Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Доклад - Основные формы и методы работы психологов, социальных работников и специалистов физической реабилитации в условиях экстремальной ситуации - файл 1.doc


Доклад - Основные формы и методы работы психологов, социальных работников и специалистов физической реабилитации в условиях экстремальной ситуации
скачать (315 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc315kb.03.12.2011 09:45скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...




Адъюнкт-профессор психологии ГОЛЕВ С.В.

Доцент кафедры социально-психологических технологий ХФ ОМУРЧ «Украина», начальник отделения психопрофилактики и профессионального психологического отбора Центра ППППО УМВД Украины в Херсонской области
Основные формы и методы работы психологов, социальных работников и специалистов физической реабилитации в условиях экстремальной ситуации

Специалистов к действиям в экстремальных услови

Многие сферы жизнедеятельности в силу внутренних и внешних опасностей и угроз иногда становятся экстремаль­ными.
В настоящее время практически все сферы находятся в экстремальном состоянии. Поэтому есть все основания го­ворить не просто о действиях практических психологов и социальных работников в экстремальных ситуациях, а о необходимости создания экстремальной психоло­гии как самостоятельной отрасли.
^ Дело в том, что экстремальные ситуации требуют спе­цификации:

*социально-психологической диагностики,

*пси­хотехники воздействия

*и проведения консультирования,

т.е. всех основных направлений профессиональной дея­тельности психологов и соц. работников.
В частности, диагностика социально-психологических явлений в экстремальных ситуациях имеет существенные отличия.
В этих условиях из-за цейтнота времени нельзя создать программу диагностики. Действия, в том числе практиче­ских психологов и социальных работников, определяются планом на случай чрезвы­чайных обстоятельств. Методы и методики в этих условиях вообще не применимы, за исключением:

  • видеосъемки,

  • ана­лиза социальной симптоматики,

  • применения ретроспек­тивного подхода и т.д.

Впрочем, экстремальные ситуации выполняют диагностирующую роль. В этих условиях лич­ность «обнажается». Надо только все это зафиксировать.
Не применимы во многих экстремальных ситуациях и обычные методы социально-психологического воздейст­вия. В данных условиях работают не психотерапия и тре­нинги, а методы специальных операций контрпропагандистского характера.
^ Именно они применяются:

-во время бое­вых действий,

-эффективны в борьбе с преступностью.

-Здесь не лишней является и «шоковая терапия».
В то же время здесь имеют место:

  • и специальная психо­логическая помощь,

  • и реабилитационная работа,

  • и соци­альная помощь беженцам из «горячих точек» в целях их адаптации,

  • участникам боевых действий, получивших тот или иной синдром,

  • а также специальные меры по поддер­жанию морально-психологического «духа» населения и специальных подразделений в условиях боевых действий,

  • террористических актов

  • в прифронтовой полосе.



Все зависит от целей социально-психологического воз­действия в экстремальных ситуациях:

*в одном случае надо поддержать, помочь;

*в другом — следует пресечь, например, слухи, панику;

*в третьем — провести переговоры;

*в четвертом — разложить в морально-психологическом отношении, развенчать, шокировать противника;

*в пятом — оказать содействие в адаптации к новой культуре.
Как известно, экстремальные ситуации возникают в си­лу различных причин.
По источнику происхождения экстремальные ситуации подразделяются на:


  1. природные (лесные пожары; наводнения; землетря­сения; сели; ураганы; снежные заносы; цунами; засуха; экологические бедствия);

  2. техногенные (аварии, катастрофы);

  3. эпидемиологические (эпидемии; вспышки инфекци­онных заболеваний);

  4. социальные (терроризм; захват заложников; соци­альные конфликты — забастовки; гражданское неповино­вение, гражданская война).


Данные экстремальные ситуации могут накладываться друг на друга и проявляться в различных формах социаль­ной напряженности.
Можно выделить следующие формы проявления соци­альной напряженности и типы реагирования на ее возник­новение:

  1. определенные социально-демографические процессы (рождаемость, смертность, продолжительность жизни);

  2. криминальные последствия;

  1. психологические настроения, а именно: тревогу, мас­совое недовольство или депрессию, панику, агрессию или
    надежду на чудо;

  2. недоверие к власти, ее представителям;

  3. поведенческий аспект, связанный с протестом.


По крайней мере можно так же выделить три уровня развития социальной напряженности:

*низкий, практиче­ски не влияющий на общественную стабильность и безопас­ность;

*средний — заметно влияющий на жизнедеятель­ность общества;

*высокий — дезорганизующий функциони­рование социальных институтов и общностей.
Опасность предъявляет особые требования к личности практического психолога и социального работника, их профессиональной деятельности и готовно­сти.
Чтобы действовать грамотно в экстремальных ситуаци­ях, практический психолог и социальный работник должны быть:

  • адап­тированы к ним,

  • обладать стрессоустойчивостью

  • и социально-психологической компетентностью.


В экстремальных ситуациях, возникающих в силу дей­ствия природных, техногенных и эпидемиологических факторов, практическим психологам и социальным работникам прихо­дится сталкиваться с такими явлениями, как:

  1. паника;

  2. слухи;

  3. посттравматический синдром (ПТСР).


Паника — реакция массового страха. В своем развитии она проходит несколько стадий. Психолог и социальный работник обязаны в случае необходимости дать рекомендации по ее пресечению.

^ Особенно это актуально, когда происходят террористические акты:

*в метро,

*общественном транспорте,

*жилых помещениях,

* когда паникой охвачена толпа.
^ Посттравматический синдром возникает как в период экстремальных ситуаций, так и после их окончания.

На­пример, после землетрясения в Армении:

  • 86% обследован­ных, переживших землетрясение, первые 5-10 дней нахо­дились в состоянии оглушенности, трудности осмысления происходящего, заторможенности.

  • У 36% среди тех, кто потерял близких родственников, возникла потеря памяти на события первых нескольких дней после землетрясения.


^ Психологические реакции на экстремальные ситуации различны. Выделяют несколько типов стрессовых реакций,

*от дисстрессовых состояний и даже психологических рас­стройств

*до состояния мобилизованности.
Психологическую помощь пострадавшим в экстремаль­ных ситуациях в первую очередь должны уметь оказывать психологи и социальные работники, работающие в МЧС, МО, МВД Украины, здравоохра­нении.
Главными принципами оказания помощи перенесшим психологическую травму в результате влияния экстре­мальных ситуаций являются:

1*безотлагательность;

2*прибли­женность к месту событий;

3*ожидаемость восстановления нормального состояния;

^ 4*единство психологического воздействия

5*и простота психологиче­ского воздействия.
1. Безотлагательность означает, что помощь пострадав­шему должна быть оказана как можно быстрее: чем больше времени пройдет со времени травматизации, тем выше ве­роятность возникновения хронических расстройств (алко­голизм, прием наркотических средств).
^ 2. Смысл принципа приближенности состоит в оказании помощи без смены обстоятельств и социального окруже­ния, а также минимизации отрицательных последствий «госпитализма».
3. Ожидаемость: с лицом, перенесшим стрессовую ситуа­цию, следует обращаться не как с пациентом, а как с нор­мальным человеком. Необходимо поддержать уверенность в скором возвращении нормального состояния.
^ 4. Единство психологического воздействия подразумева­ет, что его источником должно выступать одно лицо, либо унифицированная процедура обращения.
5. Простота психологического воздействия связана с тем, чтобы отвести пострадавшего от источника травматизации, предоставить пищу, отдых, безопасное окружение и воз­можность быть выслушанным.
^ Для снятия посттравматического стресса проводятся:

  • психолого-реабилитационные курсы, т.е. оказывается со­циальная и психологическая помощь.

^ Эти меры могут включать в себя

*психодиагностику,

*консультирование,

*психотерапию,

*дибрифинги.
Дебрифинг — метод работы с групповой психической травмой (Дж.Митчелл, 1983).

Цель дебрифинга заключа­ется в сведении к минимуму последствий патогенного источника на группу путем организованного обсуждения про­исшедшего события.
^ При этом используют:

*и групповые методики,

*и санатор­но-курортное лечение,

*и восстановление в специальных центрах.

Такая помощь должна оказываться не только пострадавшему, но и его семье и т.д.
В последнее время наиболее часто возникают экстре­мальные ситуации, которые являются социальными по сво­ему происхождению.

Имеются в виду:

*терроризм, в том чис­ле политический,

*захват заложников,

*забастовки,

*граж­данские формы протеста и неповиновения,

*межнациональ­ные конфликты,

*массовые беспорядки, очаги гражданской войны.
Важную роль в урегулировании социальных конфлик­тов, освобождении заложников могут сыграть практиче­ские психологи. При этом неоценимое значе­ние имеет их социально-психологическая компетентность.
Дело в том, что социально-психологическая компетен­тность позволяет грамотно проводить:

  • переговоры;

  • обращение к толпе;

  • специальные мероприятия контрпропагандистского характера в условиях боевых действий, информационной борьбы, психологического противоборства.


Переговоры — переговорам рознь.

1. Одно дело перегово­ры, используемые для урегулирования трудовых конфлик­тов,

2. другое — применяемые для освобождения заложников. Впрочем, в том или в другом случае имеет место конфликт. Однако, несмотря на это, существует принципиальная раз­ница между указанными видами переговоров.
В настоящее время издана обширная литература об эта­пах, технике проведения переговоров (Н.В.Гришина, М.М.Лебедева и др.), в частности, практика проведения переговоров подробно освещена в книге: «Основы социаль­но-психологической теории» (Под ред. А.А.Бодалева, А.Н.Сухова. Рязань, 1995. С. 100; 109; 236-240).

Но одних теоретических знаний в данном случае недостаточно.
Не­обходима специальная подготовка «переговорщиков».
Весьма непростую задачу представляет собой обраще­ние и психологическое воздействие

  • на толпу,

  • участников массовых беспорядков.


^ Психологическое воздействие в целях предотвращения и пресечения массовых эксцессов распадается на несколько этапов:

*воздействие во время первой стадии;

воздействие, осуществляемое на второй стадии, т.е. в начале и в течение эксцесса.
*В первом случае воздействие направлено на предотвра­щение перерастания социальной напряженности в эксцес­сы;

*во-втором — на его сдерживание посредством обращений к гражданам, ведения с ними переговоров, проведения специальных мероприятий.
Следует иметь в виду, что в основе большинства экстре­мальных ситуаций лежат социальная напряженность и конфликты. Поэтому психологи и социальные работники должен быть готов к участию в урегулировании социаль­ных конфликтов.
^ Специалисты в области конфликтов не могут снимать с себя ответственности за разрыв между теорией и практикой разрешения социальных конфликтов. Нельзя допустить, чтобы теория конфликтов развивалась своим путем, а практика их разрешения шла своим.

Регулированием кон­фликтов должны заниматься специалисты.
В этом контексте особое значение приобретают:

-прогно­зирование,

-картография социальных конфликтов,

-анализ их причин возникновения, практики разрешения,

-а также разработка путей ее совершенствования.
При возникновении межнациональных конфликтов с применением оружия легко можно спровоцировать ситу­ацию и привести к эскалации конфликтов путем:

  • дезин­формации,

  • запуска слухов.


Поэтому особая ответствен­ность ложится на средства массовой информации не толь­ко в условиях чрезвычайного положения, но и социаль­ной напряженности. Здесь предельно остро встает вопрос:

*об объективности информации

*и корректности подачи материала.
В данном случае консультации практических психологов не повредят. Но речь не идет об особом режи­ме работы средств массовой информации, об их ограниче­ниях.
Экстремальная психология связана не только с практикой, но и с общением, професси­ональной подготовкой специалистов.
^ Главная цель экстремальной прикладной социальной психологии как учебной дисциплины должна состоять в формировании безопасного поведения личности и групп. При этом можно с успехом опираться на курсы «Безопас­ность жизнедеятельности» и «Безопасность человека».
В то же время следует осуществлять специальную под­готовку специалистов к действиям в экстремальных ситуа­циях по формированию у них стрессоустойчивости и других свойств.
Одним из экстремальных факторов, проявляющихся во многих случаях в социальной напряженности и конфлик­тах, является проблема адаптации «беженцев» из горячих точек, переселенцев, эмигрантов и вообще межкультурно­го взаимодействия.
^ Процесс приспособления к новой культурной среде до­вольно часто представляет собой патогенный источник и сопровождается:

  • невротическими и психосоматическими расстройствами,

  • девиантными и деликвентными отноше­ниями,

  • «культурным шоком»,

  • «культурной утомляемо­стью»,

  • «шоком перехода».


Процесс адаптации к новой культуре включает три ос­новных этапа.

*Первый характеризуется энтузиазмом и приподнятым настроением,

*второйфрустрацией, де­прессией и чувством замешательства,

*третий - переходящим в чув­ство уверенности и удовлетворения (Т.Г.Стефаненко).
Степень конфликтности и продолжительности адапта­ции к новой культуре зависит от социально-психологиче­ских характеристик переселенцев и своей, и чужой для них культур.

С.Боккер описал четыре основных вариантов адаптации к новой культуре с учетом последствий межкультурного взаимодействия:

  1. геноцид, т.е. уничтожение противостоящей группы;

  2. ассимилиция, т.е.постепенное добровольное или при­нудительное принятие традиций до полной идентификации
    с другой ментальностью;

  3. сегрегация, т.е. курс на раздельное развитие групп;

  4. интеграция, т.е. сохранение группами своей культур­ной идентичности при объединении в единое сообщество.


Исходя из этого, выделяется следующая типология пе­реселенцев:

  1. «перебежчик», который отбрасывает собственную культуру;

  2. «шовинист», который не признает чужой культуры;

  3. «маргинал» — колеблющийся между двумя культурами;

  4. «посредник» — синтезирующий обе культуры.


В настоящее время имеются различные программы, спо­собствующие адаптации к новой культуре.

Среди них вы­деляют:

1*просвещение,

2*ориентирование,

3*инструктаж,

4*тре­нинг

5*и «культурный ассимилятор».
^ 1. Цель просвещения — приобретение знаний о культуре, этнической общности и др.

С точки зрения Г.Триандиса, межкультурный тренинг решает две главные задачи:

  • знакомство с межкультурными различиями;

  • повышение социально-психологической компетент­ности в сфере культурных различий.

^ 5. Цель «культурного ассимилятора» — научить человека видеть ситуации с точки зрения членов чужой группы, по­нимать их картины мира. Поэтому данный метод предлага­ют называть техникой межкультурной сенситивности.

СУТЬ:

«Культурные ассимиляторы» состоят из описаний ситу­аций (от 37 до 100), в которых взаимодействуют персонажи из двух культур, и четырех интерпретаций поведения пер­сонажей каждой ситуации.

Проблема межкультурного взаимодействия не сводится к аккультурации, т.е. к культурным изменениям. Реально она существует в виде осложнений в межнациональных отношениях. Дело в том, что основным признаком этниче­ских общностей является культура. Культурные различия между этническими общностями нередко приводят к конф­ликтам и проявляются в различной степени терпимости к национальным меньшинствам, и наоборот.
Пожалуй, самым экстремальным фактором является преступность. Социальная психология обладает большими возможностями для объяснения природы этого явления и разработки рекомендаций по борьбе с ним.

Особенности личности переговорщика

Очевидно, что для ведения переговоров необходимо отбирать тех, кто обладает определенными личностными качествами, спо­собствующими успешному ведению переговоров. Академией МВД на основе анализа конкретных ситуаций, проведения от­бора и подготовки переговорщиков, исследования литературных источников определены основные психологические характери­стики, необходимые для успешного ведения переговоров.

^ Требо­вания к личности переговорщика можно разделить на два блока.

1.В первый входят те качества, которые хорошо развиты и явно проявляются у сотрудника, претендующего на роль переговор­щика, и без которых невозможна успешная подготовка к данной деятельности.

2. Во второй блок входят качества, которые должны присутствовать у переговорщика, но они могут быть неразвиты, и их развитие возможно в ходе обучения.
^ 1. В состав первого блока входят следующие качества:

  • личностно-эмоциональные — уверенность, эмпатия, сензитивность, теплота, общительность, коммуникабель­ность, проницательность, интуиция, осторожность, опти­мизм;

  • интеллектуальные — гибкость ума, изобретательность, ас­социативность;

  • культурные — располагающий внешний вид, доброжела­тельность, артистизм.


^ 2. Второй блок представлен качествами, характеризующими:

  • эмоциональную устойчивость — стрессоустойчивость, само­контроль, самообладание;

  • социально-психологическую компетентность — умение вести диалог, конструктивизм, ролевая находчивость, спо­собность убеждать, жизненный опыт, профессиональный опыт общения.


Обучение должно быть построено на усвоении теоретиче­ского материала на основе проведения лекций, практических занятий и тренинга, направленного на развитие благоприятных черт и сглаживание отрицательных, на осознание обучающими­ся своих слабых и сильных сторон, а также на повышение, стрессоустойчивости. Программа подготовки должна включать обуче­ние специальным психологическим приемам, позволяющим эф­фективно воздействовать на оппонента.
Давая характеристику переговорщикам, можно выделить че­тыре основных типа успешного переговорщика:

  1. располагающийхарактеризуется:

-свободой общения,

-раскрепощенностью,

-способен без труда вступить в кон­такт с человеком, разговорить его, но может забыть ос­новные цели переговоров и переиграть или потерять ос­торожность;


  1. сензитивный

    • тонко чувствует тон собеседника,

    • мгно­венно реагирует на изменения в его поведении и пози­ции,

    • легко читает обратную связь в глазах и голосе собе­седника,

    • недостатки могут проявиться в перенапряжении, тревожности,

    • иногда в скованности инициативы,

    • застре­вании на основной цели — безопасности;




  1. интуитивный — отличается:

-спокойствием,

-мудростью,

-не­торопливостью,

-проницательностью,

-предвидением хода мыслей партнера,

-уверенностью, вызывает чувство безопас­ности, «человек слова»,

однако может -проявить пассив­ность,

-уйти от предмета переговоров,

-«забегать вперед»;


  1. харизматический

    • несколько импульсивный и зажига­тельный оратор,

    • обладает убеждающей силой благодаря своим эмоциям, идеям, планам,

    • но может увлечься и «рискнуть» [33].


Все приведенные типы могут проявиться и у одного человека, но это встречается очень редко. Знание переговорщиком своих достоинств и недостатков, хорошая подготовка, позволяют ему успешно вести переговоры с преступниками в любых ситуациях.
  1   2   3



Скачать файл (315 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации