Лекция - Возникновение и эволюция политических взглядов и теорий
скачать (210 kb.)
Доступные файлы (1):
1.doc | 210kb. | 03.12.2011 10:45 | ![]() |
1.doc
Лекция . Возникновение и эволюция политических взглядов и теорий1. Зарождение политических идей в древнем Китае, Индии, Греции, Риме характерные черты древней и средневековой политической мысли.
2. Основные черты политической мысли Нового времени.
3. Развитие политической теории в XX веке.
4. Содержание особенности развития российской политической мысли.
Основная литература

Чанышев А.А. История политических учений. Изд−во Проспект, ТК Велби. М., 2006.
Дополнительная литература

Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России. Изд−во Юрист. М., 2007.
Таблица 1
^
Страна | Мыслители | Содержание учения |
Индия | Каутильи (IV в, до и. э.), | Артхашастра Каутильи — замечательный памятник политической мысли. В этом трактате автор акцентировал свое внимание на трех основных проблемах. Это (I) деятельность и функции мудрого государя; (2) управление и право; (3) проблемы войны и дипломатии. Следуя традиционному для Древней Индии определению главных назначений человека: праведное исполнение своего долга, действия, направленные на приобретение богатства и власти, желания и освобождения, Каутильи видит свою задачу в изучении ближайших целей общественного существования. Они сводятся к обеспечению блага всех живых существ. Таким благом является сохранение божественным провидением общественного порядка, который достигается путем исполнения каждым человеком своего долга. Возвеличивая царскую власть и ее действия, Каутильи оправдывает ту политику, которая защищает людей, но в то же время он рекомендует правителям применять все средства против народного недовольства внутри страны. Изучая внешнюю политику, Каутильи пришел к выводу, что существует шесть основных ее форм: состояние мира, война, нейтралитет, подготовка к походу, союз, двойная политика. Классификация имела целью дать рекомендации правителям, какую осуществлять политику в разных случаях: Слабый царь должен стремиться к миру, сильный вести войну; если никто не угрожает, но царь не чувствует себя достаточно сильным, — нейтралитет и т, д. |
Китай | Конфуций | Политичecкие воззрения Конфуция производны от его моральных максим. Правление, основанное в большей степени на морали, на традиции и принуждении, — идеал Конфуция. Великий китайский моралист разработал патерналистскую концепцию государства, которая господствовала в мировой политической мысли на протяжении многих веков, а на Востоке — почти два тысячелетия. Искусство управления обществом, которое создал Конфуций, — богатейшая традиция. В современном мире страны, в которых сохраняются и развиваются конфуцианские традиции, добиваются поразительных успехов. |
Китай | Шан Ян (400−338 гг.до н. э.)−легизм | С конфуцианством соперничало учение легистов, стремившееся достичь гармонии и счастья путем введения системы строгих регламентов, за невыполнение, которых должны следовать суровые наказания. Для этого и нужен закон, его главный смысл — в универсальности, жесткости и обязательности для всех. Первым и наиболее ярким теоретиком легизма был Шан Ян (400—338 гг. до н. э.). Он пытался преодолеть упадок государства и обеспечить порядок с помощъю закона (системы наказаний). Утверждая, что "основная цель закона—введение и закрепление жесткого стандарта, унификация, Шан Ян разработал ряд методов их достижения: маткриальное стимулирование, уравнение имуществ, награды и наказания. Причем на первое место он выдвигал, как наиболее эффективный, метод наказаний. Легисты выступили с обоснованием таких идей, как государственная монополия в области производства и торговли наделение административного аппарата экономическими функциями. Наряду с принципом личной ответственности за свои дела среди населения и чиновничества легисты рекомендовали систематический контроль государства за поведением и умонастроением людей, экзаменационную систему замещения должностей в бюрократическом аппарате, цензорский надзор за бюрократией. Отбросив конфуцианские представления о государстве, как о большой семье, они рассматривали государственное управление как постоянную войну между правителями и подданными. Секретность намерений и действий правителя, обман подданных являются, согласно учению легистов, необходимым условием успехов в политике. Легистская доктрина политики и государства была воспринята официальной государственной идеологией и практикой в Китае на долгие годы. |
Китай | Лао-цзы (род. в 604 г.до н.э.), Чжуан-цзы (369-286 гг. до н.э.) даосизм | Крупная школа Древнего Китая, в рамках которой изучались проблемы политики — даосизм. Ее сторонники решительно осуждали цивилизацию и государство, считая их очевидным злом, демонстративно призывали к уходу от политики к простоте первозданной природы, естественному существованию. Однако в трактатах даосов содержалось немало рекомендаций по проблемам управления в обществе. Согласно даосской концепции, основной метод, который должен использоваться администрацией, — недеяние. Чересчур деятельная власть с ее тяжелыми налогами приводит людей к бедам и несчастьям, а управление посредством недеяния—это стабильность, спокойствие, простота и справедливость. |
^ | Платон, Аристотель | Высшим достижением политической мысли этого периода являются политические учения Платона и Аристотеля. Высоко ценя политическое знание, политическое искусство в управлении, они пытались создать модель идеального, совершенного государства, оптимально выражающего интересы всех слоев населения от демоса до аристократии. Были проанализированы различные типы существовавших политических режимов: тимократия, олигархия, демократия, тирания. Аристотель, опираясь на результаты платоновской политической философии, первый выделил специальное научное изучение определенной области общественных отношений в самостоятельную науку о политике. |
^ | Цицерон | Книги Цицерона сыграли огромную роль в распространении политических идей греческих философов. Вместе с тем иноземное влияние Цицерон стремился соединить и согласовать с римскими традициями и реалиями. Цицерон в своем творчестве на протяжении всей своей политической деятельности выступал за строй сенатской республики, против полновластия отдельных лиц, особенно против режима личной диктатуры. Наибольшее влияние в истории политической мысли приобрели положения Цицерона о правовом характере государства, о справедливости и истинном законе, о естественном праве. |
Характерные черты древней политической мысли
1. На своей ранней стадии становление политической теории происходило в рамках религиозно-мифологических воззрений о месте человека в мире, о божественном происхождении власти и ее предписаний. Различные версии отражали возможные варианты упорядочения социально-политических отношений в разных обществах и государствах.
2. Мыслители Востока и Запада не разделяли понятия "общество" и "государство", считали общество неотъемлемой частью мирового космического порядка. В связи с этим основное внимание они уделяли вопросу о том, как воспроизвести на земле порядок и истину Вселенной, т. е. искусству правления во имя достижения всеобщего блага. Философский поиск мудрого и справедливого правления — оригинальные политические идеи мыслителей этой эпохи.
3. В целом политическая мысль Древнего мира не была столь богата, как философия. Это объясняется прежде всего сильной зависимостью развития политической мысли от существовавшей реальности. В то же время нельзя не согласиться с К. Поппером, который отмечал, что в античности были моменты, когда могло показаться, что наука об обществе продвинулась дальше, чем наука о природе.
Таблица 2.
^
Страна | Мыслители | Содержание учения |
Епископ Медиоланский (Миланский) Епископ Гиппона (Алжир) Рим | Святой Амвросий (340—397), святой Августин (З54—430) и папа Григорий Великий (540—604) | Ранние христианские теологи использовали идею божественного происхождения государства ради собственной выгоды. Отцы церкви утверждали, что церковная и светская власти разделены, но обе дарованы Богом. Августин и Амвросий считали, что государство подчинено церковной власти. Августин возражал против традиционного языческого понимания республики Цицерона и заменял его идеей об истинном и справедливом обществе, которое прежде всего почитает Бога. Папа Григорий Великий, с другой стороны, полагал, что церкви следовало бы подчиняться государству во всех мирских делах. |
Италия | Фома Аквинский | Следуя Аристотелю, Фома полагал для человека естественной общественную жизнь, требующую управления ради общего блага. Фома выделял шесть форм правления: в зависимости от принадлежности власти одному, немногим или многим и в зависимости от того, исполняет ли данная форма правления надлежащую цель — сохранение мира и общего блага, или же преследует частные цели правителей, противоречащие общественному благу. Справедливые формы правления — монархия, аристократия и полисная система, несправдливые — тирания, олигархия и демократия. Наилучшая форма правления — монархия, поскольку движение к общему благу наиболее эффективно осуществляется, направляясь единым источником; соответственно наихудшая форма правления — тирания, поскольку зло, осуществляемое волей одного, больше, чем зло, проистекающее из множества различных воль, кроме того демократия лучше тирании тем, что служит благу многих, а не одного. Фома оправдывал борьбу с тиранией, особенно если установления тирана явно противоречат божественным установлениям (например, принуждая к идолопоклонству). Единовластие справедливого монарха должно учитывать интересы различных групп населения и не исключает элементов аристократии и полисной демократии. Церковную власть Фома ставил выше светской, ввиду того, что первая направлена на достижение божественного блаженства, в то время как последняя ограничивается преследованием лишь земного блага; однако для реализации этой задачи необходима помощь высших сил и благодати. |
Характерные черты средневековой политической мысли
^ .
2. Политическая и экономическая раздробленность, феодальные междоусобицы способствовали вызреванию необходимость концентрации политического господства в руках сильной власти. Политическая мысль противоречива и развивается, концентрируясь вокруг трех идей:
обоснования необходимости усиления абсолютной власти монархов;
поиска средств ограничения сильной центральной власти;
определения приоритета власти – духовной или светской.
3. В учениях создателей христианской политической теории убежденность, даже фанатизм сочетались с реализмом и умеренностью. Средневековые мыслители создали основы для появления теории общественного договора. К XIV в. уже были известны основные принципы теории: народ имеет право на создание власти, не зависимой от церкви, и право изменять форму правления. Христианство, безусловно, преобразило западную традицию в интеллектуальном и социальном смысле, но ему не удалось удержать политику в подчиненном положении как светский придаток религии.
2. Основные черты политической мысли Нового времени.
Таблица 3.
^
Страна | Мыслители | Содержание концепции. Гражданский этап. |
Италия | Н.Макиавелли | Макиавелли о практической ориентации политической мысли, считал сильное, централизованное государство, способное создаватъ законы и сохранять порядок, высшей ценностью человеческого общества. Макиавелли прославился беспристрастностью и откровенностью своих суждений, доходящих иногда до цинизма, когда, например, речь шла об использовании насилия, обмана, хитрости в политике. За это он осуждался в свое время и вплоть до XVIII в. В XIX и XX вв. эта точка зрения Макиавелли, как ни парадоксально, оказалась весьма популярной. |
Франция | Ж. Боден | Боден был первым европейским автором, кто определил суверенитет как независимую и абсолютную власть творить основные законы и проводить их в жизнь. Она является верховной законодательной властью, которая устанавливает тип государства. Боден, в сущности, дал толчок к формулированию светской и утилитарной концепции суверенитета, которая привычна нам сегодня. Таким образом, к началу XVII в. благодаря творчеству Макиавелли и Бодена в политической мысли утвердилась идея о государстве как организации, осуществляющей сильную верховную власть. |
Англия | Дж. Локк | Теория естественных прав и конституционализм — основной вклад Локка в политическую мысль. Он всю жизнь боролся за ограничение власти государства, основываясь на идее общественного договора, принципом которого является народный суверенитет: народ — источник власти, он заключает договор с правящей властью. Защита, гарантия естественных прав людей, таких, как право на жизнь, свободу и собственность, — единственная функция государства. Локк ставил личность, обладающую естественными, неотчуждаемыми правами, выше общества и государства. Идея Локка о разделении законодательной и исполнительной власти получила свое дальнейшее развитие в теории "разделения властей" Монтескье, которая легла в обнову формирования правового государства. |
^ Франция, США | Гоббс, Монтескье и Мэдисон | В политических проектах и учениях Гоббса, Монтескье и Мэдисона, которые также являются создателями гражданской концепции политики, главным предметом анализа становятся такие вопросы, как происхождение и характер государства, его право принуждать. Общественный договор, разделение понятий "право" и "закон", государственная власть как абсолютная, единая и нераздельная социальная система, государство как гарант мира и порядка — основные политические идеи Гоббса. |
США | Гамильтон, Мэдисон, Джефферсон | Развитие гражданской концепции политики содействовало процессу образования современных европейских государств. После их создания теоретики политики сосредоточили свое внимание в основном на проблемах государственной власти. В период образования Соединенных Штатов Америки уже были сильно заметны недостатки европейских унитарных независимых государств. В связи с этим отцы американской конституции, прежде всего Гамильтон, Мэдисон, Джефферсон, соединили две проблемы: политическую теорию и практику и предложили единое решение для обеих. Их республика была создана как государство с ограниченной властью. Республиканская форма правления, федерализм, система сдержек и противовесов как дополнение к теории "разделения властей" Монтескье — основной вклад "отцов основателей" США в политическую теорию и практику. |
Страна | Мыслители | Содержание концепции. Социальный этап |
^ США, Шотландия | Руссо, Берк, Токвиль, Бентам, Милль | Представители социальной концепции политики XVIII и XIX вв. значительно обогатили политическую мысль. Так, Руссо декларировал, что индивидуумы создают государство, но в то же время они сами являются его продуктом. Берк, будучи родоначальником консерватизма, большое значение придавал роли государства в обществе как гаранта стабильности и порядка. Токвиль работал над проблемой, как разрешить конфликт между политическим равенством и политической свободой в демократическом обществе. Он утверждал, что широкое участие масс в политике посредством создания гражданских и политических ассоциаций — гарантия демократии. Учение Бентама о позитивном законе создало повод для крупных прогрессивных реформ в Англии. В политической теории Милля, английского утилитариста и поборника равноправия, достаточно полно сконцентрировались либеральные идеи того времени. |
Характерные черты политической мысли Нового времени
1. Процесс развития политической мысли Нового времени целесообразно разделить на два этапа. На первом, раннем (начало XVI — вторая половина XVIII вв.) этапе исследователи политики создали гражданскую концепцию политики, которая затем, на втором этапе трансформируется в социальную политическую концепцию. Основная идея эпохи Возрождения, состоящая в том, что в центр Вселенной должен быть поставлен человек, становится отправной точкой политической мысли раннего этапа Нового времени. В связи с этим концепцию политики этого времени можно по праву назвать гражданской.
2. Творцов гражданской концепции политики меньше, чем классических и средневековых мыслителей, занимали проблемы лучшей жизни, цели государства. Они сосредоточили свое внимание на таких вопросах, как происхождение, природа, основы государства. Государство рассматривалось ими как уникальная, независимая организация, призванная дать людям защиту и безопасность, а не мудрость, спасение или счастье.
3. Гражданская концепция имеет сходство с классической и средневековой политической мыслью. Подобно классической политической мысли, она обладает светским, гуманистическим характером; рассматривает политику как деятельность, независимую в предположениях; подходит к государству с точки зрения человеческого разума. Но разум для создателей гражданской концепции — это уже не цель в себе, а средство, "раб страстей". Подобно средневековой политической мысли, гражданская концепция считает государство не "природным" явлением человеческой жизни, т. е. ровесником человеческого рода, а изобретением, которое компенсирует несовершенство людей. Но в отличие от средневековой политической мысли акцент делается на человеческом характере права, которое достигло кульминации в понятии суверенитета.
^
Во-первых, классические и средневековые мыслители рассматривали Вселенную как рациональное целое, имеющее план и цель; в Новое время начинает преобладать механистический взгляд на мир.
Во-вторых, с раннего этапа Нового времени до наших дней внимание акцентируется на материальный достаток и материальную заинтересованность в противовес старым идеям философов Древней Греции и Древнего Рима, а также богословов о бедности, самодостаточности.
^
В-четвертых, новая концепция политики отличается своим "индивидуализмом", т. е. человек рассматривается как создатель общества, а не как абстрактный индивид; индивидуальный эгоизм считается естественной и желательной характеристикой человека.
Вследствие учреждения суверенного государства и института формального политического равенства стала очевидной ограниченность гражданской концепции: процесс самоопределения не зависит только от воли и силы каждого индивидуума в отдельности, поэтому государство не может постоянно придерживаться своей уникальной позиции — быть над обществом и изолированным от общества. Социальные отношения, которые вначале рассматривались как не относящиеся к политической теории, постепенно становятся предметом исследования политических мыслителей. На смену гражданской концепции политики приходит социальная. В ней меняются акценты.
Во-первых, отправной точкой являются уже не индивид, а группы: нация, класс, человечество. Именно они наиболее активно влияют на политику. Индивидуумы рассматриваются как представители своей группы или ассоциации.
^
В-третьих, государство в XIX в. видится причастным к экономическим и социальным проблемам.
Заслуга выдающихся политических мыслителей XIX в. заключалась в том, что они четко обозначили проблемы примирения государства и общества, которые остаются актуальными и в нашем столетии.
3. Развитие политической теории в XX веке.
В последней четверти XIX в. политическая наука становится отдельной учебной и научной дисциплиной. И происходит это, как ни парадоксально, не в Европе. Несмотря на то, что политическая мысль здесь имела длительную историю и отличалась наиболее ценным содержанием, Европа опоздала с ее конституированием. Первыми выделили политическое знание из других социальных наук американцы. В 1880 г. в Колумбийском колледже США организуется первая школа политической науки, а в 1903 г. была создана Американская ассоциация политических наук, насчитывающая ныне свыше 16 тысяч членов. В настоящее время в США насчитывается около 5 тыс. колледжей политических наук, более 200 тыс. специалистов в этой области науки. Наряду с американской крупными школами политической науки являются французская и немецкая.
Таблица 4.
Политическая мысль XX в.
Страна | Мыслители | Содержание концепции. |
Германия, Италия | М. Вебер, Г.Моска, В.Парето, Р.Михельс | Развитие политической науки в начале XX в. связано с именами таких крупных представителей европейской политической традиции, как и др. Внимание этих исследователей политики концентрировалось на макропроблемах: источники и результаты значительных социоэкономических и политических изменений. Полагая, что социальная стратификация и экономическая структура обшества в значительной степени определяют характер политических институтов, они акцентировали свое внимание на изучении таких проблем, как "класс", ''элита", "бюрократия". Огромное влияние на дальнейшее развитие политического знания оказал Вебер. Его определениями политики, государства, власти, методологией исследования бюрократии до сих пор оперируют многие политологи. Концепции элит Моски, Парето и Михельса положили начало широким теоретическим и эмпирическим исследованиям групп, управляющих обществом или претендующих на выполнение данной функции. |
США | Ч. Мерриам, Г.Лассуэл | Бихевиористский подход существенно отличался от традиционной европейской методологии. Возможности традиционного подхода, который складывался из нескольких методов: исторического, описательного, правового, институционального, нормативного — были в известной степени ограничены, поскольку они носили слишком общий, неконкретный характер. Уверенные в том, что эмпирическая наука — это основа научного прогресса, сторонники бихевиористского подхода сконцентрировали вес свое внимание нз создании такой науки. Политика, по мнению бихевиористов, это реальные действия людей в политической жизни, а не различные виды институтов и структур, через которые выражают свою волю граждане. Главным отличием такого подхода от традиционного можно считать то, что он положил начало исследований микропроблем, конкретных социально-психологических аспектов политики, социализации и культуры. Если европейские политические социологи, оперируя традиционными методами, изучали классы, элиты, то американские бихевиористы (Г. Лассуэлл и др.) делали акцент на обыкновенном человеке. |
США | Д.Истон | С внедрением новой методологии политических исследований стал широко внедряться системный, структурно-функциональный и количественный анализ социальной практики. Системный анализ прогрессирует в политической науке благодаря работам американских ученых Истона, Алмонда и др. Исследователи разрабатывают функциональную теорию государственного управления, выясняют, как политическая система изменяется от традиционной к современной. Значение теории универсальной системы политики и политических отношений состоит в том, что она является источником концепций и моделей, которые могут применяться во многих специфических сферах с целью создания эмпирически объединяемых гипотез; она позволяет также стандартизировать терминологию, кодифицировать данные, сохранять информацию, актуальную для решения важных проблем эмпирического анализа. Данная теория весьма полезна и в сфере изучения переменных, от которых зависит сохранение типа систем. Что касается недостатков системного анализа, то, по мнению его критиков, они сводятся к тому, что такой анализ имеет своим непосредственным объектом не самого индивида, а лишь его поведение; не учитываются все психологические аспекты функции взаимодействия. |
США | Г.Амонд | Наиболее основательно основные понятия современного структурного функционализма были разработаны крупным американским ученым Г.Алмондом. В основе структурно-функционального подхода выделяются три вида концепций: (1) центральные, базовые, такие, как политическая система, структура, культура; (2) концепции, относящиеся к функциональным аспектам политической системы; (3) концепция развития Алмонда,. в отличие от Истона — не столько анализ происходящих процессов, сколько определяющей роли, которую играют устойчивые структуры политической системы. Цель функционального анализа состоит в количественной оценке структурных изменений, к которым данная система может приспособиться не в ущерб своим функциональным обязанностям. Такой анализ целесообразен для исследования способов сохранения и регулирования системы. Он позволяет четче обозначить сложность отношений социальных и политических явлений; сконцентрировать внимание на всей социальной системе как среде для политических феноменов; способствует осознанию важности функций (особенно скрытых), выполняемых политическими фигурами или группами. Максимальный эффект структурно-функционального метода, а также системного анализа проявляется в сравнительных исследованиях политических систем. |
Австрия, Германия, США | Ф.Хайек, Х.Арендт, З.Бжезинский, К.Поппер | С середины XX в. интенсивно развивается процесс изучения политических режимов (тоталитарного, авторитарного, демократического). Большой вклад в создание теории тоталитаризма внесли Хайек, Арендт, Бжезинский, Поппер и др. В последние годы проявляется значительный интерес к проблеме демократической трансформации тоталитарных и авторитарных режимов. Именно эволюция таких режимов заставила ученых обратиться к ее анализу. |
^ Австрия | Р.Михельс, И.Шумпеттер | Исследование демократии — наиболее характерная черта современной политической науки. Михельс, как известно, доказывал, что сама структура организованного общества неизбежно ведет к росту влияния элиты. Еще в 1943 г. появилась книга Шумпетера "Капитализм, социализм и демократия", в которой автор подвергал ревизии "классическую" теорию демократии, сложившуюся в ходе длительной эволюции политического знания, старался сделать ее более реалистичной и приемлемой в современном мире. Шумпетер отвергал основные характеристики классической теории демократии, такие, как высокая степень участия граждан в политической жизни на местном и государственном уровне, демократизация ассоциативной жизни. Он определял демократию как политический метод, т. с. определенный тип институционального устройства для принятия политических административных решений. Понимание Шумпетером демократии как конкуренции между потенциальными управляющими за доверие и голоса избирателей способствовало в дальнейшем появлению теорий элитарной демократии. |
^
1. Следует особо подчеркнуть, что во многом благодаря этим новым методам исследования — бихевиористскому, системному, структурному функционализму — стало возможным появление современной сравнительной политологии. Истон, Алмонд, Дойч ввели понятие "система" в качестве макроединицы для сравнительного анализа. Это позволило не только сравнивать крупные субъекты политики, но и включать в анализ любую единицу (государство, член федерации, группа давления, профсоюз, церковь и т. д.) как дифференцированное целое взаимосвязанных компонентов, выполняющих функции политической системы. Работы современных известных политологов — это, как правило, сравнительные (компаративистские) политические исследования.
2. В 60—70-е гг. бихевиористов активно критиковали (особенно в нашей стране), указывая на недостатки их взглядов: − увлечение процессом создания "чистой науки";
− недооценка того, что политическая наука должна служить практическим реформам, образованию граждан;
− уход от текущих политических проблем, увлечение абстрактным анализом;
− недостаточное внимание сфере морали. С учетом этой критики в 1969 г, Истон объявил о "новой революции", о постбихевиоризме в политической науке.
Новеллы сводились, в основном, к следующему:
− помочь политическим исследованиям выйти на реальные потребности людей (человечества в целом) в период кризиса;
− преодолеть идеологию эмпирического консерватизма, свойственную бихевиористской науке;
− исследовать ценности и их конструктивное развитие, ибо наука не может быть ценностно нейтральной.
3. В новых условиях постбихевиористы уже уделяли меньше внимания своему методу и техническим способам исследования, а были озабочены проблемой общественной ответственности науки, насущными политическими вопросами. В определенной степени постбихевиоризм можно представить как синтез традиционного и бихевиористского подходов.
4. Содержание особенности развития российской политической мысли.
Таблица 5.
^
Страна | Мыслители | Содержание концепции. |
Россия | Филофей, И.Пересветов, И.Волоцкий | Это идеи независимости, централизации государства и сильной, неограниченной самодержавной власти. В сочетании религиозной и светской аргументации они нашли свое обоснование в теориях "Москва —третий Рим" псковского монаха Филофея, "всея русские земли государям государи" Иосифа Волоцкого, мудрой и сильной власти Ивана Переснетова. Русское государство с центром в Москве провозглашается Великим, после Рима и Византии, хранителем православия, а московские государи — "вседержавньми, богоизбранными наследниками власти великих государей". Государство в этих теориях рассматривалось не как народный договор, управляемый верховной властью, а как государева вотчина. Поэтому цель государства, народное благо подчинялись монаршему интересу. |
Россия | Прокопович, Татищев, Салтыков, Посошков | Сторонники идеи просвещенного абсолютизма: Прокопович, Татищев, Салтыков, Посошков и другие — рассматривали государство в качестве гаранта общего блага, как силу, способную обеспечить "общенародную пользу" и внимать разуму подданных. В то же время своеобразие русского исторического процесса и отсутствие демократических институтов способствовали тому, что преобразования могли идти только сверху, как пожалование. Поэтому проекты реформ приобретали силу закона лишь в том случае, если были санкционированы государством, как бы исходя от него. Поэтому никакого несогласия с государственной властью и издаваемыми законами не допускалось, верховный носитель власти ставился над всеми гражданами и сословиями, любые действия государя оправдывались, хотя просвещенный абсолютизм, по мнению Прокоповича, не должен был отождествляться с произволом верховного правителя. Просвещенный монарх должен править, опираясь на хорошо разработанный и строго соблюдаемый свод законов. |
Россия | М.Щербатов, Радищев, Чичерин, Коршунов, Петражицкий, Герцена, Добролюбова, Чернышевского Хомяков, Киреевские, Аксаков Лавров, Ткачев, Бакунин, Крокин, Бердяев, Соловьев | Все более четко в русской политической мысли выделяются три направления: консервативное, либеральное и радикальное. |
Западно-европейские идеи Нового времени оказали существенное влияние на политическую мысль России XVII—XVIII вв. Отделяясь от религии, политическая философия постепенно переходила на светские позиции, сближалась с наукой. Ускорению этого процесса способствовали реформы Петра I. Однако такие понятия европейского Просвещения, как "общественный договор", "естественное право", "разделение властей", трактовались весьма своеобразно или не находили применения. Европеизируя Россию, Петр в то же время стремился укрепить абсолютную монархию, ограничить церковь и власть боярства (родовой аристократии). Различные проекты социально-политических реформ в России затрагивали общие проблемы государства, структуры государственного аппарата, социального устройства общества, осмысления сословных отношений.
Прокопович исходил из посылки, что основой прогресса, силы государства и благосостояния граждан является образование и распространение наук. Поэтому верховным носителем государственной власти может быть только просвещенный правитель, "философ на троне".
В отличие от Прокоповича Татищев, будучи сторонником сильной исполнительной власти, считал, что выбор форм правления или избрание нового монарха должны соответствовать естественному закону и осуществляться согласием всех подданных (В. Н. Татищев. Избр. произв., Л.. 1979, с.92). Форма правления зависит от географических условий, размеров территории и уровня просвещения. О целесообразности монархической формы правления для России Татищев делает вывод на том основании, что это для "великих и пространных государств вынуждается обстоятельствами как наименьшее зло". Впервые в его трудах ставится проблема соотношения свободы личности и естественного права. Он указывал, что ту форму неволи, которая утвердилась в России (крепостное право), "ни естественный, ни божественный законы, ни действительно государственные интересы" не оправдывают.
Консерваторов — идеологов монархии — вдохновляли идеи разумного законодателя, ограничение самовластия созданием представительного сословного учреждения, наделенного законодательными правами. Характеризуя правление Екатерины II как "совершенно самодержавное, последовательный противник абсолютизма князь М. Щербатов в работе "О повреждении нравов в России" писал, что "самовластие не есть род правления, но злоупотребление власти", оно имеет место в "результате—извращения монархической формы правления.
Под влиянием идей французского Просвещения, увлеченность которыми переживали все слои русского общества, предметом анализа становятся такие вопросы, как соотношение власти государства в лице государя над личностью и обществом, проблема ценности личности, наделенной единой, равной для всех людей естественной природой. Критика идеи просвещенного абсолютизма сочетается с идеей ограничения власти монарха и сословного строя, развития парламентаризма, упорядочения законодательства.
Идеи конституционной монархии, контрактной модели гражданского общества, договорной теории, основанной на правах собственности и личной независимости, проповедовали идеологи зарождавшегося либерального направления. А священные права человека и гражданина (и в связи с этим необходимость изменения общественного устройства вплоть до уничтожения самодержавия и установления народного правления) отстаивали радикалы, начиная с Радищева. Он считал естественное проявление сил человеческих непременным условием существования и развития общества, а бедствия человеческие (крепостное право) — нарушением "истинной природы человека, его натуральных прав". Даже сокрушение тирании, указывал он, должно считаться натуральной, обусловленной и неизбежной акцией.
Акцентируя свое внимание на социально-политических проблемах, связанных с общественным устройством и будущим российской государственности, политическая мысль страны XIX — начала XX в. пыталась разрешить вопросы; должна ли Россия развиваться своим особым путем или в контексте западной цивилизации? Что есть величие, престиж государства и что выше: государство, социальный идеал или конкретный человек? Каковы интересы людей и как они должны отражаться в социальной, экономической, административной деятельности? Каким образом разрешить сложнейшее переплетение российских социальных проблем? Эти и другие вопросы ставились и разрешались по-разному.
Консерваторы оправдывали неограниченную власть, самодержавную форму правления. Либеральная мысль? "западники", русские конституционалисты отстаивали идею единства пуки развития России и западно-европейских государств. Они ратовали за осуществление социальных реформ, преобразующих самодержавие в конституционную монархию. Либералы считали, что начавшиеся реформы сверху приведут, как и в Западной Европе, к демократической эволюции самодержавия, в чем состоят интересы всех сословий и государства (оно станет надсословным институтом). Представители конституционного направления — Чичерин, Коршунов, Петражицкий и др. — первостепенное значение придавали перспективам развития правового государства и гражданского общества. Государство и личность не должны противостоять друг другу, указывали они, и при любом соотношении политических сил важно обеспечить свободу и независимость человеческой личности.
Развитие негативных, мрачных сторон западного капитализма начала XIXв. породило раскол среди политических либералов, их размежевании на сторонников "чисто" западного развития и приверженцев радикально-демократических идей: Герцена, Добролюбова, Чернышевского — как выразителей идей "русского", крестьянского социализма.
За осуществление особого пути развития России и ее мессианскую роль в истории человечества, и в особенности славянских народов, выступали "славянофилы" — Хомяков, братья Киреевские, Аксаков и др. Некоторые из них утверждали, что между русской и европейской нациями нет ничего общего, противоположны и их национальные идеалы. Причем русскую "особость" они были склонны видеть в патриархальной крестьянской общине, ее социальных и морально-психологических особенностях и традициях. "Наша философия, — писал Киреевский, должна развиваться из нашей жизни, создаваться из текущих вопросов, из господстбующих интересов нашего народного и частного быта" (И. Киреевский. Полн. собр. соч., т. 2. М., 1911, с. 2).
Славянофилы отрицали гражданские права, политические свободы, право собственности как не соответствующие русскому менталитету. Будучи сторонниками самодержавия, они тем не менее защищали свободу личности, совести, мысли, признавали принцип верховенства народа. "Особый" путь России послужил питательной почвой для революционных идей и потрясений, с которыми столкнулась Россия в XIX в. Народнические воззрения 50-70-х гг. с их идеализацией крестьянства и сельской общины, утопическим романтизмом постепенно переросли в революционные и ультрареволюционные политические установки. Произошел резкий поворот к безграничной вере в преобразующую силу революционной интеллигенции.
На этой основе сложились различные теоретические течения и толкования способов революционной деятельности: подготовительно-пропагандистское, которое рассматривало личность как орган прогресса и как силу, способную изменить общественные формы Лавров; заговорщическо-террористическое, представителем которого был Ткачев, считавший, что только захватив государственную власть, революционное меньшинство способно провести в интересах народа коренные преобразования, и бунтарское (Бакунин), делавшее ставку на революционный взрыв народа (чернорабочей массы), который в конечном итоге приведет к уничтожению государства. Анархистская концепция Бакунина, Кропоткина и др., положившая в основу идею безвластия, исходила из того, что любые политические изменения мало улучшают положение народа, следовательно, революция призвана уничтожить государство как губителя индивидуальной свободы, как самое "вопиющее отрицание человечества".
Марксизм, точнее марксистский социализм, который в России в последней четверти XIX в. был представлен прежде всего Г.В.Плехановым, все более вытеснял другие течения общественной мысли. После Октябрьской революции 1917 г. ведущее место в духовной жизни общества занял ленинизм, превратившийся в стране в государственную идеологию. На первый план выдвигалась революционная борьба, руководимая организованным меньшинством, во имя будущего справедливою общества. Коммунизм, по образному высказыванию Н.Бердяева, оказался неотвратимой судьбой России...
Скачать файл (210 kb.)