Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекция. Краткий курс по этике и эстетике - файл 1.doc


Лекция. Краткий курс по этике и эстетике
скачать (449.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc450kb.03.12.2011 10:47скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ПРИАЗОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Попович Елена Викторовна


ЭТИКА И ЭСТЕТИКА

учебное пособие для студентов всех форм обучения

в высших учебных заведениях технического профиля

Мариуполь

2009

УДК 008: 18

ББК

Попович Е.В. Этика и эстетика: Учебное пособие для студентов технического университета. / Сост. Е.В. Попович. – Мариуполь: ПГТУ, 2009. – 74с.
Учебное пособие состоит из пояснительной записки, опорных конспектов, тематики рефератов, списка рекомендованной литературы, а также словарем терминов по курсу «Этика», и словарем терминов по курсу «Эстетика».

Составитель: канд.пед.наук, доцент Е.В. Попович

Рецензент: докт.филос.наук, профессор Н.Н. Бровко

Ответственный за издание

зав.кафедрой философских наук –

канд.филос.наук, профессор А.П. Афонов


Утверждено на заседании методического семинара кафедры философских наук, протокол № 5 от 07.04.2009 г.
Утверждено на заседании методической комиссии инженерно-педагогического факультета, протокол 8 от 25.06.2009 г.
СОДЕРЖАНИЕ


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.................................................

4

II. КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ОСНОВНЫМ ТЕМАМ:............................................................................................

5

Тема 1. Предмет этики. Основные этапы развития этической теории................................................................................................

5

Тема 2. Античная этика: этические учения софистов и Сократа, Платона, эпикурейцев и стоиков.....................................................

6

Тема 3. Сущность нравственности..................................................

9

Тема 4. Основные категории этики.................................................

13

Тема 5. Основные понятия морали..................................................

15

Тема 6. Эстетика – философская наука. Предмет эстетики..........

19

Тема 7. Основные категории эстетики............................................

23

Тема 8. Основные теории античной эстетики................................

29

Тема 9. Эстетика средневековья......................................................

33

Тема 10. Эстетика Возрождения......................................................

37

III.ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ ВопросОВ для самостоятельной ПОДГОТОВКИ.......................................

39

IV. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА.....................................................

40

V. ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ ПО КУРСУ «ЭТИКА И ЭСТЕТИКА».....................................................................................

41

VI. ЛИТЕРАТУРА В РАЗДЕЛ ЭСТЕТИКИ И ЭТИКИ................

43

VII. ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ.....

48

VIII. ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ..............................................................

50

IХ. ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ СЛОЖНОГО ПЛАНА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ..............................................................

51

X. СЛОВАРЬ ПО ЭСТЕТИКЕ........................................................

53

XI. СЛОВАРЬ ПО ЭТИКЕ..............................................................

61

^ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Не только целью, но и залогом построения суверенного государства Украины является формирование нового поколения украинской интеллигенции. Успешное построение демократической страны может претворить в жизнь человек хорошо воспитанный и сформированный специалист.

Составитель учебного пособия считает, что данный курс может способствовать тому, чтобы заложить у современного студенчества базовые и ключевые понятия, которые составляют теоретическую основу для понимания этических норм, представлений о прекрасном.

«Этика и Эстетика» - учебная дисциплина, которая изучается во всех технических вузах Украины. Программа курса «Этика и эстетика» рассчитана на студентов Приазовского государственного технического университета. В учебном пособии раскрывается зависимость эстетического восприятия действительности от уровня развития эмоциональной и рациональных сфер сознания людей.

Усваивая суть эстетической потребности, эстетического вкуса и эстетического идеала, студентам предстоит понять, что все это не только тесно взаимосвязанные между собою понятия, которые в свою очередь осуществляют взаимовлияние посредством эстетического чувства в процессе восприятия, оценивания и создания разнообразных эстетических ценностей.

Значительное внимание в пособие уделено таким этическим категориям, а также нравственным понятиям, как совесть и доброта, честь и достоинство, долг и ответственность, также рассматриваются ценности, которые всегда выражали глубочайшие стремления человечества в его духовном развитии, и открывали перспективы совершенствования человека, которые придавали его жизни достоинство и смысл.
^ II. КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ОСНОВНЫМ ТЕМАМ
ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ ЭТИКИ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Этика возникла более двух с половиной тысяч лет назад, когда в результате общественного разделения труда познавательная теоретическая деятельность отделилась от непосредственного практического нравственного сознания.

Возникновение термина «этика» как особой философской дисциплины связано с именем Аристотеля. Понятие «этический», от которого происходит этика, образовано Аристотелем на основе слова «этос», что означало привычки, обычаи, нравы.

Под понятием «этика» обычно подразумевается теоретическое знание, наука, как писал поэт «что такое хорошо, а что такое плохо».

Под понятиями «нравственность» и «мораль» - изучаемый этой наукой предмет, особая форма общественного сознания или человеческой деятельности.

Таким образом, этика является учением о морали, о нравственном освоении человеком действительности.

Особенности этики в рамках философии состоят в том, что этика составляет нормативно-практическую часть системы философского знания.

Этика стремится прояснить общие основания нравственного миропорядка, всего многообразия проявления морали: что есть добро, гуманность, жизненная правда, в чем состоит назначение человека, что делает жизнь человека осмысленной, счастливой и т.д.

Этика как теория морали устанавливает логическую связь между моральными оценками, выявляет законы, в соответствии с которыми вырабатываются суждения, призванные с руководить поступками людей.

В качестве теории морали этика занимается исследованием основных категорий, в которых можно описывать моральные оценки и критерии различения добра и зла.

Из характеристики этики как теории морали, имеющей нормативно-практическую направленность, вытекают две важнейшие функции этики: познавательная и нормативная.

Познавательная функция этики состоит в том, что этика изучает поведение человека относительно ценностных ориентиров, оценивает его мотивы в категориях добра и зла, справедливости и несправедливости и др.

Нормативная функция этики связана с решением ею одной из важнейших задач: разрешения моральных ситуаций, требующих нового понимания морали, преодоления ценностной разорванности общественного сознания; тем самым с возможностью предложить обществу новую, единую для всех моральную перспективу.

Подводя итог, следует отметить, что мораль (нравственность) представляет собой сложную сферу духовной жизни личности и общества, сферу духовной культуры и является предметом изучения этики.

Этика – это философская наука, объектом изучения которой является мораль.
Контрольные вопросы к теме 1.

  1. Как определяется философская наука этика?

  2. Раскройте предмет этики?

  3. Назовите важнейшие функции, которые вытекают из характеристики этики.

  4. Дайте характеристику функциям этики.

  5. Есть ли отличие между нравственностью и моралью?


^ ТЕМА 2. АНТИЧНАЯ ЭТИКА: ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ СОФИСТОВ И СОКРАТА, ПЛАТОНА, ЭПИКУРЕЙЦЕВ И СТОИКОВ

Становление и развитие нравственно-этических учений в Древней Греции знаменует качественно новый этап в развитии этики. Новые формы общественной жизни вытесняли родоплеменные отношения, старые обычаи и традиции. Возникла потребность в формировании новых ориентиров, идеалов, новых механизмов регулирования отношений между людьми.

Первые попытки философского обобщения моральных процессов мы находим в ранних литературных памятниках европейской культуры – поэмах Гомера, Гесиода, изречениях Семи мудрецов.

Формирование нравственных норм получает дальнейшее развитие в изречениях так называемых семи мудрецов (Фалеса, Солона, Периандра, Клеобула, Хилона, Бианта, Питтака).

Следующий этап развития нравственной рефлексии связан с первыми греческими философами – Анаксимандром, Гераклитом, Пифагором, Эмпедоклом, Парменидом и др. (VII – V вв. до н.э.). Мыслители-натурфилософы говорят о нравственности как о космическом начале, регулирующем человеческое поведение.

Новый этап в развитии нравственного создания Древней Греции представлен деятельностью учителей мудрости – софистов (V в. до н.э.).

Чтобы объяснить разнообразие и изменчивость обычаев, один из первых (старших) софистов, Протагор, утверждает: «Человек есть мера всех вещей». Человек не просто реализует какие-то незыблемые нравственные законы, а сам их создает. Таким образом, софист обосновывает право человека смотреть на окружающий мир сквозь призму своих – человеческих – целей и интересов.

Софисты положили начало этике как философской дисциплине, указали на общественный, человеческий характер морали и в самом общем виде обозначили предмет этики.

Сократ (469-399 гг. до н.э.) стремился найти надежную основу для нравственности, обосновать ее объективные, общезначимые характеристики. Первым несомненным положением этики Сократа является признание традиционной для античного общественного сознания связи понятий блага и добродетели с понятиями пользы и счастья.

Второе положение этики Сократа: знание, добро и счастье тождественны.

Сократ считал, что поскольку добродетели основаны на знании, то им можно научиться.

Этический рационализм Сократа получил свое развитие в этическом идеализме его ученика Платона (427-347 гг. до н.э.).

Средоточием нравственных идей, по Платону, является человеческая душа как частица мировой души. Человеческая душа до своего вселения в данное тело («темницу души») обитала в прекрасном мире идей и созерцала идеи блага, справедливости, благоразумия, благородства и т.д. В земной же жизни душа способна вспомнить то, что она созерцала, обрести об этом знание.

Душа человека состоит из трех частей – разумной, волевой и чувствующей, и способность человека к нравственно совершенной жизни, по Платону, т.е. степень его добродетельности, зависит от достоинства души, от того, какая часть является преобладающей. Чувства и желания отвлекают душу от созерцания идеального мира и приобщения к нему, и только разумность, способность к умозрению открывает человеку путь в мир идей.

При этом каждой части души соответствует определенная степень ее совершенства, достижение которого также определяющим образом влияет на степень добродетели человека. Разумности соответствует мудрость, волевой части души – мужество, а чувствующая часть души должна ориентироваться на умеренность.

Таким образом, добродетель человека зависит от того, какая способность, часть его души является преобладающей, и от степени совершенства этой способности.

Систематизировал все предшествующие разработки в сфере нравственно-этической мысли ученик Платона Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Аристотель превратил этику в самостоятельную философскую дисциплину, дал название этой дисциплине. Ему принадлежит первый посвященный ей труд «Никомахова этика» (ставший каноном этического образования вплоть до XVIII в. н.э.).

Добродетель, по Аристотелю, есть не что иное, как проявление разумной деятельностной природы человека.

Аристотель делит добродетели на два вида: дианоэтические и этические.

^ Дианоэтические добродетели – это добродетели разума в собственном смысле слова как высшего, сознательного, повелевающего начала.

Этические добродетели – это добродетели характера, образующиеся как результат взаимодействия разумной и неразумной части души.

Этика считает Аристотель, - это особая, практическая наука о нравственности (добродетели), цель которой научить человека, как стать счастливым. Очевидно, мыслитель остается последователем античного эвдемонизма, хотя его представление о счастье своеобразно. Истинное блаженство, как считает Аристотель, дает созерцательная (теоретическая) деятельность. Но такое состояние, при котором познание и деятельность совпадают, характерно для богов, а не для человека. Человек же, обладая определенным потенциалом, тем не менее существо несовершенное, телесное. Его удел – стремление к истинному счастью. Направляя, этика должна помочь ему реализовать себя. Нравственная реализация человека возможна главным образом через общественную деятельность, так как государство является более высокой инстанцией по сравнению с отдельным человеком. Поэтому Аристотель считал этику частью политики.

Эпоха эллинизма дала миру два наиболее развитых этических учения: эпикуреизм и стоицизм.

Создателем эпикурейской этики является древнегреческий философ Эпикур (371 – 270 гг. до н.э.). Он определяет счастье как отсутствие телесных страданий и душевных тревог. Соответственно основная цель этики – помочь человеку и избавиться от страданий или хотя бы облегчить их. Он отмечает, например, что счастью тождественно не просто удовольствие, а удовольствие благоразумное. Он рекомендует не предаваться любым удовольствиям без разбора, предпочитать духовные, соблюдать меру, иначе страданий не миновать.

Высшая форма блаженства, по Эпикуру, это состояние полного душевного покоя, невозмутимости, отрешенности от всех проблем мира – атараксия. Таким образом, идеал мудреца в эпикурействе родственен буддийскому идеалу.

Стоицизм также подчеркивал практическую, нравственную направленность философии, призванную, по их мнению, научить человека жить «сообразно природе».

Контрольные вопросы к теме 2.

  1. Перечислите основные этапы развития этической теории в эпоху античности?

  2. Как понимали этику софисты?

  3. Как формулировал этическое учение Сократ?

  4. Этическое учение в трактовке Платона.

  5. Этическое учение стоиков. Раскройте суть.

  6. Как формулировал суть этического учения Эпикур?


^ ТЕМА 3. СУЩНОСТЬ НРАВСТВЕННОСТИ

Сущность, функции, свойства и структура нравственности

Нравственность — это особый духовно-практичес­кий, ценностный способ освоения мира; деятельность, обусловленная мировоззрением. Мировоззрение человека формируется прежде всего обществом, поэтому истоки нравственности следует искать в отношениях между людь­ми. Человек — существо социальное. Совместная жиз­недеятельность людей требует различных способов регу­ляции их поведения, что явилось причиной возникнове­ния и развития религии, права и т.д. Нравственность один из таких регулятивов, который определяет поведе­ние людей с помощью представлений о ценном (идеалах, принципах, нормах и т.п.) и должном (обязанностях, от­ветственности и т.п.). Это внутренний саморегулятор по­ведения человека, настроенный на принципы человече­ства.

В целях систематизации Г.Н. Кузьменко выделяет в структуре нравственности следующие элементы:

1) нравственное сознание (общественное и индивиду­альное);

2) нравственная практика;

3) нравственные отношения.

^ 1) Нравственное сознание представляет собой субъек­тивную сторону нравственности, является отражением нравственного бытия людей. Особенность этого созна­ния состоит в восприятии всякого явления с точки зрения его ценности. Главная задача заключается не в объясне­нии явления, не в раскрытии его причины, а в его оцен­ке. Ценностное отношение к действительности — важная характеристика нравственного сознания.

Особое место в иерархии ценностей занимает идея о должном (идеал). Эта идея определяет конечную цель де­ятельности человека (или общества), тем самым прида­вая ей смысл. Исходя из обозначенной цели, нравствен­ное сознание позитивно или негативно оценивает поступки людей (в категориях добра и зла), а также, и это является еще одной важной его характеристикой, предписывает людям определенные действия (в качестве их долга).

Нравственное сознание реализуется в двух формах: общественной и индивидуальной.

Общественное сознание является элементом социаль­ной жизни. В нем аккумулирован и систематизирован нравственный опыт многочисленных поколений, позво­ляющий влиять на представления и поведение отдельно­го человека, воспитывать полноценную личность.

В общественном нравственном сознании можно вы­делить два уровня — обыденный и теоретический. Пер­вый являет собой так называемую «житейскую мудрость» и «здравый смысл» — повседневные суждения и оценки, непосредственно связанные с жизнью людей. Второй уровень — теоретичес­кий — характеризуется большей четкостью, системнос­тью, рациональностью. На этом уровне решаются так на­зываемые «смысложизненные» вопросы человеческого бытия. В теоретическом нравственном сознании главную роль играет моральная философия, т.е. этика.

Индивидуальное нравственное сознание рефлексив­но, относится к внутреннему миру человека и состоит из нескольких компонентов:

а) рационального компонента, т.е. системы опреде­ленных понятий, в которой выражается мировоз­зрение личности, те или иные нравственные представления;

б) эмоционального компонента, т.е. совокупности нравственных переживаний человека. Следует от­метить, что любое чувство является сложной эмо­циональной реакцией, обусловленной процессом со­циализации. Отсюда и альтруистичность нравствен­ных переживаний (отзывчивость, сострадание и др.), и их направленность на самоограничение личнос­ти. В качестве социально-психологического меха­низма самоконтроля выступают особые контроли­рующие переживания — совесть и стыд. Важную роль в нравственной жизни человека играет чувство достоинства (чести), отражающее моральную само­ценность личности;

в) волевого компонента, благодаря которому субъ­ективный нравственный мотив реализуется в дей­ствии, зачастую вопреки давлению объективных об­стоятельств.

2) Нравственная практика является объективацией морального сознания. Базовый элемент практики — по­ступок. Несмотря на внешнюю простоту, это весьма слож­ное нравственное явление. Его структура выглядит сле­дующим образом:

1) замысел (намерение или постановка цели);

2) мотивация (т.е. внутреннее (субъективное) обосно­вание замысла); 3) выбор (поиск адекватных намеченной цели средств);

4) принятие решения (готовность реализовать замы­сел);

5) действие. Ряд поступков, реализующих стратегичес­кую нравственную установку, составляет линию по­ведения человека.

3) Нравственные отношения — это совокупность за­висимостей и связей, которые возникают в процессе нрав­ственной практики. Они складываются между людьми вне зависимости от сферы деятельности (профессиональ­ной, семейной и т.д.) и ее уровня (личностного, группо­вого и т.д.).

Нравственные отношения можно классифицировать:

1) по содержанию (оно определяется обязанностями че­ловека в той или иной сфере деятельности);

2) по характеру требовательности (императивности);

3) по характеру связи.

Основные свойства нравственности:

1.Императивность. Нормы нравственности всегда фор­мулируются в повелительном наклонении (например, «не лги», «не убий» и т.д.).

2. Универсальность. Требования нравственности неиз­менны в любой сфере человеческого бытия, не лока­лизуются ни ситуативно, ни во времени.

3. Общезначимость. Нравственные предписания распро­страняются на всех людей без исключения.

4. Антиномичность. Например, противоречивость утвер­ждений о необходимости делать добро, потому что это выгодно (целесообразно), и о том, что добро дол­жно быть бескорыстным; или требование «не убий» и одновременно представления о воинском долге. При­чин антиномичности морали много. Главная заклю­чается в том, что нравственность, отражая динамику человеческого бытия, развивается сама, и это разви­тие — сложный диалектический процесс, который включает и архаичные представления о должном, и совсем новые, перспективные, конкретные требова­ния здравого смысла и этические максимы.

5. Внеинституциональность. Нравственность, в отличие от других форм общественного сознания, социально не структурирована. Ее нормы не фиксируются в спе­циальных документах, не обеспечиваются мерами при­нуждения с помощью специального аппарата, не кон­тролируются должностными лицами в особых учреж­дениях. Нормы нравственности поддерживаются си­лой общественного мнения или личной убежденно­стью человека, носят неофициальный характер. Их на­рушение не наказывается, но приводит к применению моральной санкции в форме осуждения, причем это может сделать любой человек или общество в целом.

Основные функции нравственности:

1) Регулятивная функция. Нравственность с помощью ценностного подхода к человеческой деятельности гармонизирует и оптимизирует отношения между людьми на основе общих идеалов, принципов поведения и т.д.

2) Познавательная функция. Вступая в нравственные отношения, человек знакомится со всем многообразием культурного опыта, накопленного человечеством, получает особое нравственное знание.

3) Воспитательная функция. Нравственное знание является важным условием формирования личности, приобщения ее к высшим ценностям. Вне нравствен­ного поля человек не может быть полноценным ху­дожником, ученым, предпринимателем и т.д. Нрав­ственность придает всякой конкретной деятельности общечеловеческий смысл.

4) Ценностно-ориентирующая функция. Исходя из нравственных представлений, человек постоянно сравнивает реальное с идеальным, сущее с долж­ным. Это позволяет ему корректировать свое пове­дение, определять вектор своего духовного разви­тия.

Кроме этих функций можно выделить также гумани­зирующую (т.е. приподнимающую человека над обыден­ностью, раскрывающую ему подлинный смысл жизни), мировоззренческую, коммуникативную и др.

В целом же все эти функции тесно взаимосвязаны и обуславливают богатство и содержательность духовной жизни человека.

Контрольные вопросы к теме 3.

  1. Дайте определение нравственности.

  2. Раскройте сущность функции нравственности.

  3. Как структуируется нравственность?

  4. Раскройте сущность, свойства нравственности.

  5. Как Вы понимаете, что такое нравственность?

  6. Нравственные отношения – как Вы это понимаете?



^ ТЕМА 4. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ЭТИКИ
Этические категории — это основные понятия на­учного аппарата этики, отражающие наиболее су­щественные стороны и элементы нравственности.

Категории этики ло­гичнее подразделять в соответствии со структурой нрав­ственности. В этом случае они дифференцируются сле­дующим образом: 1) категории нравственного сознания (идеал, норма и т.д.); 2) категории нравственной прак­тики (поступок, воздаяние и т.д.); 3) категории нрав­ственного отношения (конфликт, авторитет и т.д.).

Классифицируем категории этики по следующим видам:

1) структурный вид — это вид категорий, отражающих структуру нравственности, ее основные элемен­ты: нравственные формы сознания, практики, отношения (норма, соревнование и др.);

2) сущностный вид — это вид категорий, отражающий7 качественную определенность нравственности, отличие ее от других социальных явлений (добро, долг и др.);

3) методологический вид — это вид категорий, отра­жающих критерии нравственности человека, уров­ни его развития (цель и средства и др.).

Основным понятием этики является категория добра. С ее помощью выражается положительная нравствен­ная характеристика того или иного явления. Противо­положно ей, выражающее отрицательную нравственную оценку, — понятие зла.

К понятию добра очень близко понятие нравственно­го идеала. Идеал — это некий высший образец, конечная цель нравственной деятельности. В этом случае важную роль играет понятие справед­ливости, характеризующее меру соответствия между деятельностью человека и ее оценкой другими людьми обществом.

С понятием идеала тесно связано понятие нравственной нормы.

Нормы могут быть восприняты человеком как опти­мально соответствующие его ценностным установкам, а следовательно, необходимые, и в таком качестве стать внутренним побуждением. В этом случае соблюдение нор­мы становится долгом, т.е. личной задачей человека, его обязанностью. Долгэто нравственная форма осозна­ния необходимости действия. Человек совершает долж­ный поступок добровольно, из уважения к идеалу, зако­ну (моральному) и к себе.

Совесть — это своеобразный нравственно-психологический механизм самоконтроля. Ответ­ственность за свои поступки, по мнению многих филосо­фов, есть главная характеристика личности.

Категория свободы является ключевой в этике, так как нравственная реальность основывается на способнос­ти человека к самостоятельным поступкам.

Категория справедливости выражает идею правилъного, должного порядка вещей в человеческих взаимоотношениях, который соответствует представлениям о на значении человека, естественных и неотъемлемых пpaвах и обязанностях.

Контрольные вопросы к теме 4.

  1. Перечислите категории этики. Дайте определение.

  2. Дайте классификацию категорий этики по структурному виду, сущностному и методологическому.

  3. Охарактеризуйте основные понятия этики: Добро; Идеал; Справедливость; Совесть.

  4. Как Вы понимаете, что такое нравственные нормы?

  5. Докажите почему категория свободы и категория совести имеют отношения к категориям этики.


^ ТЕМА 5. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МОРАЛИ
Среди нравственных чувств особое место принадле­жит чувству любви. В самом широком смысле этого сло­ва любовь — это нравственное чувство, характеризую­щееся высокой степенью эмоционально положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и ин­тересов. Примером таких чувств может быть любовь муж­чины к женщине, любовь к матери и т.д.

Однако немецкий философ Людвиг Фейербах спра­ведливо считал, что любовь между мужчиной и женщи­ной является исходной для всех других ее видов. Поэтому при рассмотрении любви мы будем отталкиваться от этой базовой формы любви. В этом смысле любовь предста­ет как чувство, обусловленное сексуальной потребностью и характеризующееся интенсивностью, напряженностью, относительной устойчивостью и выражающееся в стрем­лении быть с максимальной полнотой представленными своими многозначными чертами в жизнедеятельности другого человека таким образом, чтобы побуждать у него потребность в ответном чувстве той же интенсив­ности, напряженности и устойчивости.

Любовь как нравственное чувство не может быть све­дено к биологическому влечению полов, сексуальному чувству. Половой инстинкт — это естественный фунда­мент любви, ее начало. Но для того, чтобы это влечение выросло до настоящего чувства, необходима целая систе­ма взаимосвязей и взаимодействий.

Т.е. лю­бовь к другому человеку это утверждение его бытия. Кроме того, любовь это ут­верждение другого как уникального, неповторимого, един­ственного существа. В этом смысле любовь свободна (нельзя заста­вить себя полюбить кого-то, кто вовсе не нравится) и не свободна (нельзя умственно-волевым усилием заставить себя разлюбить, если уж сердце заговорило).

Любовь — это принятие другого таким, как он есть, переживание его как абсолютной ценности.

Любовь это такой вид отношений между людьми, который не допускает господства одного человека над другим или беспрекословного подчинения одного друго­му.

Истинная любовь стремится давать, а не получать.

Любовь предполагает заботу о другом человеке, за­интересованность в улучшении его жизни и развития.

Любовь как нравственное отношение наряду с забо­той предполагает и ответственность.

Любовь это также активное проникновение в люби­мого с целью познания, но без нарушения его права иметь тайны и оставаться личностью.

Существует несколько видов любви: братская, ма­теринская, эротическая любовь, любовь человека к са­мому себе и любовь к Богу.

Братская любовьэто любовь между равными, оди­наково распространяемая человеком на всех близких ему людей.

Материнская любовьэто любовь сильного к сла­бому, защищенного к беззащитному, имущего к неиму­щему.

Эротическая любовь — это любовь психофизиоло­гического плана к единственному человеку, жаждущая полного слияния с ним и продолжения в потомстве.

Любовь к Богу в самом широком, социально-психо­логическом смысле слова вбирает в себя все виды люб­ви, поскольку Бог в душе верующего означает Высшую Добродетель, и в меру своих жизненных сил и возможно­стей он старается на деле ее реализовать в своем отно­шении к людям и к самому себе.

Счастье — понятие морального сознания, обознача­ющее такое состояние человека, которое соответствуem наибольшей внутренней удовлетворенности условия­ми своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осу­ществлению своего человеческого предназначения.

Счастье заключается в полноте удовлетворенности жизнью на протяжении жизненного пути, в единстве раз­ных сторон жизни как образа жизни и в этом смысле: жизни в целом. И это будет качественная характеристика жизни.

Представления о счастье в различные исторические эпохи, в различных этических системах менялось. Так, в древнегреческой этике сформировалось направление ге­донизма, которое в качестве цели человеческой жизни рассматривало достижение счастья как переживания удо­вольствия, наслаждения. К гедонизму примыкает и дру­гое направление — эвдемонизм, который в качестве глав­ной жизненной цели человека провозглашает стремление к счастью.

^ В христианской этике истинным счастьем счита­ется быть приобщенным к Богу, соединенность с выс­шим Божественным началом бытия.

В этике эпикуреизма счастье состоит в обладании благом невозмутимости — идеального духовного состоя­ния, достигаемого избавлением от страха перед богами, смертью, загробным миром, необъяснимыми природны­ми явлениями и другими тревогами мира. Счастлив тот, кого не терзают тревоги мира, кто отстранен, уравнове­шен и взирает на людскую суету с высоты своей холод­ной отрешенности.

Счастье — хоть и очень желанное состояние, но до­статочно редкое. Для его осуществления необходимо бла­гоприятное сочетание объективных и субъективных фак­торов. Объективные факторыте, ко­торые в основном не зависят от сознания и воли челове­ка. Субъективные факторы — те, которые в значитель­ной мере созидаются самим человеком.

К объективным факторам относят, прежде всего, естественные условия (климат, географическое положе­ние, отсутствие природных катаклизмов и др.). состоя­ние общества (мир или война, наличие элементарного порядка, справедливости и др.).

^ К субъективным факторам относят миросозерцание индивида, его убеждения, круг интересов и т.д.

Подводя итог рассмотрению понятия счастья, можно сделать вывод, что в самом общем виде понятием счас­тья обозначается наиболее полное воплощение человече­ского предназначения в индивидуальных судьбах.

Понятие счастья тесно сопряжено с понятием смысла жизни.

Смысл жизни — это генеральная линия жизни инди­вида на базе определенных нравственных ценностей. Вся­кое общество задает своим членам определенную систе­му высших ценностей, способных придать жизни смысл. Это трансцендентные ценности: представления о Боге и богах, об абсолютных принципах, лежащих в основе мира и задающих систему моральных абсолютов. Это ценнос­ти общества и культуры: политические идеалы, госу­дарство, его границы, его история, этнонационалъные ценности (традиция, язык, искусство и культура, сохра­нение самобытности и индивидуального мира народа) и т.д. Ценности личной жизни, протекающей в мире по­вседневности: здоровье и долгая жизнь, мудрое отноше­ние к перепетиям судьбы, определенная деятельность и успех в ней, достижение социального статуса, создание семьи и продолжение рода, добрые отношения с окружа­ющим миром и т. д.

Следует отметить, что смыслы, задаваемые обще­ством через ценности, — это еще не вся полнота смысла. Для каждого конкретного индивида эти ценности долж­ны приобрести личностный смысл. Каждый человек интерпретирует общественный смысл, принимает его или не принимает. Личностный смысл — это результат интериоризации, внутреннего освоения ценностей, которые сопровождается положительным эмоциональным переживанием.

Поскольку смысл жизни всегда носит личностный ха­рактер, то, может быть, вполне справедливо утвержде­ние: сколько людей, столько и смыслов жизни. Однако это многообразие может быть сведено к нескольким обоб­щающим тенденциям. Выделяют эгоистическую и альтруистическую концепции смысла жизни.

Эгоистическая концепция смысла жизни эгоцентрич­на, замкнута на собственном «Я». Существование челове­ка, выбравшего такую направленность, посвящено исклю­чительно благополучию собственной персоны, личному благосостоянию, личному самоусовершенствованию, лич­ному «спасению» и т.д.

Альтруистическая концепция смысла жизни сводится к тому, что смысл человеческого существования выносится за рамки самого индивида и понимается как слу­жение Богу, обществу, Родине, великой идее, науке, делу и т.д. Сам индивид рассматривается при таком подходе лишь как средство достижения этой внешней цели.

Эгоистическая и альтруистическая позиция хотя и встречаются в жизни нередко, но все же представляют собой крайности, которых избегает большинство людей. Оно в своей реальной жизни стараются держаться «золо­той середины», формулируя для себя смысл жизни с ориентацией на личное благополучие, но это благополу­чие связывается с благополучием других: близких, род­ных, соотечественников. Вероятно, одна из самых рас­пространенных версий смысла жизни состоит в служе­нии семье. Семья рассматривается как главная ценность в жизни: сохранение и укрепление семьи, благополучие семьи, оказание помощи всем членам семьи является смыслом жизни обыкновенного человека. В кругу семьи индивиду дана возможность обрести признательность, благодарную память о себе. Он продолжает жить в па­мяти людей, в своих детях, внуках, в более дальних по­томках.
Контрольные вопросы к теме 5.

  1. Назовите и охарактеризуйте основные понятия морали.

  2. Дайте философскую трактовку в рамках этических формулировок, что такое смысл жизни.

  3. Охарактеризуйте такое нравственное чувство как счастье в трактовке этических философских учений.

  4. Любовь как нравственное чувство в трактовке Л.Фейербаха.

  5. Что понимается в христианской этике под основными нравственными чувствами?


  1   2   3   4   5



Скачать файл (449.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации