Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Говоркова Н.Б., Кукушкина Г.Г. Первые дни ребенка в школе: рефлексивные круги, игры - файл 1.doc


Говоркова Н.Б., Кукушкина Г.Г. Первые дни ребенка в школе: рефлексивные круги, игры
скачать (18801 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc18801kb.03.12.2011 09:45скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4   5   6






УДК 372.22 ББК 74.202.4 П26

Авторы-составители Б. Говоркова, Г. Г. Кукушкина

Первые дни ребенка в школе: рефлексивные круги, игры/ авт.-сост. Н.Б.Говоркова, Г. Г. Кукушкина. -Волгоград: Учитель, 2008. - 159 с. ISBN 978-5-7057-1608-1

Вниманию учителя предложены рекомендации по организации первых дней пребывания ребенка в школе, разработки нестандартных классных часов (в форме рефлексивных кругов), игры и упражнения, направленные на успешную социализа­цию ребенка. Материалы, представленные в данном пособии, помогут педагогу нау­чить первоклассников быть школьниками, совместно с детьми выработать правила самостоятельной работы; научить учиться. Предложенный материал может быть использован на уроках, в группе продленного дня, во внеклассной работе.

Предназначено для учителей начальных классов и воспитателей групп про­дленного дня, может быть полезно студентам педагогических колледжей и вузов.

УДК 372.22 ББК 74.202.4

ISBN 978-5-7057-1608-1

© Говорксф'Н. Б., кукушкина Г. Г.,

авторы-сЬсга'вйтелй, 2007 © Издательство «Учитель», 2007 © Оформление. Издательство «Учитель», 2007

Издание 2008 г.

ВВЕДЕНИЕ

Иногда успеха добиваются те, кто этого хочет. Чаще те, кто хочет и талантлив. А всегда - те, кто не может жить без работы, в которой пытается добиться успеха.

Проблема подготовки обучающихся к жизни в новом соци­ально-экономическом и культурном пространстве обретает осо­бую актуальность в связи с возникающими в последние годы дискуссиями об эффективности начального этапа обучения.

Психологи утверждают, что если человек в первые 10 лет своей жизни терпит неудачи (а именно эти годы приходятся на обучение в начальной школе), то к 10 годам от его уверенности в себе не останется и следа, мотивация пропадает, человек сми­ряется с неудачами.

Возраст от 5 до 10 лет считается, с этой точки зрения, крити­ческим. Неудачи, с которыми надо бороться в течение всего времени обучения в школе, легче всего предотвратить именно на этом этапе. Если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть шансы на успех в жизни.

Адаптация человека в новых условиях жизни и деятельно­сти, как правило, связана с напряжением его душевных и физи­ческих сил. Чем младше человек, чем меньше его социальный опыт, тем более неадекватным будет это напряжение - либо ма­лым, либо чрезмерным.

Учителю начальной школы, обучающему первоклассников, приходится одновременно контролировать и вопросы общения детей друг с другом и с другими взрослыми, и психофизиологи­ческое самочувствие детей, и течение учебного процесса, и мно­гое другое.

Адаптация – сложный многофакторный процесс включения человека в новые условия жизнедеятельности, в новую систему требований и контроля, в новый коллектив.

В нашем понимании адаптация - это часть сложного, проти­воречивого, динамичного процесса, этап самореализации лично­сти, направленный на освоение социальных норм и ценностей.


Переход ребенка из разряда дошкольника в разряд перво­классника - серьезное испытание и для самого малыша, и для его родителей. Такой же ответственный момент переживает учитель, встречающий ребенка в школе. Каким бы опытом рабо­ты и педагогическим мастерством он ни обладал, каждый класс новоявленных школьников требует от педагога новых подходов, новых решений. Того же требует от учителя время. Школа жи­вет ожиданием новых стандартов в образовании, полный пере­ход на которые планируется к 2013-2014 годам. Главной зада­чей образовательного учреждения становится не вооружение школьника определенным набором знаний, а формирование умений эти знания добывать. Объем информации, необходимой для жизни, стремительно увеличивается, поэтому невозможно за период обучения снабдить учащегося знаниями на всю жизнь. Совершенно очевидно, что человеку придется непрерывно учиться, переучиваться, повышать квалификацию. Школа долж­на подготовить ученика к будущей жизни, сделать его членом общества. Много внимания следует уделять таким формам обу­чения, где востребованы активность и инициатива ребенка, где поощряются поиск и творчество.

Адаптация ребенка к школе может успешно реализовываться при учете ряда условий психологической поддержки. Это:

  • развертывание преемственной связи начала обучения с решением жизненных и теоретических (мировоззренческих) проблем, волнующих вчерашнего дошкольника;

  • сохранение имеющего место в дошкольный период интереса к индивидуальным суждениям каждого ребенка;

  • обеспечение активного личностного диалога всех участников образовательного процесса (сам ученик, педагоги, одноклассники);

  • декларирование права на ошибку как естественного и закономерного условия совершенствования человека.

В первой части пособия рассказывается, как возможно обес­печить эти условия в рамках гуманистической парадигмы обра­зования. Учет условий, способствующих адаптации первоклас-

4

сников, и условий их психологической поддержки позволил сформулировать пути, которыми следует двигаться педагогу, обучая первоклассников в первые месяцы учебного года.

Во второй части пособия содержатся рекомендации, предна­значенные для учителей начальных классов и воспитателей групп продленного дня и направленные на включение перво­классников в свободную самостоятельную учебную деятель­ность в период адаптации к школе.

Под свободной самостоятельной деятельностью подразуме­вается предоставление ребенку свободы в выборе содержания и способов учебной деятельности. Свободная самостоятельная учебная деятельность первоклассников в группе продленного дня может стать вариантом закрепления пройденного мате­риала и самостоятельного знакомства с новой темой.

Учащимся предоставляется право работы в автономном ре­жиме. Каждый ученик самостоятельно выбирает для себя цель деятельности, напрямую связывая ее с усвоением предметных знаний, осуществляет планирование своей деятельности и дает оценку полученным результатам. При этом доминируют методы самостоятельной работы со специально разработанным дидак­тическим материалом при минимальной консультационной по­мощи учителя.

Свободная самостоятельная деятельность преследует следующие цели :

— повышение уровня самостоятельности при выполнении учебных действий;

- самостоятельное частичное прохождение программного материала;

  • опережающее знакомство с программным материалом

  • развитие основ самообразования: писать, читать в нужном темпе, уметь концентрировать свое внимание, видеть главное при чтении, работать с учебной и справочной литературой;

- создание положительной мотивации к учебной деятельности;


  • развитие способности сознательной дисциплины и саморегуляции поведения;

  • развитие познавательного и творческого потенциала учащихся;

  • формирование рефлексивно-оценочной деятельности и навыка самопроверки.

Предложенные занятия позволят показать детям возможно­сти самостоятельной учебной деятельности; заложить основу для формирования опыта свободной самостоятельной учебной деятельности; выработать правила самостоятельной работы.

Вниманию учителя начальных классов предложены разра­ботки нестандартных классных часов (в форме рефлексивных кругов), которые можно провести для первоклассников в адап­тационный период.

В процессе превращения дошкольника в ученика важна каж­дая минута, проведенная ребенком в школе. Организовать досуг первоклассников помогут игры, предложенные в пособии.

Пособие поможет учителю научить ребенка учиться и полю­бить этот труд. Д. С. Лихачев в своих «Письмах о добром и пре­красном» писал: «Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нем радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлече­ний выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни». Хо­чется верить, что данное пособие поможет учителю и ребенку найти радость в своем труде, а, значит, вчерашние дошколята станут самыми настоящими школьниками, пытливыми, стремя­щимися к знаниям, успешными.

Удачи вам и радости творчества!

Часть I

^ ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

ПОДДЕРЖКЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД*

ЭТАПЫ, НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

^ I этап (апрель-май) Диагностика школьной зрелости

Почему это важно?

Еще совсем недавно многих родителей не волновала подготовка ребенка к школе. Детям исполнялось 7 лет, и они автома­тически становились школьниками.

Сейчас, когда изменилось социально-экономическое пространство в стране, у родителей появилась возможность выбрать школу (либо государственную, либо частную), найти своему любимому чаду самую престижную.

Многие, заранее обучив малыша чтению, письму и счету, искренне уверены, что их ребенок, бегло читающий и считающий до 100 и более, конечно же, готов к обучению.

Учеба школьника, как самостоятельный вид деятельности, требует от него систематического напряжения, упорства, достаточной силы воли, предполагает высокий уровень психического развития, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к ухудшению здоровья ребенка.

Поэтому возникает вопрос, в какой мере способен поступающий в школу ребенок учиться без затруднений? Ребенок, не достигший необходимого уровня развития, сталкивается в школе с массой трудностей и неудач, что может иметь отрица

* Из опыта работы МОУ СОШ Ни 45 г. Волгограда.

7

тельные последствия. Проблема готовности становится все бо­лее значимой, ибо от ее решения, без преувеличения, зависят че­ловеческие судьбы.

Готовность к школе сегодня рассматривается как комплексная характеристика,, включающая в себя следующие компоненты:

  • психофизиологический (созревание организма);

  • педагогический (все, чему научили ребенка);

  • психологический (особенности развития и формирования).

Какой из трех компонентов наиболее важен при определе­нии школьной зрелости? Основными показателями психологи­ческой готовности к обучению являются:

- зрелость психических процессов (определенный уровень
развития восприятия, мышления, внимания, памяти, речи и др.);

  • эмоционально-волевая готовность (снижение импульсив­
    ности, эмоциональная устойчивость);

  • сформированности навыков общения (умение строить но­
    вые взаимоотношения со сверстниками и взрослыми) и др.

На этом этапе проводится комплексное обследование ребен­ка в присутствии родителей. На каждого будущего ученика за­полняется протокол психологического обследования. По его ре­зультатам проводится беседа с родителями о степени готовности ребенка к началу обучения, при необходимости обсуждаются проблемы, которые могут возникнуть при поступлении ребенка в школу. Обязательно даются рекомендации, как с ними спра­виться. Это могут быть предложения о целесообразности обуче­ния ребенка по той или иной программе, рекомендации по кон­сультированию со специалистами (психоневрологом, логопе­дом, невропатологом) до начала школьного обучения.

Диагностика психологической готовности проводится не для осуществления отбора в школу, а для профилактики нежела­тельного психического развития ребенка и реализации индиви­дуального подхода к нему в обучении и развитии.

После обследования проводится качественный анализ ре­
зультатов с представителями школьной администрации и педа­
гогами.

^ II этап (август) Семинар-практикум для учителя первого класса

Практика показывает, что если ребенок учится в доброжела­тельной атмосфере, если он доверяет педагогу, то ему легче преодолеть трудности и пережить неудачи. Личность учителя играет главную роль в развитии младшего школьника.

Ключевой психологической особенностью младшего школь­ного возраста является авторитетность взрослого (прежде всего, учителя), вера в истинность всего, что он «несет», а также до­верчивость и восприимчивость.

Путь к ученику мы «прокладываем» через учителя. Учитель должен быть добрым, но требовательным, не унижать оскорбле­ниями и двойками, а помогать ребенку.

Формы и методы работы с учителем первоклассников:

  • диагностика и самодиагностика учителей. Составление
    «психологического портрета» (см. Приложение 4) помогает-
    учителю найти резервы для более эффективной работы или по­
    пять причины существующих профессиональных проблем;

  • элементы тренингов (СПТ, аутотренинг, тренинг обще­
    ния);




  • обмен информацией. Психолог информирует о том, что та­
    кое психологическое развитие, каковы его закономерности и
    возрастные особенности;

  • анализ прошлого опыта. Учителя делятся опытом внедре­
    ния курса «Внимание! Первоклассник!», анализируют, что уда­
    лось в тренинге, какие были трудности, «находки», пожелания;

  • моделирование уроков. Детальное обсуждение методики
    проведения занятий, проигрывание каждого учебного дня, ис­
    пользование видеозаписей предыдущих тренингов.

^ III этап (сентябрь) Курс-тренинг « Внимание! Первоклассник!»

Главная цель курса - душевное здоровье, эмоциональное благополучие как условие успешности любой деятельности. Ведь любой человек, особенно ребенок, с эмоциональными про­блемами не способен ни усваивать знания, ни полноценно тво­рить, ни полноценно общаться. .

Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответ­ственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Это новые контакты, новые отношения, новые обязанности маленького че­ловека. Изменяется вся жизнь ребенка и даже всей семьи: она подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, так как школа с первых же дней ставит перед учеником ряд задач, не связанных непосредственно с его опытом, требует максимальной мобилизации интеллекту­альных и физических сил.

Ведущая роль учебной деятельности младшего школьника не исключает того, что он активно включен и в другие виды деятельности (игра, спорт, искусство и др.). В этот период в ре­бенке живут два желания - хочу учиться и хочу играть.

Курс «Внимание! Первоклассник!» учитывает все сложности начального этапа обучения детей и их возрастные особенности.

Психологический аспект:

- сохранение психического здоровья и эмоционального бла­гополучия;

- формирование у ребенка представления о школе как о мес­
те, где он будет принят со всеми своими чувствами, мыслями.

Педагогический аспект:

- формирование умения учиться;

- развитие навыков сотрудничества со сверстниками и
взрослыми.

Курс-тренинг - это своеобразный мостик, постепенный пе­реход от дошкольного детства в детство школьное. По форме,

10

по манере общения курс «Внимание! Первоклассник!» строится как обучение навыкам учебного сотрудничества. Материал, с которым работают дети, чисто дошкольный. Это игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, внимание. В процессе занятий дети учатся договариваться, об­мениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя.

^ Программа курса-тренинга «Введение в школьную жизнь»

День 1-й

Урок 1 Урок 2 Урок 3 День 2-й

Урок 1 Урок 2 Урок 3

День 3-й

Урок 1 Урок 2 Урок 3

День 4-й

Урок 1 Урок 2 Урок 3

День 5-й

Урок 1 Урок 2 Урок 3

День 6-й

Урок 1 Урок 2 Урок 3

Знакомство.

Режим дня школьника.

Схема класса.

Школьные традиции.

Кто не против нас, тот с нами.

Оценка.

Я и Мы.

Реакция на реплику.

Самооценка.

Отработка ранее введенных знаков, правил. Как надо и не надо спорить. Разные критерии оценки.

Когда непонятно, как надо действовать. Ситуация недоопределенного правила. Общая работа как сумма индивидуальных.

Понятно ли мы говорим? Различные стороны сотрудничества. Адресность сообщения.

11



День 7-й

Урок 1 Групповое взаимодействие.

Урок 2 Ловушка.

Урок 3 Содержательность высказывания.

День 8-й

Урок 1 Урок 2

Учимся доказывать. Поиск выхода из ситуации. Обращение за помощью. Урок 3 Понятность высказывания, точность

информации, содержательность вопроса.

День 9-й

Урок 2 День 10-й

Урок 1 Учимся аргументировать высказывание. Критерии оценки. Точка зрения оценивающего.

Урок 1 Лесная школа.

Урок 2 Праздник «Рождение класса».

Занятия курса способствуют ускоренному знакомству пер­воклассников друг с другом (в отличие от традиционной систе-1 мы), созданию благоприятного психологического климата в классе, стремлению вместе работать, ведь учение, как известно, носит коллективный характер.

Особое место в курсе занимают мотивацией ные беседы, кото­рые позволяют выявить детей с отсутствием учебно-познава­тельной мотивации.

Учителя знают, как важно с первого же дня разъяснить де­тям, что от них требуется. Курс помогает первоклассникам осознать новые требования, формирует внутреннюю потреб­ность в соблюдении установленного распорядка.

В школе, как известно, ставят отметки. Восприятие ребен­ком оценки его деятельности, в конечном счете, является для него оценкой его личности в целом. Этому способствует реак­ция родителей, которые встречают ребенка из школы вопроса­ми: «Что ты получил? Какие у тебя отметки?».

Задания и беседы в рамках данного курса играют психопро­филактическую роль и защищают от сильных переживаний в случае первых неудач. Специальные задания и упражнения формируют навыки взаимо- и самооценивания. Это способству­ет развитию рефлексии у детей и формированию объективной самооценки.

Учитель имеет возможность уже в течение первых двух не­дель сделать «фотографию» класса, увидеть всех детей (лидеров и тех, кому нужно уделить больше внимания), отследить эмо­циональное состояние каждого ребенка через «срезы» настрое­ния в цвете, которые проводятся в конце каждого дня (основа -цветопись Лутошкина).

Также ежедневно учитель получает обратную связь от роди­телей, присутствующих на уроках. Они в «дневничках» ведут записи наблюдений за группами детей во время занятий, на пе­ременах.

Особую ценность в этот период имеет такая форма обратной связи, как «письмо учителю». Ежедневно ребенок делится с учителем, родителями впечатлениями прошедшего дня, вопро­сами и пожеланиями.

Параллельно с созданием классного коллектива курс « Вни­мание! Первоклассник!» способствует формированию родитель­ского коллектива. Это очень важный момент в сохранении пси­хического здоровья детей, так как тревога ребенка по поводу школы в огромной степени связана с тем, как домашние отно­сятся к его школьной жизни.

Родители наших первоклассников приняли курс, поддержи­вают его.

В течение курса мы систематически проводим анализ заня­тий. Здесь обсуждаем каждого ребенка, отмечаем, кто был ус­пешен, как вел себя, принимаем конкретные решения, делаем выводы.


12

13

IV этап (октябрь-ноябрь) Изучение социально-психологической адаптации детей к школе

Адаптация (приспособление) ребенка к школе происходит не сразу. Это довольно длительный процесс, связанный со значи­тельным напряжением всех систем организма.

Основными показателями благоприятной адаптации ребенка являются: формирование адекватного поведения, установление контакта с учащимися, учителями, овладение навыками учебной деятельности.

Индикатором трудности процесса адаптации к школе явля­ются негативные изменения в поведении ребенка - это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность, или, наобо­рот, заторможенность, депрессивность. Могут возникнуть чув­ство страха, нежелание идти в школу и т. д.

Исследования специалистов показывают, что социально-психологическая адаптация детей к школе проходит по-разному. Большинство детей (56 %) адаптируются в течение первых двух месяцев обучения (6-8 педель), вторая группа (30 %) имеет бо­лее длительный период адаптации, третья группа (14 %) - дети, у которых период начала обучения в школе связан со значи­тельными трудностями.

В октябре-ноябре проводится исследование с целью изуче­ния того, как адаптируются дети, прошедшие курс-тренинг. Ис­следование включает тестирование, анкетирование детей, роди­телей, учителей.

Исследования обычно показывают, что после прохождения курса «Внимание! Первоклассник!» адаптировались примерно 82—83 % детей. Эти дети относительно быстро вливаются в кол­лектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в клас­се, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, без видимого напряжения выполняют требования учителя.

Примерно у 9-10 % школьников проходит неполная адапта­ция, период несоответствия их поведения требованиям школы

14

затягивается. У 5-6 % школьников социально-психологическая адаптация бывает связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций.

^ V этап (ноябрь)

Психолого-педагогический консилиум по результатам исследований

Это одно из направлений работы психологов, логопеда и пе­дагогов во время адаптационного периода. Консилиум прово­дится и готовится психологом с участием логопеда и учителей, работающих в классе, представителей администрации.

Психолог и логопед представляют анализ результатов про­веденных исследований по адаптации детей каждого класса.

Учитель дает характеристику класса, делится своими наблю­дениями.

В задачу консилиума входит выявление причин отклонений и поведении и обучении детей, затрудняющих их социально-психологическую адаптацию. Здесь же вырабатываются реко­мендации отдельным учащимся для учителей, родителей. Это могут быть предложения о проведении беседы с родителями, рекомендации о консультации с врачом, пожелания по разви­вающей работе психолога с ребенком в группе «Общение».

О некоторых итогах.

Эта технология создает более благоприятные условия для адаптации первоклассников, профилактики и преодоления от­клонений в интеллектуальном и личностном развитии детей.

Особое место в организации работы по поддержке будущих школьников занимает курс-тренинг «Внимание! Первокласс­ник!», который позволяет создать условия для того, чтобы роди­тели первоклассников и учащихся других классов стали союз-пиками педагогов и администрации школы. Курс помогает соз­дать особую форму общения между учителями и родителями, которую можно обозначить как доверительный контакт.

15

Для получения итоговой обратной связи рекомендуем пред­ложить родителям следующие вопросы :

  1. Помог ли курс « Внимание! Первоклассник!» вашему ре­
    бенку ив чем?

  2. Помог ли курс вам как родителям и в чем?

3) Считаете ли вы целесообразным проведение курса?
Проанализировав ответы родителей, выяснили: большинство

из них считают, что курс помог их ребенку:

  • привыкнуть к школе;

  • освоить учебные правила;

  • найти друзей;

т- снизить тревожность.

Многие участники опроса отметили, что курс помог им как родителям. Курс «Внимание! Первоклассник!» позволил роди­телям:

~: больше времени общаться с ребенком;

,— увидеть, как ребенок общается со сверстниками, бткрыть новые особенности его поведения;

  • оценить способности ребенка;

  • познакомиться со школой, родителями, освоиться, подру­
    житься, увидеть школу с наилучшей стороны;

  • понять, что ребенку нужны родительская поддержка и уча­
    стие.

За время курса родителям предоставляется возможность оце­нить свои действия по отношению к ребенку, его успехам и не­удачам. У многих родителей после посещения занятий исчезает беспокойство, появляется уверенность в том, что «ребенка не оставят без помощи, если у него что-то не получится».

Проведение этой программы для малышей-первоклассников целесообразно и своевременно.

По мнению родителей, это «введение в профессию ученика».

Также данная работа способствует уменьшению количества часто болеющих детей в 1—4 классах, так как снижает риск на­рушения школьной адаптации.

16

Курс «Внимание! Первоклассник!» - очень тонкое, мудрое, а главное, своевременное решение проблемы адаптации ребенка к школьной среде.

^ МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА В ПЕРВОМ КЛАССЕ

Адаптация - естественное состояние человека, проявляю­щееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жиз­ни, новой деятельности, новым социальным контактам^ новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непри­вычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучное™ его протекания зависят не только ycriem-N иость овладения учебной деятельностью, но комфортность пре­бывания в школе, эмоциональное здоровье ребенка, его отноше­ние к школе и учению. Таким образом, адаптация может проте­кать благополучно и неблагополучно, поэтому учитель должен наблюдать за детьми, прослеживая особенности его привыкания к школе. Наиболее оптимальный срок адаптации младшего школьника - 2-3 месяца.

Конечно, нельзя дать четкие рецепты, как организовать про­цесс обучения, чтобы он был безболезненным для каждого ре­бенка. Учитель выбирает свой стиль поведения в зависимости от характера и особенностей школьника.

В этот период особенно важно «мягкое», бережное отноше­ние к каждому ребенку, создание постоянной ситуации успеш­ности деятельности, демократический стиль общения, заинтере­сованность учителя в каждом. Резкие замечания, постоянные реплики «неправильно», «не стараешься», «невнимателен» раз­рушают положительное отношение первоклассника к деятель­ности, снижают интерес к учебным занятиям.

Особенно важно в адаптационный период дать возможность ребенку работать в свойственном ему темпе.

Учитель должен помнить, что школьник не может сразу ра­ботать в том темпе, который задает учитель, общий темп работы класса вырабатывается годами и требует от одних (кто отстает)

17

Волгоградская областная

универсальная научная

библиотека им. М. Горького

более быстрых действий, а от других (кто работает быстро) снижения своего темпа. Дети научатся регулировать свой темп, но не сразу и не в первом классе.

Главное помнить, что проблема адаптации ребенка к школь­ной жизни - залог успешности ребенка и его личностного благо­получия.

^ РЕКОМЕНДАЦИИ НО ОРГАНИЗАЦИИ

АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА В ПЕРВОМ КЛАССЕ

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Психофизиологические особенности ребенка седьмого года жизни

Принципиально важной особенностью детей этого возраста является их несомненный интерес к окружающей жизни: людям, событиям, фактам. Первоклассники умеют общаться, проявляют сопереживание, сочувствие, знают и выполняют основные пра­вила этического поведения и взаимодействия в быту, игре,.! уче­нье. Дети способны в определенной мере управлять своим пове­дением, знают границы дозволенного, выполняют требования взрослых. Они с интересом участвуют в различной деятельно­сти, хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незна­комой обстановке. Вместе с тем им еще необходима четкая и краткая инструкция взрослого, а также представленная последов вательность (алгоритм действия). Им еще трудно оценить ре­зультат и качество своей работы, сравнить его с эталоном, само­стоятельно исправить ошибки и внести коррективы по ходу дея­тельности.

На достаточно высоком уровне развития у детей находится зрительно-пространственное восприятие. Они способны харак­теризовать пространственные взаимоотношения предметов (справа-слева, на-за-под, сверху-снизу и пр.), различать распо­ложения фигур на плоскости, находить детали. Дети могут раз­личать геометрические фигуры, выделять их в предметах окру­жающего мира; способны к классификации предметов по форме,

18

размеру, цвету; могут различать и выделять буквы и цифры, на­писанные разным шрифтом; могут мысленно находить часть целого, достраивать фигуры по схеме, конструировать их из де­талей. Среди первоклассников 6-7 лет 30—35 % детей имеют i ^сформированное зрительно-пространственное восприятие. Это может послужить причиной трудностей при обучении письму и чтению, особенно при форсировании темпа письма и чтения.

Развитие.зрительно-моторных координации позволяет детям 6 лет координировать свои движения: они могут срисовывать простые предметы, цифры, буквы с соблюдением пропорций, соотношений штрихов, размеров. В то же время для детей этого возраста характерно слабое развитие мелкой моторики руки. Около трети детей, поступающих в школу, имеют несформиро-ианность моторных функций и зрительно-моторных координа­ции, что также может стать причиной трудностей при обучении письму и чтению, особенно при форсировании темпа письма.

Развитие слухо-моторных координации позволяет различать и воспроизводить несложный ритмический рисунок, выполнять под музыку ритмические движения и т. п.

Уровень развития мыслительной деятельности детей этого возраста обеспечивает возможность успешного школьного обу-4 чения. Наиболее характерными типами мышления являются на­глядно-образное и наглядно-действенное, их развитие и совер­шенствование способствуют формированию логической формы мышления.

Речевое развитие детей седьмого года жизни предполагает наличие хорошего словарного запаса (3,5-7 тыс. слов), грамма­тически правильной и выразительной устной речи, умения пра­вильно произносить все звуки родного языка, способности к элементарному звуковому анализу слов.

Дети этого возраста способны к произвольному вниманию, однако его устойчивость еще невелика и во многом зависит от. условий организации обучения и индивидуальных способностей ребенка. Так, он может заниматься непрерывно одной и той же

19

деятельностью (чтением, письмом, беседой и пр.) не более 10-12 минут, что необходимо учитывать при организации обу­чения.

Особенности памяти: преобладание непроизвольного запо­минания, то есть способность к произвольным действиям памя­ти, особенно в том случае, когда школьников учат специальным приемам запоминания.

Такие возрастные особенности детей седьмого года жизни, как сложность произвольной регуляции деятельности, быстрая утомляемость и другие объясняют и сложность для них статиче­ских нагрузок, недопустимость ограничения двигательного ре­жима, трудность быстрого переключения с одного вида дея­тельности на другой. Следует помнить, что дети этого возраста эмоционально реагируют на неуспехи и неудачи в своей дея­тельности, могут болезненно относиться к стилю отношения взрослого к себе, эмоционально (иногда неадекватно) реагиро­вать на его замечания и критику. В процессе деятельности ре-^ бенка необходимы положительная поддержка и одобрение со стороны педагога, особенно в тех случаях, когда есть трудности в выполнении задания.

  1   2   3   4   5   6



Скачать файл (18801 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации