Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Иностранные инвестиции в России - файл 1.doc


Контрольная работа - Иностранные инвестиции в России
скачать (155.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc156kb.03.12.2011 09:40скачать

содержание

1.doc

Оглавление


1. Масштабы, формы, отраслевая и территориальная структура иностранных инвестиций 2

1.1 Формы привлечения иностранного капитала 2

1.2 Отраслевая и территориальная структура иностранных инвестиций 7

2. Инвестиционный климат в Российской Федерации и пути его улучшения 15

Список литературы 2

Приложения 3


1. Масштабы, формы, отраслевая и территориальная структура иностранных инвестиций




1.1 Формы привлечения иностранного капитала



Россия, став участником открытой экономики, активно привлекает иностранные инвестиции для повышения техни­ческого уровня производства, для организации совместных с иностранным капиталом производств с целью увеличения вы­пуска продукции и расширения ее продаж на внутреннем рынке на экспорт. Под иностранными инвестициями в российской статистике понимаются «вложения капитала иностранными инвесторами, а также зарубежными филиалами российских юридических лиц в объекты предпринимательской деятельно­сти на территории России с целью получения дохода. Капитал может вкладываться в виде денежных средств, паев, акций и других ценных бумаг, кредитов, технологий, машин, оборудо­вания, лицензий, любого другого имущества, интеллектуаль­ных ценностей и пр. К инвестициям относится приобретение в полную или частичную собственность предприятий и органи­заций, покупка акций и прочих ценных бумаг, взносы в устав­ный (складочный) капитал организаций с участием иностран­ного капитала, кредиты юридическими и физическими лицами, а также банковские вклады и приобретение недвижимости».

Формами привлечения иностранного капитала в Россию выступают совместные предприятия (СП), в которых иностран­ному инвестору принадлежит часть уставного фонда; предпри­ятия со 100%-ным иностранным участием, полностью принад­лежащие иностранному инвестору.

В соответствии с Гражданским кодексом (часть I), приня­тым в 1994 г., предприятия с иностранными инвестициями на­зываются «коммерческие организации с иностранными инвес­тициями».

В России начали применять и такую форму использо­вания иностранного капитала, как создание контрактных со­вместных предприятий. В этом случае предприятие остает­ся в собственности российской компании, а иностранная фирма на основе договора выполняет работы по модерни­зации производства, его расширению. При этом иностран­ная фирма поставляет оборудование, применяет свои тех­нологии и ноу-хау.

В России опыт привлечения иностранных фирм на основе заключения сервисных контрактов для совершенствования технологии и увеличения объема добычи имеют российские нефтяные компании. Расчет за услуги с иностранными фирма­ми ведется за счет части прибыли от реализации продукции и за счет поставок нефти.

Для освоения месторождений полезных ископаемых и иных природных богатств в России привлекаются иностран­ные инвестиции на основе соглашений о разделе продукции. Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» был принят в 1995 г. По данному закону иностранный инвестор, заключив соглашение о разделе продукции, на возмездной ос­нове и на определенный срок получает исключительные пра­ва на поиски, разведку, добычу минерального сырья на учас­тке, указанном в соглашении.

В соответствии с соглашением между государством и ин­вестором произведенная продукция делится на компенсационную продукцию, которая возмещает затраты на ее произ­водство, и на прибыльную продукцию, за исключением ее ча­сти, используемой на оплату платежей за пользование недра­ми. В соответствии с законом «О соглашениях о разделе продукции» инвестор из прибыльной продукции должен был заплатить налог на прибыль, а другие налоги, сборы и акцизы в соответствии с этим законом не выплачивались.

Платежи за пользование недрами инвестор должен был выплачивать в виде разовых платежей (бонусов) при заклю­чении соглашения и (или) при достижении определенного ре­зультата, предусмотренного соглашением; в виде ежегодных платежей за поисковые и разведочные работы (рентале), взи­маемых за единицу площади используемых участков недр; в виде регулярных платежей (роялти), взимаемых в процентном отношении от объема добычи минерального сырья или сто­имости произведенной продукции. Инвестор был обязан из стоимости компенсационной продукции вносить обязательные платежи в фонды социального и медицинского страхования, в Пенсионный фонд и Государственный фонд занятости населе­ния. Эти платежи были позднее объединены в Единый соци­альный налог (ЕСН).

В 2003 г. был принят федеральный закон «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, внесении изменений и дополнений в некото­рые другие законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодатель­ных актов Российской Федерации» от 06.06.2003 г. № 65-ФЗ. В соответствии с этим законом в Налоговый кодекс включена новая глава о системе налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. В этой главе расширился перечень налогов, взимаемых с участников со­глашений о разделе продукции, а также введен ряд новых ограничений их деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» инвестор теперь дол­жен уплачивать следующие налоги и сборы: налог на добав­ленную стоимость; налог на прибыль организаций; единый социальный налог; налог на добычу полезных ископаемых; платежи за пользование природными ресурсами; плату за не­гативное воздействие на окружающую среду; плату за пользо­вание водными объектами; государственную пошлину; тамо­женные сборы; земельный налог; акциз, за исключением акциза на подакцизное минеральное сырье, предусмотренное подпунктом 1 пункта 2 статьи 181 Налогового кодекса.

Доля государства в общем объеме произведенной про­дукции должна составлять не менее 32%.

Компенсационная продукция при добыче на суше не должна превышать 75% общего количества произведенной продукции, а при добыче на континентальном шельфе Рос­сийской Федерации не должна превышать 90% общего ко­личества произведенной продукции, передаваемой в соб­ственность инвестора для возмещения понесенных им расходов.

В соответствии с российским законодательством о недрах право на разработку полезных ископаемых можно получить на основе участия в тендерах (конкурсах). Такие тендеры про­водились, например, на разработку нефтяных запасов на шель­фе в Сахалинской области.

В России используются также такие формы привлечения иностранного капитала, как кредиты зарубежных банков, про­дажа на мировых фондовых рынках государственных и регио­нальных ценных бумаг, лизинг.

В начале 90-х г. в России была сделана попытка со­здания свободных экономических зон (СЭЗ), где планиро­валось обеспечить более благоприятный режим предпри­нимательства, чем в целом по стране, и активизировать совместную инвестиционную деятельность с иностранным капиталом. Реально некоторые меры по развитию СЭЗ осу­ществлены в г. Находка Приморского края, Калининградс­кой и Магаданской областях.

Законодательную базу для функционирования на основе принятия федеральных законов имеют свободные экономичес­кие зоны в Калининградской и Магаданской областях. В 1996 г. был принят федеральный закон «Об Особой экономической зоне в Калининградской области». Он предусматривал введе­ние режима свободной таможенной зоны, в которой товары при вывозе с территории зоны и при ввозе в нее освобожда­ются от таможенных пошлин, а также ряд других льгот (в час­тности, на резидентов зоны не распространяется порядок обя­зательной продажи части иностранной валюты на валютном рынке Российской Федерации).

В 1999 г. был принят федеральный закон «Об Особой экономической зоне в Магаданской области». Участники ОЭЗ, ве­дущие деятельность на территории г. Магадана и Магаданской области, до 31 декабря 2005 г. освобождались от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет, а с 1 января 2006 г. до 31 декабря 2014 г. они имеют право не уплачивать налог на прибыль, инвестируемую в Магаданской об­ласти. Импортные товары ввозятся на территорию зоны без таможенных пошлин и налогов. Иностранные товары, прошед­шие переработку в ОЭЗ, и товары, произведенные в этой зоне, ввозятся на остальную таможенную территорию России бес­пошлинно.

Свободные таможенные зоны на основе Таможенного ко­декса РФ, принятого в 1993 г., созданы также в Москве (на­пример, Московский Франко-порт на территории, прилегаю­щей к аэропорту «Внуково»), в Ульяновске, Санкт-Петербурге (зона «Гавань»).
^

1.2 Отраслевая и территориальная структура иностранных инвестиций



Секторное распределение иностранных инвестиций в рос­сийской экономике не соответствует тенденциям, существую­щим в мировой экономике.

Доля ввезенных иностранных инвестиций в первичный сектор экономики России (отрасли добывающей промышлен­ности, сельского, лесного и рыбного хозяйства) в 2004 г. со­ставила 24,9%, во вторичный (отрасли обрабатывающей про­мышленности) - 25,2%, в третичный сектор (отрасли сферы услуг) - около 50% при общемировых средних показателях соответственно 6, 34 и 60%.

Поступления иностранных инвестиций в отрасли пер­вичного сектора экономики в России в последние годы ра­стут в связи с ростом мировых цен на топливно-энергетические ресурсы.

В российской статистике, отражающей движение иност­ранных инвестиций в российской экономике, выделяют три вида инвестиций.

Прямые инвестиции - инвестиции, сделанные юридичес­кий и физическими лицами, полностью владеющими органи­зацией или контролирующими не менее 10% акций уставного складочного) капитала организации.

Портфельные инвестиции - это покупка акций, паев, облигаций, векселей и других долговых ценных бумаг. Они со­ставляют менее 10% в уставном (складочном) капитале организации.

Прочие инвестиции - торговые кредиты, кредиты правительств иностранных государств под гарантии Правительства Российской Федерации, прочие кредиты (кредиты международных финансовых организаций), банковские вклады.

В инвестициях, поступивших в Россию от иностранных инвесторов в период с 1995 по 2006 гг., преобладали прочие инвестиции, их доля в общем объеме инвестиций выросла с 31% в 1995 г. до 69,4% в 2006 г.

Доля прямых инвестиций снизилась с 67,7 до 24,8% в период с 1995 до 2006 г.

Доля портфельных инвестиций остается низкой в тече­ние вышеназванного периода и составляет 1,3% в 1995 г. и 5,8% в 2006 г. (см. Приложение1табл. 1).

Видовая структура привлекаемых в Россию инвести­ций неблагоприятна для российской экономики. Преоб­ладание кредитов увеличивает внешний долг страны (осо­бенно корпоративный), нагрузку по его погашению и обслуживанию.

Невысокая доля прямых инвестиций в годовом притоке капитала не соответствует потребностям экономики в модернизации производственных мощностей. Годовой объем прямых иностранных инвестиций в основной капитал снизился с 9,9% з 2000 г. до 5% в 2004 г.

Основная часть инвестиций, поступающих в Российскую Федерацию от иностранных инвесторов, приходится на разви­тые индустриальные страны - Великобританию, Германию, Францию, Нидерланды, Швейцарию, США, Финляндию, Авст­рию, Ирландию, Японию. Значительные объемы капитала еже­годно поступают из территорий с оффшорными режимами - Кипра, Виргинских островов (Британия), Люксембурга, Либе­рии, Багамских островов, Каймановых островов (Британия) и прочих. В 2005 г. на первое место по объему поступивших в РФ инвестиций вышел Люксембург - 13,8 млрд. долл. (25,8% всех инвестиций), на втором месте были Нидерланды - 8,8 млрд. долл. (16,6%), третье место занимала Великобритания - 8,5 млрд. долл. (16,0%). На эти три страны приходилось 58,4% всего объема инвестиций, поступивших от иностранных инве­сторов в российскую экономику. Последующие места занима­ли: Кипр - 9,5% поступившего объема инвестиций, Германия -5,6%; Швейцария - 3,8%; США - 2,9%; Франция - 2,7%; Вир­гинские острова - 2,3%; Австрия - 2,0%. На иностранных ин­весторов из 10 вышеназванных стран приходилось 87,2% все­го объема инвестиций, поступивших в экономику России в 2005 г.

По накопленным на конец 2005 г. инвестициям в эконо­мике России лидировали 10 стран: Люксембург (18,8% к об­щему объему), Кипр (17,2%), Нидерланды (16,9%), Великобритания (11,4%), Германия (8,7%), США (6,1%), Франция (3,5%), Виргинские острова (2,2%), Швейцария (2,1%), Ба­гамские острова (1,8%). На инвесторов этих стран приходи­лось 99 млрд. долл., или 88,7% накопленных иностранных инвестиций в России. На инвесторов из оффшорных террито­рий (Люксембурга, Кипра, Виргинских и Багамских островов) в 2005 г. приходилось 40% накопленных в России инвести­ций. Рост инвестиций из оффшорных территорий свидетель­ствует о том, что темпы возвращения ранее вывезенных туда из России капиталов не снижаются. Высокой долей прямых инвестиций в накопленных капиталовложениях в России ха­рактеризуются инвесторы из Нидерландов (85% падает на прямые инвестиции), Кипра (72%), США (64%), Виргинских островов (49%), Швейцарии (48%). У остальных иностран­ных инвесторов в объеме накоплений доминировали кредиты.

Российская официальная статистика дает такое опреде­ление понятия «накопленные иностранные инвестиции»: «на­копленный организацией иностранный капитал (накопленные иностранные инвестиции) - общий объем иностранных инвес­тиций, полученных (или произведенных) с начала вложения с учетом погашения (выбытия), а также переоценки и прочих изменений активов и обязательств».

Отраслевая структура иностранных инвестиций свидетель­ствует о том, что иностранный капитал в последние годы по-прежнему проявляет интерес к отраслям промышленности и торгово-финансовому сектору.

По данным, на конец 2005 г. накопленные иностранные инвестиции в экономику России составляли 111,8 млрд. долл.

Наибольшую долю в накопленном объеме иностранных инвес­тиций имели: промышленность - 50,4% (в т.ч. отрасли добы­вающей промышленности - 19,4%, обрабатывающей промыш­ленности - 31%); оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 25,4%; транспорт и связь -8,9%; операции с недвижимым имуществом, аренда и предос­тавление услуг - 7,4%; финансовая деятельность - 5%. Вида­ми экономической деятельности с низкой долей иностранных инвестиций были: строительство - 0,7%; сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 0,6%; производство и распределе­ние электроэнергии, газа и воды - 0,6%; гостиницы и ресто­раны - 0,4%.

Высокий интерес к добыче топливно-энергетических полезных ископаемых проявляют инвесторы из Нидерлан­дов. Представители США и Люксембурга проявляют ин­терес в целом к добыче полезных ископаемых. Предпри­ниматели из Нидерландов, Великобритании, Кипра, Германии являются основными инвесторами в отрасли об­рабатывающей промышленности, прежде всего в хими­ческое и металлургическое производство, производство металлоизделий. В торговле сильны позиции Люксембур­га, Великобритании и Кипра. Активно действуют в сфере связи инвесторы из Великобритании, Люксембурга и Ни­дерландов. В финансовой деятельности доминируют инвесторы из Кипра, сильные позиции имеют также ин­весторы из Швейцарии и Индии. В операциях с недвижи­мостью лидируют Багамские острова, Кипр и Великобри­тания.

По итогам 2006 г. основными вкладчиками капитала в нашу страну были инвесторы из 10 государств. На долю 10 стран-лидеров пришлось 86,7% общего объема накоплен­ных иностранных инвестиций, в том числе на долю пря­мых - 86,2% накопленных прямых инвестиций. Абсолют­ным лидером по накопленным инвестициям был Кипр (22,6%), значительны доли у Нидерландов (16,4%), Люк­сембурга (16%), Германии (8,6%), Великобритании (8,2%) (см. Приложение 1 табл. 2). Наиболее привлекательными для инвесто­ров остаются инфраструктурные монополии и высокомонополизированные отрасли (прежде всего топливно-энерге­тический комплекс), имеющие гарантированный спрос на внутреннем и внешнем рынках.

С 2001 г. наблюдается подъем кредитной деятель­ности иностранных банков, что вызвано улучшением эко­номической ситуации в России. Объемы иностранных кре­дитов российским предприятиям в 2004 г. превзошли уровень докризисного 1998 г. На протяжении последних десяти лет доля кредитов, предоставляемых нефинансо­вым организациям, повышалась, а российскому банковс­кому сектору - сокращалась. Если в 1994 г. 86,5% кре­дитов иностранных банков получали российские банки, государственный сектор - 7,5%, а небанковский сектор -6%, то в 2004 г. ситуация существенно изменилась: не­банковский сектор получил 53,2%, банки - 35,7%, а го­сударственный сектор - 11,1%.

Увеличение кредитования российских компаний связано с начавшимся экономическим ростом в стране, прежде всего в отраслях добывающей промышленности.

Более трети кредитов в 2004 г. предоставили немецкие банки (24 млрд. долл.), что связано с активным развитием в России немецкого бизнеса, а также в связи с получением Германией статуса стратегического партнера России, что снизило политические риски для германских инвесторов. Крупными кредиторами были банки Нидерландов, Швейцарии, США, Франции, Австрии, Японии, Италии. Крупнейшими кредиторами выступают такие банки, как Dentsche Bank, ABN Amro, Citibank. Основные заемщики иностранного банковского капитала - крупнейшие российские компании и банки: «Газпром»,«Газпромбанк», «Внешторгбанк», «Аэрофлот», «Русский алю­миний», «ЛУКойл».

Динамика отраслевой структуры иностранных инвестиций такова, что она способствует закреплению сырьевой структу­ры отечественной промышленности.

В распределении иностранных инвестиций по регионам РФ наблюдается тенденция прогрессирующей концентрации иностранного капитала в трех федеральных округах - Цент­ральном федеральном округе, Уральском округе, Дальневос­точном округе, где доля иностранных инвестиций, поступив­ших в РФ в 2004 году, составляла соответственно 47,6; 17,4 и 12,5%, вместе их доля составила 77,5%.

В то же время недостаточно получают иностранных инве­стиций округа, включающие северные, восточные и южные регионы, наиболее нуждающиеся в ресурсах капитала.

На Южный федеральный округ приходилось в 2004 г. всего 1,7% от общего объема инвестиций, вложенных в РФ, Привол­жский - 5,9%, Сибирский - 7,8%.

Резкие диспропорции по привлечению иностранных ин­вестиций существуют между ведущими регионами-реципиен­тами и остальными субъектами РФ. Так, на долю 20 регионов РФ в 2004 г. приходилось более 94% всего притока иностран­ных инвестиций за год. При этом доля Москвы и Московской обл. составляла 42,4%, на регионы, богатые энергоносителя­ми и сырьем (Красноярский край, Тюменская область, Респуб­лика Саха (Якутия), приходилось более 20%; на регионы с развитой промышленностью (Самарская, Вологодская, Липец­кая, Свердловская, Челябинская, Пермская области, Санкт-Петербург, Татарстан) - около 16%; приграничные и прибрежные территории (Сахалинская, Омская, Архангельская, Ростовская области, Краснодарский край) - более 15%; регионы с благоприятным инвестиционным климатом (Владимирская, Костромская области) - 1,4%.

Территориальное распределение иностранных инвести­ций, в первую очередь приток ПИИ, идет в регионы с богаты­ми природными ресурсами, квалифицированной и дешевой рабочей силой. Регионы с развитым научно-техническим и инфраструктурным потенциалом пока слабо «притягивают» иностранные инвестиции.

Для смягчения диспропорций в распределении иностран­ных инвестиций, по мнению ученых Института мировой эконо­мики и международных отношений Российской академии наук, необходимо предпринять ряд мер на федеральном уровне и уровне субъектов федерации, в частности:

-нужно привести положения федерального и региональ­ного инвестиционного законодательства и нормативных актов в соответствие с принципами и нормами ВТО и международ­ными стандартами;

-для расширения привлечения ПИИ в регионы и отрасли, нуждающиеся в инвестициях, нужно принять новый проект закона «Об особых экономических зонах», стимулирующий иностранных инвесторов к размещению капиталов в России;

-необходимо принятие закона о концессионных догово­рах, которые себя положительно зарекомендовали в советс­кое время в период НЭПа;

-нужно осуществлять межрегиональные инвестици­онные программы с участием иностранного капитала и повысить при этом координирующую роль федеральных округов;

-особое внимание нужно уделить привлечению иност­ранных инвестиций в депрессивные территории путем созда­ния на федеральном и региональном уровнях условий и механизмов поддержки формирования территориальных кластеров в таких регионах;

-нужно создать общегосударственную систему мониторинга инвестиционного климата регионов, так как в настоящее время комплексные оценки инвестиционного климата отсутствуют (в ежегодных публикациях журнала «Эксперт» дается только оценка инвестиционного потенциала и инвестиционных рисков, но нет свободного показателя инвестиционного климата регионов).

1.3 Транснациональные корпорации развитых стран в российской экономике

В начале 90-х г. в российскую экономику пришли пред­ставители малого и среднего бизнеса. Первоначальные взно­сы иностранных партнеров при создании предприятий с иностранным капиталом ограничивались несколькими тысячами долларов.

Вслед за малым бизнесом торгово-экономическое сотрудничество с российскими предприятиями начали и крупные транснациональные корпорации развитых и новых индустриальных стран. К 2000 г. в России действовали уже 80 из 100 крупных по размерам зарубежной деятельности ТНК, список которых публи­куется в «Докладах по мировым инвестициям», издаваемых сек­ретариатом ЮНКТАД. По своей экономической мощи, измеряе­мой объемами производимой в разных странах продукции и объемами продаж, эти ТНК превосходят российские показатели по валовому внутреннему продукту, объему промышленного про­изводства и внешней торговле.

Большинство ТНК начали деятельность на российском рынке с создания сбытовых сетей своей продукции, систем послепродажного обслуживания, рекламных компаний. Неко­торые ТНК начали создавать собственные предприятия с рос­сийскими партнерами для производства товаров серийного выпуска. Появились предприятия со 100%-ным иностранным контролем.

По прямым инвестициям в российскую экономику среди иностранных компаний первое место занимал американский капитал. ТНК США были представлены в электронной и элект­ротехнической промышленности (6 компаний из 19 были аме­риканскими), в нефтедобыче (4 из 9).

Японские ТНК проявили себя в электронной и электро­технической промышленности (6 компаний из 19 были японс­кими), а также в торговых и прочих услугах (6 из 7).

С конца 90-х гг. XX века растет интерес крупнейших ино­странных автомобильных компаний к развертыванию про­изводства и сбыта автомобилей в России.

Привлекательной отраслью для крупных иностранных инвесторов является нефтегазовая промышленность. В 2004 г. американская нефтяная корпорация «Conoco - Philips» запла­тила около 2 млрд. долл. за приобретение 7,6% госпакета ак­ций российской компании «ЛУКойл». Это приобретение стало крупнейшей по стоимости приватизационной сделкой в Рос­сии. Впоследствии «Conoco - Philips» увеличила свою долю до 10% путем приобретения акций у портфельных инвесторов. Корпорация является партнером «ЛУКойла» в проекте освое­ния Тимано-Печерского месторождения.

Иностранные инвесторы расширяют инвестиции в метал­лургической промышленности, совершая сделки по приобре­тению активов действующих российских предприятий.

Западноевропейские ТНК активно осваивают производство товаров массового спроса в России.

За счет создания производства в России ТНК снижают себе­стоимость продукции, используя дешевую рабочую силу, элект­роэнергию, материалы. Экономию дает и уменьшение таможенных и логистических расходов (до 15-20% в среднем).

В последние годы конкуренция между западноевропейс­кими ТНК на российском рынке обостряется, что обусловлено стагнацией производства и сбыта в странах Западной Европы, а также ожидаемым, по оценкам экспертов, ростом спроса в России на строительные и отделочные материалы, продоволь­ственные товары, бытовую технику.
^

2. Инвестиционный климат в Российской Федерации и пути его улучшения


В последние годы происходит рост масштабов иностран­ных инвестиций в Россию, что связано с улучшением макро­экономической ситуации в стране - достижением стабильного роста ВВП, снижением объема государственных внешних дол­говых обязательств, ростом золотовалютных резервов. Боль­шое значение для повышения инвестиционной привлекатель­ности имеют достигнутые в государстве политическая и социальная стабильность, развитие договорно-правовой базы инвестиционного сотрудничества со странами мира. Начиная с 1992 г., Россия укрепляла договорно-правовую базу участия страны в инвестиционном сотрудничестве. К началу 2004 г. Россия заключила соглашения о поощрении и защите инвес­тиций с 56 государствами, в том числе 24 - со странами Орга­низации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), 6 - со странами Юго-Восточной Европы, 5 - со странами СНГ, с Китаем и рядом других развивающихся стран.

Россия участвует в работе Многостороннего агентства по гарантиям и инвестициям (МАГИ), которое страхует инвести­ции от некоммерческих рисков. На февраль 2004 г. МАГИ вы­дало гарантии на 9 проектов и способствовало привлечению в российскую экономику около 1,5 млрд. долл. иностранных инвестиций.

Улучшение экономического и политического положения России непосредственно повлияло на повышение ее позиций в кредитных рейтингах. В 2005 г. 3 авторитетных междуна­родных агентства, составляющие суверенные кредитные рей­тинги, повысили место России в январе 2005 г. в рейтинге аген­тства «Standard & Poor's» - позиция России повысилась со спекулятивного до инвестиционного уровня (ВВВ-); в августе в рейтинге агентства «Fitch» страна переместилась на инвес­тиционный уровень ВВВ (вторая ступень), а в октябре в дол­госрочном рейтинге в иностранной и национальной валюте агентством «Moody's» России была дана вторая ступень кре­дитного рейтинга Ваа-2.

Высокую оценку инвестиционной привлекательности рос­сийской экономики в 2004-2005 гг. дала авторитетная ауди­торская и консалтинговая компания «Ernst & Young». По ре­зультатам этого исследования Россия оба года занимала 2-е место в Европе по количеству компаний, планирующих осу­ществить инвестиции в российскую экономику.

Положительную оценку изменениям инвестиционного климата в России дают эксперты ЮНКТАД. Так, в сентябре 2005 г. в рамках реализуемого этой организацией проекта оценки перспектив притока ПИИ в глобальном масштабе (UNCTAD's global investment prospects assessment) Российская Федерация по итогам опроса экспертов заняла 5-е место сре­ди стран мира «как благоприятная для прямых инвесторов тер­ритория вложения капитала» в 2005-2006 гг., а по результа­там опроса крупнейших ТНК России было отведено 4-е место.

В январе 2007 г. ОЭСР повысила рейтинг России - из чет­вертой группы кредитных рисков по классификации этой орга­низации страну перевели в третью. Это не только повысило имидж страны, но и дало конкретные выгоды российскому биз­несу. По правилам ОЭСР компании, получающие экспортные кредиты в развитых странах, оплачивают безрисковую про­центную ставку (она зависит от надежности заемщика) и стра­ховую премию. Чем ниже кредитный рейтинг страны, в кото­рой зарегистрирована компания-заемщик, тем выше страховая премия. Для компании из стран четвертой группы риска пре­мия составляет 4,6%, а для компании из стран третьей груп­пы - 3,14%. При миллионных сделках снижение страховой пре­мии почти на 1,5% дает большую выгоду предприятиям нефинансового сектора России. Кроме того, перевод в группу с более высоким кредитным рейтингом позволяет ускорять про­цесс предоставления кредитов и получать их на более длительный срок. Российские компании-заемщики смогут теперь получать кредиты под проекты со сроком окупаемости в 10 лет (до 2007 г. - со сроком окупаемости 5-7 лет).

Подъем России по рейтинговой лестнице будет сложным, т.к. при пе­реводе в группу с более высоким кредитным рейтингом, учи­тываются не только объективные макроэкономические пока­затели, но и субъективные оценки инвестиционного климата, получаемые в ходе опросов действующих и потенциальных инвесторов.

Такие опросы, проводимые среди российских и иностран­ных инвесторов, подтверждают наличие в России нерешенных проблем, отрицательно влияющих на инвестиционный климат. В частности, результаты опроса более 470 российских пред­приятий, проведенного Всемирным экономическим форумом в 2005 г., указывают на такие препятствия для инвестиций в Россию, как: бюрократизация, коррупция, преступность, не­соответствие финансовой отчетности и аудиторской проверки мировым стандартам.

Аналогичные результаты дало исследование, проведен­ное в 2005 г. в рамках совместной инициативы Консультатив­ного совета по иностранным инвестициям и Министерства эко­номического развития РФ. Пятью главными факторами, тормозящими капиталовложения в Россию, инвесторами-рес­пондентами были названы: коррупция, административные ба­рьеры, избирательное трактование и применение законов, неадекватное и противоречивое законодательство, конфликты между государством и бизнесом.

Анализ видовой и отраслевой структуры, масштабов ино­странных капиталовложений в российскую экономику по­зволяет сделать вывод о том, что иностранный капитал при­шел в основном в отрасли добывающей промышленности, обеспечивающие гарантированно высокие доходы в связи с расширением мирового спроса на энергоносители, а также в отрасли с быстрой окупаемостью вложений - пищевую про­мышленность, торговлю, общественное питание. Зарубежные инвестиции очень слабо участвуют в модернизации и созда­нии современных высокотехнологичных наукоемких произ­водств в обрабатывающей промышленности и в сфере услуг. Для повышения роли иностранных инвестиций в эконо­мике России необходимо, опираясь на успешный опыт других государств-реципиентов иностранного капитала (Китая, Ин­дии), разработать концепцию государственной политики по привлечению иностранных инвестиций, определить в ней от­раслевые, территориальные приоритеты, меры по снижению рисков. Российское руководство должно максимально моби­лизовать все политические, дипломатические, финансовые ресурсы с целью формирования благоприятного инвестицион­ного климата, способного привлечь для делового сотрудниче­ства эффективных зарубежных инвесторов, прежде всего в передовые отрасли обрабатывающей промышленности с экспортоориентированным производством или замещающим импорт. России предстоит большая работа по созданию политических, правовых, экономических и социальных условий, соответству­ющих рекомендациям Всемирного банка, которые содержатся в Докладе о мировом развитии 2005 г. «Как сделать инвести­ционный климат благоприятным для всех». Главные критерии создания благоприятного инвестиционного климата государ­ственными органами: обеспечение стабильности и безопасно­сти (обеспечение имущественных прав на землю и другую соб­ственность, снижение преступности и др.); регулирование и налогообложение, содействующие развитию иностранного ин­вестирования и внешней торговле, упрощению и прозрачнос­ти налоговой системы, противодействию коррупции и др.; формирование развитых финансовых рынков и базовой инф­раструктуры (транспорт, телекоммуникации, электроснабже­ние); положительное регулирование рынка труда (по оплате труда, отпускам, социальному страхованию и т.д.), повыше­ние квалификации рабочей силы; уважение и соблюдение международных соглашений и стандартов.

Стратегическими инвесторами в ключевые отрасли рос­сийской экономики могут стать при благоприятном инвестици­онном климате не только крупные ТНК, но и средние, малые предприятия Западной Европы, Японии, США.


^

Список литературы





  1. Российский статистический ежегодник. 2007: Стат. сб. / Росстат. – М.,2007. – 820 с.

  2. Россия в цифрах. 2007: Крат. Стат. сб. / Росстат. – М., 2007. – 452 с.

  3. Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 296 с.

  4. Бадарч Д., Ганболд А., Лундзенбазар Х., Попоа М.,Филин С., Якушев А. Прямые иностранные инвестиции как наиболее эффективная форма зарубежных инвестиций в экономике государства // Инвестиции в России. – 2006. - №12. – с. 13-22.

  5. Булатов А.С. Россия в мировом инвестиционном процессе // Вопросы экономики. – 2004. - №1. – с. 74-84.

  6. Гагаринов В.И. Россия в мировом процессе движения капитала и труда: Учебное пособие. – Киров: «АСА», 2007. – 204 с.

  7. Гусев К.Н. Иностранные инвестиции в России: новые рекорды // Банковское дело. – 2006. - №5. – с. 23-30.

  8. Мировая экономика: Учебник / Под ред. Проф. А.С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2003. – 734 с.

Приложения


Приложение 1

Таблица 1 – Объём инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, по видам





1995

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Млн. долл.

США

В % к итогу

Млн. долл.

США


В % к итогу

Млн. долл. США

В % к итогу

Млн. долл. США

В % к итогу

Млн. долл. США

В % к итогу

Млн. долл. США

В % к итогу

Млн. долл. США

В % к итогу

Млн. долл. США

В % к итогу

Млн. долл. США

В % к итогу

Всего инвестиций

в том числе

2983

100

9560

100

10958

100

14258

100

19780

100

29699

100

40509

100

53651

100

55109

100

прямые инвестиции из них:

2020

67,7

4260

44,6

4429

40,4

3980

27,9

4002

20,2

6781

22,8

9420

23,3

13072

24,4

13678

24,8

взносы в капитал

1455

48,8

1163

12,2

1060

9,7

1271

8,9

1713

8,6

2243

7,5

7307

18,0

10360

19,3

8769

15,9

кредиты, полученые от зарубежных совладельцев организаций

341

11,4

1872

19,6

2738

25,0

2117

14,8

1300

6,6

2106

7,1

1695

4,2

2165

4,0

3987

7,1

прочие прямые инвестиции

224

7,5

1225

12,8

631

5,7

592

4,2

989

5,0

2432

8,2

418

1,1

547

1,1

922

1,8

портфельные инвестиции из них:

39

1,3

31

0,3

145

1,3

451

3,2

472

2,4

401

1,4

333

0,8

453

0,8

3182

5,8

акции и паи

11

0,4

27

0,3

72

0,6

329

2,3

283

1,4

369

1,2

302

0,7

328

0,6

2888

5,2

долговые ценные бумаги

28

0,9

2

0,0

72

0,6

104

0,7

129

0,7

32

0,1

31

0,1

125

0,2

294

0,6

прочие инвестиции из них:

924

31,0

5269

55,1

6384

58,3

9827

68,9

15306

77,4

22517

75,8

30756

75,9

40126

74,8

38249

69,4

торговые кредиты

187

6,3

1452

15,2

1544

14,1

1835

12,9

2243

11,3

2973

10,0

3848

9,5

6025

11,2

9258

16,8

прочие кредиты

493

16,5

3349

35,0

4735

43,2

7904

55,4

12928

65,4

19220

64,7

26416

65,2

33745

62,9

28458

51,6

прочее

244

8,2

468

4,9

105

1,0

88

0,6

135

0,7

324

1,1

492

1,2

356

0,7

533

1,0


Таблица 2 – Накопленные по итогам 2006 г. иностранные инвестиции в РФ по основным странам-инвесторам





Накоплено на конец 2006 г.

млн. долл.

в % к итогу

Всего инвестиций

в том числе 10-стран лидеров

142926

123871

100

86,7

Кипр

32276

22,6

Нидерланды

23451

16,4

Люксембург

22870

16,0

Германия

12260

8,6

Великобритания

11801

8,2

США

7698

5,4

Виргинские о-ва (Брит.)

4259

3,0

Франция

3699

2,6

Швейцария

2832

2,0

Япония

2725

1,9





Скачать файл (155.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации