Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Рынок ценных бумаг - файл R_ZB_10.DOC


Лекции - Рынок ценных бумаг
скачать (736 kb.)

Доступные файлы (19):

R_ZB_10.DOC195kb.19.05.2006 22:06скачать
R_ZB_11.DOC607kb.21.05.2006 21:05скачать
R_ZB_1.DOC147kb.07.02.2006 00:25скачать
R_ZB_2.DOC818kb.25.08.2005 20:42скачать
R_ZB_3.DOC297kb.20.02.2006 22:17скачать
R_ZB_4_1.DOC259kb.13.03.2006 11:57скачать
R_ZB_4_2.DOC114kb.19.03.2006 18:12скачать
R_ZB_4_3.DOC299kb.19.03.2006 20:18скачать
R_ZB_4_4.DOC85kb.25.03.2006 20:31скачать
R_ZB_4_5.DOC169kb.03.04.2006 23:03скачать
R_ZB_4_6.DOC143kb.10.04.2006 12:56скачать
R_ZB_4_7.DOC342kb.10.04.2006 12:59скачать
R_ZB_5.DOC166kb.22.04.2005 12:27скачать
R_ZB_6.DOC139kb.13.05.2006 12:55скачать
R_ZB_7.DOC248kb.13.05.2006 13:09скачать
R_ZB_8.DOC113kb.13.05.2006 14:31скачать
R_ZB_9.DOC212kb.19.05.2006 21:59скачать
ЛЕКЦИЯ~1.DOC577kb.17.04.2006 12:04скачать
ЛЕКЦИЯ~2.DOC119kb.21.03.2007 08:25скачать

содержание

R_ZB_10.DOC



Тема 10.

РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ.

ЭТИКА ФОНДОВОГО РЫНКА (2 часа)

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

  1. Задачи и формы регулирования рынка ценных бумаг.

  2. Государственное регулирование рынка ценных бумаг и его
    институциональное обеспечение.

  3. Методы государственного регулирования рынка ценных бумаг.

  4. Значение и деятельность саморегулируемых организаций.

5. Основные этические принципы работы профессионалов рынка ценных
бумаг.
1. САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА

В функционировании рынка ценных бумаг важное значение имеет его саморегулирование, в котором особую роль играет фондовая биржа как наиболее развитая форма организации рынка и контроля за деятельно­стью всех участников биржевой торговли. Саморегулируемой организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг называется их добровольное объединение, действующее в соответствии с федеральными законами и на принципах некоммерческой организации.

Саморегулируемая организация учреждается профессиональными участниками рынка ценных бумаг для обеспечения условий их деятель­ности, соблюдения стандартов профессиональной этики, защиты инте­ресов владельцев ценных бумаг, установления правил и стандартов про­ведения операций с ценными бумагами.

В 1992-1996 гг. в России (в Центральном районе и в других регио­нах) по инициативе участников рынка ценных бумаг возникли многие виды саморегулируемых организаций. К их числу относятся объедине­ния брокеров при крупных эмитентах, территориальные объединения профессионалов фондово-эмиссионных синдикатов и т.п. Наибольшую роль на рынке ценных бумаг играют крупные всероссийские некоммер­ческие профессиональные объединения.

Саморегулируемая организация устанавливает обязательные для своих членов правила профессиональной деятельности, стандарты проведения операций с ценными бумагами и контролирует их соблю­дение. Закон "О рынке ценных бумаг" наделяет эти организации широки­ми правами в области получения информации по результатам прове­рок деятельности их членов, в операциях с ценными бумагами, при со­блюдении принятых саморегулируемой организацией правил и стандартов, а также при разработке программ подготовки профессио­налов рынка ценных бумаг.

Саморегулируемая организация учреждается не менее чем десятью профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Организация приобретает статус саморегулируемой на основе разрешения, выдавае­мого Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. Условием функ­ционирования организации служит выполнение ею и ее членами всех федеральных законов. Саморегулируемая организация обязана регуляр­но представлять в Федеральную комиссию отчеты о своей деятельнос­ти и другую информацию.

Все доходы саморегулируемой организации используются ею исклю­чительно для выполнения уставных задач и не распределяются среди ее членов.

Саморегулируемая организация в соответствии с требованиями Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг устанавливает обяза­тельные для своих членов правила осуществления профессиональной деятельности, стандарты проведения операций с ценными бумагами и осуществляет контроль за их соблюдением. Она вправе получать ин­формацию по результатам проверок деятельности своих членов, конт­ролировать соблюдение ими принятых саморегулируемой организаци­ей правил и стандартов профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами, разрабатывать учебные программы и планы под­готовки специалистов рынка ценных бумаг.

К саморегулируемой организации предъявляются требования по соблюдению правил, ограничивающих манипулирование ценами, ве­дению документации, учету и отчетности в соответствии с принятыми стандартами, выполнению всех обязательств по отношению к клиентам.

Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" предусматривает от­зыв разрешения на деятельность саморегулируемой организации в слу­чае установления Федеральной комиссией нарушений законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, требований и стандартов, установленных Федеральной комиссией, правил и положений саморегулируемой организации, предоставления недостоверной или неполной информации.

Саморегулирование рынка ценных бумаг осуществляется всеми эко­номически развитыми государствами. В США в компетенции рынка находятся такие вопросы, как принципы организации фондовых бирж, организационная структура фондового рынка, органы его управления, права учредителей финансовых институтов и их руководителей. Эти вопросы отражаются в правилах торговли, уставах, положениях, раз­рабатываемых самостоятельно каждой конкретной биржей.

В России роль саморегулируемых организаций менялась на разных этапах развития рынка ценных бумаг. На этапе зарождения рынка они занимались профессиональным образованием, обменом опытом работы, лоббированием на разных уровнях власти. Решения их носили рекомен­дательный характер. Когда саморегулируемые организации получили официальный статус, они стали заниматься защитой своих членов, кли­ентов, вопросами этики. Решения их приобрели обязательный характер (отказ от их выполнения означал исключение из организации).

Саморегулируемые организации призваны сделать российский ры­нок ценных бумаг цивилизованным, укрепить доверие к нему российс­ких и иностранных инвесторов. Разобраться в сложных условиях рын­ка ценных бумаг могут только профессионалы. Там, где контроль над рынком ценных бумаг находится только в руках государства, он недо­статочно эффективен и почти всегда опаздывает с принятием решений,

Саморегулируемые организации свои предписания дают на основе соглашения со своими членами, а не на законодательной базе. Санкции их более строгие и действенные, чем санкции государства (в частности, бойкот фирмы-нарушителя, который ведет к ее разорению).

Однако появление саморсгулируемых организаций не всегда ока­зывает позитивное воздействие на рынок ценных бумаг. Разные груп­пы профессионалов стремятся создать собственные саморегулирусмыс организации. Цель - усилить группу за счет дополнительного арсена­ла средств общественной организации (предоставляемых ей льгот), рас­ширить возможности в получении информации. Существуют и недо­статки создания большого количества некоммерческих организаций: конкуренция между ними, ослабляющая самоорганизацию рынка: борь­ба лоббистов; появление сепаратистских тенденций на национальном рынке ценных бумаг. Очевидно, что на российском рынке ценных бу­маг саморегулируемые организации приобретают вес более важную роль.

^ 2. АССОЦИАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РОССИЙСКОГО РЫНКА

Ассоциации - наиболее распространенная форма саморегулируемых организаций в России.

Саморегулируемые организации в зависимости от видов професси­ональных участников, которые их создали, классифицируются на:

  • ассоциации бирж - Союз фондовых бирж, Ассоциация валютных
    бирж;

  • организации компаний по ценным бумагам - НАУФОР, НАУРАГ.
    Фондовый эмиссионный синдикат и др.;

  • организации трансфер-агентов, регистраторов и депозитариев -
    ПАРТАД.

Подобно профессионалам другие участники фондового рынка мо­гут создавать свои организации с целью защиты интересов. Эти орга­низации определяют собственные правила и стандарты игры на рынке. К ним относятся организации, созданные институциональными инвес­торами (Ассоциация инвестиционных фондов "СКИФ", Лига содействия инвестиционным фондам), и организации, созданные частными инвес­торами (Комитеты по защите прав акционеров в регионе).

Необходимость появления различного рода союзов, ассоциаций и объединений профессионалов на внебиржевом рынке была обусловле­на прежде всего широкомасштабной приватизацией в России, отсут­ствием на фондовых биржах атрибутов цивилизованного рынка (реги­страторов, депозитариев, клиринговых палат и т.п.).

Информационный вакуум, появление акций предприятий самых различных отраслей, удаленность многих крупных эмитентов затруд­няли определение реального курса акции, величины спроса на нее и т.д.

В середине 1994 г. в Москве произошло объединение брокеров в про­фессиональную ассоциацию (ПАУФОР), которая установила правила торговли и контролировала их соблюдение участниками ассоциации. Объединение брокерских и дилерских фирм в саморегулируемые орга­низации происходило также в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Ека­теринбурге и др.

Основной целью деятельности ассоциаций стало раскрытие инфор­мации об эмитентах и обеспечение прозрачности рынка. Представите­ли ПАУФОР и региональных саморегулируемых организаций вошли в Экспортный совет при ФК ЦБ РФ, в котором активно принимают уча­стите в разработке законодательных актов, указов и постановлений Пра­вительства РФ, направленных на создание цивилизованного фондово­го рынка.

Важным шагом в направлении развития рынка стало создание ин­ститута маркет-мейкеров. т.е. фирм, берущих на себя обязательства поддерживать не менее трех твердых двусторонних котировок по акци­ям наиболее популярных эмитентов, а также соглашения об использо­вании всеми членами ПАУФОР стандартного договора купли-прода­жи. Американская система ПОРТАЛ обеспечивала двустороннюю связь между пользователями, находящимися в офисе, и центральным серве­ром. На межрегиональном уровне связь обеспечивалась через каналы СПРИНТ, а для внутригородских сообщений - через специальные ка­налы ИСКРА, выделенные местными телефонными станциями.

Через год на смену ПОРТАЛ пришла Российская торговая система (РТС), которая объединила в единую сеть четыре внебиржевых рынка в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и Екатеринбурге. РТС обес­печивала возможность вести торговлю в режиме реального времени, связываться с контрагентами из отдаленных районов страны, вводить информацию о предложении и подтверждать заключение сделки, конт­ролировать поведение рынка.

Дальнейшая интеграция па рынке характеризовалась вначале объе­динением четырех региональных ассоциаций в межрегиональную орга­низацию ПАУФОР-Россия, а затем созданием НАУФОР, включающей более 500 членов.

Торговля большими пакетами акций требовала создания крупных централизованных депозитариев и клиринговых систем, которые осу­ществляли бы перерегистрацию прав собственности и расчеты между участниками. Возникла необходимость объединения профессиональных регистраторов, трансфер-агентов, депозитариев. В этих условиях была

создана система ПАРТАД (Профессиональная ассоциация регистрато­ров, трансфер-агентов и депозитариев), которая объединяет организа­ции из 52 регионов России.

Система ПАРТАД обеспечивает:

  • ликвидность рынка именных ценных бумаг, особенно бездокументарных, появившихся в процессе приватизации государственных и му­ниципальных предприятий;

  • детальную регламентацию прав на цепные бумаги на основе стандартов, вплоть до отработки технологии учета прав по бездокументарным ценным бумагам;

  • междепозитарное взаимодействие на основе введения единообразной системы документооборота и других стандартов,

Одной из функций ПАРТАД как саморегулируемой организации стало составление представлений на выдачу лицензии на осуществле­ние деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг.

Для содействия развитию рынка государственных ценных бумаг была создана Национальная ассоциация участников рынка государ­ственных ценных бумаг России (НАУРАГ). Эта ассоциация призвана обеспечить объединение усилий профессиональных участников фондо­вого рынка и государственных органов в разработке новых финансо­вых инструментов и технологий рынка государственных ценных бумаг.

Следует отмстить, что деятельность саморегулируемых организа­ций, как правило, предполагает обособленный рынок, доступ на кото­рый регламентирован требованиями к профессионализму, объему тор­говли, капитала и др.

^ 3. ФОРМЫ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Функционирование рынка ценных бумаг должно регулироваться госу­дарством. Цель государственного регулирования заключается в обеспе­чении надежности и роста ценных бумаг, выработке его национальной модели, которая с учетом существующих в стране условий в наибольшей мере способствовала бы экономическому росту.

Задачи государства в развитии системы регулирования рынка цен­ных бумаг сводятся в основном к следующему:

  • разработке идеологии и законодательной базы работы рынка;

  • концентрации финансовых ресурсов (государственных и частных)
    для достижения определенных (в основном макроэкономических) целей;

  • установлению "правил игры" для участников рынка;

  • контролю за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка
    для его профессионалов и их клиентов;

  • созданию системы информации о состоянии рынка и обеспечению
    се открытости для инвесторов;

  • формированию системы страхования инвесторов от возможных
    потерь;

  • предотвращению негативного воздействия на рынок ценных бумаг других видов государственного регулирования (денежно-кредит­ного, валютного);

  • недопущению чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг.

В истории накоплен большой опыт государственного регулирова­ния рынка ценных бумаг. В мировой практике существуют три основ­ные модели его регулирования:

  • путем прямого правительственного контроля (Ирландия, Нидер­ланды, Португалия);

  • путем контроля с помощью финансово-банковских органов (ФРГ, Бельгия, Дания):

  • через специально созданные учреждения (США, Франция, Ита­лия, Испания, Великобритания).

Для российского рынка ценных бумаг характерна прежде всего аме­риканская модель организации и регулирования. Особенно это прояв­ляется на законодательном и организационном уровне.

В Российской Федерации к органам государственного регулирова­ния рынка ценных бумаг относятся:

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ);

Министерство финансов РФ;

Центральный банк РФ;

Комитет по управлению государственным имуществом РФ;

Антимонопольный комитет РФ;

Министерство по налогам и сборам РФ;

Министерство юстиции РФ;

Государственный комитет по надзору за деятельностью страховых организаций и др.

Основными функциями регулирующих органов, направленными на защиту инвесторов от финансовых потерь, являются: во-первых, регис­трация всех участников рынка ценных бумаг; во-вторых, обеспечение всех субъектов экономики достоверной информацией о выпуске и об­ращении ценных бумаг; в-третьих, контроль и поддержание правопо­рядка на рынке ценных бумаг.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществля­ется в виде прямого вмешательства в его функционирование, а также в виде мер по косвенному воздействию на рынок.

К направлениям прямого вмешательства относятся:

  • законотворческая деятельность представительных органов власти по вопросам рынка ценных бумаг с целью создания единой правовой основы (Федеральное Собрание);

  • постановления и распоряжения органов исполнительной власти по этим же вопросам (Правительство РФ);

  • меры, принимаемые другими государственными органами, по вве­дению норм, касающихся функционирования рынка ценных бумаг (Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг, Министерством финан­сов РФ, Центральным банком РФ, Государственным комитетом по иму­ществу РФ и др.).

Государственное регулирование рынка ценных бумаг в РФ осуществ­ляется в соответствии с Указом Президента РФ "О мерах по государствен­ному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации" и Федеральным законом "О рынке ценных бумаг". Ими регламентируются основные виды предпринимательской деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и основные виды ценных бумаг, допуска­емых к публичному размещению; создание Федеральной комиссии по рын­ку ценных бумаг при Правительстве РФ, обеспечивающей проведение в жизнь единой государственной политики на рынке ценных бумаг. Комис­сия по рынку ценных бумаг — федеральный орган исполнительной власти по контролю за деятельностью профессиональных участников рынка и по определению стандартов эмиссии ценных бумаг. Федеральная комиссия для осуществления своих полномочий создает необходимые территори­альные органы. Полномочия Федеральной комиссии не распространяют­ся на процедуру эмиссии долговых обязательств Правительства и субъек­тов Российской Федерации.

Руководитель Федеральной комиссии по должности соответствует федеральному министру. Коллегия комиссии состоит из 15 членов, в том числе представителей Министерства финансов РФ и Центрального банка РФ.

Функции Федеральной комиссии обширны. Назовем главные из них:

  • разработка основных направлений развития рынка ценных бумаг
    и координация деятельности федеральных органов исполнительной
    власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг;

  • утверждение стандартов эмиссии ценных бумаг, проспектов эмис­сии ценных бумаг, в том числе иностранных эмитентов;

  • разработка и утверждение единых требований к профессиональ­ной деятельности с ценными бумагами;

  • установление обязательных требований к операциям с ценными
    бумагами, норм допуска ценных бумаг к их публичному размещению,
    обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятель­ности. Правила ведения учета и составления отчетности участниками
    рынка ценных бумаг Федеральная комиссия устанавливает совместно с
    Министерством финансов РФ;

  • определение обязательных требований к порядку ведения реест­ра; установление порядка лицензирования разных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также приостановление или
    аннулирование в случае нарушения закона указанных лицензий;

  • определение стандартов деятельности инвестиционных, негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний,
    а также страховых компаний на рынке ценных бумаг;

  • контроль за соблюдением требований законодательства Российс­кой Федерации всеми субъектами рынка ценных бумаг;

  • создание общедоступной системы раскрытия информации о рынке ценных бумаг, в том числе о выпуске ценных бумаг;

• проведение квалификационной и научно-методической работы с профессионалами рынка ценных бумаг.

Свои функции Федеральная комиссия выполняет в соответствии с реальным положением дел на рынке ценных бумаг и претворяет в прак­тику в форме постановлений. Ее главные постановления согласуются с Министерством финансов РФ и Центральным банком РФ. Принятые постановления предварительно проходят рассмотрение на Экспертном совете при Федеральной комиссии. Постановления Федеральной комис­сии могут быть обжалованы физическими и юридическими лицами в судебном порядке.

Федеральная комиссия имеет право: квалифицировать ценные бу­маги и определять их вид в соответствии с законодательством; уста­навливать обязательные для профессиональных участников рынка цен­ных бумаг (за исключением кредитных организаций) нормативы достаточности собственных средств и иные показатели, ограничиваю­щие риски по операциям с ценными бумагами; проверять деятельность всех участников рынка ценных бумаг. Таким образом, Федеральная ко­миссия является центром государственного регулирования, контроля и стимулирования всех видов деятельности субъектов рынка ценных бумаг.

Для современного рынка ценных бумаг важное значение имеют ре­шения Министерства финансов РФ о лицензировании деятельности на рынке ценных бумаг в качестве профессиональных участников, о поряд­ке аттестации специалистов инвестиционных институтов и фондовых бирж; о лицензировании операций, совершаемых с производными цен­ными бумагами; о лицензировании производства и ввоза на террито­рию РФ бланков ценных бумаг и др.

Лицензированием деятельности коммерческих банков и кредитных организаций занимается Центральный банк РФ, страховых организаций -Государственный комитет по надзору за страховой деятельностью.

Что касается банков и кредитных организаций, то в феврале 1996 г. приняты новые законодательные акты о лицензировании их деятель­ности, предусматривающие получение банками помимо банковской лицензии лицензий на деятельность в качестве профессионального уча­стника рынка ценных бумаг.

Немаловажное значение для рынка ценных бумаг могут иметь секьютеризация внутреннего государственного долга, изменение установ­ленных правил взимания налога на добавленную стоимость, а также меры кредитных учреждений по развитию безналичных расчетов и со­вершенствованию организации управления потоком наличных денег.

Согласованное управление рынком ценных бумаг со стороны госу­дарственных органов невозможно без постоянно действующей, публич­ной и оперативной системы анализа макроэкономических компонентов этого рынка в увязке с динамикой общественного производства, измене­нием цен и т.д. В связи с этим необходима систематическая публикация интегрированных данных о рынке ценных бумаг, оценок складывающейся конъюнктуры и прогнозов развития рынка во взаимосвязи с рынком кре­дита, состоянием бюджета и другими макроэкономическими фактора­ми, на них воздействующими.
^ 4. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ

Воздействие на рынок ценных бумаг государство оказывает с помощью системы налогообложения, введения системы налоговых льгот и санк­ций. За последнее время налогообложение операций с ценными бума­гами претерпело некоторые изменения.

В соответствии с Законом РФ "О внесении изменений в Закон РСФСР "О налоге на операции с ценными бумагами" от 3 октября 1995 г. (с из­менениями и дополнениями) плательщиками налога выступают юри­дические лица - эмитенты ценных бумаг. Объектом налогообложе­ния служит номинальная сумма выпуска ценных бумаг, заявленная эми­тентом.

Не относится к объектам налогообложения номинальная сумма вы­пуска ценных бумаг акционерных обществ:

  1. производящих первичную эмиссию ценных бумаг;

  2. увеличивающих уставный капитал на величину переоценок основ­ных фондов, производимых по решению Правительства РФ;

  3. образованных в результате реорганизации в форме слияния, разделения или выделения АО;

  4. конвертируемых в акции АО, к которому осуществляется присоединение, не превышающее размера уставного капитала, присоединяемого АО;

  5. при консолидации или дроблении размещенных ранее акций без
    изменения размера уставного капитала АО;

  6. в случае уменьшения им своего уставного капитала путем умень­шения номинальной стоимости акций.

Налог на операции с ценными бумагами взимается в размере 0,8% номинальной суммы выпуска. В случае отказа в регистрации эмиссии налог не возвращается. Налог на операции с ценными бумагами в ва­люте исчисляется в рублях по курсу Центрального банка РФ на дату регистрации эмиссии. Сумма налога уплачивается плательщиком од­новременно с представлением документов на регистрацию эмиссии и перечисляется в федеральный бюджет.

Налог на операции с ценными бумагами уплачивается за счет при­были, остающейся в распоряжении предприятия.

Рынок ценных бумаг регулируется не только налогом на операции с ценными бумагами, но и законодательством, регламентирующим по­рядок обложения прибыли предприятия, взимания налога на добавлен­ную стоимость (НДС), налога на имущество с физических лиц, подо­ходного налога с физических лиц. Отметим наиболее важные моменты, имеющие отношение к ценным бумагам.

НДС облагаются операции по изготовлению и хранению бланков ценных бумаг. Ввозимые на территорию России ценные бумаги осво­бождаются от обложения налогом на добавленную стоимость. Кроме того, от НДС освобождаются обороты по операциям, связанным с куп­лей-продажей, меной и дарением ценных бумаг.

На формирование валовой и налогооблагаемой прибыли, себестои­мости реализуемой продукции влияют результаты проведения опера­ций с ценными бумагами. Так, в валовую прибыль предприятия вклю­чаются дивиденды по акциям, проценты по облигациям и доходы по другим принадлежащим ему ценным бумагам. Однако при налогооб­ложении сумма этих доходов исключается из налогооблагаемой при­были, так как налог у предприятий должен быть удержан у источника дохода. При этом следует учитывать, что дивиденды и проценты вып­лачиваются из чистой прибыли и налогообложение их производится, по сути дела, два, а иногда и три раза: первый раз - по ставке 30% к налогооблагаемой прибыли, второй раз - по ставке 15% - при перечис­лении дивиденда владельцу акции, а поскольку эта прибыль может по­пасть и в личный доход, то в третий раз без всякого зачета будет об­лагаться как доход физического лица. В развитых странах благодаря специальной системе зачетов двойное обложение дивидендов, как пра­вило, не допускается.

Следует обратить внимание еще на одно обстоятельство, связанное с получением доходов от внереализационной деятельности в виде про­центов по депозитным сертификатам. В депозитном договоре должно быть предусмотрено обложение этих процентов у источника дохода по ставке 15%. Если это не оговорено и удержание налога не произведено, то его следует оплачивать по общей ставке.

При налогообложении прибыли инвестиционных институтов, фон­дов и брокерских контор следует учитывать также, что прибыль от по­среднических услуг по реализации ценных бумаг облагается налогом по повышенной ставке.

Расходы по организации выпуска ценных бумаг, в том числе по со­ставлению проспекта эмиссии, изготовлению или приобретению блан­ков ценных бумаг, включаются в состав затрат, относимых на себестои­мость продукции эмитента. Из них исключаются затраты на аудитор­ские и рекламные услуги: их списание производится в установленном, порядке.

В случае если при формировании уставного капитала акции прода­ются по цене, превышающей их номинальную стоимость, разница меж­ду фактической ценой продажи и номинальной стоимостью не включа­ется в состав прибыли (дохода) акционерных обществ (банков), подлежащих налогообложению. Указанная разница рассматривается только в качестве добавочного капитала, и ее нельзя направлять на нуж­ды потребления.

У юридических лиц доходы в виде разницы между ценой покупки и ценой продажи (погашения) долговых обязательств включаются в пол­ной сумме в состав внереализационных доходов, у банков и кредитных учреждений - в состав их прочих доходов. Они подлежат налогообложению в общем порядке.

Налогообложению подлежат доходы, получаемые физическими ли­цами в виде процентов и дивидендов по акциям и иным ценным бума­гам (кроме сберегательных сертификатов). Обложение производится у источника выплаты этих доходов акционерам. Банки и иные предприятия и организации, выплачивающие дивиденды и проценты, обязаны сообщить в соответствующие налоговые органы сведения о таких до­ходах и удержанных суммах подоходного налога.

Не облагаются налогом только доходы, полученные по государственным бумагам, а не от государственных бумаг. Поэтому не любой доход от государственных бумаг будет освобожден от налогообложения. Доходом по ценной бумаге принято считать доход, предусмотрен­ный условиями ее выпуска.

При налогообложении физических лиц по Закону РФ "О подоход­ном налоге с физических лиц" в совокупный доход не включаются:

  • выигрыши по облигациям государственных займов бывшего
    СССР, Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, других республик бывшего СССР и суммы, получаемые в погашение таких облигаций;

  • проценты и выигрыши по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего
    СССР, Российской Федерации и субъектов Федерации, а также облигациям и ценным бумагам, выпущенным органами местного самоуправления.

Существуют различия между плательщиками налога на дивиденды. Состоят они в следующем. Удержание налога с акционеров, не являю­щихся работниками данного акционерного общества, производится, если размер дохода не превышает 50 тыс. руб., по ставке 12%.

При выплате дивидендов гражданам, неработающим (пенсионерам) и не имеющим других источников дохода, исчисление подоходного на­лога должно производиться с учетом уменьшения налогооблагаемого дохода (суммы начисленных дивидендов) на установленный законом и действующий в настоящее время размер минимальной оплаты труда.

При исчислении подоходного налога с акционеров - работников общества размер причитающегося им дивиденда добавляют к сумме дохода, полученного с начала года по основному месту работы, и на­лог исчисляется по совокупности доходов по соответствующей ставке.

При выплате дивидендов акционерам - юридическим лицам налог удерживается по ставке 15%, с коммерческих банков — 18%.

Наконец, если часть акций принадлежит государству (муниципали­тетам), дивиденд перечисляется в соответствующий бюджет, и налог в этом случае не взимается.

При налогообложении имущества предприятий ценные бумаги, на­ходящиеся на балансе предприятия, не включаются в объект налогообложения.

Особо обстоит дело со стоимостью ценных бумаг, полученных гражданином от физических лиц в дар или по наследству. Она не включает­ся в состав совокупного налогооблагаемого дохода и не подлежит об­ложению подоходным налогом. Эта стоимость будет учитываться лишь при исчислении имущества гражданина, получившего наследство или дарение, и тогда будет облагаться соответствующим налогом на иму­щество.

Налог с имущества, переходящего в порядке наследования, исчис­ляется от стоимости (оценки) наследственного имущества на день открытия наследства, даже если стоимость этого имущества в момент выдачи свидетельства была иной по сравнению с его оценкой на день открытия наследства.

Налог с имущества, переходящего в порядке дарения, исчисляется со стоимости ценных бумаг, указанной сторонами, участвующими в сделке, но не ниже оценки, произведенной экспертами.

Налог с граждан взимается при условии выдачи органами, уполно­моченными совершать нотариальные действия, свидетельства о праве на наследство или оформления ими договоров дарения.

Кроме того, налог уплачивается только в случае, если общая сто­имость переходящего в собственность гражданина имущества на день открытия наследства или оформления договора дарения превышает:

а) при оформлении права наследования 850-кратный действовавший
на момент открытия наследства размер минимальной месячной опла­ты труда;

б) при оформлении договоров дарения 80-кратный действовавший
на момент совершения сделки дарения размер минимальной месячной
оплаты труда.

Имущество, перешедшее в порядке наследования или дарения, мо­жет быть продано, подарено, обменено собственником только после уплаты им налога, что должно быть подтверждено соответствующей справкой налогового органа.

^ 5. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РФ

Значение рынка ценных бумаг как одного из важных секторов российской макроэкономики возрастает.

В ходе проведения экономической реформы в стране происходит перераспределение капитала, а также доходов, ранее поступавших в государственный бюджет, прежде всего в пользу предприятий финан­сового сектора экономики. Перераспределение это сопровождается ро­стом таких финансовых фондов, которые не имеют прямого отноше­ния к производству. В результате огромные средства не только оседают в государственных ценных бумагах, но и перетекают в иностранную валюту, мигрируют за рубеж. Неравномерно и территориальное рас­пределение финансовых ресурсов: около 70% их сосредоточено в Моск­ве, 5% - в Петербурге.

В 1991-1995 гг. развитие рынка ценных бумаг происходило без мно­гих необходимых нормативных актов. Однако процесс формирования правовой базы постепенно набирал силу. В 1995 г. появился Гражданс­кий кодекс РФ (части I и II), был принят Закон "Об акционерных обще­ствах", в 1996 г. - Закон "О рынке ценных бумаг", приняты законы об инвестиционных фондах, негосударственных пенсионных фондах и др. Важным законодательным решением была отмена отдельных налогов на операции с ценными бумагами.

К главным факторам, определившим развитие рынка ценных бумаг в 1991-1996 гг., относятся: масштабная приватизация - эмиссия прива­тизационных чеков, а также акций приватизированных предприятий и коммерческих банков; кризис неплатежей, породивший выпуск вексе­лей государством, муниципалитетами и предприятиями; постепенный допуск российских ценных бумаг на международный рынок; противо­речивое влияние на развитие российского рынка ценных бумаг оказал их выпуск различными финансовыми компаниями, в том числе аван­тюрного толка (не имевшими лицензий). Особо следует отмстить боль­шое воздействие на развитие в Российской Федерации рынка ценных бумаг государственных долговых обязательств, выпускавшихся для покрытия дефицита федерального бюджета (ГКО-ОФЗ). Акции приватизированных предприятий и государственные ценные бумаги посте­пенно вытеснили с рынка суррогаты ценных бумаг (вроде билетов ком­пании "МММ").

В 1992-1996 гг. происходит быстрое формирование всех видов посреднических структур российского рынка ценных бумаг, который сей­час в этом отношении вполне сопоставим с рынком цепных бумаг раз­витых стран.

Вместе с тем на рынке ценных бумаг остается еще немало нерешен­ных проблем. К ним можно отнести низкий уровень капитализации рынка, недостаточную ликвидность ценных бумаг мелких и средних эмитентов, высокую стоимость заимствования средств, отставание в развитии информационной и телекоммуникационной систем и др.

Очевидно, что создание конкурентоспособного рынка ценных бу­маг необходимо для продолжения реформ. В своем стремлении к эко­номическому росту Российская Федерация не может полагаться только на бюджетную систему и банковский сектор. Поэтому необходимо фор­сированное развитие рынка ценных бумаг и решение вопроса о том, как этого следует достигнуть.

В развитии рынка капиталов уже имеет место определенный про­гресс. Он связан не только с укреплением института частной собствен­ности на капитал, но и с формированием "социальной составляющей" рынка, т. е. защитой интересов всех слоев общества, обеспечением лич­ной финансовой безопасности (для разных видов инвесторов).

Обращающиеся на рынке ценных бумаг финансовые ценности пред­ставляют собой совокупность прав и не существуют в отрыве от обес­печиваемой государством нормативной правовой базы и системы пра­воприменения. Таким образом, государство выполняет (как в макроэко­номике, так и на рынке ценных бумаг) системообразующую функцию, которая будет непрерывно изменяться в связи с меняющимися экономи­ческими условиями. Так, государственное регулирование рынка ценных бумаг в России, как и во всех развитых странах, будет развиваться в сто­рону большей детализации и жесткого контроля.

Государство на рынке ценных бумаг выступает как главный фак­тор, определяющий его развитие (количественные и качественные ха­рактеристики). Государство - крупнейший держатель и продавец цен­ных бумаг российских предприятий - проводит активную политику прямой поддержки инфраструктурных проектов, включающую в себя участие в их финансировании, помощь в привлечении иностранных ка­питалов и т.п. При реализации этих проектов оно должно поддержи­вать те общественные силы (и специалистов), которые прочно стоят на реформистской платформе. В то же время следует отметить, что пря­мое участие государства в создании инфраструктуры рынка ценных бумаг является временным: в дальнейшем эта функция будет передана самим участникам этого рынка.

Государство, проводя свою политику на рынке ценных бумаг, руко­водствуется рядом принципов, прошедших испытание временем. К ним относятся: единство информативно-правовой базы, а также режима и ме­тодов регулирования рынка ценных бумаг на всей территории Российс­кой Федерации; принятие необходимости минимального государственно­го вмешательства в механизм рынка ценных бумаг и его максимального саморегулирования (это предполагает и минимизацию затрат на эти цели из бюджета страны); обеспечение государством равных возможностей уча­стия на рынке ценных бумаг всем его субъектам и стимулирование кон­куренции, отказ от всякого рода преференций для участников рынка цен­ных бумаг; соблюдение преемственности государственной политики: ориентация на мировой опыт и учет тенденций глобализации финансо­вых рынков (и рисков).

Развитие рынка ценных бумаг в Российской Федерации предусмат­ривает учет ее национальных интересов (комплекса макроэкономичес­ких и макрополитических задач государства применительно к рынку ка­питала). Это означает восстановление расширенного воспроизводства и повышение его эффективности путем мобилизации инвестиционных ре­сурсов, усиление социальной ориентации экономики и повышение ста­бильности общества, укрепление экономического суверенитета страны, повышение капитализации российских компаний, обеспечение информа­ционной безопасности страны (достижение его "информационного суве­ренитета").

Рынок ценных бумаг - один из самых регламентированных в мире рынков, что объясняется сложностью протекающих на нем процессов и высокой степенью риска. Поэтому государственное вмешательство в процессы, происходящие на этом рынке, требует разработки деталь­ных планов этого вида деятельности.

Интересы государства и участников рынка ценных бумаг во многом совпадают, что позволяет широко внедрять саморегулирование рынка его профессиональными участниками. Достижение оптимального соче­тания государственного регулирования и саморегулирования напрямую связано с повышением ликвидности ценных бумаг. Для достижения это­го оптимума государство намерено создавать совместные рабочие группы из правительственных управленцев и специалистов-фондовиков, ко­торые под руководством Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг будут решать все возникающие проблемы.

Основными принципами государственного регулирования рынка ценных бумаг остаются сочетание функционального и институциональ­ного регулирования, предполагающее использование механизма само­регулирования, приоритет в защите мелких инвесторов и населения, всех форм коллективных инвестиций. Регулирование предполагает распре­деление между различными государственными органами конкретных функций и ответственности, обеспечение единства и непротиворечиво­сти государственной политики на рынке ценных бумаг.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг должно опи­раться на продуманную стратегию. Это формирование эффективного механизма фондового рынка для привлечения инвестиций (в том числе и иностранных), финансирование дефицита бюджета с помощью эмис­сии государственных долговых обязательств, предотвращение кризи­сов рынка ценных бумаг и социальных взрывов и др.

Объемы и сроки заимствования капитала государством должны определяться принятыми долгосрочными целевыми программами и обслуживанием накопленного государственного долга. Государство должно подразделять свои ценные бумаги на инструменты денежного рынка (краткосрочные ценные бумаги) и на инструмент рынка капита­лов (облигации). Соответственно сроки погашения должны составлять 1-12 месяцев и более 12 месяцев.

Рост государственного долга Российской Федерации требует созда­ния на основе новейших компьютерных технологий Государственной долговой книги, что обеспечит возможность прямого владения госу­дарственными ценными бумагами для всех категорий инвесторов (при этом не обязательно соблюдать принцип их депозитарного хранения).

Федеральное правительство и Центральный банк РФ совместно ис­пользуют государственные ценные бумаги для реализации кредитно-денежной политики государства. При этом Центральный банк РФ ог­раниченно участвует в операциях с этими бумагами на открытом рынке (управляет ликвидностью коммерческих банков, сглаживает резкие ко­лебания конъюнктуры рынка и т.п.). Задача заключается в том, чтобы активно применять практику оперативного выпуска ценных бумаг, аб­сорбировать с их помощью краткосрочные избытки денежных средств в коммерческих банках и осуществить переход к системе ежедневного первичного размещения краткосрочных и сверхкраткосрочных ценных бумаг для оперативного регулирования ликвидности в коммерческих банках.

Все дальнейшее развитие российского рынка ценных бумаг зависит от повышения уровня его информационной открытости. Для этого в стране будет создана общепринятая система показателей для анализа конъюнктуры рынка ценных бумаг (четко разграничены информация на коммерческую тайну и информация, не являющаяся таковой), введено обязательное опубликование любых фактов деятельности эмитентов, могущих повлиять на курс их ценных бумаг, оказана поддержка незави­симым рейтинговым агентствам, будет широко даваться информация о курсах ценных бумаг и проводимых с ними операциях. Все это окажет помощь Общественно-государственному фонду защиты вкладчиков и акционеров путем предоставления в его распоряжение всей информации о процессах, происходящих на рынке ценных бумаг.

Государственное стимулирование развития рынка ценных бумаг невозможно без использования налоговых методов. Налоговая поли­тика будет строиться на принципах унификации ставок налогов и на­логообложения, включения в состав затрат в целях налогообложения отрицательных разниц, образующихся при падении цен на приобретен­ные субъектами рынка ценные бумаги, отказа от установления налого­вых льгот по отдельным видам ценных бумаг, освобождения от двой­ного налогообложения всех форм коллективных инвестиций, отказа от введения любых видов налогов и сборов с оборота ценных бумаг, со­здания льготного режима налогообложения только для некоммерчес­ких организаций, выполняющих функции инфраструктуры (например, для фондовых бирж).

Государство, регулируя российский рынок ценных бумаг, выбирает модель его развития и определяет его структуру. Выбор модели осуще­ствляется исходя из ряда предпосылок, главная из которых заключает­ся в том, что Российская Федерация - это во многом самодостаточная экономическая система, которая не тяготеет ни к одному из финансо­вых центров мира и стремится поддерживать отношения со всеми ими. Она стремится к превращению в самостоятельный финансовый центр, а потому будет использовать только те элементы зарубежных финансо­вых рынков, которые обеспечат ей максимум конкурентоспособности. Таким образом, Российская Федерация будет формировать собствен­ную модель рынка ценных бумаг на основе ее национальных интересов и традиций. При этом не исключено использование зарубежного опы­та и применение различных моделей для государственных, корпоратив­ных и муниципальных ценных бумаг.

Формирующаяся модель российского рынка ценных бумаг требует современного информационного обеспечения на двух уровнях: а) меж­региональном, объединяющем региональные рыночные структуры и призванном обеспечить взаимодействие профессиональных участников рынка ценных бумаг; б) внутрирегиональном, затрагивающем отноше­ния между клиентами и обслуживающими его профессиональными уча­стниками рынка ценных бумаг.

Во всех странах с развитой рыночной экономикой рынок капитала наполняется прежде всего за счет средств населения. Российская Феде­рация в этом отношении не представляет исключения. Но на этом пути стоит неуверенность населения - основного инвестора, считающего, что инвестиции в ценные бумаги сопровождаются неоправданно высоким риском. Поэтому сейчас принята концепция защиты инвесторов, кото­рая будет реализована в конкретных программах защиты частной соб­ственности на рынке ценных бумаг по следующим основным группам инвесторов: население, коллективные инвесторы, коммерческие банки, страховые компании, государство, нерезиденты, другие категории ин­весторов. По отношению к этим группам инвесторов будут использо­ваться разные методы защиты. Одновременно должна быть гарантиро­вана и защита прав эмитентов, установлены пределы их ответственности перед инвесторами. Защита эмитентов будет производиться по следую­щим направлениям: предприятия оборонного значения, предприятия большого стратегического значения, предприятия-монополисты, стра­ховые компании и коммерческие банки. Защита интересов инвесторов и эмитентов требует дальнейшего совершенствования нормативно-пра­вовой базы российского рынка ценных бумаг.


Скачать файл (736 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации