Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - файл Лекция 9.doc


Лекции
скачать (525.8 kb.)

Доступные файлы (7):

Лекция 10.doc77kb.12.03.2009 08:08скачать
Лекция 11.doc50kb.12.03.2009 08:08скачать
Лекция 12.doc57kb.12.03.2009 08:08скачать
Лекция 7.doc69kb.12.03.2009 08:08скачать
Лекция 8.doc128kb.12.03.2009 08:08скачать
Лекция 9.doc67kb.12.03.2009 08:08скачать
Основы конституционного строя Франции.doc79kb.12.03.2009 08:08скачать

Лекция 9.doc

Тема №9

Конституционно-правовой статус главы государства.
Вопрос № 1

Глава государства в системе органов государственной власти.

Вопрос № 2

Компетенция главы государства.

Вопрос № 3

Президент: правовое и фактическое положение в различных республиках.

Вопрос № 4

Статус монарха.
Вопрос № 1

Глава государства в системе органов государственной власти.
Государственная деятельность осуществляется через органы государственной власти. Важное место отводится главе государства.

Глава государстваэто конституционный орган и одновре­менно высшее должностное лицо, осуществляющее верховное представительство государства в международных отношениях и внутриполитической жизни страны. Он является символом го­сударственности, единства нации.

^ Его конституционно-правовой статус зависит от формы прав­ления и характера политического режима. Причем в рамках стран с одной и той же формой правления реальная политическая роль и объем властных полномочий главы государства могут серьезно различаться.

В качестве главы государства выступают:

  • наследственный монарх, т. е. суверенное лицо, законно властвующее по собственному праву и не связанное политиче­ской ответственностью (реже встречается институт выборного монарха, где последний избирается на определенный срок, на­ пример Малайзия и Объединенные Арабские Эмираты);

  • выборный президент, т. е. должностное лицо (первый чи­новник в государстве), законно властвующее в течение опреде­ленного срока в силу прямого или косвенного народного воле изъявления.

Также известен институт пожизненного президентства, однако это исключение из общего правила. На пост главы государства может избираться любой гражданин, удовлетворяю­щий указанным в конституции и законе требованиям;

  • узурпатор, т. е. лицо, властвующее без правовых основа­ний либо в силу произвольных оснований (например, лицо, пришедшее к власти после государственного или военного переворота, незаконного захвата власти);

  • коллегиальный орган в виде президиумов высшего предста­вительного органа и государственных советов, постоянных комитетов (бывшие социалистические страны в послевоенный период — Албания, Болгария, Венгрия, Польша).

В Швейцарии существует Федеральный совет — коллегиальный орган, в со­став которого входит семь равноправных членов, избирающих сроком на один год председателя (Президента Конфедерации), совершающего отдельные действия в качестве главы государ­ства, но его реальные полномочия невелики.

Функции главы государства, например, при наследовании престола или временной недееспособности монарха могут быть переданы его представителю — регенту или регентскому совету.

^ В системе высших органов государственной власти глава го­сударства занимает формально-юридическое приоритетное по­ложение, хотя фактически оно может быть не столь значимо. В этом случае он выступает лишь в качестве официального сим­вола, не имеющего реальных властных полномочий. В странах, реализующих в той или иной мере принцип разделения влас­тей, глава государства может как возглавлять исполнительную власть (президентская республика, абсолютная и дуалистиче­ская монархия), так и быть частью национального представи­тельного органа государственной власти (Индия), а также не относиться ни к одной ветви власти, выполняя координирую­щую функцию (смешанная республика).
Вопрос № 2

Компетенция главы государства.
В различных сферах государственной деятельности главы государства наделяются общими полномочиями, которые мож­но разбить на несколько групп.

Во-первых, это представительские полномочия. Глава госу­дарства осуществляет функции верховного представительства государства вовне и внутри страны (подписывает международ­ные договоры, имеет право непосредственного обращения к главам иностранных государств и правительств, назначает дип­ломатических представителей, осуществляет аккредитацию представителей в зарубежных государствах, выступает с офици­альными обращениями к парламенту и посланиями к нации). Например, в США ежегодные послания Президента рассматри­ваются как изложение политической программы правитель­ственной деятельности на предстоящий период. В сфере между­народных отношений глава государства выступает от имени го­сударства в силу своего положения и не нуждается в каком-либо специальном уполномочии. К его компетенции в ряде стран отнесено объявление войны и подписание мирных договоров.

^ Во-вторых, это полномочия, связанные с управлением делами государства:

  • в законодательной сфере (право созыва сессий парламента, право его досрочного роспуска, созыв чрезвычайных сессий, законодательная инициатива, право вето на законопроекты, вотированные парламентом, опубликование законов, право об­ращаться в органы конституционного контроля о конституци­онности того или иного акта);

  • в сфере исполнительной власти (назначение главы прави­тельства и принятие его отставки, участие в формировании пра­вительства, решение стратегических вопросов военного управ­ления в качестве главнокомандующего вооруженными силами, введение особых режимов управления, издание собственных нормативных актов (в странах парламентской формы правления они обычно нуждаются в контрасигнатуре);

  • в судебной сфере (назначение на судебные и высшие су­дебные должности, содействие в осуществлении решений судов и др.).

^ В-третьих, полномочия по конкретизации правового статуса личности (решение вопросов гражданства, предоставления по­литического убежища, осуществление права помилования и смягчения наказания, осуществление награждений, присвоение почетных, специальных и высших воинских званий).

В-четвертых, чрезвычайные полномочия. Глава государства объявляет чрезвычайное положение (осадное положение, воен­ное положение, состояние повышенной опасности), в связи с чем вправе принимать акты, имеющие силу закона. В этот пе­риод приостанавливается действие ряда конституционных норм, закрепляющих некоторые гражданские, политические, экономические, социальные, культурные права и свободы, ог­раничиваются полномочия представительных органов: парла­мент лишается права выражения недоверия правительству.
Вопрос № 3

Президент: правовое и фактическое

положение в различных республиках.
Отличительными чертами президентской республики являют­ся следующие:

1. Избираемый на всенародных выборах президент — глава государства и глава исполнительной власти.

  1. ^ Президент формирует и возглавляет свою исполнитель­ную администрацию (США, Мексика) или правительство (Перу, Кыргызстан), которые ответственны только перед ним, а не перед парламентом. Таким образом, правительство формиру­ется на внепарламентской основе. При этом действует принцип несовместимости депутатского мандата и портфеля министров. В правительстве президентской республики, как правило, от­сутствует должность премьер-министра.

  2. ^ Парламент не может отправить в отставку администрацию (правительство). В виде исключения в президентских республи­ках наличествует пост «административного» премьер-министра и даже право парламента увольнять отдельных министров.

  3. ^ Глава государства — президент избирается без участия парламента, путем прямых выборов либо через коллегию вы­борщиков (США), в состав которой не могут входить члены парламента.

  4. Президент не имеет права досрочного роспуска парла­мента.

  5. Основным принципом организации и осуществления вла­сти является принцип разделения властей.


При суперпрезидентской республике законодательство зару­бежных государств закрепляет за этим высшим должностным лицом неограниченное право роспуска парламента, право вве­дения по своему усмотрению чрезвычайного, военного и осад­ного положения, право издавать декреты с силой закона, едино­лично назначать и смещать глав, местных (региональных) адми­нистраций, судей и т. д.

При такой форме правления практически отсутствуют кон­ституционные механизмы смещения президента со своего поста, не функционирует характерная для классической президентской республики система сдержек и противовесов в лице «сильного» парламента и независимого суда. В современных условиях эта разновидность республики существует в Ираке, Сирии, Туркме­нистане, Узбекистане, Казахстане, в ряде государств Африки, иногда к суперпрезидентским относят и некоторые республики Латинской Америки.
Парламентская республика юридически характеризуется сле­дующими чертами.

  1. Глава государства — президент не является главой прави­тельства.

  2. Парламент является полновластным органом, который формирует политически ответственное перед ним правительство и сам избирает президента (или это происходит при его самом активном участии).

  3. Главой правительства — премьер-министр, который назначается лидером партии парламентского большинства либо лидером партий­ной коалиции. Он формирует правительство на парламентской основе, состав которого, как правило, утверждается парламен­том (или его палатой).

  4. ^ Высший представительный орган контролирует деятель­ность правительства. Он может отправить в отставку правитель­ство, выразив ему вотум недоверия, если последнее потеряет поддержку парламентского большинства. В этом случае прези­дент имеет право по предложению правительства распустить парламент и объявить досрочные выборы.

  5. ^ Президент осуществляет свои полномочия, как правило, только по предложению правительства. Как и в парламентской монархии, здесь существует институт контрасигнатуры. Суть последнего заключается в том, что большинство актов главы государства вступают в силу только после того, как они подписаны главой правительства либо теми членами правительства, в сфере деятельности которых издаются данные акты. Смысл при­менения контрасигнатуры заключается в том, что ответствен­ность за последующую реализацию названных актов несет не глава государства, а глава правительства либо соответствующий министр.


^ В республике смешанного типа элементы президентской рес­публики сочетаются с элементами парламентской. Наиболее ярко они проявляются в современной Франции.

Глава государства здесь юридически наделен действительно широкими полномочиями, вплоть до чрезвычайных, в то вре­мя как полномочия парламента ограничены.

Смешанная форма стремится совместить признаки различных республик и обеспечить разумный баланс властей в системе «президент—правительство—парламент». Причем в центр этой системы поставлен обладающий большими полно­мочиями глава государства.

Недостатком смешанной формы правления является то, что создается система власти, которая замкнута на главе государства и во многом зависит от его личных качеств. Однако, как свиде­тельствует конституционное развитие Франции, Парламент усиливает свои полномочия, тогда как влияние Президента не­сколько ослабляется. Определенную роль в этом сыграли реше­ния органа конституционного контроля — Конституционного совета, а также сильные демократические традиции француз­ского общества.
Вопрос № 4

Статус монарха.
В нескольких десятках стран современного мира главами государств являются монархи. Особенности статуса монарха заключаются в единоличном, наследственном и пожизненном характере принадлежащей ему власти. Как правило, власть при этой форме правления переходит по праву рождения.

В настоящее время распространены следующие системы престолонаследования:

  • салическая: престол наследуют только мужчины — прежде всего старший сын, тогда как женщины из круга престолонаслед­ников исключаются полностью (Япония, Бельгия, Норвегия);

  • кастильская: женщины полностью из круга престолонас­ледников не исключаются, однако преимущество отдается муж­чинам по прямой восходящей линии (Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды);

  • скандинавская: женщины наследуют престол на равных основаниях с мужчинами (Швеция);

  • мусульманская: трон наследуется не определенным лицом, а правящей семьей, которая сама решает, кто из родственников займет освободившийся престол (Катар, Кувейт, Саудовская Аравия);

  • племенная: монарха определяет племенной совет из числа сыновей покойного вождя (Свазиленд).

Монарх имеет право на ношение особого титула (король, царь, император, султан, шах, шахиншах, герцог, великий гер­цог и т. д.) и использование особых регалий его верховной вла­сти (корона, трон, мантия, держава, скипетр). Супруга и дети монарха также обладают специальными титулами и регалиями. Обязательными требованиями к монарху являются его внепартийность, поскольку он выступает как арбитр общества, а также его принадлежность к определенной религии (в Великобрита­нии — англиканской церкви; в Швеции — евангелической, в мусульманских странах — исламу; в Таиланде — буддизму). В ряде афро-азиатских стран монарх обладает определенными полномочиями и в религиозной сфере.

^ Реальный объем его прерогатив зависит от разновидности формы правления. Всей полнотой власти он обладает при абсо­лютной монархии, огромными полномочиями обладает монарх при дуалистической монархии. Наименьшие полномочия име­ются у главы государства в условиях парламентской конститу­ционной монархии. В недавнем прошлом монарху принадлежа­ло исключительное право абсолютного вето, которое парламент не мог преодолеть. Конституционным обычаем Великобрита­нии стало неприменение права вето королем, который уже три столетия его не использует. В послевоенных конституциях Япо­нии и Испании такое право не предусматривается совсем. Ко­ролевской прерогативой является использование так называе­мых спящих полномочий: роспуск парламента, отставка пре­мьер-министра, введение военного положения. На деятельность и фактический статус монарха как главы государства оказывают существенное воздействие утвердившиеся политические, право­вые и религиозные обычаи и традиции.

Монарх — неприкосновенная персона: его нельзя привлечь к какой-либо ответственности. За действия монарха по управле­нию государственными делами политическую ответственность несут министры и правительство в целом.

Нация считает себя обязанной содержать монарха и его двор, на эти цели парламентом ежегодно выделяются определенные денежные средства (цивильный лист).


Скачать файл (525.8 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации