Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - файл Лекция 7.doc


Лекции
скачать (525.8 kb.)

Доступные файлы (7):

Лекция 10.doc77kb.12.03.2009 08:08скачать
Лекция 11.doc50kb.12.03.2009 08:08скачать
Лекция 12.doc57kb.12.03.2009 08:08скачать
Лекция 7.doc69kb.12.03.2009 08:08скачать
Лекция 8.doc128kb.12.03.2009 08:08скачать
Лекция 9.doc67kb.12.03.2009 08:08скачать
Основы конституционного строя Франции.doc79kb.12.03.2009 08:08скачать

Лекция 7.doc

Тема №7

Политические режимы в зарубежных странах.
Вопрос № 1

Понятие политического режима. Его связь с формой государства.

Вопрос № 2

Демократический политический режим: понятие, сущность, признаки.

Вопрос № 3

Понятие и виды антидемократического политического режима.
Вопрос № 1

Понятие политического режима. Его связь с формой государства.
Политический режим - это важнейший структурный элемент формы го­сударства, все принципиальные изменения в природе госу­дарственной власти и способах ее организации неизбежно отражаются на политическом режиме.

Политический режим — это система методов, способов и средств осуществления политической (государственной) власти.

^ Данная категория показывает реальное функционирование всей политической и государственной системы в конкретной стране, как в действительности господствующий класс (господ­ствующие классы или правящие социальные группы) осуществ­ляет власть.

^ Политический режим в отличие от формы правления или формы государственного устройства выражен в конституцион­ных и законодательных актах неполно и фрагментарно. Каче­ственные черты политического режима формируются в течение длительного периода времени, нередко спонтанно.

^ В зависимости от набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режимадемократиче­ский и антидемократический (фашистский, тоталитарный, авто­ритарный). Из двух разновидностей политического режима ис­торически первым был авторитаризм, возникший в глубокой древности в государствах Востока.
Вопрос № 2

Демократический политический режим: понятие, сущность, признаки.
Понятие «демократия» означает, как известно, народовлас­тие. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это скорее идеал, то, к чему нужно стремиться. Между тем есть ряд государств, которые сделали в этом направлении больше других (США, ФРГ, Франция, Швеция, Швейцария, Великобритания).

Основными чертами демократического режима являются сле­дующие:

  • решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

  • существует правовое государство и гражданское общество;

  • центральные и местные органы государственной власти яв­ляются выборными и сменяемыми, подотчетными избирателям;

  • силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т. п.) находятся под гражданским контролем;

  • широко используются методы убеждения, компромисса;

  • провозглашаются и реально обеспечиваются права и сво­боды человека и гражданина;

  • существует политический плюрализм, в том числе много­ партийность, легальная политическая оппозиция;

  • распространена гласность, отсутствует цензура;

реально осуществляется принцип разделения властей.


^ Демократия может осуществляться посредством двух форм:

- прямой (непосредственной)

- представительной.
Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим на­родом без политических посредников. Отсюда и ее название — «непосредственная», которая проводится в жизнь через инсти­туты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего из­бирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные и местные обсуждения.
Выборы и референдумы четко регламентированы соответству­ющими нормативными актами (конституцией, конституционны­ми, органическими законами, обычными законами), носят импе­ративный (обязательный) характер и не нуждаются в санкции государственных структур; другие институты прямого народовла­стия носят консультативный характер. Однако независимо от юридической природы различных демократических институтов их влияние на механизм принятия политических решений вели­ко, так как в них находит выражение воля народа. Референдум нашел широкое применение в таких странах, как США (на реги­ональном и муниципальном уровне), Швейцария, Италия, Канада.
^ К достоинствам прямой демократии относится то, что она: предоставляет более широкие возможности (по сравнению с представительной демократией) для выражения интересов граж­дан и их участия в общественно-политической жизни; в боль­шей мере обеспечивает легитимизацию власти; позволяет в оп­ределенной степени контролировать политическую элиту.

^ К недостаткам можно отнести: отсутствие стойкого желания у большинства населения заниматься данной политической и управленческой деятельностью; сложность и дороговизна про­водимых государственно-общественных мероприятий; низкая эффективность принимаемых решений вследствие непрофесси­онализма большинства «правителей» и т. д.
Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа — депутатам, другим выборным органам государственной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, полити­ческих партий и общественных организаций.
^ К достоинствам представительной демократии можно отнес­ти то, что она: дает больше возможностей (по сравнению с ин­ститутами прямой демократии) для принятия эффективных ре­шений, поскольку в этом процессе участвуют, как правило, про­фессионалы, компетентные лица и органы, специально занимающиеся данной деятельностью; более рационально орга­низует политическую систему, позволяя каждому заниматься своим делом.

Ее недостатками являются: возможность злоупотребления властью, развитие бюрократии и коррупции; отрыв избранных представителей от народа; принятие решений в интересах не большинства граждан, а номенклатуры, крупного капитала, раз­личного рода лоббистов и т. д.
Однако сами демократические режимы тоже могут быть не­однородными. В частности, особыми их разновидностями выс­тупают либерально-демократические и консервативно-демокра­тические режимы.

Если либерально-демократические режимы ха­рактеризуются тем, что акцентируют внимание на приоритете личности, ее прав и свобод и роль государства сводят к защите этих прав и свобод, собственности граждан, то консервативно-демократические режимы опираются не столько на конститу­цию, сколько на политические традиции, которые являются основой данных режимов.

Однако подобная дифференциация является весьма условной.
Вопрос № 3.

Понятие и виды антидемократического политического режима.
Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контро­лем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

Термин «тоталитаризм» (отлат. totalis) оз­начает «весь, целый, полный». Само это понятие было введено в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX в. В 1925 г. оно впервые прозвучало в итальянском Парламенте. Его широко использовал лидер ита­льянского фашизма Б. Муссолини.

В каждой из стран, в которых возникал и развивался тотали­тарный политический режим, он имел свою специфику. Вместе с тем есть общие черты, которые присущи для всех форм тота­литаризма и отражают его суть.

^ Основными чертами тоталитарного политического режима являются следующие:

  • государство стремится к глобальному господству над все­ми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;

  • общество полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании форми­руется представление о единстве, слиянии власти и народа;

  • господствует монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т. д., вплоть до личной жизни;

  • государственная власть формируется на бюрократической основе, по закрытым каналам, окружена секретностью и недо­ступна для контроля со стороны граждан;

  • доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;

  • властвует одна партия, происходит фактическое сращива­ние ее профессионального аппарата с государством, запрещена легальная деятельность оппозиционно настроенных сил;

  • права и свободы человека и гражданина носят декларатив­ный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации.

  • фактически устраняется плюрализм; происходит центра­лизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением;

  • деятельность репрессивных государственных органов пол­ностью бесконтрольна.


Авторитарный (от лат. auctoritas — власть, влияние) режим можно рассматривать как своего рода компромисс между тота­литарным и демократическим политическими режимами. Он, с одной стороны, мягче, либеральнее, чем тоталитаризм, но с дру­гой — жестче, шире применяет репрессии.

Авторитарный режим — государственно-политическое состо­яние общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом или классом, партией, элитной группой при минимальном участии народа. Главной его характеристикой яв­ляется авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (например, Испания периода правления Франко, Чили во времена власти Пиноче­та).

^ Основными чертами авторитарного политического режима являются следующие:

  • в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов государства (или конкретного сильного лидера) при одновре­менном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;

  • игнорируется принцип разделения властей (зачастую пре­зидент, исполнительно-распорядительные структуры подчиня­ют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями); роль представительных органов
    власти ограничена, хотя они и могут существовать;

  • суд выступает, по сути, вспомогательным институтом, на­ ряду с ним могут действовать и внесудебные органы;

  • сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, по­дотчетности и подконтрольности их населению;

  • в качестве методов государственного управления домини­руют командные, административные, в то же время отсутствует массовый террор;

  • сохраняется цензура, «полугласность»;

  • допускается частичный плюрализм; права и свободы чело­века и гражданина провозглашаются, но реально не обеспечива­ются;

  • силовые структуры обществу практически неподконтроль­ны и используются подчас в сугубо политических целях.


Авторитарный режим неоднороден по своему характеру. ^ В литературе выделяют деспотический, тиранический, военный и иные разновидности данного режима.

Деспотический режим есть абсолютно произвольная, неогра­ниченная власть, основанная на самоуправстве.

Тиранический режим основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществле­ния. Однако в отличие от деспотии власть тирана подчас уста­навливается насильственным, захватническим путем, смещени­ем законной власти с помощью государственного переворота.

Военный (военно-диктаторский, военно-полицейский) режим основан на власти реальных руководителей вооруженных сил или спецслужб, устанавливается в результате переворота, осу­ществляемого против законного правления гражданских лиц.

Военные режимы властвуют коллегиально (как хунта), либо во главе государства находится один из военных чинов, чаще всего генерал или старший офицер. Армия превращается в господ­ствующую социально-политическую силу, активно участвует в реализации как внутренних, так и внешних функций государ­ства. В условиях подобного антидемократического режима со­здается разветвленный военно-полицейский аппарат, который включает помимо армии и спецслужб большое количество дру­гих органов, в том числе и внеконституционного характера, для политического контроля за населением, общественными объе­динениями, идеологической обработки граждан, борьбы с анти­правительственными движениями и т. п. Отменяется конститу­ция и многие законодательные акты, которые заменяются акта­ми военных властей. Типичный пример: военное правление в Мьянме (бывшая Бирма), в Аргентине, Боливии, Парагвае в недавнем прошлом, в ряде государств Тропической Африки.
^ Следует указать отличия авторитарных режимов от тотали­тарных:

  1. если при тоталитаризме устанавливается всеобщий конт­роль, то авторитаризм предполагает наличие сфер социальной жизни, не охватываемых государственным контролем;

  2. при тоталитарном правлении осуществляется массовый систематический террор по отношению к противникам, а в ав­торитарном обществе проводится тактика избирательных реп­рессий, направленных на предотвращение возникновения оп­позиции или ее ослабление.


^ Имеет право на существование концепция, рассматриваю­щая классический немецкий и итальянский фашизм (тоталита­ризм) как крайнюю форму авторитаризма.

Фашистский режим по своей сути есть радикальный тоталитаризм. Государствами, где впервые возник фашистский режим, были Италия и Германия.

Фашизм в Италии был установлен в 1922 г., а первые фашистские политические орга­низации появились в 1919 г. Для итальянского фашизма харак­терным было стремление к возрождению Великой Римской им­перии. Фашизм в Германии утвердился в 1933 г. Целью его было утверждение господства арийской расы, высшей нацией про­возглашалась немецкая.

^ Фашизм устанавливается в кризисных ситуациях, когда тра­диционные буржуазно-демократические институты не срабаты­вают, а проводимая государственная политика оказывается или ошибочной, или неэффективной.
Причины появления фашизма в 20—30-х гг. XX в. в Запад­ной Европе:

  1. глубокий социально-экономический кризис, приведший к резкому падению производства, массовой безработице;

  2. стагнация и кризис в развитии западного либерализма и буржуазной культуры;

  3. радикальные изменения в социальной структуре буржуазного общества, обусловленные экономическим кризисом и не­обходимостью модернизации производства;

  4. слабость тогдашней государственной власти, не имевшей развитых традиций парламентаризма и многопартийности.


Способствовали распространению фашистской идеологии и милитаризация общественного сознания значительной части населения, ксенофобия и антисемитизм.
Тоталитарный режим фашистского типа характеризуется во­инственным антидемократизмом, антипарламентаризмом, расиз­мом и шовинизмом. Фашизм основывался на необходимости сильной, беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя, широком при­менении насилия. «Все в государстве, ничто — вне государства, ничего — против государства», — утверждал Б. Муссолини, один из основоположников и лидер итальянского фашизма.

Фашизм не только уничтожает демократию, но и теорети­чески «обосновывает» необходимость установления тоталита­ризма. Вместо либерально-демократической концепции инди­видуализма фашизм выдвигает концепцию нации, интересы которой превалируют над интересами отдельных личностей. Германский и итальянский фашизм были низвергнуты в 1945 г. в результате победы держав антигитлеровской коалиции во Вто­рой мировой войне.


Скачать файл (525.8 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации