Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекция 4. Социальный конфликты в семье: генезис и механизм их разрешения - файл 1.doc


Лекция 4. Социальный конфликты в семье: генезис и механизм их разрешения
скачать (128.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc129kb.03.12.2011 11:00скачать

содержание

1.doc





Лекция 4

СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ В СЕМЬЕ: ГЕНЕЗИС И МЕХАНИЗМ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ

1. Причины, функции и субъекты социальных конфликтов в семье.

2. Этапы и динамика семейных конфликтов. Виды и формы протекания социальных конфликтов в современной семье.

4. 1. Причины, функции и субъекты социальных конфликтов

Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют. Если в конкурентных процессах соперники просто пыта­ется опередить друг друга, то при конфликте делаются попытки навязать противнику свою волю, изменить его поведение или даже устранить его. В связи с этим под конфликтом понимают попытку достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления и даже уничтожения противника, стремящегося до­стичь того же вознаграждения. Отдельное убийство или целая бит­ва, угрозы, обращения к закону или воздействия на противника, создание коалиций для объединения усилий в борьбе - это всего лишь некоторые проявления социальных конфликтов. (Слайд «Социальные конфликты и механизмы их разрешения».)

Во многих случаях крайних проявлений конфликтов их результатом становится полное уничтожение противника (например, Рим уничтожил Карфаген или американские переселенцы практически перебили некоторые племена североамериканских индейцев, враждующих с ними). В конфликтах с менее насильственной формой основ­ная цель враждующих сторон состоит в отстранении противника от эффективной конкуренции путем ограничения их ресурсов, свободы, маневра, в снижении их статуса или престижа. Например, конфликт руководителя и исполнителей в случае победы последних может при­вести к понижению руководителя в должности, ограничению его прав по отношении к подчиненным, падению престижа и, наконец, к его уходу из коллектива.

Конфликты между индивидами чаше всего основаны на эмоциях и личной неприязни, в то время как межгрупповой конфликт обыч­но носит безличный характер, хотя возможны и вспышки личной не­приязни. (Слайд «Типы конфликтов…».)

Возникший конфликтный процесс трудно остановить. Это объясняется тем, что конфликт имеет кумулятивную природу. Так, каждое агрессивное действие приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильному, чем первоначальное. Конфликт обостряется и охватывает все больше людей. Простая обида может в конечном счете привести к проявлению жестокости в отношении своих противников. Жестокость в социальных конфликтах иногда ошибочно приписывается садизму и природным задаткам людей, од­нако чаше всего ее, совершают обычные люди, попавшие в экстра­ординарные ситуации. Конфликтные процессы могут заставить лю­дей играть роли, в которых они должны быть жестокими.

Трудности, возникавшие при гашении и локализации конфлик­тов, требуют тщательного анализа всего хода конфликта, установления его возможных причин, этапов протекания и последствий.

Определение характера конфликта и последующий анализ его причины имеют важное значение в изучении конфликтных взаимодей­ствий, так как причина является тем пунктом, вокруг которого разворачивается конфликтная ситуация. Ранняя диагностика конф­ликта в первую очередь направлена на отыскание его реальной причины, что позволяет осуществлять социальный контроль на поведением социальных групп на предконфликтной стадии.

Анализ причин социального конфликта целесообразно начинать с их типологии. Можно выделить следующие типы причин:

I) наличие противоположных ориентации. У каждого индивида социальной группы имеется определенный набор ценностных ори­ентации относительно наиболее значимых сторон социальной жизни. Все они различаются и обычно противоположны. В момент стремления к удовлетворению потребностей, при наличии блокируемых целей, достичь которых пытаются несколько индивидов или групп, противоположные ценностные ориентации приходят в соприкоснове­ние и могут стать причиной возникновения конфликта.

2) идеологические причины. Конфликты, возникающие на почве идеологических разногласий, являются частным случаем конфликта противоположных ориентаций. Разница между ними состоит в том, что идеологические причины конфликта заключаются в разном отно­шении к системе идей, которые оправдывают и узаконивают отно­шения субординации, доминирования и основополагающие мировоззре­ния у различных групп общества. В данном случае элементы веры, религиозные, социально-политические устремления становятся ка­тализатором противоречий;

3) причины конфликта, заключающиеся в различных формах эко­номического и социального неравенства. Этот тип причин связан со значительным различием в распределении ценностей (доходов, знаний, информации, элементов культуры и т.п.) между индиви­дами или группами.

4) причины конфликтов, лежащие в отношениях между элемен­тами социальной структуры. Конфликты появляются в результате разного места, которое занимают структурные элементы в обществе, организации или упорядоченной социальной группе. Конфликт по этой причине может быть связан с различными це­лями, преследуемыми отдельными элементами.

Перед конфликтологией поставлены многие вопросы, но самые важные из них:

1) возможно ли существование общества без конфликтов?

2) является ли конфликт проявлением, дисфункции организаций, отклонявшегося поведения индивидов и групп, аномалий в общест­венной жизни или же это нормальная необходимая форма социально­го взаимодействия между людьми?

Наиболее ярко эта позиция представлена в работах немецких социологов Г.Зиммеля, Р. Дарендорфа и американского со­циолога Л.Козера.
^ 4.2. Этапы и динамика социальных конфликтов. Виды и формы протекания социальных конфликтов в современной семье.

Анализ конфликтов полезно начинать с элементарного, простей­шего уровня, с истоков возникновения конфликтных отношений. Традиционно он начинается со структуры потребностей, набор которых специфичен для каждой личности и социальной группы. Все эти по­требности А.Маслоу подразделяет на пять основных типов;

1) физические потребности (пища, секс, материальное бла­гополучие и т.п.);

2) потребности в безопасности;

3) социальные потребности (потребности в общении, социаль­ных контактах, взаимодействии),

4) потребности в достижении престижа, знаний, уважения, определенного уровня компетенции;

5) высшие потребности в самовыражении, самоутверждении (на­пример, потребности в творчестве).

Все желания, стремления индивидов, социальных групп можно отнести к какому-либо типу этих потребностей. Сознательно или бессознательно индивиды мечтают добиться своей цели в соответ­ствии с потребностями.

Все поведение человека упрощенно можно представить как ряд элементарных актов, каждый из которых начинается с нарушения равновесия в связи с появлением потребности и значимой для ин­дивида цели, а заканчивается восстановлением равновесия и до­стижением цели (консуммацией). Например, у человека возника­ет жажда, появляется цель выпить воду, эта цель осуществляет­ся и потребность удовлетворяется. Однако в ходе такого непре­рывного процесса может возникнуть помеха, и действие прервется. Любое вмешательство (или обстоятельство), создающее преграду, перерыв в уже начавшемся намеченном действии человека, на­зывается блокадой. В случае появления блокады (или возникнове­ния ситуации блокирования) от индивида или социальной группы требуется переоценка ситуации, принятие решения в условиях не­определенности (наличия нескольких альтернатив действий), по­становка новых целей и принятие нового плана действий.

Продолжая пример, представим себе, что человек, пытающийся утолить жажду, видит, что в графине нет воды. Для преодоления этой блокады он может налить воды из крана, вскипятить ее или выпить сырой. Можно заменить воду молоком из холодильника.- В любом случае человек должен поставить перед собой новые цели, разработать новый план действий, чтобы преодолеть блокаду.

Ситуация блокирования - это всегда некоторое первоначальное замешательство различной степени интенсивности (от легкого не­доумения до шока), а затем побуждение, к новым действиям. В та­кой ситуации каждый человек пытается избегать блокады, ищет об­ходные пути, новые эффективные действия, а также причины блока­ды. Если блокада, стоящая на пути удовлетворения потребности, слишком велика и если в состоянии ряда внешних причин индивид или группа просто не в силах преодолеть затруднение, вторичное приспособление может не привести к успеху. Встреча с непреодоли­мым затруднением в удовлетворении потребности может быть отнесена к фрустрации. Она обычно связана с напряжением, неудовольствием, переходящим в раздражение и злость.

Реакция на фрустрацию может развиваться по двум направлени­ям - это может быть или отступление, или агрессия. Отступление ~ это избежание фрустрации путем кратковременного или долговремен­ного отказа от удовлетворения определенной потребности. Отступ­ление в ситуации может быть двух видов;

1) сдерживание - состояние, при котором индивид отказывается от удовлетворения какой-либо потребности из страха, для получения благ в другой области или в надежде удовлетворить по­требность спустя некоторое время более легким путем. В этом случае индивид перестраивает свое сознание, полностью подчиня­ется требованиям ситуации и действует с ощущением правильно­сти отказа от удовлетворения потребности;

2) подавление - уход от реализации целей под воздействием внешнего принуждения, когда фрустрация постоянно присутствует внутри индивида, не загоняется вглубь и может в любой момент выйти наружу в форме агрессии при определенных благоприятных для этого условиях.

Агрессивное поведение, вызываемое фрустрацией, может быть направлено на другого человека или группу людей, если они яв­ляются причиной развития фрустрации или представляются таковы­ми. Агрессия при этом носит социальный характер и сопровожда­ется эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти. Агрессивные социальные действия вызывают ответную агрессивность, реакций у другого индивида или группы, и с этого момента начинается социальный конфликт.

Таким образом, до возникновения социального конфликта не­обходимо, во-первых, чтобы причиной фрустрации было поведение других людей и, во-вторых:, чтобы на агрессивное социальное действие возникла ответная реакция, взаимодействие.

Однако далеко не всякое состояние фрустрации и связанное с этим эмоциональное напряжение приводят к социальному конфликту. Эмоциональное напряжение, недовольство, связанное с неудовлет­воренностью потребностей, должно перейти определенную границу, за которой агрессия выступает в форме направленного социального действия. Эта граница определяется состоянием страха, культурными нормами и действиями социальных институтов, сдерживающих проявление агрессивных действий. Если в социальной группе наблюдаются явления дезорганизации, снижается эффективность действия социальных институтов, то индивиды легче переходят грань, отделяющую их от конфликта. (Тому подтверждением - увеличение в постперестроечной России числа разводов, уменьшение количества зарегистрированных браков)
^ Все конфликты можно классифицировать в зависимости от зон

разногласий следующим образом:
Личностный конфликт. Эта зона включает конфликты, проис­ходящие внутри личности, на уровне индивидуального сознания. Такие конфликты могут быть связаны, например, с излишней зави­симостью или ролевой напряженностью. Это чисто психологический конфликт, но он может оказаться катализатором для возникнове­ния группового напряжения, если индивид будет искать причину своего внутреннего конфликта среди членов семьи.

2. ^ Межличностный конфликт. Эта зона включает разногласия между двумя или более членами нуклеарной или расширенной семей. В этом конфликте индивиды стоят "лицом к лицу", как два боксе­ра, и еще подключаются отдельные личности, не образующие груп­пы. (Мы договорились называть их «Сиблинги»).

3. ^ Межгрупповой (межсемейный) конфликт. Некоторое число индивидов, обра­зующих семью (т.е. социальную общность, способную на совме­стные скоординированные действия), вступает в конфликт с другой семьей, не включавшей в себя индивидов из первой группы. Это самый распространенный вид конфликта, потому что индивиды, при­ступая к воздействию на других, обычно стараются привлечь к се­бе сторонников, сформировать группу, облегчающую действие в конфликте.

4. ^ Конфликт принадлежности. Такой конфликт, происходит в силу двойной принадлежности индивидов, например, когда они об­разуют группу внутри другой, большей семьи или когда индивид входит одновременно в две конкурентные группы, преследующие од­ну цель. (невестка и теща, зять и свекр, теща и сиблинги…)

5. ^ Конфликт с внешней средой. Индивиды, составляющие семью, испытывают давление извне (прежде всего, со стороны культурных, административных и экономических норм и предписаний). Часто они вступают в конфликт с институтами, поддерживающими другие нормы и предписания. (семья и школа)

^ Всем конфликтам присущи четыре основных параметра: причины конфликта, острота конфликта, длительность конфликта и послед­ствия конфликта.

Причины конфликтов мы рассмотрели в начале лекции. Поэтому следует остановиться на анализе остальных параметров конфликта При этом следует иметь в виду, что любая из вышеперечисленных причин может послужить толчком, первой ступенью конфликта только при наличии определенных внешних условий. Действительно, у членов семьи часто существуют противоположные ценности и желание занять более высокое место в статусной иерархии. Однако конфликты, несмотря на наличие причин и даже недовольство людей сложившимся положением происходит далеко не всегда. Что же нужно случиться, чтобы возник конфликт, чтобы актуализировалась соответствующая причина?

Очевидно, что помимо существования причины конфликта вокруг всех должны сложиться определенные условия, служащие питательной средой для него. Поэтому нельзя рассматривать и оценить причину конфликта без учета условий, в разной мере влияющих на состояние отношений индивидов и групп, которые попали в сферу действия этих условий.

^ 1. Острота конфликта. Когда говорят об остром социальном конфликте, то прежде всего подразумевают конфликт с высокой интенсивностью социальных столкновений, в результате которых в короткий промежуток времени расходуется большое количество психологических и материальных ресурсов. Для острого конфликта характерны, в основном, открытые столкновения, которые происходят настолько часто, что вливаются в единое целое.

Острота конфликта в наибольшей степени зависит от социаль­но-психологических характеристик противоборствующих сторон, а также, от ситуаций, требующих немедленных действий. Другими сло­вами, острота конфликта обусловлена, главным образом, внутрен­ними психологическими причинами (например, нетерпение, ярость, ненависть), и в то же время каждая из сторон стремится попол­нить свой ресурс извне. Например, в трамвае два эмоционально настроенных пассажира вступают в острый конфликт. Если посторонние поддерживают одного из них, то конфликт может приобрести еще более острый характер.

Таким образом, впитывая энергию извне, конфликтная ситуа­ция заставляет участников действовать немедленно, вкладывая в столкновение всю свою энергию. В результате острота конфлик­та возрастает.

Очевидно, что острый конфликт бывает гораздо более кратко­временным, чем конфликт с менее сильными столкновениями и с большими перерывами между ними. Однако острый конфликт, без­условно, более разрушителен, он наносит значительный урон ресурсам противников, их престижу, статусу и психологическому равновесию. Особенно острыми бывают конфликты в системах с первичными связями (т.е. в семье). Это понятно ведь в таком случае противники постоянно видят друг друга. Острыми являются также конфликты, которые подогреваются прежними непримиримыми, серьезными обида­ми или основаны на мести, кровавых инцидентах.

^ 2. Длительность конфликта. Каждый индивид в своей жизни неиз­бежно сталкивается с конфликтами разной длительности (проходит разное время от возникновения конфликта до его разрешения). Это может быть короткая, длящаяся несколько минут беседа между на­чальником и подчиненным, а может быть и противостояние различ­ных религиозных групп, длящееся на протяжении жизни нескольких поколений. Длительность конфликта имеет большое значение для противоборствующих индивидов, групп и социальных систем. Прежде всего, от нее зависит величина и стойкость изменений в группах и систе­мах, являющихся результатом расходования ресурсов в конфликтных столкновениях. Кроме того, в длительных конфликтах увели­чивается расходование эмоциональной энергии и повышается вероят­ность возникновения нового конфликта из-за накопленных обид, неотомщенных действий, а также из-за разбалансировки социальных систем, отсутствия равновесия в них.

Итак, вопрос о затягивании конфликта становится нередко жизненно важным для существования семьи или органи­зации. Исследование конфликтных ситуаций показывает, что дли­тельные, затяжные конфликты нежелательны при любых обстоятель­ствах.

Последствия социального конфликта весьма противоречивы. Конфликты, с одной стороны, разрушают социальные структуры, приводят к значительным необоснованным затратам ресурсов, а с другой - являются тем механизмом, который способствует решению многих проблем достижения социальной справедливости.

Кроме структурной модели описания конфликта, рассмотренной нами, в которой акцент делается на анализ условий, лежащих в основе конфликта и определяющих его динамику, существует в конфликтологии и структурная модель. Процессуальная модель де­лает акцент на динамике конфликта, возникновении конфликтной ситуации, переходе конфликта из одной фазы в другую, формах конфликтного поведения, конечном исходе конфликта.

Попробуем совместить две модели. Обычно в социальном конф­ликте выделяют четыре стадии: предконфликтную, конфликтную, разрешения конфликта и послеконфликтную. В свою очередь, каждая из этих стадий может разделяться на ряд фаз.

^ 1. Первая предконфликтная стадия разбивается на две фазы. Начальная фаза ха­рактеризуется формированием конфликтной ситуации - накоплени­ем и обострением противоречий в системе межличностных и груп­повых отношений в силу. появившегося резкого расхождения интере­сов, ценностей и установок субъектов конфликтного взаимодей­ствия. На этой стадии можно говорить о скрытой (латентной) фазе развития конфликта.

^ Вторая фаза начинается с инцидента или повода, то есть ка­кого-то внешнего события, которое приводит в движение конфлик­тующие стороны. На этой фазе происходит осознание конфликту­ющими сторонами побудительных мотивов, то есть противополож­ности их интересов, целей, ценностей и т.д. На второй, фазе первой ступени конфликт из латентной стадии переходит в от­крытую и выражается в различных формах конфликтного поведения;

^ 2. Конфликтное поведение — характеризует вторую, основную ста­дию развития конфликта. Конфликтное поведение - это действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать дости­жение противоположной стороной ее целей, намерений, интересов.

Для вступления в эту фазу необходимо не только осознание сво­их целей и интересов как противоположных другой стороне, но и формирование установки на борьбу, психологической готовности к ней. Формирование такой установки является задачей первой фа­зы конфликтного поведения. Конфликт интересов на этой фазе при­нимает форму острых .разногласий, которые индивиды и социальные группы не только не стремятся урегулировать, но и всячески уг­лубляют, продолжая разрушать прежние структуры нормальных вза­имосвязей, взаимодействий и отношений. В эмоциональной сфере эта фаза характеризуется нарастанием агрессивности, переходом от предубежденности и неприязни к откровенной враждебности, которая психически закрепляется в "образе врага". Таким обра­зом, конфликтные действия резко обостряют эмоциональный фон Протекания конфликта. Эмоциональный же фон, в свои очередь, стимулирует конфликтное поведение.

(Слайд «Основные этапы или фазы конфликта…»)

В современной конфликтологии большое внимание уделяется понятию "сила" участников конфликта. ^ Сила - способность оппо­нента реализовать свою цель вопреки воле партнеров по взаимо­действию. Она включает в себя ряд разнородных компонентов;

1) физическую силу, включая и технические средства, приме­няемую как инструмент насилия;

2) информационно-цивилизованную форму применения силы, требующую сбора фактов, статистических данных, анализа докумен­тов, изучения материалов экспертизы и т.д. с целью обеспече­ния полноты знания о существе конфликта, о своем оппоненте для выработки стратегии и тактики поведения, использования матери­алов, порочащих .оппонента и т.д.;

3) социальный статус, выражающийся в общественно признанных показателях (доходы, уровень власти, престиж и пр.);

4) прочие ресурсы - деньги, территория, лимит времени, чис­ло сторонников и т.д. Стадия конфликтного поведения характе­ризуется максимальным использованием силы участников конфлик­тов, применением всех имеющихся в их распоряжении ресурсов.

Немаловажное влияние на развитие конфликтной ситуации ока­зывает окружавшая социальная среда, определявшая условия, в которых протекают конфликтные процессы. Среда может выступать либо источником внешней поддержки участников конфликта, либо сдерживающим, либо нейтральным фактором.

Первая стадия конфликтного поведения порождает тенденцию к усилению Конфликта, но она может стимулировать его участни­ков к поиску путей разрешения конфликта. Назревающий перелом в развитии конфликта, характерен для второй фазы конфликтного поведения. На этой фазе происходит как бы "переоценка цен­ностей". Дело в том, что до начала конфликта у сторон имелся определенный образ конфликтной ситуации, представления об оппо­ненте и его намерениях и ресурсах, о реакции внешней среды и т.д. Именно этот образ, то есть идеальная картина конфликт­ной ситуации, а не сама реальность, является непосредственной психологической действительностью конфликтного поведения сторон. Но ход конфликтного взаимодействия мог существенно изме­нить представления сторон о себе и друг о друге, и о внешней среде. Может быть также и то, что конфликтующие стороны, или одна из них, исчерпали свои ресурсы. Все это, как и многое дру­гое, служит стимулом для выработки решения о стратегии и так- . тике дальнейшего поведения. Следовательно, фаза "переоценки ценностей" является вместе с тем и фазой "выбора".

Конфликтующие группы могут выбирать следующие программы по­ведения:

1) достижение своих целей за счет другой группы и тем са­мым доведение конфликта до более высокой степени напряженности;

2) снижение уровня напряженности, но сохранение самой конфликтной ситуации, переведя ее в скрытую форму за счет частич­ных уступок противоположной стороне;

3) поиск способов полного разрешения конфликта. Если выбрана третья программа поведения, наступает третья стадия в развитии конфликта - стадия разрешения.

(Слайд «Сетка Томаса - Килмена»)

^ 3. Разрешение конфликта осуществляется как через изменение объ­ективной ситуации, так и через субъективную, психологическую перестройку, изменение субъективного образа ситуации, который сложился у враждующей стороны. Как уже отмечалось выше, возмож­но частичное или полное разрешение конфликта. Полное разреше­ние означает прекращение конфликта на объективном и субъектив­ном уровне, кардинальную перестройку всего образа конфликтной ситуации. В этом случае "образ врага" трансформируется в "об­раз партнера", а психологическая установка на борьбу сменяет­ся ориентацией на сотрудничество.. При частичном же разрешении конфликта изменяется только внешнее конфликтное поведение, но сохраняются внутренние побудительные установки к продолжению Противоборства сдерживаемые лишь либо волевыми, разумными аргу­ментами, либо санкцией третьей стороны. Логика процесса разре­шения конфликта:

Модель процесса управления конфликтом:

1. Ситуация.

2. Конфликт.

3. Анализ конфликта.

4. Выработка решения по разрешению конфликта. Уход от кон­фликта.

5. Реализация решений.

6. Исход конфликта.

7. Анализ итогов конфликта.

Современная конфликтология сформулировала условия, при ко­торых возможно успешное разрешение конфликта. Одним из важных условий является а) своевременный и точный диагноз его причин. Про­веденный под таким углом зрения анализ позволяет очертить "де­ловую зону" конфликтной ситуации. Другим не менее важным усло­вием является б) обоюдная заинтересованность в преодолении проти­воречий на основе взаимного признания интересов каждой из сто­рон. Для этого сторонам конфликта надо стремиться освободиться от враждебности и недоверия друг к другу. Достичь талого со­стояния возможно на основе цели, значимой для каждой группы, и в то же время объединявшей противоборствующие в прошлом группы на более широкой основе. Третьим, непременным условием является в) совместный поиск путей преодоления конфликта. Здесь возможно использование целого арсенала средств и методов: прямой диалог сторон, переговоры через посредника, переговоры с участием третьей стороны и т.д.

Конфликтология выработала ряд рекомендаций, следование ко­торым ускоряет процесс разрешения конфликта:

I) во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуж­дению содержательных вопросов

2) стороны должны стремиться к снятии с психологической и социальной напряжённости;

3) стороны должны демонстрировать взаимное уважение друг к другу;

4) участники переговоров должны стремиться превратить зна­чительную и скрытую часть конфликтной ситуации в открытую, гласно и доказательно раскрывая позиции друг друга и сознательно создавая атмосферу публичного равноправного обмена мнениями;

5) все участники переговоров должны проявить склонность к компромиссу. Компромисс представляет собой такой способ разре­шения конфликта, когда конфликтующие стороны реализуют свои ин­тересы и цели путем либо взаимных уступок, либо уступок более слабой стороне, либо той стороне, которая сумела доказать обо­снованность своих требований тому, кто добровольно отказался от части своих притязаний.

^ 4. Большое значение имеет заключительная послеконфликтная ста­дия. На этой стадии должны быть предприняты усилия по оконча­тельному устранению противоречий интересов, целей, установок, ликвидирована социально-психологическая напряженность и прекращена любая борьба. Урегулированный конфликт способствует улучшению социально-психологических характеристик как отдельных семей, так и межсемейного взаимодействия. Он способствует спло­ченности семей, повышает уровень идентификации ее членов с об­щими целями и удовлетворенности в группе. Вместе с тем разви­вает уважительное отношение к бывшим оппонентам, позволяет лучше понять их интересы, цели и побуждения.

В заключение следует подчеркнуть, что поскольку конфликты в нашей жизни неизбежны, нужно научиться управлять ими, стре­миться к тому, чтобы они приводили к наименьшим издержкам для семей и участвующих в них личностей.

^ Конфликт в семье

Выделяются несколько уровней супружеских взаимоотношений, на которых могут происходить конфликты.

  1. Психофизиологический — дисгармония проявляется в на­рушении сексуальной жизни. В целом явление это встречается довольно часто, однако как основную причину решения о раз­воде его отмечают лишь немногие.

  2. Психологический — в семье создается нездоровый климат,
    проявляющийся в постоянных ссорах, взаимных придирках,
    раздражительности, которая зачастую вымещается на детях.


  3. Социально-ролевой — симптомы нарушения стабильности
    этого уровня — неправильное, неравномерное распределение
    семейно-бытовой нагрузки, хаотичность семейного уклада.


4. Социокультурный {духовный) — конфликты приобретают
форму непонимания супругами друг друга, неуважения, отсутствия интереса или неудовлетворенности общением с партнером, неприятия его жизненных ценностей, идеалов.


Причины, вызвавшие конфликт на том или ином уровне, могут быть самыми разнообразными. Но по времени возникно­вения их можно разделить на две большие группы. Это причи­ны, возникшие непосредственно во время брака, во время со­вместной жизни и общего ведения хозяйства, и причины, кото­рые объективно существовали до момента создания семьи.

^ Факторы риска (схема)

Группу причин, объективно существовавших до момента создания семьи, называют факторами риска, так как наличие их в период добрачного зна­комства уже таит в себе опасность будущего развода.

Факторы риска связаны как с личностью человека, его про­исхождением, воспитанием, так и с условиями заключения брака. К факторам риска относятся:

• большая разница в образовании и в возрасте между суп­ругами (особенно если женщина намного старше);

  • склонность к алкоголизму одного из супругов;

  • легкомысленное отношение к браку, семье вообще;

  • слишком ранний возраст вступления в брак;

  • вероятность скорого рождения ребенка;

  • слишком малый срок знакомства;

  • резкое несогласие родителей на заключение брака;

  • брак по принуждению, без взаимного согласия.

Эти факторы дают о себе знать буквально в первые годы совместной жизни и во многом обусловливают то обстоятельст­во, что более трети разводов приходится на семьи, имеющие стаж совместной жизни от одного до трех лет.

Результаты опросов показывают, что значительная часть молодых людей (около ^ 1/3) вступали в брак на основе мотивов, лежащих вне семейной сферы: желание уйти из родительского дома, совершить ответственный самостоятельный шаг, легализовать половую жизнь, отом­стить кому-либо или просто за компанию с другом. Естествен­но, что такое поверхностное, несерьезное отношение к браку, отсутствие соответствующей мотивации приводят к тому, что перед супругами не встают задачи самоопределения семьи, вы­яснения супружеских ролей, внутрисемейного статуса каждого из них, их общих целей.

Каждый седьмой брак, заключенный в первой половине ^ 80-х годов, — это брак между супругами, возраст каждого из кото­рых не превышает 20 лет. В данном случае проявляется чаще всего психологическая неготовность к браку. Молодые семьи, как правило, не отделены от родителей и материально целиком от них зависят. В подобной ситуации встают такие проблемы, как обеспечение самостоятельности молодой семьи, лидерства в ней (зачастую на эту роль претендует кто-либо из родителей супругов), а также проблема взаимоотношений между членами молодой семьи и живущими с ними родителями, которые могут сложиться неблагоприятно и осложнить неизбежные в этом случае супружеские конфликты.

В России средний возраст впервые вступающих в брак во­обще ниже, чем в Европе и США, и составляет ^ 21,7 года для женщин и 23 — для мужчин. В Западной Европе соответст­вующие показатели — 25,7 и 28,4. Это связано в первую очередь со спецификой западной системы образования. Причем тенденция к повышению возраста вступления в брак (так назы­ваемое взросление браков) у нас пока не наблюдается.

Среди причин разводов встречается такая, как разочарова­ние в партнере и утрата на основе этого первоначального чув­ства любви. Эта опасность подстерегает в первую очередь тех супругов, срок знакомства которых до свадьбы был непродол­жителен (от трех до шести месяцев).

Таким образом, мы видим, что ряд факторов, отрицательно влияющих на прочность брака, может быть выделен еще до создания семейного очага.

^ Причины разводов

Однако большая часть разводов происходит, разумеется, из-за причин, возникающих (складывающихся) непосредственно в результате совмест­ной жизни.

Наибольшее число расторгнутых браков приходится на воз­раст 25—30 лет, когда супруги становятся достаточно самостоя­тельными в материальном плане, успели неплохо узнать недос­татки друг друга и убедиться в невозможности жить вместе. В то же время они достаточно молоды, чтобы создать новую пол­ноценную семью и иметь детей. Также большое количество разводов приходится на возраст около 40 лет. Это связано с тем, что дети выросли и нет необходимости сохранять семью ради них, а у одного из супругов фактически имеется другая семья.

Максимальная доля разводов падает на первые пять лет супружеской жизни. Наличие в семье детей прямым образом влияет на прочность брака. В многодетных семьях, где количе­ство детей более трех, процент разводов много ниже среднего уровня.

При разводе как ведущие указываются три группы причин.

  1. Бытовые (жилищные условия, неумение или нежелание
    одного из супругов вести домашнее хозяйство, материальная
    необеспеченность, вынужденное раздельное проживание).

  2. Межличностные конфликты (утрата чувства любви и привязанности, грубость, разные взгляды на жизнь, болезнь одного
    из супругов, ревность, мнительность). В этом блоке главным фактором являются грубость и неуважение супругов друг к другу. Для женщин — инициаторов развода эти причины чаще оказываются связанными с алкоголизмом супруга, откуда и проистекают грубость, побои, оскорбления, угрозы и т.д. Для мужчин же, как правило, грубость жены имеет принципиально другое содержание. Это прежде всего неуважение к мужу, неве­рие в его способности, нежелание считаться с его интересами, пренебрежение к производственным (профессиональным) успе­хам и неудачам, попреки, мелочная опека, нелюбовь к друзьям мужа и пр. С этим тесно смыкается такой фактор, как различие взглядов на жизнь — так называемое несходство характеров. Оно имеет гораздо большее значение для мужчин, чем для женщин.

^ 3. Внешние факторы (измена, появление новой семьи или нового чувства у инициатора развода, вмешательство родителей и других лиц).

Конечно, все три группы факторов тесно переплетаются. Так, измена может быть следствием невнимания, грубости, а грубость — результатом хозяйственных неурядиц и т.п.

Разные люди по-разному переживают распад своей семьи. По оценкам многих российских и зарубежных ученых, весьма распространенными последствиями разводов являются снижение трудовой активности, высокая вероятность нервных стрессов, психических расстройств. Для общества особенно тягостно, что ослабляется влияние родителей на воспитание де­тей и дети становятся предметом серьезных конфликтов между разводящимися супругами, причем зачастую такие конфликты выходят далеко за рамки предразводной и разводной стадий и продолжаются в течение многих лет.

Итак, нестабильность брака создает острые проблемы как для тех, кто хочет создать семью, так и для тех, чья семья ока­залась разрушенной. Вместе с тем развод нельзя рассматривать как всецело отрицательное явление, так как свобода расторже­ния брака — одно из средств обеспечения социальной справед­ливости в семейно-брачных отношениях, средство сохранения их моральных устоев. Принципиально неверны как злоупотреб­ление свободой развода, так и огульно негативный подход к разводам независимо от индивидуальной ситуации.

Вместе с тем существенную роль в профилактике разводов могут сыграть службы семьи (об эффективности их работы в Москве говорит тот факт, что 2/3 супружеских пар, бывших на грани развода и обратившихся к специалистам, изменили свое решение и сумели урегулировать семейные отношения), улуч­шение организации бытового обслуживания, решение жилищ­ной проблемы.

Подведем итоги. Можно выделить три основные «горячие точки» в современных семейно-брачных отношениях: 1) про­блема стабильности семьи, 2) проблема рождаемости и 3) про­блема напряженности в сфере быта. Но даже высокий уровень разводов не означает распада брака как института и кризиса семьи вообще. Напротив, семья признается безусловной ценно­стью всеми возрастными категориями. Речь идет только о каче­стве семейных отношений, к которым люди предъявляют все более высокие требования.

Таким образом, невыполнение или ненадлежащее выполнение мужем и женой своих семейных функций связывается с понятием социальной дезорганизации семьи. Социальная дезорганизация предполагает нарушение адекватной взаимосвязи между семьей и обществом, установление такого типа взаимодействия, который характеризуется отрицанием (доходящим до конфликта) семьей реально господствующих в обществе социальных норм и моральных ценностей.

Дезорганизованной семьей можно считать ту семью, в которой в силу устойчивых конфликтных ситуаций отсутствует сотрудничество мужа и жены в выполнении присущих семье социальных функций (в первую очередь, в воспитании детей), потеряны общие цели в жизни, нарушено в основном внутреннее единство данной общности.

Дезорганизация семьи происходит, по крайней мере, по двум причинам. ^ Первая причина объективного характера - это социально-экономические мотивы, социальные проблемы. Вторая – субъективные факторы, влияющие на дезорганизацию семьи (низкий моральный уровень супругов, невысокая семейная культура, участие одного из супругов в воспитании детей или разногласия в методах воспитания, отсутствие детей или нежелание их иметь), и субъективные обстоятельства (слухи, наговоры, распри, ревность).

^ Семье присущи три формы дезорганизации. Первая или начальная форма дезорганизации - тихая, скрытая. У членов семьи замечается определенный отход от выполнения тех или иных функций. Если, например, замыкается в себе муж, не считает нужным обмениваться впечатлениями с членами семьи, то жена на это соответствующим образом реагирует: не предоставляет ему возможности удовлетворять потребности в домашнем комфорте или начинает критиковать мужа в присутствии детей. Таким образом, начинается взаимное невыполнение функций супругами в семье.

В некоторых случаях первая форма дезорганизации может носить обратимый характер. Семья может вернуться в нормальное русло жизни, если супруг, почувствовав изменение отношения к себе, старается уладить возникшее противоречие. Словом, эта форма дезорганизации характеризуется возможностью решить проблемы на интеллектуальном уровне.

^ Вторая форма дезорганизации - остро конфликтная. Для неё характерны конфликтные отношения между супругами, которые носят затянувшийся характер. Взгляды супругов на совместную жизнь значительно расходятся. В создавшейся ситуации дети не могут занять ясную позицию в отношениях между родителями и могут быть связаны с аморальным поведением одного из супругов или обоих, а также с пьянством, дебошами, изменами. В этих семьях призывы к рассудку, советы, просьбы безрезультатны.

^ Третья форма семья дезорганизации семьи носит характер развязки. В этом случае в основном супруги идут на расторжение брака. Если этого не происходит, конфликт загоняется вглубь, что чревато преступлениями на семейно-бытовой почве.

^ Неблагополучная семья рассматривается нами с точки зрения дезорганизации. Однако отождествлять неблагополучие в семье с ее дезорганизацией нельзя. В основе семейного неблагополучия лежит (и, как правило, предшествует ему) дезорганизация. Следовательно, неблагополучная семья не просто разновидность дезорганизованной, а ее крайнее выражение, так как, говоря о дезорганизации семьи, мы имеем в виду не только конечный результат, но и сам процесс «развала» семьи.

Если процессу дезорганизации семьи свойственна напряженность во взаимоотношениях супругов, то неблагополучным семьям присущи: во-первых, взаимоотношения, характеризующиеся затяжными, глубокими конфликтами, которые длительное время не находят благоприятной и устойчивой разрядки; во-вторых, взаимоотношения, характеризующиеся эпизодическими конфликтами, сравнительно легко разрешимыми; и в-третьих, согласованные взаимоотношения.

Таким образом, если для семейной дезорганизации определяющим является ослабленное внутреннее единство семьи, нарушение структуры социальных ролей, наличие грубых внутрисемейных противоречий, то неблагополучная семья офицера характеризуется конфликтной ситуацией в ней. Неблагополучные семьи, которые создают условия "повышенного риска" для отклоняющегося поведения обоих членов семьи или одного из них, можно подразделить на типы:

А. «Конфликтная семья» - это семья, в которой существует психологическая напряженность взаимоотношений, отсутствует взаимо­понимание и имеются расхождения во взглядах, установках, интересах, потребностях; мир и согласие в ней держатся на временных компромиссах. В данной семье в трудную минуту противоречия вспыхивают с новой остротой, любовь между супругами постепенно угасает, не переходя в стадию прочной супружеской дружбы.

При рассмотрении конфликтных семей следует обратить особое внимание на те, разногласия в них, которые возникают на почве неудовлетворенных потребностей и которые особенно характерны для молодых семей.

1. Конфликты, размолвки, возникающие на основе неудовлетворенной потребности в высокой оценке значимости своего «Я», оскорбления достоинства со стороны другого партнера пренебрежительным, неуважительным отношением. Обиды, оскорбления, постоянная критика.

2. Размолвки, психическое напряжение из-за неудовлетворенных сексуальных потребностей одного или обоих супругов.

3. Психические напряжения, депрессии, конфликты, ссоры; имеющие своим источником неудовлетворенность потребности одного или обоих супругов в положительных эмоциях; отсутствие ласки, нежности, заботы, внимания и понимания. Психологическое отчуждение супругов.

4. Конфликты, ссоры, размолвки на почве пристрастия одного из супругов к спиртным напиткам, азартным играм и другим

гипертрофированным потребностям, приводящим к бесполезным затратам денежных средств семьи.

5. Финансовые разногласия, возникающие на основе повышенных потребностей одного из супругов.

6. Конфликты на почве потребности во взаимопомощи, взаимоподдержке, в кооперации и сотрудничестве, связанные с разделением труда в семье, ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми.

7. Конфликты, размолвки, ссоры на почве разных потребностей и интересов в проведении отдыха, досуга и увлечений.

Б. «Асоциальная семья» - это та семья, в которой преобладают антиобщественные тенденции, паразитический образ жизни, члены семьи вступают в противоречие с законом.

^ В. «Кризисная семья» - противостояние интересов и потребностей супругов носит резкий характер и захватывает важные сферы ее жизнедеятельности. В подобных семьях супруги занимают непримиримые и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки или компромиссные решения. К кризисным брачным союзам можно отнести те из них, которые находятся на пути к распаду.

^ Г. «Формальная семья» - отсутствуют общность потребностей, жизненных целей, взаимное уважение между членами семьи; семейные обязанности выполняются формально, часто семья находится на грани расторжения брака, которое не осуществляется лишь по материальным и жилищно-бытовым соображениям.

Д. «Проблемная семья» - семья, перед которой возникли особо трудные жизненные ситуации, способные нанести удар стабильности данного брака (например, отсутствие жилья в течение длительного времени, тяжелая и продолжительная болезнь одного из супругов, недостаток средств на содержание семьи и т.д.).

^ Е. «Семье с алкогольным бытом» - основные интересы ее членов или одного из супругов определяются употреблением спиртных напитков, без выполнения каких-либо социально-положительных функций семьи.

Не всегда с первого взгляда можно заметить неблагополучие в семье. Иногда оно бывает скрытым. И, лишь, когда в семье случается беда, то обращает на себя внимание ее уклад, мораль и жизненные ценности. За якобы внешним благополучием может скрываться асоциальное состояние семейных отношений, которые являются непосредственным фактором формирования личности каждого из ее членов.

Предложенная типология, на наш взгляд, позволяет осуществлять дифференцированный подход в работе с семьями, более четко определить понятие стабильности брачно-семейных отношений. Поскольку разным типам семьи свойственны личные средства и способы нерасторжимости брака, то легче обосновать и дифференцировать критерии ее нравственной оценки, а, следовательно, и отношение к ней со стороны общественности, руководства.

Работа с семьями требует знания, чуткости, учета их особенностей. Для каждой семьи существуют свои пределы регламентации семейной жизни, которые олицетворяют границы возможного проникновения в ее интимный мир. Индивидуальная "хрупкость" семейных отношений чужда незаинтересованному, формальному вторжению и требует отдельного подхода и рассмотрения в зависимости от создавшейся ситуации. Поэтому есть необходимость в восстановлении свернутой почти повсеместно работы с семьями во внерабочее время. Требуют своего обновления формы и методы работы, которые бы основывались на положительном предыдущем опыте, но уже с учетом новых целей государственной семейной политики, которая представляет собой целостную систему мер экономического, правового, социального, информационно-пропагандистского и организационного характера, направленных на улучшение условий жизнедеятельности семьи.


Скачать файл (128.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации