Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

ГИА 2011 9 класс история - файл 1.doc


ГИА 2011 9 класс история
скачать (467 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc467kb.16.11.2011 07:53скачать

содержание

1.doc

  1   2




Проект

Спецификация

контрольных измерительных материалов для проведения в 2011 году

государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по ИСТОРИИ

обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы

основного общего образования


  1. Назначение экзаменационной работы - оценить уровень общеобразовательной подготовки выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по истории с целью их государственной (итоговой) аттестации. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы.




  1. ^ Документ, определяющий содержание экзаменационной работы

Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).


3. Подходы к отбору содержания структуры КИМ

Подходы к отбору проверяемых элементов и конструированию заданий определялись с учетом требований указанного выше нормативного документа к уровню подготовки выпускников основной школы по истории и включали требования как к составу исторических знаний, так и к умениям, которыми должен овладеть выпускник. Принципиально важен был учет: -целей исторического образования в основной школе; -специфики курса истории основной школы;

-ориентации не только на знаниевый, но и, в первую очередь, на деятельностный компонент образования.

Содержание предмета «история» включает изучение двух курсов: истории России, занимающей приоритетное место в учебном процессе по объему учебного материала, и всеобщей истории. В экзаменационной работе представлены задания, ориентированные на проверку знаний по истории России с включением элементов всеобщей истории (темы по истории международных отношений и внешней политике России, по истории мировых войн, отдельные вопросы истории культуры и др.).

^ 4. Связь экзаменационной работы за курс основной школы с ЕГЭ

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования позволяет обеспечить преемственность в проведении экзаменов по итогам обучения в основной и старшей школе. Преемственность с ЕГЭ по истории прослеживается как в формах заданий и структуре экзаменационной работы в целом, так и в подходах к отбору проверяемых содержательных элементов и видов познавательной деятельности.

Вместе с тем, учитываются возрастные познавательные возможности учеников и специфика курса истории основной школы, ограничивающие содержательное пространство и уровень требований к знаниям и умениям.


^ 5. Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы

Работа охватывает содержание курса истории с древности до современности.

Общее число заданий - ^ 31.

Работа состоит из 3 частей.


Часть 1 содержит 20 заданий с выбором ответа (один верный ответ из четырех предложенных). С их помощью проверяется базовый уровень подготовки выпускников - знание дат, фактов, объяснение значения понятий, терминов, характерных признаков исторических явлений, причин и следствий событий, умение извлекать информацию из исторических источников. За выполнение каждого задания этой части выставляется 1 балл.


^ Часть 2 состоит из 7 заданий повышенного уровня сложности с кратким ответом в виде слова (двух кратких слов), сочетания букв или цифр. За выполнение заданий этой части выставляется 1 или 2 балла.


^ Часть 3 содержит 4 задания высокого уровня сложности. Задания этой части требуют развернутых ответов. Они проверяют умение анализировать исторические источники, классифицировать и систематизировать факты, давать описание и объяснение исторических событий, явлений. Проверка выполнения заданий части 3 проводится экспертами на основе специально разработанных критериев.

Таблица 1. Распределение заданий по частям экзаменационной работы

^ Части работы

Количество заданий

Максимальный первичный балл

Уровень сложности

^ Тип заданий

Часть 1

20

20

Б

С выбором ответа

Часть 2

7

9

П

С кратким ответом

Часть 3

4

8

В

С развернутым ответом

Итого:

31

37







Б - базовый уровень; П - повышенный уровень; В - высокий уровень.



6. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности

Содержание материалов представлено в работе по разделам, определенным с учетом общей периодизации и хронологических рамок отдельных школьных курсов. Это разделы: 1) с древности по XVIII в., 2) XIX в., 3) 1900-1945 гг., 4) 1945-2010 гг. При этом рассматриваются разные аспекты истории - экономика и социальные отношения, внутренняя и внешняя политика государства, история материальной и духовной культуры.

Таблица 2. Распределение заданий по основным разделам курса истории




1

Число заданий




Часть 1

Часть 2

Часть 3

Древность - XVIII в.

5

2




XIX в.

5

2




1900-1945 гг.

5

1




1945-1991 гг., 1991-2010 гг.

5

2




Задания, предусматривающие анализ источника (относятся к разным разделам курса)







2

Задания с развернутым ответом (относятся к разным разделам курса)







2

Итого:

20

7

4

В соответствии с названным выше нормативным документом в экзаменационной работе представлены как содержательные элементы знаний, так и требуемые виды познавательной деятельности.


Проверяются следующие элементы подготовки по истории учащихся основной школы:


1. Знание дат и периодизации отечественной истории, установление последовательности исторических событий, временных рамок изучаемых исторических явлений.

  1. Указывать даты, хронологические рамки исторических событий, явлений, процессов на основе предложенного заданием критерия.

  2. Указывать название периода на основе предложенного заданием критерия.

1.3 Соотносить дату (или ряд дат) с историческими событиями (явлениями, процессами) на основе предложенного заданием критерия.

  1. Называть даты (хронологические рамки) исторических событий, явлений, процессов, периодов.

  2. Определять хронологическую последовательность исторических фактов, явлений, процессов.


2. Знание и понимание основных фактов, ключевых событий и явлений истории России с древности до наших дней

2.1 Указывать основные исторические факты (события, персоналии, место, обстоятельства). на основе предложенного заданием критерия.

2.2 Указывать исторические явления, процессы на основе предложенного заданием критерия, характеристик, группы фактов.

2.3 Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты.


3. Знание и понимание основных исторических терминов, понятий.

3.1 Объяснять смысл изученных исторических понятий, терминов.

3.2 Указывать исторические понятия на основе предложенного заданием критерия.

3.3 Определять взаимосвязь понятий с фактами, явлениями, процессами.


4. Знание причин и следствий событий, понимание исторической обусловленности общественных явлений, процессов.

  1. Выявлять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий, их итоги (результаты).

  2. Использовать приобретенные знания и умения для понимания исторического значения событий и явлений современной жизни.


5. Соотнесение единичных фактов и общих исторических явлений, процессов; указание характерных черт событий, явлений, процессов.

5.1 Выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий.

5.2 Определять принадлежность единичного факта к историческим явлениям и процессам.

5.3 Определять взаимосвязь исторических фактов с явлениями, процессами, периодами истории.


6. Группировка исторической информации.

6.1 Группировать исторические события по заданному признаку.

6.2 Группировать характерные черты исторического процесса и явления.


7. Систематизация исторического материала на основе представления об общих тенденциях исторического процесса.

7.1 Систематизировать, обобщать материал на основе знаний, понимания исторического процесса.

7.2 Определять взаимосвязь событий, явлений, процессов.


8. Работа с источником:

8.1. Находить ответ на вопрос по нескольким признакам (упоминаемым датам, именам, событиям и др.) в историческом документе на основе предложенного заданием критерия

8.2. Знать/понимать изученные виды исторических источников.

8.3 Характеризовать авторство, время и обстоятельства создания источника.

8.4 Выявлять сущность описанной в источнике проблемы в историческом контексте.

8.5 Определять позицию автора по отношению к описываемым в источнике событиям, процессам, историческим деятелям.


Таблица 3. Распределение заданий демонстрационного варианта по умениям и видам познавательной деятельности

^ Элементы подготовки

Число заданий




Часть 1

Часть 2

Часть 3

1. Знание дат, работа с хронологией

4

1




2. Знание фактов, работа с фактами

4







3. Объяснение исторических понятий, терминов

3







4. Объяснение причин и следствий событий

4







5. Соотнесение фактов и обобщенных знаний, понятий. Указание характерных существенных признаков событий, явлений

2







6-7. Систематизация, группировка фактов, понятий, явлений по указанному признаку




4

2

8 Поиск информации в источнике (определение дат, событий, личностей, о которых идет речь). Контекстный анализ источника (раскрытие сущности описываемых событий, явлений с привлечением знаний из курса истории)

3

2

2

Итого:

20

7

4


^ 7. Время выполнения работы

На выполнение экзаменационной работы отводится 2,5 часа (150 минут).


8. Дополнительные материалы и оборудование на экзамене не используются.


9. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

За верное выполнение заданий А1-А20 выставляется 1 балл. Задание с выбором ответа считается выполненным верно, если учащийся указал только номер правильного ответа. Во всех остальных случаях (выбран другой ответ; выбрано два или больше ответов, среди которых может быть и правильный; ответ на вопрос отсутствует) задание считается невыполненным.

Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если верно указаны требуемые одно-два слова или последовательность символов - букв или цифр. За верный ответ на каждое из заданий В1, В3, B4, В5, B6 выставляется 1 балл. За полный правильный ответ на каждое из заданий В2, и В7 ставится 2 балла. Если допущена одна ошибка, то ответ оценивается в 1 балл. Если допущены 2 и более ошибок или ответ отсутствует, то ставится 0 баллов.

Задания части 3 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа. За выполнение заданий С1-С4 ставится от 0 до 2 баллов.

Максимальный первичный балл за выполнение всей работы - 37.

Таблица 4. Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале


^ Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

^ Первичный балл

0-10

11-20

21-30

31-37


Предложенная нижняя граница баллов для выставления отметки «3» является ориентиром для территориальных предметных комиссий и может быть снижена, но не ниже чем до 9 баллов.

Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 27 баллам.


^ 10. Условия проведения и проверки экзамена (требования к специалистам)

На экзамене в аудиторию не допускаются специалисты в области гуманитарных дисциплин. Использование единой инструкции по проведению экзамена позволяет обеспечить соблюдение единых условий без привлечения лиц со специальным образованием по истории.

Проверку экзаменационных работ (заданий с развернутыми ответами) осуществляют специалисты-предметники.


^ 11. Рекомендации по подготовке к экзамену

К экзамену можно готовиться по учебникам для основной школы, включенным в «Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях». Перечень учебников размещён на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации (www.mon.gov.ru) в разделе «Документы министерства».


^ 12. Изменения в КИМ ГИА-2011 по сравнению с КИМ ГИА-2010 не предусмотрены.


13. План экзаменационной работы

Содержание экзаменационной работы 2011 года по истории отражено в плане демонстрационного варианта, приведенном в Приложении.

Проект

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, для проведения в 2011 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по ИСТОРИИ


^ 1. Перечень элементов содержания, проверяемых на государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по истории

Кодификатор составлен на базе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).

Первый столбец кодификатора указывает код раздела, темы. Во втором столбце содержится код элемента содержания, для которого создаются проверочные задания. Значком «*» отмечены те элементы содержания, которые проверяются с привлечением знаний по всеобщей истории. В третьем столбце указываются элементы содержания, проверяемые в экзаменационной работе. Жирным курсивом указаны крупные блоки содержания, которые ниже разбиты на более мелкие элементы.


Код

раздела, темы

Код контролируемого элемента

^ Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы

1




Древность и средневековье

1.1*

Народы и государства на территории нашей страны в древности.

1.1.1*

Народы на территории России до середины I тысячелетия до н.э.

1.1.2

Восточные славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй. Язычество.

1.2

Русь в IX- начале XII вв.

1.2.1

Новгород и Киев - центры древнерусской государственности.

1.2.2

Образование Древнерусского государства.

1.2.3

Рюриковичи. Владимир I. Крещение Руси.

1.2.4

Ярослав Мудрый. «Русская Правда».

1.2.5

Княжеские усобицы. Владимир Мономах.

1.2.6*

Международные связи Древней Руси.

1.3

Русские земли и княжества в XII - середине XV вв.

1.3.1

Политическая раздробленность Руси.

1.3.2

Крупнейшие центры Удельной Руси.

1.3.3*

Борьба против внешней агрессии в XIII в.

1.3.4*

Монгольское завоевание.

1.3.5*

Экспансия с Запада. Александр Невский.

1.3.6

Начало объединения русских земель. Иван Калита.

1.3.7

Формы землевладения и хозяйства.

1.3.8

Куликовская битва. Дмитрий Донской.

1.3.9

Роль церкви в общественной жизни Руси. Сергий Радонежский.

1.4

Российское государство во второй половине XV-XVII вв.

1.4.1*

Свержение золотоордынского ига. Иван III.

1.4.2

Завершение объединения русских земель.

1.4.3

Становление органов власти Российского государства. Судебник 1497 г.

1.4.4

Иван IV Грозный. Установление царской власти.

1.4.5

Реформы середины XVI в. Земские соборы.

1.4.6*

Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири).

1.4.7

Опричнина.

1.4.8*

Смута в начале XVII в.

1.4.9*

Борьба против внешней экспансии. К. Минин. Д. Пожарский.

1.4.10

Россия при первых Романовых.

1.4.11

Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права.

1.4.12

Церковный раскол. Никон и Аввакум.

1.4.13*

Внешняя политика России в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России.

1.5

Культура народов нашей страны с древнейших времен до конца XVII в.

1.5.1*

Формирование древнерусской культуры: фольклор, письменность, живопись, зодчество.

1.5.2

Формирование культуры Российского государства. Летописание. Московский Кремль. Андрей Рублёв. Книгопечатание. Иван Фёдоров.

2




Новое время

2.1

Россия в XVIII - середине XIX вв.

2.1.1

Преобразования первой четверти XVIII в. Пётр I.

2.1.2*

Создание регулярной армии и флота. Северная война.

2.1.3

Абсолютизм.

2.1.4

Дворцовые перевороты.

2.1.5

Расширение прав и привилегий дворянства.

2.1.6

Просвещенный абсолютизм Екатерины П. Оформление сословного строя.

2.1.7

Социальные движения. Е.И. Пугачёв.

2.1.8*

Россия в войнах второй половины XVIII в. А.В. Суворов. Ф.Ф. Ушаков.

2.1.9

Внутренняя политика в первой половине XIX в. М.М. Сперанский.

2.1.10*

Отечественная война 1812 г.

2.1.11

Движение декабристов.

2.1.12

Общественная мысль во второй четверти XIX в. Официальная государственная идеология. Западники и славянофилы.

2.1.13

Начало промышленного переворота.

2.1.14*

Присоединение Кавказа. Крымская война.

2.2

Россия во второй половине XIX- начале XX вв.

2.2.1

Великие реформы 1860-1870-х гг. Александр П. Отмена крепостного права.

2.2.2

Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества.

2.2.3

Контрреформы 1880-х гг.

2.2.4

Общественные движения второй половины XIX в.

2.2.5*

Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Россия в военно-политических блоках.

2.2.6

Промышленный подъем. Формирование монополий.

2.2.7

Обострение социальных противоречий в условиях модернизации.

2.2.8

Революция 1905-1907 гг. Государственная Дума.

2.2.9

П. А. Столыпин. Аграрная реформа.

2.2.10*

Россия в Первой мировой войне.

2.2.11

Революция в России в 1917 г. Падение монархии.

2.2.12

Временное правительство и Советы.

2.3

Российская культура в XVIII' — начале XX вв.

2.3.1

Наука и образование.

2.3.2

Литература и искусство.

2.3.3*

Взаимосвязь и взаимовлияние российской и мировой культуры.

2.3.4

Светский, рациональный характер культуры.

3




Новейшая история

3.1

Советская Россия - СССР в 1917-1991 гг.

3.1.1

Провозглашение советской власти в октябре 1917 г. В.И. Ленин.

3.1.2

Политика большевиков и установление однопартийной диктатуры.

3.1.3

Распад Российской империи.

3.1.4*

Гражданская война. Белое движение. «Военный коммунизм».

3.1.5

Новая экономическая политика.

3.1.6

Образование СССР.

3.1.7

Индустриализация. Коллективизация сельского хозяйства.

3.1.8

Коренные изменения в духовной жизни.

3.1.9

Формирование централизованной (командной) экономики.

3.1.10

Власть партийно-государственного аппарата. И.В. Сталин. Массовые репрессии.

3.1.11*

СССР в системе международных отношений в 1920-х-1930-хгг.

3.1.12*

СССР во Второй мировой войне. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: этапы и крупнейшие сражения войны. Московское сражение.

3.1.13

Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Коренной перелом в ходе войны.

3.1.14

Советский тыл в годы войны.

3.1.15

Партизанское движение.

3.1.16*

СССР в антигитлеровской коалиции.

3.1.17

Советские полководцы. Г.К. Жуков.

3.1.18

Итоги Великой Отечественной войны.

3.1.19

Послевоенное восстановление хозяйства.

3.1.20

«Оттепель». XX съезд КПСС. Н.С. Хрущёв.

3.1.21

«Застой». Л.И. Брежнев. Кризис советской системы.

3.1.22

Внешняя политика СССР в 1945-1980-е гг. Холодная война. Разрядка.

3.1.23

Перестройка. Противоречия и неудачи стратегии «ускорения».

3.1.24

Демократизация политической жизни. М.С. Горбачёв.

3.1.25

Августовские события 1991 г. Распад СССР. Образование СНГ.

3.1.26

Культура советского общества. Социалистический реализм в литературе и искусстве. Достижения советского образования, науки и техники.

3.2

Современная Россия.

3.2.1

Образование Российской Федерации как суверенного государства.

3.2.2

Б.Н.Ельцин. Переход к рыночной экономике.

3.2.3

Принятие Конституции Российской Федерации.

3.2.4

Российская Федерация в 2000-2009 гг.: основные тенденции социально-экономического и общественно-политического развития страны на современном этапе. В.В.Путин. Д.А. Медведев.

3.2.5*

Российская Федерация в системе современных международных отношений.

3.2.6*

Мировое сообщество в начале XXI в.


^ 2. Перечень требований к уровню подготовки выпускников, проверяемому на государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по истории

Проверяемые умения и виды познавательной деятельности сформулированы на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по истории (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. №1089).

Код требований

Поверяемые умения и виды познавательной деятельности

1






^ Знание дат и периодизации отечественной истории, установление последовательности исторических событий, временных рамок изучаемых исторических явлений

1.1

Указывать даты, хронологические рамки исторических событий, явлений, процессов на основе предложенного заданием критерия.

1.2

Указывать название периода на основе предложенного заданием критерия.

1.3

Соотносить дату (или ряд дат) с историческими событиями (явлениями, процессами) на основе предложенного заданием критерия.

1.4

Называть даты (хронологические рамки) исторических событий, явлений, процессов, периодов.

1.5

Определять хронологическую последовательность исторических фактов, явлений, процессов.

2






^ Знание и понимание основных фактов, ключевых событий и явлений истории России с древности до наших дней

2.1

Указывать основные исторические факты (события, персоналии, место, обстоятельства) на основе предложенного заданием критерия.

2.2

Указывать исторические явления, процессы на основе предложенного заданием критерия, характеристик, группы фактов.

2.3

Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты.

3






^ Знание и понимание основных исторических терминов, понятий

3.1

Объяснять смысл изученных исторических понятий, терминов.

3.2

Указывать исторические понятия на основе предложенного заданием критерия.

3.3

Определять взаимосвязь понятий с фактами, явлениями, процессами.

4




Знание причин и следствий событий, понимание исторической обусловленности общественных явлений, процессов

4.1

Выявлять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий, их итоги (результаты).

4.2

Использовать приобретенные знания и умения для понимания исторического значения событий и явлений современной жизни.

5




Соотнесение единичных фактов и общих исторических явлений, процессов; указание характерных черт событий, явлений, процессов

5.1

Выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий.

5.2

Определять принадлежность единичного факта к историческим явлениям и процессам.

5.3

Определять взаимосвязь исторических фактов с явлениями, процессами, периодами истории.

6




Группировка исторической информации

6.1

Группировать исторические события по заданному признаку.

6.2

Группировать характерные черты исторического процесса и явления.

7




Систематизация исторического материала на основе представления об общих тенденциях исторического процесса

7.1

Систематизировать, обобщать материал на основе знаний, понимания исторического процесса.

7.2

Определять взаимосвязь событий, явлений, процессов.

8




Умение извлекать информацию из источника

8.1

Находить ответ на вопрос по нескольким признакам (упоминаемым датам, именам, событиям и др.) в историческом документе на основе предложенного заданием критерия.

8.2

Знать/понимать изученные виды исторических источников.

8.3

Характеризовать авторство, время и обстоятельства создания источника.

8.4

Выявлять сущность описанной в источнике проблемы в историческом контексте.

8.5

Определять позицию автора по отношению к описываемым в источнике событиям, процессам, историческим деятелям.
  1   2



Скачать файл (467 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации