Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Социализация личности - файл 1.doc


Контрольная работа - Социализация личности
скачать (122.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc123kb.03.12.2011 10:46скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОСТОВСКАЯ-НА-ДОНУ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ

Кафедра «Философия и история»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО КУРСУ:

«СОЦИОЛОГИЯ»

тема:

«Социализация личности»


Выполнила: ст-ка группы ВВСР 1-1 Т.В. Забанова


Проверила: доцент Г.Н. Мезинова

2008 год


Содержание

Введение ………………………………………………... 3

Социология личности ……………………………….. 3

Личность ………………………………………………… 4

Основные факторы развития личности ……….. 6

Воспитание …………………………………………….. 6

Социализация личности ……………………………. 8

Институты социализации …………………………. 11

Заключение ……………………………………………. 12

Литература …………………………………………….. 14


В В Е Д Е Н И Е
Проблема социализации личности получила статус объекта самостоятельного педагогического исследования только в социальной педагогике. Одним из её основоположников является Пауль Наторп. В своих теоретических трудах "Социальная педагогика", "Культура народов и культура личности" он формулировал два положения, имеющие фундаментальное значение в теории социализации. Первое: представление об окружающем мире не могло бы сложиться "ни у одного человека без сотрудничества других, и даже у всего ныне живущего человечества, жившего до сих пор". Второе: воспитание индивидуума обусловлено социальными причинами.

Человек становится таковым только благодаря человеческой общности. В отдельности он является лишь абстракцией, подобно атому в физике. Человек не вырастает в одиночестве, в параллельной жизни с другими индивидуумами. Он социальное существо, которое развивается "под многосторонними влияниями… непрестанно реагируя на эти влияния". Но при этом речь не может идти только об отношениях между "единичными людьми". П. Наторп рассматривает социальное взаимодействие шире, в частности от отдельного человека к конституированной человеческой общности в её многообразных формах, таких как семья, община, государство и, наконец, человечество в целом.

Жизнь людей в нашей стране изменилась коренным образом. Эти изменения коснулись практически всех сторон нашей жизни, преобразив их кардинальным образом на всех уровнях: от индивидуальных условий жизнедеятельности конкретного человека до социальных основ общества. В современных социокультурных условиях требуется отношение к личности как к открытой изменяющейся системе. При этом особое значение приобретает социализация личности, в ходе которой она пытается приспособиться к социальному давлению и установить равновесие между внутренними и внешними ценностями.

Сущность социализации состоит в том, что в процессе её человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

Включение индивида в социальную среду и деятельность не обходится без внешних воздействий, и именно они стимулируют внутренний прогресс, и эффект социализации заключается в том, что личность формируется и как продукт, и как субъект общественных отношений. Результатом социализации становится социализированность.
^ СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Социология личности как специальная социологическая теория появилась на грани 19 и 20 веков. В этой теории, как никакой другой, нашли отражение роль общественного, группового и индивидуального сознания, формы, пути и методы реализации их в социальном поведении и влияние макро-, мезо- и микроусловий на процесс его функционирования. 

Многогранность процесса становления, развития и формирования личности породила различные концепции, которые по-разному подчеркивали те или иные аспекты этой проблемы. В работах Ч.Х. Кули (1864-1929), Дж. Мида (1863-1931) нашла отражение теория зеркального "Я", в которой личность трактовалась как объективное качество, приобретенное человеком в процессе социальной жизни. Я.Л. Морено (1892-1974), Т. Парсонс (1902-1979), Р. Липтон и др. уделяли внимание ролевой теории личности, согласно которой последняя есть функция от той совокупности социальных ролей, которую человек выполняет в обществе.

Особенно значительна роль Н.К. Михайловского (1842-1904), который предложил рассматривать личность в трех ипостасях: биогенном, психогенном и социогенном обличии. Много внимания он уделил проблеме индивидуальности.

К анализу социологических проблем личности полностью применимы слова известного американского социолога Ч.Р. Миллса (1916-1962), который писал, что "изучение социологии должно показать, как оценивать себя не как изолированную личность, а как человека в море человечества; помочь расположить себя в историю и перспективу, чтобы точнее понять и оценить те факторы, которые влияют как на ваше поведение, так и на поведение других людей".
ЛИЧНОСТЬ
Что такое личность? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо прежде всего, провести разграничение понятий «человек», «индивид», «личность».

Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и спо­собностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой ис­торически развивающейся общности, как человеческий род (homo sapiens), человечество, которое отличается от всех иных материаль­ных систем только ему присущим способом жизнедеятельности. Бла­годаря этому способу жизнедеятельности, человек на всех этапах ис­торического развития, во всех точках земного шара остается тождест­венным самому себе, сохраняет определенный онтологический статус.

Итак, существует человечество как специфическая матери­альная реальность. Но человечество как таковое самостоятельно не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существование отдельных представителей человечества выражается понятием «ин­дивид». Индивид – это единичный представитель человеческого ро­да, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный че­ловек». При такой постановке вопроса не фиксируются как особенно­сти действия различных биологических факторов (возрастных осо­бенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Однако полностью абстрагироваться от действия этих факторов невозможно. Очевидно, что существуют большие различия между жизнедеятельностью ребенка и взрослого человека, человека первобытного общества и более развитых истори­ческих эпох.

Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятием «индивид» используют и понятие «личность». Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состояния для онто- и филогенеза человека, личность – итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии и социологии. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических про­цессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и т.д.

Социологический же подход выделяет в личности социально-типическое. Основная проблематика социологической теории личности связа­на с процессом формирования личности и развития ее потребностей в не­разрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности. Социология в целом содержит множество теорий личности, которые отличаются друг от друга кардинальными методологическими установками.

Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независи­мости от общества, способной противопоставить себя обществу. Лич­ная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т. е. не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоана­лизу, самооценке, самоконтролю.

Самосознание личности трансформируется в жизненную по­зицию. Жизненная позиция представляет собой принцип поведе­ния, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действию. Диспозиционная теория позволяет установить связи между социологическим и социально-психологи­ческим поведением личности. Диспозиция личности означает предрасположенность личности к определенному восприятию ус­ловий деятельности и к определенному поведению в этих условиях. Диспозиции делят на высшие и низшие. Высшие регулируют об­щую направленность поведения. Они включают в себя: 1) концеп­цию жизни и ценностные ориентации; 2) обобщенные социальные установки на типичные социальные объекты и ситуации; 3) ситуа­тивные социальные установки, как предрасположенность к воспри­ятию и поведению в данных конкретных условиях, в данной пред­метной и социальной среде. Низшие – поведение в определенных сферах деятельности, направленность поступков в типичных си­туациях. Высшие личностные диспозиции, будучи продуктом об­щих социальных условий и отвечая наиболее важным потребнос­тям личности, потребностям гармонии с обществом, активно воз­действуют на низшие диспозиции.

Проблема изучения личности в социологии является одной из центральных, поскольку каждый социолог для понимания сущности социальных явлений, системы взаимосвязей людей в обществе обязан понять, что движет поступками каждого кон­кретного человека. Индивидуальное поведение, таким образом, представляет собой основу понимания жизни всей социальной группы или общества.

В отличии от психологии, социология сразу пытается дать ответы на вопросы о социальном поведении личности, пред­ставить личность во всем многообразии социальных связей. В связи с этим, в ходе изучения личности в контексте социальных связей необходимо дать ответы на вопросы о формировании лич­ности в социальном окружении, месте, занимаемом личностью в социальном пространстве, включенности личности в социаль­ные группы, восприятии личностью культурных норм, отклоне­ниях от этих культурных норм.


^

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ

РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ


Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все опре­деления личности так или иначе обусловливаются двумя проти­воположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окру­жение при этом играет весьма незначительную роль. Представи­тели другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что лич­ность – это некоторый продукт, полностью формируемый в хо­де социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения на процесс формирования личности. В своем анализе мы, конеч­но, должны учитывать как биологические особенности личности, так и ее социальный опыт. Вместе с тем практика показывает, что социальные факторы формирования личности более весомы. Представляется удовлетворительным определение личности, дан­ное В. Ядовым: «Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индиви­да в систему социальных отношений посредством активной дея­тельности и общения». В соответствии с этим взгля­дом личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального и куль­турного опыта. При этом не отрицается наличие у нее врожден­ных способностей, темперамента и предрасположенности, значи­тельно влияющих на процесс формирования личностных черт.

Основные факторы, оказывающие влияние на формирование лично­сти, делятся на следующие типы: 1) биологическая наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) уни­кальный индивидуальной опыт.

На формирование личности определенное влияние ока­зывают биологические факторы, а также факторы физического окружения и общие культурные образцы поведения в отдельной социальной группе. Однако главными фак­торами, определяющими процесс формирования личности, безус­ловно являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в про­цессе социализации личности.
ВОСПИТАНИЕ
Воспитание - процесс окультуривания человека, цель которого привить ему наперед заданные культурные черты. Воспитание определяется обществом и выражается в форме:

- культурных норм;

- бытовых правил поведения;

- ценностей и идеалов.

Воспитание состоит из целенаправленного прививания наперед заданных свойств и стихийного усвоения культурных норм. Стихийное усвоение происходит из ближайшей и дальней социальной среды. Оно происходит неосознанно. В семье оно идет через подражание образцам поведения родителей.
Между целенаправленным и стихийным воспитанием в семье (как и в обществе) может обнаружиться разрыв - конфликт. Например, родители приучают ребенка не чавкать за столом, а сами делают это. Разрыв между словом и реальным поступком завершится тем, что ребенок, как и любой другой человек вообще, усвоит то, что легче присваивается. В данном случае - поступок, а не слово. Поступки прививаются через долгое заучивание, повторение, доводятся до автоматизма. Поддерживающим началом выступают не только окрики старших, но и самоконтроль. Чтобы он возник, надо сформировать у ребенка заинтересованность - её ещё называют мотивацией к достижению.

Но для того, чтобы возникла заинтересованность, человек должен осознанно захотеть, то есть увидеть все преимущества себя воспитанного - быструю служебную карьеру, легкость общения с представителями разных слоев и т.п. и все недостатки себя невоспитанного.

Получается объективное противоречие воспитания: в тот возраст, когда только и можно активно формировать культурный фундамент личности, ребенок к этому психологически не готов. Причина кроется в том, что хотя правила поведения и просты, но они создавались взрослыми для таких же взрослых людей. Детям они не понятны и не потому, что сложны, а потому, что абстрактны, оторваны от конкретной жизни ребенка, где все дозволено, проступки принимаются как шалости, а не преступления, где наказывают  понарошку и взрослые больше прощают, чем наказывают, где тебя все любят.

Реальное воспитание в семье идет в основном на уровне схватывания образцов поведения. Абстрактные разговоры родителей мало что дают. Родителей слушают, родители довольны и полагают, что сказанное тут же воплотиться в жизнь. Важен уровень допустимого поведения со стороны родителей. Он выражается в том, что могут себе позволить  делать родители при ребенке, а что не могут. Нельзя позволить себе устраивать "разборки" при ребенке, ходить небрежно одетым, выражаться матом и т.д. Не делая усилий дли того, чтобы не совершать отрицательные поступки, родители не смогут приучить детей трудиться над своим поведением. Воспитанию ребенка должно предшествовать воспитание родителей, точнее сказать, их самовоспитание. Качество воспитания определяется качеством взаимоотношений между родителями. Взаимные подозрения, конфликты, упреки обязательно снизят воспитательный эффект. Как родители строят отношения между собой, так и их дети  будут строить свои отношения с родителями. Ребенок - самый строгий и беспристрастный экзаменатор. Он подмечает все мелочи. Сначала промолчит, а потом это проявится в самый неподходящий момент. Дети ведут свое "досье", где перечислены все обиды, совершенные промахи и противоречия в поступках. В отличии от коллег по работе, дети искренне скажут о ваших недостатках. Они - настоящие учителя. Процесс воспитания детей  - только одна сторона медали. Процесс воспитания взрослых - вторая её сторона. Оторвать одну от другой нельзя.

Итак, процесс воспитания имеет две стороны. Обе выполняют важные функции. Заменить или устранить ни одну из них нельзя. По объему и интенсивности они равны. Воспитание детей взрослыми, как и воспитание взрослых детьми - разнятся по форме, но не по существу. Сущность у них дна и та же - нравственное совершенствование, приращение знаний в культурном и социальном плане.

^ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
Понятие "социализация" характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в по­нятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяют  функционировать  индивиду  в  качестве  активного субъекта общественных отношений.

Социализацию не следует сводить к образованию и воспи­танию, хотя она и включает эти процессы. Социализация личности осуществляется под влиянием совокупности многих условий – как социально-контролируемых и направлено организуемых, так и сти­хийных, возникающих  спонтанно.  Она есть атрибут образа жизни личности, и может рассматриваться как ее условие и как резуль­тат. Непременным условием социализации является культурная самоактуализация личности,  ее активная работа над своим  соци­альным совершенствованием. Какими бы благоприятными ни были условия социализации, ее результаты во многом зависят от ак­тивности самой личности.

Социализация – это двусторонний процесс, включаю­щий в себя с одной стороны усвоение индивидом социального опы­та, идеалов, ценностей и норм культуры путем вхождения в соци­альную среду,  в  систему  социальных взаимодействий с другими людьми, а с другой стороны процесс активного воспроизводства социального опыта,  ценностей,  норм,  стандартов поведения за счет его активной социальной деятельности,  личностной перера­ботки и видоизменения социального опыта.

Различается две основные формы социализации - направ­ленная и ненаправленная.

Ненаправленная, или стихийная форма социализации  - это как бы "автоматическое" формирование определенных социаль­ных качеств в процессе и результате пребывания индивида в не­посредственном социальном окружении: в кругу семьи, сверстников, сослуживцев и т.п.

Направленная форма социализации - это специально разра­ботанная обществом или его определенными институтами и органи­зациями система средств воздействия на развивающуюся личность с целью сформировать ее в соответствии с доминирующими в дан­ном обществе ценностями, идеалами, интересами и целями. Одним из важных способов направленной социализации является воспита­ние - процесс сознательно организованного, планомерного и целе­направленного воздействия на сознание и поведение развивающейся личности с целью формирования у нее определенных понятий, цен­ностных ориентаций, принципов, социальных установок и подготов­ки ее к активной производственной, общественной и культурной деятельности.

Направленная и ненаправленная,  стихийная формы социа­лизации могут в определенных обстоятельствах согласовываться, гармонизироваться друг с другом или,  наоборот, противоречить друг другу.
Понятие социализации:

- процесс, включающий индивида в социальную группу, в жизнь общества;

- усвоение человеком социального опыта, накопленного другими людьми и обществом в целом;

- становление личности в контексте конкретной культуры;

- процесс навязывания социальной группой или обществом в целях социальной доктрины. Они не противоречат друг другу. Это проблема активности-пассивности личности в процессе социализации.

Социализация - есть процесс социального развития личности как активного усвоения индивидом социальных ценностей и социальных норм групп и общества в целом и формирование их в осознанную систему социальных установок, определяющей позиции и поведение индивида в социальной среде.
Уровни социализации:

1) включенность в микросреду;

2) включенность в мезосреду (на другие организмы);

3) включенность в макросреду (крупные общности).
Стадии социализации:

1) первая стадия - возрастная (допуберантная (до 12 лет);

2) подростковая 12 - 16-18 лет;

3) взрослая после 18.

Из огромного многообразия особенностей процесса соци­ализации, проявляющихся по-разному у различных индивидов, со­циология вычленяет только те факторы, которые могут характери­зовать значительное число индивидуальностей, а потому способны объединятся в определенные типы, например, возрастные, половые, профессиональные, субкулътурные и т.п. Именно с учетом таких типологических особенностей выделяют различные этапы социали­зации.

^ Первый ее этап - младенчество (0-2 года). Основной ка­нал социализации на данном этапе общества.  Оно  начинается  с обмена улыбками с матерью,  с обращения к ней и к другим всту­пающим с ним в контакт людьми и к домашним животным  (кошки, собаки, попугаи и др.) не артикулированными, но эмоционально-выразительными звуками,  а также жестами,  мимикой. Постепенно эти средства общения дополняют, во многом их заменяют словесные формы общения и поведения, где слово, которому ребенка учат взрослые, уже обобщает не одно, а несколько ощущений, чувств, ожиданий и т.д., и является продуктом воплощения соци­ального опыта в нормах к ценностям культуры. В связи с тайной особенностью развертывания процесса социализации мышления, цен­ностные ориентации  и  продуктивное воображение в младенческом возрасте  развиваются гораздо  медленнее и слабее, чем общи­тельность, вырастающая из любовной привязанности ребенка к от­цу, бабушке, дедушке, т.е. к тем людям, с которыми он находит­ся в постоянном общении.

^ Второй этап социализации - детство (2-6) до поступления ребенка в школу. В этот период ведущим каналом социализации – игра, в первую очередь ролевая игра, которая представляет собой эмоционально-образное воссоздание  поведения и действий взрос­лых, осуществляющееся в игровой форме. Основной формирующей ребенка в  этом возрасте формой деятельности становится освое­ние различных ролей в игре в прятки, в куклы, в войну, в ав­тогонки и т.п., а также общение его с миром сказок, книжек с картинками, художественно оформленных настольных игр, муль­тфильмов, видеофильмов, детских песен. В этом возрасте развитие воображения, фантазии и активно-вопрошающего отношения к миру (пресловутые "почемучки") значительно  опережает  обретение знаний и развитие умственных способностей.

^ Третий этап социализации начинается с переломного для формирующей личности события - перехода от "возраста игр" к "возрасту учения" в школе,  завершаясь другим переломным собы­тием - половым созреванием. Он охватывает возрастную когорту от 6-7 до 13-14 лет. Здесь опять-таки изменяется доминанта со­циализирующего процесса - ею становится обучение и познание мира, осуществляемое с помощью учителей,  учебников, активного приобщения к художественной литературе, другим видам культуры. Такое изменение направленности и средств социализации приво­дит к активному, опережающему все другие психические процес­сы, развитию  абстрактного  мышления,  оттесняющего  на задний план художественную фантазию, продуктивное воображение (у боль­шинства учащихся) одновременно с ослаблением эмоциональной от­зывчивости и потребности общения. Последнее становится избирательным, но зато и более стабильным, что находит свое воплощение, прежде всего в дружбе, которая, возникнув в школьные годы, сохраняется нередко на всю жизнь.

^ Четвертый этап социализации начинается еще  в  школьные годы, имеет своим нижним пределом половое созревание, когда подростки превращаются в юношей и девушек, приобщаясь к ми­ру  взрослых людей, а верхним рубежом - завершение учебы. В этот период происходит существенное изменение в самосознании и самооценке  формирующейся личности,  возникает потребность в выработке  мировоззренческих установок, смысложизненных прин­ципов, самоуважении и уважении со стороны окружающих людей, самостоятельном обдумывании и конструировании системы  ценнос­тей, связанных с ней ценностных ориентаций. Сохраняется социа­лизирующая доминанта,  воплощенная в потребности познания мира и окружающих людей, но она изменяет  свою дислокацию: "юноша, обдумывающий житье" стремится получить нужные ему знания, цен­ности, систему оценок и представлений о добре и зле, благород­стве и подлости не из учебников и уроков,  а из  собственного опыта и общения со сверстниками,  активного приобщения к художественной литературе, музыке, театру, несколько позже – к  полити­ческой, религиозной и иной активной деятельности. Именно в этот период происходит формирование жизненных  позиций  будущих революционеров, музыкантов, поэтов, актеров, спортсменов, кон­структоров, математиков и т.д. Приобретение из разных источни­ков, а не только из учебников, различных знаний, жизненных наб­людений, оценок, одним словом, разнообразного жизненного опы­та, становится теперь преимущественным средством формирования самосознания, мировоззрения, жизненной позиции.

Пятая трудовая социализация, знаменующая собой пе­реход от систематического обучения к продуктивному труду. В этот этап человек входит в качестве социально и духовно сфор­мировавшейся личности, обладающей более или менее разносторон­не развитым сознанием и самосознанием, более или менее проч­ным мировоззрением, системой ценностей и социальных установок. Тот факт, что в процессе развертывания этого этапа личность не только усваивает социальный опыт,  но и активно  воспроизводит его, обогащает новым содержанием, придает особое социальное значение именно этому периоду.  На этом этапе важную роль при­обретает специализация, выражающаяся в разделении труда, в си­лу чего она, с одной стороны, способствует росту его произво­дительности, а с другой – профессионально-квалификационному развитию личности.

Социализация на этом этапе приобретает две возможности: соединения с процессом культурализации, т.е. приобщения лич­ности к ценностям, нормам и идеалам культуры. Одна их них, ограничивающая духовное развитие личности, заключается в том, что человек, завершив определенный уровень обучения в системе образования, стремится сохранить (нередко - забыть) усвоенные знания, ценности, вкусы. Вторая, создающая широкие возможности для дальнейшего духовного развития личности, проявляется в том,  что человек, став взрослым и начав свой самостоятельный тру­довой путь, продолжает овладевать богатствами культуры по­средством самообразования, самовоспитания, саморазвития. Этот путь неустанного духовного обогащения личности через активное включение в сферу культуры особенно значим в нашу эпоху, ког­да значительно расширился круг интеллектуально развитых людей, подготовленных предшествующим образованием и воспитанием к самостоятельному духовному развитию, а демократизация общества сняла идеологические, цензурные и др. препоны для приобщения к культурным ценностям различных эпох, народов и стран, к под­линным ценностям мировой культуры.

Завершение трудового этапа социализации смыкается с на­чалом ее шестого этапа, завершающей стадии – после трудовой де­ятельности, когда человек переходит к заслуженному отдыху. Этим этапом охватывается  весь  период пенсионерского существования личности. Проблемы жизнеустройства людей пенсионного возраста в современном обществе приобретают большую социальную значи­мость, т.к. в структуре народонаселения они занимают значи­тельное место. Поэтому проблемы после трудовой стадии социа­лизации становятся очень актуальными  и  важными,  особенно  в связи углубляющимся социальным расслоением общества на богатых и бедных и значительно более масштабным представительством по­жилых людей в составе бедняков.
Первая сторона процесса социализации - усвоение социального опыта - это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности (пассивность - активность).

Под социализацией понимают весь многогранный процесс очеловечивания человека, включающий в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду и предполагающее: социальное познание, социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей и т.д.; активное переустройство окружающего (природного и социального) мира; изменение и качественное преобразование самого человека, его всестороннее и гармоничное развитие.

Механизмы - подражание, заражение, внушение, уподобление, адаптации, заимствования, руководства, лидерство, мода.


^ ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
В качестве  основных институтов социализации функциони­руют: семья, дошкольное детское учреждение, школа, компания сверстников, трудовой коллектив, социокультурная общность. Первоначальным и очень важным из этих социальных институтов является семья, представляющая собой не только первичную груп­пу, характеризующуюся тесными непосредственными связями и сот­рудничеством и, заключающую в себе тот особый тип сопереживания и взаимного отождествления, для которого "Мы" является естест­венным выражением, но и естественную модель, микромир широко­го социального макромира.

Школа является  вторым важнейшим институтом социализа­ции, ибо она выводит передачу знаний, умений и навыков за пре­делы первоначального непосредственного контакта родителей и детей, осуществляет силами учителя продуктивное обучение и вос­питание большой группы учеников, передавая им единые для всех, но индивидуально усваиваемые каждым знания и ценности, нормы поведения, необходимые для самостоятельной и творческой жиз­недеятельности личности в обществе.

Важным институтом социализации является и трудовой коллектив, который специализирует и профессионализирует социализирующее воздействие социальной среды на личность.

Очень важную социализирующую роль в формировании  лич­ности выполняет система культуры. Представляя собой саморазви­вающуюся систему творческой человеческой деятельности и продук­тов этой деятельности в виде ценностей, норм, правил, образцов поведения, культура оказывает определяющее влияние на форми­рование и развитие личности.

Разумеется, культура оказывает социализирующее влияние на формирование  личности  не обособленно от других институтов социализации, а вместе с ними и через них, что резко усиливает воспитательный результат этого процесса. Все институты социа­лизации, взаимодействуя друг с другом, оказывают мощное воз­действие на основные тенденции в формировании личности и ее со­циальном развитии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социализация, понимаемая нами как непрерывный жизненный процесс соотношения и увязывания индивидуальных особенностей человека с общественными условиями, социальными нормами и правилами поведения, имеет серьёзные эмоциональные последствия, которые влияют на психическое здоровье личности. Социализированность, как результат социализации, представляет собой сформированность универсально-эффективных в непрерывно изменяющихся обстоятельствах личностных и социальных качеств, установок, способов социального взаимодействия и является необходимым условием для активного самосознания, самосовершенствования, достижения желаемого уровня развития и статуса без ущерба для здоровья. Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия. Стихийная, недостаточно контролируемая и направляемая социализация без учёта индивидуальных особенностей ребёнка может иметь как непосредственные, так и отсроченные травмирующие действия.

Следует отметить, что процесс социализации личности протекает в основном под влия­нием группового опыта. При этом личность формирует свой «Я»-образ на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Для того чтобы такое восприятие было успеш­ным, личность принимает на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Фор­мируя свой «Я»-образ, личность социализируется. Однако не суще­ствует ни одного одинакового процесса социализации и ни од­ной одинаковой личности, так как индивидуальный опыт каждой из них уникален и неповторим.

Процесс социализации достигает определенной степени за­вершенности при достижении личностью социальной зрелости, ко­торая характеризуется обретением личностью интегрального соци­ального статуса. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является откло­няющее (девиантное) поведение. Этим термином в социологии чаще всего обозначают различные формы негативного поведения лиц, сферу нравственных пороков, отступления от принципов, норм мо­рали и права. К основным формам отклоняющегося поведения при­нято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянст­во, наркоманию, проституцию, самоубийство.


Многочисленные формы отклоняющегося поведения свиде­тельствуют о состоянии конфликта между личностными и общест­венными интересами. Отклоняющееся поведение – это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных не­взгод и проблем, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющее­ся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, передовому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К откло­няющемуся поведению могут быть отнесены различные виды науч­ного, технического и художественного творчества.
ЛИТЕРАТУРА


  1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003.

  2. Кравченко А.И. Общая социология: Учебник для вузов. М.: Юнити, 2002.

  3. Кравченко А.И. Социология: Словарь. Учебное пособие для вузов. М.: Изд. центр "Академия", 1997.

  4. Общая социология: Систем. Курс: Учеб пособие / Ю.Н. Аксененко и др.; Под ред. Г.В. Дыльнова. 2-е изд.,перераб., доп. Саратов: СЮИ МВД России, 1999.

  5. Социология: Основы общей теории. Учеб пособие для вузов / Отв. ред. Г.В.Осипов. М.: Аспект Пресс, 1998.

  6. Тощенко Ж.Т. Социология: Общ. курс. Для вузов. 2-е изд., доп., перераб. М.: Прометей, Юрайт, 1998.

  7. http://www.erudition.ru/referat/ref/id.53736_1.html - Российская электронная библиотека Эрудит.

  8. http://know.su/link_7458_1.html - Социализация личности, ее этапы и формы.

  9. Научно-педагогический Центр «Петершуле», ПРОЕКТ, Г.И. Трубников, 2001 г. «Бог, человек, общество». Учебное пособие по обществознанию для 10-11-х классов.

  10. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок 2004-2005», Социализация личности в современных социокультурных условиях, Антонова М.В.





Скачать файл (122.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации