Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Внешнеэкономическая деятельность - файл тема1.doc


Лекции - Внешнеэкономическая деятельность
скачать (260.2 kb.)

Доступные файлы (11):

Интеграция.doc112kb.01.03.2005 12:14скачать
Лицензирование ВЭД.doc46kb.24.08.2005 21:48скачать
Нарушения ВЭД.doc82kb.24.08.2005 21:50скачать
норм_база_ЗЕД.doc49kb.24.08.2005 21:53скачать
Порядок регис. дог..doc33kb.24.08.2005 21:48скачать
т3_договоры.doc187kb.08.03.2005 21:57скачать
Таможня.doc491kb.29.07.2009 12:56скачать
тема 10.doc131kb.22.11.2004 21:02скачать
тема 13 менеджмент.doc124kb.17.11.2004 16:14скачать
тема1.doc195kb.22.11.2004 20:51скачать
тема 7 договоры.doc186kb.29.07.2009 12:53скачать

тема1.doc

«Основы внешнеэкономической деятельности»
Объективный процесс интернационализации современного мирового хозяйства требует нового уровня много сторонних экономических взаимоотношений, поэтому изучение различных аспектов и форм ВЭД для предприятий и организаций Украины представляет большой практический интерес.

Для обеспечения потребностей предприятий различных форм собственности в специалистах, способных осуществлять производственную, научно-техническую, валютно-финансовую и торгово-экономическую деятельность с зарубежными контрагентами, в вузах Украины для студентов дневной и заочной форм обучения введены курсы «ВЭД».

^ Программа дисциплины построена таким образом, чтобы в ней нашли отражение основные теоретические и практические положения внешнеэкономической деятельности в соответствии с современным состоянием экономического развития Украины, ее внешнеэкономической политики, существующих правовых положений, нормативных актов, отечественного и зарубежного опыта с учетом специфики деятельности и заданий системы ЖКХ.

^ Изучение курса базируется на знаниях по таким дисциплинам: «Макроэкономика», «Микроэкономика», «Экономическая история», «Экономика предприятия», «Международная экономика», «Финансы», «Менеджмент», «Маркетинг» и др.

^ Предметом учебной дисциплины являются экономические отношения в сфере внешней деятельности хозяйствующих субъектов с зарубежными организациями и фирмами.

^ Цель дисциплины – дать необходимые знания по различным аспектам внешнеэкономической деятельности предприятий с зарубежными организациями и фирмами.
ТЕМА 1: «Внешнеэкономической деятельности в Украине: сущность, формы и условия развития»


  1. Международные экономические отношения: сущность, объективные предпосылки развития. Уровни интернационализации и виды международной предпринимательской деятельности;

  2. Теоретические основы ВЭД:

  • Классическая концепция международной торговли;

  • Регулятивные теории развития ВЭД;

  • Современные концепции системного подхода к управлению международным бизнесом;

  • Современная теория движения капитала.

  1. Законодательная база регулирования ВЭД в Украине: принципы осуществления, субъекты, виды;

  2. Основы государственного регулирования ВЭД. Внешнеэкономическая политика: концепции, основные направления, формы и средства. Внешнеэкономическая политика Украины и зарубежных стран;

  3. Иностранные инвестиции и инвестиционный климат;

  4. История и современное развитие внешнеэкономических связей Украины.


^ 1
Мировое хозяйство (международная экономика) – это глобальный экономический механизм, представляющий собой совокупность национальных экономик государств мира, принимающих участие в международном разделении труда и связанных между собой системой международных экономических отношений и мобильными факторами производства.

Международные экономические отношения – это экономические отношения между субъектами мирового хозяйства по поводу:

  • производства;

  • распределения;

  • обмена;

  • потребления материальных благ и услуг.


Объективные факторы (предпосылки) развития международных экономических отношений:

  1. Неравномерность экономического развития различных стран мира. Каждая страна имеет собственную структуру отраслей, свой уровень развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, сферы обслуживания, свою специализацию в экономике.

Специализация промышленного и сельского производства дает сильный толчок развитию внешней торговли, что очень актуально для небольших по территории и численности населения развитых капиталистических стран: Голландии, Норвегии, Бельгии, Финляндии и др. Эти страны имеют долю экспорта в ВНП около 50%, и примерно такая же доля импортируется.

  1. ^ Различие в людских, сырьевых, финансовых ресурсах. Ежегодно в мире в поисках работы перемещается 25 млн. человек. Имеются страны с избыточными трудовыми ресурсами: Индия, Китай, Бангладеш, Пакистан, Нигерия и др. В то же время, есть регионы (Западная Европа, США, Ближний Восток, Южная Америка), которые нуждаются в притоке рабочих рук. Поэтому перемещение работников из страны в страну, регулируемое Международной организацией труда, - процесс объективно необходимый, способствующий развитию ВЭД.

Большое разнообразие сырьевых ресурсов, основную долю которых составляют полезные ископаемые, объективно способствует установление торговых отношений между странами мира.

Установлению внешнеэкономических связей между государствами способствует возможность некоторых стран мира (Японии, Сингапура, Гонконга, Панамы, и др) выделять средства для кредитования фирм, предприятий, банков, расположенных в различных странах.

  1. ^ Характер политических отношений. Укреплению ВЭД способствует наличие дружественных политических отношений между странами. И наоборот, политическая конфронтация резко снижает внешнеторговый оборот, вплоть до разрыва экономических связей.

  2. ^ Различный уровень научно-технического развития. Формированию ВЭД способствует обмен между странами студентами, стажерами, научными сотрудниками, преподавателями; проведение совместных исследований, экспериментов; участие в геологических и археологических экспедициях; выполнение контрактов по проведению проектных, научно-исследовательских и конструкторских работ.

  3. ^ Особенности географического положения, природных и климатических условий.


Тенденции развития международных экономических отношений:

  1. повышение уровня общественного производства;

  2. привлечение национальных экономик в международные экономические связи;

  3. сближение национальных хозяйств, переплетение их экономических потенциалов;

  4. сопоставление уровня экономического развития национальных хозяйств;

  5. динамизм развития народного хозяйства;

  6. углубление международного разделения труда;

  7. развитие мирового рынка;

  8. развитие интегральных процессов в мировой экономике.


Последствия осуществления эффективной ВЭД для конкретного государства:

  • эффективное решение национальных экономических проблем;

  • пересмотр и усовершенствование размещения и развития производительных сил;

  • усовершенствование внутрихозяйственных пропорций экономики;

  • расширение производства товаров у услуг за границами государства;

  • повышение качества продукции отечественных предприятий;

  • усиление конкуренции отечественной продукции на внешних рынках.


Побудительные мотивы участия в ВЭД для предприятий:

  • возможность увеличения масштабов и эффективности предпринимательства за счет интернационализации определенных сегментов рынка;

  • использование новых дополнительных источников материальных и инвестиционных ресурсов;

  • диверсификация производственно-хозяйственной деятельности.


^ Внешнеэкономические связи – это международные хозяйственные, торговые, политические отношения, включающие обмен товарами, различные формы экономического содействия, научно-технического сотрудничества, специализацию, кооперацию производства, оказание услуг и совместное предпринимательство. Основные формы внешнеэкономических связей и уровни интернационализации международной предпринимательской деятельности показаны на рисунке.

Процесс реализации внешнеэкономических связей представляет собой внешнеэкономическую деятельность.
2
^ КЛАССИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ.
Теория абсолютных преимуществ Смита (фритрейдерство).
Согласно этой теории, каждая страна в силу своих и приобретенных особенностей обладает абсолютными преимуществами по уровню издержек производства определенных товаров. На международных рынках, так же как и на внутренних, господствует разделение труда и специализация стран на изготовлении товаров, по которым они обладают абсолютным преимуществом. Международная торговля, по Смиту, должна базироваться на использовании приоритетов, которые могут быть реализованы в ходе свободного обмена на международных рынках.
^ Теория сравнительных преимуществ Риккардо (фритрейдерство).
Развивая принцип абсолютных преимуществ А.Смита, Риккардо создал теорию сравнительных преимуществ, которая легла в основу современных теорий международных экономических отношений.

Условием взаимовыгодной международной торговли является относительная дешевизна производимых продуктов и услуг в силу сравнительного преимущества страны по определенному фактору производства. Использование этого фактора сообщает преимущества дешевизны производимым с его помощью продуктам. Не обязательно, чтобы производимый продукт обладал абсолютным преимуществом на международной арене, достаточно того, если в силу использования более доступного фактора производства это преимущество будет относительным.

Свою мысль Риккардо поясняет с помощью примера. Допустим, Англия обладает абсолютным преимуществом по производству сукна, а Португалия – по вину и другим продуктам из винограда. В этом случае естественен взаимовыгодный обмен между сторонами названными продуктами. Но даже если в Португалии будут производиться с меньшими издержками и вино, и сукно, причем по вину ее преимущество окажется больше, то выгодность от взаимной торговли от этого не исчезнет. Если в Англии за меру вина можно получить больше сукна, нежели в Португалии, то рациональна и взаимовыгодна будет специализация Англии на производстве сукна, а Португалии – на виноделии. Обмен этими продуктами между странами реализует принцип уже не абсолютного, а сравнительного преимущества, который и определяет потоки международной торговли. Условием осуществления этого принципа является, согласно Риккардо, политика свободной торговли между странами.
^ Теория международной стоимости Дж.Ст.Милля
Дж.Ст.Милль дополняет теорию сравнительных издержек Риккардо анализом воздействия международного спроса на условия международной торговли. Милль приходит к выводу об определяющей роли международного спроса и степени его эластичности на состояние внешнеторговой политики страны. При этом спрос корректирует и уровень издержек производства, которые, по Миллю, остаются важнейшим фактором международной торговли.

^ РЕГУЛЯТИВНЫЕ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ ВЭД
Факторы производства и неоклассическая концепция Хекшера-Олина.
Б.Олин (лауреат Нобелевской премии по экономике, 1977г.) занимался проблемами денежного обращения и денежно-кредитной политики. Главная область его исследований – анализ международной торговли. Олин приходит к выводу об обусловленности структуры экспорта структурой издержек производства разных товаров, на которую, в свою очередь, оказывают воздействие цены на факторы производства (модель Хекшера-Олина).

С позиции модели Хекшера-Олина получили объяснения многие явления экономической практики и нашли обоснование рекомендации внешнеторговой политики (создание льготного режима для важных с точки зрения экспорта производств, воздействие на экспорт денежной политикой, консервация сырьевого экспорта либо содействие конкурентоспособным производствам и др.).

Однако, не все явления можно характеризовать в пределах этой модели (например, явления, связанные с модификацией факторов производства, с перемещением «грязных» промышленных производств в отсталые страны). Но значение модели велико уже потому, что она дала толчок активизации исследований в области внешнеэкономических связей.
Кейнсианство.
Теоретическая модель Кейнса базируется на определяющей роли совокупного спроса (т.е. не на спросе отдельных индивидов, а на совокупном, агрегированном спросе в масштабах народного хозяйства).

Совокупный спрос должен быть эффективным, т.е. обеспечивать реализацию произведенных продуктов и услуг по такой цене, которая позволила бы возместить затраты и получить доход, достаточный для развития производства. Обеспечение и поддержание эффективного спроса Кейнс полагает главной задачей государства.

Кейнсом выделяется два основных компонента совокупного спроса:

  1. потребительский спрос;

  2. инвестиционный компонент.

^ Первый компонент.

Определяющим фактором потребительского спроса, по Кейнсу, является уровень доходов населения. Кейнс сформулировал основной психологический закон потребления, устанавливающий взаимосвязь между объемом получаемых доходов и потребляемой их частью. По достижении доходом определенного уровня темпа прироста, потребления начинают все больше отставать от темпов роста дохода. Остаток, составляющий все большую часть, переводится в сбережения.

Кейнс вводит новые категории:

  • склонность к потреблению – отношение уровня потребления к размеру дохода C/Y; задается психологическими побуждениями индивида, которые, в свою очередь, определены реальными экономическими условиями, в которых находится индивид;

  • предельная склонность к потреблению - Δ C/ Δ Y, выражает отношение прироста потребления к приросту дохода и характеризует интенсивность стремления индивида к потреблению прироста получаемых доходов;

  • склонность к сбережению – S/Y, отношение сберегаемой части дохода к общему его объему;

  • предельная склонность к сбережению – отношение прироста сберегаемой части дохода к приросту объема дохода.

Взаимосвязь между доходами, потреблением и сбережением отражает так называемый «крест Кейнса» (см.рисунок).


Линия ОВ – биссектриса, каждая точка которой выражает равенство расходов и доходов; линия AD выражает динамику потребления, рост которого происходит от некоторого имеющегося уровня сбереженных ранее доходов. По мере роста доходов, потребление вначале возрастает почти параллельно, затем начинает все больше отставать. Сбережения, напротив, равны нулю в точке Е, затем начинают расти, пока не достигают величины отрезка BD. Объем потребления в этот момент выражается величиной отрезка DF.

По Кейнсу, любое сбережение влечет за собой падение темпов экономического роста, и чем меньше тратит население, тем меньше возможностей их повышения.

Сбережения должны приносить доход, будучи переданы на возвратной и платной основе функционирующим предпринимателям посредством различных финансовых институтов.

Важнейшей задачей государства, по Кейнсу, является формирование сети финансовых институтов, пользующихся доверием субъектов сбережения, и контроль за их деятельностью вплоть до государственного страхования депозитов.

Таким образом, сбережения трансформируются в инвестиции. Создается возможность формирования равенства, которое Кейнс полагал важнейшим условием макроэкономического равновесия: S=I, где S и I соответственно означают объемы сбережений и инвестирования в масштабе национальной экономики.

^ Второй компонент.

Центральной категорией в анализе инвестиционного спроса становится склонность к инвестированию, а центральным субъектом инвестиционного рынка – потенциальный инвестор.

Объем совокупного спроса определяется решениями, принимаемыми потенциальными инвесторами. Активизация побуждений к инвестированию субъектов рынка и воздействие на их решения делаются важнейшей задачей государства. Только в случае успешного ее решения сберегаемая часть дохода будет капитализироваться, направляться в отрасли.

Потенциальный инвестор примет положительное решение об инвестировании в том случае, если предельная эффективность инвестиций (прибыльность последней инвестируемой единицы капитала) будет достаточно высока. Ее нижний предел определяется условиями наиболее популярной альтернативы инвестированию – помещению денег в банк с целью получения процента. Если предельная эффективность капиталовложения будет выше нормы процента, то решение об инвестировании будет положительным. Т.о., важнейшее значение для эффективного спроса приобретают колебания нормы процента.

^ Задача государства по поддержание эффективного инвестиционного спроса, по Кейнсу, включает регулирование ставки процента средствами денежно-кредитной политики и поддержание благоприятного инвестиционного климата в национальной экономике.

Стагнирующая экономика непривлекательна для инвесторов. Необходимы политическая и правовая стабильность, щадящие налоги, существование устойчивой денежной единицы, полноценных рыночных институтов, доступность ресурсов. Если эти меры не обеспечат должного уровня эффективного спроса, государство, по Кейнсу, превращается в крупнейшего инвестора, восполняющего недостаток совокупного спроса. Эффективность такого решения проблемы Кейнс обосновывает с помощью введения категории мультипликатора (мультипликатор трактуется как коэффициент, показывающий кратное увеличение национального дохода вследствие данного уровня первоначальных инвестиций).

Модель государственного регулирования экономики связана у Кейнса с его трактовкой общего экономического равновесия. Равновесие на макроуровне восстанавливается в результате балансирования объемов производства и эффективного спроса (а не спроса и предложения, как у маржиналистов и неоклассиков).

Кейнсианская модель государственного регулирования включает такие категории анализа:

  • совокупный общественный спрос;

  • инвестиции и сбережения;

  • накопление и потребление;

  • государственные расходы;

  • занятость населения.

Теоретическое обоснование необходимости государственного регулирования эффективного спроса обусловливает формирование экономической программы Кейнса. В качестве основных инструментов регулирования спроса Кейнс выделяет денежно-кредитную и бюджетную политики.

С помощью средств денежно-кредитной политики (операций на открытом рынке, динамики учетной ставки и нормы обязательных резервов) Кейнс полагает возможным понизить норму ссудного процента.

Основной механизм государственного регулирования Кейнс видел в бюджетной политике. Ее значение – обеспечение необходимого уровня эффективного спроса посредством как частных инвестиций (через систему государственных кредитов, субсидий, заказов), так и непосредственных государственных капиталовложений в производство.
^ НЕОКЛАССИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ И МОНЕТАРИЗМ
Альтернативной кейнсианской концепции государственного регулирования экономики является монетаризм.

Практическая программа Фридмена предполагает превращение денежной массы в главный объект государственного воздействия. Государство должно обеспечивать через банковскую систему прирост денежной массы в зависимости от роста реального ВНП и уровня ожидаемой инфляции, но не менее 3-5% в год. Это положение известно как денежное, или золотое правило Фридмена.

^ Неоклассический синтез – общая концепция государственного регулирования экономики, как в условиях спада, так и в условиях экономического роста.

Модель неоклассического синтеза (государственное и рыночное регулирование) включает такие категории анализа:

  • монетарное правило М.Фридмена;

  • учет количества и скорости обращения денег и их влияния на ВНП;

  • цены и их динамика;

  • учет условий в краткосрочном и долгосрочном периодах;

  • конкуренция как мера стабилизации;

  • ограниченное вмешательство государства в экономику.

Сторонники неоклассического синтеза полагают теоретически возможным и практически эффективным соединение в рамках общей концепции неоклассической трактовки факторов предложения (производства) и кейнсианской теории эффективного спроса.

В.Леонтьев создал систему балансов, позволяющих анализировать национальное хозяйство как единое целое. Метод Леонтьева дает возможность определения взаимосвязанных потребностей в ресурсах и объемов выпуска по каждой из отраслей экономики. Модель Леонтьева получила название «затраты-выпуск», которая стала неотъемлемым инструментом разработки моделей экономической политики государств, планирования и прогнозирования экономического развития стран.
3
Законодательная база регулирования ВЭД в Украине:


  1. ЗУ „Про зовнішньоекономічну діяльність” від 16.04.91. №959-ХІІ;

  2. Господарський кодекс України (розділ 7 „ЗЕД”);

  3. ЗУ „Про режим іноземного інвестування” від 19.03.96;

  4. ЗУ „Про єдиний митний тариф” від 06.02.96;

  5. ЗУ „Про митну справу” від 26.06.91 №1262-ХІІ;

  6. ЗУ „Про операції з давальницькою сировиною у зовнішньоекономічних відносинах” від 15.09.95 №327/95;

  7. ЗУ „Про порядок обкладання митом предметів, які вивозяться за кордон України” від 08.01.94;

  8. ЗУ „Про порядок здійснення розрахунків в іноземній валюті” від 23.09.94;

  9. Митний кодекс України від 12.12.92 №1970-ХІІ;

  10. Декрет КМУ „Про систему валютного регулювання і валютного контролю” від 19.02.93;

  11. Указ Президента України „Про регулювання бартерних (товарообмінних) операцій у галузі зовнішньоекономічних відносин” від 25.01.95;

  12. Указ Президента України „Про заходи щодо здійснення єдиної державної політики регулювання імпорту” від 21.09.94;

  13. Постанова КМУ „Про лібералізацію експортних операцій „ від 16.11.94 №734;

  14. Наказ ДМКУ „Положення про зону митного контролю” від 21.10.94;

  15. Указ Президента України „Положення про Державну митну службу України” від 08.02.97 №126/97;

  16. Указ Президента України „Положення про порядок реєстрації окремих видів зовнішньекономічних договорів (контрактів)” від 07.11.94 №659/94;

  17. Наказ МЗЕЗ-торгу України „Положення про порядок видачі разових (індивідуальних) ліцензій” від 28.04.98 №248;

  18. Наказ МЗЕЗторгу України „Положення про порядок застосування до суб’єктів ЗЕД України та іноземних суб’єктів господарської діяльності спеціальних санкцій, передбачених ст.37 ЗУ „Про ЗЕД” від 05.10.99 №754;

  19. Наказ МЗЕЗ-торгу України „Положення про порядок ліцензування імпорту товарів у 2000р”від 06.01.00 №30;

  20. Постанова КМУ „Положення про надання митним органам України фінансових гарантій щодо обов’язкової доставки товарів до митниць призначення” від 29.06.96 №700;

  21. Постанова КМУ „Положення про надання фінансових гарантій митним органам незалежними фінансовими посередниками щодо обов’язкової доставки товарів до митниць призначення” від 04.1096 №1216;

  22. Постанова КМУ „Положення про вантажну митну декларацію” від 09.06.97 №574;

  23. Наказ ДМКУ №7 Від 30.12.91 „Про порядок просування товарів, майна, транспортних засобів та інших предметів через митний кордон Украхни”;

  24. Уніфіковані правила по інкасо;

  25. Уніфіковані правила та звичаї для документарних акредитивів;

  26. Наказ МЗЕЗторгу України „Про затвердження положення про форму зовнішньоекономічних договорів (контрактів)” від 05.01.95 №75;

  27. Постанова КМУ та НБУ „Про типові платіжні умови зовнішньекономічних договорів (контрактів) та типові форми захисних застережень до зовнішньекономічних договорів (контрактів), які передбачають розрахунки в іноземній валюті” від 21.06.95 №444;

  28. Указ Президента України „Про облік окремих видів зовнішньекономічних договорів (контрактів)в Україні” від 07.11.94 №659/94;

  29. Постанова КМУ „Про перелік товарів, експорт та імпорт яких підлягає квотуванню і лізензуванню у 2000 р” від 06.01.00 №4;

  30. Постанова КМУ „Порядок віднесення бартерних договорів до таких, що передбачають виробничу кооперацію, консигнацію, комплексне будівництво, поставку складних технічних виробів і товарів спеціального призначення”;

  31. Постанова КМУ „Порядок митного оформлення імпортних товарів (продукції), що підлягають обов’язковій сертифікації в Україні” від 04.11.97 №1211;

  32. Постанова КМУ „Про здійснення екологічного контролю в пунктах пропуску через державний кордон” від 20.03.95 №198;

  33. Наказ Державної митної служби України від 20.01.99 №38 „Порядок пропуску через митний кордон України та митного оформлення товарів, що підлягають експортному контролю”;

  34. Наказ Державної митної служби України від 21.01.00.№33 „Інструкція про порядок справлення акцизного сбору в разі ввезення товарів суб’єктами ЗЕД на митну територію України”;

  35. Наказ Державної митної служби України від 09.07.97 №307 „Інструкція про порядок заповнення вантажної митної декларації”;

  36. Наказ Державної митної служби України від 23.07.97.№334 „Інструкція про порядок справляння ввізного (імпортного) мита”;

  37. Наказ Державного митного комітету, Комітету у справах нагляду за страховою діяльністю, Міністерства транспорту України і Міністерства фінансів України від 25.07.96 №342/82/244/154-Б „Інструкція про порядок застосування механізмів фінансових гарантій при транзитних перевезеннях підакцизних товарів”;

  38. Наказ Державної митної служби Українивід 19.03.97 №113 „Інструкція про організацію роботи митних органів України з незалежними фінансовими посередниками при застосуванні механізму надання фінансових гарантій щодо обов’язкової доставки товарів у митниці призначення”;

  39. Указ Президента України від 13.09.95 3839/95 „Про інвестування майнових цінностей резидентами за межами України” та ін.


Основной нормативно-правовой регулирующей базой осуществления международных экономических операций в Украине является Закон Украины «О внешнеэкономической деятельности» с изменениями и дополнениями.
^ Внешнеэкономическая деятельность (ст.1) – это деятельность субъектов хозяйственной деятельности Украины и иностранных субъектов хозяйственной деятельности, построенная на взаимоотношениях между ними, которые имеют место как на территории Украины, так и за ее пределами.
Принципы осуществления ВЭД (ЗУ «О ВЭД» (ст2)):


  • Принцип суверенитета народа Украины – заключается в исключительном праве народа Украины самостоятельно и независимо осуществлять ВЭД на территории Украины, руководствуясь законами Украины, а также обязанности Украины неукоснительно исполнять все договоры и обязательства Украины в сфере международных экономических отношений;

  • ^ Принцип свободы внешнеэкономического предпринимательства – заключается в праве субъектов ВЭД добровольно вступать во внешнеэкономические связи, осуществлять их в каких-либо формах, прямо не запрещенных действующим законодательством Украины; в обязательном соблюдении при осуществлении ВЭД порядка, установленного законами Украины, а также в исключительном праве собственности субъектов ВЭД на все полученные ими результаты ВЭД;

  • ^ Принцип юридического равенства и недискриминации – состоит в равенстве перед законом всех субъектов ВЭД, независимо от форм собственности; запрете каких-либо (кроме предусмотренных законом) действий государства, результатом которых является ограничение прав и дискриминация объектов ВЭД (как резидентов, так и нерезидентов) по формам собственности, месторасположению и др. признакам;

  • ^ Принцип верховенства закона – состоит в регулировании ВЭД только законами Украины, запрете применения подзаконных актов управления местных органов власти, которыми создаются для субъектов ВЭД менее благоприятные условия, по сравнению с теми, которые установлены законами Украины;

  • ^ Принцип защиты интересов субъекта ВЭД – состоит в том, что Украина как государство обеспечивает равную защиту интересов всех субъектов ВЭД на ее территории в соответствии с законами Украины, за границами Украины – в соответствии с нормами международного права;

  • ^ Принцип эквивалентности обмена, недопустимости демпинга при вывозе товаров.


Субъекты ВЭД (ст.3 ЗУ «О ВЭД»):


  • Физические лица – граждане Украины, иностранные граждане, лица без гражданства, имеющие гражданскую право- и дееспособность в соответствии с законами Украины и постоянно находящиеся на территории Украины;

  • ^ Юридические лица, зарегистрированные как таковые в Украине, которые имеют постоянное местонахождение в Украине, в том числе юридические лица, имущество и/или капитал которых находится полностью в собственности иностранных субъектов хозяйственной деятельности;

  • ^ Объединения физических и юридических лиц, которые не являются юридическими лицами в соответствии с законами Украины, но имеют постоянное местонахождение на территории Украины и которым не запрещено осуществлять хозяйственную деятельность;

  • ^ Структурные единицы иностранных субъектов хозяйствования, которые не являются юридическими лицами в соответствии с законодательством Украины (филиалы, отделения), но имеют постоянное местонахождение на территории Украины;

  • ^ Совместные предприятия при участии субъектов хозяйственной деятельности Украины и иностранных субъектов хозяйственной деятельности, зарегистрированные в Украине и имеющие постоянное местонахождение на ее территории;

  • Другие субъекты хозяйственной деятельности, предусмотренные законом Украины.


Виды ВЭД в Украине (ст.4 ЗУ «О ВЭД»):


  • экспорт и импорт товаров, капитала и рабочей силы;

  • предоставление услуг: производственных, транспортно-экспедиционных, страховых, консультационных, маркетинговых, посреднических, экспортных, брокерских, агентских, консигнационных, управленческих, учетных, аудиторских, юридических, туристических и др.;

  • кооперация (научная, научно-техническая, научно-производственная, производственная, обучающая и др.);

  • международные финансовые операции и операции с ценными бумагами;

  • кредитные и расчетные операции; создание банковских кредитных и страховых организаций;

  • совместное предпринимательство;

  • предпринимательская деятельность, связанная с предоставлением лицензий, патентов, ноу-хау, торговых марок и др. нематериальных объектов собственности;

  • осуществление деятельности в отрасли проведения выставок, аукционов, торгов, конференций, симпозиумов, семинаров и т.д, осуществляемых на коммерческой основе;

  • осуществление оптовой, консигнационной и розничной торговли на территории Украины за иностранную валюту;

  • товарообменные (бартерные) операции;

  • арендные, в т.ч. лизинговые, операции;

  • операции по приобретению, продаже и обмену валюты;

  • работы на контрактной основе;

  • посреднические операции;

  • др. виды.


4
Государственное регулирование ВЭД – это система хозяйственно-политических мер, осуществляемых государственными органами по углублению и расширению участия страны в международном разделении труда с целью повышения эффективности общественного производства и оптимизации структуры потребления.

Система государственного регулирования включает три основных блока:


  1. принципы управления;

  2. совокупность конкретных методов и инструментов регулирования;

  3. институционально-правовые структуры.


Различаю два основных принципа государственного регулирования (см.рис.):



  1. протекционизм (защита национальных производителей) – экономическая политика государства, направленная на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Проводится через высокие ставки таможенного тарифа на ввозимые из-за рубежа товары, а также через такие нетарифные ограничения, как количественные и валютные ограничения импорта товара. Для отечественных производителей и торговцев создаются особые льготные условия по сравнению с иностранными компаниями.

Чрезмерный протекционизм может привести к падению эффективности производства национальных предприятий, снижению конкурентоспособности производимых товаров.

  1. свобода торговли (фритредерство или либерализм) – означает устранение ограничений во внешнеэкономических отношениях.

При либеральной внешнеэкономической политике таможенные органы:

    1. осуществляют только регистрационные функции;

    2. не удерживают импортно-экспортных пошлин;

    3. не устанавливают никаких количественных или иных ограничений.

Такую политику проводят развитые государства, например, Канада.

Важным фактором либерализации торговли стал Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГСТТ), подписанное в 1947 году 23-мя государствами мира.

Это соглашение осуществляется на таких принципах:

  • равный недискриционный режим для всех государств-учатников;

  • снижение таможенных сборов путем проведения многосторонних переговоров;

  • ликвидация импортных квот и т.д.

Примером либерализации торговли являются отношения между государствами европейского сообщества.

В своем крайнем выражении для стран с развивающейся экономикой либерализм может привести к поглощению национальной экономики конкурентами из стран с развитой экономикой. Поэтому извечной проблемой является дилемма: протекционизм-свобода торговли в рамках которой и колеблется внешнеторговая политика; обычно осуществляется комбинация двух подходов.
^ Совокупность конкретных экономических методов и инструментов государственного регулирования ВЭД включает: таможенные тарифы, экспортные и импортные квоты, лицензии, субсидии, валютные курсы, систему установления цен на экспортно-импортные товары.
^ Институционально-правовые структуры составляют: различные международные и национальные акты, договоры, соглашения, нормы, правила, обычаи и т.д., которые регулируют порядок осуществления международного экономического сотрудничества.

Институциональные органы, осуществляющие функции регулирования:

  1. национальные:

    • Верховная Рада;

    • Кабинет министров;

    • НБУ;

    • Государственная таможенная служба;

    • Центральный орган исполнительной власти по вопросам экономической политики;

    • Антимонопольный комитет

    • Органы местного управления ВЭД.

  2. международные:

    • Банк международных расчетов (БМР) – способствование сотрудничеству центральных банков мира и осуществлению международных финансовых операций;

    • Международный банк реконструкции и развития (МБРР) – специализированная организация при ООН по предоставлению займов и кредитов государствам-членам ООН;

    • Международный валютный фонд (МВФ) – способствование развитию международной торговли и валютных операций, предоставление средств в иностранной валюте;

    • Международная финансовая корпорация (МФК) – филиал МБРР по инвестированию в частный сектор экономики;

    • Совет ООН по производственному развитию (ЮНИДО) – способствование всестороннему развитию производственной сферы государств-членов ООН;

    • ^ Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) – филиал МБРР для обслуживания государств Европы.

Система государственного регулирования ВЭД реализуется посредством внешнеэкономической политики государства. В основе внешнеэкономической политики стран-участниц международного разделения труда лежит перманентный (постоянный) процесс сложного приспособления структур национальных экономик (отраслевой, технологической, организационной и т.д) к более динамичной по своей природе структуре мирового хозяйства.

Основной двуединой задачей, на решение которой должна быть направлена современная внешнеэкономическая политика Украины, является проникновение на мировые рынки и адаптация национальной экономики в мировую экономику. Для этого необходимо:

- сформировать собственный экспортный потенциал, способный предложить конкурентоспособные товары, услуги и технологии;

- улучшить структуру и пропорции внешнеэкономического обмена за счет импорто-замещения, увеличения части наукоемких товаров и услуг в экспорте;

- переходить к прогрессивным формам международного сотрудничества.

Для защиты своих интересов во внешней торговле каждая страна проводит определенную внешнеторговую политику.

^ Внешнеторговая политика – одно из направлений бюджетно-налоговой политики государства, связанное с государственным регулированием объемов внешней торговли через налоги, субсидии и прямые ограничения или разрешения на беспошлинный импорт или экспорт товаров и услуг.

Результаты внешнеторговых отношений для отдельной страны находят отражение во внешнеторговом балансе.

^ Внешнеторговый баланс отражает соотношение между денежными платежами и поступлениями по всем товарным операциям – экспортным, импортным и реэкспортным.

Внешнеторговый баланс может быть:

  • активным – экспорт превышает импорт;

  • пассивным – импорт превышает экспорт;

  • сбалансированным – сумма экспорта и импорта равны.

Каждая страна стремится иметь активный торговый баланс, т.к. отрицательное сальдо ведет к внешнеэкономической задолженности.

Торговый баланс является составной частью платежного баланса страны.

^ Платежный баланс – является статистическим итогом осуществления всех внешнеэкономических договоров и обязательств, которые происходят на протяжении определенного календарного периода времени (как правило – года) между резидентами данного государства (Украины) и резидентами других государств.

Платежный баланс является формой обязательной государственной статистической отчетности.

Платежный баланс составляется с использованием метода двойной записи сумм международных договоров, который основан на принципе, что каждой зарегистрированной операции соответствует платеж в какой-либо форме, результатом чего является баланс платежей и поступлений.

Платежный баланс состоит из трех частей:

  1. баланса текущих операций;

  2. баланса движения капиталов;

  3. баланса движения резервов.

Баланс текущих операций включает:

  • валютные поступления от экспорта товаров и валютные расходы, связанные с импортом товаров;

  • доходы и расходы, связанные с поступлением различных услуг (преимущественно с иностранным капиталом);

  • получение и оплата процентов и дивидендов от иностранных инвестиций;

  • текущие трансферты (чековые переводы в государство и из государства, иностранная помощь развивающимся государствам, расходы на содержание дипломатического корпуса).

^ Баланс движения капиталов - отражает приток и отток капиталов как долгосрочного, так и долгосрочного характера.

К долгосрочным операциям относят куплю-продажу ценных бумаг, предоставление и погашение долгосрочных кредитов, прямые и портфельные инвестиции.

Краткосрочный капитал составляют высоколиквидные средства, текущие счета иностранцев в данном государстве и казначейские векселя.

^ Баланс движения резервов – отражает операции, связанные с изменением официальных резервов, которые имеет в своем распоряжении государство, и изменением обязательств государства перед иностранными банками.

К резервам государства относят золото, иностранную валюту, международные расчетные средства. Такие резервы используются государством для того, чтобы влиять на обменный курс своей валюты, т.е. на международные отношения с другими государствами.

^ Разница между доходами и расходами составляет сальдо платежного баланса. Оно может быть активным или отрицательным. Сальдо платежного баланса регулируется при помощи резервов (купли-продажи золота, иностранной валюты, увеличением-уменьшением иностранной задолженности).

При пассивном торговом балансе, платежный баланс может быть активным и наоборот. Дефицитность платежного баланса ведет к образованию государственного долга и эмиссии денег.

Экономические последствия государственного долга:

  • отток средств из страны через определенное время;

  • ограничения потребления для населения страны;

  • увеличение налогов, что является антистимулом экономической активности;

  • перераспределение дохода страны в пользу держателей облигаций.


5
Одним из побудительных мотивов осуществления ВЭД является использование новых дополнительных источников материальных и инвестиционных ресурсов (путем создания СП).

Инвестиции – это долгосрочные вложения капитала (денег) в предпринимательскую деятельность с целью получения определенного дохода (прибыли).

Функционально-элементный состав инвестиций представлен на схеме 1.

^ Внешние прямые инвестиции – вложения за границей капитала, размер которого составляет не менее 10% стоимости определенного конкретного инвестиционно-инновационного проекта.

^ Внешние портфельные инвестиции – иностранные инвестиции объемом до 10% стоимости осуществляемого с их помощью инвестиционно-инновационного проекта.
Типы прямых иностранных инвестиций:

  1. создание совместных предприятий – СП создаются и управляются иностранными инвесторами и местными партнерами совместно. Несколько иностранных инвесторов из разных государств могут создавать СП в третьем государстве с целью уменьшения стартовых инвестиционных ресурсов. СП дают возможность иностранным инвесторам иметь большую нишу на местном рынке с меньшим предпринимательским риском.;

  2. заключение лицензионных соглашений с отечественными фирмами – как правило, заключаются между отечественной фирмой и ТНК. Согласно лицензионному соглашению такая корпорация передает право на использование новой технологии местным фирмам, которая в данном случае становится ответственной за маркетинг и производство определенного товара.

  3. покупка контрольных пакетов акций предприятий – приобретение контрольных пакетов акций иностранные инвесторы могут осуществлять различными способами: прямая покупка, приватизация, обмен акций на долги и др. Такой вариант инвестирования дает право контроля деятельности акционированной фирмы, а также обеспечивает отечественным предприятиям существенную пользу (ускоряет обновление номенклатуры продукции и наращивает объемы ее производства, помогает оплатить долги за коммунальные услуги и т.д.

  4. приобретение неконтрольных пакетов акций отечественных фирм-эмитентов – осуществляется иностранными инвесторами путем их прямой купли на местном фондовом рынке. Поскольку такое количество приобретенных акций не дает права контролировать деятельность местной фирмы, такие инвестиции принято называть портфельными (пассивными). Такой способ инвестирования используется преимущественно в процессе приватизации отечественных предприятий.

  5. создание дочерних предприятий (филиалов) – как вариант вложения капитала является наиболее рискованным и связан с наибольшими обязательствами со стороны иностранного инвестора.


Признаки инвестиционной привлекательности:


  1. характеристика местного рынка (его емкость, покупательная способность, население, потенциал роста этих показателей);

  2. доступность рынка с точки зрения благоприятствования законодательной среды;

  3. наличие рабочей силы в достаточном количестве и надлежащем качестве, включая ее стоимость и продуктивность;

  4. уровень валютного риска (курс отечественной валюты должен способствовать экономической стабильности и вызывать доверие);

  5. возможность репатриации капитала (наличие законодательства, которое не ограничивает вывоз капитала и прибыль);

  6. защита интеллектуальной собственности (этот показатель является приоритетным для динамичных отраслей);

  7. торговая политика, которая значительно влияет на объем экспорта и импорта определенной продукции;

  8. гибкое государственное регулирование экономики, которое способствует притоку иностранных инвестиций;

  9. наличие налоговых и прочих льгот, стимулирующих активное привлечение иностранных инвестиций;

  10. политическая стабильность (при нестабильной политической среде иностранные инвесторы не будут рисковать своими капиталами);

  11. благоприятный экономический климат, который поддерживает низкий и предусматриваемый уровень инфляции;

  12. достаточное развитие инфраструктуры производства и рынка, наличие или возможность создания зон свободной торговли.

Возможные виды и формы иностранного инвестирования представлены на рисунке.


Увеличению иностранного инвестирования способствует благоприятный инвестиционный климат.

^ Инвестиционный климат – это ситуация в государстве с точки зрения иностранных предпринимателей, вкладывающих в его экономику свой капитал.

Инвестиционный климат формируется под влиянием многих факторов (факторов риска), которые принято объединять в три основные группы:

  1. социально-политическая ситуация и ее перспективы;

  2. экономическая ситуация и ее перспективы;

  3. внешнеэкономическая деятельность и ее перспективы.

Значение каждого из рисков можно оценить в балах.

В таблице приведены значения данных рисков в баллах (по десятибалльной системе): 10 баллов – наивысший риск; 0 – риск отсутствует.

Например, для Украины, России, США в 2000году значения рисков составляли:

Вид риска

Украина

Россия

США

  • социально-политический

6,40

6,87

2,76

  • экономический

7,5

7,0

4,1

  • внешнеэкономический

7,0

5,2

-


Для улучшения инвестиционного климата необходимо:

  • равенство в правах иностранных фирм и национальных предприятий;

  • создание и эффективное использование СЭЗ;

  • поддержка и привлечение государством предприятий (фирм), способствующих инвестициям в украинскую экономику;

  • расширение международного сотрудничества относительно стимулирования капиталовложений и гарантирования инвестиций;

  • создание условий активизации отечественного бизнеса;

  • углубление рыночныз реформ;

  • совершенствование действующего законодательства в области внешнеэкономической деятельности и обеспечения государственного контроля его соблюдения.

6
Международная экономическая деятельность Украины
Международная экономическая деятельность Украины началась в 1991 г. с денонсирования предыдущего союзного договора и подписания соглашения о создании новой формы политико-экономической интеграции – Содружества независимых государств (СНГ), в которую вначале вступили Россия, Украина и Белоруссия, а со временем присоединились другие республики бывшего СССР, кроме стран Балтии.
С 1991г. Украина поддерживает курс на вхождение в мировую экономическую систему путем:

  • ликвидации монополии государства на внешнюю торговлю и перехода к экономическим методам ее регулирования;

  • обеспечения поэтапной конвертации национальной валюты;

  • сближения структуры внутренних и мировых цен;

  • последовательного снижения ставок экспортных тарифов и введения импортных квот;

  • поддержки экспорта и расширения рынков сбыта отечественной продукции за рубежом.


Ведущую роль в формировании внешнеэкономического механизма интеграции Украины в мировую экономику играет наличие ресурсного и научно-технического потенциала.
На процесс интеграции Украины в систему мировой экономики влияют три группы предпосылок:

  1. политико-правовые;

  2. внутренние;

  3. инфраструктурные.


Политико-правовые предпосылки развития национальной экономики и ее адаптации к мировым хозяйственным связям:

  • признание Украины суверенным субъектом международных политических, социально-экономических и других связей, который самостоятельно определяет свой курс и проводит собственную внешнюю политику в интересах взаимного развития на основе партнерства и сотрудничества с другими государствами;

  • обеспечение территориальной целостности и неприкосновенности собственных границ, границ всех остальных государств мира; формирование внешней политики в соответствии с общепринятыми в мировом содружестве договорами и принципами участия в глобальных интеграционных процессах;

  • создание адекватной системы национальной безопасности;

  • создание демократического государства на принципах свободы предпринимательства, движения капитала и всех видов ресурсов;

  • безоговорочное исполнение международных обязательств на основе интересов взаимовыгодного развития национальной экономики;

  • участие в глобальных и региональных политических процессах, которые направляют политическое внимание участников внешнеэкономических связей на решение экономических проблем интеграции;

  • формирование соответствующего законодательства и выработка эффективных механизмов его выполнения в направлении способствования сотрудничества государств.


^ Внутренние предпосылки вхождения Украины в мировую экономическую систему:

  • обеспечение экономической и институциональной поддержки национального суверенитета с целью развития национальной сети институций власти и хозяйствования, которые бы обеспечили самостоятельность государства в международных отношениях;

  • оценка экономического потенциала и определение направлений структурной перестройки;

  • разработка и обеспечение реализации обоснованной программы перехода к рыночным отношениям с приоритетом разгосударствления и приватизации, социальной защиты населения с целью обеспечения эффективной финансово-кредитной и инвестиционной деятельности, повышения эффективности труда и качества продукции;

  • решение проблемы внешней задолженности;

  • формирование чувства собственной национальной гордости, создание условий социально-культурной деятельности национальных меньшинств Украины;

  • оценка экспортного потенциала, разработка эффективной экспортно-импортной стратегии, адекватного механизма регулирования и управления ВЭД;

  • укрепление национальной денежной единицы и ее включение в систему международных расчетов, т.е. обеспечение ее конвертированности относительно валюты других государств, выполнений ей функций платежа на мировых рынках.

^ Инфраструктурные предпосылки:

  • развитие транспортной коммуникации (водных, наземных, воздушных) и обеспечение соответствующего сервисного обслуживания перевозок;

  • развитие современной информационно-коммуникационной системы и ее эффективная интеграция в мировую систему коммуникаций.


Успех экономической интеграции Украины в мировую экономику в значительной степени зависит от принципов ее построения и законодательной базы регулирования.


Скачать файл (260.2 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации