Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду - файл 1.doc


Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду
скачать (509 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc509kb.03.12.2011 11:15скачать

содержание

1.doc

  1   2


ББК 88.8 А 88

Арцишевская И. Л.

А 88 Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. Изд. 2-е, доп. — М.: Книголюб, 2005. — 64 с. (Психологическая служба.)

ISBN 5-93927-073-5

В пособии содержатся подробные конспекты групповых заня­тий с гиперактивными детьми старшего дошкольного возраста. Каждое из коррекционных занятий включает в себя игры, направ­ленные на развитие внимания, контроля за импульсивностью и управление двигательной активностью, а также психогимнасти­ческие и телесно-ориентированные упражнения.

При внесении необходимых дополнений данный цикл заня­тий можно использовать в коррекционной и развивающей работе с учащимися младших классов.

Пособие адресовано практическим психологам и другим спе­циалистам, оказывающим помощь детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

ББК 88.8 ISBN 5-93927-073-5

ВВЕДЕНИЕ
В последнее время родители, воспитатели и учителя все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность ко­торых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного возраста отлича­ется подвижностью, импульсивностью, непосредственностью и эмоциональностью, но при этом они могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания.

С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ерзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело или убегают, не дослушав задание до конца. Внима­ние их рассеянно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать.

Родители жалуются на то, что ребенок не дает им по­коя — он постоянно вмешивается в разговоры взрослых, с ним все время что-то случается, а для того чтобы добиться послушания, приходится повышать голос, но замечания и на­казания не приносят результатов.

Во время коллективных занятий такие дети часто вска­кивают с места, не понимают, чего хочет от них воспитатель или учитель, не могут выполнить задания до конца. Гипер­активный ребенок получает больше всех замечаний, окри­ков, «отрицательного внимания»; он мешает другим детям и обычно попадает в число «изгоев». Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять свое поведение правилам или уступать другим и, как следствие, вызывают многочислен­ные конфликты в детском коллективе.

Гиперактивное поведение начинает появляться в боль­шинстве случаев после четырех лет и продолжается до под­росткового возраста. Однако некоторые люди и в зрелом воз­расте продолжают сохранять черты гиперактивности: излиш­нюю подвижность, суетливость, импульсивность, эмоциональность и болтливость.

Наиболее сложный период жизни гиперактивных детей связан с поступлением в школу. Несмотря на то, что после семи лет дети становятся более усидчивыми, проблемы про­должаются, и на первый план выступает так называемый «дефицит внимания». Учащимся с гиперактивностью труд­но сосредоточить внимание и удержать его на чем-то одном, трудно запоминать и выполнять инструкции учителя, не отвлекаясь на посторонние раздражители. В течение нескольких десятилетий и в нашей стране, и за рубежом проводились биохимические исследования рабо­ты мозга таких детей, в результате которых было выявлено снижение метаболической активности в лобной и средней долях мозга, то есть в тех областях, которые ответственны за контроль поведения. Таким образом, не следует обвинять ре­бенка в отсутствии желания или волевых усилий («может, но не хочет1»), необходимо понять, что проблемы, связанные с его обучением и воспитанием, являются результатом изме­ненной биохимической активности мозговых структур («хо­чет, старается, но не может!»).

В отечественной медицине детям с недостаточной зрело­стью отдельных зон головного мозга ставят диагноз «мини­мальная мозговая дисфункция»1 (ММД) и связывают ее с оп­ределенными «вредностями», переживаемыми плодом во время беременности матери и родов. Дети с ММД оказыва­ются менее стрессоустойчивыми, у них снижена умственная работоспособность, наблюдаются моторная неловкость, по­вышенная утомляемость, излишняя чувствительность; у мальчиков может отмечаться гиперактивность, агрессив­ность, упрямство.

Наблюдения ученых показали, что ММД чаще сопровож­дается снижением внимания и умственной работоспособнос­ти и только некоторым детям присуща гиперактивность. Однако гиперактивные дети всегда страдают дефицитом вни­мания. В последние годы специалисты в таких случаях ставят диагноз «синдром дефицита внимания с гиперактивнос­тью»2 (СДВГ). В 1997-1999 гг. этот синдром был выявлен у каждого пятого дошкольника средней полосы России (по дан­ным И.П. Брязгунова).

Какую помощь могут оказать психологи при выявлении у детей нарушений внимания, сочетающихся с гиперактив­ностью?

Во-первых, необходимо посоветовать родителям отвес­ти ребенка на консультацию к психоневрологу для постанов­ки точного диагноза и разграничения СДВГ с рядом состоя­ний и заболеваний, при которых наблюдаются сходные внеш­ние проявления.

Во-вторых, следует объяснить педагогам, что гиперак­тивный ребенок не «вредный» и не «плохой», просто ему труднее, чем другим детям сдерживать свою двигательную активность, он в этом не виноват. В общении с гиперактив­ным ребенком воспитатель должен стараться соблюдать сле­дующие правила:

=> не «замечайте» мелкие шалости, сдерживайте раздраже­ние и не кричите на ребенка, так как от шума возбужде­ние усиливается;

=> при необходимости применяйте позитивный физический контакт: возьмите ребенка за руку, погладьте по голове, прижмите к себе;

=> во время занятий посадите за первую парту, чтобы умень­шить отвлекающие моменты;

=> в середине занятия дайте возможность подвигаться: попро­сите что-нибудь поднять, принести, предложите протереть доску и т.п.;

=> хвалите за каждые проявления сдержанности, самоконт­роля, открыто проявляйте свой восторг, если он довел ка­кое-то дело до конца.

При проведении встреч с родителями детей, страдающих СДВГ, психологу следует популярно описать причины и при­знаки синдрома, убедить родителей в том, что только упорные, последовательные и специальные воспитательные при­емы способны сгладить проявления этого состояния. Психо­лог предлагает родителям ознакомиться со списком призна­ков СДВГ (см. Приложение) и отметить те из них, которые проявляются в поведении ребенка. Это поможет родителям понять, что они не одиноки в своей «борьбе», что у них осо­бенные — активные, любознательные, творческие — дети, которым надо помочь овладеть собственным поведением. Психологу необходимо настроить родителей на длительную работу с ребенком, иногда вплоть до подросткового возраста, дать каждому «Рекомендации для родителей гиперактивных детей» (см. Приложение). После этой встречи родители дол­жны прийти к убеждению, что последовательное и спокой­ное приучение ребенка к внимательной работе, к сдержива­нию своих импульсивных желаний и реакций является ос­новной лечебно-воспитательной задачей, которая в конечном итоге приведет к успеху.

Психологи детских садов могут внести свой вклад в вос­питание гиперактивных детей. В их арсенале имеется доста­точно игр, направленных на развитие произвольных процес­сов и внимания. Не менее важный фактор — коллективность игр, их соревновательный характер, что создает у детей до­полнительную мотивацию на овладение своим поведением.

^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ
Курс, состоящий из 16 коррекционных занятий, пред­назначен для детей старшего дошкольного возраста.

Численность детей, посещающих занятия, составляет 5-8 человек.

Поводом для зачисления ребенка в коррекционную груп­пу служат: диагноз врача, заключение психолога, наблюде­ния и отзывы воспитателей, пожелания родителей.

В состав коррекционной группы кроме гиперактивных могут входить неуверенные, импульсивные и невниматель­ные дети, а также один уравновешенный ребенок. Последний служит примером для подражания (но без излишнего восхва­ления его за образцовое поведение). Неуверенные в себе, боязливые дети получают возможность проявить большую ак­тивность, и в то же время их безопасность охраняется прави­лами, которые обязательны для всех участников группы.

Перед тем как приступить к основному курсу занятий, с гиперактивными детьми желательно провести индивидуаль­ную работу, направленную на развитие внимания или конт­роля за импульсивностью.

Групповые занятия можно проводить как в первой, так и во второй половине дня. Продолжительность занятия — 30 минут. Каждое из коррекционных занятий включает в себя игры на развитие внимания, контроля за импульсивно­стью и управление двигательной активностью, психогимнастические и телесно-ориентированные упражнения. (Необ­ходимость введения последних объясняется тем, что, по на­блюдениям медиков и психологов, гиперактивные дети не только плохо управляют своим поведением, но и плохо вла­деют собственным телом, недостаточно ощущают части тела.)

В начале каждого этапа занятия приводится рекоменду­емая продолжительность его выполнения.

Занятия лучше проводить в музыкальном зале — там достаточно просторно, присутствует ковровое покрытие и в то же время мало отвлекающих моментов.

Для лучшей организации введение группы в зал и выве­дение из него осуществляется в виде игры в «Поезд»: дети строятся в колонну друг за другом. Первый из детей — «па­ровозик», остальные — «вагончики». Дети кладут руки на плечи впередистоящим — «вагончики сцепляются», и, из­давая звуки «Ту-ту», «поезд въезжает» в зал или «выезжа­ет» из него.

Психокоррекционная работа требует длительного време­ни и, конечно, большего количества занятий. Данный комп­лекс следует рассматривать как ориентировочный, из отдель­ных частей которого можно составить дополнительные заня­тия. Дети с удовольствием играют в одни и те же игры много раз, а польза предложенных игр состоит еще и в том, что они позволяют натренировать недостаточно развитые психиче­ские функции.

^ КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ
ЗАНЯТИЕ 1

Задачи:

=> налаживание отношений психолога с группой и детей меж­ду собой;

=> развитие произвольности и самоконтроля;

=> развитие внимания и воображения;

=> развитие согласованности движений;

=> снятие психоэмоционального напряжения;

=> развитие эмоционально-выразительных движений.

Материалы к занятию : мяч средних размеров.

1. Упражнения из «Йоговской гимнастики для малы­шей» (см. Приложение) (2-3 мин).

2. Упражнение «Прогулка в лес» (7 мин).

Психолог приглашает детей прогуляться в вообража­емый лес. Дети повторяют движения психолога: идут тихо, на цыпочках, чтобы не разбудить медведя, перешагивают через валежник, боком движутся по узкой дорожке, вокруг которой растет крапива, осторожно ступают по шаткому мо­стику, перекинутому через ручеек, прыгают по кочкам в бо­лоте, наклоняются, собирая грибы и цветы, тянутся вверх за орехами и пр.

■ Можно спросить детей, какие они знают грибы, цве­ты, деревья и т.д.

3. Телесно-ориентированное упражнение « ^ Камень и пут­ник» (5 мин).

Психолог говорит, что после прогулки нужно отдохнуть. Предлагает кому-то из детей стать «камнями», а другим — «путниками». Дети, которые изображают камни, опускают­ся на пол, обхватывают колени руками и сидят неподвижно, напряженно. Каждый из «путников» садится, облокачива­ясь спиной на спину ребенка, изображающего камень. По­том дети меняются ролями.

■ По окончании упражнения психолог спрашивает де­тей: какие были «камни» — удобные или неудобные, твердые или мягкие?

4. Игра «Будь внимателен!» (5 мин).

Дети встают в круг. Психолог берет мяч и входит в центр круга. Он называет имена детей и бросает мяч. Ребенок, ус­лышав свое имя, должен поймать мяч и кинуть его обратно. = Игра проводится в быстром темпе.

5. Упражнение «Передай движение» (5 мин).

Дети стоят в кругу и по сигналу психолога делают вид, что передают друг другу большой мяч, тяжелую гирю, горя­чий блин, цветочек и др.

■ Упражнение выполняется молча.

6. Заключительный этап (3-5 мин).

Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит де­тей сказать, какое упражнение им понравилось. Дети, пере­давая друг другу мяч, поочередно делятся своими впечатле­ниями.
ЗАНЯТИЕ 2

Задачи:

=> развитие произвольности и самоконтроля;

=> развитие внимания, наблюдательности и воображения;

=> развитие эмоционально-выразительных движений;

=> развитие и совершенствование коммуникативных навы­ков.

Материалы к занятию: магнитофон; кассета с записью спокойной музыки; мольберт (подставка); доска и мел (лист ватмана и фломастеры); палочка (длина — 30 см).

1. Упражнения из «Йоговской гимнастики для малы­шей» (см. Приложение) (2-3 мин).

2. Игра «Изобрази явление» (8 мин).

Психолог и дети перечисляют приметы осени: дует ве­тер, качаются деревья, падают листья, идет дождь, образу­ются лужи.

Психолог показывает движения, которые соответствуют этим явлениям:

«Дует ветер» — дует, вытянув губы.

«Качаются деревья» — покачивает вытянутыми вверх руками.

«Падают листья» выполняет плавные движения ру­ками сверху вниз.

«Идет дождь» — выполняет мелкие движения руками сверху вниз.

« Появляются лужи » — смыкает руки в кольцо перед собой.

Когда дети запомнят показанные движения, объясняют­ся правила игры: пока звучит музыка, дети бегают, танцуют, как только музыка прекращается, дети останавливаются и слушают, какое явление назовет психолог. Дети должны вы­полнить движения, которые соответствуют данному явлению.

3. Игра «Самолеты» (2-3 мин).

Дети сидят на корточках далеко друг от друга — «само­леты на аэродроме». Психолог говорит:

^ Самолеты загудели, загудели, загудели, поднялись и полетели.

Дети гудят вначале тихо, потом все громче, поднимают­ся и начинают бегать по залу, разведя руки в стороны.

^ Полетели, полетели и сели.

Дети садятся на корточки, ждут команды психолога. Так делается несколько раз. В конце игры «самолеты прилетают к морю» — дети садятся на стульчики или ложатся на ковер так, чтобы не задевать друг друга.

4. Упражнение «Надоедливая муха» (2 мин). Психолог говорит:

Представьте, что вы лежите на пляже, солнышко вас согревает, шевелиться не хочется. Вдруг муха прилете­ла и на лобик села. Чтобы прогнать муху, пошевелите бро­вями. Муха кружится возле глаз — поморгайте ими, пере­летает со щеки на щеку надувайте по очереди каждую щеку, уселась на подбородок подвигайте челюстью и т.д.

5. Упражнение «Раз, два, три говори!» (10-12 мин). Дети сидят на стульчиках. Перед ними стоит мольберт, на котором установлена небольшая доска (или прикреплен большой лист плотной бумаги). Психолог рисует морской бе­рег, волны, чаек, пароходик. Затем он вызывает одного из де­тей и шепотом предлагает ему внести в рисунок дополнение (изобразить облако, лодочку, камешек на берегу, еще одну птицу и т.п.). Мольберт переворачивается, вызванный ребе­нок выполняет инструкцию, и рисунок вновь демонстрирует­ся детям. Психолог просит детей определить, какая новая де­таль появилась на картине, и назвать ее, но только после того, как прозвучит команда: «Раз, два, три — говори!». = Картина дополняется поочередно всеми детьми.

6. Упражнение «Одно большое животное» (2 мин). Дети и психолог встают в круг и берутся за руки. Психолог говорит:

^ Представьте себе, что мы одно большое живот­ное. Будем дышать все вместе: шаг вперед вдох, шаг на­зад — выдох.

Упражнение повторяется 3 раза.

7. ^ Заключительный этап (2-3 мин).

Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит де­тей сказать, какое задание сегодня было самым трудным. Дети, передавая друг другу «палочку-выручалочку», пооче­редно высказывают свое мнение.
ЗАНЯТИЕ 3

Задачи:

=> развитие произвольности и самоконтроля;

=> развитие внимания и воображения;

=> развитие координации движений;

  • снятие психоэмоционального напряжения;

  • развитие эмоционально-выразительных движений;

=> развитие и совершенствование коммуникативных навы­ков.

Материалы к занятию: три-четыре кубика сред­них размеров.

1. Игра «Запретное движение» (5 мин). Дети стоят полукругом напротив психолога. Психолог говорит:

^ Я буду показывать различные движения. Вы будете повторять все движения, кроме одного.

Сначала психолог показывает разные движения (напри­мер, руки вверх, в стороны и др.). Дети повторяют их.

Затем психолог называет и показывает «запретное» дви­жение (например, подпрыгивание), которое дети не должны повторять. Дается сигнал к началу игры. Дети повторяют все движения психолога, кроме «запретного».

■ Ошибки обычно вызывают бурные эмоциональные реакции, смех, но выводить детей из игры не следует.

2. Игра «Зоопарк» (8-10 мин). Психолог говорит:

А теперь попробуйте изобразить движения различ­ных животных. Если я хлопну в ладоши один раз прыгай­те, как зайчики, хлопну два раза ходите вразвалочку, как медведи, хлопну три раза «превращайтесь» в аистов, которые умеют долго стоять на одной ноге. Начинаем игру.

3. Упражнение «Я кубик несу и не уроню» (10 мин). На расстоянии 5-6 метров друг от друга ставятся два ряда стульчиков (по количеству детей).

Дети делятся на две команды. Каждая команда занима­ет ряд стульчиков.

Психолог кладет кубики на ладони детей, входящих в одну из команд. Дети должны, маршируя, как роботы, доне­сти кубики, передать их участникам другой команды и вер­нуться на место. Дети, получившие кубики, выполняют те же действия.

Упражнение повторяется несколько раз.

■ Если дети легко справляются с заданием, кубик кла­дется на тыльную сторону ладони или на голову. Ха­рактер движений при этом меняется — дети должны двигаться плавно.

4. Упражнение «Шалтай-болтай» (2-3 мин).

Дети встают в круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга и поворачивают корпус вправо и влево. Руки при этом свободно болтаются вдоль тела.

Психолог произносит: — ^ Шалтай-болтай сидел на стене, Шалтай-болтай свалился во сне. Дети приседают или падают на ковер.

5. Заключительный этап (2-3 мин).

Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит де­тей сказать, какое задание сегодня было самым трудным. Дети, передавая друг другу кубик, поочередно высказывают свое мнение.
ЗАНЯТИЕ 4

Задачи:

=> развитие произвольности и самоконтроля;

=> развитие внимания и воображения;

=> развитие координации движений;

=> снятие психоэмоционального напряжения;

=> развитие эмоционально-выразительных движений;

=> удовлетворение потребности в признании;

=> развитие групповой сплоченности и доверия детей друг к другу.

Материалы к занятию: мяч.

1. Упражнение «Расскажем и покажем»1 (3 мин). Дети встают полукругом напротив психолога и повторя­ют за ним слова и движения.


^ Один, два, три, четыре, пять!

Поочередно загибают пальцы правой руки.

Можем всё мы показать!

Ритмично хлопают в ладоши.

^ Это локти их коснемся.

Обхватывают ладонями оба локтя.

Вправо, влево мы качнемся.

Выполняют наклоны вправо и влево.

^ Это плечи их коснемся.

Кладут кисти рук на плечи.

Вправо, влево мы качнемся.

Выполняют наклоны вправо и влево.

^ Если мы вперед качнемся, То коленей мы коснемся.

Выполняют наклоны вперед, касаются коленей.

^ Один, два, три, четыре, пять!

Поочередно загибают пальцы левой руки.

Можем всё мы показать!

Ритмично хлопают в ладоши.

2. Игра «Передай мяч» (8-10 мин). Дети встают в круг и передают друг другу мяч с закры­тыми глазами.

■ Можно модифицировать игру: психолог закрывает глаза, а дети (с открытыми глазами) молча передают мяч друг другу. Как только психолог скажет «Стоп!», мяч остается в руках одного из детей. Психолог, не открывая глаз, пытается отгадать, у кого находится мяч.

3. Телесно-ориентированное упражнение «Насос и мяч» (5 мин).

Психолог предлагает детям разделиться на пары. Один из детей изображает мяч, другой — насос. Каждый ребенок выполняет движения в соответствии с полученной ролью.

«Мяч сдутый» — ребенок сидит на корточках.

«Насос надувает мяч» — ребенок делает соответству­ющие движения руками, сопровождая их звуками «С-с-с...».

«Мяч становится все больше» — ребенок постепенно встает, надувает щеки, поднимает руки вверх.

«Насос прекращает работу» — ребенок делает вид, что выдергивает шланг.

«Мяч вновь сдувается» — ребенок медленно садится, выпускает воздух из щек, опускает руки.

Упражнение повторяется несколько раз, затем дети ме­няются ролями.

4. Игра «Паровозик с именем».

Дети сидят на стульчиках, расположенных возле стены в один ряд. Ребенка, который первым будет изображать па­ровозик, выбирают с помощью считалки.

«Паровозик отправляется в путь» — ребенок встает со стульчика и медленно бежит по кругу, попеременно работая согнутыми в локтях руками и произнося: «Чух-чух-чух». Сделав круг, «паровозик» останавливается возле одного из детей и произносит его имя.

Названный по имени ребенок становится «паровозиком» и встает впереди, а первый ребенок становится « вагончиком ». Теперь они вдвоем «едут» по кругу со словами «Гух-гух-гух» и, «подъезжая» к детям, выбирают новый «паровозик».

Игра заканчивается после того, как последний из детей изобразит «паровозик».

■ Дети повторяют имя ребенка, который изображает «паровозик», в то время, когда он бежит по кругу.

При необходимости психолог просит «паровозик» дви­гаться медленнее, чтобы «вагончики» не отцепились.

5. Телесно-ориентированное упражнение «Клоуны» (2-3 мин).

Дети встают в круг и поднимают руки вверх. По коман­де психолога последовательно выполняют следующие движе­ния:

кисти рук опускаются вниз;

руки сгибаются в локтях;

руки расслабляются и падают вниз;

туловище сгибается, голова опускается вниз;

колени сгибаются, дети приседают на корточки.

6. Заключительный этап (3 мин).

Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит де­тей сказать, какое упражнение им понравилось. Дети, пере­давая друг другу мяч, поочередно делятся своими впечатле­ниями.
ЗАНЯТИЕ 5

Задачи:

=> развитие произвольности и самоконтроля;

=> развитие внимания и памяти;

=> развитие мышления и воображения;

=> развитие эмоционально-выразительных движений;

=> снятие психоэмоционального напряжения;

=> развитие и совершенствование коммуникативных навы­ков.

Материалы к занятию: листы плотной бумаги и фломастеры.

1. Игра «Космическое путешествие» (10 мин).

Дети стоят возле стульчиков, расположенных вдоль сте­ны в один ряд.

Психолог говорит:

^ Представьте, что вы превратились в космонавтов, а стульчики в ракету. Вам предстоит отправиться в путешествие на другую планету. Наденьте скафандры.

Дети делают вид, что надевают скафандры.

^ Скафандры надеты. Экипаж космонавтов делает круг почета перед посадкой в ракету.

Дети, идя друг за другом, обходят зал.

Психолог напоминает, что на них надеты большие ска­фандры, поэтому идти нужно медленно, широко расставляя ноги.

^ Космонавты занимают места в ракете. Дети садятся на стульчики.

Внимание! До старта осталось 5 секунд. Начинает­ся отсчет времени: «Пять, четыре, три, два, один, старт!»

Дети имитируют звук двигателей.

По ходу игры можно предложить детям « испытать пере­грузки (откинуться назад, прижаться к спинке стула, на­прячь ночи и руки) и изобразить человека в невесомости (при­встать со стульчиков, выполнять замедленные плавные дви­жения).

^ Объявляется общая готовность. Перед вами неизвес­тная планета. Ракета идет на посадку.

Дети делают вид, что пристегиваются. Кладут руки на колени, откидывают голову назад, напрягают мышцы тела.

^ Поздравляю вас. Посадка прошла успешно. Дети расслабляют мышцы.

Сейчас вы высадитесь на незнакомой планете. Будь­те внимательны. Вам предстоит рассказать всем жите­лям Земли о том, что вы увидите.

Дети встают со стульчиков, широко расставив ноги, хо­дят по залу, внимательно смотрят по сторонам.

^ Внимание! Говорит командный пункт. Всем космо­навтам необходимо вернуться в космический корабль.

Дети садятся на стульчики.

Сосредоточьтесь, скоро вы будете выходить на связь с Землей.

Дети опускают голову и закрывают глаза.

2. Упражнение «Интервью» (2-3 мин). Психолог говорит:

Земля на связи. Вам предстоит ответить на вопро­сы журналистов. Отвечайте хором, но помните, что Зем­ля находится очень далеко, звук будет доходить не сразу, а через 3 секунды, поэтому говорить нужно только после сче­та «Раз, два, три». Все готовы? Начали!

^ Космонавты здоровы? Раз, два, три!

Люди на планете есть?

Небо какого цвета?

Вода есть?

Животные есть?

Домой хотите?

■ Можно придумать любые вопросы, относящиеся к описанию зала.

3. Упражнение «Росток» (2-3 мин). Психолог говорит:

Теперь представьте, что вы посадили на планете деревья. Покажите, как они будут расти.

Дети встают со стульчиков и садятся на корточки.

^ Я буду считать до десяти, а вы постепенно подни­майтесь, растите. На счет 10 деревья должны стать уже большими. .

Упражнение повторяется несколько раз. В конце психо­лог спрашивает, какие деревья посадил каждый ребенок.

4. Упражнение «Пловцы» (2-3 мин). Психолог говорит:

Пришло время отправляться в обратный путь. Дети садятся на стульчики, имитируют звук двигателей.

Ракета приближается к Земле. Садимся. Что про­изошло? Мы не приземлились, а «приводнились». Ракета оказалась в море. Придется выбираться из нее и плыть к берегу.

Дети встают со стульчиков и, имитируя движения плов­цов, обегают зал и садятся на места.

5. Рисование на заданную тему (10-12 мин).

Детям раздаются листы плотной бумаги и фломастеры.

^ Представьте и нарисуйте то, что каждый из вас мог бы (хотел бы) увидеть во время путешествия по незнако­мой планете.

Дети выполняют задание.
ЗАНЯТИЕ б

Задачи:

=> развитие произвольности и самоконтроля;

=> развитие внимания, наблюдательности и памяти;

=> снятие психоэмоционального напряжения;

=> развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

Материалы к занятию: красный, желтый и зе­леный круги; ширма; палочка (длина — 30 см).

1. Подвижная игра «Светофор» (.5 мин).

Дети кладут руки на плечи друг другу, ходят по залу и гудят, изображая автобус. Психолог, изображая светофор, показывает « автобусу» круги разного цвета. При показе крас­ного круга дети должны остановиться, желтого — «гудеть» и маршировать на месте, зеленого — продолжать движение.

По окончании упражнения психолог говорит:

^ А теперь каждый из вас будет водителем собствен­ного автомобиля. Внимательно следите за сигналами све­тофора и выполняйте правила дорожного движения.

Дети, изображая автомобилистов, движутся по залу и следят за сигналами «светофора».

■ За нарушение правил дорожного движения можно «ставить автомобиль на стоянку» — сажать ребенка на стульчик.

2. Игра «Внимательные глазки» (5-7 мин). Психолог говорит:

Ехали вы, ехали и приехали в школу. Давайте по­смотрим, какие вы внимательные, хорошо ли вы друг друга знаете.

Психолог предлагает одному из детей спрятаться за шир­му или штору. Остальные дети по очереди отвечают на воп­росы: какие у него волосы, глаза, брюки или платье и т.д.

Упражнение повторяется несколько раз.

3. Упражнение «Знаете ли вы цифры?» (2-3 мин). Психолог говорит:

Молодцы, все вы очень внимательные. А теперь по­смотрим, знаете ли вы цифры. Отвечать нужно хором, но только после моей команды.

Психолог рисует в воздухе какую-нибудь цифру, а через некоторое время дает команду: «Говори!» Дети хором отве­чают.

4. Упражнение «Расскажем и покажем». Психолог говорит:

Началась переменка. Встаньте возле стульчиков, внимательно слушайте стишок и выполняйте движения, о которых в нем говорится.

^ Вместе весело шагаем

И колени поднимаем.

Пальцы мы в кулак сожмем

И за спину уберем.

Руки в стороны, вперед,

И направо поворот.

Руки в стороны и вниз,

И налево повернись.

Дети, выполнив движения, которые упоминаются в тек­сте, садятся на стульчики.

5. Упражнение «Знаете ли вы буквы?» (2-3 мин). (Упражнение выполняется аналогично предыдущему — см. пункт 3.)

6. Упражнение «Кто за кем стоит?» (5-7 мин). Психолог говорит:

Вы очень внимательные, буквы знаете, цифры знае­те, теперь посмотрим, как вы запоминаете.

Детей выстраивают в шеренгу друг за другом, а одного ребенка просят выйти из шеренги и внимательно посмотреть на детей. Потом он отворачивается и, припоминая кто за кем стоит, воспроизводит имена детей по порядку.

■ Можно предложить детям поменяться местами, а во­дящему — расставить всех по-прежнему.

7. Телесно-ориентированное упражнение «Штанга» (3 мин).

Психолог предлагает детям побывать на уроке физкуль­туры и представить себе, что они поднимают тяжелую штан­гу. Дети широко расставляют ноги и напрягают их. Нагиба­ются вперед и сжимают руки в кулаки. Медленно выпрям­ляются, сгибая в локтях напряженные руки, рывком под­нимают воображаемую штангу, затем опускают ее вниз и рас­слабляют мышцы.

8. ^ Заключительный этап (2-3 мин).

Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит де­тей сказать, какое задание сегодня было самым трудным. Дети, передавая друг другу «палочку-выручалочку», пооче­редно высказывают свое мнение.
ЗАНЯТИЕ 7

Задачи:

=> развитие внимания и произвольного поведения;

=> профилактика страхов;

=> развитие ориентировки в пространстве и тактильных ощу­щений;

=> развитие речи и воображения;

=> развитие эмоционально-выразительных движений;

=> снятие эмоционального напряжения;

=> развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

Материалы к занятию: шарф; матерчатый мешо­чек и 7-8 мелких игрушек; мяч.

1. Игра «Жмурки» (8-10 мин).

С помощью считалки выбирается водящий. Психолог завязывает ему глаза шарфом. Задача водящего — поймать кого-нибудь из игроков. Пойманный ребенок становится но­вым водящим, игра продолжается.

■ Эта известная игра рекомендуется детям, испытыва­ющим страх темноты, она учит ориентироваться в про­странстве, способствует лучшему ощущению своего тела, развивает координацию движений, произволь­ное поведение.

В роли водящего должен побывать каждый ребенок. Если игрок «попался» во второй раз, ему предлагают сесть на стульчик, а нового водящего выбирает пси­холог.

2. Упражнение «Потягушечки» (2 мин).

Дети собираются в круг, садятся на корточки и закры­вают глаза.

Психолог говорит:

^ Вот мы и проснулись, сладко потянулись.

Дети открывают глаза, медленно встают, вытягивают руки вперед, затем поднимают их вверх, отводят за голову и поднимаются на носочки.

^ Сладко потянулись, друг другу улыбнулись. Дети встают на ступни, опускают руки вниз.

Упражнение повторяется несколько раз.

3. Упражнение «Лимон» (2 мин).

Психолог предлагает детям представить, что в правой руке у них лимон, из которого нужно выжать сок. Дети как можно сильнее сжимают правую руку в кулачок, затем рас­слабляют ее.

Аналогичное упражнение выполняется левой рукой, за­тем дети садятся на стульчики.

4. Упражнение «Волшебный мешочек» (5 мин).

Дети рассматривают 7-8 мелких игрушек. Психолог не­заметно для детей кладет одну из игрушек в матерчатый ме­шочек и говорит:

^ Потрогайте мешочек и догадайтесь, что в нем лежит. Дети поочередно ощупывают игрушку, находящуюся в мешочке, и высказывают свои предположения. Психолог вынимает игрушку и показывает детям. Игра проводится несколько раз.

5. Упражнение «Опиши игрушку» (10 мин). Психолог складывает все игрушки в мешочек. Каждый ребенок поочередно подходит к мешочку, достает одну из игрушек и составляет о ней рассказ-описание.

■ При возникновении затруднений, можно задать детям вопросы: «Из чего сделана игрушка?», «Какого она цвета?», «Из чего она состоит (что у нее есть)?», «Как с ней можно играть?»

^ 6. Заключительный этап (2-3 мин).

Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое упражнение им понравилось. Дети, передавая друг другу мяч, поочередно делятся своими впечатлениями.
ЗАНЯТИЕ 8

Задачи:

=> развитие произвольности и самоконтроля;

=> развитие внимания и наблюдательности;

=> развитие доверия к другому;

=> развитие ориентировки в пространстве;

=> развитие эмоционально-выразительных движений;

=> снятие психоэмоционального напряжения;

=> развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

Материалы к занятию: шарф; мольберт (под­ставка); доска и мел (лист ватмана и фломастеры); указка.

1. Телесно-ориентированное упражнение «Слепой и по­водырь» (10 мин).

Психолог расставляет по залу несколько стульев и раз­деляет детей на пары.

Один из детей, входящих в пару, будет исполнять роль слепого, другой — поводыря.

«Слепому» завязывают глаза, «поводырь» берет его за руку и ведет по залу, обходя стулья.

Затем дети меняются ролями.

Остальные дети ( «зрители») наблюдают за парой.

■ После того как каждый ребенок побывает в разных ролях, можно спросить: «Кем больше понравилось быть — «поводырем» или «слепым». Почему?»

2. Игра «Летает — не летает» (3-5 мин).

Все встают в круг. Психолог называет разные предметы. Дети должны поднимать руки вверх только тогда, когда пси­холог произносит название предмета, который может летать.

■ Психолог, провоцируя детей, поднимает руки вверх при произнесении каждого слова.

3. ^ Совместное рисование человека и игра «Что измени­лось?» (10-12 мин).

Дети сидят на стульчиках. Перед ними стоит мольберт, на котором установлена небольшая доска (или прикреплен большой лист плотной бумаги).

Психолог рисует голову человека. Затем дети поочеред­но подходят к мольберту, шепотом называют часть тела, ко­торую нужно дорисовать (шея, плечи и т.д.), и дополняют рисунок.

По окончании совместного рисования мольберт перево­рачивается, психолог вносит в рисунок какую-нибудь деталь и вновь показывает изображение детям.

Дети должны «воды в рот набрать» и молчать. Психолог дает указку сидящему спокойно ребенку, тот подходит к дос­ке и показывает появившуюся деталь.

■ Дополнения в рисунок вносятся несколько раз.

4. Телесно-ориентированное упражнение «Снеговик» (3-5 мин).

Психолог предлагает детям встать в позу нарисованного ими человека и говорит:

Наш человечек не умеет говорить и не может дви­гаться. Представьте себе, что он оказался зимой на улице, снег на него падал и падал, и вскоре нарисованный челове­чек превратился в снеговика. Давайте попробуем изобра­зить снеговика.

Дети разводят напряженные руки в стороны, надувают щеки, делают грустное лицо и неподвижно стоят на месте.

^ Так простоял наш снеговик всю зиму, но вот пришла весна, пригрело солнышко, и снег начал таять.

Дети постепенно расслабляются, опускают руки, «обмя­кают, подставляют лицо солнцу» и приседают на корточки. Упражнение повторяется 3 раза.

5. ^ Заключительный этап (1-2 мин).

По окончании упражнения психолог говорит:

Эта немного грустная история закончилась очень хорошо. Под ласковыми солнечными лучами снеговик раста­ял и превратился в веселый ручеек. Ручеек звонко зажурчал и пустился в путь. По дороге добрый ручеек поил водой цве­ты и травы. Вскоре он добрался до большой реки, влился в нее и отправился в долгое удивительное путешествие.
ЗАНЯТИЕ 9

Задачи:

=. развитие произвольности и самоконтроля;

=> развитие внимания и координации движений; —

=> снятие психоэмоционального напряжения;

=> развитие эмоционально-выразительных движений;

=> развитие и совершенствование коммуникативных навы­ков.

Материалы к занятию: красный, синий и жел­тый квадраты; длинная лента или веревка.

1. Игра «^ Кричалки — шепталки — молчалки» (5 мин). Психолог говорит:

Ребята, внимательно следите за квадратами, кото­рые я буду показывать. Если увидите красный квадрат можно прыгать, бегать и кричать, если желтый можно только шептаться, а если синий нужно замереть на мес­те и замолчать.

Психолог показывает квадраты, дети выполняют инст­рукцию.

2. Упражнение «Солнечный лучик» (3 мин).

Дети садятся на корточки и закрывают глаза. Психолог говорит:

^ Мы играли, играли и немного устали. Присели отдох­нуть и задремали. Но вот солнечный лучик:

коснулся глаз — откройте глаза; коснулся лба пошевелите бровями; коснулся носа наморщите нос; коснулся губ пошевелите губами; коснулся подбородка подвигайте челюстью; коснулся плеч приподнимите и опустите плечи; коснулся рук потрясите руками; коснулся ног лягте на спину и подрыгайте ногами. Солнечный лучик поиграл с вами и скрылся вставай­те, ребята.

3. Игра «Кто первый прыгнет в круг» (5-7 мин).

С помощью ленты или веревки на полу выкладывается большой круг. Дети стоят по внешнему периметру круга. Психолог говорит:

^ Когда вы услышите слово «дом», быстро прыгайте в круг.

Психолог произносит разные слова. Дети ждут, когда он скажет слово, которое служит сигналом для прыжка.

■ После нескольких проигрываний слово-сигнал меня­ется.

4. Игра «Не спеши» (5-7 мин).

Дети сидят на стульчиках. На расстоянии 5-6 шагов от них ставится стул. Дети поочередно подходят (не подбегают!) к стулу, огибают его и, не торопясь, возвращаются на свое место.

После того как каждый обогнет стул, дается задание идти спиной.

5. Телесно-ориентированное упражнение «Клоуны» (см. Занятие 4) (3 мин).

6. Заключительный этап (3 мин).

Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит де­тей сказать, какое упражнение им понравилось. Дети, пере­давая друг другу желтый квадрат, поочередно делятся свои­ми впечатлениями.
ЗАНЯТИЕ 10

Задачи:

=> развитие произвольности и самоконтроля;

=> развитие внимания и воображения;

=> развитие эмоционально-выразительных движений;

=> снятие психоэмоционального напряжения;

=> удовлетворение потребности в признании;

=> развитие и совершенствование коммуникативных навы­ков.

Материалы к занятию: магнитофон; кассета с записью спокойной музыки; палочка (длина — 30 см).

1. Упражнение «Давайте поздороваемся» (5 мин).

Звучит спокойная музыка, дети ходят по залу. Если пси­холог хлопает в ладоши один раз, дети здороваются за руку, если два — плечиками, если три раза — спинками.

2. Игра «Море волнуется» (5 мин).

Дети бегают по залу, изображая руками движения волн. Психолог говорит:

^ Море волнуется раз, море волнуется два, море волну­ется три, морская фигура замри!

Дети должны остановиться и удерживать позу, в которой они находились до того, как прозвучала команда «Замри».

Психолог ходит по залу, рассматривает «морские фигу­ры», хвалит каждого ребенка за необычность или красоту фигуры, за неподвижность и т.д.

3. Телесно-ориентированное упражнение «Пластилино­вая кукла» (5-7 мин).

Психолог делит детей на пары. Один из детей, входящих в пару, будет исполнять роль скульптура, другой — пласти­лина. «Скульптор» должен лепить «куклу», придавая «пла­стилину» определенную позу. «Пластилин» должен быть мягким и податливым.

■ После того как каждый ребенок побывает в разных ролях, психолог спрашивает: «Кем больше понрави­лось быть: скульптором или пластилиновой куклой? Почему? Удобно ли было кукле находиться в той позе, которую придумал для нее скульптор? Почему?» и т.д.

4. Подвижная игра «Иголка и нитка» (5-7 мин). Один из детей становится ведущим — «иголкой», а все остальные — «ниткой». Ребенок, выполняющий роль игол­ки, бегает по залу, меняя направление, а все остальные дети бегут за ним.

Ведущий меняется, игра повторяется.

■ Каждый ребенок должен побывать в роли иголки.

5. Упражнение «Шалтай-болтай» (см. Занятие 3) (2-3 мин).

6. Заключительный этап (2-3 мин).

Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое задание сегодня было самым трудным. Дети, передавая друг другу «палочку-выручалочку», пооче­редно высказывают свое мнение.
ЗАНЯТИЕ 11

Задачи:

=> развитие внимания и самоконтроля;

=> развитие памяти и воображения;

=> развитие эмоционально-выразительных движений;

=> снятие психоэмоционального напряжения;

=> развитие и совершенствование коммуникативных навы­ков.

Материалы к занятию: мольберт (поставка); дос­ка и мел (листы ватмана и фломастеры); указка.

1. Игра «Расставить посты!» (4 мин).

Дети строятся в колонну.

Психолог, исполняющий роль командира, встает впе­реди. Колонна начинает движение по залу. Когда психолог хлопает в ладоши, ребенок, идущий последним, должен ос­тановиться. Так «командир» расставляет всех детей в заду­манном им порядке (линейка, круг, квадрат и т.п.). ■ В роли командира может выступать один из детей.

2; Игра «Что изменилось» (10 мин).

Дети садятся на стульчики.

Психолог говорит:

^ Мы приехали в зимний лес. Будьте внимательны и постарайтесь запомнить все, что вы увидите.

Психолог ставит перед детьми мольберт, на котором ус­тановлена небольшая доска (или прикреплен большой лист плотной бумаги). На доске (листе) нарисованы сугробы, ели, голые деревья, облака.

Дети рассматривают картину, затем психолог перевора­чивает мольберт и вносит в изображение какую-нибудь де­таль: птичку, бабочку, цветок, сугроб, гриб. Рисунок вновь демонстрируется детям.

Дети должны «воды в рот набрать» и молчать. Психолог дает указку сидящему спокойно ребенку, тот подходит к дос­ке, показывает появившийся предмет и отвечает на вопрос: «Может ли этот предмет находиться в зимнем лесу?» Если ребенок выполнил задание правильно, дети хлопают, при неверном ответе — топают ногами.

■ Дополнения в рисунок вносятся до тех пор, пока все дети не побывают у доски.

3. Упражнение «Снежинка» (2-3 мин). Дети сидят на стульчиках, глаза закрыты. Психолог говорит:

^ Представьте себе, что с неба падают снежинки, а вы ловите их ртом. А теперь снежинка:

легла на правую щеку надуйте ее;

легла на левую щеку надуйте ее;

легла на носик наморщите нос;

легла на лоб пошевелите бровями;

легла на веки поморгайте глазами и откройте их.

Снегопад закончился.

4. Игра «Зимние забавы» (2-3 мин).

Дети делятся на две команды. Команды встают в шерен­ги друг напротив друга. Психолог говорит:

Представьте, что на улице оттепель, снег стал лип­ким. Вы лепите из него снежки и бросаете в участников дру­гой команды. Но не забывайте при этом уворачиваться от снежков, которые летят в вас.

5. Совместное рисование снеговика (5 мин).

Дети садятся на стульчики. Перед ними стоит мольберт, на котором установлена небольшая доска (или прикреплен большой лист плотной бумаги).

Психолог говорит:

^ Сейчас мы все вместе изобразим снеговика. Каждый нарисует по одной детали.

Дети поочередно подходят к мольберту и, следуя инст­рукции психолога, рисуют вначале нижний круг, затем сред­ний, верхний, изображают части лица, ведро на голове, мет­лу и т.п.

6. Телесно-ориентированное упражнение «Снеговик» (3-4 мин).

Психолог предлагает детям представить себя снеговиками.

Дети встают, разводят напряженные руки в стороны, надувают щеки и в течение 10 секунд удерживают заданную позу.

А теперь, — говорит психолог, — выглянуло солныш­ко, его жаркие лучи коснулись снеговика, и он начал таять.

Дети постепенно расслабляются, опускают руки, «обмя­кают» и приседают на корточки.

Упражнение повторяется несколько раз.

7. Упражнение «Лыжники» (2-3 мин). Психолог говорит:

Сегодня мы погуляли по зимнему лесу, поиграли в снежки, слепили снеговика, а теперь пора домой. Представь­те, что мы надеваем лыжи и отправляемся в обратный путь.

Психолог имитирует надевание лыж и движения лыж­ников. Дети повторяют за ним.

Построившись в колонну «лыжники выезжают» из зала.

ЗАНЯТИЕ 12

Задачи:

=> развитие произвольности и самоконтроля;

=> развитие внимания и чувства юмора;

=> развитие эмоционально-выразительных движений;

=> удовлетворение потребности в признании;

=> снятие психоэмоционального напряжения;

=> развитие и совершенствование коммуникативных навы­ков.

Материалы к занятию: магнитофон; кассета с записью медленной спокойной музыки; разрезанные на две части открытки (картинки); красный, синий и желтый квад­раты.

1. Упражнение «Танец снежинок» (3 мин). Дети входят в зал, где звучит спокойная музыка. Психолог говорит:

Представьте, что вы снежинки, которые кружатся на ветру под музыку — медленно, спокойно, красиво. Как только музыка перестанет звучать, берите за руки того, кто стоит рядом. Услышав звуки мелодии, продолжайте танцевать парами. Когда я скажу «Стоп!», нужно сразу же остановиться.

2. Игра «Ручеек» (4-5 мин).

Психолог дает каждому ребенку по половинке открыт­ки (одну из половинок он оставляет у себя) и объясняет пра­вила игры:

Сначала каждый найдет себе пару, а для этого надо определить, у кого вторая половина вашей открытки. Пары берутся за руки, поднимают их вверх, встают друг за дру­гом, образуя «коридор». Оставшийся без пары ребенок проходит под руками играющих, выбирает кого-нибудь, берет его за руку и ведет за собой. В конце «коридора» новая пара встает и поднимает вверх руки. Оставшийся без пары ре­бенок бежит вперед и также, проходя по «коридору», выби­рает себе пару. Новые пары встают последними.

■ Игра проходит в быстром темпе.

3. Упражнение «Одно большое животное» (см. Заня­тие 2) (2 мин).

4. Упражнение «Ищем ошибки» (5-7 мин). Дети садятся на стульчики.

Психолог говорит:

^ Я буду читать рассказ. Внимательно следите за моей речью. Если услышите какую-нибудь путаницу или то, чего не может быть, потопайте ногами, а затем объяс­ните, почему вы прервали рассказ и исправьте мою ошибку.

Рассказ с нелепостями

Собралась я как-то раз в лес. Взяла с собой собаку, рюк­зак и лыжи. Прихожу в лес, надеваю КОНЬКИ и начинаю двигаться по лыжне. Вдруг моя КОШКА что-то увидела. Под елкой сидел РЫЖИЙ заяц. Собака ЗАМЯУКАЛА, заяц бро­сился бежать. Заяц прыгнул НА ДЕРЕВО, а собака за ним ПОЛЕЗЛА. Заяц от собаки убежал, ведь он бегает МЕДЛЕН­НО. Тогда моя собачка стала копать ЗЕМЛЮ и раскопа­ла — что бы вы думали? ГРИБ! Нет, конечно, не гриб, а нор­ку, а в той норке жила ВОРОНА. Собака обнюхала норку и ПОЕХАЛА дальше. Я отправилась вслед за ней. Захотелось мне есть. Достала я из ПОРТФЕЛЯ два бутерброда и термос с кофе. Один из ПИРОЖКОВ я дала собаке. Мы поели, и вдруг я услышала стук колес и гудок ПАРОХОДА, значит, близко железная дорога.

Пошли мы на звук поезда и вскоре добрались до стан­ции. На станции я сняла КОНЬКИ, достала из ЧЕМОДА­НА деньги и купила билет на электричку. Через несколько минут мы сели в вагон АВТОБУСА и отправились в обрат­ный путь.

^ Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец!

5. Игра «Кричалки — шепталки молчалки» (см. За­нятие 9) (4 мин).

6. Игра «Испорченный телефон» (4 мин).

Дети и психолог берут стульчики и садятся в круг.

Психолог говорит:

^ Давайте еще немного пошепчемся поиграем в «Ис­порченный телефон».

Детям объясняются правила игры: психолог придумы­вает слово и шепотом произносит его на ушко ребенку, сидя­щему справа от него, тот тоже шепотом передает услышан­ное соседу справа и т.д. Последний ребенок произносит сло­во вслух.

■ Обычно последнее слово не совпадает с первоначаль­ным вариантом, что вызывает бурную реакцию детей.

Психолог дает детям время для проявления эмоций и продолжает игру.

7. Игра «Паровозик с именем» (см. Занятие 4) (5 мин).

8. Заключительный этап (2 мин).

Психолог благодарит всех детей и отмечает тех, кто был особенно внимательным, добрым и пр.
ЗАНЯТИЕ 13

Задачи:

=> развитие произвольности и самоконтроля;

=> развитие слухового внимания;

=> развитие эмоционально-выразительных движений;

=> развитие тактильного восприятия;

=> развитие и совершенствование коммуникативных навы­ков.

Материалы к занятию: конверт с геометриче­скими фигурками (кругами, треугольниками, квадратами, прямоугольниками, овалами, ромбами); мяч.

1. Упражнение «Расскажем и покажем» (3-4 мин). Дети встают полукругом напротив психолога и выпол­няют движения, которые упоминаются в рифмовке.

^ Руку правую на плечо, Руку левую на бочок. Руки в стороны, руки вниз, И направо повернись.

Руку левую на плечо,

Руку правую на бочок.

Руки вверх, руки вниз,

И налево повернись.

Упражнение повторяется несколько раз.

2. Игра «Слушай и отвечай» (5 мин).

Дети встают в круг. Психолог берет мяч и входит в центр круга. Он, поочередно бросая мяч детям, просит назвать ка­кое-нибудь растение, животное, игрушку, марку автомоби­ля и т.п.

■ Игра проводится в быстром темпе.

3. Игра «Броуновское движение» (5-7 мин).

Дети ходят по залу, стараясь не задевать друг друга. Ус­лышав команду психолога «Глаза закрыть», дети закрыва­ют глаза и медленно идут к центру зала. Когда дети прибли­зятся друг к другу, психолог произносит:

^ Раз-два-три, того, кто рядом, за руку возьми. Глаз не открывай, а кто это, отгадай.

Дети на ощупь определяют, кто стоит рядом, называют имена друг друга и открывают глаза.

4. Игра «Угадай фигурку» (7 мин).

Дети садятся на стульчики и закрывают глаза. Психо­лог берет конверт, в котором находятся разные геометриче­ские фигуры, и говорит:

^ Глаза не открывай, а какую фигурку на ладонь поло­жу, угадай.

Психолог кладет на ладонь каждого ребенка по одной фигурке. Ребенок на ощупь определяет, какая фигурка ему досталась, называет ее, затем открывает глаза.

■ Игра проводится дважды: вначале психолог кладет фигурку на правую, затем на левую ладонь ребенка. При необходимости перед началом игры уточняются названия геометрических фигур.

5. Игра «Съедобное несъедобное» (5-7 мин).

Дети строятся в ряд. Психолог берет мяч и встает напро­тив детей. (Расстояние между психологом и детьми — 5 ша­гов.)

Психолог, называя какой-либо предмет, поочередно бро­сает мяч детям. Если прозвучало название съедобного пред­мета, ребенок ловит мяч, несъедобного — отталкивает. При правильном выполнении задания ребенок делает шаг вперед. Тот, кто первым дойдет до психолога, становится ведущим.

Игра повторяется.

6. Упражнение «Сидели два медведя...» (2 мин). Дети встают полукругом напротив психолога и повторя­ют за ним слова и движения.


^ Сидели два медведя

На тоненьком суку:

Приседают.

Один читал газету,

Вытягивают руки вперед, сжимают кулачки, слегка поворачивают голову вправо и влево.

^ Другой месил муку.

Прижимают кулачки друг к другу, делают вращательные движения.

Раз ку-ку, два ку-ку,

Оба шлепнулись в муку.

Падают на ковер.

7. ^ Заключительный этап (3 мин).

Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит де­тей сказать, какое упражнение им понравилось. Дети, пере­давая друг другу мяч, поочередно делятся своими впечатле­ниями.
ЗАНЯТИЕ 14

Задачи:

=> развитие произвольности и самоконтроля;

=> развитие внимания, речи и воображения;

=> развитие координации движений;

=> развитие эмоционально-выразительных движений;

=> снятие психоэмоционального напряжения;

=> развитие и совершенствование коммуникативных навы­ков.

Материалы к занятию : три-четыре кубика сред­них размеров; длинная лента или веревка.

1. Упражнение «Я кубик несу и не уроню» (см. Заня­тие 3) (8-10 мин).

2. Игра «Цирковые артисты» (12 мин). Дети ставят стульчики вдоль стены.

Психолог с помощью ленты или веревки выкладывает на полу большой круг и говорит:

— Вы были ловкими, словно цирковые артисты. А те­перь будьте внимательны и сосредоточены, как артисты перед выступлением. Представьте, что вы находитесь за кулисами и ждете своего выхода на арену (показывает на круг). Можно потихоньку переговариваться, двигаться, раз­минаться, репетировать свой номер. Но как только вы ус­лышите свое имя, необходимо приготовиться и, досчитав про себя до трех, выйти на арену и кого-нибудь изобразить жонглера, канатоходца, силача, фокусника, дрессировщика или его животных.

■ После каждого «выступления» психолог выдержива­ет паузу в 5—8 секунд.

3. Телесно-ориентированное упражнение «Клоуны» (см. Занятие 4) (3 мин).

4. Игра «Да» и «нет» не говори» (3-5 мин). Дети садятся на стульчики.

Психолог говорит:

^ Я задам каждому из вас вопрос. Отвечая на него, вы не должны употреблять слова «да» и «нет».

Психолог поочередно задает детям следующие вопросы:

^ Ты сейчас дома?

Тебе 6 лет?

Ты учишься в школе?

Ты любишь смотреть мультфильмы?

Кошки умеют лаять?

Яблоки растут на елке?

Сейчас ночь? И т.п.

1». Если ребенок употребляет при ответе слова «да» или «нет», психолог повторяет вопрос. В ходе игры каждому ребенку можно предложить от­ветить на 1—3 вопроса.

5. Упражнение «Расскажем и покажем» (3 мин). Дети встают полукругом напротив психолога и повторя­ют за ним слова и движения.


^ Раз, два, три, четыре!

Ритмично хлопают в ладоши.

Подметаем пол в квартире.

Имитируют движения.

^ Пять, шесть, семь, восемь!

Ритмично хлопают в ладоши.

Приходите завтра в гости.

Плавно разводят руки в стороны.

^ Восемь, семь, шесть, пять!

Ритмично хлопают в ладоши.

Будем вместе мы играть.

Подпрыгивают и приседают.

^ Четыре,три, два, один!

Ритмично хлопают в ладоши.

Пирогов мы вам дадим.

Вытягивают руки вперед, держа на ладонях воображаемый поднос с пирогами.

^ А пока мы отдохнем

Опускаются на ковер.

Ляжем на бочок, уснем.

Ложатся на ковер, закрывают глаза.

8. ^ Заключительный этап (1-2 мин). Психолог благодарит всех детей и отмечает тех, кто был особенно внимательным, добрым и пр.
ЗАНЯТИЕ 15

Задачи:

=> развитие произвольности и самоконтроля;

=> развитие внимания, мышления и речи;

=> профилактика агрессии;

=> развитие эмоционально-выразительных движений;

=> снятие психоэмоционального напряжения;

=> развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

Материалы к занятию: магнитофон; кассета с записью мажорной музыки; полотенце или шарф; смешная мягкая игрушка («Фантастика); листы плотной бумаги, фломастеры (цветные карандаши).

1. Упражнение «Черепашки» (3 мин). Дети садятся на корточки. Психолог говорит:

^ Представьте, что вы превратились в маленьких че­репашек. Наступила ночь. Черепашки спрятались под пан­цирями втянули и опустили головки, прижали лапки к телу, закрыли глаза. Сладко спят черепашки. Но вот на смену ночи пришло утро. Солнечные лучи заглянули к чере­пашкам и стали их будить. Черепашки медленно просыпаются. Вот они осторожно пошевелили пальцами на лапках, открыли глазки, медленно-медленно приподняли головки, вытянули шеи и с любопытством осмотрелись вокруг. Пора вставать они распрямили лапки, привстали, потянулись к солнышку, подняли лапки вверх. Эх, до чего же ласковое, теплое солнышко сегодня! С добрым утром, черепашки!

2. Игра «Слушай команду» (5-7 мин).

Дети движутся по залу под музыку. Внезапно музыка прерывается. Психолог шепотом произносит команду (поднять правую руку, присесть, подпрыгнуть, сесть на стульчик и т.п.).

Дети выполняют команду, включается музыка, игра продолжается.

3. Упражнение «Прошепчи ответ» (5-7 мин). Дети садятся на стульчики.

Психолог говорит:

^ Я буду задавать вам вопросы. Каждый, кто знает ответ, протягивает вперед руку, сжимает пальцы в кулак, а большой палец поднимает вверх. Покажите эти движе­ния.

Дети выполняют задание.

^ Когда я увижу много поднятых вверх пальцев, то начну считать: «Раз, два, три». На счет «три» вы все вме­сте должны будете прошептать ответ.

Психолог задает следующие вопросы:

^ Какое сейчас время года?

Какой сегодня день недели?

Как называется город (поселок), в котором вы жи­вете?

Какое число следует за числом пять?

^ Как называется детеныш коровы?

Сколько лап у собаки?

Сколько лап у двух собак? И т.п.

4. Игра «Жужа» (6-7 мин).

С помощью считалки выбирается водящий — «Жужа». Он садится на стул, стоящий в центре зала. В руках «Жужа» держит полотенце (шарф). Остальные дети начинают драз­нить «Жужу», кривляться перед ней, произнося слова:

«Жужа, Жужа, выходи,

Жужа, Жужа, догони!»

«Жужа» терпеливо сидит на стуле. Но вот «терпение за­канчивается», она вскакивает и осаливает кого-нибудь из детей полотенцем (шарфом).

Осаленный ребенок становится «Жужей».

■ Надо внимательно следить за тем, чтобы удар был не сильным.

5. Рисование на заданную тему (10-12 мин). Дети садятся на стульчики.

Психолог показывает детям смешную мягкую игрушку и говорит:

^ Ребята, к нам в гости пришел Фантастик. Он уме­ет рассказывать веселые неправдоподобные истории. По­слушайте одну из них:

«Однажды я бежал по лужайке и подпрыгивал то на одной, то на другой ноге. Один раз я так сильно подпрыгнул, что улетел на облако. Уселся на него поудобнее и решил по­путешествовать на нем. Облако летело-летело и вдруг столкнулось с другим облаком. Меня подбросило вверх, я пе­рекувырнулся через голову и начал падать, только не пой­му вверх или вниз? Как вы думаете, ребята? В том-то и дело, что не вниз, а вверх, и упал на звезду. Звезда была очень горячая, поэтому я не мог стоять на месте и стал прыгать и допрыгнул до необыкновенного цветка. Я долго любовался этим цветком. Все лепестки у него были разноцветные и такие яркие, что мне пришлось закрыть глаза. А когда я их открыл, оказался у себя дома в кровати! Это был сон!»

Фантастик хотел нарисовать то, что увидел во сне, по у него не получилось. Давайте поможем ему. Возьмите листы бумаги и фломастеры (карандаши), нарисуйте сно­видение Фантастика.

Дети выполняют задание.

6. ^ Заключительный этап (1-2 мин). Фантастик благодарит детей, хвалит их рисунки.
ЗАНЯТИЕ 16

Задачи:

=> развитие произвольности и самоконтроля;

=> развитие внимания и воображения;

=> развитие эмоционально-выразительных движений;

=> снятие психоэмоционального напряжения;

=> развитие и совершенствование коммуникативных навы­ков.

Материалы к занятию: магнитофон; кассета с записью мажорной музыки; мяч среднего размера; обруч; карточки с изображением лиц в разных эмоциональных со­стояниях (радость, злость, удивление, обида)1.

1. Игра «Флажок» (5-7 мин).

Звучит музыка. Дети маршируют по залу. По сигналу пси­холога (поднятый флажок) они должны прекратить движение и зафиксировать позу, в которой их застал сигнал, на 5-7 се­кунд. По повторному сигналу движение возобновляется.

2. Упражнение «Комплименты» (3-5 мин).

Дети встают в круг. Психолог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребенок должен сказать «спасибо» и передать мяч соседу, произнося при этом ласко­вые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит «спаси­бо» и передает его следующему ребенку.

■ Дети, говоря комплименты и слова благодарности, пе­редают мяч сначала в одну, потом в другую сторону.

3. Подвижная игра «Сова» (5-7 мин).

С помощью считалки выбирается водящий — «сова». Остальные дети будут изображать мышек или птичек.

По команде психолога «День» «сова» садится в «гнездо» (обруч, лежащий на полу) и закрывает глаза, а дети начина­ют бегать по залу. Когда психолог произносит: «Ночь», дети приседают и замирают, а «сова» отправляется на охоту. Она высматривает тех, кто шевелится или смеется, и «уносит» их к себе в «гнездо».

4. Упражнение «Эмоции» (7 мин). Дети садятся на стульчики.

Психолог поочередно показывает детям карточки с изоб­ражением лиц.

Дети, определив эмоциональное состояние человека, изображенного на рисунке, молча поднимают руку. Психо­лог произносит: «Раз, два, три». На счет «три» дети все вме­сте должны прошептать ответ.

По окончании этого упражнения психолог предлагает детям изобразить при помощи пантомимики следующие эмо­циональные состояния: грусть, обиду, радость, злость, удив­ление, спокойствие.

Дети выполняют задание.

5. Телесно-ориентированное упражнение «Кораблик» (3-4 мин).

Дети встают в круг. Психолог говорит:

^ Представьте, что мы находимся на палубе корабля. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной.

Налетел ветер, поднялась волна, кораблик качнулся. Прижмите к полу правую ногу, левую немного согните в ко­лене, касайтесь пола только ее носком.

^ Ветер утих выпрямитесь, расслабьтесь.

Внимание! Новая волна. Кораблик качнуло в другую сторону прижмите к полу левую ногу, правую расслабь­те.

Море успокоилась выпрямитесь, расслабьтесь, глубоко вдохните и выдохните.

^ 6. Заключительный этап (2-4 мин).

Дети садятся на стульчики.

Психолог предлагает вспомнить, какие хорошие, прият­ные слова каждый сегодня услышал.

Дети припоминают комплименты, сказанные им. Пси­холог благодарит детей за то, что они были внимательными и добрыми.

ПРИЛОЖЕНИЕ
^ ЙОГОВСКАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ
1. Дети ходят по кругу друг за другом и гудят, как паро­возики: «Ту-ту-у-у-у».

2. Останавливаются, встают в круг.

3. «Заводят будильник» — сжимают ладонь в кулачок, выполняют круговые движения у солнечного сплетения: « Джик-джик-джик».

4. «Будильник зазвонил»: «З-з-з». Мы его остановим — дети слегка ударяют ладошкой по голове.

5. «Лепят личико» — проводят руками по краю лица.

6. «Лепят волосики» — нажимают подушечками паль­цев на корни волос.

7. «Лепят бровки» — проводят кончиками пальцев по бровям.

8. «Лепят глазки» — трогают кончиками пальцев веки, проводят указательным пальцем вокруг глаз. Моргают гла­зами.

9. « Лепят носик » — проводят указательным пальцем от переносицы по крыльям носа вниз.

10. «Лепят ушки» — пощипывают мочки ушей, погла­живают уши.

11. «Лепят подбородок»—поглаживают подбородок.

12. «Рисуют носиком солнышко» — крутят головой, ри­суют носиком лучики — выполняют соответствующие дви­жения головой снизу вверх: «Жжик-жжик-жжик».

13. Произносят хором: «Я хороший, добрый, краси­вый», гладят себя по голове.

^ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

«РАССКАЗЫВАЕМ И ПОКАЗЫВАЕМ»

(Автор Н.Е. Егорова)


^ Один, два, три, четыре, пять!

Поочередно загибают пальцы в кулачок.

Вышли зайки погулять.

Прыгают.

^ Зайки спрятались за елку.

Приседают, закрывают лицо ладонями.

Нет ли здесь лисы иль волка?

Выглядывают из-за ладоней.

^ Один, два, три, четыре, пять!

Встают и хлопают в ладоши.

Можно весело играть.

Прыгают или кружатся на месте.

^ Один, два, три, четыре, пять!

Поочередно загибают пальцы в кулачок.

Что мы будем рисовать?

Сжимают и разжимают кулачки.

^ Нарисую-ка я льва.

Изображают льва.

Для начала голова.

Кладут ладони на голову.

^ Чтобы выглядел правдиво, Нарисую ему гриву.

Поднимают и соединяют руки над головой.

А теперь глаза и уши, Чтобы шорохи он слушал.

Прикладывают ладони к ушам.

^ Вот красавец лев готов!

Хлопают в ладоши.

Он подмигнул

Подмигивают.

^ И был таков!

Приседают, закрывают лицо ладонями.

Один, два, три, четыре, пять!

Поочередно загибают пальцы в кулачок.

^ Можем всё мы показать!

Ритмично хлопают в ладоши.

Покажи скорей, дружок, Петушиный гребешок.

Показывают пальцы, согнутые в фалангах.

^ А теперь утиный нос.

Показывают пальцы, соединенные в щепоть.

А теперь гусиный хвост.

Соединяют пальцы обеих рук, большие пальцы прячут внутри ладоней.

^ Один, два, три, четыре, пять!

Поочередно загибают пальцы в кулачок.

Можем всё мы показать!

Ритмично хлопают в ладоши.

^ Один, два, три, четыре, пять! Вышли пальцы поплясать.

Сжимают и разжимают кулачки.

Мизинец пляшет на крылечке,

Безымянный возле печки,

Средний около моста,

Указательный в кустах.

Даже самый большой

Плясать вприсядку пошел.

Сгибают и разгибают соответствующие пальцы.

Один, два, три, четыре, пять!

Сжимают и разжимают кулачки.

^ Будут пальцы отдыхать.

Опускают руки вниз, встряхивают кистями.

  1   2



Скачать файл (509 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации