Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Шпоры по разработке и стандартизации программных средств и информационных технологий - файл 1.doc


Шпоры по разработке и стандартизации программных средств и информационных технологий
скачать (522 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc522kb.03.12.2011 11:52скачать

содержание

1.doc

  1   2   3

1.Общие положения о стандартах. Понятие стандартизации.Стандартизация — это деятельность, направленная на раз­работку и установление требований, норм, правил, характерис­тик, как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества, а также право на безопасность и комфор­тность труда. Цель стандартизации — достижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области посредством ши­рокого и многократного использования установленных положе­ний, требований, норм для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач. Основными результата­ми деятельности по стандартизации должны быть повышение степени соответствия продукта (услуги), процессов их функцио­нальному назначению, устранение технических барьеров в меж­дународном товарообмене, содействие научно-техническому про­грессу и сотрудничеству в различных областях.

Стандартизация связана с такими понятиями, как объект стан­дартизации и область стандартизации. Объектом стандартиза­ции обычно называют продукцию, процесс, услугу, для которых разрабатывают те или иные требования, характеристики, пара­метры, правила и т.п. Стандартизация может касаться либо объек­та в целом, либо его отдельных составляющих (характеристик). Областью стандартизации называют совокупность взаимосвязан­ных объектов стандартизации.

Стандартизация осуществляется на разных уровнях. ^ Уровень стандартизации зависит от того, участники какого географичес­кого, экономического, политического региона мира принимают стандарт. Если участие в стандартизации открыто для соответ­ствующих органов любой страны, то это международная стан­дартизация. Региональная стандартизация — деятельность, от­крытая только для соответствующих органов государств одного географического, политического или экономического региона. Региональная и международная стандартизация осуществляется специалистамистран Национальная стандартизация — стандартизация в одном кон­кретном государстве. При этом национальная стандартизация так­же может осуществляться на разных уровнях: на государственном, отраслевом, в том или ином секторе экономики (например, на уров­не министерств), на уровне ассоциаций, производственных фирм, предприятий (фабрик, заводов) и учреждений.

Стандартизацию, которая проводится в административно-территориальной единице (провинции, крае и т.п.), принято на­зывать административно-территориальной стандартизацией.


^ 2.Нормативные документы по стандартизации. Виды стандартов В процессе стандартизации вырабатываются нормы, прави­ла, требования, характеристики, касающиеся объекта стандар­тизации, которые оформляются в виде нормативного документа.

Руководство ИСО/МЭК рекомендует: стандарты, документы технических ус­ловий, своды правил, регламенты (технические регламенты), по­ложения (рис. 1.2).Стандарт (от англ. standard — норма, образец) — в широ­ком смысле слова образец, эталон, модель, принимаемые за ис­ходные для сопоставления с ними других подобных объектов. Стандарт как нормативно-технический документ устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации. Стандарт может быть разработан как на материальные предме­ты (продукцию, эталоны, образцы веществ), так и на нормы, пра­вила, требования в различных областях. В переносном смысле — шаблон, трафарет, не содержащий ничего оригинального.

Стандарт — это нормативный документ, разработанный на ос­нове консенсуса, утвержденный признанным органом, направленный на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области. В стандарте устанавливаются для всеобщего и многок]рат-ного использования общие принципы, правила, характеристики, ка­сающиеся различных видов деятельности или их результатов. Стан­дарт должен быть основан на обобщенных результатах научных ис­следований, технических достижений и практического опыта, тогда его использование принесет оптимальную выгоду ддя общества.

Предварительный стандарт — это временный документ, ко­торый принимается органом по стандартизации и доводится до широкого круга потенциальных потребителей, а также до тех, кто может его применить. Информация, полученная в процессе использования предварительного стандарта, и отзывы об этом документе служат базой для решения вопроса о целесообразнос­ти принятия стандарта.

Стандарты бывают международными, региональными, нацио­нальными, административно-территориальными. Они принимаются соответственно международными, региональными, национальны­ми, территориальными органами по стандартизации. Все эти кате­гории стандартов предназначены для широкого круга потребите­лей. По существующим нормам стандартизации стандарты перио­дически пересматриваются для внесения изменений, чтобы их требования соответствовали уровню научно-технического прогресса, или, согласно терминологии ИСО/МЭК, стандарты должны пред­ставлять собой «признанные технические правила». Нормативный документ, в том числе и стандарт, считается признанным техничес­ким правилом, если он разработан в сотрудничестве с заинтересо­ванными сторонами путем консультаций и на основе консенсуса.
Документ технических условий (technical specification) уста­навливает технические требования к продукции, услуге, процес­су.

Свод правил, как и предыдущий нормативный документ, мо­жет быть самостоятельным стандартом либо самостоятельным документом, а также частью стандарта..

Кроме стандартов нормативными документами являются так­же ПР — правила по стандартизации, Р — рекомендации по стан­дартизации и ТУ — технические условия.

.

Отраслевые стандарты разрабатываются применительно к продукции определенной отрасли.

Объектами отраслевой стандартизации могут быть:

  • продукция, процессы и услуги, применяемые в отрасли;

  • правила, касающиеся организации работ по отраслевой стан­дартизации;

  • типовые конструкции изделий отраслевого применения (инст­рументы, крепежные детали и т.п.);

  • правила метрологического обеспечения в отрасли.

Диапазон применяемости отраслевых стандартов ограничи­вается предприятиями, подведомственными государственному органу управления, принявшему данный стандарт.

Стандарты предприятий разрабатываются и принимаются самими предприятиями. Объектами стандартизации в этом слу­чае обычно являются составляющие подсистем организации и уп­равления производством, совершенствование которых — глав­ная цель стандартизации на данном уровне.

Закон РФ «О стандартизации» рекомендует использовать стан­дартизацию на предприятии для освоения данным конкретным пред­приятием государственных, международных, региональных стандар­тов, а также для регламентирования требований к сырью, полуфаб­рикатам и т.п., закупаемым у других организаций. Эта категория стандартов обязательна для предприятия, принявшего этот стан­дарт. Но если в договоре на разработку, производство, поставку продукта или предоставление услуг имеется ссылка на стандарт пред­приятия, он становится обязательным для всех субъектов хозяйствен­ной деятельности — участников такого договора.

Правила и рекомендации по стандартизации по своему ха­рактеру соответствуют нормативным документам методического содержания.

Технические условия разрабатывают предприятия и другие субъекты хозяйственной деятельности в том случае, когда стан­дарт создавать нецелесообразно. Объектом ТУ может быть про­дукция разовой

^ 3.Классификация стандартов в области программного обеспечения.

Стандарты имеют большое значение — они обеспечивают возможность разработчикам программного обеспечения исполь­зовать данные и программы других разработчиков, осуществлять экспорт/импорт данных.

Такие стандарты регламентируют взаимодействие между раз­личными программами. Для этого предназначены стандарты меж­программного интерфейса, например OLE (Object Linking and Embedding — связывание и встраивание объектов

разработаны стандарты на пользовательский интерфейс — GUI (Graphical User Interface). Все это регламентируется стандартами, действующими в сфере информационных технологий.

Необходимость стандартизации разработки программного обеспечения наиболее удачно описана во введении в стандарт ISO/ IEC 12207: Стратегия разра­ботки программного обеспечения требует перехода от этого мно­жества к общему порядку, который позволит специалистам, прак­тикующимся в программном обеспечении, «говорить на одном языке» при разработке и управлении программным обеспечени­ем. Этот международный стандарт обеспечивает такой общий порядок».

Классиф-я: Ст-ты: 1)в зав-ти от масштаба (междунар-ые, нац-ые, отраслевые, внутрифирменные), 2)в зав-ти от возник-ия («де-факто» и «де-юре»). От них идут Ст-т на орган-ию ЖЦ: 1)ст-ты обеспечения кач-ва, 2)ст-ты надёжности, 3)ст-ты разработки ПО (ст-ты интерфейса, ст-ты програм-ия, ст-ты обмена данными), 4)ст-ты тестирования, 5)ст-ты документирования. С ними связаны Модели разработки: 1)RUP, 2)Tickit, 3)CMM, 4)Метод Oracle (CDM, PJM, AIM, BPR, DWM), 5) IEEE Software Engineering standarts, 6) IEEE/EIA 12207, 7) Cleanroom software engineering model.

.



^ 4.Стандарты «де-факто» и «де-юре».

Стандарт «де-факто» — термин, обозначающий продукт ка­кого-либо поставщика, который захватил большую долю рынка и который другие поставщики стремятся эмулировать, копиро­вать или использовать для того, чтобы захватить свою часть рынка.

Одна из главных причин значимости современной програм­мы стандартизации — осознание опасности злоупотребления стандартами «де-факто». В 60-е и 70-е годы XX века создание стандартов «де-факто» ставило пользователей в зависимое от про­изводителей положение при использовании основных средств об­работки данных и телекоммуникаций. Важный аспект сегодняш­ней работы по стандартизации — преодоление этой зависимости через продвижение стандартных интерфейсов. Долгое время та кими стандартами были SQL (Structured Query Language) и язык диаграмм Д. Росса SADT (Structured Analysis and Design Technique).

Стандарт «де-юре» создается формально признанной стандар­тизующей организацией. Он разрабатывается при соблюдении пра­вил консенсуса в процессе открытой дискуссии, в которой каждый имеет шанс принять участие. Ни одна группа не может действовать независимо, создавая стандарты для промышленности. Если какая-либо группа поставщиков создаст стандарт, не учитывающий тре­бования пользователей, она потерпит неудачу. То же самое проис­ходит, если пользователи создают стандарт, с которым не могут или не будут соглашаться поставщики, — этот стандарт также не будет успешным. Стандарты «де-юре» не могут быть изменены, не пройдя процесс согласования под контролем организации, разра­батывающей стандарты. Стандарты OSI (Open Systems Inter­connection reference model), Ethernet, POSIX, SQL и большинство стандартов языков — примеры такого рода стандартов.


^ 5.Переход стандарта «де-факто» в «де-юре» на примере развития языка SQL.

Работы по созданию языка SQL, были начаты в 70-х годах 20 века в исследов-их лаб-ях компании IВМ. В настоящее время он стал одним из гл/ ст-тов в области ИС и обеспечил технологию базо­вого языка для целого поколения СУБД, основанных на реляц-ой модели. Несмотря на то, что он был коммерчески реализо­ван в начале 80-х годов лишь для небольшой группы прогр-х продуктов, SQL получил признание с принятием ANSI и ISO стандарта SQL-89. Позднее, при подготовке стан­дарта SQL-89, в язык был включен ряд доп. возм-тей. Одной из причин преуспевания SQL послужило формирование Американским нац. институтом ст-тов (American National Standards Institute, ANSI ) комитета ХЗН2, учрежденного для разр-ки ст-тов языков БД. Предст-ль IВМ предложил исп-ть в качестве предварительных специфика­ций реляц. языка рез-ты ранее проведенной IВМ ра­боты над SEQUEL/2, и разработчики ст-та приступили к ра­боте. Док., озаглавленный «SQL», представлял собой по боль­шей части трактат о разл/ формах SQL, используемых в коммерческих прогр-ых продуктах. Междунар. орг-ция по с. (International Standarts Organization, ISO) в рамках техн. комитета ТС97 (называемого теперь как ISO/IEC JTC1) также вела работу по созданию ст-та языков реляц. БД. В середине 80-х годов как ANSI, так и ISO одобрили стандарты SQL (ANSI - в 1986 г., ISO — в начале 1987 г.). Первый ст-т SQL в связи со сп-ом его разработки был весьма неполным в части функц-ых возм-тей систем бд, и многие из поставщиков продолжали вносить в свои прогр-ые продукты большой ряд расширений к ст-ту. В 1989 г. была принята пересм-ая версия ст-та SQL, к-ая отличалась от ст-та 1986 г. гл. образом именно возм-ми поддержки целостности по ссылкам. Однако еще до 1989т. как в ANSI, так и в ISO началась рабо­та по радикальным расширениям SQL. Эта работа, первоначально идентифиц-ая как «SQL-2», нач-сь в 1987 г., и ее рез-ты были спустя пять лет приняты в кач-ве ст-та SQL-92. Следует отметить, что в области ИТ сущ-ют 2 осн. исторически сложившихся подхода к разработке ст-тов. Первый — когда назревает проблема, - необх-ть в ст-те. В этом случае собирается группа экс­пертов в каком-то разделе ИТ и обсуж­дает локальные реш-я, придуманные отд-и компаниями — произв-ми ПО и научными орг-ями, проводит анализ этих решений и разраб-ся еди­ный интегральный ст-т, к-ый вкл-ет в себя лучшие идеи и наработки.





^ 6.Международные организации, разрабатывающие стандарты. Международная организация по стандартизации (ИСО).

Международная организация по стандартизации создана в 1946 г. двадцатью пятью национальными организациями по стан­дартизации.

При создании организации и выборе ее названия учитыва­лась необходимость того, чтобы аббревиатура наименования звучала одинаково на всех языках. Для этого было решено ис­пользовать греческое слово «isos» — равный. Вот почему на всех языках мира Международная организация по стандартизации имеет краткое название ISO (ИСО).

Сфера деятельности ИСО касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК). Некоторые виды работ выполняются совместными уси­лиями этих организаций. Кроме стандартизации ИСО занимает­ся и проблемами сертификации.

ИСО определяет свои задачи следующим образом: содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услуга­ми, а также развития сотрудничества в интеллектуальной, науч­но-технической и экономической областях.

Вопросы информационной технологии, микропроцессорной техники и т.п. входят в область совместных разработок ИСО/ МЭК. В последние годы ИСО уделяет много внимания стандар­тизации систем обеспечения качества. Практическим результатом усилий в этих направлениях являются разработка и издание меж­дународных стандартов. При их разработке ИСО учитывает ожи­дания всех заинтересованных сторон — производителей продук­ции (услуг), потребителей, правительственных кругов, научно-технических и общественных организаций.

На сегодняшний день в состав ИСО входят 120 стран своими национальными организациями по стандартизации. Россию пред­ставляет Госстандарт РФ в качестве комитета — члена ИСО. Все­го в составе ИСО более 80 комитетов-членов. Кроме комитетов- членов членство в ИСО может иметь статус членов-корреспон­дентов, которыми являются организации по стандартизации раз­вивающихся государств.

Довольно широки деловые контакты ИСО: с ней поддержи­вают связь около 500 международных организаций, в том числе все специализированные агентства ООН, работающие в смежных направлениях.

ИСО поддерживает постоянные рабочие отношения с регио­нальными организациями по стандартизации. Практически чле­ны таких организаций одновременно являются членами ИСО. Поэтому при разработке региональных стандартов за основу принимается стандарт ИСО нередко еще на стадии проекта. Наи­более тесное сотрудничество поддерживается между ИСО и Ев­ропейским комитетом по стандартизации (СЕН).

Крупнейший партнер ИСО — Международная электротехни­ческая комиссия (МЭК). В целом эти три организации охватыва­ют международной стандартизацией все области техники. Кроме того, они стабильно взаимодействуют в области информацион­ных технологий и телекоммуникации.

Международные стандарты ИСО не имеют статуса обязатель­ных для всех стран-участниц. Любая страна мира вправе приме­нять или не применять их. Решение вопроса о применении меж­дународного стандарта ИСО связано в основном со степенью участия страны в международном разделении труда и состояни­ем ее внешней торговли.


^ 7.международные организации, разрабатывающие стандарты. Международная электротехническая комиссия.

Международная электротехническая комиссия создана на меж­дународной конференции, в работе которой участвовали 13 стран, в наибольшей степени заинтересованных в такой организации. Датой начала международного сотрудничества по электротехни­ке считается 1881 г., когда состоялся первый Международный конгресс по электричеству. Позже, в 1904 г., правительственные делегаты конгресса решили, что необходима специальная орга­низация, которая бы занималась стандартизацией параметров электрических машин и терминологией в этой области.

После второй мировой войны, когда была создана ИСО, МЭК стала автономной организацией в ее срставе. МЭК занимается стандартизацией в области электротехники, элект связи, приборостроения. Эти области не входят в сферу деятель­ности ИСО [48].
Авторитетная всемирная организация, обеспечивающая разработку единых стандартов в области электротехники, электроники, телекоммуникационных, информационных технологий, их взаимосогласованность, гармонизацию на основе добровольного принятия и применения в интересах:

  • прогресса общества;

  • распространения современных знаний;

  • расширения применения сертификации;

  • развития международной торговли.

Разрабатывает международные стандарты с 1906 года.

Членами являются 53 страны,

  • в которых проживает 85 %населения земного шара

  • которые производят 95 % всей электроэнергии,

  • на долю которых приходится подавляющий объем мировой торговли.

Состоит из 87 технических комитетов и 96 подкомитетов, которые обеспечивают разработку стандартов по конкретным видам продукции и охватывают практически весь спектр электротех-нической и электронной продукции, разрабатывая такие проблемы как терминология, условные обозначения, безопасность, технические характеристики и эксплуатационные качества.

Издано и действует свыше 4000 стандартов общим объемом около 170000 страниц.

В каждой стране-члене МЭК действует свой национальный Комитет. Президенты всех национальных комитетов входят в состав руководящих органов МЭК.

Общепризнан тот факт, что принятие и применение стандартов МЭК основными индустриальными странами способствует развитию международной торговли электронными и электротехническими товарами и обеспечивает промышленному сектору высочайшие темпы экономического роста.

роники, радио.

^ 8.Международные организации, разрабатывающие стандарты. Объединенный технический комитет (JTC1).

В 1987 г. ИСО и МЭК объединили свою деятельность в обла­сти стандартизации информационных технологий (ИТ), создав единый орган JTC1 (Joint Technical Committee 1 — Объединен­ный технический комитет 1), предназначенный для формирова­ния всеобъемлющей системы базовых стандартов в области ИТ и их расширений для конкретных сфер деятельности.

JTC1 имеет 17 подкомиссий, чья работа покрывает все: от тех­ники программного обеспечения до языков программирования, компьютерной графики и обработки изображения, соединения оборудования, методов защиты и т.д. Работа над стандартами ИТ в JTC1 тематически распределена по подкомитетам (Sub­committees — SC).

В дополнение создана специальная группа по функциональ­ным стандартам (Special Group on Functional Standards — SGFS) для обработки предложений по международным стандартизован­ным профилям (International Standardized Profiles — ISPs), пред­ставляющим определения профилей ИТ.

Ниже перечислены подкомитеты и группы JTC1, связанные с разработкой стандартов ИТ, относящихся к окружению откры­тых систем (Open Systems Environment — OSE):

C2 — Символьные наборы и кодирование информации;

SC6 — Телекоммуникация и информационный обмен между системами;

SC7 — Разработка программного обеспечения и системная документация;

SC18 — Текстовые и офисные системы;

SC21 — Открытая распределенная обработка (Open Distri­buted Processing — ODP), управление данными (Data Mana­gement — DM) и взаимосвязь открытых систем (OSI);

SC22 — Языки программирования, их окружение и интерфей­сы системного программного обеспечения;

SC24 — Компьютерная графика;

SC27 — Общие методы безопасности для ИТ-приложений;

SGFS — Специальная группа по функциональным стандартам.


9^ .Национальные организации, разрабатывающие стандарты. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии).

Под органом, занимающимся стандартизацией, подразумева­ется орган, деятельность которого в области стандартизации яв­ляется общепризнанной на национальном, региональном или международном уровне. Основные функции такого органа — разработка и утверждение нормативных документов, доступных широкому кругу потребителей. Однако он может выполнять не­мало других функций, что особенно характерно для националь­ного органа по стандартизации.

Национальным органом по стандартизации в России являет­ся Государственный комитет Российской Федерации по стандар­тизации и метрологии (Госстандарт России). Это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий межотраслевую координацию, а также функциональное регулирование в области стандартизации, метрологии и сертификации.

Государственный комитет Российской Федерации по стандар­тизации и метрологии — специально уполномоченный федераль­ный орган исполнительной власти в области сертификации. Пред-

седатель Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии является главным государственным инспектором Российской Федерации по надзору за государствен­ными стандартами и обеспечением единства измерений.

В ведении Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии находятся службы по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства из­мерений, а также центры стандартизации, метрологии и серти­фикации, предприятия, учреждения, учебные заведения и иные организации.

Госстандарт России выполняет следующие функции:

  • координирует деятельность государственных органов управле­ния, касающуюся вопросов стандартизации, сертификации, метрологии;

  • взаимодействует с органами власти республик в составе РФ и других субъектов Федерации в области стандартизации, серти­фикации, метрологии;

  • направляет деятельность технических комитетов и субъектов хозяйственной деятельности по разработке, применению стан­дартов, другим проблемам сообразно своей компетенции;

  • подготавливает проекты законов и других правовых актов в пределах своей компетенции;

  • устанавливает порядок и правила проведения работ по стан­дартизации, метрологии, сертификации;

  • принимает большую часть государственных стандартов, обще­российских классификаторов технико-экономической инфор­мации;

  • осуществляет государственную регистрацию нормативных до­кументов, а также стандартных образцов веществ и материа­лов;

  • руководит деятельностью по аккредитации испытательных ла­бораторий и органов по сертификации;

  • осуществляет государственный надзор за соблюдением обяза­тельных требований стандартов, правил метрологии и обяза­тельной сертификации;

  • представляет Россию в международных организациях, занима­ющихся вопросами стандартизации, сертификации, метроло­гии, и в межгосударственном совете СНГ;

  • сотрудничает с соответствующими национальными органами зарубежных стран;

  • руководит работой научно-исследовательских институтов и территориальных органов, выполняющих функции Госстандар­та в регионах;

  • осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации;

  • участвует в работах по международной, региональной и меж­государственной (в рамках СНГ) стандартизации;

  • устанавливает правила применения в России международных, региональных и межгосударственных стандартов, норм и ре­комендаций;

  • при разработке государственных стандартов определяет орга­низационно-технические правила, формы и методы взаимодей­ствия субъектов хозяйственной деятельности как между собой, так и с государственными органами управления, которые бу­дут включены в нормативный документ;

  • организует подготовку и повышение квалификации специалис­тов в области стандартизации.

В организационной структуре Госстандарта предусмотрены подразделения для реализации значительного объема работ: 19 научно-исследовательских институтов, 13 опытных заводов, издательство, 2 типографии, 3 учебных заведения, более 100 тер­риториальных центров стандартизации, метрологии и сертифи­кации (ЦСМ). На базе территориальных органов Госстандарта создаются органы по сертификации и испытательные лаборато­рии. По данным на 1996 г., было аккредитовано более 500 орга­нов по сертификации различных видов услуг и около 2000 испы­тательных лабораторий.

Работы по государственной стандартизации планируются. Составление планов находится в ведении Госстандарта РФ, ко­торый является основным заказчиком по государственным осно­вополагающим стандартам,


^ 10.Национальные организации, разрабатывающие стандарты. Технические комитеты по стандартизации.

Постоянными ра­бочими органами по стандартизации являются технические ко­митеты (ТК), но это не исключает разработку нормативных до­кументов предприятиями, общественными объединениями, дру­гими субъектами хозяйственной деятельности. ТК могут заниматься стандартизацией как в инициативном порядке, так и по договорам на выполнение такого задания в соответствии с программами ТК и планами государственной стандартизации.

Технические комитеты специализируются в зависимости от объекта стандартизации. В рамках этой специализации в ТК про­водится также работа и по международной (региональной) стан­дартизации.

По линии международной стандартизации ТК занимаются вопросами гармонизации отечественных стандартов с междуна­родными, готовят обоснование позиции России для голосования по проектам стандартов в международных организациях, участву­ют в работе ТК международных (региональных) организаций по стандартизации, способствуя принятию государственных стан­дартов РФ в качестве международных, участвуют в организации проведения в России заседаний международных организаций по стандартизации и др.

Научно-технической базой для создания ТК обычно служат предприятия или организации, профиль деятельности которых соответствует специализации технического комитета. В их число включаются и научно-исследовательские институты Госстандар­та РФ. Правовой основой для создания ТК служит решение этих

государственных органов. Заинтересованные предприятия, орга­низации могут проявлять инициативу по участию их специалис­тов в работе технического комитета. Госстандарт РФ привлекает к работе в ТК ведущих ученых и специалистов, представителей организаций — разработчиков продукции, производственных предприятий (фирм), предприятий — основных потребителей продукции (услуг), научных и инженерных обществ и обществ по защите прав потребителей. Последнему придается особое значе­ние, поскольку через представителей этих обществ осуществляет­ся обратная связь с потребителем, что дает возможность полу­чать актуальную информацию, необходимую для выполнения одной из основных целей стандартизации: обеспечить соответ­ствие продукта ожиданиям и предпочтениям потребителя. Об­щества потребителей имеют право участвовать в работе техни­ческих комитетов по определению требований к качеству объек­та стандартизации и выбору методов его оценки, в разработке новых и обновлении действующих стандартов.

Участие в деятельности технических комитетов всех заинте­ресованных сторон добровольное.




^ 11.Правила разработки федеральных норм по стандартизации в РФ..

Правила определяют порядок разработки, принятия, регистрации в Госстандарте России и опубликования норм по стандартизации Госстандарта России (далее - федеральные нормы по стандартизации (ФНС)).

Разработка и введение в действие ФНС включает в себя следующие этапы:

1) принятие решения о разработке ФНС и организация их разработки;

2) разработка первой редакции проекта ФНС;

3) рассмотрение первой редакции проекта ФНС заинтересованными организациями;

4) разработка окончательной редакции проекта ФНС и его согласование;

5) принятие и регистрация ФНС в Госстандарте России;

6) опубликование ФНС.

На этапе ^ Принятие решения о разработке ФНС и организация их разработки утверждается план работы и (или) издается распорядительный документ Госстандарта России. Госстандарт определяет сроки разработки и введения в действие, ответственного исполнителя по разработке ФНС (далее - ответственного исполнителя), соисполнителей работ.

На этапе ^ Разработка первой редакции проекта ФН проводится научно - техническая работа над проектом ФНС. Проект ФНС должен соответствовать требованиям международных договоров, заключенных РФ, нормативным правовым актам РФ. В проекте ФНС должны быть учтены требования действующих нормативных документов по стандартизации, в том числе международных, практика их применения, а также результаты соответствующих научно - исследовательских и проектно - конструкторских работ.

На этапе ^ Рассмотрение первой редакции проекта ФНС заинтересованными организациями, когда закончилась рассылка проекта ФНС, но не наступил срок, отведенный для представления замечаний и предложений по нему, осуществляется рассмотрение проекта ФНС. Проект ФНС рассматривается в течение 30 дней со дня его поступления. Поступившие после указанного в сопроводительном письме срока замечания и предложения на проект ФНС рассматриваются и учитываются ответственным исполнителем по его усмотрению.

На этапе ^ Разработка окончательной редакции проекта ФНС и его согласование с заинтересованными организациями, когда истек срок, отведенный для представления замечаний и предложений, но документ еще не принят, ответственным исполнителем в установленные сроки подготавливается окончательная редакция проекта ФНС с учетом результатов его рассмотрения заинтересованными организациями.

На этапе ^ Принятие и регистрация ФНС в Госстандарте России данный документ рассматривается и принимается Госстандартом России.

На этапе Опубликование ФНС нормы подлежат обязательному опубликованию и вступают в силу по истечении 10 дней после дня их опубликования.


^ 12.организации, разрабатывающие стандарты. Американский национальный институт стандартов и технологий.

Нац. органом по с. в США является Американский нац. институт ст-тов и технологии (NIST). NIST – неправител-ая неком-ая орг-ция, координирующая работы по добровольной с. в ча­стном секторе эк-ки, руководящая деят-тью орг-­ций — разработчиков ст-тов, принимающая решения о при­дании ст-ту статуса нац-о (если в нем заинтересова­ны разл. фирмы и ст-т приобретает межотраслевой хар-р). NIST не разраб-т ст-ты, но явл-я един-ой, орг-цией в США, принимающей (утверждающей) нац. ст-ты. Это отвечает осн. задаче NIST -содействию решения проблем, имеющих общегос. зна­ч-е (экономия энергоресурсов, защита окр-ей среды, обеспечение без-ти жизни людей и условий произв-ва). Институт разрабатывает целевые прог-ы. Программно-целевое планир-ие охватывает произв-во и транспортиров­ку топлива, снабжение электроэнергией, применение ядерной, сол­нечной и др. видов энергии. Зн-но меньше внимания уделяется разработке ст-тов на готовую продукцию, поскольку в этой об-ти действуют фирменные норм-ые док-ы. Нац. (фед.) ст-ты содержат обяз-ые к вып-ию треб-ия, касающиеся в осн-ом аспектов безопасности. Наряду с обяз-ми фед. ст-тами в США действуют техн. регламенты, утверждаемые органами гос. упр-ия — Мин-ом торговли, Мин-ом обороны, Управ-ем служб общего на­значения, Фед. агентством по охране окружающей среды, Фед. агентством по охране труда и здоровья на произв-ве, Фед. управ-ем по без-ти пищевых продуктов и медикаментов, Комиссией по безопасности потреб-ких тов-в. Разраб-ют фед.ст-ты авторитетные орган-ции, аккредитованные Американским нац.институтом ст-тов. Наиболее известны из них: Амер.об-во по котролю кач-ва (ASQC), Амер.об-во инженеров-механиков (ASME). На сегодняшний день членами NIST состоят более 1200 фирм, свыше 250 производственных и торговых компаний, научно-техн. и инженерных об-в.


^ 13.Назначение и классификация внутрифирменных стандартов.Внутрифирменные стандарты действуют внутри организа­ции — разработчика программного обеспечения или любой дру­гой компании, связанной с информационными технологиями

Внутрифирменные стандарты, как правило, базируются на применении методик и технологий, которые:

  • зарекомендовали себя лучшим образом в аналогичных проектах;

  • получили наибольшее распространение в области разработки программного обеспечения;

  • получили наибольшее распространение в области, для которой программное обеспечение создается;

  • являются передовыми и многообещающими.

Вместе с тем внутрифирменные стандарты учитывают особен­ности предприятия — разработчика программного обеспечения. Его конкретные особенности связаны со средством разработки, на котором кодируется программное средство, квалификацией персонала, финансовым положением фирмы.

Любой внутрикорпоративный стандарт должен иметь юри­дическую силу внутри предприятия, т.е. быть оформлен в виде документа и быть введен в действие приказом или распоряжени­ем. В приказе ввода в действие внутрикорпоративного стандар­та, как правило, должны содержаться следующие пункты:

• срок действия стандарта (например, «со дня подписания»,
«с 1 мая 2002 г.»);

  • область действия (распространяется на процесс кодирования и тестирования);

  • способ доведения до исполнителей (например, «Руководителям подразделений зачитать приказ в вверенных им подразделе­ниях»);

  • ответственные лица за контролем исполнения (например, «Кон­троль за исполнением стандарта»);

  • ответственность (например, «За невыполнение пунктов стан­дарта сотрудник лишается премии»).

Классификация внутрифирменных стандартов. Внутрифирмен­ные стандарты можно разделить по отношению к процессам про­изводства (рис. 1.6).

Производственные стандарты — те стандарты, которые рег­ламентируют процессы производства программного обеспечения по этапам и стадиям жизненного цикла.

Управленческие стандарты регламентируют порядок управ­ления производственными процессами.

^ Для чего нужны внутрифирменные стандарты. Какую пользу дают внутрифирменные стандарты? С их помощью:

  • достигаются лучшие показатели обучения персонала. Соответ­ственно проще заменить человека в случае его увольнения. От­сюда следует, что можно брать на работу специалистов более низкой квалификации и доучивать их на месте без серьезных затрат для фирмы;

  • повышаются надежность и качество программного обеспе­чения;

  • повышается дружественность программного продукта, сокра­щаются сроки обучения конечного пользователя;

  • улучшается обслуживание, сокращаются сроки внедрения про­граммного продукта.

Внутрифирменные стандарты обычно создаются самыми ква­лифицированными людьми в своей области.

Стандарт содержит структуру процессов, таблицы, матрицы, диаграммы, пояснительный текст.

При определении структуры внутрифирменного стандарта возьмем за основу требования ГОСТа к оформлению конструк-торско-технологической документации. В соответствии с этими требованиями стандарт должен иметь следующие компоненты:

  • назначение;

  • область применения;

  • термины и сокращения;

  • ответственность;

  • срок действия;

  • описание методики;

  • указания и примечания;

  • порядок разработки и предоставления пользователям;

  • порядок внесения изменений;

  • приложения.

В целом внутрифирменный стандарт представляет собой тек­стовый документ с приложениями в виде диаграмм и таблиц. Для разработки дерева задач удобно использовать инструментальные средства, такие, как Design/IDEF или BPwin.

Во внедрении стандартов, в наибольшей степени заинтересо­ваны менеджеры. Формализация процессов позволяет регламен­тировать отношения с подчиненными, устранить дублирование функций..

От внедрения внутрифирменных стандартов руководители ожидают оптимизации бизнес-процессов


^ 14.Организация разработки внутрифирменных стандартов.Разработка внутрифирменных стандартов должна проводить­ся с привлечением владельцев бизнес-процессов (персонала). Не­обходим аналитик, постановщик задачи. Общее руководство осуществляется директором предприятия, который инициирует

работы по проведению реинжиниринга и оказывает содействие в их реализации.

Приведем последовательносгь разработки внутрифирменно­го стандарта.

  1. Определение дерева задач (оглавления стандарта).

  2. Определение типовых форм для каждой задачи.

  3. Назначение исполнителей.

  4. Разработка матрицы, распределение ответственности.

  5. Разработка календарного графика.

  6. Описание входящих и исходящих показателей.

  7. Составление глоссария терминов.

Группировка задач по разделам осуществляется логически, причем в соответствии с рекомендациями функциональной деком­позиции IDEF0 рекомендуется на одном уровне располагать от 2 до 8 задач.

В том случае, когда не планируются кардинальные изменения бизнес-процессов, могут использоваться традиционные докумен­ты и неизменные исполнители; стоит лишь исключать дублиро­вание функций.

На следующем этапе следует определить структуру докумен­тов, если это не было сделано ранее.

Затем необходимо определить показатели. Здесь существует определенная сложность: не следует путать экономические объек­ты, экономические показатели и их значения. Для исходящих по­казателей необходимо определить источники информации.

Определив источники данных для показателей всех форм, раз­работчик внутрифирменного стандарта может разработать мат­рицу вхождения показателей, которая является исходным мате-риалом для определения предшествующих задач. А это, в свою очередь, — необходимая информация для построения сетевого (календарного) графика.

После того как определены предшествующие показатели, пред­ставляется возможность разработать сетевой график.

Заключительные работы по разработке внутрифирменных стан­дартов проводятся по составлению глоссария терминов, где долж­ны быть представлены экономические показатели

^ Общие стандарты, как правило, регламентируют общие мо­менты, связанные со вспомогательными процессами, касающи­мися деятельности, осуществляемой на фирме. стандарты также содержат перечень программного обеспечения, предназначенного для регулярного использования и не связанного с особенностями работы в подразделении, на­пример операционная система, электронная таблица, текстовый процессор, архиватор, программа работы с электронной почтой и др.

Очень важный момент, который обычно регламентируется общими стандартами, — это рабочее пространство для каждого подразделения. Под рабочим пространством понимается набор носителей для хранения различного рода информации со струк­турой каталогов и правами на них, а также правила работы с хранимой информацией На практике удобно выделять рабочее пространство на про­странства:

  • аналитиков;

  • программистов;

  • тестеров;

  • специалистов отдела внедрения;

  • технической поддержки.




^ 15.Сертификация информационных технологий и услуг.В числе потребителей информационных услуг, основанных на использовании компьютерной техники и программных продуктов, наибольшую группу составляют средние и малые предприятия и организации, а также те, кто использует компьютеры для личных целей.Чтобы сделать обоснованный выбор, необходимо, во-первых, - знать, какими именно показателями и их значениями характеризуется качество данного изделия (услуги), и во-вторых, -иметь уверенность в том, что фактические значения таких показателей соответствуют официальным требованиям (например, нормам безопасности) или превосходят их.Ориентировке потребителя в подобных ситуациях призвана содействовать сертификация качества товаров и услуг. Важно подчеркнуть, что сертификация отвечает и интересам изготовителя изделия, предприятия торговли и услугодателя: она способствует повышению их конкурентноспособности.

^ Сущность и разновидности сертификацииСертификация – это процедура, посредством которой “третья сторона” (орган сертификации), независимая от изготовителя изделия, его поставщика, продавца, услугодателя, - от “первой стороны” и от потребителя – “второй стороны”, официально удостоверяет, что данное изделие, процесс, услуга соответствуют заданным требованиям. Согласно Закону Российской Федерации “О сертификации продукции и услуг” сертификация может осуществляться в двух формах. Одна из них – обязательная сертификация, Такой сертификации подвергаются, в частности, компьютерная техника и многие программные продукты. Другая форма сертификации – добровольная. Она используется в случаях, когда целесообразно удостоверить преимущества данной продукции по показателям, характеризующим ее полезные свойства. Таким образом, информация типа “товар сертифицирован” или “программа получила сертификат” – недостаточна. Поставщик подобной информации обязан указывать, какой именно сертификат получен, что именно он удостоверяет, - безопасность ли, информационную совместимость или же и полезные потребительские свойства изделия или услуги.Возможны два варианта добровольной сертификации. Один из них – проведение ее с целью удостоверить, что фактические значения показателей, характеризующих полезные потребительские свойства, соответствуют требованиям нормативных документов (стандартов, правил торговли и др.). Другой – проведение с целью удостоверить, что уровень качества изделия или услуги – выше, чем предусмотренный указанными документами или характерный для аналогов. Последний вариант имеет несомненные преимущества по критериям “Обеспечение интересов потребителей” и “Повышение конкурентноспособности”..Приемы реализации преимуществДля потребителя важна информация о наличии сертификата соответствия, полученного для продукции, подлежащей обязательной сертификации, а также о наличии “Сертификата качества” для продукции, подвергнутой добровольной сертификации.Для изготовителя продукции, продавца и услугодателя такая информация не менее важна: как отмечено выше, она способствует завоеванию доверия покупателя, т.е. повышению конкурентноспособности.

Как показывает опыт, имеется ряд положительно зарекомендовавших себя приемов распространения и использования указанной информации.




^ 16.Сертификация программных средств и программно - информационных продуктов АПК


Для реализации информационной компьютерной системы АПК России и

ее части - открытой распределенной компьютерной системы проекта АРИС

необходимо уточнить порядок проведения работ по регистрации,

экспертизе и сертификации программных средств и программно -

информационных продуктов, разрабатываемых за счет бюджетного

финансирования и внебюджетных средств.


Настоящее Положение определяет порядок организации и правила

обязательной регистрации, экспертизы и сертификации программных

средств и программно - информационных продуктов (далее - программных

продуктов), разработанных на средства бюджетного финансирования и

являющихся на основании Федерального закона России "Об информации,

информатизации и защите информации" собственностью Минсельхозпрода

России.

1. Регистрация, экспертиза и сертификация являются обязательным

комплексом мероприятий для включения программных продуктов в единое

информационное пространство АПК России, в том числе и в компьютерную

систему проекта АРИСГоловной организацией, отвечающей за проведение регистрации

Отраслевой регистрации подлежат все программные продукты,

предлагаемые к использованию в едином информационном пространстве АПК.

. Программные продукты, находящиеся в эксплуатации к моменту

утверждения настоящего Положения, должны быть зарегистрированы в

течение 6 месяцев со дня его опубликования.

Программные продукты включаются в Государственный регистр

баз данных, формируемый Госкомсвязи России, и в Бюллетень

информационных ресурсов Минсельхозпрода России.. Регистрационная заявка после ее заполнения направляется в

ГВЦ Минсельхозпрода России для последующего получения заявителем

регистрационного свидетельства.

3. Экспертиза программных средств

и программно - информационных продуктов АПК агропромышленного производства.

Целью отраслевой экспертизы программных продуктов является

получение независимой экспертной оценки актуальности предлагаемого

программного продукта, соответствия принимаемых с его использованием

технико - экономических решений современному отраслевому и мировому

научно - техническому уровню.

Предметом отраслевой экспертизы являются программные

продукты, созданные или приобретенные по заказу Минсельхозпрода России

за счет бюджетных средств и внебюджетных фондов министерства и

зарегистрированные в установленном порядке в отраслевом реестре.

4. Сертификация программных средств

и программно - информационных продуктов АПК

. Сертификации подлежат зарегистрированные в Отраслевом

реестре Минсельхозпрода России и предназначенные для использования в

информационном пространстве АПК программные продукты, которые входят в

область аккредитации "Центра сертификации":

прикладные программы для решения организационно - экономических

задач;
5. Инспекционный контроль за сертифицированными

программными продуктами
. Инспекционный контроль за сертифицированными программными

продуктами проводится "Центром сертификации" в соответствии с

документом "Порядок сертификации программных средств и

программно-информационных продуктов АПК".


^ 17.Сертификации программных средств и баз данных в здравоохранении РФ.

Минздрав РФ издал приказ от 26.07.91 № 127 «О сертификации программных средств», который рекомендовал руков-лям органов и учреждений здравоохранения исп-ть прогр-е ср-ва, связанные с диагностикой и выбором тактики лечения, только при наличии сертификата качества выдаваемого Минздравом. Так начался процесс сертификации качества прогр-х средств в отрасли здравоохранения.

В 1996 г. перечень сертиф-ных программ был помещен в отраслевую медицинскую телекоммун-ю сеть «MEDNET».

В 1995 году Минздравом России издан приказ от 04.04.95 № 85 "О сертификации прогр-х средств и баз данных в системе Минздравмедпрома России", в к-м были утв-ны:

Новая форма Сертификата прогр-го продукта, применяемого в системе здравоохранения РФ; Новый Порядок сертификации прогр-й продукции, применяемой в системе здравоохр-я РФ; Положения о федер-м центре и центре сертиф-х испытаний прогр-й продукции; Порядок фондирования прогр-й продукции.

Приказом опр-ны осн.цели проведения отраслевой сертиф-и кач-ва прогр-й продукции мед. назначения:

1) к-ль безоп-ти прогр-й продукции для здоровья пациентов;

2) подтверждение показателей кач-ва прогр-й продукции, заявленных изгот-лем;

3) защита потреб-ля от недобросовестного изгот-ля.

Сертификация прогр-й продукции проводится в 2 этапа:

1 этап, сертиф-онные испытания, пров-я по желанию заявителя в федеральном или любом другом центре сертиф-ных испытаний, где прогр-е продукты тестируются в соотв. с нормативными док-ми с-мы сертиф-ции ГОСТ Р; после положительной оценки прогр-й продукции центрами сертиф-ных испытаний проводится второй этап сертификации, к-й реализ-ся Минздравом России. Указанием зам.министра созд-я экспертная комиссия спец-в по данному направлению, к-й поруч-ся провести оценку прогр-й продукции с точки зрения ее применимости и возможности исп-я в отрасли здравоохранения. В случае положительного решения заявителю выдается сертификат качества прогр-ого ср-ва или же обоснованный отказ от выдачи сертификата. Если замечания не носят принципиального характера, то после их устранения второй этап сертификации м.б.проведен повторно.

Обяз-й сертиф-ции подлежат все прогр-е продукты, разраб-ные за счет бюджетных средств здравоохр-я России, а также прогр-я продукция, произведенная орг-ми люб.форм собственности или частными лицами, связанная с диагностикой, выбором тактики лечения и самим лечением.

Добровольная сертиф-я прогр-й продукции пров-ся по инициативе ее изготовителя с целью рекламы, повышения конкурентоспособности, обеспечения продвижения ее на отечественный рынок.

Анализ сертиф-х прогр-х средств показал, что процесс сертиф-ии способствовал созданию цивилизованного рынка кач-ной прогр-й продукции мед.назначения


^ 18.Система добровольной сертификации средств и систем в сфере информатизации "Росинфосерт".. Данный сборник документов разработан Всероссийским НИИ проблем вычислительной техники и информатизации Министерства Российской Федерации по связи и информатизации (Минсвязи России). Система добровольной сертификации средств и систем в сфере информатизации "Росинфосерт" внесена в Гос. реестр Госстандарта России 30 сентября 1994 года.

^ Состав организационно-методических документов системы добровольной сертификации "РОСИНФОСЕРТ"

1. Положение о Системе.

Порядок сертификации продукции

Порядок подтверждения соответствия средств и систем информатизации заданным требованиям принятием декларации-заявления о соответствии.

Правила регистрации в реестре системы

2. Положение о Знаке соответствия Системы.

3. Требования к Органам по сертификации и правила их аккредитации.

4. Требования к Испытательным лабораториям и правила их аккредитации.

5. Требования к учебным подразделениям по подготовке специалистов по сертификации и правила их аккредитации.

6. Требования к экспертам и правила их аттестации.

7. Правила аттестации средств контроля и измерений для сертификационных испытаний средств и систем в сфере информатизации.

В разделе^ Положение о систем определяются назначение и решаемые задачи, структура системы, а так же сновные функции и взаимодействие участников системы, основные правила системы, требования к нормативным документам, используемым в системе, признание результатов испытаний и сертификатов других систем сертификации, финансирование работ в системе. Отражается структурная схема системы добровольной сер­тификации средств и систем в сфере информатизации "Росинфосерт", номенклатура сертифицируемой продукции, нормативная база системы сертификации "Росинфосерт", основные схемы сертификации, применяемые в системе сертификации "Росинфосерт".

В приложении к Положению о Системе - Порядок серти­фикации описываются правила проведения сертификации, применение знака соответствия для маркировки продукции, инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, отчетность о результатах сертификации.

В приложении к Положению о Системе - Порядок подтверждения соответствия средств и систем информатизации заданным требованиям принятием декларации-заявления о соответствии описываются порядок подтверждения соответствия принятием декларации-заявления о соответствии, применение знака соответствия для маркировки продукции, инспекционный контроль за продукцией, маркированной Знаком соответствия.

В приложение Положению о Системе - Правила регистрации в реестре системы  приведены порядок ведения Реестра Системы, требования к документам, представленным на регистрацию, а так же правила регистрации в Реестре Системы.

В разделе^ Положение о Знаке соответствия системы  ; определены размеры знака соответствия Системы и пример изображения знака.

В разделе Требования к органам по сертификации и правила их аккредитации  описаны общие требования к органам по сертификации и их функции, требования к структуре, персоналу, фонду нормативных документов и документации органа по сертификации, а так же правила аккредитации органа по сертификации, порядок признания органов по сертификации, аккредитованных в другой системе сертификации, инспекционный контроль за деятельностью органа по сертификации, порядок отмены действия разрешения на право проведения работ по сертификации.

В разделе^ Требования к испытательным лабораториям и правила их аккредитации  ;определены общие требования к испытательным лабораториям, их права и обязанности, правила аккредитации, инспекционный контроль за работой аккредитованной испытательной лаборатории , а так же требования к структуре, персоналу, оборудованию, средствам измерения, методам испытаний , отмена действия разрешения на право проведения испытаний  (115)

В разделе ^ Требования к учебным подразделениям по подготовке специалистов по сертификации и правила их аккредитации  описаны общие требования к учебным подразделениям, требования к структуре, персоналу, фонду документов учебного подразделения, порядок аккредитации и контроль за деятельностью учебных подразделений.

В разделе ^ Требования к экспертам и правила их аттестации  содержатся основные требования и порядок аттестации экспертов по аккредитации и аккредитации экспертов по сертификации.  

В разделе ^ Правила аттестации средств контроля и измерений для сертификационных испытаний средств и систем в сфере информатизации  содержатся определяемые характеристики и критерии оценки, описывается последовательность проведения аттестации, определяется организация работ по аттестации СКИ, порядок внесения изменений в аттестованные средства контроля и измерений.

^ 19.Система сертификации ГОСТ Р.

В Системе ГОСТ Р сертифицируются:

- товары для личных (бытовых) нужд граждан;

- продукция производственно - технического назначения, в том числе средства производства;

- строительная продукция;

- выполняемые работы и оказываемые услуги населению;

- системы качества;

- производства.

^ Нормативную базу подтверждения соответствия: -при обязательной сертификации в Системе ГОСТ Р составляют государственные стандарты, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы; - при добровольной сертификации составляют техническая документация на продукцию, работы, услуги, предложенная заявителем.

^ Организационную структуру Системы ГОСТ Р образуют:

- Госстандарт России;

- центральные органы систем сертификации однородной продукции (работ, услуг);

- органы по сертификации;

- испытательные лаборатории (центры).

^ Сертификация вкл.основные этапы:

- подача заявки на сертификацию;

- рассмотрение и принятие решения по заявке;

- проведение необходимых проверок (анализ документов, испытания, проверка производства и т.п.);

- анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия;

- выдача сертификата; (в ред. Постановления Госстандарта РФ от 22.04.2002 N 30)

- инспекционный контроль за сертифицированным объектом в соответствии со схемой сертификации.

Инспекционный контроль за сертифицированными продукцией, работами, услугами, производствами и системами качества осуществляют органы, проводившие сертификацию этих объектов, при необходимости привлекая к работам по инспекционному контролю сторонние организации. Ответственность за качество инспекционного контроля несет орган, проводивший сертификацию.

Основой информационного обеспечения деятельности в Системе ГОСТ Р является реестр Системы ГОСТ Р, содержащий сведения об аккредитованных органах по сертификации и испытательных лабораториях (центрах), о сертифицированных продукции, работах, услугах, системах качества, производствах, утвержденных системах сертификации однородной продукции (работ, услуг).

Расходы по проведению обязательной сертификации конкретной продукции (работ, услуг) оплачивают заявители.

При возникновении спорных вопросов в деятельности участников Системы ГОСТ Р заинтересованная сторона может подать апелляцию в центральный орган системы сертификации однородной продукции (работ, услуг), технический центр Регистра систем качества, а в случае несогласия с их решениями - в апелляционную комиссию Госстандарта России и в арбитражный суд.


^ 20.Сертификация информационно-программных средств учебного назначения.

Осуществляется на основе следующего документа:

 Порядок проведения сертификации информационно-программных средствв сфере образования, который описывает порядок проведения работ по сертификации, отвечающий специфике информационно-программных средств (ИПС) в сфере образования и общим требованиям системы сертификации средств и систем в сфере информатизации "РОСИНФОСЕРТ", а также определяет взаимодействие и организационно-правовые отношения между участниками процесса сертификации (головным научно-методическим центром и головными организациями, органом по сертификации, испытательной лабораторией, заказчиками и разработчиками информационно-программных средств в cфере образования).

Порядок распространяется на высшие учебные заведения, научно-исследовательские институты, центры и другие организации, входящие в систему Минобразования России.

^ Цель сертификации ИПС в сфере образования Сертификация продукции, одним из видов которой являются ИПС, имеет своей целью проведение независимой и технически компетентной экспертизы показателей качества на соответствие заранее определенным техническим требованиям (международным, государственным и отраслевым стандартам, нормативно-техническим документам и др.). Установленное в процессе испытания ИПС соответствие показателей качества продукции техническим требованиям является основанием для выдачи сертификата соответствия. Конечной целью сертификации ИПС в сфере образования является обеспечение качества и эффективности процесса обучения на основе применения ИПС, разработанных с учетом требований отраслевых стандартов и нормативно-технических документов и прошедших обязательную или добровольную сертификацию в отраслевом органе по сертификации.

^ Процедура сертификации ИПС в сфере образования включает следующие основные этапы

1) Оформление заявки на проведение работ по сертификации

2) Рассмотрение заявки в отраслевом органе по сертификации и головном научно-методическом центре по сертификации ИПС в сфере образования.

3)Экспертиза тестового образца ИПС в отраслевом органе

4)Проведение испытаний тестового образца ИПС в испытательной лаборатории в соответствии с утвержденным порядком испытаний (утверждается в органе по сертификации).

5) Оформление протокола испытаний тестового образца ИПС и передача его в отраслевой орган по сертификации (срок - в течение недели).

6) Экспертиза результатов испытаний тестового образца ИПС).

7.)Оформление сертификата и лицензии на применение знака соответствия с регистрацией сертификата в реестрах отраслевого органа по сертификации и головного научно-методического центра по сертификации ИПС в сфере образования.

8) Инспекционный контроль качества сертифицированной продукции (один раз в год).

^ Порядок оплаты работ по сертификации

В случае принятия решения об обязательной сертификации ИПС в сфере образования затраты на проведение сертификации предусматриваются в смете расходов на создание продукта и согласовываются с головным научно-методическим центром и отраслевым органом по сертификации.В случае добровольной сертификации оплата работ по испытаниям и сертификации ИПС устанавливаются на договорной основе. Затраты на проведение работ по сертификации ложатся на организацию-разработчика, которая их оплачивает в рамках прямых договоров с отраслевым органом по сертификации и испытательной лабораторией.

  1   2   3



Скачать файл (522 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации