Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Внешнеэкономическая деятельность - файл тема 10.doc


Лекции - Внешнеэкономическая деятельность
скачать (260.2 kb.)

Доступные файлы (11):

Интеграция.doc112kb.01.03.2005 12:14скачать
Лицензирование ВЭД.doc46kb.24.08.2005 21:48скачать
Нарушения ВЭД.doc82kb.24.08.2005 21:50скачать
норм_база_ЗЕД.doc49kb.24.08.2005 21:53скачать
Порядок регис. дог..doc33kb.24.08.2005 21:48скачать
т3_договоры.doc187kb.08.03.2005 21:57скачать
Таможня.doc491kb.29.07.2009 12:56скачать
тема 10.doc131kb.22.11.2004 21:02скачать
тема 13 менеджмент.doc124kb.17.11.2004 16:14скачать
тема1.doc195kb.22.11.2004 20:51скачать
тема 7 договоры.doc186kb.29.07.2009 12:53скачать

тема 10.doc





ТЕМА: БАЗИСНЫЕ УСЛОВИЯ ПОСТАВКИ И ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК


  1. Базисные условия поставок. Международные правила интерпретации коммерческих терминов – ИНКОТЕРМС. Классификация базисных условий.

  2. Содержание базисных условий поставки товаров группы E, F, C, D.

  3. Общая характеристика транспорта. Виды международных транспортных операций.

  4. Международные морские, железнодорожные, автомобильные и воздушные перевозки. Транспортные связи Восток-Запад.


1
Для внешнеэкономических договоров характерны базисные условия поставки, принятые во всем мире. Эти условия называются базисными, т.к. они устанавливают базисные цены товара и оказывают влияние на уровень цены товара.

^ Базисные условия поставки – это совокупность основных обязанностей контрагентов по транспортировке и страхованию товаров на пути их движения от экспортера до импортера.

Применение базисных условий упрощает составление и согласование контрактов, помогает контрагентам найти равноправные способы разрешения возникающих разногласий.

^ В базисных условиях поставки указываются:

  • конкретные сроки поставки товара (отдельных его партий);

  • момент перехода рисков от одной стороны к другой; момент перехода рисков от одной стороны к другой;

  • вид транспорта;

  • основа (базис) цены в зависимости от того, включаются ли расходы по доставке в цену товара.

^ Сроки поставки товара в соответствии с общим правилом определяется календарной датой или периодом времени, исчисляемого годами, месяцами, днями, часами. Передача товаров продавцом (поставщиком) покупателю должна осуществляться в установленный договором срок или сроки. Стороны могут предусмотреть поставку товаров на протяжении срока действия договора отдельными партиями. В таком случае должны быть определены сроки поставок отдельных партий. Если периоды поставок в договоре не предусмотрены, товары поставляются равномерными партиями ежемесячно. В договоре может быть установлен график поставки (декадный, суточный, почасовый).

^ Сроки отгрузки в договоре указываются следующим образом:

  • немедленно – срок, необходимый для оформления таможенных формальностей и транспортировки (что фактически означает обязательства продавца поставить товар в какой-либо день на протяжении двух недель);

  • как можно быстрее – срок, на протяжении которого продавец обязан осуществить поставку товара в самый короткий срок;

  • по мере готовности, при открытии навигации, по мере накопления партии – сроки менее жесткие.

  • досрочная поставка – может осуществляться при согласии покупателя.

Датой поставки считается дата ТТН, выписанной на имя покупателя, которая должна содержать:

    • номер контракта;

    • стоимость груза;

    • дата отправления;

    • адрес региональной таможни;

    • юридический адрес покупателя, номер телефона, др. координаты.

Определение момента перехода права собственности на товар от продавца к покупателю является одновременно и определением момента перехода рисков его случайной порчи или уничтожения. Поэтому в коммерческих операциях франко-условия являются теми условиями поставки товаров, в соответствии с которыми покупатель освобождается от расходов по доставке товаров в связи с их включением в цену товара. Толкование коммерческих терминов поставки продукции приведено в правилах «Инкотермс».

Каждое из условий «Инкотермс» обозначает особое распределение рисков, расходов и ответственности между продавцом и покупателем.

^ Основная задача «Инкотермс» - определить ситуацию, при которой считается, что продавец выполняет свои обязательства так, что товар можно считать поставленным в правовом смысле слова.
^ Краткая история Инкотермс
Для избежания противоречий между торговыми партнерами Международная торговая палата разработала и опубликовала впервые в 1936 году сборник толкований наиболее часто встречающихся торговых обычаев. Этот сборник получил название Инкотермс.

После создания, Инкотермс редактировался в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990 и 2000 годах.

Нынешняя редакция учитывает наличие зон, свободных от таможенных пошлин, внедрение в практику коммерческой деятельности электронной связи и изменения в практике перевозок грузов. Значительные изменения внесены в таможенную очистку и осуществление таможенных платежей по терминам FAS и DEQ, а также в обязанности по погрузке и разгрузке по термину FCA.

Условия «Инкотермс» становятся составной частью контракта только при наличии обоюдного решения сторон, т.е. при определении взаимных обязанностей они прямо или косвенно ссылаются на данные условия. Но, чтобы избежать недоразумений и споров при заключении письменного формального контракта, целесообразно включать следующую фразу: «При толковании настоящего контракта имеют силу условия «Инкотермс» в действующей редакции». Последнее рекомендуется делать в контрактах даже с такими странами, как Австрия, Германия, Франция, в которых условия «Инкотермс» считаются относящимися к международным торговым обычаям и используются даже тогда, когда это контрактами специально не оговорено.

Если в контракте предусмотрены специальные оговорки, противоречащие условиям «Инкотермс», их значение является преобладающим.
По новой классификации Инкотермс 2000, все базисные условия разбиваются на четыре группы (см.таблицу). В основу классификации положено различие в объеме обязательств контрагентов по доставке товара:

^ Первая группа («Е») – имеет одно условие – «франко-завод». Обязанности продавца сведены к минимуму и цена товара ниже, по сравнению с ценами по контрактам с остальными базисными условиями. Продавец обязан в предусмотренный контрактом срок передать товар в распоряжение покупателя на территории (в помещении) предприятия-производителя. В этот момент на покупателя переходит и риск случайной гибели товара. Продавец не отвечает за отгрузку товара, за предоставление покупателю транспортного средства, если иное не предусмотрено в договоре. Транспортировка товара и заключение в связи с этим договоров обеспечивает покупатель, он несет ответственность и все расходы по страхованию товара, его погрузке, перевозке, оплачивает таможенную пошлину.

^ Вторая группа («F») – в группу включены условия, требующие от продавца обязанности передать товар перевозчику, указанному покупателем. Эти условия означают, что продавец должен передать товар перевозчику в соответствии с инструкцией покупателя, который, в свою очередь, заключает договор перевозки и выбирает перевозчика. «Перевозчиком» является юридическое или физическое лицо, ответственное за договор перевозки.

^ Третья группа («C») – объединены условия, по которым продавец обязуется заключить договор перевозки, но не обязан принимать на себя риск случайной гибели или повреждения товара или нести какие-нибудь дополнительные расходы, которые могли бы возникнуть после отгрузки товара («Стоимость и фрахт», «Стоимость, страхование и фрахт»), «Фрахт/перевозка оплачены до», «Фрахт/перевозка и страхование оплачены до»);

^ Четвертая группа («D») – включает условия поставки, предусматривающие обязанность продавца нести все расходы и риски, которые могут возникнуть при доставке товара в страну назначения («Поставка до границы», «Поставка с судна», «Поставка с пристани», «Поставка без оплаты пошлины», «Поставка с оплатой пошлины»).

Таблица

№ п/п

Название условий на

Группа

Обязанности продавца

Вид транспорта

анг. языке

(кратк./полное)

русском языке

1

EXW - EX Works

Франко – завод

E

Отправление

Любой

2

FCA, Free Carrier

Франко-перевозчик

F

Основная перевозка не оплачена

любой

3

FAS, Free Alongside Ship

Франко вдоль борта судна, ФАС

F

_____ // _____

Морской, внутренний водный

4

FOB, Free On Board

Франко-борт, ФОБ

F

_____ // _____

Морской

5

CFR, Cost and Freight

Стоимость и фрахт

C

Основная перевозка оплачена

_____ // _____

6

CIF, Cost, Insurance and Freight

СИФ, Стоимость, страхование и фрахт

C

_____ // _____

_____ // _____

7

CPT, Carriage Paid To

Фрахт/перевозка оплачены до

C

_____ // _____

Любой

8

CIP, Carriage and Insurance Paid To

Фрахт/перевозка и страхование оплачены до

C

_____ // _____

Любой

9

DAF, Delivered At Frontier

Поставка до границы

D

Прибытие

Любой

10

DES, Delivered Ex Ship

Поставка с судна

D

_____ // _____

Морской, внутренний водный

11

DEQ, Delivered Ex Quay

Поставка с пристани с оплатой пошлины

D

_____ // _____

_____ // _____

12

DDU, Delivered Duty Unpaid

Поставка без оплаты пошлины

D

_____ // _____

Любой

13

DDP, Delivered Duty Paid

Поставка с оплатой пошлины

D

_____ // _____

Любой


^ 2

(Содержание конкретных базисных условий – на ксерокопии).
3
Транспорт – это совокупность путей сообщения и подвижных перевозочных средств, а также различных сооружений и устройств, создающих оптимальные условия для их взаимодействия.

^ Особенность транспорта – он не создает нового товара или продукта, но именно благодаря транспорту меняется местонахождение товара по отношению к потребителю, который после получения товара, продукции сможет реально его использовать для новых целей.

^ Потребительная стоимость, создаваемая транспортом – это пространственное перемещение товаров, продукции от места производства к месту потребления.

Особенности транспорта в международном товарообмене:

  1. является необходимым условием осуществления международного товарообмена;

  2. транспортная индустрия выступает на международных рынках экспортером своей продукции, реализуемой в виде транспортных услуг.

^ Международные перевозки (международные сообщения) – перевозка грузов, пассажиров между несколькими странами, особенностью которых является обязательное пересечение границы, как минимум, хотя бы двух смежных стран.

^ Транспортные операции являются неотъемлемой и составной частью внешнеторговых операций, которые обеспечивают обработку и перемещение огромных масс различных товаров на большие расстояния – от изготовителей до потребителей.

Транспортные операции группируют в три группы:

^ Первая группа транспортных операций – включает в себя действия, предшествующие реализации внешнеторговой сделки:

  • планирование внешнеторговых перевозок;

  • анализ конъюнктуры транспортных рынков, тарифов и условий перевозки товаров в регионе;

  • планирование транспортных расходов.

Вторая группа транспортных операций – возникает в процессе реализации внешнеторговой сделки и состоит из:

  • включения транспортных условий в контракт;

  • подготовки товара к транспортировке;

  • заключения договоров перевозки и их оформления;

  • разработки транспортной и товаросопроводительной документации;

  • страхования;

  • организации контроля за движением груза;

  • расчетов продавца и покупателя с перевозчиком;

  • оформления таможенных, пограничных, санитарных, ветеринарных операций.

Третья группа транспортных операций – осуществляется после завершения внешнеторговой операции и включает в себя возможные споры между грузополучателем и перевозчиком, экспортером и импортером.
В зависимости от характера международных сообщений, транспортные операции в ВЭД классифицируются по ряду признаков (см.таблицу).


Таблица



п/п

Признак классификации

Вида операций

1

По предмету транспортных операций

  • грузовые

  • пассажирские

  • багажные

2

По виду транспорта

  • водные (морские, речные)

  • железнодорожные

  • автомобильные

  • воздушные

  • трубопроводные

  • смешанны перевозки

3

В зависимости от транспортной характеристики товара

  • с сухим грузом:

    • навалочные (руда, уголь, зерно),

    • генеральные или штучные

  • с наливным грузом (нефть, вино, жиры)

4

По периодичности

  • регулярные

  • нерегулярные

5

В зависимости от порядка прохождения границы

  • перегрузочные

  • бесперегрузочные

6

По виду транспортно-технологической системы

  • контейнерные

  • паромные

  • лихтерные

  • ролкерные

7

В зависимости от завершения перевозки в соседней стране

  • соседские

  • транзитные

  • кольцевые

8

По виду сообщений

  • прямые

  • непрямые:

    • ломаные с несколькими перевозчиками

    • с переотправкой по одному или нескольким договорам перевозки

9

В зависимости от состава участников перевозочного процесса

  • осуществляемые изготовителем товара

  • продавцом

  • покупателем

  • заказчиком

  • перевозчиком-посредником

10

В зависимости от места проведения

  • осуществляемые внутри страны

  • на территории других стран


4
^ МОРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ.
Основной объем грузооборота мировой внешней торговли – 60% - приходится на международные морские перевозки. Рассмотрим такие виды морских перевозок как линейное и трамповое судоходство.


^ ЛИНЕЙНОЕ МОРСКОЕ СУДОХОДСТВО.
В линейном сообщении суда транспортируют грузы по расписанию в установленном направлении.

Применяется три вида линий морских перевозок:

  1. односторонние линии – обслуживаются судами Украины и судоходными предприятиями других государств. Такие линии создаются как на основе межправительственных соглашений, так и на основе соглашений между судоходными предприятиями.

  2. совместные линии - обычно соглашения о создании совместных линий предусматривают паритетный подход по выделяемому тоннажу, заработанному фрахту и количеству груза.

  3. конференциальные линии – такие линии обслуживают судоходные предприятия, входящие в состав объединений – конференции.


В зависимости от режима (тоннажа), линии делятся на:

  • срочные – в их расписаниях указывают точные даты прихода и отбытия судов в каждом порту;

  • регулярные – в их расписаниях указываются только периоды заходов и отходов судов: один раз в неделю, декаду, месяц.


Морские перевозки в линейном судоходстве осуществляются по коносаменту.
Коносамент – это документ, выдаваемый перевозчиком, удостоверяющий принятие груза к перевозке с обязательством доставить его в порт назначения и выдать его законному держателю.
Коносамент является договором морской перевозки в линейном судоходстве, выступает в роли расписки перевозчика в приеме груза и является товаро-распорядительным документом.
Коносамент обычно составляется в нескольких экземплярах, о количестве которых делается отметка на каждом из них. После выдачи груза по одному из них, остальные теряют силу.
^ Классификация коносамента:


  • в соответствии с указанным в коносаменте лицом, имеющим право получить груз, они делятся на:

  • именные – груз получает лицо, на чье имя этот документ выписан;

  • ордерные – выдаются «приказу отправителя», «приказу получателя», их передача возможна по передаточной надписи того и другого;

  • на предъявителя – передается простым вручением.

  • в зависимости от выдачи коносамента на погруженный на судно груз или сданный на склад для отгрузки, коносаменты бывают:

  • бортовой коносамент;

  • коносамент на груз, принятый к перевозке.

  • сквозной коносамент – представляет собой документ, на основании которого грузы транспортируются из порта погрузки в пункт назначения двумя или более судоходными линиями, взаимодействующими в соответствии с соглашением. Сквозной коносамент может оформлять перевозки и другими видами транспорта.

  • чистый коносамент – коносамент, не содержащий каких-либо оговорок перевозчика, ставящих под сомнения количество принятого к перевозке груза или указывающих о потере качества товара и дефектах упаковки.


^ ТРАМПОВОЕ СУДОХОДСТВО.
Трамповое судоходство – это судоходство без расписания, не связанное с постоянным районом плавания, а также с заранее установленными портами отправления и назначения.

Для использования судна в трамповом судоходстве необходимо заключить договор фрахтования судна (или «чартер»), представляющий собой соглашение между судовладельцем и фрахтователем о найме судна или части его помещений для перевозки груза.
^ Международное регулирование договоров перевозки

В международной торговле перевозка грузов по коносаментам регулируется международной конвенцией по унификации некоторых правил о коносаментах 1924г., изложенной в Гаагских правилах и дополненной Протоколом о поправках к конвенции в Брюсселе в 1968г.

В марте 1978г. В Гамбурге была принята Конвенция ООН о морской перевозке грузов – Гамбургские правила, - рассмотревшая ряд дополнений как к коносаментам, так и к другим договорам перевозки, исключая чартер. Гамбургские правила в ближайшее время заменят Конвенцию 1924г и Протокол 1968г.
^ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА МОРСКОГО ФЛОТА:

  • суда для перевозки генеральных грузов (в ящиках, мешках, коробках и др. упаковке) – являются основным типом судов для перевозки грузов между небольшими портами во всем мире. Грузы размещаются в трюмах, оборудованных вентиляционными устройствами и противопожарными системами;

  • контейнеровозы - грузоподъемность 60000 тонн, может транспортировать 2000 шестиметровых контейнеров;

  • лихтеровозы – представляют собой систему, включающую большое судно – плавбазу, перевозящее несколько десятков малых судов;

  • ролкеры дают возможность автомобилям, тягачам въезжать через нос или корму. Ролкеры являются удобной формой взаимодействия различных видов транспорта, при которой автомобили не разгружаются и перевалка грузов отсутствует;

  • паромы – позволяют без перезагрузки транспортировать до 100 вагонов одновременно;

  • танкеры – используют для перевозки сырой нефти и других наливных грузов.


^ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ
Доля грузооборота железнодорожного транспорта в мировой внешней торговле составляет почти четверть от его общего объема.

^ Международное регулирование железнодорожных перевозок
Регулирование железнодорожных перевозок в Европе осуществляется на основе «Котиф», представляющего собой соглашение западноевропейских железных дорог по перевозке грузов и пассажиров, являющееся фактически договорным актом по координации деятельности железных дорог.
^ ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ
Более 10% мирового грузооборота в настоящее время перевозит воздушный транспорт. Наиболее быстрыми темпами доля авиации в мировых перевозках роста в 80-е г. 20 века: с 1% в 1985г. До 10% в 1992г.

^ Международное регулирование воздушных перевозок
С целью решения проблем коммерческой и технической эксплуатации воздушного транспорта, обеспечения безопасности перелетов в 1944г. в Чикаго 52 государства подписали конвенцию о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция). Для решения коммерческих вопросов, сглаживания конкуренции и расширения взаимодействия авиакомпаний на международных воздушных линиях в 1945г. была создана специализированная неправительственная организация – Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА). Эта организация координирует деятельность между авиакомпаниями, регулирует коммерческие соглашения между ними, совершенствует систему установления тарифов на мировом рынке воздушных перевозок.

В дополнение к ИАТА в 1947г. была создана ^ Организация гражданской авиации (ИКАО), представляющая собой специализированное учреждение при ООН. ИКАО предназначена для осуществления международного сотрудничества в гражданской авиации с целью обеспечения безопасности, регулярности и экономической эффективности международных воздушных сообщений.

Ответственность авиации за утрату, недостачу или повреждение в процессе перевозки определяется основными положениями ^ Варшавской конвенции 1929г. с изменениями, внесенными в Гааге в 1955г. (Гаагский протокол). В настоящее время в практике международных воздушных перевозок Варшавско-Гаагская система ответственности авиаперевозчика получила признание большинства стран мира.

^ МЕЖДУНАРОДНЫЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ
Международное регулирование автомобильных перевозок
В 1956г. Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии при ООН была разработана Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов, позволяющая определить и регулировать основные коммерческие условия международных автомобильных перевозок.

Для перевозки грузов между странами используются в основном большегрузные автомобили с кузовом фургонного типа. Некоторые виды автомобилей имеют фургоны, оборудованные холодильными установками, что позволяет перевозить скоропортящиеся грузы на международных автотрассах.
^ ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ
Трубопровод представляет собой транспортное средство, совмещающееся с путем, по которому перемещается груз. В международных сообщениях в основном используются трубопроводы, по которым транспортируется газ, нефть и продукты ее переработки. Имеется несколько трансконтинентальных трубопроводов, перекачивающих нефть, газ, нефтепродукты из азиатской части России через Украину и Беларусь в Западную Европу.
^ ТРАНСПОРТНЫЕ СВЯЗИ ВОСТОК-ЗАПАД
Характерной чертой сотрудничества Восток-Запад в области транспорта сейчас становится распространение европейских и всемирных транспортных систем в восточную часть Европейского континента.

В европейский пул «Интерконтейнер» входят уже почти все железные дороги Восточной Европы.

Несмотря на то, что пул, как форма монополистического объединения, имеет временный характер, его создание позволяет упорядочить систему распределения общих расходов и прибыли среди участников.

В 1989г. были открыты отделения всемирных «Ди-Эйч-Эл» и «Ти-Эн-Ти» в Будапеште, в настоящее время совместные предприятия этих компаний и «Юнайтед-Парселз» действуют во всех странах Восточной Европы, в т.ч. в Киеве.

В СНГ имеется ряд совместных проектов по укреплению и модернизации инфраструктуры транспортных коридоров Восток-Запад в Европе. Таких коридоров пять:

  1. Северный – включает морские линии в Балтийском море и сухопутные в Скандинавии – порты Балтии и Санкт-Петербург.

  2. Центральный – через Польшу на Москву. В этом коридоре намечено построить скоростную железнодорожную магистраль Берлин-Москва через Варшаву – Минск и железнодорожную линию с европейской шириной полотна (1435мм) Брест-Москва.

  3. Центрально-Южный – проходит по территории Украины, Венгрии, Чехии, Словакии, Австрии, Северной Италии. Основные цели, решаемые с помощью этого коридора:

    1. Региональная интеграция стран, по территории которых они проходят;

    2. Обеспечение связи между странами Южной, Центральной и Восточной Европы, включая Украину;

    3. Обеспечение связи этих стран с Транссибирским транзитным путем и со странами Ближнего Востока.

В центрально-южном коридоре имеются автомобильные, трубопроводные и железнодорожные линии. Пограничные станции Чоп, Батево, Ужгород являются воротами в Украину на этом коридоре. За год через них проходит более 40 млн. тонн грузов, что превышает грузооборот большей части основных морских портов.

Закарпатская область имеет уникальное географическое положение, т.к. граничит с четырьмя странами и имеет подходы к важнейшим транс карпатским перевалам. Эти уникальные условия дают возможность для развития в Закарпатской области международного центра по комплексным транспортным, экспедиторским, торговым, финансовым, информационным и прочим услугам, которые соответствуют современному понятию транспортного бизнеса.

  1. Рейнско-Дунайский – канал Рейн – Майн – Дунай сулит новые возможности в транспортировке по Дунаю всем придунайским странам.

  2. ^ Южный коридор – охватывает бассейн Черного моря и прибрежные транспортные пути.



Скачать файл (260.2 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации