственности. Право на фирменное наименование отно­сится к исключительным правам его владельца. Только владельцу принадле­жит право использовать фирменное наименование различными способами в хозяйственных операциях, при рекламе товаров, в качестве элемента товар­ного знака; передавать право использования наименования другим лицам, заключая договор коммерческой концессии. Лицо, неправомерно использу­ющее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить его ис­пользование и возместить причиненные убытки.

В большинстве случаев учредители организации вправе выбрать для нее любое наименование. Ограничения установлены законом для ряда случаев. Так, в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О банках и банковской де­ятельности «ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исклю­чением получившего от Банка России лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем наименовании слова «банк», «кредитная организация» или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществления банковских операций».

В соответствии со ст. 5 Закона РФ «О товарных биржах и биржевой тор­говле» организации, не отвечающие требованиям данного закона, а также их филиалы и другие обособленные подразделения не имеют права на исполь­зование в своем наименовании слов «биржа» или «товарная биржа» и не под­лежат государственной регистрации под наименованиями, включающими эти слова в любых сочетаниях.

Порядок включения в фирменное наименование слов «Россия», «Россий­ская Федерация» определяется Постановлением Правительства РФ от 7 дека­бря 1996 г. № 1463 «Об использовании в названиях организаций наименова­ний «Россия», «Российская Федерация». Определено, что в названиях коммерческих организаций эти слова применяются в соответствии с актами Президента РФ, Правительства РФ, а в иных случаях - с разрешения специ­ально созданной Правительственной комиссии. Комиссия при рассмотрении обращений должна учитывать:

- значимость, характер, масштаб и сферу деятельности организаций в интересах граждан России и государства;

- положение организации в соответствующей сфере деятельности либо на рынках Российской Федерации;

- производство уникальных, присущих только Российской Федерации товаров (работ, услуг);

- представление интересов Российской Федерации на мировом рынке при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

^ Место нахождения организации должно определяться, согласно ст. 52 ГК РФ, в учредительных документах коммерческой организации.

Местом нахождения юридического лица считается место его государст­венной регистрации (ст. 54 ГК РФ).

В качестве местонахождения должен быть указан конкретный адрес, по которому размещается орган управления юридического лица (в учредитель­ных документах при этом необходимо определить, какой конкретно орган управления размещается по месту нахождения юридического лица), должны быть указаны основания для размещения этого органа управления (договор купли-продажи помещения, свидетельство о праве собственности, ином вещ­ном праве, договор аренды и др.), данный орган должен быть постоянно дей­ствующим (генеральный директор, правление). В качестве местонахождения юридического лица не может указываться адрес жилого помещения (п. 3 ст. 288 ГК РФ), кроме случаев, когда законом такая возможность установле­на (Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотвори­тельных организациях» и др.).

^ Формирование уставного (складочного) капитала. В соответствии с дей­ствующим законодательством к моменту созданию организации должно быть сформировано не менее 50 процентов ее уставного (складочного) капитала. С этой целью в банке открывается временный расчетный счет, на который вносится необходимая сумма. Для открытия данного счета в банк представ­ляются заявление, нотариально заверенные копии учредительных докумен­тов и решения о создании организации. По временным расчетным счетам производятся операции только по зачислению первоначальных взносов учре­дителей в уставный капитал и лиц, участвующих в подписке на акции.

Уставный фонд унитарного предприятия должен быть оплачен собствен­ником полностью до государственной регистрации. В случае оплаты уставного (складочного) капитала (фонда) неденежными средствами лицо, вносящее вклад, должно указать конкретное имущество, вносимое в качестве вклада, а также подтвердить, что настоящий вклад являет­ся реальным, не вносился в уставный (складочный) капитал (фонд) других юридических лиц, не заложен и не находится под арестом, а также произвести денежную оценку данного имущества. При несоответствии денежной оценки действующим ценам необходимо представить заключение независимого оцен­щика или аудитора.

^ Государственная регистрация - заключительный этап создания коммер­ческой организации. Именно с момента государственной регистрации юри­дическое лицо считается созданным, т.е. по российскому законодательству регистрация является конститутивной, имеет правоустанавливающее значе­ние как юридический факт, на основании и с момента совершения которого возникает юридическое лицо.

Государственная регистрация преследует цели:

  • осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности, в частности за выполнением условий для занятия определенными видами деятельности и для борьбы с незаконной практикой тайного предпринимательства;

  • проведение налогообложения;

  • получение государственных сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики;

  • предоставление всем участникам хозяйственного оборота, государственным органам власти и органам местного самоуправления информации о субъектах предпринимательской деятельности.

В соответствии со ст. 51 ГК РФ государственная регистрация должна осуще­ствляться органами юстиции в порядке, предусмотренном законом о регистрации юридических лиц.

Процесс государственной регистрации включает следующие стадии:

^ 1. Сдача документов на регистрацию. Вопросы комплектности докумен­тов, представляемых для государственной регистрации, определяются Вре­менной инструкцией по работе с документами, представляемыми для госу­дарственной регистрации коммерческих организаций. Так, например, для государственной регистрации обществ с ограниченной и дополнительной от­ветственностью представляются:

  • заявление в 2-х экземплярах;

  • учредительный договор в 2-х экземплярах;

  • устав, утвержденный учредителями, в 2-х экземплярах;

  • документы, подтверждающие факт оплаты 50 процентов уставного капитала, указанного в учредительных документах, государственной пошлины и регистрационного сбора;

  • справка, подтверждающая неповторяемость наименования;

  • копии свидетельств о регистрации на каждое юридическое лицо, являющееся учредителем общества;




  • в случае создания общества одним лицом (хозяйственным обществом) - копии учредительных документов;

  • регистрационные карточки установленной формы.

2. Проведение правовой экспертизы документов, в процессе которой проверяется соответствие документов требованиям законодательства как по фор­ме, так и по содержанию. Законодательством установлены требования по срокам проверки и принятия решения. Так, для организаций он должен со­ставлять не более трех дней с даты представления необходимых документов или 30 календарных дней с даты почтового отправления, указанной в квитан­ции об отсылке учредительных документов.

По итогам экспертизы юрист составляет заключение о соответствии (не­соответствии) документов установленным требованиям.

3. Регистрация в регистрирующем органе осуществляется путем присвое­ния организации очередного номера в журнале регистрации поступающих документов, проставления специальной надписи (штампа) с наименованием регистрирующего органа, номером и датой на первой странице учредитель­ных документов, скрепляемой подписью должностного лица, ответственного за регистрацию, и выдачи регистрационного свидетельства.

  1. Регистрация в органах статистики с присвоением кодов классифика­торов (ОКПО, ОКОНХ и др.) и включением коммерческой организации в Единый государственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО).

  2. Открытие расчетного счета в банке с внесением на него не менее 50% уставного капитала. В случае, если вклады в уставный капитал вносятся не денежными сред­ствами, а имуществом (оборудование, сырье, оргтехника и т.п.), необходимо подтвердить передачу на баланс коммерческой организации указанного иму­щества справкой за подписью руководителя и главного бухгалтера.

6. Изготовление печати. Эскиз печати и штампа должен быть согласован
исполнительным органом юридического лица, индивидуальным предприни­мателем на бланке установленной формы. Бланк с согласованным эскизом пе­чати (штампа) представляется в регистрирующий орган для утверждения. Для изготовления печати (штампа) по утвержденному эскизу регистрирующим ор­ганом выдается декларация.

^ 7. Постановка на учет в налоговом органе по местонахождению организации с присвоением идентификационного номера налогоплательщика.

Идентификационный номер налогоплательщика проставляется во всех формах заявлений, деклараций, справок, информационных письмах, а также в иных документах в соответствии с утвержденными в установленном поряд­ке нормативными актами. Организациям и физическим лицам, зарегистри­рованным в качестве налогоплательщиков, выдается Свидетельство о поста­новке на учет в налоговом органе.

Сведения о налогоплательщиках и присвоенных им идентификационных номерах включаются в единую автоматизированную информационную сис­тему обработки данных налоговой службы, а в части, относящейся к учету налогоплательщиков-предприятий, - также в Государственный реестр пред­приятий, который ведется налоговой службой.

8. Постановка на учет в государственных внебюджетных социальных фондах: пенсионном, занятости населения, государственного социального страхования, медицинского страхования.
3. Прекращение юридических лиц
^ Прекращение юридических лиц осуществляется путем реорганиза­ции либо ликвидации. Различие между ними заключается в том, что при реорганизации происходит правопреемство, а при ликвидации нет.

В свою очередь, реорганизация делится на слияние (из двух и более юридических лиц образуется одно), присоединение (одно или несколько юридических лиц присоединяются к другому), разделение (юриди­ческое лицо делится на два и более юридических лиц), выделение (из юридического лица выделяется одно или несколько юридических лиц; при этом юридическое лицо, из которого произошло выделение, про­должает существовать), преобразование (изменение организационно-правовой формы юридического лица).

Ликвидация юридического лица — прекращение юридического лица, при котором не возникают новые юридические лица. Ликвида­ция может быть добровольной и принудительной. Добровольная лик­видация проводится по решению учредителей (участников) или орга­на юридического лица, уполномоченного на то учредительными доку­ментами по любому основанию, в том числе в связи с истечением срока, на который оно было создано, или достижением цели создания или с признанием судом регистрации недействительной.

Принудительная ликвидация осуществляется по решению суда в случаях осуществления деятельности без лицензии либо деятельнос­ти, запрещенной законом, либо с неоднократными или грубыми нару­шениями закона или иных правовых актов либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объ­единением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям.

Для ликвидации предусмотрена определенная процедура. Начи­нается она с того, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявший соответствующее решение, незамедлительно направляют письменное сообщение о предстоящей ликвидации ор­гану, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц (п. 1 ст. 62 ГК). Выступившие с инициативой ликвидации на­значают и ликвидационную комиссию. Ее персональный состав, а также порядок и сроки ликвидации должны быть согласованы с ор­ганом, осуществляющим государственную регистрацию юридичес­ких лиц. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Она публикует сообщение о ликвидации юридического лица, при­нимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской за­долженности, удовлетворяет требования кредиторов, продает иму­щество с публичных торгов, составляет промежуточный и оконча­тельный ликвидационные балансы и осуществляет иные действия, связанные с ликвидацией.

Требования кредиторов удовлетворяются в порядке, предусмот­ренном ст. 64 ГК. Не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица требования кредиторов счи­таются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если креди­тор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

4. Виды юридических лиц
Юридические лица классифицируются прежде всего в зависимос­ти от цели деятельности. По этому основанию они делятся на коммер­ческие и некоммерческие. Первые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности, вторые не имеют такой цели в качестве основной и не распределяют полученную прибыль между участниками.

Перечень организационно-правовых форм коммерческих органи­заций указан в ГК и является исчерпывающим. Что касается неком­мерческих организаций, то их примерный перечень дан в ст. 50 ГК. Этот перечень может быть расширен специальным законом.

Некоммерческие организации могут заниматься предпринима­тельской деятельностью при соблюдении двух условий: а) такая дея­тельность должна служить достижению целей, ради которых они со­зданы; б) характер деятельности должен соответствовать этим целям. Законом допускается объединение коммерческих и (или) некоммер­ческих организаций в форме ассоциаций и союзов, которые также рас­сматриваются в качестве некоммерческих организаций.

Юридические лица могут классифицироваться в зависимости от прав учредителей (участников) юридического лица в отношении юри­дического лица или его имущества. С учетом этого критерия они де­лятся на юридические лица, учредители которых после передачи ими имущества юридическому лицу утрачивают вещные права на это иму­щество, однако приобретают обязательственные права в отношении этого имущества (хозяйственные товарищества и общества, производ­ственные и потребительские кооперативы). К другой группе относят - ся юридические лица, учредители которых сохраняют право собствен­ности или иное вещное право на переданное им имущество (унитар­ные предприятия). Учредители считаются также собственниками имущества, приобретенного юридическим лицом в процессе деятель­ности (государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения).

Третью группу составляют юридические лица, учредители кото­рых не имеют вещных прав в отношении имущества, переданного юридическому лицу, и не имеют обязательственных прав в отношении самих юридических лиц (общественные и религиозные организации, фонды, объединения юридических лиц).

В зависимости от формы собственности юридические лица могут делиться на государственные, муниципальные и частные.

5. Хозяйственные товарищества и общества
^ Хозяйственными товариществами и обществами являются ком­мерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, создан­ное за счет вкладов участников, а также приобретенное или созданное ими в процессе хозяйственной деятельности, является собственнос­тью самих обществ и товариществ.

Основное различие между товариществами и обществами заклю­чается в том, что товарищество — объединение лиц, а общество — объ­единение капиталов. В первом случае помимо внесения имуществен­ных вкладов учредители (участники) должны лично участйовать в де­ятельности организации. Что касается обществ, то их учредители (участники) не обязательно должны лично участвовать в его деятель­ности (хотя это не исключается). В последнем случае возможно одно­временное участие в нескольких обществах. Отдельным категориям граждан может быть запрещено участие в хозяйственных обществах и товариществах (например, должностным лицам государственных и муниципальных образований).

Хозяйственные общества и товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитное товарищество), а хозяйственные общества — в форме акционерного общества, общества с ограниченной или дополнительной ответствен­ностью.

Участники хозяйственных обществ и товариществ имеют сле­дующие основные права и обязанности: участие в управлении дела­ми, получение информации о деятельности организации (в том числе знакомство с бухгалтерскими документами, участие в распреде­лении прибыли, получение в случае ликвидации организации части имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами или его стои­мости).

Уставный (складочный капитал) хозяйственных товариществ и обществ может быть образован путем внесения денег, ценных бумаг, других вещей или имущественных прав либо иных прав, имеющих денежную оценку. Денежная оценка осуществляется по соглашению между учредителями (участниками), а в случаях, предусмотренных законом, подлежит независимой оценке.

6. Полное товарищество
Полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором за­нимаются предпринимательской деятельностью от имени товарище­ства и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.

Для участников полного товарищества характерны доверительные отношения, поэтому каждый из них имеет право оказывать влияние на дела организации. Управление деятельностью полного товарищест­ва основывается на единогласии всех его участников, если только в учредительном договоре не предусмотрено, что решения принимают­ся большинством голосов.

Полное товарищество создается и действует на основании учреди­тельного договора, который подписывается всеми его участниками.

Помимо сведений, необходимых для включения в любой учредительный документ, учредительный договор должен содержать условия о размере и составе складочного капитала, размере и порядке измене­ния долей каждого из участников в складочном капитале, размере, со­ставе, сроках и порядке внесения ими вкладов, об ответственности участников за нарушение обязанности по внесению вкладов (п. 2 ст. 70 ГК).

Распределение прибылей и убытков между его участниками про­изводится пропорционально их долям в складочном капитале, если иное не предусмотрено учредительным договором или иным соглаше­нием сторон. При этом не допускается соглашение об устранении кого-либо из участников товарищества от участия в прибылях или убытках (п. 1 ст. 74 ГК).

Максимальный размер складочного капитала законом не установ­лен, так как участники полного товарищества несут субсидиарную (дополнительную) ответственность по обязательствам товарищества (п. 1 ст. 75 ГК). Они привлекаются к ответственности только при не­достаточности имущества у полного товарищества как юридического лица. Участники полного товарищества, не являющиеся учредителя­ми, отвечают наравне с ними по всем обязательствам. Участник, вы­бывший из товарищества, отвечает по его обязательствам, возникшим до момента выхода или исключения,- в течение двух лет со дня ут­верждения отчета о деятельности товарищества за год, в котором участник из него выбыл (п. 2 ст. 75 ГК).

Изменение состава участников не прекращает деятельности пол­ного товарищества только в случае, если это прямо предусмотрено учредительным договором. Участник полного товарищества может быть при наличии серьезных оснований исключен из его состава в судебном порядке при наличии единогласного решения остающихся участников (п. 2 ст. 76 ГК). Возможен и добровольный отказ от учас­тия в товариществе, заявленного не менее чем за шесть месяцев до фактического выхода из товарищества. Если же товарищество созда­вались на определенный срок, то добровольный выход из него допус­кается только по уважительной причине. Выбывающий участник вправе требовать денежный эквивалент своей доли в имуществе това­рищества, если иное не предусмотрено учредительным договором или соглашением сторон. Выплата стоимости имущества может быть пол­ностью или частично заменена его выдачей в натуре по соглашению выбывающего участника с остающимися (п. 1 ст. 78 ГК).

Смерть участника полного товарищества или реорганизация вхо­дившего в него юридического лица приводит к вступлению в товари­щество его наследников или правопреемников только при согласии других участников. Наследники (правопреемники) участника, не вступившие в товарищество, приобретают право получить денежный эквивалент доли (имущество в натуре). Участник полного товарище­ства вправе с согласия остальных передать свою долю (ее часть) дру­гому участнику либо третьему лицу.
7. Товарищество на вере
^ Товариществом на вере (коммандитным товариществом) призна­ется товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющи­ми от имени товарищества предпринимательскую деятельность и от­вечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (пол­ными товарищами), имеется один или несколько участников-вклад­чиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкла­дов и не участвуют в осуществлении товариществом предпринима­тельской деятельности. Таким образом, деятельность товарищества на вере определяют полные товарищи.

Единственным учредительным документом товарищества на вере является учредительный договор, который подписывается только пол­ными товарищами. Вкладчики не могут участвовать в ведении дел то­варищества. Не могут они также оспаривать действия полных товари­щей. В то же время они имеют право на получение части прибыли, причитающейся на их долю в складочном капитале, на информацию о деятельности товарищества, на выход по окончании финансового года и получение своего вклада, на передачу своей доли в складочном ка­питале или ее части другому вкладчику или третьему лицу. Учреди­тельным договором товарищества на вере могут быть предусмотрены и другие права вкладчика.

Товарищество на вере ликвидируется при выбытии всех участвую­щих в нем вкладчиков. Однако полные товарищи имеют право вместо ликвидации преобразовать товарищество на вере в полное товарище­ство. Товарищество на вере сохраняется, если в нем остается по край­ней мере один полный товарищ и один вкладчик. При ликвидации товарищества на вере, в том числе в случае банкротства, вкладчики имеют преимущественное перед полными товарищами право на полу­чение вкладов на имущество товарищества, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов. Оставшееся после этого имущество товарищества распределяется между полными товарищами и вклад­чиками пропорционально их долям в складочном капитале товарище­ства, если иной порядок не установлен учредительным договором или I соглашением полных товарищей и вкладчиков.
8. Общество с ограниченной ответственностью
^ Обществом с ограниченной ответственностью признается учреж­денное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документа­ми размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах внесенных ими вкладов.

Учредительными документами общества с ограниченной ответст­венностью могут быть устав и учредительный договор. На момент го­сударственной регистрации уставный капитал общества должен быть оплачен его участниками не менее чем наполовину. Оставшаяся неоп­лаченной часть уставное капитала общества подлежит оплате его участниками в течение первого года деятельности. При нарушении этой обязанности общество должно либо объявить об уменьшении своего уставного капитала и зарегистрировать его уменьшение в уста­новленном порядке, либо прекратить свою деятельность путем ликви­дации.

В обществе с ограниченной ответственностью обязательна двухзвенная структура управления (ст. 91 ГК; ст. 32 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).

Высшим органом управления является общее собрание его участ­ников. Кроме того, образуется исполнительный орган, который может быть как коллегиальным (правление, дирекция и т.п.), так и едино­личным (президент, директор, генеральный директор и т.д.). При этом коллегиальный исполнительный орган образуется в обществе при не­обходимости, а единоличный — во всех случаях. Последний не обяза­тельно должен быть участником общества. В его роли может высту­пить и наемный управляющий, и даже управляющая компания. Воз­можно одновременное создание и функционирование коллегиального и единоличного органов общества.

Уставом конкретного общества может быть предусмотрено созда­ние в нем наблюдательного совета (совета директоров) как постоянно действующего органа его участников, к компетенции которого в этом случае может быть отнесено образование исполнительных органов об­щества, решение вопросов о совершении крупных сделок от имени общества и проведение общего собрания (п. 2 ст. 32 Закона об общест­вах с ограниченной ответственностью).

Компетенция органов управления ООО определяется ГК, Зако­ном об обществах с ограниченной ответственностью. В п. 3 ст. 91 ГК установлена исключительная компетенция общества с ограниченной ответственностью по важнейшим вопросам, к которым относятся из­менение устава общества и уставного капитала, принятие решений о реорганизации и ликвидации общества, образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, избрание ревизионной комиссии общества, утверждение годовых отчетов и бух­галтерских балансов, распределение прибылей и убытков.

Реорганизация или ликвидация ООО возможна по единогласному решению участников. В ст. 91 ГК принятие такого решения отнесено к исключительной компетенции общего собрания участников общества.

Участник ООО вправе распорядиться своей долей в уставном капитале общества по своему усмотрению в соответствии с требова­ниями закона и уставом общества. В частности, он может продать, подарить, завещать свою долю или ее часть одному или нескольким другим участникам общества. Если устав общества не содержит со­ответствующего запрета, то допускается отчуждение доли третьим лицам. В этом случае участники общества пользуются преимущест­венным правом покупки доли (ее части) пропорционально размерам своих долей, если уставом общества или соглашением его участников не предусмотрен иной порядок осуществления этого права. В случае если участники общества не воспользуются своим преимуществен­ным правом а течение месяца со дня извещения о реорганизации или ликвидации ООО либо в иной срок, предусмотренный уставом общества или соглашением его участников, доля участника может быть отчуждена третьему лицу. Если в соответствии с уставом об­щества отчуждение доли участника (ее части) третьим лицом невоз­можно, а другие участники общества от ее покупки отказываются, общество обязано выплатить участнику ее действительную стоимость либо выдать ему в натуре имущество, соответствующее такой стои­мости.

Выход участника ООО из общества не зависит от согласия других участников общества. В этом случае ему выплачивается стоимость части имущества, соответствующая доле выходящего участника в ус­тавном капитале общества. Выход участника ООО и выплата ему стоимости его доли могут повлечь невыгодные последствия для общества. Поэтому в уставе следует предусмотреть, что расчет с выбываю­щим лицом будет произведен после подведения финансовых итогов года.
9. Общество с дополнительной ответственностью
^ Обществом с дополнительной ответственностью признается уч­режденное одним или несколькими лицами общество, уставный капи­тал которого разделен на доли определенных учредительными доку­ментами размеров; участники такого общества несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинако­вом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества (п. 1 ст. 95 ГК).

Общество с дополнительной ответственностью имеет черты, свой­ственные и обществам, и товариществам. От общества с ограниченной ответственностью его отличает то, что при недостаточности имущест­ва для удовлетворения требований кредиторов его участники отвеча­ют субсидиарно (дополнительно) в солидарном порядке. Размер от­ветственности последних (в отличие от полных товарищей) определя­ется лишь той частью имущества, которая красна сумме внесенных ими вкладов.

Банкротство одного из участников приводит к тому, что его ответ­ственность по обязательствам общества распределяется между осталь­ными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок не определен учредительными документами. Следовательно, требова­ния кредиторов остаются обеспеченными в прежнем размере.

Указание на дополнительную ответственность общества должно содержаться в его фирменном наименовании.

С учетом особенностей регулирования к обществам с дополни­тельной ответственностью применяются правила, определяющие ста­тус обществ с ограниченной ответственностью.
10. Акционерное общество
Акционерным признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное количество акций. Участники акционерно­го общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стои­мости принадлежащих им акций.

Правовое регулирование деятельности акционерных обществ осу­ществляется с помощью соответствующих норм ГК, а также Феде­рального закона от 26 декабря 1995 г. «Об акционерных обществах». Применение других нормативных актов, в том числе подзаконное ре­гулирование, применяется для регулирования отношений, отражаю­щих специфику функционирования некоторых акционерных обществ (сельскохозяйственной, банковской, инвестиционной и т.д.).

^ Создание акционерного общества возможно двумя способами: путем учреждения и посредством реорганизации существующего юридического лица. Действующим законодательством допускается учреждение акционерного общества любого типа только одним учре­дителем, однако акционерное общество не может иметь в качестве единственного учредителя другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

Договор о создании юридического лица является по своей право­вой природе договором о совместной деятельности и отличается от учредительного договора хозяйственных товариществ. Этим догово­ром определяются порядок осуществления учредителями совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала общества, категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, размер и порядок их оплаты, права и обязанности учре­дителей по созданию общества.

При реорганизации юридического лица акционерное общество может возникнуть на основе ранее существовавшего акционерного об­щества, а также путем преобразования юридических лиц другой орга­низационно-правовой формы. Так, в акционерные общества могут быть преобразованы общества с ограниченной ответственностью, про­изводственные кооперативы, а также государственные и муниципаль­ные предприятия в результате приватизации.

Различают открытые и закрытые акционерные общества. Откры­тые акционерные общества вправе проводить открытую подписку на свои акции, акционеры могут отчуждать свои акции без согласия дру­гих акционеров и число самих акционеров не ограничено. Открытость акционерного общества выражается также и в том, что оно обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгал­терский баланс, счет прибылей и убытков. Закон не запрещает преоб­разование закрытого общества в открытое и наоборот, причем это не рассматривается как изменение организационно-правовой формы.

Высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание. Однако его компетенция не распространяется на во­просы, относящиеся к ведению совета директоров или исполнитель­ного органа.

Совет директоров (наблюдательный совет) осуществляет три ос­новные функции: контроль за деятельностью акционерного общества и прежде всего за деятельностью администрации; назначение и кон­сультирование исполнительного органа АО; рассмотрение и принятие важнейших финансово-экономических решений.

В соответствии с п. 1 ст. 69 Федерального закона «Об акционер­ных обществах» руководство текущей деятельностью акционерного общества осуществляется единоличным исполнительным органом (директором, генеральным директором) или единоличным исполни­тельным органом и коллегиальным исполнительным органом (прав­лением, дирекцией). В последнем случае лицо, исполняющее функ­ции единоличного исполнительного органа, осуществляет также функции председателя коллегиального органа. Исполнительный орган решает все вопросы текущей деятельности общества, кроме во­просов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания акционеров или совета директоров. Компетенция генерального дирек­тора и возглавляемого им правления определена уставом общества.

^ Особенностью акционерного общества является то, что его устав­ный капитал, оформляется акциями как особой разновидностью цен­ных бумаг и при выходе акционера из состава его участников путем отчуждения акций акционер может требовать компенсации только от своего контрагента.

Согласно ст. 6 Закона «Об акционерных обществах» АО вправе организовать дочерние и зависимые общества как на территории Рос­сийской Федерации (с соблюдением требований российского законо­дательства), так и за ее пределами (в рамках законодательства соот­ветствующего государства, если иное не предусмотрено международ­ным договором Российской Федерации). Эти предприятия являются юридическими лицами (в отличие от филиалов и представительств).

Общество признается зависимым, если более 20% его голосующих акций принадлежат другому АО.

Общество признается дочерним, если на его решения может опре­деленным образом повлиять другое АО, признаваемое в этом случае основным. Такое возможно в силу преобладающего участия второго общества в уставном капитале первого, а также в силу договора между ними или иных обстоятельств.

Признание обществ основным и дочерним влечет правовые пос­ледствия как для них самих, так и для третьих лиц (в первую очередь кредиторов и акционеров дочернего общества).

Дочернее и основное АО, будучи юридическими лицами, отвечают по своим обязательствам самостоятельно, но при сделках, совершае­мых первым по указаниям второго, наступает солидарная ответствен­ность. В случае несамостоятельности (банкротства) дочернего обще­ства по вине основного последнее несет субсидиарную ответствен­ность по его долгам. Вина признается, если основное АО заведомо знало, что его указания приведут дочернее АО к банкротству. В этом и в других случаях причинения вреда в результате умышленных дейст­вий основного АО акционеры дочернего общества вправе требовать от основного возмещения убытков, причиненных по его вине дочернему обществу.


10. Производственный кооператив
^ Производственный, кооператив — добровольное объединение граж­дан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (ст. 107 ГК). Разновидностью производ­ственного кооператива является артель. ГК РФ использует эти терми­ны («производственный кооператив» и «артель») как синонимы. Ха­рактерной особенностью кооператива является обязанность его чле­нов участвовать в деятельности кооператива личным трудом, хотя за­коном допускаются и иные виды участия.

Число членов кооператива, не принимающих личного трудового участия в его деятельности, не может превышать 25% от числа членов кооператива, принимающих личное трудовое участие в его деятельности (п. 2 ст. 7 Федерального закона «О производственных коопера­тивах»), а численность наемных работников в кооперативе не должна превышать 30% от численности членов кооператива (ст. 21 указанного Закона). В целом число членов кооператива не может быть менее пяти.

^ Учредительным документом производственного кооператива яв­ляется его устав. Члены кооператива по обязательствам кооператива несут субсидиарную ответственность, размер которой определяется уставом кооператива.

^ Имущество кооператива образуется за счет паевых взносов членов кооператива, прибыли от собственной деятельности и иных источни­ков. К моменту государственной регистрации кооператива каждый член кооператива обязан внести не менее 10% паевого взноса. Осталь­ная часть вносится в течение года после государственной регистрации кооператива. В качестве взноса могут быть использованы деньги, цен­ные бумаги, иное имущество и имущественные права. Оценка взноса производится по взаимной договоренности членов кооператива, а сто­имость паевого взноса, превышающего 250 минимальных размеров оплаты труда, должна быть подтверждена независимым экспертом.

Имущество кооператива делится на паи его членов. В состав пая входят паевой взнос члена кооператива и соответствующая часть чис­тых актов кооператива, за исключением неделимого фонда, создание которого может быть предусмотрено уставом кооператива. Стоимость имущества неделимого фонда не включается в стоимость пая члена кооператива при выбытии его из' кооператива. На это имущество не может быть также обращено взыскание по личным долгам члена ко­оператива.

Принципы распределения могут быть разными: либо в соответст­вии с личным трудовым участием членов кооператива в его деятель­ности, либо с учетом размера их паевого взноса. Между членами ко­оператива, не принимающими личного трудового участия в деятель­ности кооператива, прибыль распределяется соответственно размеру их паевого взноса, но эта часть прибыли не должна превышать 50% от прибыли кооператива (ст. 12 Федерального закона «О производствен­ных кооперативах»). Часть прибыли может распределяться и между наемными работниками кооператива.

Прекращение членства в кооперативе возможно либо по усмотре­нию его члена, либо по решению общего собрания в виде исключения из членов кооператива. В любом случае лицу, прекратившему членство в кооперативе, выплачивается стоимость пая или выделяется имущество, соответствующее его паю, а также производятся другие выплаты (ст. 22 Федерального закона «О производственных кооперативах»).
11. Некоммерческие юридические лица
^ Некоммерческие юридические лица могут создаваться в форме по­требительских кооперативов, общественных или религиозных органи­заций (объединений); некоммерческих партнерств; учреждений; авто­номных некоммерческих организаций; социальных, благотворитель­ных и иных фондов; ассоциаций и союзов; в других формах, предус­мотренных федеральными законами.

^ Потребительский кооператив. В соответствии с п. 1 ст. 116 ГК РФ, потребительским кооперативом признается добровольное объедине­ние граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовле­творения материальных (имущественных) потребностей его участни­ков, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

К потребительским относятся различные виды кооперативов: сельскохозяйственные потребительские, жилищно-строительные, дач­ные, гаражные, садоводческие товарищества и др.

Единственным учредительным документом, регулирующим дея­тельность потребительского кооператива, является устав, который в соответствии с п. 2 ст. 52 и п. 2, 3 ст. 116 ГК должен содержать инфор­мацию о наименовании кооператива с указанием основной цели его деятельности, а также слова «кооператив», «потребительский союз» либо «потребительское общество»; место нахождения юридического лица; условия о размере паевых взносов; о составе и порядке внесения паевых взносов членов кооператива и об их ответственности за нару­шения этого обязательства; о составе и компетенции органов управле­ния кооперативом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квали­фицированным большинством голосов; о порядке покрытия членами кооператива понесенных ими убытков.

Структура управления аналогична структуре производственного кооператива. Высший орган — общее собрание его членов. Его исклю­чительная компетенция определяется законами о потребительских кооперативах и конкретизируется уставом кооператива. Исполнитель­ными органами являются правление и председатель (или только пред­седатель), которые рассматривают вопросы деятельности кооперати­ва, не отнесенные к исключительной компетенции общего собрания.

Кооператив — собственник имущества, переданного ему в качестве взносов его членами (п. 3 ст. 213 ГК). Согласно п. 2 ст. 48 ГК, участни­ки кооператива (пайщики) полностью утрачивают какие-либо вещ­ные права на переданные потребительскому кооперативу паевые взно­сы. Одновременно пайщики имеют к кооперативу обязательственные права (права требования) пропорционально размеру их взноса (пая), среди которых можно назвать: право получать долю дохода, подлежа­щую распределению между пайщиками, а также некоторые другие права, непосредственно связанные с правами требования; право участ­вовать в управлении кооперативом, избирать и быть избранным в его органы.

Вместе с тем в соответствии с п. 4 ст. 318 ГК член жилищного, жи­лищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительско­го кооператива либо иные лица, имеющие право на иаенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж или иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приоб­ретают право собственности на указанное имущество.

^ Общественное объединение — добровольное, самоуправляемое, не­коммерческое формирование, создаваемое по инициативе граждан, объединяющихся на основе общности интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Они могут созда­ваться в формах общественных организаций, общественных движе­ний, общественных фондов, общественных учреждений, органов об­щественной самодеятельности.

^ Религиозное объединение — добровольное объединение совершен­нолетних граждан, образуемое в целях совместного осуществления права граждан на свободу вероисповедания, в том числе для совмест­ного исповедания и распространения веры. Религиозное объединение, в состав которого входят не менее 10 человек, пользуется правами юридического лица с момента государственной регистрации его уста­ва (положения). Формами религиозных объединений являются рели­гиозное общество (община, приход, церковь и др.), монастырь (лавра, пустынь), братство (сестричество), миссионерское общество (мис­сия), центральное (региональное) религиозное объединение, духовное образовательное учреждение (академия, семинария и др.).

К числу общественных организаций относятся политические пар­тии, профессиональные и творческие союзы, добровольные общества и т.д. В соответствии с действующим законодательством в крупных общественных организациях юридическими лицами могут призна­ваться как организации в целом, так и их территориальные подразде­ления.

Общественные организации создаются по инициативе не менее чем трех граждан. Закон «Об общественных объединениях» допускает в число учредителей и участников общественных организаций юриди­ческие лица, но только те, которые сами являются общественными объединениями (ст. 6, 8 Закона).

Учредительным документом общественной организации является ее устав, утвержденный учредителями и зарегистрированный в орга­нах юстиции. Источниками образования имущества общественной ор­ганизации являются вступительные и членские взносы участников, добровольные пожертвования и доходы от разрешенной законом и ус­тавом предпринимательской деятельности.

Общественные организации обязаны ежегодно публиковать отче­ты об использовании своего имущества либо обеспечивать свободный доступ к таким сведениям (ст. 29 Закона «Об общественных объеди­нениях»).

Участники общественных организаций имеют равные права и обя­занности. Высшим органом управления является съезд или общее со­брание, которые избирают исполнительные органы и имеют исключи­тельную компетенцию, определенную Законом и уставом. К компе­тенции исполнительных органов относится решение всех вопросов, не составляющих исключительной компетенции ее высшего органа. При наличии заинтересованности руководителя или иного должностного лица общественной организации в совершении сделки от ее имени такая сделка подлежит предварительному одобрению со стороны кол­легиального органа под страхом признания ее недействительной (ст. 27 Закона «О некоммерческих организациях»).

К общественным организациям применяются те же правила реор­ганизации и ликвидации, что и правила для реорганизации и ликвида­ции коммерческих юридических лиц.

Фондом является не имеющая членства некоммерческая организа­ция, создаваемая гражданами и (или) юридическими лицами на осно­ве добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общест­венно полезные цели. Фонд является собственником имущества, пере- данного ему учредителями или иными жертвователями, которые не приобретают никаких прав на имущество фонда.

Учредителями фонда могут выступать любые субъекты граждан­ского права, при этом допускается наличие всего одного учредителя. Учредители обязаны сделать имущественный взнос в уставный капи­тал фонда (минимальный размер взноса в настоящее время законода­тельством не установлен). Для контроля над целевым использованием имущества, полученного фондом, в нем должен быть создан попечи­тельский совет, в котором образуется коллегиальный (правление, совет) и единоличный (председатель, президент) органы, назначаемые или утверждаемые учредителями или попечительскими органами.

Фонд использует имущество для целей, указанных в его уставе. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необ­ходимой для достижения целей общественно полезного характера, ради которых был создан фонд, соответствующий этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе со­здавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Для фондов характерны публичность и открытость их деятельнос­ти. В связи с этим фонды обязаны ежегодно публиковать отчеты о своей деятельности.

^ Некоммерческим партнерством признается основанная на членст­ве некоммерческая организация, создаваемая гражданами и (или) юридическими, лицами для содействия деятельности, присущей чле­нам партнерства и не направленной на извлечение прибыли от нее. Особенностью некоммерческого партнерства является право его члена в случае выхода из партнерства, ликвидации партнерства, ис­ключения из членов партнерства получить определенное имущество (см. ч. 5 п. 3 ст. 8 Федерального закона «О некоммерческих организа­циях»).

От союзов и ассоциаций некоммерческие партнерства отличаются тем, что союзы и ассоциации могут создаваться только юридическими лицами, причем как коммерческими, так и некоммерческими для ко­ординации прежде всего коммерческой деятельности их участников, чего нельзя сказать о партнерствах.

Некоммерческие партнерства вправе осуществлять предпринима­тельскую деятельность, соответствующую целям, ради которых они были созданы. Учредительными документами некоммерческого парт­нерства являются устав и учредительный договор, который могут, но не обязаны заключать учредители.

Имущество, переданное партнерством участниками, является соб­ственностью партнерства. Некоммерческое партнерство и его члены не отвечают по обязательствам друг друга.

Члены некоммерческого партнерства вправе участвовать в управ­лении делами партнерства: получать информацию о его деятельности, по своему усмотрению выходить из партнерства, получать при выходе из партнерства часть имущества или стоимость этого имущества в пределах того, что ими было передано в собственность партнерства (за исключением членских взносов). В случае ликвидации партнерства имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредито­ров, подлежит распределению между его участниками.

^ Автономная некоммерческая организация — не имеющая членства некоммерческая организация, создаваемая гражданами и (или) юри­дическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры, спорта и иных услуг (п. 1 ст. 10 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

Учреждения. Под учреждением понимается организация, создан­ная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финан­сируемая им полностью или частично (п. 1 ст. 120 ГК).

Некоммерческая организация в форме учреждения — единствен­ная в гражданском законодательстве, не являющаяся собственником находящегося у нее имущества. Права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются учредителем-собственником в соответ­ствии со ст. 296 ГК.

Создать некоммерческую организацию в форме учреждения может любой собственник: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, юридические лица и граж­дане. Наиболее распространенные виды — государственные и муници­пальные учреждения. К ним относятся: управленческие организации, медицинские учреждения, учреждения просвещения, вузы, учрежде­ния культуры (музеи, картинные галереи), правоохранительные орга­ны (суды, прокуратуры, арбитражные суды), учреждения в системе внутренних дел и т.п.

Учреждения создаются по решению соответствующего собствен­ника (или уполномоченного им органа) либо нескольких собственни­ков и действуют на основании утвержденного им и зарегистрирован­ного устава или положения, а иногда — общего (типового или пример­ного) положения об учреждениях данного вида (например, типового положения о вузе, примерного положения об учреждении юстиции по регистрации прав на недвижимость). В уставе учреждения собствен­ник определяет его задачи и цели деятельности (поскольку учрежде­ние как некоммерческая организация всегда имеет ограниченную, целевую правоспособность). Собственник-учредитель назначает руко­водителя учреждения в качестве его единоличного исполнительного органа. В некоторых видах учреждений могут создаваться коллегиаль­ные исполнительные органы (ученые и аналогичные им советы).

Учреждение обычно финансируется собственником по смете, в ко­торой строго фиксируются направления расходования и размер выде­ляемых ему собственных сумм. В связи с этим права учреждения на закрепленное за ним имущество собственника носят ограниченный характер и определяются непосредственно законом (ст, 296 ГК), а от­чуждение или иное распоряжение данным имуществом без согласия собственника невозможно (п. 1 ст. 298 ГК). В силу этого участие уч­реждения в имущественном обороте обычно происходит в весьма узких пределах.

Уставом или положением учреждению в рамках его специальной правоспособности может быть разрешено осуществление некоторых видов деятельности, приносящей доходы (т.е. предпринимательской). Доходы, как и приобретенное за их счет имущество, остаются собст­венностью учредителя и поступают лишь в самостоятельное распоря­жение, а не в собственность учреждения (п. 2 ст. 298 ГК). Как правило, речь идет о возмездном предоставлении услуг, связанных с основной (уставной) деятельностью учреждения (образовательных и научно-исследовательских, культурных и воспитательных, медицинских и спортивных и т.п.). Учреждение не вправе само создавать другие юри­дические лица, ибо это означало бы незаконное распоряжение имуще­ством собственника (если только речь не идет о доходах от разрешен­ной ему предпринимательской деятельности и приобретенном за счет этого имуществе, получающем особый правовой режим).

В отличие от всех других видов юридических лиц учреждения от­вечают перед своими кредиторами не всем своим имуществом, а толь­ко имеющимися у них денежными средствами, при отсутствии кото­рых наступает неограниченная ответственность их собственников-уч­редителей (п. 2 ст. 120 ГК; п. 2 ст. 9 Закона «О некоммерческих орга­низациях»).

^ Объединения юридических лиц. Объединением юридических лиц называется некоммерческая организация, образованная несколькими юридическими лицами для ведения деятельности в их интересах. Физические лица и государство участвовать в таких объединениях не могут. В качестве учредителей ассоциаций и союзов могут выступать как коммерческие, так и некоммерческие организации, причем первые могут объединяться с последними.

Объединения юридических лиц создаются на добровольной осно­ве: внутри ассоциации ее члены сохраняют самостоятельность и права юридического лица. Учредительными документами ассоциации (союза) являются учредительный договор, подписанный ее членами, а также утвержденный ими устав.

Поскольку ассоциации и союзы являются некоммерческими органи­зациями, сами они не могут осуществлять предпринимательскую дея­тельность и финансируются участниками этих ассоциаций и союзов.

Ассоциация (союз) — собственник имущества, переданного ей уч­редителями, а также приобретенного по другим основаниям

Каждый член ассоциации (союза) вправе по своему усмотрению выйти из объединения, но только по окончании финансового года, продолжительность которого устанавливается в учредительных доку­ментах.

12. Унитарные предприятия
^ Унитарность предприятия означает, что его имущество неделимо и ни при каких условиях не может быть распределено по вкладам, долям или паям, в том числе между его работниками (ст. ИЗ ГК). Унитарные предприятия не наделяются правом собственности на за­крепленное за ними имущество. Его собственником остается учреди­тель.

Создание и функционирование унитарных предприятий допуска­ется лишь в форме государственных и муниципальных предприятий. Государственные предприятия учреждаются за счет государственного имущества органами управления Российской Федерации и входящих в ее состав субъектов, уполномоченными управлять государственным имуществом. Муниципальные предприятия учреждаются органами местного самоуправления за счет имущества муниципальных образо­ваний.

В зависимости от того, на основе какого ограниченного вещного права имущество закреплено собственником за унитарным предпри­ятием, выделяются два их вида: унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, и унитарное предприятие, основан­ное на праве оперативного управления, или федеральное казенное пред­приятие.

Учредитель наделяет унитарное предприятие уставным фондом, который не может быть менее размера, предусмотренного специаль­ным законом о государственных и муниципальных унитарных пред­приятиях (п. 3 ст. 114 ГК), однако до настоящего времени такой закон не был принят.

Уставный фонд унитарного предприятия должен быть полностью оплачен учредителем к моменту государственной регистрации. Устав­ный фонд унитарного предприятия представляет собой минимальную гарантию интересов его кредиторов. В связи с этим при понижении стои­мости чистых активов предприятий до размера меньшего, чем устав­ный фонд, последний должен быть уменьшен его учредителем с обяза­тельной письменной информацией об этом всех кредиторов (п. 5, 6 ст. 114 ГК).

Федеральные казенные предприятия создаются по специальному решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в феде­ральной собственности. Учредительным документом казенного пред­приятия является устав, который утверждается Правительством. Устав казенного предприятия принимается на основе Типового уста­ва. Казенные предприятия могут создаваться либо заново для реше­ния конкретных задач либо на базе реорганизованного федерального государственного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения.

Руководство казенным предприятием осуществляется директо­ром, который действует на принципах единоначалия, назначается на должность и освобождается от должности федеральным органом пра­вительства, утвердившим его устав.

В соответствии с п. 5 ст. 115 ГК Российская Федерация несет суб­сидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия

при недостаточности его имущества. Реорганизация и ликвидация ка­зенных предприятий также осуществляются Правительством РФ.
  1   2   3   4   5



Скачать файл (920 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации