Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Синтаксис современного русского языка - файл 1.doc


Лекции - Синтаксис современного русского языка
скачать (322.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc323kb.16.11.2011 07:53скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Предмет синтаксиса.


Предмет – грамматический строй языка. Единицы, служащие непосредственно для общения.


Синтаксис: а) грамматический строй языка;

б) раздел языкознания, изучающий единицы, участвующие в акте общения.


Валентность: а) категориальная (принадлежность слова к классу слов (ГК, ЧР));

б) лекс.-сем. (обусловлена лекс. знач. (глагол, существительное));

в) СО-валентность (обусловлена морфемным строением слова).


Синтаксическая форма слова – слово в его синтаксической функции.


Синтаксические единицы.


  1. Словосочетание.


Подходы:

  1. широкий ФФФ (СО – соединение знаменательных слов, выражающее цельное психологическое суждение (отказ от термина “предложение”). Оно есть законченное СО. Соединение знаменательных слов, выражающих часть психологического суждения – незаконченное СО).


Сухотин делит СО на: 1) предикативные

2) непредикативные - свободные (по типу связи: сочинительные, подчинительные)

- связанные (фразеологизмы, составные номинации, аналитические формы)


  1. узкий ВВВ (СО – такое соединение знаменательных слов, в котором слова сохраняют свое ЛЗ, они связаны подчинительной связью; любое Со обладает парадигмой (системой СИ), выполняет номинативную функцию (является наименованием одного, но расчлененного понятия). СО только в составе предложения и через него выполняет коммуникативную функцию. В современные годы выделяют номинативно-релятивную функцию. СО называет понятие и выражает отношение между компонентами СО.


Не СО по ВВВ:

  1. предикативное соединение;

  2. соединение знаменательного и незнаменательного слов;

  3. фразеологизмы;

  4. составные наименования / термины;

  5. однородные ЧП (соединительная связь);

  6. аналитические формы;

  7. соединение обособленного члена и того слова. к которому он относится;


СО – непредикативное соединение двух или более знаменательных слов, каждое из которых сохраняет свое ЛЗ, связанных подчинительной связью, выполняющее номинативно-релятивную функцию.


  1. Предложение.


Признаки простого предложения:

  1. содержательные

    1. смысловая законченность (завершенность только в контексте. вне – относительная смысловая завершенность);

    2. предикативность (грамматическая основа).

Синтаксическое время и лицо.

ВВВ: комплекс ГЗ, модальности (объективная), синтаксическое время и лицо.

При ирреальной модальности синт. время неопределенно. Говоря о реальной модальности, имеют в виду определенное синт. время.

  1. до МР – прошлое (совпадает с морфологическим временем)

  2. в МР – настоящее (совпадает с морфологическим)

  3. после МР – будущее.

Время может выражаться лексически.

Синтаксическое лицо – определенное по отношению к участникам / неучастникам речевой ситуации.

- субъект действия – говорящий – 1ое

- субъект действия – собеседник – 2ое

- субъект действия – неучастник или предмет – 3ье.

(Синт. лицо может выражаться грамматически (флексией) и лексически (личные местоимения).)


  1. формальные

    1. интонация

    2. наличие структурной схемы (яз. модель, по которой строится предложение в речи. РГ-80 понимает здесь предикативный центр.)

    3. парадигма.




  1. функциональные

Предложение - коммуникативная единица, обладающая предикативностью, смысловой, интонационной и структурной цельностью. Выполняет номинативную, прагматическую, когнитивную функции.

^ Предикативная единица – часть сложного предложения, обладающая предметным центром выражающая значение предикативности.


  1. ССЦ


(по школе – это тест) – Поспелов выделяет смысловое и синтаксическое единство.

а) смысловое единство заключается в наличии общей микротемы

б) структурное единство – в наличии той или иной синт. связи в предложении в ССЦ.

^ Трехчастная композиционная структура ССЦ:

- зачин (к примеру, именительный темы, вопросит. предложение, двусоставные предл. со связкой “есть”, двусоставные нераспр. предл., может не быть зачина и концовки)

- комментарий зачина

- концовка.


^ Говоря о грамматическом единстве выделяют:

  1. цепную связь (предложения синсемантичны (следующее не понятно без предыдущего), перестановка предл. при цепной связи в ССЦ невозможна, последовательное развитие мысли)

  2. параллельную связь (события перечисляются, сопоставляются или противопоставляются, предложения автосемантичны (информативно самодостаточные), возможна перестановка предложений в ССЦ

  3. смешенная связь – при встрече обоих типов связи в тексте

  4. кольцевая связь (когда первое и последнее предложения в ССЦ одинаковы или сходны по содержанию)


Типология ССЦ

  1. однородного состава (параллельная связь)

  2. неоднородного (цепная связь)

  3. смешанного типа (смешанная связь)


Языковые средства выражения связи в ССЦ:

а) фонетические (каждая композиционная часть отделена более глубокими паузами, зачин и концовка более напряжены по тону)

б) композиционные (синонимы, антонимы, местоимения (функции) и т.д.)

в) лексические (перифразы, скрепы, лекс-сем. группы)

г) морфологические (единство модально-временного плана, одинаковое время глаголов)

д) синтаксические (параллелизм, простые и сложные предл., присоединительные конструкции и т.д.)


ССЦ – совокупность предложений, характеризующихся относительной завершенностью темы и синтаксической спаянностью компонентов.

Границы между ССЦ и абзацем могут совпадать или нет. Вопрос о синтаксическом единстве спорен.


Аспекты изучения синтаксических единиц.


  1. Структурный (формальный) синт. изучает строение синт. ед.

  2. Семантический синт. изучает семантику СО и предл.

  3. Представители коммуникативного синт. изучают с какой целью строится та или иная синт. ед.


Семантический синтаксис.


Семантический синт. изучает семантику СО и предложений.


  1. Семантика СО


смысловые (грамматические) отношения, возникающие между компонентами СО. Различают общие и частные ГЗ СО.


Общие (затрагивают обширные классы СО).


  1. атрибутивные (определительные) – между предметом и признаком

  2. объектные – между действием или состоянием и предметом. на кот. направлено действие или с кот. связано состояние.

  3. обстоятельственные – между действием или состоянием и признаком

  4. субъектные – между действием/состоянием и предметом/лицом, кот. совершает действие или испытывает состояние

  5. комплетивные – отношения между информативно недостаточным словом и словом, восполняющим это значение (предмет и количество)

  6. синкретичные – совмещенные


Частные (небольшие группы СО).


  1. избирательные – в СО с предл. из

  2. совместности – в СО с предл. с

  3. действие и фаза действия

  4. действие и его модальная оценка

  5. действие и его эмоциональная оценка


Семантика предложения

может быть объективная (диктум – объективное содержание высказывания) и субъективная (модус – субъективное содержание высказывания).


  1. Диктум


Пропозиция (положение дел, событие, ситуация) – объективное содержание предложения, рассмотрение вне всех субъективных смыслов.


^ Семантич. структура – значение одинаковых по строению предложений.


Предикат – признак, отнесенный в тот или иной модально-временной план.


Классификация:


  1. по валентностным свойствам:

    1. нульактантные

    2. моноактантные

    3. полиактантные

  2. семантика и способ выражения:

    1. глагольные - со знач. дейсвия

- состояния

- бытия

- положения в пространстве

- обладания

- движения

    1. адъективные - название признака, свойства субъекта

- со значением состояния

    1. субстантивные - со значением классификации признака

- хар-ка времени и пространства по наличию какого-л. предм.

- значение признака предмета

    1. выраженные СКС - сост. природы

- сост. окр. среды

- эмоц. и физ. сост. живого существа

    1. наречные - значение признака предмета

    2. выраженные ИЧ - со знач. количества

    3. местоименные - со знач. принадлежности


Предикат является ядром синтаксической структуры. Предикат не всегда глагольная форма.


Актант – предмет/лицо, участвующее в ситуации.

Выделяют:

- субъект (носитель признака, выраженный предикатом)

- объект (предмет на который переходит действие субъекта)

- инструмент

- адресат.


  1. Субъект:

    1. агенс – активный одушевленный производитель действия или движения

    2. коагенс – совместно-производящий действие субъект

    3. контрагенс - производящий противоположные действия

    4. субъект – носитель состояния

    5. пациенс – субъект. подвергающийся дейсвию со стороны другого субъекта.

    6. субъект бытия

    7. субъект восприятия

    8. субъект отношения

    9. субъект владения

    10. субъект – носитель признака

Субъект и подлежащее не синонимы.


  1. Объект (одуш. или неодуш.):

    1. объектив – неодуш. объект, подвергающийся воздействию

    2. результатив – неодуш. объект, создающийся в процессе действия

    3. деструктив – неодуш. объект, разрушаемый в процессе действия

    4. объект восприятия

    5. объект речи, мысли

    6. объект состояния

Объект занимает постпозицию по отношению к предикату.


  1. Инструмент – орудие (предмет, с помощью которого совершается действие) или средства (материал, расходующийся в процессе действия).




  1. ^ Адресат – лицо, в пользу которого или в ущерб которому совершается действие (обычно в форме датива)


Сирконстант – внешние признаки ситуации (место и время – локатив и темпоратив).

Необязательные компоненты семантической струтктуры.


Типология пропозиции:


  1. событийные (я вижу. я слышу. я чувствую. я ощущаю) – положение дел в действительности

    1. бытия – существования

    2. действия

    3. состояния

    4. движения

    5. восприятия

  2. логические (я думаю. я знаю. я считаю. я полагаю) – результат мыслительной деятельности говорящего

    1. релятивные – говорящий устанавливает отношения между явлениями

      1. соединения

      2. противопоставление

      3. сопоставление

      4. сравнение

      5. градация

      6. чередование

    2. каузальные – обусловленности – одно явление обусловливает другое

      1. причины

      2. цели

      3. условия

      4. уступки

    3. временной соотнесенности

      1. одновременность

      2. разновременность


Способы выражения пропозиций:


  1. Событийные.

Могут быть выражены предложением (Светает), предикативным центром (Уже рассвело), предикативной единицей, пропозитивным ИС, вводным компонентом, каузативными глаголами, однородными глаголами, обособленными членами.

  1. Логические.

Чаще всего служебные ЧР, предлоги, союзы, интонация.


^ Количественный аспект диктума.


Монопредикативное высказывание может быть монопропозитивым или полипропозитивным (Бледнея, заря затихает).

Полипредикативное высказывание является полипропозитивным.


^ Асимметричные конструкции – возникают при несовпадении ПВ и ПС. Причиной является тенденция к экономии языковых средств и тенденция к их избыточности.


^ Способы разграничения событийных и логических пропозиций:

СП – возможна подстановка “я вижу, я чувствую, я слышу, я ощущаю”;

ЛП – возможна подстановка “я думаю, я знаю, я считаю, я полагаю” и тд.


Пример диктумного анализа в тетради.



  1. Модус.


Выделяют обязательные и необязательные модусные смыслы.


Обязательные:


  1. предикативность;




  1. персуазивность – субъективная модальность (достоверность / недостоверность);

Достоверность выражается через:

вводные компоненты (конечно, разумеется),

СПП с придат. изъяснит. (Я был уверен, что письмо мое уже получено).

Недостоверность должна маркироваться:

вводными словами,

СПП с придат. изъясн.,

модальными частицами.


  1. авторизация (авторство самого говорящего обычно не маркируется);

Авторство может быть маркировано через:

местоимения “я”, “мы”;

флексиями первого лица глагола;

вводными компонентами;

СПП с придат. изъясн.

Чужая речь всегда должна быть маркирована. Способы выражения:

вводные компоненты,

частицы,

прямая речь,

косвенная речь,

ИС с предлогом “о”,

несобственно-прямая речь,

цитация (дословная выдержка из чужих произведений для подтверждения собственных мыслей).

Свое авторство говорящий может не маркировать.


  1. эмотивность (эмоциональность).

Высказывание может быть напряженное и ненапряженное. Способы выражения:

знак восклицания,

эмотивные междометия,

восклицательные частицы,

вводные компоненты,

СПП с придат. изъясн,

эмотивная лексика.


Необязательные:


  1. метатекст (высказывание о высказывании, передающее отношение говорящего к высказыванию, как к собственному речевому произведению).

Метатекстовые показатели:

- компоненты, указывающие на связь мысли в тексте и их последовательности (во-превых и т.д.);

- указывающие направление в сторону (кстати, между прочим);

- выделяющие сам акт речи (иными словами);

- перформативные глаголы, эксплицирующие речевой жанр (требовать, просить);

- помечающие тему (что касается, если гвоорить и т.д.).


  1. оценочность (говорящий может передавать “+” или “–“ оценку) Связана с эмотивностью, способы выражения:

междометия;

оценочная лексика;

восклицательная интонация.


  1. социальные категории, которые выражают соц. отношение между участниками речевого акта. Социальные роли могут быть равные и неравные. От этого зависит выбор номинации, обращений, нек. лексики. Находит отражение только в диалогической речи.


Пример модусного анализа в тетради.


Коммуникативный аспект изучения синтаксических единиц.


Ситаксические единицы могут делиться на:

коммуникативные (предложение, ССЦ)

некоммуникативные (все остальные). В центр внимания ком. синт. предложение и текст.

Предложение, рассмотренное в коммуникативном аспекте, называется высказыванием.

^ Комуникативная задача – стремление говорящего подчеркнуть тот аспект предложения, который является важным в данном контексте или данной речевой ситуации.


Высказывание, в зависимости от ком. задачи, члениться на две части:

- исходный пункт (тема) – как правило, подлежащее;

- то, что сообщается (рема) – как правило, сказуемое.


Членение на тему и рему называется актуальным членением (ПЛК).

  1. Тема актуально менее значима, чем рема, она дана, известна из предыдущего контекста. Другое наименование – данное. (Тоже может быть носительницей нового.)

  2. Рема содержит то, что сообщается о теме. Актуально более значима. Является носительницей нового. Другое название – новое.

Рема всегда вербально выражена. Тема же может быть нулевой, вербально невыраженной.


^ Типы высказываний:

  1. Расчленненное – имеющее тему (может быть нулевой) и рему.

  2. Нерасчлененное – то, где есть только рема.

АЧ автономно. Не зависит от синтаксического или грамматического членения.


В структурном плане тема и рема могут быть:

  1. Коплексными (больше одного ЧП)

  2. Некомплексными (один ЧП)


Основные средства выражения АЧ:

  1. Порядок слов (тема перед ремой – прямой, объективный. Наоборот – обратный, субъективный).

  2. Интонация (место логического ударения выделяет рему).

Тему помечает препозиционная частица “а”, постпозитивная “то”, “же”, синтаксически специализированные конструкции (если говорить о, что касается, что до).


Ступени АЧ:

  1. Одноступенчатая (1 тема и рема)

  2. Многоступенчатая (больше 1ой темы и ремы – СПП).


Приемы АЧ (разграничение темы и ремы):

Та часть высказывания, которая содержится в вопросе – тема.

  1. Полный диктальный (по всему содержанию; что произошло, что случилось) – общеинформативное.

  2. Частичный диктальный (ставится к части, если неизвестна вся инфомация) – частноинформативный.

  3. Полный модальный (если информация известна, но говорящий сомневается в ее истинности) – общеверификативный.

  4. ^ Частичный модальный (если говорящий сомневается в достоверности части высказывания) – частноверификативный.


АЧ и ССЦ.

В тексте темы отдельных высказываний тесно связаны между собой и представлены в тематической последовательности.

^ 4 ступени тематической последовательности:

  1. Простая (рема предыдущего становится темой следующего – цепная связь)

  2. Тематическая последовательность с постоянной темой (темы всех высказываний тождественны)

  3. Тематическая последовательность с производными темами (в том случае, если темы отдельных высказываний являются производными из гипертемы текста)

  4. Тематический скачек (если одно из звеньев является опущенным в силу своей очевидности)

Темы и ремы всех высказываний связаны между собой.


Рематическая доминанта – преобладание в текст ремы определенного вида.

  1. Предметная (описательная)

  2. Акциональная (развитие события – динамика)

  3. Импрессивная (передача своего субъективного восприятия окр. мира)

  4. Качественная (описание предмета через признак)

  5. Статальная (рематическая доминанта – состояние)

  6. Статально-динамическая (переход от состояния к дейсвию).


Функциональные классы предложений

(по цели высказывания)


  1. Повествовательное

Цель – сообщение информации. Признаки: реальная модальность, изъявительное наклонение, особая повествовательная интонация (проявляется в повышении и понижении тона), обычно двусоставные, может быть осложнено.

  1. Вопросительное

Задача – запросить информацию. Выражение: использование вопросительных слов, вопросит. мест., логическое ударение падает на вопросительное слово. Вопросительная интонация передается вопросительным знаком.

  1. Вопросительно-побудительное

Форма – вопрос, семантика – побуждение. Это косвенное высказывание.

  1. Риторический вопрос

Форма – вопрос, семантика – утверждение.

  1. Побудительные

Выражают волеизъявление в форме совета, приказа, предупреждения. Повелительное наклонение, ирреальная модальность. Односоставные предложения (могут быть без глагола). Может быт императивное междометие, интонация, частица бы.

  1. Оптативные

Коммуникативная задача – выражение желания. Языковые средства: сослагательное наклонение, ирреальная модальность, как правило, односоставные, безличные (но могут быть двусоставные).

  1. Фатические

Установление, поддерживание и размыкание контакта. Средств выражения: этикетные междометия, отсутствие модально-временного плана.

  1. Фатически -повествовательные

- вопросительные

- побудительные

Промежуточный план.


Структурный (формальный) синтаксис.


Любое словосочетание обладает системой ФИ и парадигмой. Выделяют начальную форму, определяемую по исходной форме главного компонента. Количество членов парадигмы словосочетания определяется категориальными и лексико-семантическими свойствами слова, выступающего в роли главного компонента словосочетания.

Любое словосочетание строится по структурной схеме (отвлеченный образец, языковая модель).


^ Связи в словосочетаниях.


По ВВВ всегда подчинительная (один компонент грамматически независим, другой – зависим).


Белошапкова предлагает характеризовать подчинительную связь по признакам:

  1. Предсказующая (когда главный компонент в силу категориальной или лексико-семантической валентности предопределяет определенную форму зависимого компонента).

  2. Непредсказующая (когда не предопределяет).

  3. Обязательная (когда главный компонент требует распространения со стороны зависимого компонента, поскольку является информативно недостаточным).

  4. Необязательная (когда главный компонент только допускает распространение).


Способы связи.


  1. Согласование (когда зависимый компонент стоит в том же роде, числе и падеже, что и главный)

    1. Полное – дубляж всех грамм. знач. главного слова;

    2. Неполное – дубляж не всех грамм. знач. (новая секретарь);

    3. Смысловое – грамм. знач. зависимого слова обусловливают лексическое значение главного слова (новая секретарь), также наблюдается, когда в роли главного компонента выступает название произведения и т.д.;

    4. Формальное (грамматическое) – зависимый компонент дублирует грамматические значения главного слова без опоры на лексику и семантику (новый синхрофазотрон).

    5. Особый случай аппозитивная связь – студентка-девушка – средства выражения: порядок слов и интонация.




  1. Управление (способ подчинительной связи, при котором зависимое компонент стоит при главном в определенной падежной форме с предлогом или без предлога и выражает свою зависимость при помощи флексии и/или предлога).

    1. Непосредственное – беспредложное;

    2. Опосредованное – с предлогом;

    3. Вариативное – при главном компоненте возможны разные падежные формы для передачи одних и тех же смысловых отношений (говорить о поездке / говорить про поездку)

    4. Невариативное – только одна падежная форма (подарить маме);

    5. ^ Сильное (Пешковский), также предсказующее (по Белошапковой)– связь, при которой зависимый компонент необходим, он восполняет лексическую неполноту главного компонента (настаивать водку / настаивать на своих правах);

    6. ^ Слабое (Пешковский), также непредсказующее (по Белошапоковой)– не необходимая связь, зависимый компонент не нужен для понимания лексической семантики главного компонента (гулять в лесу / гулять у костра).




  1. Примыкание (способ подчинительной связи, при котором зависимый компонент, являясь грамматически неизменяемой ЧР, выражает свою зависимость при помощи порядка слов и интонации).


РГ-80 рассматривает примыкание как слабое управление. Главные компонент: наречие, притяжательное местоимение, инфинитив, простая форма сравнительной степени, несклоняемые прилагательные.

Сухотин считает, что порядок слов и интонация – не средства для выражения связи в русском языке.


Формальные (классификационные) признаки:


  1. По морфологическому выражению главного компонента:

    1. Именные

    2. Местоименные

    3. Глагольные

    4. Наречные

    5. Словосочетания с главным компонентом СКС.




  1. По структуре:

    1. Простые (из 2х компонентов между которыми один способ связи)

    2. Непростые (более двух компонентов, более одного способа связи – Новый роман Акунина)

      1. Комбинированные (более одного главного слова от который исходят разные способы подчинительной связи – Газетная статья об эмигрантах-ученых)

      2. Сложные (от одно главного компонента исходят разные подчинительные связи – Новый роман Акунина).




  1. По синтаксической членимости:

    1. Свободные (членимые) – компоненты которых являются разными ЧП;

    2. Цельные (нечленимые) – компоненты которых являются одним ЧП.

    3. Выделяют словосочетания количественно именного типа (семеро козлят) со значением:

  1. Избирательности (двое из группы)

  2. Совместности (жили-были старик со старухой)

  3. С гл. словом, называющим родовое понятие (я женщина беззащитная)

  4. Составное сказуемое (начал петь)

  5. ИС с предлогом от, до, с-до

  6. метафоры, перифразы (утро года).


Синтаксические связи в предложении


Выделяют:

  1. предикативную (связь между подлежащим и сказуемым в двусоставном предложении).




  1. Координация (взаимнообуславливающая связь, при которой подлежащее обусловливает форму сказуемого, а сказуемое – форму подлежащего: Молоко скисло)




  1. Предикативное согласование (именная часть СИС дублирует соответствующее грамматическое значение подлежащего: осень стоит золотая).

    1. полное (дубляж всех грамм. знач.)

    2. неполное (дубляж не всех грамм. знач.(мальчик родился светленьким)). Лекант неполное согласование называется тяготением.




  1. Предикативное управление (именная часть СИС стоит в определенной падежной форме с предлогом или без него: коробка из-под печенья).




  1. Предикативное примыкание (именная часть СИС выражена грамматически неизменяемой ЧР: сестра не замужем). Лекант называет соположением.




  1. непредикативную (сочинительная связь между грамматически равноправными компонентами. Средство выражения – интонация и сочинит. союзы).


Эта связь существует между:

  1. однородными ЧР (по Дону и Днепру);

  2. разнофункциональными ЧП (Где и когда состоится матч);

  3. незнаменательными словами (До и после пленарного заседания);

  4. частями сложного слова (Авто-, мотто- и велогонки);

  5. между предикат. предл. (Гроза прошла, и ветка белых роз в окно мне дышит ароматом);

  6. придаточными предикативными единицами в СПП (Мы радовались, что брат вернулся и что он был здоров);

  7. подчинительной связи на уровне ССч.

Детерминативная (свободное предложение) – подчинит связь на уровне предложения, при которой второстепенный член не относится ни к одному слову предложения. а ко всему предикативному центру или всему предложению в целом.


^ Присоединительная связь (Выделил Пешковский. При этом виде связи возникает особый тип смысловых предложений, который он назвал присоединением).


Характеризуется:

  1. присоединительной интонацией (напряжение тона при присоединительной конструкции, более глубокая присоединительная пауза, сама присоединительная конструкция произносится более глубоким тембром);

  2. оформляется союзами (а то, а нетто. да и, также присоединительными союзами).


^ Бессоюзная связь (между грамматически равноправными предложениями, осуществляется с помощью интонации).


Двойные синтаксические связи (могут выделяться в предложении: Проходя мимо кислородного источника, я остановился у крытой галереи).


Существует классификация по:


1. синтаксической нечленимости (Ты будешь грустить обо мне, может быть)

  1. незнаменательные ЧР, не являющиеся самостоятельными гл. предложениями;

  2. выражают нерасчлененную мысль, где не выделяется субъект и предикат;

  3. не подвергаются АЧ.


2. синтаксической членимости

  1. состоят из знаменат. ЧР, которые являются самостоятельными гл. предложениями;

  2. выражается расчлененная мысль;

  3. подвергаются АЧ.


3.вокативные (промежуточное положение между вышеописанными). Состоят из ИС, мест. в именит. падеже, с особой интонацией, характеризующейся эмфатическим ударением. Сходны по характеристике с синт. нечленимыми предложениями.


По значению вокативные делятся на:

  1. предложения-призывы (называется адресат с целью привлечения внимания).

  2. эмоциональные реакции (на слова и поступки собеседника).


По характеру информации:

  1. утвердительные

  2. отрицательные

      1. общеотрицательные (отрицается все информация в целом)

      2. частноотрицательные (отрицается лишь часть информации)


Структурно-семантический аспект изучения синтаксических явлений


ЧП выделяются только в структурно членимых предложениях.

По структурным признакам (участие / неучастие в формировании предикативного центра) выделяют:

главные (формируют предикативный центр, выражают значение предикативности);

второстепенные (не входят в предикативный центр, не выражают значение предикативности).

  1   2   3   4



Скачать файл (322.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации