Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - файл Лекция 8.doc


Лекции
скачать (525.8 kb.)

Доступные файлы (7):

Лекция 10.doc77kb.12.03.2009 08:08скачать
Лекция 11.doc50kb.12.03.2009 08:08скачать
Лекция 12.doc57kb.12.03.2009 08:08скачать
Лекция 7.doc69kb.12.03.2009 08:08скачать
Лекция 8.doc128kb.12.03.2009 08:08скачать
Лекция 9.doc67kb.12.03.2009 08:08скачать
Основы конституционного строя Франции.doc79kb.12.03.2009 08:08скачать

Лекция 8.doc

Тема №8

Избирательное право и избирательные системы.
Вопрос № 1

Понятие и сущность избирательного права.

Вопрос № 2

Основные принципы избирательного права.

Вопрос № 3

Избирательный процесс. Организация и порядок проведения выборов

Вопрос № 4

Мажоритарная избирательная система, ее характерные черты и особенности.

Вопрос №5.

Пропорциональная избирательная система. Виды ограничения принципа пропорционализма.

Вопрос №6.

Референдум: понятие, виды, практика применения.
Вопрос № 1

Понятие и сущность избирательного права.

Выборысовместное и независимое волеизъявление граж­дан в форме голосования в пользу тех или иных кандидатов на должности в публичных органах власти. Одновременно выбо­ры — это способ формирования органов государственной влас­ти. Цель выборов состоит в том, чтобы все граждане могли выра­зить свою волю, а публичная власть — быть созданной и дейст­вовать в соответствии с этой волей.

Практика выборности тех или иных должностных лиц имеет многотысячелетнюю историю (в том числе и опыт античного Рима и Греции), однако в широких масштабах выборы начали использоваться только после буржуазных революций XVII — XVIII вв.
Социальная роль выборов в современный период состоит в следующем:

  1. это институт прямой демократии, высшее непосредствен­ное выражение народом своей власти;

  2. в юридическом смысле акт выборов есть акт вручения народом своим представителям права на осуществление своей власти;

  3. это демократический способ формирования представи­тельных органов власти и местного самоуправления, некоторых других институтов;

  4. это легитимный способ конструирования системы влас­ти, а также ее реформирования;

  5. выборы можно рассматривать как форму управления пуб­личными делами, представляющими общественный интерес.


В демократических государствах организация и проведение выборов подчинены определенным принципам: обязательность, периодичность, открытость и гласность, свобода, альтернатив­ность выборов. Согласно Конституции Италии (ч. 2 ст. 48), на выборах «голосование личное и равное, свободное и тайное. Его осуществление является гражданским долгом».
Выделяют различные виды выборов.
Выборы могут быть всеобщими и частичными.

Во время про­ведения всеобщих выборов в них участвуют все избиратели стра­ны (например, выборы депутатов общенационального парла­мента).

^ А частичные выборы проводятся, когда необходимо пополнить состав представительного органа из-за досрочного выбытия отдельных депутатов.
Кроме того, выборы бывают национальными (проводятся по всей стране), региональными (на части территории государства) и местными (выборы органов местного самоуправления).
По количеству мандатов, замещаемых в избирательных ок­ругах, выборы бывают униноминальными (от каждого округа из­бирается одно лицо) и полиноминальными (от округа избирается несколько лиц).
Если результат выборов устанавливается после однократного голосования избирателей, считается, что они проводятся в один тур, а если для этого может потребоваться два голосования, то в два тура. Встречаются и многотуровые выборы.
Очередные выборы проводят по истечении установленного законом срока полномочий законодательного или исполнитель­ного органа; внеочередные — в связи с досрочным прекращением полномочий органов власти (в случае досрочного роспуска пар­ламента, отставки президента, исполнительного органа государ­ственной власти и т. д.); повторные — в случаях, когда они при­знаны несостоявшимися или недействительными по решению избирательной комиссии или суда.
Выборы бывают прямые и непрямые.

При прямых выборах вопрос об избрании решают сами граждане, практически во всех странах избирая депутатов нижней палаты парламента и органы местного самоуправления. В ряде государств напрямую избира­ются депутаты верхних палат парламента (США, Италия, Польша), а также президенты (Мексика, Австрия, Франция, Болгария).

При непрямых выборах избиратели как бы делегиру­ют свой голос избранным ими представителям.

Существуют две разновидности непрямых выборов: косвен­ные и многостепенные.

При косвенных выборах выборщики го­лосуют за выдвигаемую кандидатуру (выборы Президента США).

При многостепенных выборах избиратели выбирают представительный орган, в функции которого входит избрание органа или должностного лица. Такие выборы могут быть двухстепенными, трехстепенными, четырехстепенными и т. д. Таким образом, непосредственно избиратели выбирают только органы первой ступени.
^ В юридической литературе термин «избирательное право» применяется в двух смыслах: объективном и субъективном.
Объективное избирательное право — это система правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления. Эти нормы бывают как материальные, закрепляющие принципы выборов, так и процессуальные, закрепляющие процедуру вы­боров. Источниками объективного избирательного права явля­ются конституции, законы и положения о выборах различных органов власти.

Субъективное избирательное правоэто гарантированная государством возможность для гражданина избирать и быть избранным в различные государственные и местные органы. Оно бывает активным (избирать) и пассивным (быть избран­ным).

Вопрос № 2

Основные принципы избирательного права.
На конституционном уровне в большинстве государств зак­репляются принципы выборов, а детальное их регулирование осуществляется путем принятия специальных избирательных законов, иногда это даже конституционные или органические законы. В ряде стран действуют избирательные кодексы (Фран­ция, Румыния, Молдова).

^ В конституциях зарубежных стран все чаще формулируются принципы активного избирательного права (права избирать): всеобщее, равное, прямое при тайном голосовании, а иногда добавляется еще и принцип свободных выборов или доброволь­ность.
^ Под всеобщим избирательным правом понимается некая сово­купность правовых требований, предполагающих, что все граж­дане независимо от пола, расы, языка, социального, имущест­венного положения, профессии, образования, конфессии, по­литических убеждений имеют право голоса и могут быть избраны. Однако данный принцип утверждался постепенно, в течение длительного времени. Так, еще в начале XX в. в Beликобритании треть мужчин и все женщины были лишены из­бирательных прав.

В современных условиях круг лиц, принимающих участие в выборах, достаточно широк. Всеобщности избирательного пра­ва не противоречит тот факт, что к гражданам (подданным) предъявляется ряд требований, в соответствии с которыми они могут участвовать в избирательных процедурах.

^ Принцип всеобщности предполагает законодательные огра­ничения — избирательные цензы. Они различаются в зависимо­сти от того, какое право они ограничивают: активное или пас­сивное.
Ценз гражданства означает, что избирательных прав обычно не имеют иностранцы и лица без гражданства, проживающие в стране, где проводятся выборы. (Например, в Аргентине для приобретения активного избирательного права требуется обла­дание гражданством не менее трех лет.)
Ценз оседлости подразумевает срок, необходимый для того, чтобы лицо могло быть включено в списки избирателей или зарегистрировано в качестве кандидата на выборную должность. (Например, для кандидата на пост Президента Республики Ка­захстан ценз оседлости составляет 15 лет, США — 14 лет, Азер­байджана, Республики Беларусь — 10 лет.)
Возрастной ценз предусматривает требования к возрасту из­бирателя и кандидата. В 109 из 150 государств активное избира­тельное право предоставляется лицам старше 18 лет, в несколь­ких — лицам старше 19—21 года, а в четырех странах (Бразилия, Куба, Иран, Никарагуа) — с 16 лет.

^ При пассивном избиратель­ном праве предусматривается более высокий возрастной ценз (для Президента Италии — 50 лет, ФРГ, Эстонии — 40 лет, США, Грузии, Украины, Беларуси — 35 лет).
Ценз языка означает, что избиратель и кандидат должны уметь писать и читать на государственном языке. ^ Сейчас этот ценз можно наблюдать в конституциях ряда африканских стран (Руанда, Малави), стран СНГ (Молдова, Казахстан, Узбекистан, Украина), а также в государствах Балтии — бывших советских прибалтийских республиках.
Ценз пола является явно дискриминационным и не применя­ется в избирательном законодательстве демократических госу­дарств.
Религиозный ценз распространен в основном в исламских го­сударствах. Например, для того чтобы быть избранным в парламент Ирана, необходимо исповедовать ислам. Исключения пре­дусмотрены для граждан, исповедующих традиционные для национальных меньшинств конфессии и постоянно проживаю­щих в этом государстве.
Образовательный ценз предполагает допущение к выборам лиц, обладающих установленным уровнем образования.

Его разновидностью является ценз грамотности, который предпола­гает умение читать и писать на государственном языке. В ряде стран к этому требованию добавляется требование знать и по­нимать конституцию.
Имущественный ценз предусматривает наличие у избирателя или кандидата определенной имущественной массы как усло­вие обладания активным или пассивным избирательным пра­вом. Его разновидностью является избирательный залог, кото­рый вносится кандидатом перед его регистрацией в избиратель­ную комиссию.
Общим правилом является неучастие в выборах лиц, при­знанных судом недееспособными.

В ряде государств закрепляется ценз неопороченности, в соот­ветствии с которым не голосуют лица, содержащиеся под стра­жей по приговору суда.
Ценз несовместимости означает запрет одновременно зани­мать выборную и иную публичную должность. Несовместимость означает также обязанность для выборного лица освободить ранее занимаемую им должность в случае его избрания. В ряде государств требуется предварительный уход в отставку, прежде чем баллотироваться в кандидаты на выборную должность.

^ Основные принципы избирательного права.

Принцип равенства предполагает для реализации активного избирательного права равную для каждого избирателя возмож­ность влиять на результаты выборов. Применительно к осуще­ствлению пассивного избирательного права имеется в виду гарантирование претендентам равных условий участия в изби­рательной кампании. Запрещается установление в законе ка­ких-либо преимуществ или ограничений для отдельных канди­датов, баллотирующихся на выборные публичные должности.

Равенство активного избирательного права обеспечивается тем, что каждому избирателю предоставляется равное количе­ство голосов и все голоса имеют равный вес. Действует демо­кратическое правило: «один избиратель — один голос».

^ Нарушением принципа равного избирательного права был так называемый плюральный вотум (множественное голосование), согласно которому одни избиратели могли иметь в зави­симости от обстоятельств больше голосов, чем другие.

^ Проявлением плюрального вотума являются куриальные вы­боры, когда население делится на группы с неравным предста­вительством. В ряде случаев сейчас куриальные выборы пресле­дуют цель обеспечить определенную квоту в представительных органах власти той части населения, которая в большей степени подвержена дискриминации (женщины, этнические меньшин­ства, представители нетрадиционных религий и др.).
Принцип равенства также означает, что все граждане участ­вуют в выборах на равных основаниях, т. е. избирательные ок­руга по своей численности должны быть одинаковыми (или примерно одинаковыми). Это достигается обеспечением единой нормы представительства: на каждого депутата должно прихо­диться одинаковое число жителей или избирателей округа. По­рядок нарезки избирательных округов получил название «изби­рательная география» или «джерримендеринг».

При нарезке округов не разрешается нарушать границы ад­министративно-территориальных единиц, а потому допускается отклонение в численности населения избирательных округов на 25—30%. Однако некоторые приемы избирательной географии позволяют администрации (правительству), стоящей у власти, таким образом произвести нарезку избирательных округов, что­бы победить на выборах.
Конституционный принцип тайного голосования состоит в том, что избиратель подает свой голос без ведома и согласия других лиц, тем самым исключается какая-либо возможность контроля за его волеизъявлением.

Родиной тайного голосования является Франция, в которой оно было введено в широких масштабах в 1871 г.

Голосование может быть очным (непосредственным), когда сам избиратель является к месту голосования, и заочным, когда его волю реализуют по его поручению другие лица. Так, напри­мер, в ряде зарубежных стран (например, Великобритания, Гер­мания, Дания) гарантируются избирательные права граждан, находящихся вне места своего жительства, им разрешено голо­совать по почте или доверенности.
Используя очную форму голосования, избиратель в боль­шинстве государств заполняет бюллетени, которые могут быть как официальными (изготовленными государством), так и нео­фициальными (обычный лист бумаги, куда избиратель вписывает фамилии кандидатов). Но есть и необычные способы тай­ного голосования. Так, в ряде развитых государств голосова­ние производится в специальных избирательных машинах. Во многих афро-азиатских странах, где значительная часть насе­ления неграмотна, вместо бюллетеней используются урны с портретами кандидатов, куда избиратели опускают шар или жетон.
^ Альтернативой тайному голосованию является открытое го­лосование, которое может быть простым или поименным. При простом голосовании избиратели голосуют открыто, но мнение каждого голосующего не фиксируется. При поименном голосо­вании, напротив, позиция каждого избирателя придается пуб­личной огласке.
Принцип добровольности означает, что именно избиратель принимает решение о своем участии в избирательном процессе. Органы государственной власти и местного самоуправления, другие лица не вправе принуждать избирателей к участию или неучастию в выборах. Это называется свободный вотум избира­теля.

Участие в выборах в большинстве стран является свободным и добровольным. Прийти на избирательный участок — это граж­данский долг каждого избирателя, однако в этих странах за не­участие в выборах (абсентеизм) не наступает какой-либо юри­дической ответственности.
Меры борьбы с уклонением от голосования разнообразны и включают в себя не только наказание, но и поощрение за участие в выборах.

В некоторых государствах существует обязательный вотум, т. е. юридическая обязанность избирателей участвовать в голо­совании.

За нарушение этой обязанности наступают различные санкции: наложение штрафа (в Египте — 1 доллар США, в Тур­ции — 14 долларов США, в Бельгии — 25 франков, в Австрии — 1000 шиллингов), лишение возможности занимать государ­ственные и муниципальные должности (в Аргентине — в тече­ние трех лет). Однако эти санкции не распространяются на лиц, для которых участие в голосовании является факультативным (в Бразилии это лица в возрасте от 16 до 18 лет и старше 70 лет).

Могут быть предусмотрены и моральные санкции. Так, на­пример, в Италии неучастие в выборах без уважительной при­чины в течение пяти лет фиксируется в судебных органах, а мэр коммуны может вывесить для всеобщего обозрения список из­бирателей, без уважительных причин уклонившихся от голосо­вания. В ряде зарубежных стран практикуется также объявление порицания в суде, опубликование в средствах массовой инфор­мации фамилий не явившихся.

В странах, где законодательно закреплен обязательный во­тум, участие избирателей в выборах достигает 90% и более. Во многих европейских государствах постоянно в парламентских выборах принимают участие 55—60% граждан, имеющих право голоса.
Вопрос № 3

Избирательный процесс. Организация и порядок проведения выборов.
Избирательный процесс выступает как форма реализации субъективного и объективного избирательного права, пред­ставляющая важнейшую процедуру осуществления народовла­стия. Исходя из этого, порядок проведения выборов в основ­ном регламентируется процессуальными нормами избиратель­ного права.

Избирательный процесс отражает определенный тип поли­тической системы и непосредственно влияет на нее.
^ Под избирательным процессом как политико-правовой кате­горией принято понимать урегулированную законами деятель­ность органов, групп избирателей, политических партий, обще­ственных объединений по подготовке и проведению выборов в государственные институты и муниципальные органы.

^ Если понимать избирательный процесс в узком смысле, то данное явление включает в себя установленные законом, после­довательно сменяющие друг друга стадии. Любые выборы обяза­тельно должны пройти через основные стадии без исключения какой-либо из них. Однако некоторые стадии избирательного процесса носят факультативный характер, например повторное голосование или повторные выборы.

^ Выборы представляют собой длящуюся во времени избира­тельную кампанию, совокупность этапов избирательных дей­ствий и процедур, регламентированных законодательными и иными нормативными правовыми актами.


  1. Назначение выборов. Эта стадия заключается в установле­нии даты голосования. Обычно парламентские выборы назна­чаются главой государства или правительством.

  2. Образование избирательных округов. Избирательный округ — это территория, которая образована согласно соответствующему избирательному законодательству и от которой непосредствен­но избираются депутаты представительных органов и выборные
    должностные лица.
    Существует три основных вида округов: од­номандатные, многомандатные и общегосударственные.

  3. Образование избирательных участков. Избирательный ок­руг состоит из более мелких избирательных единиц, объединя­ющих избирателей — избирательных участков.

  4. Избирательные органы. Организацию и проведение выбо­ров осуществляют специальные коллегиальные органы — изби­рательные трибуналы, советы, комиссии и др. Выделяют четыре вида избирательных комиссий: центральные, территориальные, окружные и участковые.

  5. Регистрация избирателей. Эта стадия заключается во вклю­чении лица в специальные избирательные документы (списки избирателей), определяющие круг граждан, обладающих актив­ным избирательным правом и проживающих на территории конкретного избирательного участка.

  6. Выдвижение и регистрация кандидатов. Здесь определяется круг лиц, из числа которых будут избраны депутаты, сенаторы, президент. Основными способами выдвижения кандидатов тра­диционно выступают:

  • самовыдвижение;

  • выдвижение избирателями;

  • выдвижение политическими партиями либо иными обще­ственными объединениями.

7. Предвыборная агитация. Главный смысл этой стадии в том, что граждане, избирательные объединения имеют право закон­ными методами и в допускаемых законом формах вести агита­цию за или против любого кандидата или избирательного объединения.

Формы предвыборной агитации разнообразны: публичные мероприятия, встречи кандидатов с избирателями, воздействие на избирателей через средства массовой информации.

8. Голосование. Это самая главная стадия избирательного про­цесса, которая представляет собой народное волеизъявление по вопросу об избрании выдвинутых кандидатур. Голосование может быть очным (непосредственным) и заочным (например, по почте).

9. Подсчет голосов и определение результатов выборов. Подан­ные голоса подсчитываются сначала на избирательных участ­ках, затем пересылаются в вышестоящие избирательные комис­сии. Определяется прежде всего число действительных голосов, т. е. число бюллетеней установленной формы. Результаты выбо­ров должны быть обязательно опубликованы. В ряде государств (США, Канада, Нидерланды) длительное время достаточно широко используются электронные устройства для голосования.

Если выборы оказались нерезультативными, то проводятся либо повторное голосование, либо повторные выборы.
Вопрос № 4

Мажоритарная избирательная система,

ее характерные черты и особенности.
Под избирательной системой обычно понимают порядок оп­ределения результатов выборов, позволяющий выявить, кто из баллотирующихся кандидатов избран в качестве депутата или на конкретную выборную должность. При этом в зависимости от способа подсчета голосов результаты выборов при одних и тех же итогах голосования могут оказаться различными.

^ Порядок распределения депутатских мандатов между канди­датами по результатам голосования определяет вид избиратель­ной системы: мажоритарная, пропорциональная и смешанная.
Исторически первой избирательной системой стала мажори­тарная, в основе которой лежит принцип большинства: избран­ными считаются такие кандидату, которые получили установ­ленное большинство голосов.
При данной системе территория всей страны делится на примерно равные по числу избирателей округа, от которых из­бираются депутаты.

В зависимости от минимального количества голосов избира­телей, необходимого для избрания кандидата, выделяют следу­ющие разновидности мажоритарной системы: абсолютного большинства, относительного большинства, квалифицирован­ного большинства.
Несомненными достоинствами мажоритарной системы на­зывают простоту, возможность участия избирателей в процеду­ре выдвижения кандидатов, поименное перечисление всех пре­тендентов.

К тому же считается, что эта система более универсальна, так как дает возможность учитывать и партийные интересы (из­бирательные объединения и избирательные блоки могут выдви­гать своих кандидатов по всем избирательным округам), и инте­ресы избирателей, не входящих в общественные организации.

Вместе с тем ей присущи и недостатки: опасность искажения соотношения политических сил в парламенте по сравнению с действительно существующим в обществе; невозможность точ­ного учета реального влияния организаций, предвыборных со­юзов, партий.
В основе пропорциональной избирательной системы лежит принцип пропорционального представительства политических объединений, участвующих в выборах.

В отличие от мажоритар­ной системы при пропорциональной системе избиратель голо­сует за политическую партию (избирательное объединение), а не за конкретное лицо. Положительными чертами этой системы является то, что она способствует адекватному отражению пар­ламентом реального соотношения политических сил в обществе, укрепляет политический плюрализм и стимулирует многопар­тийность. К недостаткам можно отнести отстраненность боль­шинства избирателей от процедуры выдвижения кандидатов и как результат отсутствие прямой связи между конкретным кан­дидатом и избирателями.
^ Система, которая призвана соединить позитивные стороны и по возможности исключить недостатки мажоритарной и про­порциональной избирательных систем, называется смешанной. Например, в 1993 г. Италия перешла от пропорциональной си­стемы к смешанной.
Общим для всех разновидностей избирательных систем яв­ляется то, что они могут применяться как при любой явке изби­рателей на выборах, так и при установленном обязательном проценте явки (25, 50%). В этих случаях выборы признаются состоявшимися.
^ Самой распространенной за рубежом является мажоритар­ная система относительного большинства, при которой побеж­дает тот кандидат, который получил больше голосов, чем любой из его соперников.

Данная система результативна и исключает второй тур выбо­ров, так как не требует от претендента для его победы набрать установленный минимум голосов. Однако если кандидатов мно­го, то голоса избирателей распределяются между ними, что искажает истинную волю электората. При этом голоса, поданные за неизбранных кандидатов, пропадают, и, если кандидатов бо­лее 20, может оказаться избранным тот, за кого подано менее 10% голосов.

При данной системе в англосаксонских странах не устанав­ливается порог явки избирателей, считается, что не пришедшие на выборы избиратели согласны с мнением большинства.

^ Недостатком данной системы является и то, что не учитыва­ется мнение тех избирателей, которые проголосовали против победившего кандидата. Ведь зачастую бывает так, что в сово­купности сумма голосов, поданных за других кандидатов, боль­ше, чем сумма голосов, поданных за победившего кандидата.

Например, за кандидата А проголосовало 40 тыс. избирателей, за кандидата Б — 30 тыс., за кандидата С — 20 тыс. Таким об­разом, хотя против кандидата А в сумме проголосовало 50 тыс. избирателей, он победит на выборах, набрав голосов больше относительно каждого из своих соперников.
^ При мажоритарной избирательной системе абсолютного боль­шинства побеждает тот кандидат, который получил абсолютное большинство голосов — 50% + 1 голос.

Здесь имеет значение, как определяется большинство голосов: 1) от общего числа зарегист­рированных избирателей; 2) от числа проголосовавших избирате­лей; 3) от поданных действительных голосов. Зарубежное зако­нодательство может предусматривать все эти случаи.

В отличие от мажоритарной системы относительного боль­шинства система абсолютного большинства предполагает воз­можность двухтурового избирательного процесса. Если никто из кандидатов не набирает в первом туре абсолютного боль­шинства голосов, то проводится второй. Самым распространен­ным является повторное голосование, которое проводится по двум кандидатам, набравшим наибольшее число голосов (как правило, по такой схеме проходят выборы президента, напри­мер, в Польше). В некоторых странах во втором туре принима­ют участие все кандидаты, получившие установленный законом процент голосов (при выборах депутатов Парламента, напри­мер, Франции это 12,5%).

Особенностью данной избирательной системы является тре­бование обязательного кворума, без которого выборы призна­ются несостоявшимися. Как правило, обязательный процент явки составляет 50% (выборы президента), реже — 25% или иное количество голосов.
^ Положительной чертой этой разновидности мажоритарной системы по сравнению с мажоритарной системой относитель­ного большинства является то, что побеждает кандидат, поддержанный реальным (представительным) большинством избира­телей.

Отрицательной чертой этой системы является то, что чем больше в избирательном округе кандидатов, тем меньше веро­ятность, что кто-то из них получит абсолютное большинство голосов, что в итоге приводит к нерезультативности выборов.
^ Специфической, редко встречающейся разновидностью ма­жоритарной избирательной системы является система квалифи­цированного большинства, при которой побеждает тот кандидат, который получил квалифицированное большинство голосов.

Такая система применяется в основном при избрании глав госу­дарств и иных должностных лиц. Например, Президент Азер­байджана в 1995—2002 гг. для избрания должен был получить две трети голосов избирателей, участвовавших в голосовании. Затем это правило было отменено как нецелесообразное.

Вопрос №5.

Пропорциональная избирательная система.

Виды ограничения принципа пропорционализма.
В странах, имеющих длительные демократические традиции, устоявшуюся многопартийность, чаще используется другая раз­новидность избирательной системы — пропорциональная. Ее смысл заключается в том, чтобы каждая политическая партия или другое избирательное объединение, участвующие в выбо­рах, получили в парламенте число мандатов, пропорциональное числу поданных за них голосов. Такая система широко приме­няется при выборах депутатов нижней палаты парламента.
Каждая партия предлагает избирателю свой так называемый партийный список, в котором перечислены кандидаты в поряд­ке очередности на замещение мест в парламенте. Однако изби­ратель голосует не за конкретного кандидата, а за весь список.

^ Если партийный список собирает голоса, необходимые толь­ко для получения одного депутатского места, то его получает кандидат, стоящий в списке на первом месте, чаще всего им бывает партийный лидер. Если поданных за партию голосов бу­дет больше, то в число депутатов могут попасть претенденты, находящиеся ниже по списку.

В пропорциональной системе используется метод избира­тельной квоты (метра)это наименьшее число голосов, необ­ходимое для избрания одного кандидата. Избирательная квота определяется разными методами: метод естественной квоты, метод искусственной квоты, методы делителей, наибольшего остатка и др.

Приведем пример подсчета голосов при этой сис­теме.

Допустим, в представительный орган необходимо избрать 11 депутатов.

В голосовании принимали участие 12 050 избира­телей.

Для того чтобы определить избирательную квоту, нужно число избирателей разделить на число депутатов (12 050:11 = 1095).

Таким образом, для избрания одного кандидата необ­ходимо собрать 1095 голосов избирателей.

В выборах принимали участие три партии.

За партию А про­голосовало 6250 избирателей, за партию В - 3500, за партию С - 2300 избирателей. Чтобы определить количество мест в представительном органе, которые получила каждая партия, нужно число полученных ею голосов разделить на избиратель­ную квоту.

Исходя из целых чисел, партия А получила 5 мест, В — 3 места, С — 2 места.

Очевидно, что осталось нераспределенным 1 место, которое будет передано той партии, у которой остаток голосов самый большой. В нашем примере это партия А.

Общий результат выборов: партия А — 6 мест, В — 3, С — 2.
^ В целях исключения возможности преобладания в парламен­те мелких конфликтующих группировок, отражающих интере­сы незначительного числа избирателей, в пропорциональной системе введено правило, называемое «заградительный пункт» или «избирательный барьер». Согласно ему партии, не собрав­шие установленного минимума голосов, исключаются из рас­пределения мандатов.

В ФРГ заградительный пункт составляет 5% голосов избира­телей, принявших участие в голосовании, в Болгарии, Венгрии, ^ Италии, Украине — 4, в Испании — 3, в Израиле — 1%. Это правило выгодно крупным, хорошо организованным партиям, действующим длительное время, и фактически ущемляет инте­ресы молодых или недавно образованных партий и избиратель­ных объединений.

Вопрос №6.

Референдум: понятие, виды, практика применения.
Референдум (от лат. referendum буквально: то, что должно быть сообщено) — это голосование избирателей, посредством которого принимается государственное или самоуправленческое решение.

Его родиной считается Швейцария, где такая форма волеизъявления народа практикуется с XV в.

^ Вопросы, выносимые на всенародное альтернативное голо­сование, или совокупность предлагаемых вариантов вопросов и ответов называются формулой референдума.

Данные вопросы предполагают положительный или отрицательный ответ изби­рателя, а также выбор из нескольких возможных решений. Бу­дет принято то решение, которое собрало наибольшее число голосов избирателей по сравнению с другими.
Общим правилом является то, что формула референдума не должна включать вопросы:

  • чрезвычайного и безотлагательного характера (принятие экстраординарных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения);

  • требующие специальных знаний (принятие и изменение бюджета, исполнение или изменение внутренних финансовых обязательств государства);

  • ответ на которые известен заранее (повышение заработ­ной платы, снижение налогов).

Не выносятся на суд избирателей вопросы о формировании состава органов государственной власти и органов местного са­моуправления или об их персональном составе, амнистии или помиловании.
В референдуме принимают участие все лица, обладающие активным избирательным правом.
Классификация этого института проводится по различным основаниям.

  1. По территориальному признаку референдумы подразделя­ются на общенациональный, региональный и местный. Вопросы, выносимые на региональный и местный референдумы, не могут выходить за рамки той компетенции, которая предоставлена конституционными нормами.

  2. В зависимости от содержания законопроекта выделяют конституционный и обыкновенный референдумы.

На конститу­ционный референдум выносятся вопросы, связанные с принятием новой конституции (например, во Франции 1958 г.) или внесением в нее поправок.

На обыкновенном референдуме ре­шаются иные вопросы, не имеющие конституционного значе­ния (например, на референдумы в Шотландии и Уэльсе были вынесены вопросы о возможности децентрализации в государственном строительстве и создании региональных парламентов).

  1. Референдумы могут быть обязательными и факультатив­ными.

В первом случае конституция устанавливает, что решение по определенному вопросу может быть принято только путем всенародного альтернативного голосования.

Во втором случае на референдуме решаются вопросы, вынесение которых на все­ народное голосование не обязательно, и решение может быть принято другим путем.

  1. По характеру выносимого решения референдумы делятся на императивные (при которых вопрос считается принятым окончательно) и консультативные (когда путем голосования выявляется мнение избирателей, либо учитываемое, либо не
    учитываемое парламентом, например при принятии закона); утверждающие (при которых утверждается решение органа вла­сти) и отвергающие (когда отменяется ранее принятое государственное решение).

Эти виды референдумов часто переплетаются: один и тот же референдум может быть одновременно местным, факультатив­ным и консультативным.

Референдум может проводиться также по узловым вопросам внешней политики. Так, в 1995 г. избиратели Австрии, Швеции и Финляндии путем альтернативного голосования выразили согласие на вступление этих государств в Европейский Союз. А в Швейцарии в 2001 г. большинство граждан на референдуме по вопросу об ускоренном вступлении страны в эту европейс­кую организацию высказались против.

Законодательство о референдумах устанавливает запрет на проведение всенародных голосований в условиях военного, чрезвычайного или осадного положения. По общему правилу не проводится референдум дважды по одному и тому же вопросу. Или он может быть проведен по этому вопросу через опреде­ленный промежуток времени (например, в Испании, Болга­рии — через три года, в Венгрии — через два года). В Канаде такой перерыв между референдумами по одному и тому же воп­росу составляет 10 лет.

Как правило, референдум признается состоявшимся, если в нем принимает участие большинство зарегистрированных изби­рателей, а решение считается принятым или одобренным, если за него проголосовало большинство пришедших на голосова­ние.

Решение, принятое в результате всенародного альтернатив­ного голосования, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Однако практически все подоб­ные решения отражаются в актах конституционного и текущего законодательства.


Скачать файл (525.8 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации